Научная статья на тему 'От псевдомодернизации к актуальной модернизации внешнеэкономического комплекса регионов'

От псевдомодернизации к актуальной модернизации внешнеэкономического комплекса регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / РЕГИОНЫ / ЭКСПОРТ / THE EXTERNAL ECONOMIC COMPLEX / INNOVATIONS / MODERNIZATION / PRIORITIES / REGIONS / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшенин Сергей Георгиевич

Автор дает сравнительное представление о модернизации внешеэкономического комплекса регионов зарубежных стран и России. Подробно анализируются различные точки зрения о подходе к высокотехнологичной модернизации ВЭКР. Вместе с тем автором обозначаются проблемы, препятствующие осуществлению модернизации внешнеэкономического комплекса российских регионов. Предлагаются актуальные направления модернизации, в которых деятельность ВЭКР России может быть более эффективной и конкурентоспособной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From pseudomodernization to an actual modernization of the external economic complex of regions

The summary: the author gives comparative representation about modernization of the external economic complex of foreign countries and Russia. The various points of view about the approach to hi-tech modernization ВЭКР are in detail analyzed. At the same time the author designates the problems interfering realization of modernization of the external economic complex of the Russian regions. Actual directions of modernization in which activity ВЭКР of Russia can be more effective and competitive are offered.

Текст научной работы на тему «От псевдомодернизации к актуальной модернизации внешнеэкономического комплекса регионов»

17.3. ОТ ПСЕВДОМОДЕРНИЗАЦИИ К АКТУАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНОВ

Горшенин Сергей Георгиевич, РАГС при Президенте РФ, докторант

Контакты автора: zaharova@ur.rags.ru

Аннотаци. Автор дает сравнительное представление о модернизации внешеэкономического комплекса регионов зарубежных стран и России. Подробно анализируются различные точки зрения о подходе к высокотехнологичной модернизации ВЭКР. Вместе с тем автором обозначаются проблемы, препятствующие осуществлению модернизации внешнеэкономического комплекса российских регионов. Предлагаются актуальные направления модернизации, в которых деятельность ВЭКР России может быть более эффективной и конкурентоспособной. Ключевые слова: внешнеэкономический комплекс, инновации, модернизация, приоритеты, регионы, экспорт

FROM PSEUDOMODERNIZATION TO AN ACTUAL MODERNIZATION OF THE EXTERNAL ECONOMIC COMPLEX OF REGIONS

Gorshenin S.G., Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation

Annotation: The summary: the author gives comparative representation about modernization of the external economic complex of foreign countries and Russia. The various points of view about the approach to hi-tech modernization ВЭКР are in detail analyzed. At the same time the author designates the problems interfering realization of modernization of the external economic complex of the Russian regions. Actual directions of modernization in which activity ВЭКР of Russia can be more effective and competitive are offered.

Keywords: the external economic complex,

innovations, modernization, priorities, regions, export

Решение приоритетных, стратегических задач социально-экономического развития Российской Федерации напрямую связано с модернизацией внешнеэкономического комплекса регионов (ВЭКР). В современных условиях внешнеэкономический комплекс региона относится к наиболее весомому фактору развития экономики регионов и государства, является мощным локомотивом роста ВВП страны. В последние десятилетия ВЭКР России обеспечивает более двух третьих поступлений в федеральный бюджет.

В то же время отмечается возрастающая степень отставания отечественного ВЭКР от ведущих мировых производителей экспортной продукции по всем компонентам научно-технического развития. Российский внешнеэкономический комплекс регионов в настоящее время в 5 раз более энергоемок, в 4 раза более металлоемок. У него в 8-10 раз ниже производительности труда, чем у аналогичных комплексов в США, Канаде, ЕС и др. развитых странах. Инновационная активность

в ВЭКР России снизилась с 20% в начале 1990-х годов до менее 4% в 1999-2010 гг. Падает уровень конкурентоспособности ВЭКР страны.

В России последние десятилетия не привели к наращиванию высокотехнологичных производств в экономике страны. Анализ показывает отсутствие опережающего роста инновационных производств по отношению к росту экономики сырьевого сектора.

Вместе с тем в развитых странах новые технологии обеспечивают до 85% прироста ВВП. Лидерами мировой гонки внешнеэкономических комплексов являются: США, занимающие 36% мирового рынка наукоемкой продукции, Япония - 30%, Германия - 9,5%, Китай -6%. Доля ВЭКР России в общем объеме наукоемкой продукции составляет лишь 0,3%. Низок и удельный вес наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта (1,5-2 % против 23% в 1990 г.)1. Среди предприятий ВЭКР России число инновационноактивных не превышает 10% (в конце 1980-х гг. - 3545%). На консалтинговые услуги в сфере информационных технологий приходится 0,3-0,5% общего объема экспортируемых товаров и услуг.

