Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоб ачевского, 2009, № 6 (1), с. 24-30
УДК 377.6
ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ: ОТ КОЛЛЕДЖА К ВУЗУ
© 2009 г. Н.Н. Двуличанская
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
nataliadv@km. т
Поступила в редакцию 03.03.2009
Выявлены и обоснованы педагогические условия эффективной реализации непрерывной естественно-научной подготовки в системе «колледж - вуз». Разработана и реализована инновационная модель дидактической системы непрерывной химической подготовки, способствующая развитию познавательной потребности, профессиональной компетентности и лучшей адаптации выпускников колледжа к обучению в вузе.
Ключевые слова: непрерывное образование, дидактическая система, преемственность, системноаксиологический подход, двухуровневая подготовка.
Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, изменяют спрос на квалификационную структуру профессиональных кадров. Рынок труда требует от них профессиональной мобильности, необходимости постоянно совершенствовать свои знания. Поэтому обучение на протяжении всей жизни [1] в целях личного и профессионального развития, овладение широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры имеет решающее значение для людей в быстро меняющихся социально-экономических условиях. Однако до настоящего времени существует глубокий разрыв между целями новой парадигмы непрерывного образования и традиционно сложившимися подходами к образовательному процессу.
Анализ содержания и особенностей реализуемого в Российской Федерации профессионального образования позволил выделить ряд противоречий:
- между потребностью современного общества и личности в реализации непрерывного образования и отсутствием в системе профессионального образования новых подходов к его осуществлению и моделей многоуровневых образовательных систем;
- между наличием различных уровней и ступеней профессионального образования и недостаточностью интеграционных связей между ними;
- между утвердившейся в социальной системе закономерностью рассматривать человека
как носителя общественных и производственных отношений, подчиненных интересам общества, и современными социальными тенденциями, основу которых составляет необходимость обеспечения для личности возможности построения собственной траектории образования в соответствии с индивидуальными качествами и потребностями человека;
- между ориентацией организационных форм осуществления образовательного процесса на традиционную парадигму и все более утверждающейся в мировой образовательной практике лич-ностно ориентированной моделью образования.
Для снятия возникающих противоречий необходимо изменение содержания, форм и методов осуществления непрерывной профессиональной подготовки специалистов любых уровней образования и ступеней, в том числе в системе «довузовское профессиональное образовательное учреждение - вуз».
Актуальность работы обусловлена необходимостью создания теоретических основ непрерывной естественно-научной подготовки (на примере химии), определения оптимальных условий её осуществления, способствующих повышению эффективности процесса обучения профессиональных кадров в современных социально-экономических условиях.
Результаты исследования
1. Педагогические условия реализации непрерывной естественно-научной подготовки в образовательных учреждениях технического про-
филя. Дидактическая система является составной частью педагогической системы и включает в себя цели, содержание, методы, средства, формы обучения, а также обучающихся и преподавателей. Инновации в изучении естественно-научных дисциплин (химии, физики, биологии и т.п.) связаны с изменением целей и задач общеобразовательной естественно-научной подготовки в условиях непрерывного образования. В настоящее время формирование творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, является одной из важнейших задач как довузовской, так и вузовской подготовки [2].
Естественно-научное образование в рамках общеобразовательной подготовки может осуществляться через систему непрерывного профессионального образования по схеме: основное образование (неполное общее среднее) -довузовское профессиональное (начальное или среднее) - вузовское техническое образование. В учреждениях довузовской профессионального образования (профессиональных училищах, колледжах, техникумах) обучающиеся одновременно с профессиональным получают общее среднее (полное) образование, что дает им возможность поступления в вуз, в том числе технического профиля, на общих основаниях. Одной из важнейших фундаментальных дисциплин естественно-научного цикла, обязательных для общеинженерной подготовки специалистов технического профиля любых уровней и ступеней образования, является химия. Выпускники колледжей, поступая в вуз, имеют право обучаться в нем в сокращенные (на 1-2 года) сроки, если изучают общеобразовательные предметы (в том числе химию) на углубленном уровне по сравнению со стандартом общего среднего образования. Возможность обучения в вузах на базе полученного среднего профессионального образования по сокращенным программам способствует повышению доступности и экономичности получения высшего образования.
Для обеспечения обучающимся оптимальных условий достижения уровня развития в соответствии с их способностями и потребностями необходимо создание адаптивного образовательного пространства, преемственности форм, методов и способов обучения на всех ступенях образования. Проблема взаимосвязи образования и развития может быть решена, по нашему мнению, при реализации следующих видов преемственности:
- мотивационной, способствующей развитию потребностей в получении образования, как общего, так и профессионального, познавательного интереса;
- содержательной, заключающейся в формировании у обучающихся знаний, практических и интеллектуальных умений и навыков, а также компонентов творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;
- организационно-технологической, состоящей в формах, методах и способах организации учебной деятельности обучающихся на каждой ступени обучения.
