нальной подготовки, полипарадигмальный подход означает необходимость определения адекватных компонентов:
- принципов обучения;
- содержания образования;
- средств обучения;
- системы критериев, показателей, уровней и индикаторов оценки;
- видов образовательных технологий.
Область применимости парадигмы профессионального образования соотносится автором:
Библиографический список
- с этапами обучения, т. е. на каждом этапе оправданной является одна из парадигм образования (когнитивно ориентированная, личност-но-деятельностная, личностно развивающая профессиональная);
- с уровнем профессионального образования (личностно-деятельностная парадигма нашла свое отражение в концепции развития начального и среднего профессионального образования; когнитивная и личностно ориентированная профессиональная — в концепции развития высшего образования).
1. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование [Текст] / А. М. Новиков. — М. : Эгвес, 2008. — 136 с.
2. Яковлева, Н. О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем [Текст] : монография / Н. О. Яковлева. — Челябинск : Изд-во ЧГИ, 2008. — 279 с.
3. Львов, Л. В. Проектирование системы профессиональной подготовки на полипарадиг-мальной основе [Текст] : монография / Л. В. Львов. — М. : Изд-во СГУ, 2013. — 512 с.
4. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М. : Наука, 1973. — 271 с.
5. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека [Текст] : коллект. монография / под ред. Э. Ф Зеера. — Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2008. — 239 с.
6. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методоло-гического анализа [Текст] / А. Л. Андреев // Педагогика. — 2005. — № 4.— С. 19-27.
7. Кустов, Л. М. Практика обработки и представления результатов педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие : в 3 ч. / Л. М. Кустов. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2006. — 294 с.
8. Ямбург, Е. Г. Управление развитием адаптивной школы [Текст] : монография / Е. Г. Ям-бург. — М. : Изд-во ПЕР СЭ-Пресс, 2004. — 367 с.
9. Павленко, А. И. Пути освоения содержания образования: парадигмальный подход [Текст] / А. И. Павленко, Т. Н. Попова. — Киев, 2007.
10. Сташкевич, И. Р. Развитие познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса [Текст] : монография / И. Р. Сташке-вич. — Челябинск : Изд-во ЧелГУ, 2005. — 204 с.
УДК 374 А. А. Саламатов, директор Института допол-
нительного образования и профессионального обучения Челябинского государственного педагогического университета (ИДОиПО ЧГПУ), д-р пед. наук, проф., г. Челябинск, e-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе рассмотрены методологические основы построения современного непрерывного образования: основные существующие модели и принципы формирования и развития непрерывного образования, способные обеспечить быстрый охват трудоспособного населения образованием через всю жизнь.
Ключевые слова: непрерывное образование, стратегия непрерывного образования, принципы современного непрерывного образования.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года ориентирует на формирование инновационной образовательной системы, обеспечивающей построение основанной на знаниях экономики, в которой значимость непрерывного образования трудно переоценить. Инновационная экономика — это тип экономики, основным фактором создания, формирования и развития которой является высококачественный человеческий капитал.
Раскрывая методологические основы построения современного непрерывного образования, необходимо опираться на нижеследующие ключевые нормативно-правовые и научные предпосылки:
1) Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 дек. 2012 г.;
2) указы Президента РФ от 7 мая 2012 г.;
3) Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (2000 г);
4) основные положения теории непрерывного образования (авторы — А. А. Вербицкий, С. Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, С. М. Годник, В. А. Горохов, О. В. Долженко, Л. А. Коханова, Ю. Н. Кулют-кин, Ч. Кунисевич, В. Г. Онушкин, В. Г. Осипов, И. П. Раченко, Ф. Г. Филиппов и др.).
Рассматривая понятие «непрерывное образование», следует определить его как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира [1]. Процесс непрерывного образования состоит из последовательных ступеней специально организованного образования, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса и развитие его социально-личностных и профессиональных компетент-ностей. В центре внимания идеи непрерывном образования находится сам человек на протяжении всей его жизни, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание в целях повышения возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.
