Научная статья на тему 'Внешнеэкономический комплекс региона России: структура и подсистемы управления'

Внешнеэкономический комплекс региона России: структура и подсистемы управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2143
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЕ "ЦЕНТР-РЕГИОН" / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евченко Наталья Николаевна

Статья определяет социально-экономическую категорию «внешнеэкономический комплекс региона», его субъектно-объектную структуру. Субъектами ВЭК региона выделены предприятия-экспортеры, предприятия с иностранными инвестициями, трудовые мигранты. Субъекты управления ВЭК региона объединены в субкомплексы «Управление, Контроль и Содействие» и «Обеспечение и Обслуживание» деятельности субъектов ВЭК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономический комплекс региона России: структура и подсистемы управления»

Внешнеэкономический комплекс региона России: структура и подсистемы управления

Н.Н. Евченко

Активное включение России в мировую торговлю и международное сотрудничество определило важнейший - внешний вектор развития национальной экономики, по финансовой и общехозяйственной значимости соизмеримый с внутренними факторами развития. К 2007 г. в соревновании таможенной и налоговой служб за долю наполнения бюджета первая победила: «В январе-марте 2007 г. структура доходных статей бюджета претерпела определенные изменения по сравнению с тем же периодом прошлого года. По отношению к ВВП объем налоговых поступлений заметно снизился. Поступления налогов и платежей, администрируемых ФНС РФ, упали до 9,93% ВВП, что почти на 3,8 п.п. ниже аналогичных показателей 2006 года. В результате таможенные поступления превысили налоговые сборы ФНС (10% ВВП против 11,51% ВВП в 2006 г.) [1]. Руководитель ФТС РФ А. Бельянинов отмечает: «В ушедшем [2008] году в приходную часть бюджета было перечислено 4 694,5 миллиарда рублей, то есть более 50 % всех доходов администрируется ФТС России» [2, с.2].

Зависимость экономики России от внешней торговли и валютных заимствований за рубежом (к 2008 г. было накоплено более 500 млрд долл. Инвалютных обязательств [3, с. 14]) актуализирует вопросы экономической безопасности государства, необходимости смены тренда экспорта с сырьевого на несырьевой; им-портозамещения; создания конкурентоспособного сектора экспорта готовой продукции и услуг с высокой долей добавленной стоимости, эффективного финансового рынка. Эти изменения невозможны без модернизации системы управления внешнеэкономическими связями, расширения числа участников ВЭД, формирования эффективного управления на региональном уровне.

Специалисты МГИМО и АНХ при Правительстве РФ выделяют управленческий и субъектный уровни внешнеэкономической деятельности (ВЭД): «ВЭД реализуется на уровне как государственных органов власти и управления, так и хозяйственных организаций. В первом случае она направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей; во втором - на заключение и исполнение контрактов и иных договоров в пределах гражданского права» [4, с. 8-9], что отражает сформировавшуюся в российской экономике концепцию ВЭД как двухуровневую модель государственного управления и субъектного (субъекты внешних связей, участники «частных отношений, возникающих при осуществлении международной торговли» [5, с.7]).

Система управления ВЭД исторически формировалась на федеральном уровне. Вместе с тем, отмена государственной монополии на внешнюю торговлю потребовала существенного изменения действующей модели, вовлечения регионального уровня управления во внешнеэкономические связи (ВЭС). Традиционное двухуровневое взаимодействие («государство-предприятие») расширилось до признания и включения третьего элемента управления -регионов РФ.

Законодательная база РФ в 1999-2003 гг. в сфере ВЭД в целом сформировала систему взаимодействия «центр - регионы». Однако остается немало важных проблем, требующих рассмотрения и решения: формирование региональных организационно-управленческих структур, моделей и методов управления; развитие приграничного сотрудничества; взаимодействие с иностранными инвесторами; поиск

финансовых ресурсов для создания инфраструктуры ВЭД и формирование эффективной системы поддержки экспортеров в условиях дотационности бюджетов субъектов РФ; получение регионами кредитов от нерезидентов; трудовая иммиграция. В данной статье остановимся на рассмотрении категории «внешнеэкономический комплекс региона», выявлении его субъектной структуры и состава органов управления как результата изменения роли регионов в развитии ВЭД государства и базы для дальнейших преобразований.

