Научная статья на тему 'Инновационная модернизация внешнеэкономического комплекса регионов: проблемы и противоречия'

Инновационная модернизация внешнеэкономического комплекса регионов: проблемы и противоречия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / РЕГИОНЫ / THE EXTERNAL ECONOMIC COMPLEX / INNOVATIONS / MODERNIZATION / PRIORITIES / REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшенин Сергей Георгиевич

Автор дает представление о современном состоянии внешнеэкономического комплекса регионов (ВЭКР) России; обозначаются основные проблемы и препятствия, возникающие на пути инновационной модернизации ВЭКР. Предлагается ряд перспективных направлений инновационной модернизации, которые позволят преодолеть названные проблемы, в частности на основе проведения рациональной государственной промышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative modernization of the external economic complex of regions: problems and contradictions

The summary: the author provides guidance on a current state of the external economic complex of regions (ВЭКР) Russia; the basic problems and the obstacles arising on a way of innovative modernization ВЭКР are designated. A number of perspective directions of innovative modernization which will allow to overcome the named problems, in particular on the basis of carrying out of a rational state industrial policy is offered.

Текст научной работы на тему «Инновационная модернизация внешнеэкономического комплекса регионов: проблемы и противоречия»

16.4. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Горшенин Сергей Георгиевич, докторант РАГС при Президенте РФ

Контакты автора: zaharova@ur.rags.ru

Аннотация. Автор дает представление о современном состоянии внешнеэкономического комплекса регионов (ВЭКР) России; обозначаются основные проблемы и препятствия, возникающие на пути инновационной модернизации ВЭКР. Предлагается ряд перспективных направлений инновационной модернизации, которые позволят преодолеть названные проблемы, в частности на основе проведения рациональной государственной промышленной политики. Ключевые слова: внешнеэкономический комплекс, инновации, модернизация, приоритеты, регионы

INNOVATIVE MODERNIZATION OF THE EXTERNAL ECONOMIC COMPLEX OF REGIONS: PROBLEMS AND CONTRADICTIONS

Gorshenin S.G., Place of study: Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation

Annotation: The summary: the author provides guidance on a current state of the external economic complex of regions (ВЭКР) Russia; the basic problems and the obstacles arising on a way of innovative modernization ВЭКР are designated. A number of perspective directions of innovative modernization which will allow to overcome the named problems, in particular on the basis of carrying out of a rational state industrial policy is offered.

Keywords: the external economic complex, innovations, modernization, priorities, regions

Анализ развития ВЭКР России в период проведения реформ показывает, что обвальная либерализация внешнеэкономической деятельности привела к невыгодному для России участию в международном разделении труда, усилению зависимости экономики России от экспорта энергоресурсов и сырьевых товаров.

Деятельность большинства ВЭК регионов России основывается на использовании природных сравнительных преимуществах. Данная стратегия находится в полном соответствии с теорией сравнительных преимуществ Д. Рикардо, констатирующей, что в каждой стране существуют особые условия и ресурсы, обеспечивающие ей преимущества по сравнению с другими странами.

Однако дальнейшее развитие и модернизация ВЭКР в данном направлении ведет к тому, что России ускоряет процесс обмена своих исчерпаемым природных ресурсов на неисчерпаемые, преимущественно интеллектуальные ресурсы экономически развитых стран.

Характерными чертами современного функционирования ВЭКР России являются: отсталая стратегия позиционирования, товарная структура экспорта, устарелые фор-

мы организации работы на внешнем рынке, однотипный характер развития внешнеторговых отношений со своими иностранными партнерами, монополизация внешнеторговых операций в рамках ограниченного числа организаций, падение темпов внешнеторгового оборота продукции высокого передела и утрата позиций в этой сфере деятельности на международном рынке, рост объемов толинговых операций. Деятельность ВЭКР строится на увеличении размеров продаж природного сырья и энергоносителей (до 60% совокупного экспорта).

Отмечается нарастание тенденций «пассивного экспорта» и низкой конкурентоспособности в группе готовой продукции (машин и оборудования), доля которого, снижаясь на протяжении последних двадцати лет, достигла 7,8% против прежних 20%. В составе выпускаемой продукции ВЭКР России фактически отсутствует наукоемкая продукция и услуги. Доля экспорта отечественных ВЭКР в составе общемирового показателя приблизилась к 1,8% при 20% в общем объеме мирового промышленного производства. Однообразие и неизменность структуры импорта ВЭКР России на протяжении длительного периода способствовали прекращению развития в стране целого ряда отраслей и направлений промышленного производства.

