Научная статья на тему 'Инновационная подготовка педагогических кадров в условиях нелинейной организации образовательного процесса'

Инновационная подготовка педагогических кадров в условиях нелинейной организации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1317
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная подготовка педагогических кадров в условиях нелинейной организации образовательного процесса»

4. В последние годы мы все стали свидетелями существенных изменений профессиональной деятельности преподавателей вуза.

Для нас привычными стали роли тьютора, консультанта, разработчика. Но самое главное — в последние годы преподаватели разных факультетов стали работать в команде, учась друг у друга, работая в единой логике, осваивая имеющиеся и создавая

новые инновации. Это можно рассматривать и как сверхзадачу, и как важнейший результат всех инновационных преобразований, поскольку возникают ситуации сопричастности к решению поставленных задач, создаются условия, при которых преподаватель вуза становится не сторонним наблюдателем, но активным участником образовательной политики государства.

О. В. Акулова,

начальник учебно-методического управления

ИННОВАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ НЕЛИНЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательные инновации, направленные на реализацию идей Болонского процесса, обычно связывают с переходом на систему зачетных баллов и на балльно-рейтинговую систему оценки. Между тем такое понимание идей Болонского процесса является достаточно формализованным.

Если иметь в виду ведущие идеи, зафиксированные в Болонской декларации, то следует говорить о выборе и свободе, развитии личности в образовании. Совершенно очевидно, что для реализации этих идей необходимы системные изменения целей, содержания, процесса и результатов образования на всех ступенях многоуровневой системы подготовки педагогических кадров. Среди них важным инновационным изменением является переход от линейной системы обучения к нелинейной.

Линейная система обучения предполагает, что обучающиеся изучают дисциплины образовательной профессиональной программы строго последовательно, в установленном объеме, в определенные сроки, в соответствии с логикой обучения.

Нелинейная система обучения — это такой способ организации учебного процесса, который предоставляет обучающимся возможность индивидуально планировать последовательность образовательного процесса. Это процесс, в котором студент имеет возможность сам выстраивать свой образовательный маршрут.

В Герценовском университете нелинейное обучение реализуется различными способами. Так, для студентов возможны несколько уровней выбора.

Первый уровень — выбор образовательной программы (бакалавр, магистр, специалист). Студенты имеют право выстраивать свой образовательный маршрут по различным траекториям (бакалавриат плюс специалитет, бакалавриат плюс магистратура, только бакалавриат). Подчеркну, что образование в многоуровневой системе характеризуется максимальной преемственностью образовательных программ различных ступеней, их взаимной проницаемо -стью, так называемой беступиковостью, гарантирует возможность и доступность продолжения образования, т. е. ведет к реальному обеспечению непрерывности образования.

Второй уровень — выбор профиля или специализации внутри выбранной образовательной программы.

Третий уровень — выбор дисциплин. Нелинейная организация учебного процесса обеспечивается сочетанием в учебных планах дисциплин групп «А», «В» и «С», которые и создают предпосылки для «нелинейности». Группа «А» — дисциплины, которые изучаются обязательно и строго последовательно во времени. Группа «В» — дисциплины, которые изучаются обязательно, но не последовательно. Группа «С» — дисциплины, которые студент изучает по своему выбору.

Набор дисциплин, входящих в ту или иную группу, определяется спецификой образовательной программы. Обязательные дисциплины федерального и национально-регионального компонентов входят в группу «А» либо группу «В». В группу «С» входят дисциплины по выбору студента, набор которых устанавливается вузом или факультетом. Как правило, предметы, включенные в группу «С», выбираются вузом. В Герценовском университете студентам предлагаются дисциплины по выбору по всем циклам, причем в выборе участвуют студенты всех факультетов. Другой вариант решения проблемы — факультативы, которые предлагаются студентам на факультетах.

Четвертый уровень выбора связан с системой дополнительного образования. Чем более развита в университете система дополнительного образования, тем больше свободы выбора имеется у студентов. Например, в университете есть всевозможные программы дополнительного образования, связанные с изучением языка. Можно пройти выбранный курс и получить сертификаты различного уровня. Наконец, есть возможность участвовать во всевозможных конкурсах (например «Моя инициатива в образовании»), в международных и российских семинарах и конференциях, что позволяет студентам усвоить дополнительные навыки и знания.

Важным этапом реализации нелинейного обучения является учебно-методическое обеспечение, сопровождающее выбор студента.