Первые теоретические разработки по проблемам непрерывного образования появились в первой четверти ХХ века в трудах английских исследователей, которые трактовали его преимущественно как образование взрослых и рассматривали с позиций компенсаторного обучения.
Становление и развитие непрерывного образования в глобальном масштабе относится
к началу 1970-х гг. Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом. В его трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: в центре всех образовательных начал — человек, которому следует создать условия для полного развития способностей на протяжении всей жизни. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.
В разных странах предпочитают пользоваться различными терминами: в США употребляют в основном термин «пожизненное образование», в Англии — «продолжающееся образование», в Швеции — «возобновляющееся образование». Последний термин также предпочитают использовать в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Этот подход нашел отражение в Международном классификаторе, изданном Международной организацией труда, согласно которому система образования непрерывна в том смысле, что человек сможет на любом этапе своей жизни получить взаимосвязанные программы общего, профессионального, специального образования, которые обладают гибкостью и способностью быть индивидуализированными.
С течением времени образование взрослых эволюционировало: вместо некоего придатка к системе традиционного образования оно стало рассматриваться вначале как самостоятельная (иногда даже главенствующая) сфера образовательной деятельности, а затем как подсистема системы непрерывного образования, объединяющей и тесно связывающей детское и взрослое образование в единый постоянно действующий процесс. В соответствии с данным подходом различают термины «непрерывное образование» и «непрерывное обучение». Так, согласно предложениям Международного совета по образованию взрослых (МСОВ) в Международную комиссию «Образование и обучение в ХХ! веке», термин «непрерывное обучение» очерчивает рамки, в которых осуществляется образование взрослых, но само непрерывное образование не ограничивается образованием взрослых. Оно охватывает и детей, и молодежь, и взрослых и должно распространяться на все сферы образования и все ситуации обучения: дома, на работе, в школе, с использованием средств массовой информации и т. д.
Исследования стратегий непрерывного образования в зарубежных странах, проведенные Институтом профессионально-технического образования РАО, показали, что, несмотря на их многообразие, можно выделить следующие основные модели:
1) система непрерывного образования развивается параллельно с традиционными системами и предназначена, главным образом, для людей с низким уровнем образования (Португалия, Китай);
2) система непрерывного образования развивается параллельно с традиционной системой, однако выступает как самостоятельная система.
В настоящее время в российской системе непрерывного профессионального образования существует ряд корневых проблем:
- отсутствие преемственности всех видов и уровней этого образования, позволяющей выстроить эффективную индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося в соответствии с личностными особенностями и потребностями инновационной России;
- резкие деформации структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующих реальным потребностям рынка труда;
- отсутствие индивидуализации траекторий как повышения уровня профессионального образования, так и переподготовки кадров, повышения квалификации на каждом из его уровней (среднем, высшем) [2].
Очевидно, что без радикальных изменений системы непрерывного профессионального образования, позволяющих решить эти и другие проблемы, без придания ей должного качества и эффективности, гибкости и динамичности, без ее соответствия рынку труда, без всеобщего и непрерывного повышения профессионального уровня трудоспособного населения страны невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность России. Таким образом, объективная потребность становления инновационной экономики требует новых подходов к развитию непрерывного профессионального образования в регионах России. В их основу должны быть положены следующие принципы:
- обеспечение всеобщего непрерывного доступа к образованию для получения и обновления знаний и навыков, необходимых в современном информационном обществе;
- формирование, развитие и самореализация творческой личности, готовой жить в условиях быстрых перемен;
- ориентация на подготовку специалистов с высоким уровнем социально-личностных, профессиональных и инновационных компе-тентностей;
- обеспечение долгосрочных инвестиций на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, необходимых для процветания предприятий, отраслей и регионов;
- постоянная нацеленность на генерацию перспективных научных нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;
- создание и внедрение в системе непрерывного профессионального образования инновационных методов и технологий обучения, направленных на формирование личной мотивации, инновационного мышления, способности и готовности учиться в течение всей жизни;
- реальное обеспечение каждому специалисту самостоятельного выбора образовательного учреждения, в котором он может пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
- сотрудничество учреждений среднего профессионального и высшего образования с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям;
- создание информационно-консультационных центров по месту жительства, ориентированных на интересы и потребности жителей.
