Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм стратегического регулирования регионального внешнеэкономического комплекса'

Организационно-экономический механизм стратегического регулирования регионального внешнеэкономического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОГО УСПЕХА / КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прудский В. Г., Демин Г. А.

Статья посвящена исследованию системы управления внешнеэкономическим комплексом региона. Рассмотрены вопросы структуры и стратегического регулирования внешнеэкономического комплекса, предложен организационно-экономический механизм управления внешнеэкономическим комплексом, также представлены направления воздействия внешнеэкономического комплекса на социально-экономическое развитие региона и их экономический эффект. Предложены критерии отбора стратегических отраслевых приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм стратегического регулирования регионального внешнеэкономического комплекса»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 ЭКОНОМИКА Вып. 1(8)

РАЗДЕЛ П. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.1.024:339.9

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

В.Г. Прудский, д. экон. наук, проф., зав. кафедрой менеджмента

Электронный адрес: pvg@psu.ru

Г.А. Демин, ст. преп. кафедры менеджмента

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 Электронный адрес: dddema@mail.ru

Статья посвящена исследованию системы управления внешнеэкономическим комплексом региона. Рассмотрены вопросы структуры и стратегического регулирования внешнеэкономического комплекса, предложен организационно-экономический механизм управления внешнеэкономическим комплексом, также представлены направления воздействия внешнеэкономического комплекса на социально-экономическое развитие региона и их экономический эффект. Предложены критерии отбора стратегических отраслевых приоритетов.

Ключевые слова: региональная экономика; стратегическое регулирование; субъект управления; объект управления; система обратной связи; конкурентные преимущества; ключевые факторы конкурентного успеха; концепция внешнеэкономического развития; стратегическое регулирование; структура экономики; диверсификация экспорта; региональная экономика; конкурентоспособность.

В современном мировом рыночном хозяйстве все более отчетливо переплетаются противоречивые тенденции глобализации и структурной технологической перестройки национальных экономик с тенденцией усиления их конкурентной борьбы за доступ к ресурсам и рынкам сбыта, к достижениям технологического прогресса. В связи с этим возникает объективная необходимость рассматривать реализацию возможностей внешнеэкономической деятельности и международной экономической интеграции не только в качестве потенциала текущего роста национальных хозяйств. Следует подходить к

внешнеэкономической деятельности как к важнейшему фактору ускорения структурной технологической модернизации национальной экономики, наращивания ее инновационной конкурентоспособности.

Анализ процесса экономической глобализации показывает, что от расширения либерализации мировой торговли, повышения мобильности капитала и рабочей силы, освоения современных технологий и международной конкуренции больше выигрывают индустриально развитые страны с развитыми механизмами государственного воздействия на макроэкономические процессы, мощными территориальными внешнеэкономическими комплексами и транснациональными

корпорациями в структурах национальных экономик.

Главным моментом в развитии глобализации выступает то, что в ней с самого начала выявилась тесная связь между внешней торговлей, международным перемещением капитала и трансфертами технологий. Однако полноценного технологического обмена глобализация на деле не обеспечила. Это становится её крупной проблемой, «ахиллесовой пятой» промежуточных и периферийных стран [2].

По зарубежным оценкам под влиянием глобализации находится около 40% мирового производства промышленной продукции, 60% мирового валового продукта, 70-80% международной внешней торговли и мировых финансов [1, с.26]. Но при этом практически все высокие технологии и весь мировой рынок наукоёмкой продукции остаётся в монопольном обладании транснациональных корпораций стран «глобальной триады».

Приток зарубежного капитала не означает притока высоких технологий, вследствие чего трансферт технологий, обещаемый развитыми странами, остаётся нереализованной декларацией. Более того, проникновение иностранного корпоративного капитала в российские регионы, как показала практика, часто сопровождается раскрытием

© Прудский В.Г., Демин Г.А., 2011

технологических секретов, оттоком

специалистов.

В любом случае каждая страна включается в процессы глобализации, преследуя определённые национальные интересы, связанные с реализацией возможностей глобализации для решения внутренних социально-экономических проблем. В то же время она вынуждена идти на определённые ограничения национального суверенитета и национальных амбиций, вследствие того, что в процессе глобализации увеличивается взаимозависимость национальных хозяйств.

Проблема состоит в том, чтобы обеспечить оптимальную сбалансированность отстаивания национальных интересов и самоограничения национальных экономических амбиций. При этом совершенно необходимо различать, с одной стороны, положительные последствия глобализации, а с другой стороны -её негативные последствия.

