Научная статья на тему 'Региональные внешнеэкономические связи как атрибут региональной экономики'

Региональные внешнеэкономические связи как атрибут региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1172
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / МОДЕЛЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ МАКРОМОДЕЛЬ / REGIONAL ECONOMY / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / MODEL / NATIONAL EXTERNAL ECONOMIC MACROMODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Галина Васильевна

Представленное исследование посвящено анализу современной региональной экономики России, ее новой национальной внешнеэкономической макромодели. Исследование основано на гипотезе, согласно которой в формирующихся ныне в России экономических отношениях отчетливо проявляется процесс новых качественных изменений во внешней сфере образование региональных внешнеэкономических отношений. В исследовании определяется, что в условиях демонополизации общественной собственности регион выступает как полноправный субъект экономических отношений, а его интерес проявляется и реализуется в форме региональных внешнеэкономических связей. Актуальность темы исследования предопределена необходимостью на современном этапе исследовать региональные внешнеэкономические отношения субъектов РФ, поскольку именно российские регионы начинают играть все более важную роль в осуществлении экономических реформ, проводимых в стране. В статье особое внимание сосредоточено на результатах внешнеэкономических отношений регионов, которые способствуют оздоровлению их экономики и страны в целом, развитию производительных сил, совершенствованию внутрихозяйственных пропорций. Но либерализация внешнеэкономических отношений России процесс многофакторный, к тому же во многом специфичный тем, что доступ на мировой рынок получили субъекты Федерации регионы, которые не имеют опыта работы во внешнеэкономической сфере. В этой связи предлагается модель корпоративных региональных внешнеэкономических отношений. Главный вывод, следующий из анализа, состоит в том, что в настоящее время перед российской экономикой стоит проблема формирования внешнеэкономического комплекса с учетом регионального аспекта, где региональные внешнеэкономические связи являются атрибутом региональной экономики. Становление российских регионов как субъектов международных экономических отношений представляется весьма важным, так как ослабление экономических связей с «центром», усиление самостоятельности и территориальные «разрывы» между субъектами Федерации делают для многих из них налаживание международных связей жизненной необходимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлова Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FOREIGN ECONOMIC RELATIONS AS ATTRIBUTE OF REGIONAL ECONOMY

The presented research contains the analysis of modern regional economy of Russia, its new national external economic macromodel. Research bases on a hypothesis according to which in the economic relations formed nowadays in Russia process of new high-quality changes in the external sphere formation of the regional external economic relations is distinct. In research the author defined that in the conditions of demonopolization of public property the region acts as full subject of the economic relations, and his interest realizes in the form of regional foreign economic relations. The need at the present stage to investigate the regional external economic relations of territorial subjects of the Russian Federation as Russian regions begin to play more and more important role in implementation of the economic reforms carried out in the country predetermines the relevance of a subject of research. In article the author concentrated the special attention on results of the external economic relations of regions which promote improvement of their economy and the country in general, to development of productive forces, improvement of intraeconomic proportions. But liberalization of the external economic relations of Russia process multiple-factor, besides in many respects specific the fact that access to the world market territorial subjects of the federation got regions which have no experience in the external economic sphere. In this regard the author offered the model of the corporate regional external economic relations. The main conclusion following from the analysis consists that now the Russian economy faced the problem of formation of the external economic complex taking into account regional aspect where regional foreign economic relations are attributing of regional economy. Formation of the Russian regions as subjects of the international economic relations is very important as weakening of economic relations with «center», strengthening of independence and territorial «gaps» between territorial subjects of the federation do for many of them adjustment of international relations by vital need.