Успешность обучения в вузе во многом зависит от реализации мотивационной преемственности осознания выпускниками довузовских профессиональных образовательных учреждений необходимости продолжения учебы, непрерывного образования и воспитания познавательного интереса. Мотивация является осознанной, если индивид уверен в ценности получаемой информации. С позиций аксиологии ценностями может быть все, что значимо для жизнедеятельности субъекта и общества. Для обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях, сознательно выбравших конкретную область профессиональной деятельности, ценно то, что позволяет им в наибольшей степени подготовить себя к такой деятельности. Они с интересом изучают предметы профессионального цикла и в большинстве случаев не понимают необходимость изучения естественно-научных дисциплин, в том числе химии, не только как общеобразовательной дисциплины, но и как научной базы для восприятия и усвоения некоторых тем специальных дисциплин (например, материаловедение, технология оптических деталей и др.).
Повышению эффективности изучения предметов естественно-научного цикла, в том числе химии, в довузовских профессиональных образовательных учреждениях, реализующих непрерывное образование, способствует применение системно-аксиологического подхода. Методология системно-аксиологического подхода направлена на формирование у студентов колледжа ценностного отношения к процессу познания и его результату: выработке понимания ценности фундаментальных основ естественнонаучного (химического, физического, биологического и др.) знания в процессе познания законов природы и реализации будущей профессиональной деятельности. Организация образовательного процесса в колледже на основе данного подхода предполагает не только определенную систему расположения материала в курсе изучаемой дисциплины по возрастанию ценности информации для будущей профессиональной деятельности, но и выработку иного - ценностного - отношения субъектов обучения к
восприятию предлагаемой информации. При этом у обучающихся необходимо сформировать химико-аксиологическое сознание [3], при котором ценности химического образования, в том числе и в рамках общеобразовательной подготовки, по мере их усвоения, становятся личностными ценностями. При повышении образовательного уровня личные ценности расширяются, включают в свой круг всё больше социальных ценностей и постепенно превращают обучаемого в социально активного индивида. Для обучающегося яснее становится глубина отношений: человек - техника, человек -природа, человек - общество, наука - природа, наука - культура, культура - искусство и т.п. Выстраиваемая иерархия личных ценностей выступает связующим звеном между внутренним миром человека и обществом. Таким образом, повышение мотивации изучения химии происходит не только в появлении перспективы зачета полученных в колледже знаний в высшем учебном заведении, но и за счет осознания обучающимися необходимости применения приобретенных фундаментальных знаний в будущей профессиональной и повседневной деятельности. Мотивация побуждает к получению новых знаний. Новые знания трансформируются в познавательную ценность, которая становится детерминирующей в процессе мотивации, превращается в потребность и способствует получению новых знаний и приобщению к качественно новой деятельности. В таблице представлена аксиологическая система непрерывной общеобразовательной химической подготовки при переходе от довузовского профессионального образования к высшему.
В образовательной системе «колледж - вуз» для реализации содержательной преемствен-
ности большое значение имеет довузовская подготовка выпускников колледжа. Изучение предметов естественно-научного цикла в технических колледжах должно не только обеспечивать необходимую общеобразовательную подготовку современного человека на уровне общего среднего (полного) образования, как при традиционном обучении, но и способствовать повышению уровня профессиональной компетентности обучающихся, развитию потребности к изучению дисциплины на более высоком уровне познания. В колледжах, реализующих непрерывное образование в системе «колледж - вуз», химию, как показывает практика, целесообразно изучать на двух уровнях -базовом и углубленном [4]. Базовый уровень курса химии является инвариантным для всех технических колледжей и обеспечивает уровень среднего (полного) общего образования в области химии. В комплект учебных элементов этого уровня входят некоторые понятия химии, выходящие за рамки рекомендованных нормативными документами программ учреждений среднего профессионального образования (pH, ряд вопросов электрохимии и др.). Эти понятия необходимы для использования в будущей профессиональной деятельности. Углубленный уровень подготовки (вариативная часть курса) -углубленное изучение химии, конкретизация и систематизация знаний о химической форме движения материи с учетом особенностей профессиональной подготовки специалистов данной профессии. Этот уровень реализуется через усвоение программы интегрированного курса химии среднего и высшего профессионального образования [5]. Выпускники школы, получившие общее среднее образование и продолжающие обучение в колледже, могут изучить спец-
Таблица
Аксиологическая система непрерывной общеобразовательной химической подготовки при переходе от довузовского профессионального образования к высшему
Педагогические компоненты | Этапы образования | Аксиологические компоненты
Довузовская подготовка
Формирование основных понятий о закономерностях окружающего мира Основное среднее (неполное) образование Формирование нравственных категорий ценностных ориентаций
Формирование химических представлений как важнейших элементов в единой научной картине мира Среднее (полное) общее образование с параллельным получением профессионального образования Формирование нравственных принципов ценностной ориентации и мотивации к карьерному росту. Ценностное проектирование
Вузовская подготовка
Формирование инженерных знаний Специалитет Завершение формирования основных компонентов нравственной шкалы ценностей химического образования; использование полученных знаний для реализации практических задач и диверсификации будущей деятельности
Формирование специальных технических знаний Бакалавриат
Формирование научнопознавательного интереса Магистратура
курс по химии, соответствующий углубленному уровню подготовки, если в их планы входит повышение профессиональной компетентности «по вертикали».