Среди преимуществ, привносимых глобализацией в национальную экономику (её региональные сегменты), более эффективное использование экономических ресурсов страны, внедрение новых технологий и привлечение финансовых ресурсов из-за рубежа, что в конечном счете способствует экономическому росту и повышению конкурентоспособности производства.

Безграничная, ничем не регулируемая глобализация в сочетании с чрезмерной либерализацией внешнеэкономических связей объективно порождает в «отстающих» странах ничем не ограниченную, беспощадную по отношению к более слабым конкуренцию на внутренних и международных рынках. Используя ее, транснациональные корпорации получают возможность неограниченно эксплуатировать природные ресурсы и рабочую силу этих стран. В то же время правительства данных стран оказываются не в состоянии поддерживать минимально допустимый уровень жизни.

Падение уровня жизни в сочетании с технологическим отставанием объективно ведёт к падению конкурентоспособности экономики и отступлению её с завоёванных позиций на мировом и внутренних рынках [4, с. 6]. В то же время глобализация способна стимулировать отток капитала из стран, экспортирующих сырье, для обеспечения инвестиций в высокотехнологичные производства, что обусловливает замедление технического прогресса экономики, снижение занятости и торможение роста зарплаты.

Решение задачи эффективной реализации возможностей развития процессов глобализации для ускорения внутреннего

экономического роста объективно ставит перед государствами задачу не только координации текущих внешнеэкономических связей компаний в стране, в регионах. Ключевое значение приобретают также разработка и реализация национальной геоэкономической стратегии, в рамках которой проводилось бы стратегическое регулирование наращивания конкурентоспособности экономики Российской Федерации и ее субъектов.

Такая стратегия должна сочетать формирование стратегических внешнеэкономических приоритетов, внедрение механизмов государственного регулирования внешнеэкономических связей с развитием в структурах национальных экономик мощных

территориальных внешнеэкономических комплексов и транснациональных корпоративных образований, способных противостоять в конкурентной борьбе зарубежным транснациональным корпорациям.

Согласно имеющимся оценкам доля пятого технологического уклада в машиностроительном производстве России составляет лишь 21%, в то время как второго, третьего и четвертого - 79% [6, с. 22].

Сложившаяся ситуация требует от России укрепления и серьезного развития ее научно-технического потенциала, расширения и углубления связей науки с производством и бизнесом. Но, чтобы осуществить ускоренную инновационную модернизацию национальной экономики, России важно не просто найти необходимые инвестиционные ресурсы, а занять как можно более выгодную конкурентную позицию на мировом рынке, желательно в его эпицентре. Это позволит ей более эффективно конкурировать за необходимые ресурсы и использовать их для модернизации страны.

При этом развитие процессов глобализации объективно приводит к тому, что регионы начинают включаться в процессы мировой конкуренции за экономические ресурсы и рынки сбыта. Они либо напрямую выходят на внешний рынок, либо делают это опосредованно - через конкуренцию с товарами иностранных фирм.

Как следствие, в структурах территориальных производственно-хозяйственных комплексов в условиях формирования рыночной системы хозяйствования получают развитие соответствующие внешнеэкономические комплексы, обеспечивающие реализацию внешнеэкономических связей регионов с мировым рынком. В свою очередь для эффективного управления влиянием этих комплексов на территориальное социальноэкономическое развитие регионов необходима разработка в субъектах Российской Федерации соответствующих организационно-экономи-

ческих механизмов. В системе этого влияния объективно выделяются как текущее (конъюнктурное) воздействие, так и долгосрочное стратегическое.

Данные региональные внешнеэкономические комплексы выступают, с одной стороны, подсистемами национального

внешнеэкономического комплекса страны. С другой стороны, они являются подсистемами региональных территориальных производственно-хозяйственных комплексов, обеспечивающими рост той доли валового регионального продукта, которая обусловливается

внешнеэкономическими связями регионов и внешнеэкономическим бизнесом расположенных на их территории компаний.

В соответствии с системновоспроизводственным подходом внешнеэкономический комплекс региона является, с одной стороны, подсистемой региональной экономики, а с другой - упорядоченной совокупностью (системой) региональных предприятий и

структур, осуществляющих и обеспечивающих экспортно-импортное взаимодействие экономики региона и мирового рынка. Хозяйственное функционирование регионального внешнеэкономического комплекса опосредуется в его структуре соответствующей системой социально-экономических отношений.

