ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА
Е. О. КОТОВА, старший научный сотрудник Институт региональной экономики Севера
В современной литературе понятие «внешнеэкономический комплекс» чаще применяется в отношении государства. Однако автор придерживается мнения, что сегодня созданы все предпосылки для анализа внешнеэкономического комплекса (ВЭК) субъекта Федерации.
Развитие механизмов, нормативно-правовой базы разграничения полномочий в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и организационных основ государственного регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) прошло многие этапы. Сегодня можно констатировать усиление централизации в ходе административной реформы, повышение эффективности координации ВЭД, а также продолжающееся усиление роли регионов во внешнеэкономической деятельности России.
Вопрос о степени вмешательства различных уровней российской власти в экономические процессы, в том числе внешнеэкономические, сегодня довольно актуален, особенно учитывая уровень бюрократизации. Формирование стратегии, концепции ВЭД, определение условий их осуществления — прерогатива федеральной власти. Основным направлением политики местных органов власти в сфере внешнеэкономических связей должна стать реализация целенаправленной и комплексной программы действий по развитию и повышению эффективности внешнеэкономических связей региона. При этом проводимая политика должна исключать неоправданное вмешательство в деятельность участников ВЭД, создание дополнительных ограничений, барьеров и т. д.
Важной представляется оценка влияния, оказываемого системой регионального развития на внешнеэкономическую деятельность субнациональной единицы и их взаимосвязь. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что рассмотренные составляющие регионального развития и внешнеэкономической системы государства влияют и тесным
образом взаимосвязаны с разработкой концепции развития ВЭС и внешнеэкономического комплекса региона (см. рисунок). С другой стороны, реализация внешнеэкономического, инвестиционного потенциалов и расширение торгово-экономических связей способствуют достижению главной цели регионального управления, которой, как известно, является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения конкретной территории на основе комплексного развития.
Для того чтобы более точно определить исходные условия формирования внешнеэкономического комплекса субъекта, отметим, что за основу принято представление, сообразно которому регион рассматривается как квазигосударство и представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Говоря о разработке стратегии развития ВЭС региона и анализе его внешнеэкономического комплекса, подразумеваем, что все процессы внешней активности субъекта Федерации соответствуют общему внешнему курсу государства. При этом, чем выше эффективность механизма регулирования ВЭД, тем лучше обеспечивается баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов ВЭД на макро- (федеральном), субнациональном (региональном) и микроуровнях (хозяйствующих субъектов).
Итак, авторскую трактовку ВЭК региона можно представить как совокупность нескольких систем:
• системы разнообразных форм международного экономического сотрудничества, осуществляемых регионом (и его хозяйствующими субъектами);
• совокупность форм, методов, механизмов, целей внешнеэкономической политики (ВЭП) региона, системы регулирования этих форм (органы государственной федеральной и региональной власти);
экономическая политика
Региональная политика России Формирование внешнеэкономического комплекса региона Внешнеэкономическая политика
Региональное управление Внешнеторговая политика
регулирование ВЭД
Внешнеэкономический комплекс субъекта Федерации: влияние регионального развития, институтов и управленческих процессов системы внешнеэкономической деятельности
• участников, осуществляющих ВЭД как предпринимательскую деятельность;
• системы общественных организаций и объединений, способствующих развитию внешнеэкономических связей региона;
• условий развития внешнеэкономической деятельности (потенциал региона, нормативно-правовые акты, регламентирующие ВЭД, участие в работе международных организаций и др.).
В рамках проведенного исследования автором структурирована международная и внешнеэкономическая активность Республики Саха (Якутия), входящей в число лидеров среди российских субъектов по уровню развития внешнеэкономических и международных связей, выявлены существующие трудности.
Кратко рассмотрим некоторые компоненты ВЭК Якутии. Его формирование было выполнено на основе оценки экспортного потенциала и региональной специфики внешнеэкономической деятельности, которая заключается в преимущественном развитии сырьевых отраслей, географической отдаленности и транспортной недоступности в отношении внешних рынков при высокой степени ориентации внешних связей на страны АТР, значительном развитии законодательства и активной регулирующей роли государственной власти региона на фоне недостаточного развития рыночной инфраструктуры ВЭД.
Субъектный состав внешнеэкономической системы региона может быть подразделен на три условные группы: органы управления, хозяйствующие субъекты, а также содействующие субъекты и организации-посредники. В республике продолжается формирование системы организационного взаимодействия местных органов власти и действующих в регионе федеральных подразделений. Головным органом государственного регулирования в области международной и внешнеэкономической деятельности на уровне рассматриваемого субъекта является Министерство внешних связей Якутии, образованное в 1992г.
Субъекты, осуществляющие ВЭД как предпринимательскую деятельность, представлены хозяйс-
твующими единицами отдельных отраслей экономики с различной концентрацией капитала и производства, разнообразных форм собственности и правовых форм с различной территориальной принадлежностью. По официальным статистическим данным, в 2005 г. было зафиксировано 115 участников ВЭД, — на 25 % больше, чем в предыдущем. Согласно данным проведенного экспертного опроса, в котором приняли участие предприятия республики, осуществляющие ВЭД, средняя продолжительность работы компаний в сфере ВЭД — 8,6 года. При этом можно выделить следующий субъектный состав: 65 % — производители-экспортеры (в основном представители алмазо-, нефте-, угледобывающей и гранильной промышленностей), 10 % — тураген-ты и фирмы, оказывающие транспортные услуги, 15 % — другие.
