Научная статья на тему 'Понятие и содержание конкурентоспособности предприятия'

Понятие и содержание конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
694
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MARKET RELATIONS / ИМИДЖ ФИРМЫ / COMPANY IMAGE / СЕБЕСТОИМОСТЬ / COST / РЫНОЧНАЯ СРЕДА / MARKET ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аралов Александр Викторович

В статье автором рассматривается понятие конкуренции и экономические процессы, на которые она оказывает влияние. Выделяются основные виды и функции конкуренции, анализируются внутренние и внешние факторы развития конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and content of the competitiveness of enterprises analyzes internal and external factors of competition

In the article the author discusses the concept of competition and economic processes to which it has an impact. Highlights the main types and functions of competition,

Текст научной работы на тему «Понятие и содержание конкурентоспособности предприятия»

литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.

2. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 583 с.

3. сидорова е. В. Формирование «стратегического мышления» — одна из современных тенденций в управлении: [Электронный ресурс]: Теоретический журнал. Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/137/24/

4. Burke W., Litwin G. Transformational Change and Transactional Change. Explanation of the Causal Model of Organizational Performance and Change of W. Warner Burke and George H. Litwin. L.: Oxford, 1992. 178 p.

5. Федотова В. Управляемый хаос: Режим доступа: [Электронный ресурс]: Журнальный ресурс «Интелрос». Режим доступа: http://www.intelros.ru/2007/02/13/valentina_fe-dot ova_upravljaemyjj_khaos.html.

6. что такое теория катастроф? [Электронный ресурс]: Профессиональное сообщество «12manage — Ускоренный путь в топ-менеджеры». Режим доступа: http://www.12manage. com/methods_thom_catastrophe_theory.html.

7. Kellert H. In the Wake of Chaos:Unpredictable Order in Dynamical SystemsStephen. Chicago: The University of Chicago Press, 1993 642 p.

8. Глейк Дж. Хаос: Создание новой науки. СПб.: Амфора, 2001. 378 с.

9. Гараедаги Дж. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. Минск: Гревцов Букс, 2010. 480 с.

10. Грегуар н., Пригожин И. Познание сложного: Введение. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 352 с.

11. Пригожин И., стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Изд-во ЛКИ, 1986.

12. сорос Дж. Алхимия Финансов. М.: Инфра. 2001. 208 с.

13. Поликарпов В. с. Философия безопасности. 2001. Режим доступа: http://www.i-u.ru/ biblio/archive/polikarpov_fi/01.aspx.

14. Рышанова Л. Теоретические аспекты исследования внешней среды предприятия // Эксперт. 2005. № 9. С. 45-49.

15. Голубецкая н. П., хорошева о. А. Принципы инновационного управления предпринимательским доходом предприятий реального сектора экономики // Экономика и управление. 2011.№ 5. С.48-51.

УДК 339.137

А. В. Аралов

понятие и содержание конкурентоспособности

предприятия

А. V. Aralov. Concept and content of the competitiveness of enterprises

В статье автором рассматривается понятие конкуренции и экономические процессы, на которые она оказывает влияние. Выделяются основные виды и функции конкуренции,

Александр Викторович Аралов управления и экономики. © А. В. Аралов, 2012

In the article the author discusses the concept of competition and economic processes to which it has an impact. Highlights the main types and functions of competition,

— аспирант Санкт-Петербургского университета

анализируются внутренние и внешние факторы развития конкуренции.

ключевые слова: конкуренция, рыночные отношения, имидж фирмы, себестоимость, рыночная среда

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

analyzes internal and external factors of competition

Keywords: competition, market relations, company image, cost, market environment

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Наличие конкурирующих предприятий порождает такое явление в экономике, как конкурентоспособность. Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

Несмотря на то что понятие конкуренции сформировалось в древние времена, современный термин «конкуренция» происходит от немецкого слова «konkurrenz». В свою очередь данное определение восходит к латыни, в которой с помощью слов «concurro/concurencia» обозначали различные явления (с одной стороны — слияние и взаимопроникновение, с другой стороны — столкновение). Эти латинские слова отражали процессы взаимодействия и применялись для обозначения процессов [1].

Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. Это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке и потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В экономической сфере конкуренция проявляется в соперничестве за заключение сделок и долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба представляет собой динамический (ускоряющий движение) процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами.

При любых обстоятельствах остается в силе сформулированное еще Ф. Энгельсом положение, что отношение производительной силы к потребительной так или иначе проявится в форме состязательности (соревнования), которая по системе экономических параметров имеет обобщенное интегральное определение и называется конкуренцией. Только она определяет, в конечном счете, и продолжительность пребывания товаропроизводителей на рынках, и интенсивность смены поколений техники, и скорость соединения результатов научных исследований и новых технологий.

Таким образом, под конкуренцией следует понимать процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя.

Конкуренция на рынке выполняет несколько функций:

1. Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

2. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

— предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции);

— предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

3. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Различают ценовую и неценовую конкуренцию [2].