Важнейшей подсистемой социальноэкономической системы регионального внешнеэкономического комплекса выступает соответствующая организационно-управленческая подсистема, т.е. система его самоуправления (регулирования). Посредством этой системы органы власти региона способны оказывать воздействие на функционирование внешнеэкономического комплекса и, как следствие, на динамику регионального социально-экономического развития.

В структурно-функциональном аспекте организационно-управленческой подсистемы региональный внешнеэкономический комплекс объективно выступает в качестве самоуправляемой системы, в которой выделяются объект регулирования (производственно-хозяйственная подсистема внешнеэкономического комплекса региона, функционирование которой

опосредуется соответствующими экономии-ческими отношениями) и субъект регулирования (органы власти региона).

Реализуя действующие в структуре регионального внешнеэкономического комплекса организационно-экономические связи и отношения, администрация (правительство) региона воздействует на социальноэкономическую систему внешнеэкономического комплекса и через нее на предпринимательское поведение региональных хозяйствующих субъектов, осуществляющих

внешнеэкономическую деятельность. В системе данного воздействия объективно выделяются стратегический аспект (проблемы конкурентоспособности и структурного прогресса региональной экономики) и оперативнотактический (проблемы устойчивости текущего экономического роста региона).

При этом необходимо учитывать, что производственно-хозяйственная подсистема внешнеэкономического комплекса региона как объект управления функционирует как открытая система, т.е. во взаимодействии с экономикой региона (региональным рынком), с одной стороны, и с мировой экономикой (мировым рынком) - с другой.

Следовательно, производственно-хозяйственную подсистему внешнеэкономического комплекса региона с ее соответствующими экономическими отношениями можно рассматривать как внутреннюю среду территориального внешнеэкономического комплекса. Экономику региона (региональный рынок) следует рассматривать как внешнюю среду прямого воздействия по отношению к производственно-хозяйственной подсистеме. Мировая экономика (мировой рынок) с ее важнейшим компонентом - национальным рынком (внешним по отношению к отдельно взятому территориальному внешнеэкономическому комплексу) выступает как внешняя среда косвенного действия сферы регулирования данного комплекса [7, с. 23].

Соответственно производственнохозяйственная подсистема регионального внешнеэкономического комплекса имеет сильные и слабые стороны, которые в конкурентной среде рыночной экономики выступают как конкурентные преимущества и конкурентные недостатки.

Конкурентные преимущества внешнеэкономического комплекса региона в своей общности формируют его конкурентоспособность, т.е. совокупность качеств этого комплекса, обеспечивающих его функционально-хозяйственное превосходство над аналогичным внешнеэкономическим комплексом других регионов нашей страны и зарубежных стран.

Конкурентоспособность внешнеэкономического комплекса региона представляет собой синтез, во-первых, его позиционной конкурентоспособности, обусловленной положением на внешних рынках сырьевых ресурсов, готовой продукции и способностями руководства компаний и региона реализовать имеющиеся конкурентные преимущества, прежде всего естественные. Во-вторых, его динамической конкурентоспособности, определяемой способностью руководства компаний и региона формировать новые конкурентные

преимущества, прежде всего приобретенные, и превращать их в ключевые факторы конкурентного успеха.

Конкурентные преимущества отражают потенциальное превосходство конкретного внешнеэкономического комплекса над другими по тому или иному фактору, рассматриваемому изолированно. Не всегда и не все эти факторы могут реализоваться в полной мере. Из общего состава конкурентных преимуществ выбираются ключевые факторы конкурентного успеха. Это такие конкурентные преимущества внешнеэкономического комплекса региона, по которым он бесспорно превосходит соперников в данный момент.

Ключевые факторы конкурентного успеха различны для разных отраслей и рынков, постоянно меняются, с трудом поддаются копированию, позволяют захватывать и удерживать соответствующие рынки. По этой причине они кладутся в основу разработки стратегии развития внешнеэкономического комплекса, и их выбор становится важнейшей задачей руководства региона.

Ключевые факторы конкурентного успеха находятся в тесной связи со стратегическими конкурентными способностями (или стержневыми конкурентными компетенциями) региона [5].

В основе этих стратегических конкурентных способностей лежат, во-первых, уникальные ресурсы, которыми располагает регион, во-вторых, что является определяющим, сложные нематериальные активы, которые имеются в регионе.