Основным поставщиком экспортной высокотехнологичной продукции является оборонно-промышленный комплекс. Большую часть в высокотехнологичном экспорте составляет продукция авиакосмической промышленности (60-70%), на втором месте - телекоммуникационное оборудование, оптические приборы, медицинская техника.

Несмотря на то, что в России существуют региональные комплексы с более высоким, чем по стране в целом, уровнем наукоемкости в деятельности ВЭКР преобладает тенденция переориентации с производства на потребление зарубежной техники и технологий. По доле затрат на приобретение машин и оборудования Россия обгоняет все страны Европы. В России на эту статью расходов приходится почти 60% средств, тогда как во Франции - около 10%, в Швеции

- 23%, Германии - 25%, Великобритании - чуть более 30%.

Анализ показывает, что лишь немногие ВЭКР могут быть отнесены по стандартам ОЭСР к наукоемким или высокотехнологичным. Принято считать, что к наукоемким или высокотехнологическим производствам относятся производства с долей затрат на НИОКР в объеме отгруженной продукции не ниже 3,5%.

В 2000-2009 гг. индекс наукоемкости предприятий ВЭК Санкт-Петербурга находился в диапозоне 3,6-4%, Московской области - 3,2-5%, Нижегородской области

- 4,2-5,4%, Калужской области - 2,8-4%, Ульяновской области - 2,6-3,3%, Москвы - 2-2,7%. При этом в данных регионах пик наукоемкости приходится на 2002 -2004 гг.2

Межстрановые сравнения показывают, что в то время как в России в рамках НИОКР приходится лишь 10% объема затрат на технологические инновации, в Германии их доля составляет 50%, Швеции - около 65%, во Франции - почти 70%3. Сопоставление со странами БРИК также не в пользу России. Так, за последние десять лет Россия увеличила затраты на НИОКР в долларовом эквиваленте немногим более чем в 2 раза, Китай - более чем в 8 раз, Индия - 5,4 раза.

1 Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. - 2010. - № 9. - С. 11.

2 Карачаровский В. Долгосрочные тенденции развития инновационного сектора // Экономист. - 2010. - № 11.

3 Там же.

По прогнозам ряда аналитиков, Россия в ближайшей перспективе не сможет быть поставщиком новых технологий на мировой рынок. В числе многих причин этого в т.ч. и встроенность российской национальной инновационной системы в глобальные цепочки добавленной стоимости, которые контролируются иностранными производителями.

Руководством страны в 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета выдвинута задача радикального повышения эффективности отечественной экономики. В рамках процесса модернизации экономики, в т.ч. регионов, в России реализуются Программы модернизации здравоохранения, образования, армии, ВПК и др. Правительством РФ утверждена «Комплексна программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 20102020 годы». В то же время в отношении модернизации внешнеэкономического комплекса регионов делается существенно меньше, как в концептуальном, теоретико-методологическом, так и практическом плане.

Вместе с тем, выбор приоритетов модернизации внешнеэкономического комплекса, экономического и технико-технологического развития являются ключевыми для выхода России на новый уровень конкурентоспособности, обеспечения лидерских позиций в мировой экономике.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 года в качестве курса модернизации экономики России обозначена переориентация экономики на постоянное развитие, инновации, нововведения, обеспечение растущих потребностей населения, занятия достойных позиций в мировом разделении труда, проведение умной политики, подчиненной сугубо прагматичным целям4.

Казалось бы приоритеты определены, цели обозначены. Однако трудности возникают постольку, поскольку в рамках парадигмы модернизации разработано множество, зачастую противоречивых теоретикометодологических и практических подходов. Как отмечает американский исследователь Сирилл Блэк, «современная литература по проблемам модернизации ... еще находится в процессе определения своего предмета и установления фундаментальных различий между универсальными характеристиками современности и традиционности».

Значительная группа ученых, в их числе Н.Н. Петраков, Н.П. Шмелев, В.П. Федоров считают, что «новинки XXI в. не приживутся в экономике, которая не решила задачи XIX в.»5. Имеются и другие вопросы, в их числе: должна ли модернизация основных отраслей промышленности проводиться на основе приобретения или копирования западных высокотехнологичных разработок либо модернизация должна основываться на использовании российских научных достижений; какой должна быть модернизация ВЭКР - догоняющей или опережающей и др.