Как один из вариантов такого обеспечения может рассматриваться информационный пакет студента. Информационный пакет представляет собой каталог

Инновационная подготовка педагогических кадров.

образовательной программы. Он призван облегчить студентам понимание, сравнение, выбор образовательных программ и предоставить им основную информацию об учебном заведении, а также учебную практическую информацию. Такие пакеты уже существуют и успешно применяются во многих странах.

Университет сам принимает решение о формате документа и о том, будет ли он опубликован в целом или по частям.

Информационный пакет рекомендуется систематически обновлять. Кроме того, интернет-версия должна быть доступна на информационной странице учебного заведения, используя минимальное количество кликов.

Информационный пакет (каталог) курса не только перечисляет и описывает программы обучения, предметы и модули, но также дает информацию, необходимую студенту для принятия решения об обучении в определенном институте, по конкретной программе или по определенному модулю.

Информационный пакет (каталог) курса является основным, так как он предоставляет всю необходимую информацию по учебным программам и должен быть доступен студентам до того, как они начнут обучение.

Информационный пакет (каталог) курса учебного заведения публикуется на языке обучения и на английском языке и размещается на сайте университета в Интернете и (или) в печатном формате в одной или более брошюрах. Информационный пакет (каталог) содержит несколько частей.

Часть первая. Информация о высшем учебном заведении

Название и адрес. Учебный год. Администрация. Общее описание учебного заведения (включая тип и статус). Список предлагаемых программ с присвоением степеней. Порядок зачисления (регистрации). Основные положения университета (особенно процедуры признания). Координаторы БСТ8 вуза.

Часть вторая. Информация о программах с присвоением степеней

А. Общее описание.

Присваиваемая степень. Требования для зачисления. Учебные и профессиональные цели. Доступ к дальнейшему обучению. Структура курса, диаграмма с кредитами (60 в год). Выпускные экзамены (если есть). Порядок проведения экзаменов и оценивания. Факультетский координатор БСТ8.

Б. Описание отдельных курсов.

Наименование курса. Тип курса. Уровень курса. Год обучения. Семестр (триместр). Количество кредитов. Имя преподавателя. Задачи курса (предпочтительно с точки зрения результатов и квалификаций обучения). Предварительные условия. Содержание курса. Рекомендованная литература. Методы обучения. Методы оценивания. Язык преподавания.

Часть третья. Общая информация для студентов

Стоимость жизни. Условия проживания. Питание. Медицинское обслуживание. Условия для студентов с особыми нуждами. Страховка. Финансовая поддержка студентов. Комитет по делам студентов. Условия обу-

чения. Международные программы. Практическая информация для мобильных студентов. Языковые курсы. Спортивные сооружения. Дополнительные условия и свободное время. Студенческие ассоциации.

Для индивидуального планирования обучения студенты могут пользоваться также справочниками-путеводителями, которые должны быть размещены на электронном сайте университета, предлагаться студентам в период каникул и включать в себя рабочий учебный план специальности на весь период обучения; формы контроля и методику расчета показателей академической успеваемости студента; основные правила организации учебного процесса; права и обязанности студента.

Еще одной особенностью нелинейного обучения является контракт на обучение, или учебное соглашение.

Учебное соглашение разработано для мобильных студентов, которые определенный период времени обучаются в университетах других стран. Учебное соглашение содержит список курсов или модулей, которые планирует изучать студент. Учебное соглашение гарантирует перенос кредитов для курсов, успешно сданных студентом.

Высшие учебные заведения могут использовать свою собственную версию учебного соглашения.

Как уже отмечалось выше, переход на нелинейное обучение сопровождается системными изменениями всех компонентов образовательного процесса.

Достижение нового качества образования сопряжено с серьезным переосмыслением значения системы высшего профессионального образования. Традиционно целью образования была в основном передача существующих знаний, навыков и ценностей. Новый взгляд способствует переориентации образования на подготовку людей к жизни, к решению вопросов гарантированной занятости, к требованиям быстро изменяющегося общества, к технологическим изменениям, которые в настоящее время затрагивают все стороны нашей жизни и в конечном счете способствуют повышению благосостояния и качества жизни.

Изменение целевых ориентиров приводит к необходимости изменить все компоненты образовательного процесса.

Достижение целей Болонской декларации определяет направления изменений процесса подготовки педагогических кадров как процесса, расширяющего жизненное пространство, в котором личность строит, приобретает определенную «траекторию своего движения» сообразно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития.