Внешняя среда прямого воздействия сферы регулирования внешнеэкономического комплекса (региональная экономика) обеспечивает возможности формирования потенциала его конкурентных преимуществ и стратегических конкурентных способностей, а также может возникнуть угроза низкой реализации этого потенциала.

Внешняя среда косвенного воздействия сферы регулирования внешнеэкономического комплекса (мировая экономика и составной компонент - экономика других региональных рынков национального хозяйства) формирует возможности (и угрозы) реализации имеющихся в регионе конкурентных преимуществ и ключевых факторов конкурентного успеха.

Посредством каналов обратных связей субъект регулирования (органы власти региона), во-первых, получает необходимую информацию о текущем состоянии объекта управления -совокупности региональных предприятий и структур, осуществляющих и обеспечивающих экспортно-импортное взаимодействие экономики региона с мировым рынком. Во-вторых, он собирает информацию о состоянии и динамике

региональной экономики, т. е. внешней среды прямого воздействия на функционирование внешнеэкономического комплекса. В-третьих, им обобщается информация о динамике мирового и национального рынков, т. е. о внешней среде косвенного воздействия на внешнеэкономический комплекс региона.

Обобщив и проанализировав информацию о возможностях и угрозах внешней среды,

о конкурентных преимуществах и недостатках производственно-хозяйственной системы

внешнеэкономического комплекса, администрация региона задействует прямые связи.

Посредством этих связей она, с одной стороны, оказывает регулирующее воздействие на менеджмент компаний и структур, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в регионе. С другой стороны, предпринимает меры по налаживанию сотрудничества с федеральным правительством и оказанию необходимого воздействия через него на менеджмент компаний внешнеэкономического комплекса региона и на динамику его внешней среды.

Регулирующее воздействие органов власти региона (субъекта регулирования) на внешнеэкономический комплекс объективно подразделяется на оперативное и стратегическое.

Оперативное регулирование связано с позиционной конкурентоспособностью комплекса, с реализацией возможностей сложившихся конкурентных позиций его предприятий и структур на внешних рынках, прежде всего - с реализацией естественных конкурентных преимуществ. Практически его результаты проявляются в показателях увеличения внешнеторгового оборота региона, прироста внешних инвестиций, роста валового регионального продукта.

Оперативное регулирование по своему содержанию должно быть прежде всего координационно-аналитическим, т. е. оперативно согласующим текущую внешнеэкономическую предпринимательскую деятельность предприятий и структур в регионе. Поэтому данный аспект регулирования должен выступать как производный, вторичный от стратегического регулирования внешнеэкономического комплекса региона.

Стратегическое регулирование ориентировано на выявление и развитие стратегических конкурентных способностей региона, на формирование его новых конкурентных преимуществ и превращение их в ключевые факторы конкурентного успеха. Практически его результаты отражаются в показателях структурной динамики внешнеторгового оборота региона, увеличении в экспорте доли продукции с высокой добавленной стоимостью,

повышении качества привлеченных инвестиций, увеличении удельного веса наукоемкой продукции в растущем валовом региональном продукте.

Стратегическое регулирование по своему содержанию должно выступать прежде всего индикативно-мотивационным, стимулирующим инновационную активность субъектов внешнеэкономической деятельности в регионе. Поэтому данный аспект регулирования является ключевым. Его главная задача состоит в стимулировании руководства компаний и структур, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, наращивать свои конкурентные преимущества, координируя развитие своего бизнеса со стратегиями регионального и национального социальноэкономического развития.

Реализация стратегического регулирования внешнеэкономического комплекса региона предполагает разработку и внедрение в системе управления регионом соответствую-

щего организационно-экономического механизма. Данный механизм должен включать четыре основных компонента:

1) система организационных структур субъекта регулирования (координирующих институтов);

2) система региональных предприятий и структур, осуществляющих и обеспечивающих взаимодействие экономики региона с мировым рынком, т.е. объект регулирования;

3) система прямых управленческих связей - функциональных механизмов воздействия субъекта регулирования на его объект;

4) система обратных управленческих связей - комплекс показателей мониторинга объекта регулирования и его внешней среды.

Принципиальная схема организационно-экономического механизма стратегического регулирования внешнеэкономического комплекса региона представлена на рис. 1.