• Ценовая конкуренция основывается на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам. С помощью снижения цены продавец (производитель) выделяет свой товар, привлекает к себе внимание и, в конечном счете, завоевывает себе желаемую долю рынка. Скрытую конкуренцию используют в случае, когда товар продается по такой же цене, как у конкурентов, но более высокого качества. К показателям скрытой ценовой конкуренции следует отнести сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке и обслуживанию. Говоря о ценовой конкуренции, следует отметить, что покупателя интересуют полные затраты на приобретение и эксплуатацию продукции, т. е. речь идет о цене потребления, которая включает в себя продажную цену и затраты на эксплуатацию на весь срок службы данного изделия.

Однако в современном мире «война цен» в открытой форме возможна до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, а подобная форма конкуренции приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния организаций и их разорению. Целесообразно применение ценовой конкуренции в случае проникновения на рынки с новыми товарами или для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

• Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, увеличение срока гарантийного ремонта и т. д.).

Важным фактором неценовой конкуренции являются экономичность поставки и минимизация ее сроков, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции заданного качества, в обозначенные договорными условиями место и время, с учетом минимальных совокупных затрат по транспортировке продукции.

Конкурентоспособность продукции проявляется через имидж фирмы, т. е. через представление покупателей об этой фирме, основанное на ее деловой репутации. Нельзя не выделить и такой фактор неценовой конкуренции, как создание мощной сбытовой сети и службы сервиса.

Однако существуют и незаконные методы неценовой конкуренции, к ним относят экономический и промышленный шпионаж, переманивание специалистов, подделка продукции конкурентов, скупка продуктов с целью с целью их блокирования, обман потребителя, махинации с деловой отчетностью и др.

Конкуренция вызывает такое экономическое явление, как конкурентоспособность. Так, одни авторы под конкурентоспособностью понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Другие авторы понимают конкурентоспособность как соперничество или борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить выгодное предложение по сравнению с конкурирующим предприятием. Например:

• В. Л. Лунев рассматривает конкурентоспособность как форму взаимного соперничества (с победителями и побежденными) субъектов рыночной экономики. В работе он отмечает, что конкурентоспособность обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов деловых людей.

• Л. П. Кураков рассматривает конкурентоспособность:

— как соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;

— борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли;

— состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке.

• Р. А. Фатхутдинов [2; 3] предлагает следующее определение: «Конкурентоспособность — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкурентоспособность — состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкурентоспособности как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения закона «О защите прав потребителей».

• А. Ю. Юданов утверждает, что рыночная конкурентоспособность — борьба предприятий за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А. Ю. Юда-нов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкурентоспособности, и констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет.

Исследователи также придерживаются одной из четырех трактовок конкурентоспособности предприятия: поведенческой, структурной, функциональной и экономической.

Поведенческая трактовка конкурентоспособности предприятия — борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка конкурентоспособности предприятия — анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

Функциональная трактовка конкурентоспособности предприятия — соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

С экономической точки зрения, конкурентоспособность — это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы производителей и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуги за наиболее выгодные условия производства.

Следовательно, конкурентоспособность в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Прибыль побуждает конкурирующие предприятия развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий.

Часто предприятия, принадлежащие одной отрасли, находятся в тесной конкурентной борьбе с предприятиями в других отраслях из-за того, что их продукция является хорошим заменителем .

Наиболее часто индикатором силы конкурентного давления на производителя со стороны производителей заменителей является темп прироста продаж.

На конкурентоспособность предприятия влияет ряд факторов [4].

Фактор конкурентоспособности — непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.

При оценке возможностей предприятия в сравнении с конкурентами определяются такие факторы, как технические и организационные возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента, также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность, различия в практике управления предприятиями, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным товаропроизводителям, поддержка местных органов власти, инвесторов, наличие спонсоров и т. д.

Изучаются как полезный опыт конкурента, так и их уязвимые места, ошибки, которых необходимо избежать. Источниками информации могут быть справочники фирм и о фирмах, рекламные проспекты, выставки и ярмарки, обзоры коммерческой прессы, годовые отчеты фирм, экспертная оценка, опросы и др.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность, можно разделить на внешние и внутренние.

Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности предприятия.

К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек.

Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий:

• близость к потребителю;

• анализ конкурентов;

• поиск преимуществ;

• информационное обеспечение.

Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания.

От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность.

И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.

Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.

К приведенным факторам следует добавить психологический.

Психологический фактор включает в себя трудовую этику — желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче — производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя.

