К ВОПРОСУ О НЕПРЕРЫВНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В АСПЕКТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Н. Н. Двуличанская
Введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы создаёт реальные возможности усиления химической подготовки, направленной на формирование профессионально важных знаний в области химии, необходимых для будущей профессиональной деятельности конкретного специалиста. Однако необходимо отметить, что химия выделена в отдельный предмет в примерном учебном плане только в классах и школах естественноматематического профиля. В технологическом, социальноэкономическом, гуманитарном (и ряде других профилей), а также при универсальном обучении она включена в интегрированный курс «Естествознание». Как показывает практика выпускникам школ, в которых химия не является профильной дисциплиной, недостаточно знаний по химии для обучения и получения качественного образования в профессиональных образовательных учреждениях, в том числе в вузах технического направления, тем более, что в одном и том же вузе обучаются студенты, осваивавшие в школе различные профили. Для выпускников средней школы, в чьи планы не входит продолжение образования в вузе, изучение непрофильных дисциплин имеет также очень большое значение. В этом случае низкий уровень химических знаний остается у человека на весь период его активной деятельности, что может привести к непредсказуемым последствиям в различных жизненных ситуациях.
Мы считаем, что для повышения мотивации к изучению химии и получения качественных химических знаний в общеобразовательных учреждениях необходимо: (а) ввести химию в учебные планы всех профилей - не менее двух часов в неделю; (б) ввести экзамен по химии на завершающей ступени основной 9-летней школы; (в) экзамен по химии в составе ЕГЭ при получении среднего (полного) общего образования должен стать обязательным для выпускников школ, гимназий и других учреждений, желающих продолжать образование в вузах технического профиля.
Одним из способов решения возникающих проблем является получение химического образования в рамках общеобразовательной подготовки через систему непрерывного профессионального образования по схеме: основное образование (неполное общее среднее) ^ довузовское профессиональное (начальное или среднее) ^ вузовское
443
техническое образование. В учреждениях довузовского профессионального образования (профессиональных лицеях, училищах, колледжах, техникумах) обучающиеся, являющиеся выпускниками основной или 9-летней школы, одновременно с профессиональным получают общее среднее (полное) образование, что даёт им возможность поступления в вуз, в том числе технического профиля на общих основаниях. Освоение интегрированных учебных программ высшего и среднего профессионального образования по общеобразовательным предметам - химии, физике, математике - позволяет зачесть полученные в колледже знания в вузе и сократить срок подготовки специалистов. Возможность продолжения обучения в вузах на базе колледжа является перспективной, так как, во-первых, позволяет снизить психологический дискомфорт учащихся, который возникает у них при обучении в новом учебном заведении; во-вторых, обучение студентов по сокращенным программам повышает доступность и экономичность получения высшего профессионального образования за счет снижения материальных затрат. Однако и в этом случае мотивация к изучению химии у учащихся колледжей остаётся весьма низкой.
Необходимо отметить, что обучающиеся в технических профессиональных образовательных учреждениях различных ступеней образования воспринимают химию как некую абстрактную дисциплину, не влияющую на уровень подготовки компетентного специалиста. Студенты (особенно на младших курсах) не располагают достаточными знаниями профильных предметов, что позволило бы убедительно показать связь химии с их будущей профессиональной деятельностью. Для того чтобы перспектива повышения профессионального роста «по вертикали» входила в жизненные планы индивида вплоть до компетентного использования приобретённых знаний в послевузовской деятельности, обучающиеся должны осознавать ценность приобретаемых знаний. Только в таком случае появится или усилится мотивация к изучению химии в довузовском профессиональном образовательном учреждении. Химические знания приобретают для обучающихся ценность в том случае, если они знают, где и когда эти знания будут применены. Так, для выпускников колледжей ценность представляет то, что может подготовить их к продолжению образования в вузе и компетентно реализовать приобретённые знания в будущей профессии.
Основой решения рассматриваемых проблем может явиться разрабатываемый нами системно-аксиологический подход [1, 2], предполагающий не только определенную систему расположения материала в курсе изучаемой дисциплины по возрастанию ценности информации для будущей профессиональной деятельности, но и
444
выработку иного, ценностного отношения субъектов обучения к восприятию предлагаемой информации. При повышении уровня ценности химического образования, в том числе и в рамках общеобразовательной подготовки, образовательные ценности становятся личностными ценностями. По мере развития субъекта обучения личные ценности расширяются, включают в свой круг всё больше социальных ценностей и постепенно превращают обучающегося в социально активного индивида [1]. Для обучающегося яснее становится глубина отношений: человек - техника, человек -природа, человек - общество, общество - природа, наука - природа, наука - культура, культура - искусство, наука - искусство и т.п. Мотивация побуждает к получению новых знаний. В таблице представлена аксиологическая система непрерывной общеобразовательной химической подготовки при переходе от довузовского образования к высшему образованию.
Таблица
Аксиологическая система
непрерывной общеобразовательной химической подготовки
Педагогические компоненты Этапы образования Аксиологические компоненты
Довузовская подготовка
Формирование основных понятий о закономерностях окружающего мира Основное общее образование Формирование нравственных категорий ценностных ориентаций
Формирование химических представлений как важнейших элементов в единой научной картине мира Среднее(полное)общее образование с параллельным получением профессионального образования Формирование нравственных принципов ценностной ориентации и мотивации к карьерному росту. Ценностное проектирование
Вузовская подготовка
Формирование инженерных знаний Специалитет Завершение формирования основных компонентов нравственной шкалы ценностей химического образования; использование полученных знаний для реализации практических задач и диверсификации будущей деятельности
Формирование специальных технических знаний Бакалавриат
Формирование научнопознавательного интереса Магистратура
Опыт многолетней практики преподавания химии как в колледже, так и в вузе технического профиля, показывает, что такой подход способствует приобретению студентами не только химических знаний, но
445
и представлений об их использовании в различных областях жизнедеятельности на основе существующих потребностей общества, формированию природосообразного химического мышления. Необходимо отметить, что содержание курса химии, в том числе изучаемого в рамках общеобразовательной подготовки на различных ступенях получения образования, должно содержать важную экологическую составляющую, ориентированную на понимание роли научнотехнических достижений и ответственности за их применение.
Список литературы
1. Двуличанская Н. Н. Системно-аксиологическая концепция как основа обучения химии в профессиональных образовательных учреждениях / Н. Н. Двуличанская, Г. Н. Фадеев, С. А. Матакова // Актуальные проблемы химического и естественно-научного образования: материалы 56-й Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием, г. Санкт-Петербург, 8-11 апр. 2009 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.- С. 99-101.
2. Двуличанская Н. Н. Формирование дидактической системы непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки: от колледжа к вузу / Н. Н. Двуличанская // Вестник ННГУ им. Н. Л. Лобачевского. - 2009. - № 6 (1). - С. 24-30.
446