расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания. // Вопр. психол. 1986. №4. С.31-42.
4. Юревич А.М. "Онтологический круг" и структура психологического знания // Психол. журн. 1992. №1. С. 6-14.
5. Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. М., 1997.
6. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова; "Полиус", 1998.
T.V. Krilova
MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER (ON THE EXAMPLE OF BRANCH OF HIGH SCHOOL)
In article managerial process by development and self-realization of the teacher in the conditions of the educational and professional environment of high school, under the influence of certain mental conditions and mechanisms which is characterized an adequate subject position in relation to own professional formation, development of professional and vital plans, real ways of their achievement is considered; formation of positive personal strategy and orientations in professional and educational activity.
Keywords: essence of the person of the teacher of high school, determinants of development of the person, teaching and educational strategy, activity in development of the person, professional activity, pedagogical interaction, interest, vocational training regulation, model activity of the expert-teacher, types of the person of students.
Получено 30.10.2011 г.
УДК 378.091.2.013.77:519.2
М.И. Лахатова, ассистент, (4872) 33-24-42,
[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИКА"
Рассмотрены инновации в преподавании дисциплины "Физика ", которые представляют собой сочетание творческого преподавания и активное обучение. Предлагается содержание дисциплины использовать для формирования
профессиональных компетенций студента.
Ключевые слова: инноватика, инновации в преподавании, обучение в сотрудничестве, межпредметные связи дисциплин
В последние годы все большее значение приобретает новая область знания - педагогическая инноватика. Это сфера науки, изучающая новые технологии, процессы развития и новую практику образования. Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения.
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как по отношению к отдельной личности, к коллективу, так и во временном плане. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому преподавателю нужно постоянно следить за инновациями в образовательном процессе и применять по мере необходимости в своей деятельности. К основным функциям инновационной деятельности преподавателя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях обучения, изменение в содержании образования (новые стандарты образования), новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания, новые способы и приемы обучения, развития и так далее.
Само по себе понятие инновационной деятельности, в частности в педагогике, включает несколько направлений и уровней. В основание классификации инноваций можно положить определенные критерии, на основе которых она будет проводиться. Первый критерий связан с областью, в которой осуществляются нововведения. Вторым общим критерием можно считать способ возникновения новаторского процесса, третьим - широту и глубину новаторских мероприятий, а четвертым -основу, на которой проявляются, возникают новшества. По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что именно обновляется), можно выделить следующие инновации: 1) в содержании образования, 2) в технологии обучения, 3) в организации учебного процесса, 4) в системе и управлении образованием, 5) в образовательной экологии.
В зависимости от способа осуществления нововведений (второй критерий) их можно разделить на:
а) систематические, плановые, заранее задуманные;
б) стихийные, спонтанные, случайные.
В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о следующих мероприятиях: а) массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и другие; б) частичных, малых, мелких и тому подобные. Если говорить о новшествах в образовательной экологии, то к ним можно отнести архитектуру учебных объектов, их комплексов, местоположение и социальное окружение.
Целями инновационного образования являются:
1. Обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;
2. Создание условий для овладения ими навыками научного стиля мышления;
3. Владение специалистом методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.
Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы -духовные, интеллектуальные, культурные - служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Антропоцентризм как свойство инновационного образования предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности.
Ключевым понятием инновационного образования является понятие «профессионализм». Профессионализм в педагогике высшей школы понимают через призму качества, норму качества, эталонный уровень.
Традиционный образовательный процесс в вузе дает студентам учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой, преддипломной или производственной практики. Из вышеизложенного видно, что оснастить студента реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно.
Инновационное же образование ориентировано на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной динамики, например, в процессе освоения типичных инноваций через электронную хрестоматию, где представлены стандартные нововведения, демонстрирующие ход развития данной профессиональной сферы деятельности, собраны профессиональные задачи интегрального типа. Таким образом, понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника, которое он синтезировал сам в процессе своего обучения. Осознание студентом себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности. В итоге студент осуществляет реальный переход из формально-правового (студент как субъект образования) в состояние фактического антропоцентризма (студент - субъект собственной жизнедеятельности).
Инновационное мышление формируется у студента, если он, во-первых, активно мотивирован в обучении, реализует требования
самоорганизации, индивидуального самоуправления для достижения амбициозных (в хорошем смысле слова) жизненных целей; во-вторых, если учебный процесс отражает полный жизненный цикл профессиональной деятельности с ее новшествами и противоречиями.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:
1) интенсивное всестороннее развитие личности студента и педагога;
2) демократизацию их совместной деятельности и общения;
3) гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
4) ориентацию на творческое преподавание и активное обучение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;
5) модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
Инновационная педагогическая деятельность возникает в ситуации дифференциации социума на государство и общество, а также дифференциации самого общества на группы, слои и так далее. Это и обусловливает появление у разных людей разных представлений о том, какими должны быть пути и формы развития личности, какими методами следует обучать и воспитывать, а главное, какие при этом достигаются цели. Все эти общественные запросы вызывают к жизни педагогические инновационные практики, которые ориентированы не только на выполнение госзаказа, но и на разработку новых идей, новых норм развития и форм педагогической практики. Источником инновационных изменений педагогической практики государственных учебных заведений являются идеи личностного и общественного развития.