Базовый и углублённый уровни изучаются на основе дидактического принципа содержательной профильности [6], предполагающего включение в рабочие учебные программы сведений о свойствах химических соединений и технологических процессах, связанных с их применением в будущей профессиональной деятельности конкретного специалиста. При разработке программ по химии (физике, биологии и др.) на основе принципа содержательной профильности необходимо учитывать не только особенности отдельной отрасли, но и содержание конкретной профессии в этой отрасли. Как показали исследования, реализация в образовательном процессе системных профилированных по содержанию будущей профессиональной деятельности курсов химии [7] позволяет сформировать целостную химическую картину мира, способствует повышению профессиональной компетентности индивида и обеспечивает возможность дальнейшего образования «по вертикали». Этот принцип является важным для реализации как мотивационной преемственности, так и содержательной. При реализации принципа содержательной профиль-ности в обучении индивид познает систему профессиональных знаний, которые ему необходимы, так как без этого он не сможет компетентно реализовать свою будущую деятельность, что существенно повышает мотивацию к изучению данной общеобразовательной дисциплины. Таким образом, изучение предметов естественнонаучного цикла, в том числе химии, в рамках общеобразовательной подготовки сквозь «призму» получаемой профессии при обеспечении фундаментальности учебной дисциплины способствует лучшей адаптации бывших выпускников технических колледжей к обучению в вузе.
В процессах обучения формируется личность индивида, и успешность этих процессов зависит от того, как осуществляются эти процессы и как они организованы. Важную роль в реализации непрерывной общеобразовательной подготовки учащихся колледжей играет организационно-технологическая преемственност ь, образованная компонентами взаимодействий субъектов обучения (обучающего и обучаемого): методами обучения, средствами обучения, формами организации предметного образовательного процесса. Непрерывное образование выдвигает личность на первый план педагогического процесса, что требует обязательного применения элементов личностно-ориентиро-
ванного подхода при реализации образовательного процесса, когда создаются максимально возможные условия для самообразования, самоопределения, самореализации индивида как в профессиональной, так и в бытовой деятельности. Гуманизация образования и личностно ориентированный подход к изучению предметов естественно-научного цикла в колледжах, реализующих непрерывное образование, возможны за счет реализации технологий развивающего обучения. Основой личностно-развивающей парадигмы образования [8] становится не передача максимального объема знаний, как при традиционном обучении, а участие субъектов образовательного процесса в целеполага-нии, отборе содержания, оценке результатов и т.п. Переход от личностно ориентированной парадигмы образования к личностно-развивающей обеспечивает не только эффективность усвоения знаний, но и перевод их в умения, навыки в процессе профессионального обучения и как результат - развитие квалифицированного, конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста. Особенностью развивающего обучения является повышенный уровень трудности изучаемого материала и ориентированность на организацию проблемнопоисковой деятельности обучающихся, что особенно важно при переходе на более высокую ступень получения образования. Такая деятельность оказывает значительное влияние на развитие творческой активности, вырабатывает самостоятельность в принятии решений в известных и нестандартных ситуациях технологического, экологического и другого характера.
Необходимо отметить, что образовательный процесс в колледжах, реализующих непрерывную общеобразовательную естественно-научную подготовку, является наиболее эффективным при его организации на основе технологий личностно ориентированного развивающего обучения. При таком построении учебного процесса развиваются качества обучающихся, способствующие лучшей ориентации индивида в обстоятельствах внешней окружающей среды (социальной и природной), что позволяет обеспечивать поведенческие качества личности в социуме. Наиболее важными формами реализации данного подхода являются: исследовательская, основу которой составляет химический эксперимент; дискуссионная, используемая при проведении проблемных учебных конференций, симпозиумов и т.п.; проблемно-игровая, способствующая положительной мотивации к изучению химии; «мозговой штурм», являющийся эффективным механизмом стимулирования по-
знавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах.