Перспективным является переход на модульную структуру содержания образовательной программы, а также переход на кредитно-зачетную систему.

Это является логичным с точки зрения планируемых результатов освоения образовательной программы — приобретаемых знаний, умений, навыков, с учетом объема изучаемого материала, его уровня и значимости, а также нормативного срока

освоения. При таком подходе образовательная программа может состоять из нескольких семестровых модулей (курсов, дисциплин), а количество кредитов образовательной программы может представлять собой сумму кредитов отдельных модулей (курсов, дисциплин).

Рынок труда все больше требует «гибких» специальностей, необходимых для выполнения определенной трудовой деятельности, в которой возникают вопросы, относящиеся к разным отраслям знаний и требующие навыков приспособления к быстрой смене характера профессиональной деятельности. Эти «гибкие» специальности складываются также из отдельных сменных модулей. Поэтому модульное построение образовательных программ является ответом на вызовы времени.

Обеспечение качества образовательного процесса связано с обновлением образовательных технологий, а именно с увеличением доли технологий обучения, предполагающих организацию самостоятельной работы студентов, широкое использование информационных технологий, технологий проектного обучения, рефлексивных и др.

Высшая профессиональная школа в настоящее время еще только подходит к смене технологий обучения, когда студент получает возможность не заучивать готовые знания, а осваивать определенные деятельности, имитировать их, анализировать чужой опыт (case study), создавать новый опыт в проектировании. Исходной позицией изменения технологий обучения является положение о том, что технологии должны позволять преподавателю и студенту совме-

стными усилиями понять содержание учебного материала и использовать его для решения значимых профессиональных задач.

Внедрение новых технологий обучения связано с развитием инфраструктуры университета, обновлением образовательной среды.

Решению этих задач отвечает расширение доступа студентов и преподавателей к электронным ресурсам, модернизизация библиотеки, появление медиатеки.

Обеспечение качества образовательного процесса связано с обновлением способов оценивания и контроля образовательных результатов, введением балль-но-рейтинговой системы оценивания, осуществлением постепенного перехода к накопительной системе оценок, созданию портфолио студентов.

Переход к балльно-рейтинговой системе контроля знаний, к кредитной системе учета студентами освоения содержания образования и нелинейной организации учебного процесса означает кардинальную перестройку всей организации учебного процесса, затрагивающую практически все его стороны и, безусловно, деятельность ведущих этот процесс преподавателей.

Таким образом, можно утверждать, что присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для повышения качества российского высшего профессионального образования.

Смена «линейной» (последовательной) системы обучения «асинхронной», или нелинейной, является видимой перспективой инновационного развития российского образования.

Н. Л. Шубина,

декан филологического факультета

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

Образовательные инновации (как бы мы их ни называли и чем бы они ни мотивировались) кардинально меняют не только учебный процесс и его обеспечение, но и наше отношение к очень привычным положениям. Мы очень быстро привыкаем к новым понятиям и очень дорожим теми понятиями, которые обусловливают безошибочную актуальность обсуждаемого вопроса. Например, понятие интеграции, которое принято толковать как «объединение в целое каких-либо частей, элементов». Однако у этого слова есть и другое значение: «Процесс взаимного приспособления, расширения сотрудничества». Следует признать, что интеграция — это сложный процесс установления общих зон взаимовлияния и взаимообусловленности, но при обязательном сохранении академической автономности.

Для европейских государств (да и для России тоже) интеграция — это важнейшая политическая задача, корни которой в экономике. Европейские инновации в области интеграции высшего образования находятся в постоянной динамике.

Понимание необходимости изменения некоторых параметров функционирования систем образования

обусловило инициативу ряда государств в поиске новых механизмов обеспечения «привлекательности и конкурентоспособности национальных систем образования». Интегративные процессы не диктуются «решениями европейских министров высшего образования». Это социальный заказ общества, выполнение которого определит жизнеспособность и конкурентоспособность каждой национальной образовательной системы, каждого вуза в отдельности.

Сейчас принято говорить о едином европейском образовательном пространстве, о зоне европейского высшего образования. А между тем прежде чем вести строительство этого единого европейского пространства, следует, на мой взгляд, обратить внимание на состояние нашего внутреннего образовательного пространства.

В критерии оценки рейтингового статуса вуза необходимо включать и такой показатель, как вклад университета в формирование единого образовательного пространства России. Это означает, что каждый вуз должен назвать те вузы-партнеры, с которыми выполняется не только научный проект, но и образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.