Научная статья на тему 'Инновационная педагогическая технология формирования креативного потенциала учителя в процессе преподавания общеправовых дисциплин'

Инновационная педагогическая технология формирования креативного потенциала учителя в процессе преподавания общеправовых дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ОБЩЕПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩЕПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / GENERAL LEGAL DISCIPLINE / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / SOCIAL TECHNOLOGY / GENERAL LEGAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрина А. В.

Раскрыто понятие «технология», «педагогическая технология», «инновационная педагогическая технология», «креативный потенциал учителя», определена сущность педагогической технологии как формы осуществления педагогического процесса, описаны особенности применения инновационных образовательных технологий в процессе общеправовой подготовки будущих педагогов по формированию креативного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF THE CREATIVE POTENTIAL OF TEACHERS IN THE TEACHING OF SUBJECTS OF COMMON LAW

Discloses the concept of "technology", "educational technology", "innovative educational technology", "creativity", "potential", defined the essence of educational technology as a form of pedagogical process, describes features of innovative educational technology in general legal training future teachers, to build creative capacity.

Текст научной работы на тему «Инновационная педагогическая технология формирования креативного потенциала учителя в процессе преподавания общеправовых дисциплин»

УДК 378.1:37

А.В. Шадрина

преподаватель, кафедра социальной педагогики, Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды

ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОБЩЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Раскрыто понятие «технология», «педагогическая технология», «инновационная педагогическая технология», «креативный потенциал учителя», определена сущность педагогической технологии как формы осуществления педагогического процесса, описаны особенности применения инновационных образовательных технологий в процессе общеправовой подготовки будущих педагогов по формированию креативного потенциала.

Ключевые слова: технология, педагогическая технология, инновационная педагогическая технология, общеправовая подготовка, общеправовые дисциплины, будущий педагог, креативность, потенциал.

A.V. Shadrina, Kharkiv National Pedagogical University name G.S. Skovoroda

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF THE CREATIVE POTENTIAL OF TEACHERS

IN THE TEACHING OF SUBJECTS OF COMMON LAW

Abstract. Discloses the concept of "technology", "educational technology", "innovative educational technology", "creativity", "potential", defined the essence of educational technology as a form of pedagogical process, describes features of innovative educational technology in general legal training future teachers, to build creative capacity.

Keywords: technology, educational technology, social technology, innovative educational technology, general legal training, general legal discipline, the future teacher, creativity, potential.

Подготовка будущего учителя требует обновления содержания и повышения ее качества с учетом требований времени на базе инновационных педагогических технологий, практической направленности общеправового обучения и воспитания. Будущий учитель общеправовых дисциплин должен иметь гражданскую зрелость и высокую гражданскую активность, сформированную правовую компетентность, принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, обладать креативным потенциалом, который обеспечит творческий подход к осуществлению профессиональных функций.

Для выполнения этих требований сегодня на высшие учебные заведения возлагаются обязанности в плане усовершенствования организационного и методического обеспечения процесса общеправовой подготовки студентов и усвоения будущими педагогами социально-культурного опыта, формирования и использования ими креативного потенциала.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что проблемой педагогических технологий занимались украинские исследователи В.Гринёва, В.Евдокимов, В.Лозовая, И.Прокопенко, непосредственно учебными инновациями -Е.Попова, В.Беспалько и другие.

Цель статьи - определить сущность и особенности применения инновационных

педагогических технологий в процессе общеправовой подготовки будущих учителей по формированию креативного потенциала.

Разработка и внедрение инновационных педагогических технологий является направлением организационно-методического обеспечения процесса общеправовой подготовки студентов высших педагогических учебных заведений, основным действующим средством повышения правовой компетентности будущих педагогов и креативного потенциала.

Инновации имеют две стороны: предметную и процессуальную, которые регламентируют пути и способы создания, распространения, усвоения, изменения нового и определяют функционирование инновационной технологической деятельности учителя. Процессуальная сторона инновации предусматривает, что в основе любой педагогической технологии лежит коллективное технологическое взаимодействие в форме трудовой деятельности, которая независимо от формы осуществления определяется целью, характером операций, предметом, средствами и результатом.

Ученые выделяют социальную технологию как такую, в которой исходным и конечным результатом является человек, а основным параметром изменения - одно или несколько его свойств (например, технология образования или воспитания). Педагогическая же технология является частью социальной технологии как система действий и операций, целью которых является закрепление социального опыта в индивидуальном и общественном сознании людей [3; 4; 5; 6].