Таким образом, в ходе исследования определены и обоснованы педагогические условия эффективной реализации непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж - вуз», состоящие в применении системно-аксиологического подхода, принципа содержательной профильности, двухуровневого изучения (на базовом и углубленном уровнях) курса химии, физики и др., а также в применении технологий личностно ориентированного развивающего обучения в довузовских профессиональных образовательных учреждениях. При этом системообразующими являются принципы непрерывности и преемственности в обучении при переходе от колледжа к вузу.
2. Дидактическая система непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки: от колледжа к вузу. На основе рассмотренных выше положений была разработана инновационная дидактическая система непрерывной общеобразовательной естественно-научной (на примере химической) подготовки в системе «колледж - вуз» технического профиля. В ней выделяются четыре подсистемы.
1. Целевая подсистема занимает среди других особое место. Она является системообразующим фактором, придающим другим подсистемам и системе в общем целостность. В настоящее время цели, задаваемые образовательной системой государства, как отмечалось ранее, базируются на обновленной парадигме «образование через всю жизнь», основанной на формировании личности, обладающей высоким уровнем общеобразовательной и профессиональной компетентности, способной к самоопределению и саморазвитию, а также к адаптации в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Целевая подсистема формируется на основе социально-экономических условий, потребностей и интересов личности, целей непрерывной профессиональной подготовки и целей собственно общеобразовательной естественно-научной подготовки. Все вышеизложенное позволило сформулировать цели общей химической подготовки в колледжах, реализующих непрерывное образование. Эти цели заключаются в обеспечении необходимой общеобразовательной подготовки современного человека на уровне общего среднего (полного) образования, повышения профессиональной компетентности обучающихся, мотивации к изучению химии (и других предметов естест-
венно-научного цикла) на более высоком уровне познания, создании адаптивного образовательного пространства в системе «колледж -вуз».
2. Содержательная подсистема включает в себя в качестве компонентов предметные, блочные и модульные цели обучения, содержание общеобразовательной химической подготовки в форме спецификации элементарных учебных элементов [4, 5]. Преемственность в изучении химии обеспечивается как содержательной интеграцией курса химии с курсами профессиональной подготовки, так и содержательной дифференциацией по характеру будущей профессиональной деятельности специалистов конкретной профессии в средней и, соответственно, в высшей профессиональной школе. Средством осуществления дифференциативно-интегративного подхода является блочно-модульное структурирование курса химии в профессиональных образовательных учреждениях различных ступеней. В разработанной программе курса химии для технических колледжей, реализующих непрерывное образование [5], в содержание обучения входят три блока:
Блок I. Общая и неорганическая химия.
Блок II. Основы органической химии.
Блок III. Химия в данной профессии (Химия элементов и их соединений в данной отрасли промышленности).
Блоки I и II в основном своем содержании составляют базовый уровень подготовки, блоки I и III - углубленный.
Блоки состоят из модулей, особенностью которых является их возможная заменяемость [4]. Профильные блоки (блок III) по своей сути являются модулями, так как их содержание различно для строителей, оптиков, металлургов и др. Это позволяет индивиду самостоятельно изучать данную науку в соответствии со своими интересами и потребностями, строить собственную картину мира. Содержательная подсистема содержит также модель предполагаемого результата обучения в форме перечня требований к качеству усвоения программы курса химии выпускниками колледжа [5].
3. Технологическая подсистема образована компонентами взаимодействий субъектов обучения (обучающего и обучаемого): методами обучения, средствами обучения, формами организации предметного образовательного процесса. Экспериментально установлено, что наиболее эффективно при организации образовательного процесса в колледжах, реализующих непрерывную естественно-научную подготовку, применение технологий личностно ориенти-
Результат обучения
Повышение профессиональной компетентности, развитие познавательной потребности
Рис. Модель дидактической системы непрерывной общеобразовательной химической подготовки в системе «колледж - вуз»
рованного развивающего обучения, механизмом реализации которого является проблемное изучение материала. Среди организационно-методических мероприятий, способствующих более успешному продолжению образования выпускников колледжа в вузе, необходимо выделить следующие: использование вузовских форм
обучения (лекционно-семинарские занятия, семинары-собеседования, коллоквиумы, диспуты и др.), активных методов обучения (подготовка рефератов, сообщений, докладов, решение проблемных ситуаций и др.); привлечение преподавателей вузов к участию в образовательном процессе.
