НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ
Эя №РС 77 - ЗОБ-БЭ. Государствен над регистрация №0421100025.155М 199-4 0406_
Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественно-научного образования
# 03, март 2011 автор: Двуличанская Н. Н.
МГТУ им. Н.Э. Баумана [email protected]
Усиление интеграционных процессов в европейской и мировой системе образования, переход к рыночной экономике обусловили необходимость модернизации российской образовательной на основе компетентностного подхода. Происходящие преобразования требуют совершенствования преподавания и предметов естественно-научного цикла.
Одним из ведущих направлений модернизации российского образования является создание системы непрерывного профессионального образования. На совместном заседании Государственного совета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г. президент Д. Медведев сказал, что «один из ключевых принципов развития профессионального образования - его непрерывность» [1]. И в этом направлении одной из важных задач является создание цепочек в сфере образования, а именно цепочки лицей - колледж - университет, участники которой должны работать в непосредственном контакте с работодателями.
Показателем качества подготовки специалиста, определяющим его поведенческие качества на рынке труда является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью мы понимаем интегральное качество личности, характеризующее владение ключевыми и профессиональными компетенциями. Именно компетентность характеризует профессионализм специалиста. Компетентного специалиста отличает самостоятельность, ответственность, способность к творчеству, стремление к
постоянному обновлению знаний, овладению новой информацией для успешного решения профессиональных задач, как в стандартных, так и проблемных ситуациях. При этом компетентность будущего специалиста необходимо формировать в процессе обучения не только специальным, но общеобразовательным, в том числе и естественно-научным дисциплинам. Однако компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в довузовском образовательном учреждении и дальнейшем получении образования в вузе обучающийся в должном объёме приобрести не может. Повышение уровня профессиональной компетентности зависит от индивидуальных способностей личности, умения использовать имеющиеся возможности и происходит на всех этапах получения образования.
Так как естественно-научное образование, в том числе, получаемое в рамках общеобразовательной подготовки, направлено на развитие интеллектуального потенциала, общей культуры, технических умений, то одной из важнейших задач его реформирования является направленность на постоянное повышение профессиональной компетентности [2]. Для успешного формирования профессионально значимых качеств индивида необходимо определить те организационно-педагогические условия, которые будут обеспечивать эффективность этого процесса. Это и составило основу настоящего исследования.
Под организационно-педагогическими условиями в контексте настоящего исследования понимается совокупность содержания и структуры предметного образования, учебно-методического обеспечения и инновационной образовательной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных дидактических задач.
Формирование компетентного специалиста нового поколения невозможно без целостного образовательного пространства: преемственности общего образования с профессиональным на различных его уровнях и ступенях [3]. Преемственность предполагает согласованность между целями, содержанием, методами и формами обучения в образовательных учреждениях довузовской,
вузовской и послевузовской подготовки. Проблема взаимосвязи образования может быть успешно решена, по нашему мнению, через реализацию следующих видов преемственности [4]:
- мотивационной, способствующей развитию потребностей в получении образования, познавательного интереса;
- содержательной, заключающейся в формировании у обучающихся знаний, практических и интеллектуальных умений и навыков, а также компонентов творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;
- организационно-технологической - в формах, методах и способах организации учебной деятельности обучающихся на каждой ступени обучения.
Естественно-научное образование в рамках общеобразовательной подготовки может осуществляться через систему непрерывного профессионального образования по схеме: основное образование (неполное общее среднее) ^ довузовское профессиональное (начальное или среднее) ^ вузовское техническое образование. В современных условиях выпускники профессиональных лицеев, колледжей, техникумов должны владеть не только знаниями и умениями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, но и быть компетентными в реализации и обновлении своих знаний. Это в сложившейся социальной среде является важным для профессионального роста индивида.