Отношения между субъектами в инновационной педагогической системе осуществляются как партнерство, как система взаимодополнительных связей.
Отношения в традиционной педагогической системе оформляются как авторитарные, поскольку цель системы - создать педагогические ситуации подчинения и приучения учеников, приспособить учеников к системе. Таким образом, между инновационной и традиционной педагогическими практиками имеется кардинальное различие по трем диагностическим признакам:
1) по способам целеобразования;
2) по типам педагогической деятельности;
3) по способам связи участников совместной деятельности.
Поэтому инновационные практики - это всегда практики перехода,
движения от исполнения госзаказа к смысло- и целеположению, переход от авторитаризма к партнерству, переход от функционально-иерархических связей к взаимодополнительным. Изменение системных
оснований практики и особенности субъектов практики порождают столкновение традиций и инноваций. Следовательно, любая инновационная практика существует как проблемно-семантическое поле и оформляется в систему через интеграцию директивно задаваемых целей и возникающих у субъектов идей развития. Эта проблемность и интеграция и характеризуют особенности инновационной практики.
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность обучающегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения административных работников, то есть процесс познания а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.
Для осуществления инновационного образования необходимы следующие условия. Прежде всего возможность вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого обучающегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Следующим условием является возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. При этом проявляются определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками из других учебных заведений своего региона, других регионов страны и даже других стран мира. Служит отличной возможностью свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своего вуза, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.
Нужна новая концепция образования: студент - предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) - преподаватель, присущая всем видам образования всем образовательным системам. Поэтому, прежде всего, важно определить с приоритеты в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности.
Среди разнообразных направлений инновационных педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, являются:
- "обучение в сотрудничестве";
- метод проектов (объединяет в обучении не только группу студентов одного вуза, а студентов разных городов или стран);
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Все три направления новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии образования, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Особый интерес применительно к проблеме преподавания дисциплин естественнонаучного цикла, в частности, физики, представляет направление "обучение в сотрудничестве". Именно это направление позволяет наиболее эффективно обеспечить реализацию возможности вовлечения каждого обучающегося в процесс активной познавательной деятельности, применение им на практике этих знаний и четкое осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Данные качества наиболее необходимы современному молодому специалисту, они будут всегда востребованы и оценены работодателями.
Таким образом, расширение задач, ставящихся при преподавании курса физики на основе развития межпредметных связей с дисциплинами ОПД и СД циклов, полностью соответствует представлением об инновационной деятельности в образовании и должно строиться на основе применения наиболее эффективных методов и приемов этого направления. При этом становится необходимым внесение изменений не только в технологию образовательной деятельности, но и в содержание учебно-методического комплекса дисциплины, включая подготовку новых учебно-методических материалов, конспектов, пособий.
Навыки инновационной деятельности должны обретаться постоянно, в процессе всего обучения, а умение привлекать достижения естественных наук к решению прикладных задач должно воспитываться в процессе освоения дисциплин естественнонаучного цикла начиная с 1-го курса.
В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального третьего поколения одной из основных целей подготовки специалиста является формирование определенного уровня компетенций. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода логичным является анализ не простого «наращивания объема» знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности.
Для всех направлений подготовки специалистов в области естественных и технических наук в перечень компонентов, характеризующих понятие компетентности, входит ряд общих представлений, отражающих единообразие к требованиям к результатам освоения основной образовательной программы. Известны условия
возникновения компетентностного подхода. В части, связанной с образовательной деятельностью, к их числу относится
- необходимость обновления содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность;
- обобщенное условие способности специалиста эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций;
- возможность целевого формирования компетентности студентов в процессе их обучения в вузе.
Профессиональная деятельность в современных условиях является сложной, динамически развивающейся структурой с большими возможностями переключения на другие функции и уровни. Согласно новой образовательной парадигме, независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по своему профилю, опытом творческой и исследовательской работы по решению новых проблем, опытом социально - оценочной деятельности. Решение этих проблем возможно только путем целенаправленной активизации учебной деятельности студентов, повышении ее эффективности и качества, включая и развитие культуры самостоятельной работы, расширение самостоятельной деятельности обучающихся.
Список литературы
1.http://ru.wikipedia.org
2.Ь1!р://1мк1р8коуеёи.ги/тёех.рЬрЮбучение в сотрудничестве
3. Якунова Е.В., Муравлева Л.В., Лахатова М.И. Проблемное обучение, как инновационный подход к преподаванию физики./Известия ТулГУ. Серия Проблемы специального машиностроения. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. Вып. 11. С.530-532.
4. Лахатова М.И., Устинова Т.С. Инновации в образовательном процессе вуза при обучении студентов младших курсов // Глобальный научный потенциал: Тамбов, сб. тез. док. 3- й науч.-практ. конф. 23-24 апреля 2007г. стр.177-177.
M.I.Lakhatova
INNOVATIVE ORIENTATION OF A COURSE OF PHYSICS
Innovations in teaching of discipline of "physicist" represent application of creative teaching and active training. It is offered to use the discipline maintenance for formation professional the competence of the student
Получено 10.10.2011 г.