Международное сотрудничество порой не так заметно как, например, социальные проблемы или развитие промышленного производства, влияют на оценку федеральными руководителями успешности региональной власти. В числе 43 оценочных показателей эффективности деятельности Правительств субъектов РФ нет ни одного, характеризующего состояние региона в сфере ВЭД (содействие экспорту, привлечение иностранных инвестиций, расширение сети региональных зарубежных представительств, субъектная диверсификация и вовлечение среднего бизнеса во ВЭД). Административно-оценочная значимость ВЭД для регионов РФ пока не так очевидна, а их руководителям порой сложно принять, что глобализация создает принципиально новый уровень конкуренции и существенно ускоряет неравномерность развития регионов. Согласно теории жизненного цикла товара в международной торговле Р. Вернона, регионы государства различным образом реализуют сравнительные и конкурентные внешнеторговые преимущества, используя инновации в производстве товаров и услуг (инновационные территории), либо сохраняя, воспроизводя традиционные товары (адаптивные территории). В исторической перспективе инновационные территории являются точками роста, адаптивные

- деградирующими. Итак, в стратегической перспективе для социально-экономического будущего российских регионов международное и внешнеэкономическое сотрудничество представляет важнейший ресурс развития.

Обобщая двадцатилетний опыт развития государственного управления ВЭД в субъектах РФ, следует выделить два направления административных усилий в этой сфере: законодательные условия и инициативные меры (рис.1). Законодательные условия - возмож-

ности и условия проведения мероприятий, акций, программных действий и т.д. в сфере ВЭД, предоставленные федеральным центром регионам в рамках законодательства, обеспеченные методической, организационной, финансовой поддержкой центра, включая: официальные дипломатические и деловые бизнес-контакты; формирование благоприятного имиджа России и регионов за рубежом; привлечение инвестиций; торговые, культурные и научно-образовательные связи. Инициативные же условия и меры предполагают административную и финансовую ответственность регионов (финансирование из бюджета региона) за инициирование и выполнение мероприятий. По характеру, объему бюджетного финансирования, качеству подготовки и степени эффективности инициативных мер в сфере ВЭД региона возможно оценить использование руководителями преимуществ международного разделения труда, нацеленность на расширение интенсивности его участия в мирохозяйственных процессах, а в целом - внешнеэкономические и инвестиционные перспективы субъекта РФ.

С началом активных внешнеторговых операций в регионах России возникли многочисленные структуры содействия участникам ВЭД: коммерческие компании обеспечения выполнения торговых операций предприятий и организаций (уполномоченные банки, таможенные брокеры, перевозчики, консультанты, страховщики и т.д.), сектор обслуживания физических лиц: туристические компании, посредники в организации учебы за рубежом, медицинские, страховые компании. Среди ключевых участников внешнеторгового и иного международного сотрудничества выделяются субъекты, базовые для любой внешнеторговой операции: предприниматель и уполномоченные представители государства, обеспечивающие управление процессом: контроль за перемещением товаров через государственную границу (таможенные органы) и перемещение валюты (банковские структуры). С течением времени операции по перемещению товаров (купля-продажа) дополнились инвестиционными операциями (иностранные инвесторы) и использованием рабочей силы - трудовых иммигрантов. Однако широкий состав субъектов ВЭД далеко не тождественен субъектам внешнеэкономического комплекса (ВЭК) региона.

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ___________________________

Рисунок 1

Механизмы управления ВЭД региона: законодательная и инициативная составляющие

Разработка концепции, стратегии ВЭД

Участие в федеральных программах стимулирования экспорта

Участие в национальных программах продвижения экспорта

Заключение договоров о сотру дниче ств е

Приграничное

сотрудничество: планы, мероприятия

Официальные зарубежные миссии

Координация действий с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти

Законодательные

условия

Механизмы

управления

ВЭД

региона

Инициативные

меры

Разработка и исполнение региональных целевых программ развития ВЭД

Создание региональной инфраструктуры ВЭД (ГУП, представительства регионов)

Г Л

Взаимодействие с организациями содействия ВЭД (ТПП, РСПП, ассоциации)

Привлечение иностранных инвесторов

Создание территориальных программ, планов, (в рамках нескольких проектов субъектов Федерации) в сфере ВЭД