Компетентность реализуется в процессе разнообразных видов деятельности (приобретение, преобразование и использование знаний), поэтому в структуру компетентности входит мотивационный компонент. При осуществлении компетентностного подхода в образовании мотивация является субъективной, осознанной причиной действий выпускника довузовского профессионального образовательного учреждения. С позиции аксиологии (философского учения о ценностях) мы рассматриваем компетентность как образовательную ценность [5]. Для обучающихся профессиональных
образовательных учреждений, сознательно выбравших конкретную область профессиональной деятельности, ценно то, что позволяет им в наибольшей степени подготовить себя к такой деятельности. Изучение курса химии, физики в учреждениях как довузовского профессионального образования (профессиональные лицеи, колледжи, техникумы), так и в вузах технического профиля способствует освоению основ будущей профессии, развивает мышление, позволяет более глубоко понять закономерности окружающего мира, оптимально решать задачи экологического образования, вносить вклад в реализацию трудового и патриотического воспитания. Ценности - это личные смыслы - нельзя сформировать ни передачей сообщений, ни прямым материальным воздействием [6]. Они вырабатываются на основе личного опыта, переживаний, а не могут быть приняты готовыми. Если в планы индивида входит повышение профессиональной компетентности «по вертикали», то изучение данной дисциплины на более высоком уровне познания существенно повысит мотивацию к изучению данного предмета. При этом у обучающегося появляется цель, для достижения которой он проявляет инициативу. Как показано в работе [5], новые знания трансформируются в познавательную ценность, которая становится детерминирующей в процессе мотивации, превращается в потребность и способствует получению новых знаний и приобщению к качественно новой деятельности.
При повышении образовательного уровня, личные ценности расширяются и включают в свой круг всё больше социальных ценностей и постепенно превращают обучающегося в социально-активного индивида. Для обучающегося становится яснее глубина отношений: человек - техника, человек - природа, человек - общество, общество - природа, наука - природа, наука - культура, культура - искусство, наука - искусство и т. п. В результате у обучающихся повышается мотивация к изучению дисциплин естественнонаучного цикла вследствие осознания ими необходимости применения приобретенных фундаментальных знаний в будущей профессиональной и повседневной деятельности [7].
Сформированное на данном уровне обучения ценностное отношение к естественно-научным знаниям обеспечивает научное мировоззрение; социальную активность личности; определяет тип поведения и деятельности на основе культурологических, общечеловеческих (нравственных, религиозных, этических) и социальных (производственных, экономических, правовых, политических) ценностей, способствуя становлению аксиологической компетентности индивида. Результатом такого обучения становится повышение профессиональной компетентности обучающихся. На основе вышеизложенного отобразим стадии формирования профессиональной компетентности: Ценностные Личностные Обоснованная Формирование Аксиологическая ориентации ^ смыслы ^ мотивация ^ компетенций ^ компетентность
В этом случае приобретенные знания и умения по химии, физике, биологии и другим предметам естественно-научного цикла являются не результатом образования, как при традиционном обучении, а средством решения задач в будущей профессиональной и повседневной деятельности специалиста, в продолжение образования, диверсификации профессии.
В системе непрерывного образования для реализации содержательной преемственности большое значение имеет довузовская подготовка выпускников образовательного учреждения. Отбор содержания
общеобразовательных дисциплин в довузовских профессиональных образовательных учреждениях диктуется целями подготовки
конкурентоспособного, компетентного специалиста [8]. Исследование выявило, что в довузовских учебных заведениях, в частности, в колледжах, реализующих непрерывное образование в системе «колледж - вуз», общеобразовательные предметы естественно-научного цикла целесообразно изучать на двух уровнях уровнях - базовом и углубленном [9]. Базовый уровень обеспечивает уровень общего среднего (полного) образования в данной предметной области; углубленный - практически обеспечивает уровень предметной подготовки в вузе соответствующего профиля. Этот уровень
реализуется через освоение программы интегрированного курса среднего и высшего профессионального образования, разработанного автором настоящей статьи, и его освоение способствует лучшей адаптации выпускников колледжей к изучению естественно-научных дисциплин в вузе. Определенная последовательность в расположении учебного материала, связь и согласованность при изложении каждого структурного элемента предметного образования с опорой на ранее приобретенные обучающимися знания обеспечивает переход от прежних знаний к новым, более обобщенным. Базовый и углублённый уровни изучаются на основе дидактического принципа содержательной профильности [7], предполагающего включение в рабочие учебные программы сведений, связанных с применением естественно-научных знаний в будущей профессиональной деятельности конкретного специалиста. Этот принцип является важным для реализации не только содержательной, но и мотивационной преемственности. При реализации принципа содержательной профильности в обучении индивид познает систему профессиональных знаний, которые ему необходимы, так как без этого он не сможет компетентно реализовать свою будущую деятельность, что существенно повышает мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла. Необходимо отметить, что уже в образовательном профессиональном учреждении довузовской подготовки через химию, физику как изучаемые предметы, происходит формирование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста технического профиля.
