Научная статья на тему 'Инновационная направленность роста экономики региона'

Инновационная направленность роста экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ / COMPETITIVENESS OF RUSSIAN REGIONS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / НАУЧНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC AND RESOURCE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Анжела Викторовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы инновационного развития регионов в условиях все более возрастающей конкуренции. Автором в качестве одного из механизмов по реализации инновационного роста региона предлагается использовать научно-ресурсный потенциал регионов в целях занятия выгодных позиций в системе экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative nature of the region economic growth

А The article considers with current issues of innovative development of the regions in an increasingly competitive. The author as one of the mechanisms for the implementation of innovative growth of the region are encouraged to use scientific and resource potential of the regions in order to take advantageous positions in the system of economic relations.

Текст научной работы на тему «Инновационная направленность роста экономики региона»

литература

1. Burke W., Litwin G. Transformational Change and Transactional Change. Explanation of the Causal Model of Organizational Performance and Change of W. Warner Burke and George H. Litwin. L.: Oxford,1992. 178 p.

2. что такое теория катастроф? / Профессиональное сообщество «12manage — Ускоренный путь в топ-менеджеры»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.12manage. com/methods_thom_catastrophe_theory.html.

3. Федотова В. Управляемый хаос: Журнальный ресурс «Интелрос»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intelros.ru/2007/02/13/valentina_fedotova_upravljaemyjj_ khaos.html.

4. Гараедаги Дж. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. Минск: Гревцов Букс, 2010. 480 с.

5. Пригожин И., стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Изд-во ЛКИ, 1986.

6. Голубецкая н. П. Методические подходы к определению приоритетов инновационной политики региона // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 45-48.

УДК 332.14

А. В. Рожкова

инновационная направленность роста экономики

региона

A. V. Rozhkova. Innovative nature of the region economic growth

В статье рассматриваются актуальные вопросы инновационного развития регионов в условиях все более возрастающей конкуренции. Автором в качестве одного из механизмов по реализации инновационного роста региона предлагается использовать научно-ресурсный потенциал регионов в целях занятия выгодных позиций в системе экономических отношений.

ключевые слова: регион, инновации, конкурентоспособность российских регионов, экономический рост, научно-ресурсный потенциал

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The article considers with current issues of innovative development of the regions in an increasingly competitive. The author as one of the mechanisms for the implementation of innovative growth of the region are encouraged to use scientific and resource potential of the regions in order to take advantageous positions in the system of economic relations.

Keywords: region, innovation, competitiveness of Russian regions, economic growth, scientific and resource potential

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Инновационно ориентированный регион — это такой регион, в котором работа значимой доли предприятий направлена на создание и использование передовых наукоемких технологий, а выпускаемая продукция также характеризуется параметрами конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции и техноло-

Анжела Викторовна Рожкова — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© А. В. Рожкова, 2013

гической цепочки. В условиях рыночной экономики важнейшим инструментом внедрения инноваций является активное сочетание государственной поддержки и использования предпринимательского механизма, позволяющего не только получать прибыль от инноваций и инновационной продукции, но и максимально полно удовлетворять потребности различных групп потребителей этой продукции [1].

К базовым принципам конкурентоспособности российских регионов, которые строятся на инновационной основе, относятся:

1) качественное удовлетворение потребностей всех хозяйствующих субъектов в инновационной продукции и технологии ее производства с получением при этом доходов; собираемость налогов, появление новых рабочих мест, возрастание требований к качеству подготовки рабочей силы. При этом следует отметить необходимость систематизации экономических и неэкономических интересов взаимодействующих в этом процессе хозяйствующих субъектов;

2) в рамках одного региона одновременно используются и дополняют друг друга различные формы и методы стимулирования инновационного развития. Первые из них построены на предпринимательских принципах и инициативах, а вторые — на административных принципах и госрегулировании. Здесь же просматривается сложная взаимосвязь соперничества и сотрудничества этих форм и методов. Они позволяют обеспечить конкурентную борьбу регионов за инновации и инновационный тип развития. Следует пояснить, что ни один из российских регионов не в состоянии обеспечить себе такой путь развития, опираясь только на собственные силы. Необходимо привлекать федеральные ресурсы (экономические и административные), добиваясь того, что регионы начнут вступать за них в конкурентные отношения между собой [2]. Федеральная помощь не безгранична, следовательно, центр из заявленных претендентов должен выбрать те регионы и те проекты, которые представляют более качественное обоснование своей инновационной деятельности и сами обладают значительными ресурсами. Это сможет обеспечить мультипликативный эффект, позволяющий стимулировать развитие других, прежде всего — соседних, регионов, а впоследствии и экономики всей страны. В результате отобранные регионы получают федеральную поддержку и ресурсы. В этом и заключается суть региональной конкуренции за использование инновационного пути развития.