В итоге система непрерывного профессионального образования должна обеспечивать три главных условия:
1) преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;
2) возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, смены индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т. д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;
3) отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.
В связи с этим обратимся к документу, который в свое время был принят за основу развития отечественной системы образования. В Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза отмечается, что успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования — учения длиною в жизнь (lifelong learning). Учение длиною в жизнь определяется как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции [3].
Сегодня все сильнее увеличивается разрыв между теми, кто преуспевает на рынке труда, постоянно поддерживая и обновляя свои навыки, и теми, кто безнадежно отстает, не поспевая за стремительно растущими профессиональными требованиями. Все эти перемены можно описать как переход к информационному обществу, где основу экономики составляют нематериальные товары и услуги и где знания и умения приобретают первостепенное значение. В таком обществе люди сами ответственны за свой успех, они должны стать хозяевами своей судьбы и активными гражданами.
Те знания и навыки, которые мы получаем в детстве и юности, вовсе не гарантируют нам успеха на всю оставшуюся жизнь. И даже периодическое повышение квалификации еще не является решением проблемы. В информационном обществе базовые умения и навыки должны быть пересмотрены и расширены. К ним надо добавить умение учиться и желание продолжать свое обучение самостоятельно.
Таким образом, личная мотивация к учению и разнообразные образовательные ресурсы являются ключевыми факторами непрерывного образования. Необходимо развивать не только предложение, но и спрос на образовательные услуги, особенно среди тех, кто до сих пор не был активно вовлечен в процесс обучения.
Однако в настоящее время этого мало. Как нами уже отмечалось, термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования. Полагаем, в настоящее время необходимо уже говорить об «образовании шириною в жизнь», который акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм — формальное, неформальное и информальное.
Формальное образование завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата.
Неформальное образование обычно не сопровождается выдачей документа, происходит
в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером.
Информальное образование — это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.
До сих пор при формировании политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось практически никакого внимания. Современное непрерывное образование делает неформальное и информальное образование равноправными участниками процесса обучения. К примеру, то, что информационные технологии в первую очередь захватили сферу домашнего пользования и стали мощным ресурсом индивидуального познания мира, подчеркивает значение информального образования и доказывает его огромные резервы.
В связи с этим обозначим и раскроем шесть ключевых принципов современного непрерывного образования.
1. Новые базовые знания и навыки для всех.
Социально-экономические перемены требуют нового набора необходимых базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное участие в профессиональной, семейной и общественной жизни, в том числе компьютерной грамотности, знания иностранных языков, технологической культуры, навыков предпринимательства. Социальные навыки, такие как уверенность в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать, также становятся все более важными в современном мире. К этому списку можно добавить и умение учиться, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться в потоке информации. Приобретение этих умений чрезвычайно важно, но не менее важно и их постоянное обновление. Именно отсутствие или недостаток квалификации является главной причиной безработицы во многих высокоразвитых странах. Поэтому государство должно предоставить возможность получения или обновления этих навыков в любом возрасте.
2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы.
Во всех последних документах не только отмечается, что нынешний уровень капиталовложений в человеческие ресурсы крайне низок, но и поднимается вопрос о том, что вообще следует считать инвестицией. В каждой стране существуют свои налоговые кодексы и принципы бухгалтерской отчетности, поэтому
единое решение выработать достаточно трудно. Например, невозможно заставить все страны приравнять инвестиции в человеческие ресурсы к капитальным затратам. Здесь, скорее, следует действовать на основе социального партнерства, распространяя опыт передовых компаний. Социальные партнеры могут также быть привлечены к софинансированию учебных программ и выработке гибких схем, позволяющим каждому работнику участвовать в непрерывном образовании.
