Научная статья на тему 'Инновационная образовательная система как фактор развития общества'

Инновационная образовательная система как фактор развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / МНОГОУРОВНЕВОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вейс Татьяна Павловна

Рассматривается роль профессионального образования в формировании социальных институтов общества, в обеспечении его социальной стабильности, обосновывается необходимость институциональной перестройки системы образования на основе эффективного взаимодействия с рынком труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вейс Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная система как фактор развития общества»

УДК 378.014

ВЕЙС Т.П. Инновационная образовательная

система как фактор развития общества

Рассматривается роль профессионального образования в формировании социальных институтов общества, в обеспечении его социальной стабильности, обосновывается необходимость институциональной перестройки системы образования на основе эффективного взаимодействия с рынком труда.

Ключевые слова: профессионально-образовательная система, акмеологическая концепция, многоуровневое непрерывное образование, базовые профессиональные компетенции.

Совершенствование профессионального образования становится одним из значимых факторов развития российского общества. Российской экономике требуются не только дополнительные инвестиции, но и инновационная политика государства в области профессионального образования. Обеспечение реального приоритета профессионального образования способно дать не отсроченный, а немедленный и ощутимый социально-экономический эффект.

Образование выполняет ряд важных социальных функций, являясь одновременно средством освоения культуры, развития способностей личности и одним из способов интеграции человека в социальную сферу. В настоящее время очевидна необходимость пересмотра целевых функций образования как системы, целей и задач ее отдельных ступеней и звеньев, переосмысления традиционных представителей о социальной сущности образования, его взаимосвязи с другими видами и формами общественной практики, места и роли как социального института в жизни человека и общества.

Инновационную профессионально-образовательную систему можно определить как динамическую, сложноинтегри-рованную, преемственную, профессиональную, деятельную систему, функционально объединяющую:

- институциональную подсистему, сохраняющую преемственность традиций, культурных, национальных способностей,

придающую образованию опережающий характер, накапливающую и реализующую совокупный инновационный потенциал, вырабатывающую собственные ориентиры профессионализма;

- средовую подсистему, формирующую вектор развития образования, осуществляющую гибкую адаптацию к социальной ситуации в стране и адекватную интеграцию в международную образовательную среду, обладающую способностью регулировать скорость структурных и функциональных изменений;

- подсистему личностно-профессио-нального развития, инициирующую реализацию инновационного потенциала субъектов образования, укрепляющую у них способность к созданию уникального образовательного и научного продукта1.

Чтобы осуществить необходимый переход на инновационный путь развития, образовательному учреждению необходимы определение правильного приоритета развития инновационной профессионально-образовательной среды; формирование воли коллектива к творчеству, а также научного мировоззрения членов коллектива образовательного учреждения в ходе преобразования; повышение уровня профессиональной культуры сотрудников.

Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе ее эффективного взаимодействия с рынком труда. Для преодоления разрыва

№ 4 2009 г.

между содержанием, технологиями, уровнем кадрового потенциала, структурой и инфраструктурой образовательной сферы и потребностями экономики необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.

Направление решения перечисленных задач содержится в "Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы", согласно которой главное преимущество любой высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом формируемым образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. Поэтому роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, развитии инновационной сферы, изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей, основанном на свободном развитии личности, формировании кадровой элиты общества и трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны.

В качестве теоретико-методологического обоснования происходящих изменений ряд инновационных учреждений образования разработали акмеологическую концепцию развития инновационной профессионально-образовательной среды. Концепция обосновывает привлечение новых наукоемких технологий, ориентированных на высокое качество образования и гибкость функционирования образовательных систем, основанных на совмещении философских, социологических, педагогических, управленческих знаний. Механизм развития представлен сочетанием взаимосвязанных моделей:

- развития инновационной профессионально-образовательной системы;

- преобразования институциональных систем "лицей-колледж-вуз";

- преобразования педагогического руководства;

- повышения квалификации и аттестации педагогических кадров.

Акмеологический подход позволяет интегрировать компоненты механизма развития инновационных профессионально-образовательных систем от постановки целей до их достижения.

В модели инновационной профессионально-образовательной системы, создаваемой организацией, необходимо учесть ключевые моменты, являющиеся фундаментом постоянного совершенствования:

- конкретные обязательства руководства и его активное участие в деятельности и развитии системы;

- эффективное руководство и конкретные обязательства, демонстрируемые руководителями всех уровней;

- нацеленность на потребности субъектов профессионально-образовательной системы;

- объединенную деятельность по оптимизации строительных целей внутри организации, за ее пределами и на всех уровнях;

- созидание атмосферы, способствующей новаторству и творчеству;

- нацеленность на процессы стимулирования качества;

- работу с персоналом3.

В институционализации региональных профессионально-образовательных систем наряду с политикой и действиями федеральных и региональных органов управления образованием важна роль региональных общественных образовательных объединений и ассоциаций, вузов и ссузов. В этом плане интересен опыт работы Совета директоров ссузов Тверской области. В системе Совета директоров действует Центр научных исследований, объединяющий преподавателей-исследователей и ряд ученых, представляющих высшую школу и работающих по тематике, актуальной для развития образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях.

