Научная статья на тему 'Непрерывное образование в России: предпосылки и возможности реализации'

Непрерывное образование в России: предпосылки и возможности реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1921
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА К ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаковцева Екатерина Михайловна, Доронина Инга Викторовна

Авторы раскрывают сущность понятия «непрерывное образование» и выделяют предпосылки, существующие для реализации данного вида образования в России. Обращается внимание на исторический, научный и экономический контекст возникновения lifelong eduсation в международной и российской педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование в России: предпосылки и возможности реализации»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

зования может дать образовательным организациям неоспоримые преимущества перед традиционными подходами. В подобных корпоративных структурах не только создается поле потенциальных возможностей для перевода внешних воздействий на обучающихся со стороны педагогов в его внутренние интенции - стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию, но и новые возможности для саморазвития самих образовательных организаций на основе корпоративного взаимодействия. К основным принципам развития, используемым в подобных структурах, следует отнести:

• концентрацию на инновационном потенциале;

• обеспечение открытого образовательного пространства «между» всеми участниками корпоративного взаимодействия;

• создание «точек роста» и «зон ближайшего развития»;

• формирование управленческих механизмов поддержки изменений в корпоративных образовательных структурах.

Ключевыми характеристиками корпоративно-кластерных систем в образовании сегодня выступают:

• расширяющееся информационно-образовательное пространство, позволяющее описать многообразие горизонтальных и вертикальных взаимодействий;

• информация, раскрывающая содержание этих взаимодействий;

• время, показывающее логику развития сетевых отношений.

Литература

1. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. К разработке организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С.31-34.

2. Комолова В. А. Взаимодействие с социальными партнёрами как одно из условий успешного развития образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.13-18.

3. Куган Б. А., Сериков Г. Н. Управление образовательной

системой: взаимодействие субъектов регионального

и муниципального уровней. М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.25-30.

5. Титова Л. Н, Зиятдинова И. Ф., Дмитриев В. Г. Сетевое взаимодействие школа - педвуз // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.36-40.

6. Третьяков П. И.,Митин С. Н, Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Изд. центр «Академия», 2003.

7. Brown, J.S., and Adler, R. P. Minds on fire: Open education, the long tail, and Learning 2.0., 2008 Educause Review 43 (1): 16-32. URL: http://connect.educause.edu/Library/ EDUCAUSE+Review/MindsonFireOpenEducationt/45823 (accessed May 27, 2008).

Казаковцева Екатерина Михайловна

студентка по специальности «Управление персоналом» E-mail: [email protected] Доронина Инга Викторовна

к.псих.н., доцент, зав. кафедрой управления персоналом

E-mail: [email protected]

Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)

г. Москва

J V.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Л______________________.____________________Г

Аннотация. Авторы раскрывают сущность понятия «непрерывное образование» и выделяют предпосылки, существующие для реализации данного вида образования в России. Обращается внимание на исторический, научный и экономический контекст возникновения lifelong eduсation в международной и российской педагогике.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование в России, требования рынка труда к образованию.

При формировании человеческого капитала главенствующая роль отводится институту образования. Быстрая смена форм и методов исследования, резкое сокращение сроков внедрения в производство новых

научных открытий и технических изобретений очень остро ставят проблему морального старения знаний, полученных выпускниками всех учебных заведений, и, следовательно, человеческого капитала.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

33

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Ускорение морального износа человеческого капитала, возникновение потребности в массе специалистов совершенно иного профиля требует оперативно реагировать на изменения в перечне профессий и специальностей и возможности быстрее удовлетворять спрос на новых специалистов. «В США, например, существует термин «период полураспада компетентности» - это время с момента окончания вуза до срока, когда наполовину снижается компетентность. Установлено, что после окончания вуза ежегодно теряется в среднем 20% знаний. Периоды устаревания знаний различают по отраслям науки: в металлургии этот период составляет 3,9 года, в машиностроении - 5,2 года, химической промышленности - 4,8 года и т.д.» [2, с.50].

В этой связи, система образования должна быть максимально мобильной. Мобильность системы образования предполагает управление процессом переподготовки специалистов в соответствии с постоянно расширяющейся сферой научных знаний. Она требует активного воздействия на процессы перелива человеческого капитала из традиционных отраслей в более новые.