Категория «внешнеэкономический комплекс» в период государственной монополии на внешнюю торговлю соответствовала нерыночной (административной) модели управления ВЭД. Тем не менее, ни успехи демонополизации, ни расширение числа участников ВЭД не изменили представления ученых о ВЭК как «совокупности отраслей, подотраслей, объединений, предприятий и организаций, систематически производящих и реализующих экспортные ресурсы всех видов, потребляющих импор-

тные товары (услуги) и осуществляющих все виды внешнехозяйственной деятельности» [4, с. 8]. В приведенном определении ВЭК государства трактуется, скорее, как экспортноимпортный сегмент национальной экономики, без включения предприятий и организаций, осуществляющих управление сложной, преобразованной за годы демонополизации, системой внешних связей России и структур, содействующей ей, с одной стороны. С другой стороны, товары для экспорта определя-

ются авторами как «ресурсы», импортные же поступления - как «товары и услуги». Приведенное определение не уточняет, входят ли в ВЭК исключительно «чистые экспортеры» и «чистые импортеры» - поставщики товаров собственного производства на экспорт и импортеры товаров для собственных нужд, либо в группе присутствуют предприятия и организации - внешнеторговые посредники.

Приведенное определение содержится в словаре-справочнике «Основы внешнеэкономических знаний» 1990 года [6, с. 79-80], но статья о ВЭК имеет и важное дополнение: «В структурно-функциональном отношении внешнеэкономический комплекс состоит из двух относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих частей: 1) производственно-хозяйственной деятельности предприятий (объединений) и организаций, часть продукции которых поставляется на экспорт; сюда же следует отнести и те хозяйственные звенья, которые выступают потребителями импорта; 2) собственно внешнеэкономических отношений, по каналам которых осуществляются поставки продуктов национального труда заграничным потребителям, а также поступает необходимая продукция, производимая за рубежом» [6, с.80]. В данном случае подчеркнуты «внешнеэкономические отношения», которые требуют системы управления.

Термин «внешнеэкономический комплекс», но уже применительно к региону, использован, например, в Концепции развития ВЭД Свердловской области (1999 г.), где ВЭК региона рассматривается традиционно, в качестве объединения, общности предприя-тий-участников ВЭД [7, с. 14-15].

Следовательно, несмотря на значительный период осуществления самостоятельных и сложных внешнеторговых операций субъектами предпринимательства, в российской экономической литературе ВЭК региона представляется производственно-посреднической категорией, включающей региональные предприятия-участники ВЭД. Однако ВЭК - сложный социально-экономический феномен, подсистема региональной экономики, объединяющая связанные конечной целью звенья: производственные, посреднические, управленческие, контрольные, финансово-инвестиционные и т.д.

Задачами функционирования данной подсистемы является не только получение прибыли от деятельности на внешних рынках (экспортеры-импортеры), либо на внутреннем рынке (иностранные предприятия и трудовые мигранты), но и эффективное включение экономики региона в глобализационные процессы, рост региональной экономики за счет преимуществ международного разделения труда, обеспечение внешнеэкономической безопасности региона.

В России кардинально изменилась и социальная роль внешних связей для государства и регионов. ВЭД ныне обеспечивает миллионы рабочих мест предприятий, связанных с поставками продукции по внешнеторговым контрактам, в организациях содействия и обеспечения ВЭК заняты миллионы сотрудников. Доходы внешнеторговой сферы сравнимы с доходами на внутреннем рынке, а высокотехнологичный экспорт часто невозможен без использования импортных технологий и комплектующих.

Таким образом, активное включение России в международное разделение труда, рост числа участников ВЭД, повышение значимости внешней торговли для наполнения федерального бюджета, усиление регионального фактора ВЭС привело к возникновению системной категории «внешнеэкономический комплекс», которую следует рассматривать более широко, чем принято в российской литературе. Принципиальным стало как изменение субъектного состава участников ВЭД, так и создание полноценной структуры управления международными связями государства и субъектов РФ, выявление стратегической значимости ВЭД как важнейшего сектора государственной и региональной политики и экономики.