4. Диагностическая подсистема представляет собой контроль знаний обучающихся. Однако традиционные подходы к выявлению уровня обученности в настоящее время мало эффективны. Поэтому была разработана система диагностики «Системный контроль качества знаний обучающихся по предметам естественно-научного цикла», реализуемая в рамках непрерывной общеобразовательной химической подготовки
[9]. Диагностическая подсистема образована целевым, содержательным, технологическим и результативным компонентами диагностики. Основу данной системы составляет тестовый контроль, в том числе с применением компьютерных
технологий, активно внедряемых в настоящее время в практику образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Именно систематический тестовый контроль способствует упорядочению процесса обучения, позволяет объективно оценивать уровень достижений каждого студента.
Все вышеизложенное позволило разработать модель реализации непрерывной химической подготовки в системе «колледж - вуз» (рис.)
[10]. Аналогичными (по форме) могут быть модели физического, биологического, экологического образования. Их различие состоит в специфике содержания, методов и средств изучения, которые диктуются той отраслью науки, которую отражает тот или иной предмет.
Заключение
Эффективность предлагаемого подхода к осуществлению непрерывной естественно-научной подготовки подтверждена практикой реализации образовательного процесса в технических колледжах (Красногорский государственный колледж, Московский колледж авиационного моторостроения и др.). Развитие познавательного интереса, формирование профессионально значимых качеств личности происходит
уже в образовательном учреждении довузовской подготовки через изучение предметов естественно-научного цикла за счет более глубокого понимания роли предметных знаний в профессиональной, бытовой и другой деятельности конкретного специалиста.
Автор выражает благодарность доктору пед. наук Е.И. Тупикину, доктору пед. наук, профессору Г.Н. Фадееву за продуктивное обсуждение материалов статьи.
Список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Официальные документы в образовании. 2002. № 4.
2. Техническое и профессиональное образование и обучение в XXI веке. Рекомендации ЮНЕСКО и Международной организации труда 2002 г. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2003. 83 с.
3. Фадеев Г.Н. Интегративно-аксиологические основы конструирования и применения химической литературы для общего среднего образования: Авто-реф. дисс... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 69 с.
4. Двуличанская Н.Н. Преемственность в изучении предметов естественно-научного цикла в рамках концепции непрерывного образования «колледж -вуз» // Среднее профессиональное образование. 2007. № 11. С. 21-25.
5. Двуличанская Н.Н. Программа курса химии для учреждений среднего профессионального обра-
зования (колледжей) технического направления / Под научн. ред. профессора, д.п.н. Е.И. Тупикина // Химия. Сборник методических материалов. М.: Дом педагогики, 2007. 51 с.
6. Тупикин Е.И. Дидактический принцип содержательного профилирования как основа конструирования содержания предметного образования в профессиональной школе. Актуальные проблемы химического образования: Материалы ВНПК. Н. Новгород: НГПУ, 2008. С. 19-21.
7. Тупикин Е.И., Двуличанская Н.Н. Механизм реализации аксиологического подхода при изучении химии в профессиональных образовательных учреждениях // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2006. № 4. С. 101-105.
8. Михайлова Н.Н. Развитие образовательных технологий в начальном профессиональном образовании: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 2007. 45 с.
9. Тупикин Е.И., Двуличанская Н.Н. О методической системе выявления уровня достижений студентов в непрерывном техническом профессиональном образовании // Необратимые процессы в природе и технике: Труды Пятой Всероссийской конференции 26-28 января 2009 г. В 3-х частях. Часть III. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. С. 144-146.
10. Двуличанская Н.Н. Модель реализации концепции непрерывной естественно-научной подготовки в системе «колледж - вуз» технического профиля // Необратимые процессы в природе и технике: Труды Пятой Всероссийской конференции 26-28 января 2009 г. В 3-х частях. Часть III. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. С. 147-150.
FORMING THE DIDACTIC SYSTEM OF GENERAL EDUCATION IN NATURAL SCIENCES: FROM JUNIOR COLLEGE TO UNIVERSITY
N.N. Dvulichanskaya
Pedagogical conditions for effective realization of continuous education in natural sciences in the system «college - university» are established. An innovation model of the didactic system of continuous education in chemistry is developed and implemented, facilitating the development of cognitive need, professional competences, and better adaptation of college graduates for their studies at the university level.
Keywords: continuous education, didactic system, succession, systems-axiological approach, two-level education.