Основными причинами неконкурентоспособности и несовершенства структуры экспорта отечественного ВЭКР является отсутствие стимулов к повышению качества и технических характеристик экспортируемого товара, совершенствованию технологии производства. Одновременно угрозу экономической безопасности страны несет увеличение масштабов импортных закупок широкого ассортимента продукции, производство которой в стране отсутствует (снизилось или прекратило существование). В их числе химические изделия, отдельные виды проката, руды, концентратов, машинотехническое оборудование для агропромышленного комплекса (АПК), товары массового потребительского предназначения и продовольствие.

В числе 43 оценочных показателей эффективности деятельности Правительств субъектов РФ нет ни одного, характеризующего состояние региона в сфере ВЭД (содействие экспорту, привлечение иностранных инвестиций, расширение сети региональных зарубежных представительств, субъектная диверсификация и вовлечение среднего бизнеса во ВЭД).

Основными преградами выступают: отсутствие ясного представления о модели модернизации ВЭКР, ее приоритетах, уровне, масштабах и темпах. Целью модернизации ВЭКР не может быть замена устаревшего оборудования, технологий и т.д. Называемые в качестве основных целей модернизации экономики: снижение энергопотерь, рост конкурентоспособности товаров, рост потребления, потребительских расходов, стимулировании инвестиций, увеличение государственных расходов и др. также не могут выступать в качестве целей, поскольку являются сопутствующими показателями и не отражают сущность и содержание модернизации ВЭКР.

По мнению ряда исследователей, модернизация должна трактоваться не столько как развитие современных производственных мощностей, сколько как преодоление технологической (технической, сырьевой, энергетической, кадровой, научно-инновационной) зависимости.

Организация внешнеэкономической деятельности не способствует эффективному использованию внутренних ресурсов региона, медленно осваиваются новые прогрессивные формы внешней торговли - прямые (производственные, научно-технические связи, совместные предприятия); отмечается недостаток квалифицированных специалистов, свободно ориентирующихся в зарубежной деловой практике. Проблема роста квалификации специа-

Бизнес в законе

3'2011

листов связана с необходимостью значительного расширения числа лиц, обучающихся и стажирующихся за рубежом.

До настоящего времени в России нет четкой общепризнанной долгосрочной стратегии интеграции ВЭКР в мировую экономику, развития ВЭКР исходя из национальных интересов и приоритетов. В числе препятствий можно отметить некомплексность модер-низационных усилий российского государства.

Логика «поэтапной модернизации» - сперва ЖКХ, ВПК, АПК, образование, армия, потом другое не дает устойчивого результата. Модернизация не может решить вопрос сокращения разрыва, если она протекает в одних секторах при игнорировании или за счет других. В этой связи представляется важным понять, что включает в себя системная модернизация - догоняющее развитие или преимущественно инновационное.

Относительно путей модернизации дилемма состоит в том, что «либо правительство продолжит придерживаться сомнительной идеи «модернизации снизу», либо пойдет на замену системы дерегулирования и безучастия на систему регулирования процессов расширенного воспроиз-водства»[4].

Отмечается неэффективность защитных мер повышением ставок импортных пошлин. В частности, для автомобильной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, черной металлургия, а также сельского хозяйства. Становится ясно, что модернизация ВЭКР невозможна на базе устаревших норм и нормативов «законсервированных» правительством в законодательных и нормативных актах.

На пути модернизации обозначилось противоречие сетевой экономики, противоречие между интересами субъектов сетей и целями развития национальных государств. С развитием сетевой экономики местоположение ресурсов для предпринимательской деятельности перестало носить доминирующий характер.

Значительные проблемы связаны с инфраструктурной составляющей: экономико-географическим положением регионов, с их дифференциацией по степени структурной и институциональной открытости и вовлеченности в международные контакты субъектов РФ. Выделяются проблемы трех типов регионов: центральных, приграничных, про-экспортных; высокоразвитых, средних и аутсайдеров.

В числе основных проблем, стоящих на пути модернизации ВЭКР, можно выделить: межрегиональные структурных диспропорции между размещением обрабатывающей промышленности в европейских районах, а добывающих отраслей промышленности в восточных районах.

Экспорт топливно-сырьевой продукции ВЭКР восточных районов - основной источник валютных поступлений в Российскую Федерацию. Из восточных районов экспортируются: нефть, газ, алмазы, цветные и

драгоценные металлы, круглый лес и пиломатериалы, железная руда, каменный уголь, рыба, продукты морского промысла и консервы из них, пушнина. Вклад их в общий экспорт России в стоимостном выражении составляет около 60 %.