Включенность государства в мирохозяйственные отношения и связи проявляется при рассмотрении глобализации в единстве базовых экономических категорий: движение товаров и услуг, движение капитала и перемещение труда (миграция трудовых ресурсов). Следует выделить мега-сферы мирохозяйственных связей, присущие как уровню государства, так региональному уровню управления ВЭД (в равной степени, но в различном объеме):

1) товарные торговые и неторговые потоки через государственную границу (перемещение товаров и личного имущества физических лиц, включая транзит, поставки технической и гуманитарной помощи);

2) нетоварные финансовые потоки (услуги, инвестиционное и неинвестиционное перемещение валюты, движение прав интеллектуальной и иной собственности, перемещение валютных ценностей, технологий и идей, информационные потоки, и т.д.);

3) миграционные трудовые потоки. Выделенные мега-сферы международной деятельности предполагают взаимодействие субъекта действий и управляющих систем (иногда одной - универсальной для трех сфер, либо - уполномоченной лишь для одной из них), определяющих законодательные нормы и рамки, «правила игры», включая контроль за соблюдением последних.

При формировании субъектного состава участников ВЭК региона примем, что в его состав войдут не максимально возможные (число которых чрезвычайно широко), а лишь ключевые субъекты ВЭД, находящиеся в зоне постоянного внимания органов, занимающихся ВЭС в регионе. Подобный подход оправдан в период реорганизации системы управления внешнеэкономическими отношениями России, выработки механизмов и мер государственного стимулирования международной активности, что позволяет выделить ключевых участников процесса, на деятельности ко -торых сосредоточено доминирующие внимание и воздействие федеральных и региональных органов управления сферой ВЭД.

Для товарного блока международной активности государства в целом, либо региона-анклава [8], характерны следующие участники внешнеэкономической торговой и неторговой деятельности: предприятия-экспортеры, предприятия-импортеры и население, перемещающее товары (физические лица); нерезиденты, перемещающие имущество производственного и личного назначения; государственные и общественные организации. Для «открытого внутреннего региона» - субъекта государства, не имеющего внутренних границ, ключевыми субъектами подсистемы «товарные торговые и неторговые потоки» ВЭК региона из перечисленного списка участников

ВЭД являются предприятия-экспортеры. Экспортеры региона в гораздо большей степени, чем импортеры, привязаны к территориальному таможенному оформлению грузов, хотя некоторая часть их товаров отправляется и через нерегиональных посредников.

Для нетоварных финансовых потоков, отражающих движение финансовых средств и активов, участниками (субъектами) этого процесса в регионе и государстве выступают как резиденты - российские предприятия и организации, так и нерезиденты - иностранные инвесторы. Участие населения в данном виде ВЭД статистически минимально и им пока возможно пренебречь. Отсутствие физических границ при перемещении валютных средств и ценностей уравнивает регионы и государство, а свободное движение валюты в государстве не позволяет оперировать категорией «платежный баланс региона», следовательно, резиденты не могут рассматриваться в качестве субъекта ВЭК региона, ведь их деятельность мало подвержена административным усилиям. Примем в качестве объекта управления -субъекта подсистемы «нетоварные финансовые потоки» ВЭК региона - предприятия с иностранными инвестициями, учрежденные либо приобретенные иностранными инвесторами (прямые инвестиции). Политика региональных администраций РФ сфокусирована на привлечении и создании условий формирования пула региональных инвесторов - иностранных компаний. Привлечение же валютных кредитов и других финансовых ресурсов осуществляется, как правило, субъектами предпринимательства региона без активной помощи и содействия властей, под риски внешних кредиторов.

Миграционные потоки государства и региона характеризуются общей и трудовой миграцией. Общая миграция не является предметом исследования в силу сложности и особых методов регулирования процесса. При стратегической значимости уровня и качества общей миграции в качестве субъекта подсистемы «миграционные трудовые потоки» ВЭК региона примем категорию временных трудовых мигрантов. Мигранты - субъекты ВЭК региона - играют важную роль в социально-экономическом развитии, привносят новый уровень предпринимательской культуры и технологий, заняты на предприятиях с иностран-

ными инвестициями, выполняют малопривлекательные для граждан России трудовые функции (строительство, неквалифицированная, тяжелая, сервисная работа).

Таким образом, субъектный состав ВЭК региона включает: предприятия-экспортеры; предприятия с иностранными инвестициями; временных трудовых мигрантов

- нерезидентов.