Понимание этих принципов позволяет обосновать механизм разработки и выбора алгоритма согласования интересов различных хозяйствующих субъектов, определить сущность и экономическое содержание региональной конкурентоспособности и построить рациональную систему стратегического конкурентного развития региона в увязке со стратегией других регионов страны и соответствующих отраслей хозяйства, а в перспективе — и экономики России как единой системы.

Конкурентоспособность региона, являясь его особым системным свойством, формируется как совокупность количественных и качественно новых факторов и условий, необходимых для перехода на более высокий этап экономического, научно-технического и социального развития. Ее можно представить как процесс, соединяющий в себе содержательные моменты рынка и плана, состязательности и сотрудничества, а также инструменты государственного регулирования, реализующиеся на объектно-субъектном уровне рынка. Одновременно она представляет собой наиболее рациональную и достоверную форму использования всех видов ресурсов, показатель эффективности конкурентного взаимодействия регионов. Для того чтобы обеспечить развитие региона, используя принцип и инструмент конкурентоспособности, необходимо уметь оценивать различные регионы по данному интегральному показателю. В теории и на практике выделяют различные подходы к организации и

проведению такой оценки. Их анализ позволил нам выбрать наиболее адекватный метод применительно к современным российским условиям. Его суть заключается в расчете индекса конкурентоспособности, интегрально отражающего совокупность факторов регионального развития, которые отвечают требованиям не только отечественных, но и международных методик оценки конкурентоспособности.

Система показателей оценки конкурентоспособности региона включает пять взаимосвязанных между собой индикаторов: экономического, инновационного, внешнеэкономического, институционального развития, а также социального развития.

Положительная динамика в достижении экономического роста в региональной экономике предполагает необратимость, закономерность и целенаправленность происходящих там изменений. Трансформация структурных характеристик экономики направлена на формирование более эффективных пропорций в производстве, а также обеспечение заданных свойств финансовой устойчивости региона, комплексность воспроизводственного цикла путем (или за счет) приоритетного создания и использования инновационных факторов развития региональной экономики. К дополнительным следует относить экономические приоритеты развития региона и иерархическую упорядоченность регионального развития.

С учетом полученных результатов и по итогам исследования ведущих концепций регионального управления выделим иерархию конкурентных стратегий региона. Она будет представлять последовательную систему частных задач, нацеленную на постоянное улучшение качества жизни населения и отражающую разные стадии регионального развития и адекватные им модели предпринимательства и инноваций с целью достижения заданного уровня конкурентоспособности региона.

При этом достижение стратегической конкурентоспособности региональной экономики возможно как эволюционным способом — на основе непрерывного движения региона к инновационной экономике через создание необходимой научно-технологической, производственно-материальной и социальной базы устойчивого развития, так и методами эволюционного скачка — путем масштабных инвестиций, направленных на ускоренное формирование рыночно-институционального, материального, финансового и интеллектуального капитала инновационной экономики. Одним из самых перспективных направлений при этом, как показывает мировой, да и отечественный опыт, является формирование кластеров.

Механизм формирования кластеров опирается на методологию кластерного анализа, позволяющую выявить территориальные, организационные, кадровые, информационные и инновационные предпосылки конкурентных преимуществ развития экономики региона. Несмотря на то что в последние десятилетия наблюдается появление и развитие региональных кластеров, как формы инновационного развития хозяйства, единого понимания сущности кластера так и не существует. В результате обобщения различных точек зрения, найденных нами в различных экономических изданиях, предложены определение и классификация кластеров. Под кластером, применительно к задачам настоящего исследования, предлагается понимать планово созданную сеть инновационных фирм в сфере производства и создателей новых технологий, включая университеты и научно-исследовательские институты, в рамках единой цепочки создания конкурентных продуктов и обеспечивающих конкурентоспособность региону на основе инноваций, а также достижение экономического роста интенсивного типа.

В классификации кластеров выделим их следующие типологические признаки: степень локализации, функциональный признак, номенклатуру выпускаемой продукции, территориальную и отраслевую принадлежность, степень зрелости, масштабы рынков, степень внешней зависимости, форму связей, способ создания,

степень интеграции с национальной инновационной системой, степень связи с другими кластерами. В зависимости от этих признаков кластеры могут принимать и различные формы. Общим, однако, здесь являются развитие научно-производственных связей участников кластера, интеграция и активизация их инновационной деятельности, повышение уровня конкурентоспособности на региональном, межрегиональном и национальном рынках.

В различных регионах России уже существует несколько кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей промышленности: химический, нефтегазовый, металлургический, машиностроительный, автомобилестроительный и др. В качестве примеров российских кластеров можно привести авиакосмические (в Москве и Самаре), информационно-телекоммуникационные (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирской и Томской областях), судостроительный (в Санкт-Петербурге), автомобилестроения (в Санкт-Петербурге и Самаре), лесной кластер (в Пермской области), льняной (в Ивановской области), машиностроительный (в Липецкой и Самарской областях), пищевые (в Краснодарском крае и Тамбовской области) и т. п. Как видно из этого перечисления, инновационный характер имеют далеко не все кластеры.

