2. Окунев О.Б. Моделирование и прогнозирование развития российского страхового рынка // Страховое дело. 2009. № 12 (203). С. 3-8.
3. Пескова Д.Р., Евсеева О.А. «Санкционированное» развитие российского предпринимательства // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 3 (125). С. 94-97.
4. Сусликов В.Н., Шергунова Е.А. Особенности деятельности страховых некоммерческих организаций: вопросы теории и судебной практики // Российский судья. 2012. № 8. С. 17-22.
5. Хоминич И.П., Дик Е.В., Архангельская Т.А. Страхование. -Москва, 2015. - 439 с.
6. Черничкина О.С., Пахомова А.И. Процветающий сервис как экономическое благо России // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 4-2 (11). С. 62-63.
Кузьменко Н.И.
КАЧЕСТВО ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ
РОССИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: инновации, регионы, инновационная политика, инновационные механизмы.
Аннотация: в статье представлен анализ формирования и реализации инновационной политики в регионах России. Обоснованы направления реализации региональной инновационной политики в РФ.
Keywords: innovations, regions, innovation policy, innovative mechanisms.
Abstract: The article presents an analysis of the formation and implementation of innovation policy in the regions of Russia. The directions of implementing the regional innovation policy in the Russian Federation are substantiated.
Современный мир неустанно развивается. Возрастает роль интеллектуальной деятельности и научно-технических разработок. Некоторые предприятия уже пользуются таким оборудованием, которое соответствует мировому уровню и которое в значительной мере помогает облегчить и ускорить процесс производства. Сфера знаний играет главенствующую роль. Именно поэтому проблема инновационного развития регионов сейчас столь актуальна. Существует большое количество форм управления инновациями на
различных уровнях: начиная с подразделений компаний и заканчивая государством, роль которого в современном мире заключается в проведении специальной экономической политики. Её цель заключается в стимулировании инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Для того, чтобы проводимая инвестиционная политика была эффективной необходимо совершенствовать систему государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на оптимизацию государственных расходов, уровень которых не может быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта.
Обращаясь к исследованиям различных учёных, можно выделить несколько определений слова инновация. «Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта» [1, с. 136]. «Инновация -материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа» [3, с. 53].
Таким образом, инновация есть процесс введения новых технологий и полученный от этого эффективный результат, который помогает улучшить производственный процесс и добиться желаемых результатов. Она основывается на достижениях науки и использовании передового опыта. Сама по себе региональная политика в области инноваций направлена на создание благоприятных условий для торговли и производства, сельского хозяйства, промышленности и науки, а также к объединению институциональных форм хозяйствования. Для осуществления указанных стремлений государство разрабатывает программы для повышения конкурентоспособности главенствующих в регионе отраслей с помощью вовлечения частных институциональных инвесторов в реализацию инноваций; экономического стимулирования инновационной деятельности.
Регионы России разные. Соответственно и реализуемая в них инновационная политика имеет свои разнообразные особенности.
Но у каждого выделяются внутренние и внешние составляющие инновационного потенциала. Внутренние это: финансово-кредитная система, структура хозяйства, основа научных исследований, система
формирования и развития кадрового потенциала региона [2, с. 290]. А к числу внешних элементов можно отнести: взаимосвязи с другими регионами, конкурентоспособность региона в социальной и экономической сферах, а также возможности выхода на мировой уровень.
В настоящее время региональная политика в области инноваций реализуется с помощью нескольких основных механизмов [1-6]:
1) Концентрация на приоритетных направлениях. Производится отбор этих направлений путём анализа результатов научно -технической деятельности самого региона и мировых тенденций научно-технического прогресса; прогнозируется необходимости в продукции сферы науки; формируются предложения по приоритетам региона; определяются показатели отбора и проведения экспертной оценки.
2) Развитие кадрового потенциала. На основе потребностей и приоритетов региона в сфере науки образуется система подготовки и переподготовки научных кадров.
3) Развитие информационного обеспечения. Информационное обеспечение научной деятельности способствует взаимодействию между наукой, образованием, промышленностью и социальной сферой. Оно повышает уровень и ускоряет реализацию наукоемких инвестиционных проектов в регионах. А телекоммуникация предоставляет возможность дистанционного доступа к базам, банкам данных и другим информационным ресурсам. Потребители же имеют возможность получать информацию о рынке инновационных продуктов.
Деятельность в области развития информационно-телекоммуникационной системы субъектов РФ должна происходить в рамках исполнения федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной среды» «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости», а также в соответствии с мероприятиями, осуществляемыми ведущими в этой сфере организациями, телекоммуникационными компаниями.