Управляющую и содействующую системы ВЭК региона образуют ключевые субкомплексы: (1) Управления, Контроля и Содействия; (2) Обеспечения и Обслуживания деятельности субъектов ВЭК, структурная схема которых приведена на рис. 2.

Субкомплекс 1 «Управление, Контроль и Содействие» объединяет как государственные организации и учреждения, так и коммерческие структуры сферы международного сотрудничества, выполняющие контрольные функции согласно российскому законодательству. Некоторые субъекты управления уполномочиваются государственными органами на исполнение определенных функций управления от их имени и по поручению (например, агенты валютного контроля). Используемые организационно-правовые формы субъектов субкомплекса - государственные учреждения, некоммерческие партнерства, акционерные общества.

Субкомплекс 2 «Обеспечение и Обслуживание» образуют коммерческие и некоммерческие организации, предоставляющие услуги субъектам ВЭК региона в сфере ВЭД. Субкомплекс включает как коммерческие организации (рис.2), так и государственные учреждения, выполняющие отдельные коммерческие операции с поддержкой со стороны государства либо без нее (например, образовательные учреждения, получающие компенсацию за переподготовку специалистов в сфере ВЭД).

Субкомплексы управления в регионе, их

субъектная наполненность и развитость характеризуют глубину качественных изменений в формировании институциональной среды международного сотрудничества региона, наличие и состав принятых в мире звеньев, содействующих преобразованию предпринимательской среды в целях обеспечения ее открытости, конкурентоспособности, использования инновационных технологий. В глобализирующемся мировом пространстве проявляется роль институциональных механизмов системы управления регионом и территориальных звеньев управления федерального уровня - структурных составляющих - способных либо стимулировать, либо замедлять объективный процесс встраивания хозяйствующих субъектов в мирохозяйственные связи. Системность данных процессов определяется не только состоянием хозяйствующих субъектов и системы управления, но и методами обеспечения эффективности их взаимодействия, получения результатов предпринимателями, которые приобретают характер целевой функции нового типа

- достижение глобальной конкурентоспособности. Именно ее пониманию, осознанию и достижению с наименьшими затратами содействует комплексная социально-экономическая категория региональной экономики эпохи глобализации - внешнеэкономический комплекс региона.

Итак, ВЭК региона объединяет объекты управления - системы, находящиеся в фокусе государственной и региональной внешнеэкономической политики (предприятия-экспортеры; предприятия с иностранными инвестициями; трудовые мигранты) и субъекты управления - секторы комплексной системы управления ВЭК государства и региона: организационно-управленческий, таможенный, валютно-финансовый, транспортно-логистический, консультационный, обучающий и т.д., обслуживающие международный бизнес субъектов ВЭК и функционирующие под руководством и во взаимосвязи с федеральным уровнем управления (рис.3).

Рисунок 2

Структура субкомплексов управления (1) и обеспечения (2) деятельности субъектов ВЭК

региона.

ВЭК РЕГИОНА: СТРУКТУРА СУБКОМПЛЕКСОВ УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Т

Правительственные институты: государственные органы управления

Админист-

рация

регионов

РФ

Управление уполномоченного Минпром-торга по СК району

Региональное

упр-е

федеральной

службы

финансового

мониторинга

Территории-альное упр. финансово-бюджетн. надзора

і

Территориальные органы исполнитель -ной власти

Таможенное

управление

Управление

ФНС

Управление ЦБ по области

Федеральная

служба

госстатис-

т

Финан-

совый

Уполно-

моченные

банки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГК «Внешэкономбанк »

Проф.

участники

рынка

ценных

бумаг

Таможен-

ный

Таможенные органы

Таможен-

ные

брокеры

Таможенные склады

Склады

временного

хранения

Банки

Неправительственные институты: ТПП, консалтинговые фирмы

т

Логисти-

ческо-

транспорт-

ный

Междуна-

родные

порты

Трубопро -воды

Междуна-

родные

аэропорты

Склады для внешнеторговых грузов

Страховые компа -нии

Образова-

тельные

учрежде-

ния

* Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ ВЭД В РЕГИОНЕ

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисунок 3

Общая схема состава и структуры регионального внешнеэкономического комплекса: субъекты (объекты управления) и системы управления