3. Инновационные методики преподавания и учения.
По мере продвижения к информационному обществу меняется и наше понимание того, что такое образование и учение. Образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя: учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации. Это естественные процессы, которые, однако, могут быть значительно ускорены целенаправленной работой профессионалов в области методологии. Так, например, компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для дистанционного и домашнего обучения, но методисты все еще считают, что обучение должно непременно сопровождаться личными встречами преподавателя и студента. В целом можно сказать, что процесс преподавания и учения, несмотря на все перемены в обществе, не меняется уже, по меньшей мере, полвека. А между тем, образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям, что особенно важно для решения гендерных проблем и проблем «третьего возраста». Так, у нас до сих пор нет ответа на многие методические вопросы: как выработать устойчивую мотивацию к учению, какова методика обучения пожилых людей, как приспособить учебную среду для полноценной интеграции инвалидов, каков положительный потенциал групп смешанного возраста для развития познавательных, практических и социальных навыков и т. д. Для решения этих проблем необходимо не только повысить квалификацию работников сферы образования, но и привлечь тех, кто эффективно решает подобные вопросы в общественных организациях или в профессиональной среде. Профессия учителя в целом меняет свое изначальное содержание. Учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача — помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. А следовательно, и методы обучения —
как в формальной, так и в неформальной системе образования — должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.
4. Новая система оценки полученного образования.
Для общества и экономики, основанных на знании, полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха. Поэтому, что бы в последнее время ни говорили, как для работника, так и для работодателя огромное значение имеют дипломы, аттестаты и сертификаты, подтверждающие квалификацию. Они приобретают все большую роль в условиях единого рынка труда, свободы передвижения и свободного выбора образовательного учреждения. В европейских странах уже действует система признания дипломов о высшем образовании, тем не менее, в сфере неформального и информального образования требуются значительные улучшения. Признание этих видов образования помогло бы полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить мотивацию к непрерывному учению.
5. Развитие наставничества и консультирования.
Если в прошлом нам зачастую приходилось принимать решение о выборе профессиональной карьеры или образовательного учреждения всего лишь один раз, то теперь совет о том, что делать дальше (и не только в профессиональной сфере), нужен человеку на протяжении всей жизни. Следовательно, в идеале должна быть создана постоянная консультационная служба, которая могла бы давать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития и была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя. Сама служба также должна активно выходить к клиентам, поддерживая их мотивацию к учению, помогая найти свой путь в море образовательных услуг и предупреждая возможные неудачи (что, тем не менее, не снимает с государства ответственности за предоставление равноправного доступа к подобным услугам).
6. Приближение образования к дому.
Для большинства из нас как формальное, так и неформальное образование — от детского сада до клуба пожилого человека — происходит непосредственно по месту жительства, а значит, главная ответственность за развитие системы непрерывного образования ложится на местные органы власти. При всей свободе передвижения и тех преимуществах, которые
она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование (это особенно важно в отношении инвалидов и других слабозащищенных групп населения). Информационные технологии в этом плане предоставляют огромные возможности получения качественного образования без больших затрат и в любом отдаленном месте. Используя дистанционные технологии, люди могут иметь постоянный круглосуточный доступ к образованию, где бы и когда бы они ни решили продолжить свое обучение. В свою очередь, города как центры всевозможных образовательных услуг и инновационных методик для любого возраста и любого направления должны стать тем источником ресурсов и идей, который создаст систему действительно общедоступного непрерывного образования. С помощью международных проектов, программ сотрудничества эта система уже сейчас приобретает транснациональный характер.