Актуальным для эффективного развития профессионально-образовательной системы является объединение ресурсов образовательных учреждений и социальных партнеров. Участники съезда Российского Союза промышленников и предпринимате-

лей (апрель 2006 г.) заявили, что необходимо выстраивать взаимовыгодное партнерство системы образования и бизнеса. Для этого образовательные учреждения должны активно изучать профессиональные особенности бизнеса, поддерживать прямые контакты с работодателями, уточнять их потребности в кадрах и в обучении, организовывать производственную практику, а в дальнейшем и трудоустройство выпускников с учетом интересов конкретных компаний. Бизнес со своей стороны должен идти навстречу образовательным учреждениям и всеми мерами способствовать достижению общей цели - удовлетворению потребности граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.

Система профессионального образования призвана развиваться не только синхронно с экономикой государства, но и в известном смысле опережая ее, поскольку она готовит кадры для будущего. Современные процессы модернизации российского образования происходят на фоне европейской интеграции в области образования. В Декларации Европейской комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения (ПОО) в Европе (Копенгаген, ноябрь 2002 г.) сформулированы задачи как создания единого европейского пространства в области ПОО, так и обеспечения прозрачности квалификации, признания компетенций и квалификаций, распространения и обмена информацией и развития профориентации, обеспечения качества ПОО и разработки общих критериев и принципов его оценки.

Любое учебное заведение, стремящееся быть инновационным, мобильным, выстраивает стратегию развития в соответствии с общеевропейскими процессами, что в дальнейшем приведет к модернизации учебного заведения как эффективной и востребованной части системы непрерывного образования, отвечающей требованиям личности и общества.

Для достижения этой цели необходимы:

- отработка механизма подготовки специалистов "под заказ" работодателя с

гарантированным трудоустройством выпускников;

- участие в процессе разработки профессиональных стандартов и образовательных стандартов на их основе;

- внедрение непрерывных вариативных образовательных траекторий, в том числе технологий открытого образования;

- реализация в сотрудничестве с работодателями и региональными технопарками проектов по созданию учебно-научно-производственных комплексов по высокотехнологическим направлениям подготовки;

- оказание образовательных услуг для студентов европейских стран;

- создание многопрофильного, многофункционального регионального учебного комплекса в соответствии с потребностями региона.

Успех создания и развития интегрированного комплекса профессионального образования как примера инновационного профессионального обучения в конечном итоге зависит от сформированного научно-педагогического коллектива, способного осуществлять инновационные процессы в атмосфере общественной значимости инноваций, востребованности и поддержки инициативы и творчества сотрудников.

Новый социальный заказ - формирование творческой, социально-адаптированной личности, готовой к продуктивной созидательной, профессиональной деятельности в условиях перехода к постиндустриальному информационному обществу - выдвигает требования к развитию системы многоуровневого непрерывного профессионального образования, развитие которой позволяет реализовывать социальные ожидания, в частности:

- более полное удовлетворение потребности граждан в получении качественного высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

- достижение современного качества профессионального образования и построение его на компетентностной основе;

- более высокий уровень индивидуализации профессионального образования;

- высокую степень диверсификации образовательных маршрутов;

№ 4 2009 г.

- соответствие образования актуальным перспективным потребностям личности, общества и государства, повышение конкурентоспособности выпускников4.

В условиях становления многоуровневого непрерывного образования формирование базовых профессиональных компетенций выступает в качестве приоритетной задачи. В обобщенном виде "компетенция" рассматривается как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетентностная модель ориентирована на образовательный успех относительно конкретного студента, его готовности и способности к творческому, самостоятельному и ответственному действию в широком контексте профессиональных, культурных, экономических и социальных отношений. Переход к профессиональной подготовке специалистов на основе компетентностной модели создаст необходимые условия для полноценной реализации возможностей студентов, их самоопределения и саморазвития и тем самым обеспечит их успешную адаптацию в социуме и будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, развитие инновационного профессионального образования становится основой развития российского общества, фактором его социальной стабильности.

Для обеспечения качественного развития института образования, его равной доступности для всех граждан общества необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда.

Акмеологическая концепция инновационной профессионально-образовательной среды является теоретико-методологическим обоснованием происходящих изменений на основе привлечения новых наукоемкихтехнологий, ориентированных на высокое качество образования, гибкость функционирования образовательных систем совмещения философских, педагогических, управленческих решений от постановки целей до их достижения.

В основе инновационного образования лежит система непрерывного профессионального образования, позволяющая реа-лизовывать социальные ожидания общества, в частности более полное удовлетворение потребности граждан в получении качественного образования на компетентной основе с высокой степенью диверсификации образовательных маршрутов.

1 Абасов З.А. Традиционное и инновационное в современном российском образовании // Философские науки. 2005. № 9. С. 101-114.

2 Байденко В.И. Коммерции в профессиональном образовании(к освоению ком-петентностного подхода)// Высшее образование в России. № 11. 2004. С. 3-13.

3 Зверев З.Ф. Акмеологические основы профессионального развития личности// Акмеология профессионального образования: материалы III региональной научно-практической конференции (14-15 марта 2006 г.). Екатеринбург: Рос. гос. проф. пед. университет, 2006. 276 с.

4Пономаренко Б.Т. Социальные аспекты развития профессионального образования// Образование и общество. 2007. № 3. С. 14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.