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЭК РЕГИОНА

Управление

ФНС

Федеральная

служба

государственной

статистики

Управление ЦБ по субъекту РФ

_________________У

Управление уполномоченного МП и Т

Т аможенное управление

________________J

ТРУДОВЫ1Е МИГРАНТЫ-НЕРЕЗИДЕНТЫ

Администрации

_________________4

Управление по труду и занятости _________________>

Финансовый блок:

банки, валютные

биржи, брокеры,

финансовые и

лизинговые

компании __________I________У

Т аможенный блок

Логистическо -транспортный блок

Региональное

управление

федеральной

службы

финансового

мониторинга

-► СУБЪЕКТЫ ВЭК РЕГИОНА

СУБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЭК

Неправительствен ные институты: союзы, ТПП, ассоциации

Страховые

компании

Территориальное

управление

финансово-

бюджетного

надзора

Образовательные учреждения и конс алтинговые фирмы

Туристические

компании

Рассмотрим для примера финансово-расчетный блок ВЭК региона - систему отношений между участниками ВЭД (совокупность субъектов, включенных в международные валютно-финансовые операции), с одной стороны, и организациями, управляющими интеграцией России в международные расчетные процессы и обеспечивающими потребности субъектов регионального внешнеэкономического процесса, с другой.

Субъектами контроля валютно-финансовых операций и участия в валютных операциях в регионе выступают (рис. 4):

> органы валютного контроля: территориальные подразделения уполномоченных государственных органов [9] (ГУ Банка Российской Федерации по региону) и федеральные органы исполнительной власти;

> агенты валютного контроля: уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные и налоговые органы [10].

Региональный аспект функционирования национального валютного рынка обусловлен обязательным функционированием в субъектах РФ органов и агентов валютного контроля (таможенные и налоговые органы), а состав агентов валютного контроля представляется инициативным процессом (индикатором привлекательности региона) их размещения и функционирования. Решение об учреждении организации в регионе собственники уполномоченных банков и руководители иных агентов валютного контроля принимают с учетом таких факторов как бизнес-потенциал; прибыльность предприятий; состояние и динамика локального товарного, финансового рынков и рынка ценных бумаг; доля сырьевых и готовых продуктов в экспорте и импорте; политических рисков и других. Таким образом, число и уровень развития бизнеса (объем операций, персонал, инвестиции, филиальная сеть) организаций - агентов валют-

ного контроля, - инициативно размещающих бизнес в определенном регионе РФ свидетельствуют об уровне конкурентных преимуществ последнего, чем обеспечивается качество, объем и цена на услуги по валютно-финансовым операциям для участников ВЭД данного региона.

С учетом значимости регионального уровня управления ВЭД, структурных сдвигов в субъектно-объектном составе участников и структур, которые обслуживают внешнеэкономические операции, реализуют преимущества международного разделения труда в региональной экономической системе под внешнеэкономическим комплексом региона понимается система субъектов ВЭД региона, участвующих в процессах международного торгового товарного и нетоварного обмена, финансовых и инвестиционных операциях, перемещении иностранной рабочей силы, в единстве организационноэкономического и финансово-надзорного управления, контроля и взаимодействия уполномоченных государством органов и учреждений, государственных, неправительственных и частных (коммерческих) структур и компаний, институционально обеспечивающих и содействующих проведению комплекса внешнеэкономических операций субъектов ВЭД. ВЭК региона объединяет не только территориальные подразделения субъектов ВЭД, но и их обособленные подразделения и предприятия, находящиеся в собственности и/или управлении за рубежом.

ВЭК региона функционирует под влиянием положений региональной политики ВЭД, которая находится в рамках государственной политики, но отражает специфику и роль региона РФ в мировом разделении труда, а также стратегическую и тактическую значимость субъекта РФ в обеспечении ВЭД и функционировании ВЭК России. Позиционирование региона на мировых глобальных рынках формирует внешнеторговую товарную и нетоварную (инвестиционную) специализацию региона, эффективность реализации потенциала которой в виде доходов от внешнеэкономической деятельности субъектов ВЭК региона может усиливаться либо тормозиться посредством использования инструментов и механизмов государственного и регионального управления ВЭД, включая взаимодействие подсистем ВЭК региона.