Ясно, что сценарий компенсационного роста без экономического развития бесперспективен. Сложившаяся в науке догма абсолютных и относительных преимуществ не учитывает различия между природными и рукотворными преимуществами. В этой связи справедливо высказывание К. Хубриева, что «модернизация должна означать опережающее развитие, с тем,

4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2009. -

13 ноября. - федеральный выпуск № 5038 (214).

5 Петраков Н. К вопросу о модернизации экономики // Экономист. - 2010. - № 12.

чтобы по лидирующим технологиям Россия была в первом ряду развитых стран, занимала стратегически равноправное и технологически независимое положение в мировой экономике»6. Несомненно, страны с ресурсным обеспечением выигрывают, если приобретают дополнительное преимущество в виде производства новых технологий.

Важно найти правильное решение проблемы модернизации, понять какая модернизация ВЭКР нужна и как ее проводить. В настоящее время существует две крайних точки зрения о подходе к высокотехнологичной модернизации ВЭКР. Первый - плановой, регулируемой модернизации и второй - бесплановой, основанной на стихии рынка модернизации ВЭКР7.

Выбор того или иного пути модернизации во многом должен определить существующий мировой опыт. Такой опыт имеется в осуществлении доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной модернизации. В то же время если раньше отправной точкой служило ускоренное развитие той или иной отрасли народного хозяйства (сельского хозяйства, пищевой, легкой и тяжелой промышленности, жилищного строительства, транспортной инфраструктуры и т.д.), то в современных условиях технологического уклада общепризнанного опыта модернизации ВЭКР не существует.

Попытки выдать за модернизацию замену устаревших поколений техники и технологий на оборудование, не имеющее долгосрочного потенциала роста, по существу, есть псевдомодернизация. Рассчитывать на успех переделки и подгонки ВЭКР России к западному стандарту - уникальному и по многим параметрам не воспроизводимому - вряд ли оправдано. Остается искать собственные пути модернизации, создания отечественной модели ВЭКР, как это сделали в Японии, Южной Кореи, Финляндии, Сингапуре и, наконец, делают в Китае.

Анализ показывает, что в современных условиях деятельность ВЭКР может быть эффективной и конкурентоспособной лишь благодаря постоянным изменениям, совершенствованиям, модернизации. Посредством модернизации ВЭКР можно добиться смены модели экономического развития, перехода от сырьевой к диверсифицированной, инновационной экономике, основанной на высоких технологиях, наукоемких производствах и новых знаниях.

В этой связи перед ВЭКР России стоит задача -обеспечить вслед за передовыми странами мира выход отечественной экономики на уровень шестого технологического уклада. Его характерными чертами являются ресурсосберегающие технологии, возобновляемые источники энергии и сырья, нанотехнологии, нанобиотехнологии, уникальные информационные системы. А также прогресс в молекулярной биологии, генной инженерии, биотехнологии и селекции, выдвигающий сельское хозяйство в число «несущих» отраслей новейшего (шестого) технологического уклада.

Планируя модернизацию ВЭКР необходимо использовать определенный опыт зарубежных стран и регионов. Так, Федеральное правительство Германии напрямую связывает конкурентоспособность экономики и благополучия страны с развитием образования, науки и НИОКР. Инвестиции в НИОКР рассматриваются как инвестиции в будущее. Если раньше конкуренция велась за лучших сотрудников, сырье, капитал, рынки

6 Хубриев К. Модернизация и отношение собственности // Экономист. 2010. - № 9.

7 Хубриев К. Модернизация и отношение собственности // Экономист. 2010. - № 9.

сбыта, то сейчас на первый план вышла борьба за изобретателей, новаторов, инновации8.

В ходе модернизации ВЭКР должны решаться задачи диверсификации энергобаланса, избавления от нефтегазовой зависимости, перехода от невосполняе-мых источников сырья и энергии к восполняемым. Важное значение имеет сбалансированные дифференцированные темпы роста обрабатывающих и добывающих производств, электроэнергетики, сокращение трудоемких, энергоемких, экологически вредных производств9.

Мировой и отечественный опыт показывает, что модернизация экономики наиболее эффективно осуществляется в хорошо сформированной институциональной среде и в рамках крупных целевых программ, где роль и функции государства четко регламентированы как по ресурсной, так и по организационной состав-

ляющим10.

Непреложным законом является опора на науку, быстрое обновление ассортимента продукции, забота о традиции высокого качества. Требуется создание единой функциональной цепочки наукоградов, производителей и потребителей инновационных продуктов, благодаря чему спрос и предложение будут относительно уравновешены.

Важно формирование новых наукоемких производств

- «точек роста», способных дополнить сырьевой фундамент ВЭКР инновационным. Целевым ориентиром экономической стратегии должно стать достижение сбалансированности развития традиционной экономики и высокотехнологичных производств на основе оптимизации роли и величины инновационного компо-нента11.