Текст научной работы на тему «Региональные внешнеэкономические связи как атрибут региональной экономики»

doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-1-26-32

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ КАК АТРИБУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

КОЗЛОВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: kozlova@tsu.tmb.ru

Представленное исследование посвящено анализу современной региональной экономики России, ее новой национальной внешнеэкономической макромодели. Исследование основано на гипотезе, согласно которой в формирующихся ныне в России экономических отношениях отчетливо проявляется процесс новых качественных изменений во внешней сфере - образование региональных внешнеэкономических отношений. В исследовании определяется, что в условиях демонополизации общественной собственности регион выступает как полноправный субъект экономических отношений, а его интерес проявляется и реализуется в форме региональных внешнеэкономических связей. Актуальность темы исследования предопределена необходимостью на современном этапе исследовать региональные внешнеэкономические отношения субъектов РФ, поскольку именно российские регионы начинают играть все более важную роль в осуществлении экономических реформ, проводимых в стране. В статье особое внимание сосредоточено на результатах внешнеэкономических отношений регионов, которые способствуют оздоровлению их экономики и страны в целом, развитию производительных сил, совершенствованию внутрихозяйственных пропорций. Но либерализация внешнеэкономических отношений России - процесс многофакторный, к тому же во многом специфичный тем, что доступ на мировой рынок получили субъекты Федерации - регионы, которые не имеют опыта работы во внешнеэкономической сфере. В этой связи предлагается модель корпоративных региональных внешнеэкономических отношений. Главный вывод, следующий из анализа, состоит в том, что в настоящее время перед российской экономикой стоит проблема формирования внешнеэкономического комплекса с учетом регионального аспекта, где региональные внешнеэкономические связи являются атрибутом региональной экономики. Становление российских регионов как субъектов международных экономических отношений представляется весьма важным, так как ослабление экономических связей с «центром», усиление самостоятельности и территориальные «разрывы» между субъектами Федерации делают для многих из них налаживание международных связей жизненной необходимостью.

Ключевые слова: региональная экономика, внешнеэкономические связи, модель, национальная внешнеэкономическая макромодель

В настоящее время российская экономика переживает далеко не самые лучшие времена. И 2016 г., безусловно, станет годом адаптации экономики к санкциям и новым политическим реалиям.

В связи с этим, положение современной российской экономики в системе мирохозяйственных связей требует создания в значительной степени новой национальной внешнеэкономической макромодели, как системы атрибутов, обеспечивающих ее рациональное взаимодействие с экономическими системами стран мира в целях решения собственных стратегических задач.

Дезинтеграция экономики России, особенно проявившаяся в последнее время, затронула, в первую очередь, внешнеторговую деятельность. Данные процессы имеют свою предысторию в виде реформ в этой сфере, стартовавших еще в 1986 г., а к

концу 80-х гг., фактически ликвидировавших государственную монополию внешней торговли, а также курса на либерализацию внешнеэкономических отношений. В связи с этим внешнеэкономические отношения приобрели новые качества, а это повлекло за собой обновление теоретического их обоснования и инструментального аппарата. Внешнеэкономические отношения изменили акцент - на регион.

В этом контексте следует отметить такие серьезные сдвиги, как выделение региональных внешнеэкономических отношений [1].

Становление новых центробежно-ориентиро-ванных структур, ориентированных на регион -один из ключевых факторов трансформации системы управления внешнеэкономическими связями. За основу следует принять постулат об интеграционной тенденции внешнеэкономических отноше-

ний, а именно, о корпоративных региональных внешнеэкономических отношениях. Тогда институциональные сдвиги в данной системе будут воплощаться в становлении трех взаимосвязанных звеньев [2].

Во-первых, это органы государственного регулирования региональных внешнеэкономических связей федерального и регионального уровней, которые обеспечивают:

1) выработку законодательных основ и нормативных правил подобной деятельности и контроль за их соблюдением;

2) формирование стратегии (приоритетов и ключевых задач) внешнеэкономических связей;

3) подготовку и реализацию соответствующих государственных программ, прогнозирование развития различных видов внешнеэкономических отношений;

4) ограничение монополизма и стимулирование конкуренции в региональных внешнеэкономических связях;

5) поддержку приоритетных направлений развития внешнеэкономических связей в регионах.

Во-вторых, корпоративные органы экономического регулирования региональными внешнеэкономическими связями, которые образуются на базе крупных корпоративных (агропромышленных, промышленных, сферы услуг и т. п.) структур различных форм собственности. При этом учитывается, что принципиально важным признаком крупной корпорации является появление в объединении специализированной управляющей компании.