Серьезные проблемы связаны с быстрым ростом капиталоемкости добычи полезных ископаемых (нефти и газа), снижением рентабельности и инвестиционной привлекательности проектов. Переход к новым районам и площадям добычи энергоносителей (нефти в Восточной Сибири, газа на арктическом шельфе и др.) означает рост стоимости добычи нефти к 2030 г. в 1,5 раза, капитальных вложений на тонну добычи - в 1,3 раза, газа - в 1,5 и 1, 7 раза соответственно.

В России из 83 субъектов Федерации 51 (более 60%) имеют выход к государственным границам. Государственные границы влияют на развитие приграничных районов и страны в целом через свои фундаментальные свойства -барьерность и контактность. Приграничные территории в отличие от "внутренних" регионов страны ежедневно сталкиваются с такими вопросами как совместное развитие и эксплуатация производственной и непроизводственной инфраструктуры, включая средства связи и транспорт местного значения, приграничная торговля, трудовая миграция. Через барьерность границ государство защищает национальную безопасность. Контактность же выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации.

Самый низкий уровень экономического развития у регионов, граничащих с Грузией и Азербайджаном. В этой группе выделяется Краснодарский край, опережающий экономически самый слабый приграничный регион - Ингушетию по показателю ВРП на душу населения в 4,2 раза. Они граничат с заметно более бедными соседями и их весьма неблагополучными территориями.

На примере ВЭК Оренбуржья можно проследить взаимозависимость приграничных территорий. Оренбуржье в рамках некогда единого союзного государства было сориентировано на рудную базу, нефтяное и отчасти сельскохозяйственное сырье северных территорий Казахстана. Эта зависимость предприятий, особенно восточного Оренбуржья (ОАО «НОСТА» (Орско-Халиловский металлургический комбинат), АО «Иовотроицкий завод хромовых соединений», АО « Южуралникель», ОАО «Орскнеф-теоргсинтез», ОАО «Орский мясоконсервный комбинат»), продолжает оставаться высокой. И если эти связи по каким-то причинам нарушаются, то предприятия юга Урала вынуждены завозить сырье из значительно более отдаленных стран или регионов России, например хромовую руду из Турции, которая на порядок дороже.

В 2007 г. совокупный объем внешней торговли четырех зон приграничного экономического сотрудничества, расположенных на границе с Россией, составил 3 980 млн долл., или 1,2% совокупного внешнеторгового оборота всех китайских СЭЗ. Товарная структура их торговли отражает сложившуюся структуру общегосударственной торговли между нашими странами. В российском экспорте преобладает сырье и продукция первичной обработки, в том числе необработанная древесина, целлюлоза, химические удобрения, металлы, электроэнергия, а в китайском экспорте в Россию - машины и оборудование, текстильные товары, обувь, одежда [1].

Сложности современного состояния приграничного сотрудничества государств - участников СНГ определяются расхождениями в характере их государственного устройства и рыночных режимов. Так, в России регионы относительно экономически самостоятельны, и их сотрудничество практически полностью обеспечено необходимой нормативно-правовой базой. В ряде других государств Содружества внешнеэкономические связи строго контролируются государством. Существенно сдерживают сотрудничество регионов такие факторы, как отсутствие межгосударственной нормативно-правовой базы, низкий уровень платежно-расчетных отношений, отсутствие реального механизма обеспечения совместной хозяйственной деятельности, дисбаланс цен на товары и транспортные услуги, наличие таможенных и налоговых барьеров, неплатежеспособность некоторых конкретных хозяйствующих субъектов регионов стран - участниц СНГ и др.

Правовая неурегулированность этих вопросов на федеральном уровне приводит к тому, что многие аспекты при-

граничного взаимодействия реализуются фактически за пределами правового поля, что зачастую способствует распространению в приграничных регионах коррупции и криминала.

Ограниченность модернизационного потенциала выражается в низком в среднем уровне образования, недостаточной подготовленности кадров на всех уровнях управления, большой инерции сырьевой экономики, преобладанием идеологии «особого пути» и связанным с ней неприятием законов, управляющих мировым экономическим развитием [3].

По оценке Е. Ясина, для того чтобы существенно повысить международную конкурентоспособность и завоевать позиции на мировых товарных рынках, России в ближайшие 20-30 лет потребуется более 2,5-3,0 трилл. долларов инвестиций из всех источников. Причем три четверти этой суммы могут составить внутренние накопления, а одну четвертую часть - иностранный капитал. По прогнозам американской консалтинговой фирмы «ERNST & YOUNG», в ближайшие пять-семь лет в российскую экономику необходимо инвестировать 200-300 млрд. долларов. При этом даже топливно-энергетическому комплексу, который находится в наиболее благоприятном по сравнению с другими отраслями положении, для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долларов.