Таким образом, экономический подход к проблеме заключается в том, что усложнение техники, вызванное научно-техническим прогрессом, усложняет труд и порождает потребность в повышении квалификации. «В связи с появлением у экономистов интереса к образованию как к процессу инвестирования в трудовые ресурсы важно напомнить, что формальное обучение не является более единственным и достаточным методом подготовки рабочей силы. Получение диплома и начало трудовой деятельности не есть завершение процесса обучения, а означает, как правило, окончание его общей, предварительной стадии и начало более специализированного и длительного процесса приобретения профессиональной квалификации» [13, с.196].

Для традиционной системы образования характерно, что индивид получал образование на всю жизнь. В настоящее время образование с позиции личности рассматривается как пожизненное образование, т.е. образование «через всю жизнь». Согласно исследованиям Г. Д. Сорокоумовой, наиболее часто в мировой практике употребляются такие понятия: продолжающееся образование (сопйпитд eduсation), пожизненное образование (lifelong eduсation), перманентное образование (permanent eduсation), возобновляющееся образование (гесигге^ eduсation), образование взрослых (adult eduсation), дальнейшее образование (further eduсation), последипломное обучение (post-graduate eduсation), компенсаторное обучение (remedial eduсation) и др. [7, с.102]. По данным ЮНЕСКО, в общей сложности их насчитывается около двадцати.

В настоящее время наиболее широко распространенным термином является «непрерывное образование». Понятие «непрерывное образование» впервые появилось в 1968 г. в материалах ЮНЕСКО. С

середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ. Понятие непрерывного образования как принципа упоминается в следующих документах:

• Конвенция Организации объединенных наций (ООН) «О техническом и профессиональном образовании»;

• Конвенция «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы»;

• Международная Конвенция «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря»;

• Резолюция ХХХ Международной организации труда «О занятости молодежи»;

• проект концепции модельного Образовательного кодекса для государств-участников СНГ.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования. «Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни» [14, с.95].

Под непрерывным образованием понимается целенаправленный и систематический процесс роста образовательного потенциала людей в течение жизни, полученного как в общих и профессиональных учебных заведениях, так и самообразованием. «Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В него вовлечено множества образовательных структур - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных» [5, с.129].

Концепция новой модели европейского образования содержится в выводах Лиссабонского саммита относительно политики образования ЕС, отраженных в «Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза» [10, с.34]. В Меморандуме отмечается, что успешный переход к экономике и обществу, основанных на знаниях, должен сопровождаться процессом непрерывного образования или так называемого «учения длиною в жизнь (lifelong learning)». «Учение длиною в жизнь» в рамках Европейской стратегии занятости определяется как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции.

34

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Таким образом, «учение длиною в жизнь» становится главным принципом политики образования ЕС и основой построения европейской модели образования. Предполагается, что с помощью системы непрерывного образования все жители Европы должны получить равные возможности адаптироваться к требованиям социально-экономических перемен и активно участвовать в формировании будущего Европы.

Концепция непрерывного образования рассматривает процесс обучения как постоянный континуум «от колыбели до смерти». В связи с этим, помимо формального образования, завершающегося выдачей общепризнанного диплома или аттестата, вокруг которого и формируется образовательная политика любого государства, в концепцию непрерывного образования включены еще два вида образовательной деятельности, а именно: неформальное образование и информальное образование (наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и необязательно носящая целенаправленный характер). В рамках данной концепции неформальное и информальное виды образования включаются в общий процесс обучения.

Так, наряду с термином «учение длиною в жизнь», акцентирующим временной фактор непрерывного образования, существует термин «учение шириною в жизнь» (lifewide learning), который определяет не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм - формальное, неформальное и информальное» [4, с.70]. Внедрение системы непрерывного образования предполагает разработку новых программ обучения, использование инновационных методик преподавания и внедрение новейших информационных технологий в процесс обучения.

В Меморандуме отмечено, что как сейчас образование играет главную роль при вхождении человека в профессиональную среду, так в будущем оно будет решающим для его «включенности» в общество (sodal indusion). Из данного положения можно сделать вывод о том, что европейцы, не вовлеченные в процесс непрерывного образования, могут оказаться вне социума. Следовательно, образование может превратиться из права каждого гражданина ЕС в его обязанность.

«Одна из основных целей непрерывного образования - расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни. Непрерывное образование приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения.