Говоря о работе организаций-посредников и содействующих организаций, включая представительства международных организаций на территории Якутии, можно выделить следующие основные проблемы:
1) недостаточное развитие инфраструктуры ВЭС на региональном уровне (в частности, требуется совершенствование работы банков, таможенных органов, транспортного обеспечения внешнеторговых операций; создание и развитие сети таможенных брокеров, складирования, хранения внешнеторговых грузов; активизация работы Торгово-промышленной палаты Якутии и др.);
2) необходимость более высокой и эффективной координации властями региона работы организаций, входящих в инфраструктуру ВЭД, что является одним из наиболее значимых полномочий регионального уровня власти.
Следует отметить, что именно ВЭД наиболее полно способствует реализации торгово-экономической, инвестиционной стратегии региона на внешних рынках, установлению связей в области здравоохранения, спорта, образования с зарубежными регионами, хозяйствующими единицами, и как следствие, — повышению эффективности всего ВЭК субъекта Федерации. Поэтому один из ключевых компонентов ВЭК, исходя из авторской трактовки, — это условия развития ВЭД. Источниками достижения целей ВЭП региона являются следующие.
1. Потенциал региона (ресурсный, экспортный, инвестиционный, интеллектуальный и др.). В Якутии,
крупнейшем дальневосточном субъекте, выявлено свыше полутора тысяч месторождений и пяти тысяч проявлений различных видов минерального сырья. Балансовые и прогнозные запасы только полезных ископаемых оцениваются в сумму не менее 2,3 трлн долл. (25 % запасов России). На территорию республики приходится 47 % разведанных запасов угля, 35 — нефти и газа Восточной Сибири, 22 % — гидроресурсов России. Кроме того, республика обеспечивает 100 % добычи сурьмы в стране, 40 — олова, 15 — золота, 24 % — производства алмазов. Важнейшее значение имеет алмазно-бриллиантовый комплекс, дающий 99,8 % добычи алмазов России (основной экспортер — АК «АЛРОСА»).
Экспортный потенциал и уровень его реализации на международных рынках, основанный, в первую очередь, на богатой сырьевой базе, — значителен. В настоящее время Якутия занимает относительно высокие позиции в инвестиционных рейтингах; находится в списке крупнейших регионов России по объемам привлекаемых инвестиций (на уровне 2—4 %) — на втором месте среди субъектов Дальнего Востока: (около 14 % всех инвестиций). Интеллектуальный потенциал также традиционно довольно высок (в частности, по показателю доли людей с высшим образованием). Укрепление производственного потенциала региона в последние годы приобрело качественно новый характер. Более активно развивается добывающая, транспортная, рыночная, коммуникационная инфраструктуры, что в значительной степени связано с активной ролью Якутии в создаваемой единой нефтегазовой системе Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).
2. Нормативно-правовая база ВЭД. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о значительном развитии системы законодательного обеспечения ВЭД рассматриваемого региона, а также о том, что Якутия входит в число российских субъектов, характеризующихся наиболее высоким уровнем нормативно-правового обеспечения, в отдельных случаях опережающих федеральное нормотворчество в этой сфере. В последний период в регионе отмечается системный подход, приняты и реализуются документы, имеющие концептуальный и программный характер: Концепция основных направлений внешних связей Республики Саха (Якутия); Концепция интеграции экономики Республики Саха (Якутия) в экономику Дальневосточного региона; Концепция совершенствования межрегиональных связей Республики Саха (Якутия); Республиканская целевая программа реализации экспортного потенциала Республики Саха (Якутия) и др. Вместе с тем довольно проблемной можно назвать ситуацию в сфере
законодательного обеспечения международной инвестиционной деятельности Якутии. Нормы Закона «Об иностранных инвестициях в Республику Саха (Якутия)» от 1992 г. во многом потеряли свою актуальность. Сегодня очевидна важность проведения максимально открытой инвестиционной политики, в том числе условий вложения капитала, а также предоставления дополнительных гарантий инвесторам. Богатейший по запасам природных ресурсов субъект России — один из самых перспективных по динамике роста промышленности в среднесрочной перспективе, а, следовательно, — инвестиционной прибыли, — должен стремиться заинтересовать инвесторов, упростить порядок и условия вложения капитала в свою экономику. Таким образом, скорейшая разработка нового закона, отвечающего современным требованиям, станет одним из действенных механизмов повышения инвестиционной привлекательности республики.
3. Деятельность представительств региона за его пределами. Институт представительства проводит интересы региона, содействует компаниям, работающим на рынках зарубежного государства, координирует усилия с федеральными представительствами по организации ВЭС и др.
В последний период наиболее эффективно работает Представитель Республики Саха (Якутия) в составе Торгового Представительства РФ в г. Пекин. Кроме того, активно действуют Представитель в Секретариате Северного форума в г. Анкоридж и Торговый представитель в г. Оттава.
4. Участие региона в деятельности международ-ньх организаций. Интересы республики представлены в следующих организациях: Фонд сотрудничества Россия—АСЕАН; Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), где Якутия выступила соучредителем; неправительственная международная организация Северный Форум, объединяющая северные и арктические регионы мира.
Нужно отметить, что регионы, вне зависимости от их специализации и уровня включенности в ВЭС страны, осуществляют внешние связи, обладая специфическими интересами и возможностями их реализации, что закономерно порождает ряд трудностей. В этой связи важнейшими задачами региональных властей становятся оптимизация ВЭД, развитие экспортного потенциала региона, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, помощь и содействие региональным предприятиям — участникам ВЭД. Все это должно базироваться именно на четком выстраивании ВЭК региона и максимально грамотном управлении им.