Кластерный подход следует рассматривать и как инструмент регионального управления, способствующий развитию межотраслевых и межрегиональных связей и формирующий принципы эффективной промышленной, инновационной и научно-технической политики в регионе. Экономическая стратегия, основанная на кластерном подходе, должна быть направлена на всеохватывающее стимулирование развития указанных взаимосвязей в целях достижения регионального экономического роста заданного типа. Государственная стратегия развития кластеров заключается в создании условий для их появления, развития и эффективной работы, а в будущем — и расслоения, т. е. появления на данной базе нового или новых кластеров. Роль регионального управления при этом сводится к созданию системы стимулирования инновационной деятельности, направленной на производство в регионе конкурентоспособной продукции, формирование соответствующей инновационного среды. Для этого необходима капитализация регионов.

Стратегия индустриальной (инвестиционно-производственной) капитализации региона исходит из того, что все большую роль в последнее время начинают играть такие непроизводственные активы, как бренды, реклама, маркетинговые методы и методы, привнесенные интернет-экономикой (интернет-коммерцией). При этом базовым элементом конкурентоспособности регионов все же остается основной капитал, особенно если он является результатом инновационных технологий. Поэтому инвестиции в основной капитал имеют ключевое значение для достижения экономического роста. Этот вывод подтверждается и отечественным, и зарубежным опытом.

Стратегия капитализации инновационного бизнес-сектора региональной экономики означает, что капитализация в первую очередь должна происходить в структурообразующих элементах этих секторов, т. е. в тех, которые обеспечивают сравнительные преимущества данных регионов по отношению к остальным. К сожалению, в настоящее время число таких секторов очень незначительно. В частности к ним относится развитие нанотехнологий, и активность федерального правительства здесь уже дает заметные результаты.

Анализ зарубежного опыта регулирования инновационной сферы регионов в экономически развитых странах показал, что за несколько десятилетий инновационное развитие стало магистральным путем обеспечения интенсивного типа экономического роста, а сами регионы начали играть ведущую роль в управлении своим конкурентным развитием и достижением конкурентных преимуществ.

Изменение роли региона в осуществлении инновационной деятельности проявляется в том числе в смене центральных понятий объекта государственного регулирования: от «научной политики» (Science Policy) в 1960-1970-х гг. к «научно-технологической политике» (Science and Technology Policy — S&T) в 19701980-х гг., затем, в 1980-1990-х гг. — к «политике, основанной на сочетании технологии и экономики» (Economy and Technology Policy — E&T). И, наконец, в начале 1990-х гг. во многих экономически развитых странах практически одновременно начался процесс объединения научной политики, промышленной политики, а также частично экономической и региональной политики в общую инновационную политику, которую стали нередко называть «новой экономической географией» (New Economic Geography).

Новый взгляд на региональное развитие представляет собой необходимость насыщения экономически связанных территорий (регионов) технологиями, предприятиями и продуктами инновационной экономики. Эта политика направлена на формирование стратегической конкурентоспособности и экономического роста региона путем использования имеющегося и формирования нового научно-ресурсного обеспечения инновационного развития региона в целях занятия выгодных позиций в системе экономических отношений. Механизм новой экономической географии включает: совокупность методов инновационного развития и институциональных инструментов реализации инновационной политики; направления и объекты регулирования инновационной деятельности.

В основе проведения модернизации должна быть интеграция регионального инновационного потенциала в рамках национальной инновационной системы Российской Федерации. Ее построение должно складываться на следующих принципах взаимодействия: взаимная выгода, рыночная и административная эффективность, а также формирование новой методологии стратегического управления инновационным развитием региона. Комплексный характер задействованных факторов, обеспечивающих активизацию инновационного потенциала (дифференциальный инновационный потенциал регионов и уровень его использования), позволяет использовать экспертный анализ для получения экономического эффекта от хозяйственной деятельности.

К интеграционным формам взаимодействия можно отнести совместную научно-техническую и проектно-конструкторскую деятельность. Важным направлением деятельности является реализация программ и проектов по внедрению наукоемких технологий и методов работы; инновационные методы продвижения товаров и услуг (инновационный маркетинг); обмен опытом и др. Наиболее перспективными формами при этом могут стать межрегиональные инновационные кластеры, а также межрегиональные научно-исследовательские организации и корпоративные объединения.

Литература

1. Голубецкая н. П. Проблемы инновационного менеджмента на рынке образовательных услуг в условиях модернизации экономики // Экономика и управление. 2010. № 12. С. 45-48.

2. Голубецкая н. П., кальницкий И. А. Разработка системы государственного регулирования в реальном секторе экономики // Экономика и управление. 2009. № 2/5 (42). С. 28-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.