Большинство форм повышения квалификации связано с конкретными изменениями в технике, техноло-

гии, организации, ассортименте продукции. Растущий разрыв во времени между переподготовкой и намечаемыми изменениями не изменяет сути этой зависимости» [11, с.46].

Таким образом, становление системы непрерывного образования основывается на двух взаимосвязанных тенденциях: вторжении производства в сферу базовой подготовки и, наоборот, проникновении обучения в производственный процесс. Происходит стирание граней между различными стадиями образовательного процесса. Особенно трудно определить границу между базовой подготовкой и повышением квалификации.

Есть и другие необходимые условия развития системы непрерывного образования: развитое кадровое планирование (с учетом связей с научными и учебными заведениями), государственное финансирование, льготная налоговая политика и законодательная поддержка новых форм кооперации науки, образования и производства. Очевидно, что непрерывное образование не является очередной стадией развития системы образования, а выступает как необходимая составная часть процесса интеграции науки, образования и производства.

Обеспечив жесткую увязку обучения с экономическими и социальными критериями, западные фирмы в последнее время ведут активный поиск новых форм и методов обучения. Основными из них являются [4, с.70]:

• связь обучения с решением производственных и кадровых задач;

• индивидуализация и гибкость обучения;

• тщательная методическая проработка программ;

• применение активных методов и сокращение на этой основе сроков обучения;

• создание сети специализированных учебных центров.

Планирование непрерывного обучения - одна

из главных составных частей планирования человеческих ресурсов, которая включает в себя два этапа: первый - прогноз количественного и качественного состава занятых в организации на рассматриваемый период; второй -составление планов набора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Проблема мотивации персонала к обучению зачастую естественно решается в рамках складывающегося рынка труда. Типичным для западных компаний является формирование систем, устанавливающих взаимосвязь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения. Чем более ценным считается сотрудник для фирмы, тем больше средств выделяется для повышения его квалификации. Таким образом, система обучения превращается в мощный стимул повышения производительности труда [15].

Использование экономических критериев в работе с персоналом требует и новые разработки методик для определения эффективности обучения. Работа в этой

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

35

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

области ведется по нескольким основным направлениям [5, с.123]:

• разработка новых систем учета затрат на подготовку персонала;

• поиск критериев оценки результатов проведенного обучения;

• выбор оптимального варианта программы обучения.

Теоретическим обоснованием такого подхода

к оценке и расчету вложений в обучение персонала является теория «человеческого капитала». В соответствии с ней знания и квалификация наемных работников рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков -как инвестиции в него. Поэтому внутрифирменное обучение считается одной из основных форм создания человеческого капитала.

«Система непрерывного профессионального образования - система взаимодействующих образовательных программ, направленных на обеспечение и дальнейшее развитие общеобразовательных и профессиональных качеств выпускника в соответствии с его личностными потребностями и социально-экономическими требованиями, что формирует личность, развивающуюся и подготовленную к универсальной деятельности» [10, с.89].

Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы [10, с.123]:

• внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;

• мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов» повышением производительности инженерного труда;

• изменения во всех областях жизни - главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;

• для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Таким образом, непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни. Поскольку базовая система обучения, с одной стороны, неспособна научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни. С другой стороны, эконо-

мический подход к проблеме заключается в том, что усложнение техники, вызванное НТП, усложняет труд и порождает потребность в повышении квалификации. Этим и обусловлена необходимость непрерывного образования. Одна из основных форм которого - расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих вузовское обучение.

Вступление России в европейское образовательное пространство и ратификация Болонского соглашения ознаменовали собой переход в профессиональном образовании от квалификационного подхода к компетентностно-ориентированному. Именно на последнем строятся федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, которые являются основой формирования новой модели выпускника профессионального образовательного учреждения.

В настоящее время заметен существенный разрыв между требованиями работодателей на рынке труда и знаниями, навыками и умениями, которые получают молодые специалисты в процессе обучения. По данным аналитического центра «Эксперт» и общественной организации «Деловая Россия» [1], около 80% российских семей считают высшее образование самым важным фактором для своих детей; более 60% выпускников вузов не могут найти работу по специальности; более 50% не используют в своей работе узкопрофессиональные компетенции, таким образом, около 35% собственных средств семей и 25% бюджетных средств используются неэффективно. По данным «Левада-Центра» [1], 38% бывших студентов при поступлении на работу нуждаются в переобучении, а более половины работодателей (55%) готовы платить за переобучение молодого специалиста. Таким образом, можно констатировать, что существующая система образования не справляется с задачей подготовки кадров в соответствии с быстроменяющимися требованиями динамичного рынка труда.