Рисунок 4

Система органов и агентов валютного контроля РФ (региональный уровень)

Органы валютного контроля

Агенты валютного контроля

Террито -риальные подраздел ения ГУ Банка РФ по субъекту Федераци

Г

Налоговые органы субъекта Федера -ции

Обязательное (нормативное) присутствие в регионе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тамо -жен-ные органы

Упол-

номо-

ченные

банки

ГК «Внешэкономбанк »

Профес-

сиональ-

ные

участники рынка ц енных бумаг

Инициативное присутствие в регионе

Таким образом, в настоящее время в России формирование системы организационно-управленческой базы ВЭК региона как институционального феномена находится на начальном этапе. Необходимы дальнейшие исследования ВЭК региона, особенностей его структуры, субъектов, идентификация институциональных особенностей и механизма взаимодействия субкомплексов ВЭК для различных уровней управления и субъектов хозяйствования субъектов Федерации РФ в целях укрепления и модернизации регионального уровня международного сотрудничества.

В мире существует многолетний опыт управления ВЭС и разработаны политические,

организационные, институциональные основы использования преимуществ мирохозяйственных связей в международном сотрудничестве, причем региональный уровень управления ВЭС занимает особое место в национальных системах государств мира. Следовательно, представляет интерес анализ функционирования национальных ВЭК, механизмов содействия успеху зарубежных участников ВЭД на мировых рынках: основных моделей, принятых для территориально-протяженных государств и небольших по размеру, выявление общего и особенного, положительных черт и условий, которые возможно было бы использовать в целях модернизации ВЭК России и регионов.

Примечания:

1. www.iet.ru/publication.php7folder-id=44&category-id.

2. Итоги с поправкой на кризис // Таможня. 2009. № 6. С.2-4.

3. Всемирный Банк в России. Доклад об экономике России № 16. Июнь 2008. / www.wto.ru.

4. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дело, 2002. - 424 с.

5. Тынель А., Функ Я., Хвалей В. Курс международного торгового права. Мн.: Амалфея, 2000. - 704 с.

6. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник / С.И.Долгов, В.В.Васильев, С.П.Гончаров - Высш. Шк., 1990. - 432 с.

7. Концепция развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области. Екатеринбург. 1999 / www. midural. ги/ midural-new.

8. Единственным регионом - естественным анклавом в России является Калининградская область.

9. Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», ч.2. ст. 22. // Справочная система Гарант.

10. В редакции от 17.05.07 N 83-Ф3 относительно

ч. 3 ст. 22, № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Справочная система Гарант.

Библиография:

1. www.iet.ru/publication.php7folder-id=44&category-id.

2. Итоги с поправкой на кризис // Таможня. 2009. № 6. С.2-4.

3. Всемирный Банк в России. Доклад об экономике России № 16. Июнь 2008. / www.wto.ru.

4. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дело, 2002. - 424 с.

5. Тынель А., Функ Я., Хвалей В. Курс международного торгового права. Мн.: Амалфея, 2000. -704 с.

6. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник / С.И.Долгов, В.В.Васильев, С.П.Гончаров - Высш. Шк., 1990. - 432 с.

7. Концепция развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области. Екатеринбург. 1999 / www. midural. т/ midural-new.

8. Федеральный закон РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ч.2. ст. 22. // Справочная система Гарант.

9. В редакции от 17.05.07 N 83-ФЗ относительно ч. 3 ст. 22, № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Справочная система Гарант.

Молдова занимает третью позицию среди экспортеров вина в Россию

Молдова удерживала в 2009 году третью позицию среди экспортеров вина в Россию. Доля молдавского вина в общем объеме экспортируемого в Россию составляет 12,3%, или 18 млн л. В 2008 году Молдова поставила в Россию 23 млн л, или 11% от общего объема.

Как отмечают эксперты, “Молдова не только не потеряла в объеме, а «нарастила» его даже при абсолютном падении: первое - завоз продукции в 2008 г. был максимально активным - рынок наполнялся молдавской продукцией после перерыва (избыток продукции был явно больше 30%); рынок импорт потерял около 30%, а спад по Молдове только - 22%.”

Близки к Молдове Испания (11,5%), Германия (10,5%), Италия (9,5%), Чили (6%). Все они также потеряли в объеме. Таким образом, Молдова завершает 2009 год с объемом импорта виноградного вина в Россию не более 23 млн л, или в 9 раз меньше уровня 2005 года.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.