Ключевые линии управленческой деятельности в корпорациях это:

1) обеспечение рациональных (партнерских, договорных) связей с государственными органами управления;

2) подготовка, координация и контроль выполнения корпоративных планов и программ совместной деятельности ряда хозяйствующих субъектов;

3) привлечение внешних инвесторов;

4) разработка и реализация корпоративной стратегии деятельности на внешнем рынке;

5) выполнение других управленческих функций, связанных с реализацией и защитой интересов участников региональных внешнеэкономических отношений.

В-третьих, органы управления деятельностью отдельных хозяйственных субъектов, находящихся вне корпораций или внутри них и специализирующиеся на:

рационализации взаимодействия с корпоративными управленческими структурами, а также

с государственными органами регулирования экономики;

выработке и рационализации самостоятельной стратегии ВЭД в рыночной среде;

- осуществлении функций внутрифирменного управления.

Представляется, что научный анализ проблем региональных внешнеэкономических отношений и концептуальное их решение должно быть основано на государственных интересах, региональной политике и региональной экономике.

Заметим, что в определении понятия «регион», нет четкости. Дефиниция используется для обозначения как территориальных, прежде всего территориально-административных образований, так и экономических систем, отсюда некоторая «размытость» определения понятия «региональная экономика», которая понимается только как обособленная часть более широкой экономической системы. Причем, одни авторы увязывают региональную экономику с общественным воспроизводством, полагая, что «важнейшей составляющей предмета исследований региональной экономики является изучение пространственного аспекта общественного воспроизводства» [3].

Другие - предметом исследования региональной экономики считают воспроизводственный комплекс, поэтому «регион - территориально-хозяйственное пространство воспроизводственного комплекса и его обособленных частей» [4].

Данные споры о «региональной экономике» идут также от нечеткости определения «региональная политика». Региональной политики, как сознательно и последовательно разрабатываемой системы действий государственных и местных властей, в настоящее время не существует. Поскольку общепризнанной формулы региональной политики пока нет, ряд авторов определяют понятие «региональная политика» как систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов, а также внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов. Кроме того, данная система осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей [5]. Но, для четкого определения региональной политики и играющей немаловажную роль в раскрытии сущности региональных внешнеэкономических отношений следует вспомнить, что такое политика вообще.

Итак, «политика - деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая институциональными ин-

о. V. когьоул

тересами этой власти, партии, группы [6, С 544]. Исходя из данной методологической посылки, что политика - концентрированное выражение экономики, можно сделать попытку определения понятия «региональная политика». Она представляет собой деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений на местном, региональном уровне. Но региональная политика, как целостное и самодостаточное звено политической основы общества, рациональной бывает только тогда, когда достигнут компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. Отсюда, цель региональной политики - недопущение и сглаживание резких территориальных диспропорций, т. е. политика выравнивания [5].

На наш взгляд, целью региональной политики является не столько политика «выравнивания», сколько политика роста, направленная на создание и долговременное функционирование конкурентоспособной экономики региона, на развитие в темпе наверстывания.

Таким образом, региональные внешнеэкономические связи, являясь атрибутом региональной экономики, одновременно находятся в прямой зависимости от политики, проводимой регионом.

Причем, регионы, выходя на внешний рынок, должны активно участвовать в МРТ и использовать его преимущества, основанные на разнице внутренних и мировых издержек на импортируемые и экспортируемые товары, а региональная политика должна ориентироваться на реализацию конкурентных преимуществ экономики региона. Ключевым аспектом рационализации и структурной перестройки региональной экономики является поддержка тех сфер народнохозяйственного комплекса, которые способны выступить носителями экономического роста в масштабах мирового рынка. Но реализация этих преимуществ невозможна без государственной поддержки. Это не означает введения монопольного государственного управления. Речь идет об органичном сочетании государственного регулирования с рыночными механизмами, не подменяя и не подавляя их действия, поддерживая конкурентный отбор наиболее эффективных технологий. К тому же, для осуществления региональных внешнеэкономических связей нужны компактные высокотехнологичные компании, способные к стратегическим маневрам. Но необходимо сознавать, что при формировании корпоративной структуры внешнеэкономических связей может сохраниться административно-экономический принцип организации региональных внешнеэкономических связей.

Результатом может стать появление гигантских структур, которые, не приемля рыночные начала в рамках национальной экономики, будут порождать в экономической сфере неповоротливость и неконкурентоспособность.

Поэтому вся экономическая политика региональных внешнеэкономических связей должна ориентироваться, по нашему мнению, на реализацию конкурентных преимуществ экономики региона. Мировой опыт успешных структурных изменений доказывает, что ключевой аспект структурной перестройки - поддержка тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабах мирового рынка. Регионы обладают комплексом конкурентных преимуществ, реализация которых, однако, затруднена перекосами в структуре экономики и уязвимостью позиций в международном разделении труда.

К основным российским конкурентным преимуществам, которые проецируются на региональный уровень, относятся:

1. Высококвалифицированная дешевая рабочая сила.

2. Наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей промышленности, которые могут позволить обеспечить расширение экспорта высококонкурентной продукции.

3. Низкая капиталоемкость сектора НИОКР при развитой инфраструктуре для их проведения и наличии разработок по ряду направлений.

4. Советский опыт экспорта продукции отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг в развивающиеся страны и др.

Именно с учетом этих общих конкурентных преимуществ необходимо разрабатывать стратегию региональных внешнеэкономических связей. При этом учитывается индивидуальность региона, его специфичный комплексный набор конкурентных преимуществ, среди которых должны главенствовать конкурентные преимущества высшего порядка, воплощенные в уникальных российских технологиях и научных наработках. Вокруг них, как ядер, следует выстраивать и организационно-технологическую структуру промышленности, сети финансово-промышленных групп, экспортных синдикатов и научно-производственные консорциумы. По нашему убеждению, региональные внешнеэкономические связи надо проектировать в форме корпоративных структур с государственным регулированием, так как в обстановке производственного спада и при крайне несовершенной пока рыночной инфраструктуре непосредственное государственное управление региональными

внешнеэкономическими связями необходимо. По каким же направлениям следует строить государственную поддержку региональным внешнеэкономическим отношениям? Государственную экспортную поддержку надлежит сориентировать прежде всего на те сектора и производства, которые призваны составить приоритеты промышленной политики, притягивающие инвестиционные и интеллектуальные ресурсы. Однако введение этих мер препятствуют определенные факторы, среди которых:

произошедшие неблагоприятные изменения в геополитической конфигурации современного мира, повлекшие за собой утрату многих традиционных рынков сбыта российской продукции;

- низкая эффективность производства;

- неприспособленность управленческих структур большинства предприятий к активной рыночной стратегии;

- отсутствие эффективных организационных форм осуществления внешнеэкономической деятельности и мотивации активной деятельности индивидуумов (предпринимателя и работающего) [7].

К тому же выход многочисленных предприятий и организаций на внешний рынок не только не решает эти проблемы, но часто дестабилизирует и ухудшает ситуацию. Здесь уместно вспомнить опыт Японии, где крупные компании торгуют товарами многочисленных мелких предприятий на комиссионных началах; США, где на два-три десятка ТНК приходится основной объем экспорта. Они выступают главными субъектами, осуществляющими весь комплекс внешнеэкономических связей в современном мире. Мелкие компании находят свою нишу на мировых рынках, как правило, только тогда, когда располагают оригинальными научными разработками и новой технологией. Это еще раз доказывает, что успех в развитии внешнеэкономических связей может быть достигнут посредством создания собственных крупных ТНК за счет налоговых и валютных льгот, приоритетного обеспечения их материальных ресурсов и квалифицированной рабочей силой.

Опыт стран, добившихся наибольшего успеха во внешнеэкономической деятельности, свидетельствует, что эта надстройка играет главную роль в развитии мирохозяйственных связей. В связи с этим целесообразно создание для ее координации региональных информационных центров по внешнеэкономической деятельности в субъектах РФ, обладающих общими чертами экономического развития. Они будут призваны определять направления внешнеэкономических отношений в них. Возможно создание Регионального информацион-

ного Центра по внешнеэкономической деятельности областей экономических районов (например, ЦЧР). К функциям Регионального информационного Центра может быть отнесена информационная и консультационная поддержка внешнеэкономических связей на локальных территориях, направленная на совершенствование внешнеторговой экспортной деятельности и иных форм ВЭО, а так же стимулирование прямых иностранных инвестиций в экономику региона.

В условиях перемещения центра тяжести экономических трансформаций (импортозамещение и т. д.) в регионы объективно происходит расширение их полномочий во внешнеэкономической сфере. Вследствие этого, развитие международных связей России в настоящее время во многом зависит от деятельности регионов. Регионам предоставлен широкий круг полномочий субъектов РФ по вопросам совместного и самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности. Но в связи со сложностью данного вопроса, процедура ведения региональной внешнеэкономической деятельности недостаточно теоретически обоснована, методологически проработана и методически обеспечена.

Выработка фундаментальных основ внешнеэкономической доктрины региона и стратегического арсенала ее реализации должны быть обусловлены несколькими моментами:

1. Знание той экономической среды, в которой функционирует (предстоит функционировать) хозяйству региона, тенденций дальнейшего развития мировой хозяйственной системы, которые особенно сейчас необходимо учитывать. Мировая хозяйственная система, в которой народнохозяйственный комплекс региона пытается функционировать, выступает как динамично развивающаяся система. Следовательно, стратегия региональных внешнеэкономических отношений это во многом стратегия действий экономики региона в мировом хозяйстве, которая должна принять внутренний экономический «регламент» этих связей [8].

2. Выявление модели внешнеэкономических связей региона с внешним миром, где внешнеэкономическая модель - самостоятельная система национальных экономических институтов, обеспечивающих взаимодействие экономики с мирохозяйственной сферой для решения национальных стратегических задач. Исходя из посылки разнообразия видов международных экономических отношений и форм ее ведения, модели внешнеэкономических связей различны: торговая, снабженческо-сбытовая, производственно-инвестиционная. По мнению ряда авторов возможны и переходные мо-

о. V. KOZLOVA

дели [8]. Но структура любой модели состоит в основном из 3-х компонентов:

основные закономерности, исходящие из экономической природы модели;

соответствующая организационно-управленческая форма;

- методологический аппарат принятия решений.

3. Технология действий народнохозяйственного комплекса региона на мирохозяйственной арене.

Хотелось бы при этом подчеркнуть, что эти названные три условия тесно связаны и взаимообусловлены. Они в совокупности составляют общую теоретическую картину региональных внешнеэкономических отношений. Представляется, что для внешнеэкономических связей региона важно постоянно отрабатывать два территориальных направления формирования и реализации внешнеэкономических интересов:

- во-первых, в рамках постсоветского пространства экономически объединенного Россией (ближнее зарубежье),

во-вторых, в отношении мирохозяйственной системы в целом (дальнее зарубежье).

Для выхода экономического региона на взаимодействие с мирохозяйственной сферой необходима разработка и реализация программы, которая содержала бы уровни, формы и очередность мероприятий, в противном случае, выход региона в мировое хозяйство приведет к разрушению экономики региона.

На практике процесс осуществления внешнеэкономических связей региона проходит несколько иначе, иными темпами и в иных формах, чем мыслилось прежде. Тем не менее, он сопровождается вполне закономерными следствиями. Одно из них, притом важнейшее, заключается в переходе от государственной монополии регулирования внешнеэкономической деятельности к либеральной, когда право регулирования ВЭО передается в ведение самого региона, который выступает субъектом региональных внешнеэкономических отношений.

К настоящему времени в России сложилась, но, как нам кажется, еще не полностью, и сфера региональных внешнеэкономических отношений -народнохозяйственный комплекс региона. Соответственно торговля - мощный сектор внешнеэкономических отношений, представляет собой первичную сферу региональных внешнеэкономических отношений.

Наблюдаемый ныне уровень развития региональных внешнеэкономических отношений не означает пока полной сформированности механизма их осуществления, являясь переходной, своего рода

подготовительной ступенью к нему, подобно тому, как внешнеэкономическая деятельность, уже перестав быть только государственно-монополистической, еще не приобрела содержание только либеральной (в т. ч. открытой). Это сразу же приводит к мысли о новой проблеме - экономической безопасности регионов и России в целом [9].

Поэтому, находясь на этом промежуточном уровне, внешнеэкономические отношения и воплощаются преимущественно в региональных внешнеэкономических отношениях со всеми их достоинствами и недостатками. И все же степень развитости внешнеэкономической деятельности в нынешних условиях качественно иная, вследствие чего существенно меняются требования к ВЭО. Теперь перед ними стоят, на наш взгляд, принципиально другие, более сложные задачи. Если прежде важнейшей их функцией считалось поддержание циклического равновесия и обеспечения экономического роста, то ныне этого уже недостаточно. Конечно, и сейчас весьма актуальной остается проблема ограничения дестабилизирующих факторов, вызывающих чередование кризисных фаз. Однако в системе приоритетов первенство принадлежит уже не ей, а проблеме обеспечения и поддержания конкурентоспособности как экономики региона, так и экономики страны в целом. Точнее говоря, значение внешнеэкономических отношений, как равновесия, так и экономического роста не исчезло, просто оно должно сейчас рассматриваться по-новому, сквозь доминанту макроэкономической конкурентоспособности, а в последнее время - еще и через призму концепции устойчивого развития региона.

Равновесный рост, достигаемый за счет и в ущерб конкурентоспособности, не является, на наш взгляд, целью современной экономической стратегии региональных внешнеэкономических отношений: основная целевая функция теперь -реализация интересов субъекта отношений, которые включают долговременную конкурентоспособность, определяемую прочностью и устойчивостью позиции региона в общемировой системе разделения и кооперации труда [10].

Смещение центра тяжести экономической политики с равновесия и равновесного роста на конкурентоспособность потребует адекватного изменения акцента внешнеэкономических отношений на регион, включая кардинальное обновление как теоретического их обоснования, так и инструментального аппарата. В настоящее время, таким образом, объектом региональных внешнеэкономических отношений, должны быть конкретные формы сотрудничества, продукт производства, технологические

разработки и т. п., субъектом - регион, основной сферой - народнохозяйственный комплекс региона, стратегической целью - реализация интересов субъекта отношений, которые включают экономический рост, отвечающий критериям долговременной конкурентоспособности и устойчивого развития, понимаемого не только в экологическом или технологическом, но и в социальном аспекте.

Литература

1. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / под ред. А. В. Кузнецова, О. В. Кузнецовой. М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 2015.

2. Кочетов Э. Г. Организационно- управленческая система ВЭС России - базовые критерии // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 4.

3. Козлова Г. В., Козлов А. А. Основы стратегического развития региональных образований как субъектов процесса глобализации // Экономические науки. № 2. 2008. С. 315-319.

4. Бабинцева Н., Кузнецова Н. Региональная экономика: предмет и принципы исследования // Вестник С.-Петербургского ун-та, 1996. Серия 5. Экономика. Вып. 2. № 12. С. 43-48.

5. Лексин В. Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья 9. Программные методы регулирования территориального развития / Лексин В. Н., Швецов А. Н. // РЭЖ. 1996. № 2. С. 62-69.

6. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. М., 1968. С. 544., С. 544.

7. Россия и мир: 2016. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта

A. А. Дынкин, В. Г. Барановский. М.: ИМЭМО РАН, 2015.

8. Кочетов Э. Г. Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 11. С. 41-58.

9. Вызовы для России в меняющемся мире. Мировое развитие / отв. ред.: Ю. Д. Квашнин, Н. В. Тоганова, Е. В. Шумицкая. М.: ИМЭМО РАН, 2015. Вып. 14.

10. Глобальный мир: к новым моделям национального и регионального развития: в 2 т. / редкол.: И. С. Семененко (отв. ред.), Н. В. Загладин,

B. В. Лапкин, В. И. Пантин. Т. 1. М.: ИМЭМО РАН, 2014.

References

1. Regional'naya politika: zarubezhnyj opyt i rossijs-kiye realii [Regional policy: foreign experience and Russian realities] / pod red. A. V. Kuznetsova, O. V. Kuznet-sovoj. M.: Izd-vo IMEMO RAN, 2015.

2. Kochetov E. G. Organizatsionno-upravlencheskaya sistema VES Rossii - bazovye kriterii [The EER organizational administrative system of Russia -basic criteria] //Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 1996. № 4.

3. Kozlova G. V., Kozlov A. A. Osnovy strategi-cheskogo razvitiya regional'nykh obrazovanij kak sub"yektov protsessa globalizatsii [Bases of strategic development of regional educations as subjects of process of globalization] // Ekonomicheskiye nauki. № 2. 2008. S. 315-319.

4. Babintseva N., Kuznetsova N. Regional'naya ekonomika: predmet i printsipy issledovaniya [Regional economy: subject and principles of research] // Vestnik S.-Peterburgskogo un-ta, 1996. ser. 5. Ekonomika. Vyp. 2. № 12. S. 43-48.

5. Leksin V. N. Regional'naya politika Rossii: kont-septsii, problemy, resheniya. Statya 9. Programmnye metody regulirovaniya territorial'nogo razvitiya [Regional policy of Russia: concepts, problems, decisions. Article 9. Program methods of regulation of territorial development] / Leksin V. N., Shvetsov A. N. // REZh. 1996. № 2. S. 62-69.

6. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of Russian] / pod red. S. I. Ozhegova. M., 1968. S. 544., S. 664.

7. Rossiya i mir: 2016. Ekonomika i vneshnyaya politika. Ezhegodnyj prognoz [Russia and world: 2016. Economy and foreign policy. Annual forecast] / ruk. proyekta: A. A. Dynkin, V. G. Baranovskij. M.: IMEMO RAN, 2015.

8. Kochetov E. G. Geoekonomika i vneshneekono-micheskaya strategiya Rossii [Geoeconomy and external economic strategy of Russia] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 1994. № 11. S. 41-58.

9. Vyzovy dlya Rossii v menyayushchemsya mire. Mirovoye razvitiye. Vyp. 14 [Challenges for Russia in the changing world. World development. Issue 14] / otv. red.: Yu. D. Kvashnin, N. V. Toganova, E. V. Shumitskaya. M.: IMEMO RAN, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Global'nyj mir: k novym modelyam natsional'no-go i regional'nogo razvitiya. V 2 t. [Global world: to new models of national and regional development. In 2 vol.] / redkol.: I. S. Semenenko (otv. red.), N. V. Zagladin, V. V. Lapkin, V. I. Pantin. T. 1. M.: IMEMO RAN, 2014.

G. V. KOZLOVA

* * *

REGIONAL FOREIGN ECONOMIC RELATIONS AS ATTRIBUTE OF REGIONAL ECONOMY

KOZLOVA GALINA VASILYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: kozlova@tsu.tmb.ru

The presented research contains the analysis of modern regional economy of Russia, its new national external economic macromodel. Research bases on a hypothesis according to which in the economic relations formed nowadays in Russia process of new high-quality changes in the external sphere - formation of the regional external economic relations is distinct. In research the author defined that in the conditions of demonopolization of public property the region acts as full subject of the economic relations, and his interest realizes in the form of regional foreign economic relations. The need at the present stage to investigate the regional external economic relations of territorial subjects of the Russian Federation as Russian regions begin to play more and more important role in implementation of the economic reforms carried out in the country predetermines the relevance of a subject of research. In article the author concentrated the special attention on results of the external economic relations of regions which promote improvement of their economy and the country in general, to development of productive forces, improvement of intraeconomic proportions. But liberalization of the external economic relations of Russia - process multiple-factor, besides in many respects specific the fact that access to the world market territorial subjects of the federation got - regions which have no experience in the external economic sphere. In this regard the author offered the model of the corporate regional external economic relations. The main conclusion following from the analysis consists that now the Russian economy faced the problem of formation of the external economic complex taking into account regional aspect where regional foreign economic relations are attributing of regional economy. Formation of the Russian regions as subjects of the international economic relations is very important as weakening of economic relations with «center», strengthening of independence and territorial «gaps» between territorial subjects of the federation do for many of them adjustment of international relations by vital need.

Key words: regional economy, foreign economic relations, model, national external economic macromodel

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.