Согласно исследованиям независимого агентства «РейтОр» до 28% работодателей отмечают несоответствие квалификации молодых специалистов требованиям выполняемой ими работы [13, с.729]. Работодатели ужесточают требования к качественным характеристикам выпускников вузов, позволяющим последним выдержать конкуренцию на рынке труда по сравнению с другими участниками, занять свое трудовое место в соответствии с профилем полученной специальности и эффективно выполнять свои функциональные обязанности.

Для современного российского образования характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании [3,12].

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

С одной стороны, в России практически сложилась система непрерывного образования - от начального до послевузовского. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Кроме того, система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования. С другой стороны, согласно зарубежным подходам к понятию непрерывного образования, такая система образования не вполне соответствует современным требованиям.

Одной из форм непрерывного профессионального образования является дополнительное профессиональное образование. Специалисты уже обратили внимание на то, что во многих западных странах темпы развития дополнительного профессионального образования превосходят темпы развития традиционной системы учебных заведений, поскольку в сфере дополнительного профессионального образования эффективно действует один из основных принципов образования: «нужные знания нужным людям в нужное время». Так, в США действует система «непрерывного образования», являющаяся важной составной частью непрерывного образования взрослых, ведущую роль в котором играют университеты. В целом в США треть всех вузов активно занимаются дополнительным профессиональным образованием. При этом большое внимание уделяется связям между учебными заведениями и работодателями [16, с.91].

Непрерывный процесс образования предполагает активное совершенствование и накопление знаний именно в период трудовой деятельности. Постоянно растут требования не только к умениям, направленным на определенные производственно-технологические процессы, но и к теоретической базе. Для достижения синтеза этих двух процессов необходимо нахождение работника как в рамках системы образования, так и в рамках воздействия системы производства. Поэтому роль вузов по сравнению с ролью организаций также не стоит преуменьшать, так как в них сосредоточен высокий интеллектуальный, организационный и материально-технический потенциал, который может быть использован для эффективной работы по оказанию дополнительных образовательных услуг населению, предприятиям и учреждениям. И, наоборот, в учебные центры организаций привлекаются вузовские

кадры. Организации, предъявляя свои требования, должны быть задействованы в процессе корректировки образовательных учебных программ, вплоть до замены дисциплин и включения дополнительных

[8,19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примером взаимодействия системы образования, государственной поддержки и предприятий может служить опыт Великобритании. В Великобритании непрерывное профессиональное обучение осуществляется [9, с.106]:

• предприятием преимущественно за собственные средства и организуется либо как внутрифирменное обучение, либо путем привлечения частных организаций, предоставляющих обучение;

• предприятием за государственные средства в колледжах непрерывного образования, куда работники предприятия зачисляются как студенты, при этом 25% стоимости обучения оплачивает предприятие, а 75% - Совет по финансированию непрерывного образования;

• по личной инициативе работников, которые оплачивают свое обучение сами и при этом могут получить определенную правительственную поддержку или же обучаются на государственные средства в колледже непрерывного образования.

В настоящее время реализуются несколько государственных программ поддержки непрерывного профессионального образования на предприятиях [10, с.161]:

• «Умения для малого бизнеса» для предприятий со штатом менее 50 работников; в рамках программы предусмотрено обучение 1-2 работников предприятия, которые впоследствии обучают остальной персонал;

• «Займы на обучение для небольших фирм» для предприятий со штатом не более 50 человек, причем процент по займу оплачивается Министерством образования и занятости Великобритании и возврат займа отсрочен от 6 до 12 месяцев в зависимости от его размера;

• «Бюджет для поддержки местной конкурентоспособности» для повышения уровня компетенций в компаниях со штатом менее 50 человек.

Получила развитие и такая форма организации обучения, как «франчайзинг» (субподряд на обучение). Например, колледж договаривается с работодателем о приеме на обучение работников, при этом средства на обучение предоставляются обоюдно.