Таким образом, среди перспектив развития системы непрерывного профессионального образования на региональном уровне нам видится следующее:
- создание региональной системы прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации;
- формирование региональной законодательной базы для организации системного партнерства государства, бизнеса и профобразования, которое предусматривает активное участие работодателей в инновационном развитии непрерывного профессионального образования, решении его проблем, в том числе в формировании заказа учреждениям профобразования и дополнительного профессионального образования;
Библиографический список
- разработка нового поколения профессиональных стандартов и программ на основе новой номенклатуры профессий и специальностей, а также оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями;
- переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, обеспечивающему его гибкость, вариативность и личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда;
- широкое использование современных образовательных технологий, в том числе интерактивных форм обучения и кейс-технологий, проектных и других методов, стимулирующих активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения;
- увеличение роли самостоятельной работы учащихся, студентов и слушателей;
- стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования, создание условий для ресурсопривлекательности системы непрерывного профессионального образования;
- обновление материально-технической базы и инфраструктуры;
- разработка и апробация модели регионального управления инновационной системой непрерывного профессионального образования;
- создание современной мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования, включающей в себя все уровни профессионального образования — от начального до дополнительного, — посредством формирования крупных образовательных комплексов и федеральных образовательных центров на территории региона.
1. Савельева, М. Н. Динамика российской системы образования [Текст] : дис. ... канд. фи-лос. наук / М. Н. Савельева. — СПб., 2005. — 167 с.
2. Белова, Е. Н. Непрерывное профессиональное образование для инновационной России : проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / Е. Н. Белова. — Режим доступа: Ийр:/ЛоргеТега12^е.ги/Ьос8/1пЬех-2549.Мт!?раде=9.
3. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ийр://шшш.8Ье.гиЯПе8Л/21р/13.21р.
4. Лобзин, Р. В. Акмеологическая система развития инновационной деятельности кадров управления [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Р. В. Лобзин. — М., 2011. — 30 с.
5. Зимина, Е. В. Обучение курсантов военно-морских вузов иностранному языку в режиме непрерывного профессионального образовательного процесса [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Зимина. — СПб., 2007. — 182 с.
6. Максимов, Г. К. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Г. К. Максимов. — М., 2008. — 226 с.
УДК 377+001 Г. Г. Серкова, зав. лабораторией Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц, г. Челябинск, e-mail: [email protected] О. А. Алексеев, методист Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПОО СПО НА 2014-2018 ГГ.)
Проблемно-ориентированный анализ программ развития профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования Челябинской области позволил выявить основные перспективные направления инновационной деятельности организаций, сложившиеся в системе. Во-первых, это направления, связанные с решением задач, определяемых социальным заказом общества, в том числе и нормативно-правовыми документами; во-вторых, направления инновационной деятельности, определяемые конкретными областями структуры образовательной деятельности, реализуемой образовательной организацией с учетом ее особенностей (условий, реализуемого содержания образования, кадрового обеспечения, обучаемых и их деятельности, управления); в-третьих, направления инновационной деятельности, реализуемые образовательными организациями как областными инновационными площадками. Таким образом, данная статья носит аналитико-информационный характер.
Ключевые слова: программа развития, стратегическая цель, инновации, проблемно-ориентированный анализ, инклюзивное образование.
Стратегической целью государственной политики в сфере образования до 2020 г. определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования [1]. Направление модернизации определяется инновационными потребностями развития экономики региона, в результате чего возникает потребность в разработке программы развития областной системы профессионального образования. В то же время, принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Го -сударственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и становление современной непрерывной системы профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров привело к необходимости разработки программ развития профессиональных образовательных организаций [2].
Программа — это управленческий инструмент, определяющий стратегию совершенст-
вования профессиональной образовательной организации (далее — ПОО). Естественно, программы развития изначально приобретают качество инновационности.
Организация инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования, в соответствии с областной целевой Программой развития профессионального образования Челябинской области на 2011-2015 гг. [3], является одним из основных направлений модернизации системы профессионального образования в целях наиболее эффективной реализации инновационной направленности развития системы профессионального образования.
Сам термин «инновация» пришел в педагогику из экономики. Перебравшись в социальную сферу, он потерял свое первоначальное значение. Экономисты понимали под инновацией воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерите-