100
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
УДК 378.02
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕГОДИЧЕСКИХДИСиИПЛИН В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2008 Рашидова З.М.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
В статье соотносится процесс формирования профессионального сознания студентов с освоением компонентов педагогической аксиологии, передаваемых учебными дисциплинами методического ряда. Основную задачу преподавания методических дисциплин в вузе автор видит в создании условий, соответствующих принятию студентами ценностных аспектов педагогической теории и практики как внутренних принципов, установок, ориентиров дальнейшей профессиональной деятельности.
In the article the process of the development of students’ professional consciousness correlates with the mastering the components of pedagogical axiology, interpreted by methodical school subjects. The author sees the primary task of the teaching of methodical subjects at higher school in creating the conditions, corresponding the students’ comprehension of axiologic aspects of pedagogical theory and practice as internal principles, directions, guidelines for further professional activities.
Ключевые слова: педагогическая аксиология, иерархическая структура, структура ценностных ориентаций, профессиональная компетентность.
Keywords: pedagogical axiology, hierarchical structure, structure of value orientations, professional competence
В философском учении о структуре мира ценностей - аксиологии (от греч. «аксиа» - ценность) особо важное место принадлежит ценностям образования - целям, значениям, смыслам, прогрессивным формам педагогической деятельности, направленным на самоактуализацию и саморазвитие личности, формирование ее ценностных ориентаций, творческого потенциала.
Ценностный тип образования нового века, основывающийся на принципах демократизации, гуманизации, гуманитаризации, вариативности, дифференциации и интеграции, информатизации и технологизации учебной среды, задает то или иное понимание смыслов педагогического труда, влияет на структуру и содержание образования, определяет
внутреннюю логику самой педагогической науки.
В иерархии ценностей образования различаются доминантные цен-
ности (знания, познавательная деятельность, общение), нормативные (стандарты, критерии оценивания, требования к уровню обученности и развития), стимулирующие (методики, технологии, ценности контроля -тесты, экзамены, зачеты), сопутствующие (ценности, направленные на качество познания: учебные умения, уровни понимания). Иерархическая структура составляет основание педагогической аксиологии, способствуя развитию созидающей деятельности, направленной на формирование материальных и духовных ценностей.
В современном образовательном процессе стимулирующие ценности рассматриваются как условие и средство вырабатывания доминантных ценностей - познавательной деятельности и осознанного стремления человека к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Эта мысль находит свое
Психолого-педагогические науки
101
• ••
отражение в документах Болонского процесса: «... простое расширение содержания учебных программ и увеличение рабочей нагрузки вряд ли может быть реалистичным решением. Поэтому предпочтение следует отдавать предметам, которые развивают интеллектуальные способности студентов, позволяют им разумно подходить к техническим, экономическим и культурным изменениям и разнообразию» [1. С. 41].
Выделение методики преподавания как стимулирующей ценности основывается на понимании ее как технологической науки, определяющей движение от цели педагогической деятельности к ее оптимальному результату: «организация процесса обучения как становление мышления учащихся, расположение учебного материала в определенном порядке, обеспечивающем это становление, - основная задача методики» [5. С. 118].
Значимость методики как учебной дисциплины в том, что она, с одной стороны, задает общие основания для преподавания, а с другой -предполагает творческую самостоятельность учителя, предусматривая различные индивидуальные способы и приемы педагогической деятельности, ее вариативность. Методика на протяжении более чем двухсотлетней истории своего существования понималась по-разному: и как обобщение опыта, и как описание образцов деятельности, и как искусство обучения, и как рекомендации к организации и проведению уроков.
Но какие бы смыслообразующие элементы ни составляли основу понятия «методика», одно остается неизменным - она задает целесообразный способ преподавания, стимулирующий процесс усвоения знаний, познавательную деятельность обучающегося, развитие его личностных качеств, опираясь при этом на закономерности развития человека и руководствуясь образовательными целями.
Методическая наука в вузе выполняет сегодня ряд присущих ей специфических функций, одна из наиболее значимых - аксиологическая, имеющая существенное значение для образовательной системы, процесса, общества, государства и отдельной личности в настоящее
время и сохраняющая свою актуальность в будущем. «Формирование системы ценностных ориентаций обеспечивает устойчивость личности, преемственность поведения, определяет направленность потребностей и интересов. Целостность, устойчивость системы ценностей определяет зрелость личности» [2. С. 139].
Сущность, содержание, методы преподавания обуславливаются целями обучения и воспитания, которые отражают идеальный результат учебно-воспитательного процесса, определяют характер педагогического воздействия, условия, в которых оно осуществляется, средства, способствующие достижению максимального образовательного эффекта. Аксиологическая функция методических дисциплин в педагогическом вузе связана в первую очередь с формированием профессиональной компетентности его выпускников.
Содержание понятия «компетентность» применительно к профессиональной подготовке специалистов в методической науке определяется как многофакторное явление с такими основными признаками, как «мобильность знания, гибкость метода и критичность мышления» (М. П. Чо-шанов), «система знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, интегративные показатели культуры: речь, стиль общения, отношение к себе и к своей деятельности, к смежным областям знаний» (Т. Г. Браже) [6. С. 22].
Модели профессиональной компетентности педагога, включающие научно обоснованный состав профессионально значимых личностных качеств, разработаны отечественными дидактами А. К. Марковой, Н. В. Кузьминой, Л. А. Гребенкиной, В. И. Боголюбовым и другими. Не менее десяти свойств и характеристик, необходимых современному преподавателю, называет в своей работе «Качество высшего образования» С. И. Плаксий [3], среди них - знания, умения и навыки в предметной области, высокий уровень мастерства в решении профессиональных задач, развитое мышление, владение основными дидактическими принципами обучения, уровень творческой инициативы, способность к нововве-
102
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
дениям, уровень коммуникативной культуры.
Представляется чрезвычайно важным понимание того, что интеграция характеристик личности и профессионализма будущего преподавателя определяет его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях.
В структуре профессиональной компетентности выделяется технологическая составляющая, включающая операционально-
деятельностный и операциональнопроцессуальный компоненты деятельности учителя, которые оказывают существенное влияние на эффективность обучения. Технологическая компетентность как одна из составляющих профессиональной компетентности характеризуется соответствующими знаниями (знания о технологиях и знание технологий, методов, видов, форм деятельности и условий их применения) и умениями творчески применять эти знания, проектировать учебную деятельность, анализировать эффективность и результаты своей деятельности.
Таким образом, основная задача высшего педагогического образования - обеспечение его качественного профессионального уровня - решается, в первую очередь, учебными дисциплинами методического ряда, направленными на приобретение студентами фундаментальных знаний, на преодоление разрыва между традиционными и современными методологиями, на усвоение знаний в обобщенном виде и поиск системообразующих принципов для программ и учебно-методических комплексов, на построение системы нравственных координат будущего педагога. Поэтому проблема изучения научно-методических дисциплин в системе высшего педагогического образования приобретает в XXI веке предельную остроту как под влиянием внешних факторов - социокультурных изменений и развития инновационных процессов в обществе, так и внутренних - собственно реформирования системы высшего профессионального образования, изменения его стандартов, трансформации образовательного процесса в вузах в содержательном и тех-
нологических аспектах в рамках Болонского процесса.
В структуре ценностных ориентаций теоретико-методических дисциплин можно выделить следующие компоненты, позволяющие логизировать и систематизировать как содержание, так и технологию их освоения:
- когнитивный - ценностные представления студентов об общих и специфических закономерностях эволюции образовательной сферы и развития методической мысли в общекультурном и историческом контексте;
- эмотивный - наличие четко
выраженного эмоционально-
ценностного отношения к осваиваемому содержанию и процессу его познания;
- поведенческий - направленность деятельности студента на активное использование полученных сведений теоретико-методического характера при достижении определенных профессиональных целей.
Эти уровни позволяют соотнести процесс формирования профессионального сознания студентов с освоением основных компонентов образовательной аксиологии, а также предположить, что конечной целью освоения методических дисциплин должно быть созидание определенной целостной системы личностных и общечеловеческих ценностей.
Научно-методический и дидактический материал, предлагаемый при изучении учебных методических курсов, создает реальную возможность аксиологизации педагогического процесса и освоения студентами системы ценностей. При этом классификация ценностей может быть многообразной в зависимости от того, в какой научной сфере они исполняются: по объекту и целям усвоения, по способу воздействия, по содержанию деятельности, по принадлежности, по роли в деятельности человека.