Примером реализации концепции «непрерывного образования» в университетах Великобритании может служить Факультет непрерывного образования Университета Оксфорда [20]. Каждый год более 15000 человек проходят в нем обучение по одному или более учебным курсам. В их число входят обычные граждане, которые захотели изучить тот или иной предмет просто ради интереса или для удовлетворения личных потребностей, представители профессиональных сообществ или бизнеса, которые захотели расширить или усо-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

37

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

вершенствовать свои профессиональные знания и навыки, или участники огромного числа курсов для международных групп. Большая часть долгосрочных курсов, предлагаемых этим Факультетом, ведет к получению университетских грамот или других кредитов, но большое число ежегодно предлагаемых краткосрочных учебных курсов доступно для тех граждан, кто просто хотел бы усовершенствовать свои профессиональные знания и навыки без получения каких-либо итоговых квалификационных документов. Продолжительность курсов составляет от одного дня до нескольких недель. Общее число курсов составляет несколько сотен.

В Швеции образование для взрослых законодательно закреплено и получило государственное признание в 1923 г., поскольку играло главную роль в формировании шведского общества, его индустриального и экономического развития и его политической культуры.

Одним из самых важных аспектов реформы образования 1977 г. было то, что традиционную группу, в состав которой входили молодые люди, поступающие в высшие учебные заведения сразу после получения среднего образования, сменили нетрадиционные, включающие в себя лиц более старшего возраста. Условия поступления были либерализованы, опыт работы абитуриента был утвержден как критерий отбора наравне с аттестатами об окончании школы. В дополнение к этому были утверждены квоты для поступления граждан в возрасте старше 25 лет и имеющих опыт работы от 4 лет. В результате следующей реформы 1993 г. был сделан существенный сдвиг от государственного управления высшим образованием посредством регулирования и контроля за информацией на входе к управлению посредством контроля за результатами и при помощи внешних (рыночных) средств, воздействующих непосредственно на университеты и колледжи. Результатом этой реформы стало усиление того, что называется «третьей обязанностью» университетов, а именно: обязанности увязывать свою деятельность с окружающим социумом. В течение года примерно каждый второй взрослый гражданин Швеции проходит то или иное обучение. Этот показатель гораздо выше, чем в других странах, где только один из трех взрослых граждан включен в систему образования для взрослых [8, с.33].

Во Франции возникновение понятия образования для взрослых уходит корнями в события Французской революции 1794 г., когда была создана Национальная Консерватория Искусств и Ремесел (Сonservatoire National des Arts et Metiers - СNAM) как научный, технологический музей и институт высшего образования для взрослых. Именно CNAM остается до сих пор самым большим поставщиком услуг непрерывного образования на образовательном рынке Франции. В ней обучается 30% от общего числа зарегистрированных студентов» [13, с.189].

Каждый индивид имеет личную образовательную траекторию, представляющую собой планомерное или стихийное движение обучающегося в зависимости от склонностей, способностей и требований карьеры. В концепции непрерывного профессионального образования траектория должна проходить через весь жизненный цикл человека, включать формальное (училища, техникумы, колледжи, университеты), неформальное (на рабочем месте и в домашних условиях) и скрытое (в семье и обществе) обучение. При этом формальное образование поддерживается неформальным, к которому относится и самообразование (информальное образование). Эта поддержка заключается в том, что неформальное и самообразование частично компенсируют «пробелы» формального образования. В некотором смысле можно говорить об установлении дополнительных горизонтальных связей в формировании системы непрерывного образования. Формальное и неформальное образование должны являться равноправными участниками процесса и, следовательно, результаты образования, полученные в любых формах как набор индивидуальных компетенций, должны не только учитываться, но и взаимодополнять друг друга. Такой подход позволяет гражданам получать доступ к знаниям по мере необходимости или собственному желанию [16, с.92].

Таким образом, непрерывное профессиональное образование - это институционально обеспеченная система учебной деятельности, адаптированная к новым социально-экономическим условиям и направленная на совершенствование знаний, навыков и умений человека на протяжении всей его жизни, главным фактором которой является личная мотивация и различные образовательные ресурсы.

Основой реализации концепции непрерывного профессионального образования в нашей стране должны стать следующие принципы [6, с.154]:

1. Расширение перечня организаций, осуществляющих дополнительные профессиональные программы.