Преемственность в изучении химии, физики обеспечивается посредством как содержательной интеграцией соответствующего курса с предметами общеобразовательной и профессиональной подготовки, так и содержательной дифференциацией по характеру будущей профессиональной деятельности специалистов конкретной профессии в среднем и, соответственно, в высшем профессиональном учебном заведении. Такой интегративно-дифференциативный подход в осуществлении непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж - вуз» реализуется через блочно-модульное
построение курса, активно внедряемое в практику преподавания в средних профессиональных и высших образовательных учреждениях в связи с переходом к компетентностно ориентированному обучению.
Проведенное нами исследование показало, что в курсе
общеобразовательных естественно-научных дисциплин профессионально
значимые сведения целесообразно выделять в отдельный блок (модуль).
Например, курс химии в технических колледжах, как базового, так и
углубленного уровня может содержать модуль «Химия в профессии...» или «Химия элементов и их соединений, применяемых.» [7]. Это позволяет актуализировать знания обучающихся по свойствам материалов, важных для определенного направления профессиональной подготовки, что повышает уровень когнитивной и мотивационной составляющих компетентности. Такой подход к обновлению содержания образования по своей сущности является модульно-компетентностным, так как способствует формированию
профессиональной компетентности будущих специалистов в конкретной области профессиональной деятельности. Данное структурирование курса химии позволяет индивиду самостоятельно изучать данную науку в соответствие со своими интересами и потребностями, строить собственную картину мира.
Важную роль в реализации непрерывной общеобразовательной подготовки обучающихся играет организационно-технологическая преемственность, образованная компонентами взаимодействий субъектов обучения (обучающего и обучающегося): методами обучения, средствами обучения, формами организации предметного образовательного процесса.
Преемственность в непрерывном образовательном процессе предполагает комплекс организационно-методических мероприятий, необходимых для наиболее успешного продолжения образования выпускников довузовских образовательных учреждениях в вузе. Основными способами организации учебного процесса в лицеях, колледжах, техникумах, но нашему мнению, являются следующие.
1. Использование вузовских форм обучения. Целесообразно занятия
первичного усвоения материала строить по типу лекции, формируя тем самым у обучающихся элементарные навыки сокращения, сжатия информации. Письменное фиксирование учебной информации приучает акцентировать внимание на главном, избегать повторов. Разнообразными могут быть формы контроля усвоения учебного материала: коллоквиум, диспут и т.п. Опыт показывает, что студенты вуза, приобщенные к основам дискуссии в колледже, увереннее отвечают на семинарах, зачетах, экзаменах. По этой же причине в учебный процесс необходимо включать элементы научно-исследовательского труда: рефераты, сообщения, доклады. Однако с учетом возрастных
особенностей обучающихся на начальном этапе обучения в довузовских образовательных учреждениях наиболее эффективными являются комбинированные уроки: лекционно-семинарские занятия, семинары-
собеседования и т.п. Приобретению базовых технических умений и навыков, а также развитию творческого потенциала способствует проведение лабораторных работ, которым в вузе уделяется большое внимание [7].
2. Применение интерактивных методов обучения. Данные методы ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Построение учебного процесса в колледже на основе репродуктивного метода обучения приводит к тому, что бывшие выпускники колледжа долго адаптируются, испытывают значительные затруднения во время обучения в вузе. Это связано с тем, что обучающиеся первоначально усваивают предложенные им в готовом виде эмпирические знания и умения и лишь затем переходят к их обобщению и применению в различных конкретных ситуациях. Для развития творческой активности индивида, необходимой для реализации успешной познавательной деятельности, как в колледже, так и в вузе, учебный процесс в довузовских образовательных учреждениях необходимо осуществлять с применением интерактивных методов в рамках технологий личностноориентированного развивающего обучения [6]. Такой подход предполагает
необходимость обеспечения максимальной активности самого учащегося (привлечение к проектной деятельности, выполнению ситуационных заданий, участию в конференциях, дискуссиях, играх и т.п.) в процессе формирования компетенций. Это повышает уровень профессиональной компетентности и уверенности в себе как основы личностного роста.