Это позволит, на наш взгляд, обеспечивать вывод на рынок новых наукоемких инноваций с высокой долей добавленной стоимости, создаст возможности резкого наращивания присутствия продукции ВЭКР России на мировом рынке 12.

В создавшихся условиях реальной силой, способной осуществить модернизацию ВЭКР, видится, прежде всего, государство. Государство как активный и легитимный участник социально-экономической жизни располагает проверенным набором регуляторов и рычагов воздействия на рыночные отношения13.

Важным направлением государственной политики в сфере модернизации ВЭКР выступают институты развития, создающиеся специально для обеспечения долгосрочных вложений в приоритетные наукоемкие сферы народного хозяйства1 . В этой роли можно использовать Банк развития, Инвестиционный фонд РФ, Роснано, Венчурный фонд и др. организации, реализующие особо крупные и значимые инфраструктурные и инновационные программы на принципах частногосударственного партнерства.

8 Деревянченко А., Зверев А. Инновационная деятельность ведущих германских компаний // Экономист. - 2010. - № 9.

9 Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. - 2010. - № 9.

10 Рау В.В. Перспективные направления развития АПК (сквозь тернии к инновациям) // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 1.

11 Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. - 2010. - № 9.

12 Карачаровский В. Долгосрочные тенденции развития инновационного сектора // Экономист. - 2010. - № 11.

13 Рязанов В. Деглобализация или регулирование вместо дерегулирования // Экономист. - 2010. - № 10.

14 Рау В.В. Перспективные направления развития АПК (сквозь

тернии к инновациям) // Проблемы прогнозирования. - 2010. - №

1.

Успешное инновационное развитие ВЭКР предполагает существенную государственную поддержку и регулирование. Вместе с тем, многие исследователи отмечают слабость политики государства по поддержке инновационного воспроизводства ВЭКР15. Курс на модернизацию ВЭКР, когда не восстановлен дореформенный уровень инвестиций, предполагает, прежде всего, решение вопроса о накоплении и концентрации ресурсов, устранения крайне значительного разброса уровня инвестиций в основной капитал по регионам, достигающий десятикратной величины. Необходимы сбалансированные меры, направленные на развитие ВЭКР.

Должны быть устранены многие препятствия, в их числе то, что стоимость разрешительных согласований в России в 40 раз больше, чем в странах ОЭСР.

При это необходимо учитывать, что рынок и государство имеют свои ограничители и могут проявлять свою несостоятельность. Большая проблема заключается не только в создании, но и в востребованности и способности освоения научных разработок. По оценкам ученых, лишь 10-15% производителей в силу экономических условий способны эффективно применять прогрессивные технологии и нововведения1 .

Для модернизации ВЭКР важное значение имеет ориентация на технологии, функционирующие на основе возобновляемых источников энергии и сырья (основное преимущество которых - их возобновляемый характер и экологическая чистота), что способствует диверсификации производства и поставок на современной основе. В России, согласно расчетам экспертов ИМЭМО РАН, производство, к примеру, моторного топлива из сельскохозяйственных культур (кукурузы, рапса, сахарного тростника) является рентабельным при цене нефти в 50-70 долларов бар-

17

рель .

В мире уже активно пользуются многими нетрадиционными источниками энергии и сырья. Так, энергия ветра используется более чем в 70 странах мира. Лидерами ее производства являются США, Испания, Индия, Китай. Гелиотермальные станции на новых технологиях активно создаются в Израиле, Португалии, Испании, США.

По состоянию на 01.01.2010 г. более 75 стран имели официально установленные задания по развитию ВИЭиС. В последние годы в США и ЕС отмечается устойчивая тенденция опережающего прироста мощностей по ВИЭиС в сравнении с обычными. Лидерами развития нетрадиционных ВИЭ в настоящее время являются Китай (76ГВт), США (40ГВт), Германия (34ГВт), Испания (22ГВт), Индия (13ГВт) и Япония (8ГВТ). Мощности нетрадиционных ВИЭ в развивающихся странах достигли в 2008 г. 119 ГВт18.

Широкое внедрение получают солнечных коллекторов, биогенераторов, тепловых насосов, энергии ветра, малых ГЭС, биомассы. При этом потенциал многих возобновляемых источников энергии (особенно солнечной и геотермальной энергии) и сырья огромен. По

15 Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. - 2010. - № 9.

16 Рау В.В. Перспективные направления развития АПК (сквозь тернии к инновациям) // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 1.