4) Финансово-экономическое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности. Смысл состоит в улучшении механизма государственных закупок научно-технических услуг, в поддержании спроса на научные услуги, привлечении внебюджетных средств на научную и инновационную деятельность, создании специализированных организаций как в рамках региона, так и во
взаимодействии регионов. Система использования бюджетных средств осуществляется в рамках региональных целевых программ государственными заказчиками и является открытой (например, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, другими специализированными фондами). Необходимо отметить и привлечение финансов из негосударственных источников, так как они делают возможным формирование межрегиональной системы венчурного и лизингового финансирования технологических проектов.
5) Развитие региональной инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Хорошо развитая и полная инфраструктура помогает организациям компенсировать отсутствие некоторых компонентов, необходимых для успешного развития. Инфраструктурные функции могут выполнять как малые организации, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений, так и специализированные организации, располагающие собственной материальной и кадровой базой.
6) Система производственно-технологической поддержки. Элементами системы являются лизинговые организации, технопарки, объединения по совместному использованию дорогостоящего научного оборудования. Одной из важных региональных проблем формирования и развития инновационной экономики считается решение вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производственных систем. В них необходимо автоматизировать в необходимые для создания наукоёмкой системы этапы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пуско-наладочные работы и испытание новой наукоемкой системы.
В системе рыночных отношений нужно создать систему независимой экспертизы научной продукции как обязательный выбора научных разработок, исполнителей исследований в области федеральных и целевых программ. Получаемая продукция в свою очередь должна удовлетворять требованиям рынка.
Самым важным фактором, который признан во всём мире и который является основополагающим для научно-технического развития является научно-технический прогресс. Иначе он именуется как инновационный. Как заметил американский экономист Джеймс Брайт, это «единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в
получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления».
Сегодня государство формирует институциональные и законодательные условия для внедрения инноваций. Оно поддерживает инвесторов, которое вкладывают свои средства в производство, основанное на высоких технологиях. Развивается лизинг наукоемкого и уникального оборудования. Так же следует отметить, что совершенствуется механизм образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов.
В целом государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой «чистой» (академической) науки и задачами производства. Однако в РФ она является составной частью государственной социально -экономической политики, определяя стратегию и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов. Главными проблемами в настоящее время являются: повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов исследований в производство.
Список литературы:
1. Кузьменко Н.И. Государственная информационная политика как показатель реализации информационной структуры инновационного ландшафта региона и ее роль в обеспечении конкурентоспособности образования // В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты Материалы III международной научно-практической конференции. 2015. С. 134-139.
2. Кузьменко Н.И. Инновационная активность организаций как основа формирования инновационной экономики в регионах РФ // Вестник воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. т. 79. № 3 (73). С. 286-293.
3. Лунева Н.А. Проектное управление в региональном развитии // В сборнике: Материалы XX отчетной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Материалы конференции. под редакцией С.Л. Иголкина. 2017. С. 52-55.
4. Арефьев П.В. Условия формирования полноценной инновационной структуры в РФ // Управление инновациями - 2010 Материалы международной научно-практической конференции 15-17 ноября 2010 г.. Под ред. Р.М. Нижегородцева. 2010. С. 136-139.
5. Коробейников А.М. Человеческий потенциал как
стратегический фактор развития региона...... // Экономика региона.
2008. № 4. С. 251-255.
6. Ооржак В.О. Формирование и реализация стратегии промышленного развития региона. - Москва, 2004.
Лунева Н.А., Козлова О.В.
КАЧЕСТВО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ В
РОССИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: стратегия, регион, инновация, индикаторы развития, программа, миграционная политика.
Аннотация: в статье представлены рассуждения о важности региональных стратегий для эффективного развития, как субъектов РФ, так и всей страны. На примере Воронежской области показаны возможности реализации стратегий и пути достижения запланированных индикаторов развития.
Keywords: strategy, region, innovation, development indicators, program, migration policy.
Abstract: The article presents arguments on the importance of regional strategies for the effective development of both the subjects of the Russian Federation and the entire country. The example of the Voronezh region shows the opportunities for implementing strategies and ways to achieve the planned indicators of development.
В настоящее время стратегирование необходимо всем -государствам и городам, малому и крупному бизнесу, транснациональным компаниям и т.д. [5]. Поиск верной стратегии сейчас стал приоритетной задачей, которая не позволяет сбиться с намеченного пути. Стратегия определяет ориентиры развития, без которых решение других важных задач невозможно [6]. Чаще всего перспективы намечаются такими, какими их хотят видеть, а не какими они скорее всего будут. Такая большая потребность в стратегиях различных субъектов экономики объясняется тем, что состояние нестабильности в наше время стало наиболее постоянным состоянием.