К внешним факторам, оказывающим влияние на конкурентоспособность предприятия, можно отнести следующие:

• динамика масштабов долгосрочного спроса. Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения производительной мощности предприятия. Подъем долгосрочного спроса привлекает новые предприятия на рынок, а падение спроса наоборот вызывает отток предприятий;

• динамика структуры спроса. Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителя к сервису, создание новых каналов сбыта, изменение в ассортименте нового товара, обновление продукта отрасли являются ключевой движущей силой — влияют на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения;

• технологические инновации. Частые технологические новшества в методах производства, размер инвестиций позволяют увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара. Это может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству предприятий, успешно действующих на рынке;

• маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм соперников;

• динамика лидерства. Означает вход в конкуренцию и вход из нее крупных фирм, т. е. новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка;

• диффузия достижений. Если новая технология становится известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, то снижаются барьеры для вхождения в отрасль;

• динамика эффективности. При появлении в отрасли новых эффективных масштабов производства, которые уменьшат издержки на единицу продукции, крупные предприятия могут принудить другие предприятия к стратегиям «фиксированного роста»;

• покупательские предпочтения. Зачастую растущее число покупателей решает, что товары массового потребления по низким ценам вполне удовлетворяют их вкусам и предпочтениям так же, как и товары с более высокими ценами, дающие возможность выбора;

• государственное регулирование рынка. Действия государства через свои институты, включая регулирование экономических отношений, а также изменение государственной политики, могут повлиять на рынок и конкурентные условия;

• рост детерминации. Означает уменьшение неопределенности и риска. Новые отрасли характеризуются большой неопределенностью сведений о потенциальных возможностях рынка.

Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.

Многие авторы рассматривают экономику РФ как идеальную, но в реальной жизни у большинства предприятий не хватает капитала даже на увеличение оборотных средств, не говоря уже о закупке или замены хотя бы одной единицы оборудования.

Конкурентоспособность предприятия за счет сокращения издержек не бесконечна, рано или поздно организация будет работать на полную мощность, а дальше нужно либо увеличивать мощности производства за счет использования дополнительного оборудования, либо постоянно производить замену оборудования на более новое, с использованием новых технологий.

Конкурентоспособность базируется на качестве, скорости принятия решений, техническом преимуществе, обслуживании и дифференциации продукта. Главной детерминантой конкурентоспособности, идет ли речь о национальном секторе или уровне предприятия, является повышение общей продуктивности (производительности). Изменяющаяся природа производства и его организации, так же как и изменения рыночной ситуации, требует новых концепций продуктивности.

Безусловно, что на повышение конкурентоспособности предприятия огромное влияние оказывает сам рынок, т. е. рыночная среда, в которой функционирует предприятие, и его особенности. К таким особенностям можно отнести: 1) глобализацию рынка и 2) доступность информации (наличие всемирной информационной сети Internet).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от двух групп факторов:

• барьеры для входа;

• ожидаемая реакция предприятия на вновь входящих в отрасль.

Индикатором реакции предприятия является и ориентированность высшего

кадрового эшелона предприятий-конкурентов, их внимание к научным исследованиям, развитию, рекламе, технологическому оснащению, их мнение о себе и о своем бизнесе.

Следует добавить, что угроза входа на рынок новых предприятий имеет тенденцию изменяться с изменением рыночных экономических условий вообще.

В своих трудах М. Портер так же отмечает, что конкурентоспособность отраслей промышленности основывается на конкурентных преимуществах, все многообразие которых можно свести к двум основным видам: ресурсным и технологическим. Конкурентоспособность начинается с ресурсных факторов и зависит от географического положения, климатических условий, наличия в стране природных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и накопленного капитала. Однако

чтобы удержать успех в конкурентной борьбе, недостаточно наличия только этих факторов. Преуспеть в любой отрасли можно не столько за счет унаследованных факторов, сколько благодаря действию механизмов, способных непрерывно повышать эффективность их использования.

Таким образом, в самом общем смысле под конкурентоспособностью можно понимать способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей, конкурентоспособность предприятия является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкурентоспособность предприятия — очень сложное и многоплановое понятие, которое необходимо изучать и уточнять в условиях российской экономики.

литература

1. Портер м. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

2. Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. СПб.: Экономика, 2005. 504 с.

3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2008. 448 с.

4. Голубецкая н. П., хорошева о. А. Принципы инновационного управления предпринимательским доходом предприятий реального сектора экономики // Экономика и управление. 2011.№ 5. С.48-51.

УДК 338.3

И. В. Никитина1

инновационное предпринимательство — mainstream фармацевтической индустрии

I. V. Nikitina. Innovative Entrepreneurship is a mainstream of pharmaceutical industry

В статье рассматриваются основные тренды и особенности фармацевтического рынка, фармацевтическая индустрия как одна из наиболее динамично развивающихся, высокодоходных, инновационных и уникальных отраслей мировой экономики, основанная на инновационном предпринимательстве, определены особенности фармацевтической R&D индустрии. Автором отмечается, что инновационная активность российских компаний направлена на импортозамещение, сделан акцент на необходимости развивать

The article examines the main trends and characteristics of the pharmaceutical market, the pharmaceutical industry as one of the fastest growing, highly profitable, innovative and unique global industries based on innovative enterprises. It defines features of pharmaceutical research industry. The author notes that the innovative activity of Russian companies is aimed at import substitution. He emphasis the need to develop state R & D to encourage the mass production of original medical products.

Ирина Валерьевна Никитина — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат фармацевтических наук. © И. В. Никитина, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.