17 Шуйский В.П., Алабян С.С. Комиссаров А.В., Морозенкова О.В. Мировые рынки возобновляемых источников энергии и национальные интересы России // Проблемы прогнозирования. -2010. - № 3.

18 Там же.

прогнозам специалистов к 2030 г. доля нетрадиционных ВИЭ увеличится почти в 3 раза.

В целом, по подсчетам ученых, экономический потенциал нетрадиционных ВИЭ в России составляет около 260 млн. т у.т., т.е. более 28% ее общего потребления первичных источников энергии. Что касается технического потенциала нетрадиционных ВИЭ в России, то он превышает 4658 млн. т у.т. в год, что почти в 5 раз больше ее общего потребления первичных энергоресурсов19.

В то же время имеется множество различных препятствий. Так, препятствием для производства в России эталона из кукурузы является отсутствие излишков кукурузы, ее высокая себестоимость (относительно других стран) и самое главное акцизный налог (эталон относится к разряду этилового спирта) около 25 руб./л, при том, что акциз на бензин составляет около 6 руб./л20.

Мешает отсутствие необходимой нормативно-

правовой базы, федеральной и региональной программ поддержки, а также недостаток информации о ресурсах, технологиях и возможностях нетрадиционных ВИЭ сдерживают масштабы их применения в стране.

Не менее важным для успешной модернизации ВЭКР является унификация понятийного аппарата и индикаторов модернизации в контексте регионального законодательного процесса и взаимодействие федеральных и региональных органов власти по проведению политики модернизации.

Анализ нормативно правовых актов, концепций, стратегий модернизации принятых регионами - субъектами Российской Федерации выявил разную трактовку основных понятий, приоритетов, целей и задач, имеющих отношение к модернизации ВЭКР, разную трактовку политики модернизации и др. Очевидно, что в отсутствии единого, законодательно определенного на федеральном уровне общее в модернизации не только размывается, но и трактуется по-разному. Соответственно, в такой ситуации, сложно рассуждать о процессах модернизации ВЭКР.

Таким образом, проблема модернизации ВЭКР России требует формирования на основе концентрации ресурсов на прорывных направлениях нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, усиление воздействия государства на экономическую динамику при обеспечении нового качества ее развития.

Модернизация ВЭКР должна осуществляться за счет создания нового, до этого несуществовавшего, за счет усовершенствования, придания современного вида и содержания старому, традиционному. Модернизация отечественного ВЭКР должна осуществляться в результате сочетания научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности.

Список литературы:

1. Деревянченко А., Зверев А. Инновационная деятельность ведущих германских компаний // Экономист. - 2010. - № 9.

2. Карачаровский В. Долгосрочные тенденции развития инновационного сектора // Экономист. - 2010. - № 11.

3. Кучуков Р. Государственный сектор как локомотив модернизации // Экономист. - 2010. - № 9. - С. 11.

19 Там же.

20 Шуйский В.П., Алабян С.С. Комиссаров А.В., Морозенкова О.В. Мировые рынки возобновляемых источников энергии и национальные интересы России // Проблемы прогнозирования. -2010. - № 3.

4. Петраков Н. К вопросу о модернизации экономики // Экономист. - 2010. - № 12.

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2009. - 13 ноября. - федеральный выпуск № 5038 (214).

6. Рау В.В. Перспективные направления развития АПК (сквозь тернии к инновациям) // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 1.

7. Рязанов В. Деглобализация или регулирование вместо дерегулирования // Экономист. - 2010. - № 10.

8. Хубриев К. Модернизация и отношение собственности // Экономист. - 2010. - № 9.

9. Шуйский В.П., Алабян С.С. Комиссаров А.В., Морозенкова О.В. Мировые рынки возобновляемых источников энергии и национальные интересы России // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 3.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемая статья представляет собой серьезную и интересную работу на актуальную тему, связанную с модернизацией внешнеэкономического комплекса регионов. Значимость заявленной темы определяется также постоянно возрастающей степенью отставания отечественного ВЭКР от ведущих мировых производителей экспортной продукции по всем компонентам научно-технического развития.

Автор на основании большого фактического материала проводит сравнительный анализ модернизации ВЭКР зарубежных стран и России и приходит к вполне обоснованному выводу, что «рассчитывать на успех переделки и подгонки ВЭКР России к западному стандарту - уникальному и по многим параметрам не воспроизводимому - вряд ли оправдано».

Особый интерес представляют предложенные перспективные направления государственной политики в сфере модернизации ВЭКР России.

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес, и может быть рекомендована к публикации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консультант Фонда развития науки и поддержки

молодых ученых, профессор,

д.э.н. А.Т. Спицын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.