Сущность педагогической технологии как формы осуществления педагогического процесса предполагает внедрение научно обоснованных педагогических инноваций в учебный процесс, в результате которого происходят изменения личностных качеств его участников, которые определяются заранее установленной дидактической целью.

Анализ научно-педагогической литературы позволил выявить большое количество определений термина «педагогическая технология». Его употребляют в разных по своему смыслу значениях: как алгоритм деятельности преподавателя и студента; как педагогическая система, построенная на основании некоторых приёмов; как описание педагогической системы и т.п. [1; 5; 6; 7].

Технологии, которые применяются в педагогической науке, исследователи рассматривают с трех взаимодополняющих точек зрения:

• как синоним понятий «методика» и «форма организации обучения», то есть как модель обучения современной педагогической деятельности по организации учебного процесса на основании самых современных достижений науки и техники [1];

• как научный подход к способам влияния педагога на учащегося в процессе обучения с применением необходимой для конкретной педагогической системы совокупности форм, методов и средств [4; 6];

• как совокупность стратегий и моделей, теорий их применения, совокупность и последовательность средств, методов и процессов (организационно-методического инструментария педагогического процесса), используемых для достижения педагогической цели, которые позволяют получить продукт с указанными свойствами [2; 7].

Современные инновационные технологии направлены на максимальное приближение к практике процесса передачи знаний и ориентацию учебного процесса на положительные изменения стиля мышления преподавателя и учащегося. Инновацион-

ная педагогическая технология - это система разработки и практического применения в соответствии со спроектированной образовательной целью научно обоснованных новаций (содержания, форм, методов и средств обучения, воспитания и развития), которые гарантируют эффективное их достижение.

Современные технологии разрабатываются на основе таких принципов: принцип целостности технологии, который представляет собой дидактическую систему; принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленной цели; принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые непосредственно влияют на механизмы самоорганизации и саморегуляции соответствующих педагогических систем; принцип адаптации процесса обучения к личности студента и его познавательных способностей.

Педагогическая технология как целостная система, которая охватывает все стороны разработки системы общеправовой подготовки в высшей педагогической школе, должна иметь диагностическую цель и способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в педагогическую практику, обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе, создавать возможность для индивидуализации и персонализации обучения студентов, учитывать их познавательные способности, мотивацию и личностные преимущества, выступать средством реализации рефлексии, которая побуждает студента к самостоятельному формированию системы знаний, что сможет обеспечивать достижение конечного результата с точностью не менее 80% от необходимого уровня, а также соответствовать другим принципиальным требованиям. Применяемые технологии в общеправовой подготовке студентов должны способствовать формированию креативного потенциала будущего учителя.

Мы согласны с утверждением С. Сысоевой [8] о креативности как фундаменте творческой личности, детерминантой которой выступает творческая активность индивида и понимаем креативность как совокупность творческих задатков, умений личности, которые обусловливают определенный уровень и характер развития творческих качеств личности, ее познавательных процессов, мышления, знаний, учений и навыков с учетом определенных объективных условий. Креативность как многостороннее явление интегративного характера не только определяет объективные перспективы творческого развития, но и обеспечивает функционирование актуальной зоны творческой деятельности человека. Креативность может проявляться в разных видах деятельности, в разной степени. Креативность является фактором инновационно-творческой деятельности, что определяет стиль исполнения как творческий.

Инновационные педагогические технологии рассматриваются нами как инструмент, при помощи которого можно обеспечить формирование креативного потенциала будущего педагога. К особенностям применения инновационных учебных технологий в процессе общеправовой подготовки будущих педагогов по формированию креативного потенциала следует отнести такие:

• студент с объекта педагогического влияния превращается в субъект познавательной деятельности благодаря тому, что погружается в условия, которые побуждают его к самостоятельному поиску способов решения поставленных учебных социально-правовых ситуаций, получения правовых знаний и навыков (проблемно-исследовательской деятельности);

• в процессе преподавания общеправовых дисциплин («Основы конституционного права Украины», «Правоведение») наиболее целесообразной является реализация таких инновационных технологий, которые основаны на развитии механизмов мышления, творческих и рефлективных способностях студентов. Мыслительные и рефлексивные механизмы позволяют будущему педагогу самореализовываться, заниматься правовым самообразованием, делают его более способным к профессиональной и личной жизнедеятельности, обеспечивают эффективность его правовой социализации в обществе;

• инновационные технологии строятся таким образом, чтобы во время их реализации образовательная ситуация, через которую происходит общеправовая подготовка будущего педагога, становилась для студента личностно значимой, дополняла его социально-правовой опыт.