3. Привлечение преподавателей вузов к участию в образовательном процессе. Организация занятий по фундаментальным и профильным дисциплинам специалистами высших учебных заведений способствует не только повышению уровня общеобразовательной подготовки и профориентационной работы, но и обеспечивает эффективность адаптации абитуриентов к условиям вузовского обучения.
Следует, однако, отметить, что в настоящее время практически отсутствуют учебно-методическая литература, содержащая практико-
ориентированные ситуационные задания, которые позволяют сформировать на данном уровне познания и оценить компетентность.
Как показало проведенное исследование, эффективности повышения профессиональной компетентности при обучении «непрофильным» дисциплинам естественно-научного цикла в системе непрерывного образования способствуют следующие организационно-педагогические условия.
• Преемственность образовательного процесса, обеспечивающая
согласованность между целями, содержанием, методами, формами и
средствами обучения на всех его уровня.
• Обновление содержания образования на основе принципа
содержательной профильности в обучении предметам естественно-научного цикла в довузовских профессиональных образовательных учреждениях, благодаря чему у индивида формируется система профессиональных знаний и ценностное отношение к процессу познания.
• Модульно-компетентностный подход к структурированию содержания естественно-научного образования в соответствии с особенностями будущей профессией специалиста.
• Использование вузовских форм организации образовательного процесса, а так же методов, повышающих уровень самостоятельной активности, развивающих самостоятельность, познавательный интерес у обучающихся.
• Достаточная материально-техническая база образовательного учреждения, обеспечивающая организацию обучения на компетентностной основе.
В заключении необходимо отметить, что рассмотренные выше организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности в процессе непрерывного естественно-научного образования не являются единственными, но, как показывает практика, они оптимально сочетаются и дают положительный образовательный эффект при изучении химии в системе «колледж - вуз». Полученные результаты с учетом особенностей изучаемой дисциплины могут быть применены для других предметов естественно-научного цикла (физики, биологии и др.) и математики при разработке моделей непрерывного образования в системах, интегрировавших в себе различные уровни образования, например, «лицей -колледж - вуз», «школа - колледж - вуз».
ЛИТЕРАТУРА
1. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года. иКЬ : http://www.kremlin.ru/ transcripts/8786 (дата обращения 09.03.11).
2. Двуличанская Н.Н. Роль естественно - научного образования в повышении профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. Вып.1. иКЬ: http://technomag.edu.ru/doc/164710.html (дата обращения 09.03.11).
3. Техническое и профессиональное образование и обучение в XXI веке. Рекомендации ЮНЕСКО и Международной Организации Труда 2002 г. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2003. 83 с.
4. Двуличанская Н.Н. Преемственность как условие эффективности обучения в непрерывном образовательном процессе //Современные тенденции развития химического образования: фундаментальность и качество: сборник; под общ. ред. акад. В.В. Лунина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. С.95-100.
5. Двуличанская Н.Н., Фадеев Н.Н. Аксиологические аспекты изучения естественно-научных дисциплин в системе СПО-ВПО на компетентностной основе // Актуальные проблемы химической науки, практики и образования: Сб. статей Междунар. научно-практич. конф.: в 2 ч. / Курск. гос. техн. ун-т; [редкол.: Ф.Ф. Ниязи (отв. ред.) и др.]. Курск, 2009. Ч. 2. С. 208-210.
6. Каган М.С. Философские теории ценности. СПб. 1997. 204с.
7. Двуличанская Н.Н., Тупикин Е.И. Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж -вуз» (на примере химии): монография. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. 254 с.
8. Двуличанская Н.Н. Обновления содержания естественно-научного образования в технических колледжах на основе компетентностного подхода // Инновации в образовании. 2011. № 1. С. 88-100.
9. Двуличанская Н.Н. Программа курса химии для учреждений среднего профессионального образования (колледжей) технического направления. Химия: сб. методич. материалов / под научн. ред. проф., д.п.н. Е.И. Тупикина. М.: Дом педагогики, 2007. 51с.