В ракурсе изучения методической дисциплины возможно интегративное использование всего этого многообразия в зависимости от учебных целей и задач, однако центральным системообразующим элементом в ней является человек как носитель ценностных отношений и их конечный продукт.
Психолого-педагогические науки
103
• ••
Организация учебного процесса требует сегодня не только содержательных, но и технологических изменений в системе преподавания теоретико-методических дисциплин, использования нового инструментария, ориентации на самостоятельность и творчество самих студентов при осознании ими личностной и профессиональной ценности осваиваемого содержания.
В современной методической науке стимулирующим фактором развития является интеграция традиционных и инновационных ценностей. Под инновацией понимается целенаправленное изменение, которое вносит новые, стабильные элементы в определенную сферу деятельности. Любая инновация так или иначе связана с предшествующими формами деятельности, основана на них. По отношению к традиционному опыту инновации в образовании делятся на замещающие, открывающие, отменяющие и ретронововведения. Например, замена традиционного экзамена компьютерной проверкой знаний - замещающая инновация; групповые формы обучения, распространенные в 20-е годы, затем забытые, а сегодня вновь обретшие актуальность, рассматриваются как ретронововведения; включение же в учебный план новой образовательной дисциплины - открывающая инновация, создающая новую сферу деятельности. Примером открывающей инновации может служить введение в учебный план филологического факультета дисциплины «Современные образовательные технологии в практике преподавания литературы», направленной на овладение студентами филологического факультета организационно-методическим инструментарием педагогических технологий: психолого-педагогическими
установками, формами, методами, способами, приемами, воспитательными средствами.
Освоение программы обеспечивает достижение ценностных ориентаций личности будущего педагога, формирование интеллектуальной,
познавательной, информационной
компетентностей, развитие профессиональных умений конструирования процесса обучения литературе на основе новых педагогических технологий.
Анализ проблемы преподавания методических дисциплин в вузе с позиций их аксиологической значимости позволяет определить необходимость построения учебного процесса на основе последовательных, взаимосвязанных действий, ориентированных на достижение результата - формирование ценностных аспектов профессионального сознания будущего учителя:
- приближение уровня преподавания методических дисциплин к уровню развития современной науки и культуры, повышение роли научных исследований;
- изменение форм подачи лекционного материала (многоцелевые, комбинированные, проблемные лекции, лекции с обратной связью, по линиям развития, «лоскутная система» и др.);
- подготовка методического обеспечения для структуризации и логи-зации процесса самообразования, самообучения студентов - самостоятельной проработки научнометодического материала с использованием индивидуальных рабочих планов;
- внедрение вариативных форм и методов организации семинарских, лабораторных, практических занятий, ориентирующих на освоение методики в исторической смене методов и приемов преподавания и интеграцию материала из смежных дисциплин;
- ускорение развития методических дисциплин за счет укрепления их междисциплинарной и трансдисциплинарной направленности;
- создание новой учебной среды, основанной на современных технологиях и видах образовательной деятельности, внедрение модульных учебных программ, установление разумного баланса между традициями и новациями в преподавании методических дисциплин;
- усиление роли вуза в сохранении, интерпретации, распространении, развитии национальных региональных культур в условиях укрепления этических и духовных ценностей, в развитии личности студентов наряду с подготовкой к профессиональной деятельности.
Организация учебного процесса в соответствии с предложенными направлениями позволит не только структурировать и систематизиро-
104
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
вать процесс освоения студентами педагогических вузов теоретико-
методического материала, но посредством новых форм и методов
повысить его личностную и профессиональную аксиологическую значимость.
Примечания
1. БайденкоВ.И. Болонский процесс. М., 2004. 2. Гусинский Н.Э.,'Турчанинова Ю.У. Введение в философию образования. М., 2003. 3. Плаксий С.И. Качество высшего образования. М., 2003. 4. Сазонова 3. Болонский процесс: позиция российского преподавателя//Высшее образование в России. 2004. №3. 5. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003. 6. Тарунина Л.В. Система подготовки учителя общеобразовательной школы к введению профильного обучения//Методист. 2005. №5.
Статья поступила в редакцию 14.11.2008 г.