2. Расширение и уточнение определенных законом видов дополнительных образовательных программ.

3. Реформирование различных сторон российской жизни. Это касается изменений в кадровой политике на рынке труда, активизации участников рынка образовательных услуг, стремления России стать на инновационный путь развития и т.д.

4. Распределение ответственности между участниками процесса, когда общество формирует спрос на образовательные услуги, поставщик определяет их размер, качество и цену, а государство контролирует и частично определяет процессы в системе.

5. Непрерывное профессиональное образование должно рассматриваться как система, составляющая единый комплекс с экономикой и рынком труда, в которой долж-

38

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

на осуществляться положительная обратная связь: образовательное учреждение - предприятие. Это позволит разрабатывать образовательные программы, соответствующие запросам рынка труда, запросам общества, мировым стандартам.

В современных условиях, когда лидирующей социальной группой становятся работники умственного труда, в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов возрастает роль вузов, имеющих высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и необходимое для ведения образовательного процесса материально-техническое и информационное обеспечение [6, с.157].

Предприятия и организации могут выступать в роли активных агентов на рынке труда посредством формирования требований к уровню подготовки специалистов, участия в формировании образовательных программ в вузах, а также организации внутрифирменного обучения для осуществления дополнительного профессионального образования. А основу дополнительного профессионального образования должны составлять: интегративность (охват всего жизненного периода), демократизм (равный доступ к образованию), всеобщность (объединение различных образовательных стадий и структур), гибкость (использование разнообразных форм, средств и методов обучения).

Литература

1. Аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр» [Электрон. ресурс] URL: http://www.levada.ru/; Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» [Электрон. ресурс] URL http://www.deloros.ru/ (Дата обращения: 1.12.2014).

2. Баева О. Н. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.07. М.: РГБ, 2003. 159 с.

3. Гордиенко Т. П., Ермолова Н. А. Концептуальные основы деятельности Краснодарского краевого центра непрерывного образования // Эксперимент и инновации в школе. 2008. № 1. С.14-16.

4. Гоишина Е. С. Непрерывность образования как потребность XXI века // Ученый Совет. 2012. № 3. С.70-76.

5. Диденко Д. Непрерывное образование и формирование человеческого капитала как факторы российской модернизации // Пробл. теории и практики упр. 2014. № 1. С.123—131.

6. Ждан А. А. Управление системой непрерывного образования Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук.. М, 2009. 189 с.

7. Желнина Е. В. Система непрерывного обучения персонала организации // Кадры предприятия. 2006. № 4. С.91-106.

8. Животовская И. Г. Три десятилетия реформ образования в Европе: Особенности модернизации образовательной системы // Актуал. пробл. Европы. 2013. № 2. С.13-49.

9. Задорожнюк И. Е. Конференция «Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование» // Социология образования. 2012. № 7. С.91-107.

10. Карпухина А. Е. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты. М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с.

11. Кижеватова В. Непрерывное образование и формирование человеческого капитала // Человек и труд. 2009. № 6. С.46-48.

12. Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: тр. между-нар. сотрудничества / сост. Н.А. Лобанов. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. Вып. 9..

13. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р // СЗ РФ. 2011. № 9. Ст. 1255.

14. Сженов Е. С. О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы // Высш. образование в России. 2011. № 2. С.93-98.

15. Сивец С.Д. Непрерывное образование: концепция и ре-

ализация [Электрон. ресурс] Элитариум: Центр дистанционного образования. URL: http://www.elitarium.

ш/2007/09/13/nepreryvnoe_obrazovanie_konсepсyaJ_ee_ геа^асуа.Мт! (Дата обращения: 1.12.2014).

16. Татарникова А. А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С.89-97.

17. Трембач В. М. Решение задач непрерывного образования на основе агентно-ориентированного подхода // Открытое образование. 2012. № 3. С.4-11.

18. Трубицын К. Формирование профессиональных компетенций в системе непрерывного профессионального образования // Кадровик. 2012. № 8. С.99-105.

19. Шленов Ю. Непрерывное образование в России / Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак // Высшее образование в России. 2005. № 3. С.36-49.

20. Oxford's Department for Соп^пшпд Eduсation [Электрон.

ресурс] URL: http://www.ox.aс.uk/admissions/сontinuing-

eduсation (Дата обращения: 1.12.2014).

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.