Разработка и внедрение в практической деятельности преподавателя общеправовых дисциплин инновационных технологий с целью формирования креативного потенциала будущего учителя как представителя одной из творческих профессий, требующей принятия решений в нестандартных ситуациях, является перспективным направлением.

Так, на теоретических и практических занятиях по общеправовым дисциплинам преподаватель имеет возможность использовать коммуникативные технологии при решении правовых ситуаций, организовывать дискуссии и круглые столы по обсуждению правовых вопросов, связанных с педагогической деятельностью. Перспективным является использование кейсов по аргументации профессионально-правовой проблемы и поиску нестандартных решений, что способствует проявлению творчества со стороны студентов, формированию нестандартного решения.

Таким образом, инновационные педагогические технологии создают условия для самостоятельного овладения правовыми знаниями, формирования правовых умений и навыков будущих учителей, способствуют формированию нестандартного мышления и способности находить решения профессионально-правовых проблем, используя креативный потенциал.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1991. - 192 с.

2. Васильева М.П. Теорiя педагопчноТ деонтологп. - Х.: Нове слово, 2003. -

216 с.

3. Гриньова В.М. Суб'екти педагопчного процесу // Лекцп з педагопки вищоТ шко-ли: Навч.поабник. - Харюв: ОВС, 2006. - С. 352-365.

4. Лозова В.1. Педагопчна подготовка викладачiв вищих навчальних закладiв // Педагопка та психолопя: Зб.наук.пр. / За заг.ред. акад. 1.Ф.Прокопенка, чл..-кор. В.1.ЛозовоТ. - Харюв: ОВС, 2002. - Вип.21. - С. 60-63.

5. Попова О. В. Концептуальш пщходи до розробки педагопчних шновацм у су-часних навчально-виховних закладах // Педагопка та психолопя: Зб. наук. пр. - Харюв: Харювський державний педагопчний ушверситет iменi Г.С.Сковороди, 2003. - С. 35-38.

6. Прокопенко 1.Ф., Свдокимов В.1. Педагопчна технолопя. - Х.: Основа, 1995. -

105 с.

7. Сисоева С.О. Особистюно орieнтованi технологiT у професiйнiй пщготовц майбутнiх фахiвцiв // Кримськi педагопчы читання: Мат-ли Мiжнар. наук. конф. - Харюв: Нацiональний технiчний ушверситет „Харювський полiтехнiчний шститут", 2001. -С. 297-307.

8. Сисоева С.О. Подготовка вчителя до формування творчот особистост учня / С.О.Сисоева. - К.:СДОУ, 2000. - 405 с.

List of references:

1. Bespalko V.P. The terms of educational technology. - M.: Education, 1991. - 192 p.

2. Vasilyeva MP Theory of teaching ethics. - H.: New Word, 2003. - 216 p.

3. Grineva VM Subjects teaching process / / Lectures on Pedagogics: Navch.posibnyk. - Kharkov: ATS, 2006. - P. 352-365.

4. Lozova VI Teacher training academics / / Pedagogy and Psychology: Zb.nauk.pr. / By zah.red. Acad. I.F.Prokopenka, corr .. Sci. V.I.Lozovoyi. - Kharkov: ATS, 2002. - Vyp.21. - P.60-63.

5. Popova OV Conceptual approaches to the development of pedagogical innovations in modern educational institutions / / Pedagogy and Psychology: Proc. Science. etc. - Kharkov: Kharkov State Pedagogical University GSSkovoroda, 2003. - P.35-38.

6. Prokopenko I., V. Evdokimov Educational technology. - H.: Base, 1995. - 105 p.

7. Sysoeva SO Personality-oriented technology in the training of future specialists / / Crimean teaching reading: Intern. Science. conf. - Kharkiv National Technical University "Kharkiv Polytechnic Institute", 2001. - P. 297-307.

8. Sysoeva SO Preparing teachers to form creative individual student / S.O.Sysoyeva. - K. SDOU, 2000. - 405 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.