Представительства федеральных органов власти в субъекте Федерации Правительство (администрация) субъекта Федерации Некоммерческие организации и структуры, содействующие ВЭД

Субъект регулирования ВЭКР

Прямые связи (механизм воздействия)

■ Нормативноправовой

■ Финансовоэкономический

■ Организационноинформационный

Объект регулирования ВЭКР

Системообразующие предприятия Малые и средние предприятия Обеспечивающие структуры

Обратные связи (механизм контроля)

Система показателей мониторинга и оценки структурнофункциональной динамики

Рис. 1. Принципиальная схема организационно-экономического механизма стратегического регулирования внешнеэкономического комплекса региона

Систему организационных структур принципиально должны образовывать

субъекта регулирования (координирующих подразделения регионального правительства

институтов) внешнеэкономического комплекса (администрации), представительства федера-

льных министерств и ведомств в регионе, общественные (саморегулируемые, некоммерческие) организации, представляющие интересы предприятий и структур, осуществляющих и обеспечивающих взаимодействие экономики региона с мировым рынком.

В структуре объекта регулирования необходимо выделять, во-первых, совокупность хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции в регионе, -резидентов и нерезидентов. Во-вторых, совокупность компаний и структур, обеспечивающих полноценное функционирование первой группы (инфраструктура ВЭД).

В системе объекта регулирования необходимо также структурировать системообразующие предприятия (основные экспортно-ориентированные компании) и остальные предприятия (малый и средний бизнес, осуществляющий экспортно -импортные

операции).

Систему функциональных механизмов прямых управленческих связей (мотивирующих инструментов) стратегического регулирования регионального внешнеэкономического комплекса должны формировать нормативноправовые, организационно-информационные и финансово-экономические механизмы с соответствующими инструментами их

реализации.

Систему обратных управленческих связей стратегического регулирования регионального внешнеэкономического комплекса должна формировать совокупность показателей мониторинга структурно-функциональной динамики производственно-хозяйственной системы внешнеэкономического комплекса региона и её внешней среды.

Основными сферами действия

организационно-экономического механизма стратегического регулирования внешнеэкономического комплекса региона выступают, во-первых, его внутренняя среда - устойчивость производственной и коммерческой деятельности предприятий, возрастание в структуре экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Во-вторых, региональная внешняя среда - обеспечение устойчивости регионального рынка и активизация процессов реиндустриализации в территориальном

воспроизводстве. В-третьих, глобальная и

национальная внешняя среда - обеспечение оптимальной сбалансированности внешней открытости и внутренней экономической безопасности функционирования внешнеэкономического комплекса региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование специфики стратегического регулирования внешнеэкономического комплекса региона позволяет отметить, что оно в отличие от управления в целом охватывает только функции контроля, координации и мотивации, которые дополняются макроэкономическим прогнозированием.

В отличие от оперативного регулирования, согласующего текущую внешнеэкономическую деятельность предприятий и структур в регионе, стратегическое регулирование по своему содержанию выступает как индикативно-мотивационное, стимулирующее инновационную активность субъектов внешнеэкономической деятельности в регионе. В центре его внимания прежде всего должно быть выявление и развитие стратегических конкурентных способностей региона, формирование его новых конкурентных преимуществ и превращение их в ключевые факторы регионального конкурентного успеха.

Как показывает практика, недооценка роли внешнеэкономического комплекса (ВЭК) приводит к недостаточно эффективному использованию региональных ресурсов, к падению темпов экономического роста и, как следствие, к снижению эффективности программ социально-экономического развития в регионах.

Анализ сложившейся ситуации в российских регионах позволяет сделать вывод о необходимости актуализации стратегического подхода к внешнеэкономическому регулированию. Это выражается, в частности, в необходимости разработки и принятия на региональном уровне программных документов стратегического характера и их интеграции в программу социально-экономического развития региона.

Важным направлением программы социально-экономического развития должна являться Концепция развития внешнеэкономических связей (ВЭС) региона. Принципиальная схема разработки и реализации Концепции представлена на рис. 2.

Рис. 2. Принципиальная схема разработки и реализации концепции развития ВЭС региона

I - блок представляет фундаментальные основы стратегического регулирования внешнеэкономических связей страны, закрепленные в основополагающих документах: Конституции РФ и иных федеральных законах, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Внешнеэкономической стратегии РФ до 2025 г.