В числе основных препятствий развития сектора услуг ВЭКР является то, что банки готовы оказывать финансовую помощь преимущественно крупным и зарекомендовавшим себя компаниям, в то время как основной объём услуг оказывается небольшими компаниями [2].

Вместе с тем, по мнению специалистов Американской торговой палаты, приток иностранных инвестиций в РФ сдерживается: отсутствие рыночной конкуренции; низким уровнем менеджмента и технологий, неразвитостью транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры; значительностью внешнего корпоративного долга, высокими темпами инфляции. Слабыми сторонами российского инвестиционного климата является: запутанное корпоративное законодательство; высокий уровень коррупции и преступности; бюрократизм; недостаточная защищенность частной собственности. Также выделяются политический и социальный риски.

Значительная часть собственной прибыли ВЭКР выводится и инвестируется за рубежом, для целей собственного развития привлекаются иностранные заимствования (долг корпоративного сектора достиг 200 млрд. долларов). Появление миноритарных акционеров или стратегических партнеров в российских компаниях - это один из способов защиты от неопределенности и нестабильной политики государства. Многие российские компании предпочитают для поиска финансовых ресурсов уходить в IPO, привлекать стратегические инвестиции и т.д.

Отраслевые приоритеты привлечения иностранного капитала в экономику не связаны с развитием наукоемкого производства, а формируются под воздействием традиционной внутри российской и международная специализация региона. Проблемы обеспечения инвестирования в развитие ВЭКР России на уровне не ниже, чем в других странах, мировых лидеров экспортно ориентированных промышленных комплексов.

Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г., в которой намечены основные направления инновационного развития экономики, по причине кризиса и его последствий оказалась трудно реализуемой. В докладе ПРООН о развитии человеческого потенциала в РФ за 2009 г. «Энергетика и устойчивое развитие» высказывается мнение, что возможность инновационного прорыва из-

за кризиса возникнет только после 2020 года. В ближайшее десятилетие в России будут доминировать интересы сырьевого экспорта [5].

Россия не имеет федерального закона об инновационной деятельности, что сдерживает развитие ее общегосударственной инновационной политики, в том числе в промышленной сфере. Преодоление данных проблем на основе проведения рациональной государственной промышленной политики на основе протекционизма может дать мощный импульс к экономическому возрождению всех субъектов Российской Федерации.

Список литературы:

1. Абраменков А.В. Совместные свободные экономические зоны в российско-китайском сотрудничестве // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - № 8.

2. Жаринов А.А. Об особенностях финансовой поддержки экспорта услуг // Российский внешнеэкономический вестник. -2010. - № 3.

3. Иноземцев В.Л. О невозможности модернизации России // Российская модернизация: размышления о самобытности / Под ред. Э.А. Паина и О.Д.Волкогоновой. - М.: Три квадрата, 2008.

4. Хубриев К. Модернизация и отношение собственности // Экономист. - 2010. - № 9.

5. Энергетика и устойчивое развитие. - 2010. // www.undp.ru

Reference list:

1. Abramenkov A.V. Joint free economic zones in the Russian-Chinese cooperation//the Russian external economic bulletin. -2010. - № 8.

2. Zarinov А.А. About features of financial support of export of services // The Russian external economic bulletin. - 2010. - № 3.

3. Inozemtsev V.L. About impossibility of modernization of Russia // The Russian modernization: reflections about originality / Under the editorship of E.A.Paina and O.D.Volkogonovoj. - М: three squares, 2008.

4. Hubriev K. Modernization and the property relation // The Economist. - 2010. - № 9.

5. Power and a sustainable development. - 2010. // www.undp.ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Горшенина С.Г. Инновационная модернизация внешнеэкономического комплекса регионов: проблемы и противоречия

Рецензируемая статья представляет собой серьезную и интересную работу на актуальную тему, связанную с инновационной модернизацией внешнеэкономического комплекса регионов. Значимость заявленной темы определяется также постоянно возрастающей степенью отставания отечественного ВЭКР от ведущих мировых производителей экспортной продукции по всем компонентам научно-технического развития.

Автор на основании большого фактического материала обозначает проблемы и препятствия, мешающие инновационной модернизации внешнеэкономического комплекса России.

Особый интерес представляют предложенные перспективные направления в сфере инновационной модернизации ВЭКР России, в том числе на основе проведения рациональной государственной промышленной политики.

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес, и может быть рекомендована к публикации.

Консультант Фонда развития науки и поддержки

молодых ученых, профессор

Д.э.н. А.Т. Спицын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.