II - блок представлен концепцией развития внешнеэкономических связей региона. Данный документ призван определить основные принципы и инструменты регулирования внешнеэкономического комплекса региона, предложить пути интеграции региона в мирохозяйственные связи, определить приоритетные направления развития внешнеэкономического комплекса региона в долгосрочной перспективе.

III - блок представлен организационно -экономическим механизмом стратегического регулирования, который обеспечивает возможность реализации концепции.

Основные требования, предъявляемые к разработке концепции развития ВЭС региона:

■ приоритет национальных геоэконо-мических интересов и стратегических целей;

■ учет специфических особенностей региона (внутренние факторы) и общих закономерностей и тенденций развития мировой экономической системы (внешние глобальные факторы);

■ целостность и системность;

■ поэтапность практической реализации поставленных задач;

■ определение оптимальных путей достижения целей.

Оценка стратегического воздействия внешнеэкономического комплекса на социально-экономическое развитие региона становится объективной необходимостью, особенно в условиях обостряющейся

глобальной конкуренции и важности внешнеэкономического фактора в развитии региона.

Стратегическое воздействие внешнеэкономического комплекса на социальноэкономическое развитие региона обеспечивает:

■ стимулирование экономического роста и обеспечение устойчивого развития региональной экономики;

■ диверсификацию воспроизводственной структуры региона;

■ повышение эффективности интеграции региона в международное разделение труда;

■ формирование и реализацию конкурентных преимуществ региона.

Ожидаемыми результатами стратегического воздействия внешнеэкономического комплекса на социально-экономическое развитие региона должны являться:

1. Повышение доли высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта.

2. Повышение уровня и качества жизни населения.

3. Снижение миграции рабочей силы путем создания новых конкурентоспособных производств.

4. Создание и развитие кадрового потенциала, способного продвигать научнотехнический прогресс.

5. Снижение экологической напряженности на основе разработки мотивационных механизмов в организации экологически чистых производств.

6. Развитие транспортной инфраструктуры, без которой невозможно проектировать промышленное развитие.

Концептуальная схема стратегического воздействия внешнеэкономического комплекса на социально-экономическое развитие региона представлена на рис. 3.

Рис. 3. Концептуальная схема стратегического воздействия внешнеэкономического комплекса на экономику региона

Экономический эффект от

стратегического воздействия внешнеэкономического комплекса региона проявляется в следующих сферах:

1) бюджетной - за счет притока таможенных платежей от экспорта товаров и услуг; увеличения налоговых платежей экспортно ориентированных и совместных с иностранным капиталом предприятий;

2) инвестиционной - за счет притока иностранных инвестиций и увеличения инвестиций отечественных (от экспорта);

3) производственной - за счет модернизации технологической и производственной базы (при импорте оборудования, покупке лицензий, организации СП);

4) социальной - за счет увеличения занятости и повышения доходов населения при наращивании экспортного производства и открытии СП.

Одним из важнейших результатов стратегического воздействия внешнеэкономического комплекса в Пермском крае должно стать обеспечение экономического роста региона на основе изменения отраслевой структуры воспроизводства и экспорта, которая предполагает диверсификацию товарной структуры внешней торговли в пользу высокотехнологичных товаров, а также рост доли сектора наукоемких услуг.

Механизм стратегического воздействия должен быть направлен на стимулирование и поддержку экспортеров высокотехнологичной продукции и наукоемких услуг, а также на создание необходимой инфраструктуры.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе следует считаться с известной инерционностью экономики региона, ограниченностью ресурсов и острой международной конкуренцией на рынках высокотехнологичных товаров и наукоемких услуг.

Исходя из вышесказанного, для Пермского края приоритетными направлениями внешнеэкономического развития на современном этапе должны стать:

1) географическая диверсификация

экспорта (поиск перспективных рынков сбыта);

2) формирование профиля экспортной

специализации региона;

3) идентификация приоритетных

отраслей для замещения импорта;

4) привлечение прямых иностранных инвестиций в перспективные проекты.

При формировании профиля экспортной специализации необходимо определить критерии отбора предприятий внешнеэкономического комплекса, которым будет оказываться соответствующая поддержка.

Нами предлагается использование следующих критериев отбора:

1) потенциал высокотехнологичного роста;

2) обеспечение высокой добавленной стоимости;

3) внедрение нововведений (инноваций);

4) наличие высококвалифицированного персонала.

Потенциал высокотехнологичного роста предполагает капиталовложения в быстрорастущие инновационные отрасли и предприятия, которые могут принести более существенную отдачу, нежели отрасли, находящиеся в стадии насыщения или переживающие спад. Это отрасли, основу которых составляет интеллектуальный капитал и научные знания.

Высокая добавленная стоимость при прочих равных условиях означает более высокий уровень производительности труда и наоборот. Кроме того, производство продукции высокой степени переработки является экономически оправданным шагом по причине ее высокой цены.

Нововведения (инновации). Данный критерий тесно связан с двумя предыдущими. С учетом сложившихся в мировой экономике тенденций, проявляющихся в увеличении технологической емкости поставляемой на мировой рынок продукции, предпочтение необходимо отдавать предприятиям региона с высокой инновационной активностью.

Высокая квалификация персонала предполагает высокий уровень производительности труда, что предполагает более высокий уровень оплаты труда. Высокая производительность труда обеспечивается оснащением предприятий современным оборудованием (инвестиции в основной капитал). Высокая оплата труда способствует приросту денежных расходов населения и расширению потребительского спроса на высококачественные товары и услуги.

Для выбора отраслей перспективной специализации Пермского края ключевым является критерий отраслевой

конкурентоспособности.

Основным противоречием функционирования внешнеэкономического комплекса региона является ориентация экспортной деятельности на сохранение уже имеющейся производственной базы, несмотря на ее несоответствие структуре мирового рынка, что выражается в замедленных адаптационных изменениях отраслевой структуры экспорта в соответствии с изменяющимися потребностями мирового рынка.

Определение стратегических отраслевых приоритетов производственно-хозяйственной системы внешнеэкономического комплекса региона может быть

проведено с использованием двухмерной матрицы, каждая из областей которой характеризует конкурентные позиции отрасли (товарной группы) с точки зрения эффективности

Таким образом, механизм стратегического воздействия внешнеэкономического комплекса на социально-экономическое развитие региона предполагает разработку стратегических документов с определением приоритетных направлений внешнеэкономического развития. Реализация стратегического регулирования внешнеэкономического комплекса в Пермском крае предполагает разработку и внедрение в системе управления регионом соответствующего организационно-экономического механизма.

Исследование специфики стратегического регулирования внешнеэкономического комплекса региона позволяет отметить, что оно в отличие от управления в целом охватывает только функции контроля, координации и мотивации, которые дополняются макроэкономическим прогнозированием [3].

Список литературы

1. Анимица Е. Г., Елохов А. М., Сухих

B.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Екатеринбург: УрГЭУ, 2000. 407 с.

2. Глазьев С. Перспективы социальноэкономического развития России // Экономист. -2009. №1. С. 3-18.

3. Горин Е.А., Осеевский М.Э. Влияние

мирового экономического кризиса на промышленное производство: формирование

новой структуры // Инновации. 2010. № 1. С. 2229.

4. Губанов С. Путь развития России: назревшее уточнение // Экономист. 2010. № 4.

C. 3-8.

ее экспорта. Матрица построена на основе двух показателей, отражающих структурнофункциональную динамику внешнеэкономического комплекса региона (таблица).

В отличие от оперативного регулирования, согласующего текущую внешнеэкономическую деятельность предприятий и структур в регионе, стратегическое регулирование по своему содержанию выступает как индикативно-мотивационное, стимулирующее инновационную активность субъектов внешнеэкономической деятельности в регионе. В центре его внимания прежде всего должно быть выявление и развитие стратегических конкурентных способностей региона, формирование его новых конкурентных преимуществ и превращение их в ключевые факторы регионального конкурентного успеха

5. Клейнер Г. Стратегический менеджмент: актуальные проблемы и новые

направления // Проблемы теории и практики управления. 2009. №1. С.15-22.

6. Макаров В.Л., Варшавский А.Е., Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. М., 2001. 640 с.

7. Прудский В.Г.Региональный менеджмент как прикладная теория научного управления территориальными социальноэкономическими системами // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2010. Вып. 2 (5). С. 15-27.

Таблица

Матрица стратегических приоритетов производственно-хозяйственной ________________________системы ВЭК региона____________________________________

Динамика экспорта отрасли Динамика добавленной стоимости отрасли

высокая низкая

Высокая Поддержка экспорта при первоочередном стимулировании НИОКР Инвестиции в оптимизацию внутриотраслевой структуры производства

Низкая Активизация маркетинга, стимулирование расширения производства Селективная поддержка производства продукции с высокой ценой реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.