Научная статья на тему 'Инновационная модель профессионального развития социальных педагогов и социальных работников'

Инновационная модель профессионального развития социальных педагогов и социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SOCIAL PEDAGOGUES AND SOCIAL WORKERS / KEY PRIORITIES / INNOVATIVE MODEL / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витвар Оксана Ивановна

Разработка интегративной технологии как инновационной модели обучения специалистов профессии «социальная работа» и ее внедрение в систему повышения квалификации способствует формированию объективно необходимого сегодня специалисту уровня профессиональной компетентности и становится ключевым приоритетом профессионального развития социальных педагогов и социальных работников в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витвар Оксана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MODEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SOCIAL PEDAGOGUES AND SOCIAL WORKERS

Development of integrated technology as the innovative model of social sphere experts learning and its introduction into the system of qualification rising helps to promote formation of professional competence level necessary for specialists nowadays and stand key priorities of professional development of social pedagogues and social workers in improvement of professional skills system.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель профессионального развития социальных педагогов и социальных работников»

УДК 378.046.4

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

© Оксана Ивановна Витвар

Норильский межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки, г. Норильск, Россия, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе, e-mail: ksysha-a@yandex.ru

Разработка интегративной технологии как инновационной модели обучения специалистов профессии «социальная работа» и ее внедрение в систему повышения квалификации способствует формированию объективно необходимого сегодня специалисту уровня профессиональной компетентности и становится ключевым приоритетом профессионального развития социальных педагогов и социальных работников в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: профессиональное развитие социальных педагогов и социальных работников; ключевые приоритеты; инновационная модель; система повышения квалификации.

Изучение теории и практики становления и развития системы профессиональной подготовки специалистов профессии «социальная работа» свидетельствует, что сегодня чрезвычайно важно разработать интегративную модель подготовки социального педагога и социального работника как основных специалистов, работающих с человеком в личностно-средовом контексте. Рассмотрение человека в социуме в их единстве, с включением социальной ситуации развития личности, является ведущим подходом, отражающим суть современных концепций социальной педагогики и социальной работы, профессиональной деятельности их специалистов, а также профессиональной подготовки и развития.

В нашей стране социальная педагогика и социальная работа изначально возникли как две специальности, относящиеся к разным ведомствам и предполагающие содержательно различную профессиональную подготовку. Социальная педагогика была инициирована Министерством образования РФ и введена в 1990 г. По первоначальному замыслу социальный педагог призван обеспечивать организацию внешкольной работы с детьми. Социальная работа была введена приказом Государственного комитета РФ в 1991 г. и ориентирована на подготовку специалистов в области социального обслуживания и социального обеспечения населения. Разная ведомственная принадлежность этих специальностей стала одной из главных причин их обособленного развития и, как следствие,

разобщенности в сфере профессиональной практики, образования и науки.

Сегодня социальный педагог в России является профессионально-подготовленным специалистом в области педагогики отношений в социуме и способствует формированию воспитывающих, гуманных и психологически комфортных межличностных отношений. В соответствии с современной парадигмой социальной педагогики в профессиональной практической деятельности социального педагога на первый план вдвигается функция специалиста, оказывающего педагогическое влияние на отношения человека в различных сферах его жизнедеятельности, выполняющего функцию защиты и поддержки личности, способствующего ее саморазвитию.

Профессиональный социальный работник в России также является неотъемлемой частью повседневности, т. к. в первую очередь оказывает социальную поддержку и помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной защите и обслуживании. «Социальные работники помогают людям повышать способность решать проблемы, создавать необходимые для этого ресурсы, обеспечивают взаимодействие между людьми или между человеком и его средой, повышают ответственность организаций за человека, влияют на социальную политику» [1].

В нашем исследовании мы исходим из позиции, что разделение этих категорий в российской действительности не целесообразно. Сегодня возникла объективная необ-

ходимость разработки и обоснования модели социального педагога и социального работника как специалистов единой профессии «социальная работа». Интегративный подход в контексте европейского опыта требует развития моделей подготовки специалистов, основанных на принципах междисциплинарной интеграции и интегрального моделирования обучения, в котором представлен как социальный, так и педагогический компоненты.

Актуальность интегративного подхода в профессиональной подготовке специалистов социальной работы на современном этапе отмечают ученые. По их мнению, конструктивное развитие специальностей в области социального и социально-педагогического образования (в частности, социальной педагогики и социальной работы) возможно только в их тесной взаимосвязи, что в перспективе приведет к их совмещению, интеграции в целях расширения профессионального профиля выпускников гуманитарных учебных заведений.

В научных работах Ю.Н. Галагузовой, И.А. Ларионовой отмечается, что социальная работа и социальная педагогика как профессиональные сферы активно взаимодействуют и имеют тенденцию взаимопересечения, поэтому «одной из задач системы социального образования становится подготовка специалиста, умеющего работать в разнородных системах, владеющего межпрофессиональ-ными компетенциями. ...В связи с этим целесообразно выстроить процесс профессиональной подготовки на основе интегративнодифференцированного подхода», что предполагает установление системных межпредметных и интегративных связей между компонентами обучения будущих специалистов социальной работы и социальных педагогов с учетом дифференциации их профессиональной подготовки [2].

Считаем важным отметить, что такой подход, по нашему мнению, целесообразен на этапах подготовки будущих специалистов по социальной работе - ступенях среднего специального и высшего профессионального образования, предполагающих выход на конкретную специализацию. В поствузовский период необходимо изменение акцентов в обучении уже состоявшихся специалистов в области социальной педагогики и социаль-

ной работы, востребована технология интегрального моделирования их профессионального развития.

Сегодня необходимо подготовить специалистов различных модификаций профессии «социальная работа» так, чтобы они профессионально владели традиционными технологиями социальной работы и в обязательном порядке обладали глубокими педагогическими знаниями в личностно-средовом контексте, умели своевременно оказать социально-педагогическую поддержку индивиду и его семье. Это особо актуально в современных условиях экономического кризиса, когда жестко ограничены возможности расширения кадрового состава социальных служб. Эффективная межпрофессиональная психолого-педагогическая подготовка всех категорий специалистов по социальной работе, работающих с человеком, его семьей, позволит обеспечить взаимозаменяемость их профессиональных ролей и преемственность профессиональных функций, а значит, может и должна рассматриваться как одна из действенных антикризисных мер.

Теоретическое обоснование технологии интегрального моделирования профессиональной подготовки специалистов профессии «социальная работа» было подкреплено и проводимой опытно-экспериментальной работой в системе повышения квалификации. Коллектив ученых Норильского ИПК исследовал группу специалистов социальной сферы Красноярского края, работающих с человеком в личностно-средовом контексте (145 человек Норильского района и Таймырского Долгано-Ненецкого округа, из них 74 специалиста социальной работы, 71 - социальные педагоги и специалисты, реализующие в профессиональной деятельности социально-педагогические функции), на предмет востребованности педагогической подготовки. С опорой на собственный опыт социальной практики респондентами по 3-уровневой шкале была проведена оценка потребности в педагогических знаниях и умениях. Первый уровень соответствует «незначительной» потребности в новых знаниях (требуется обзор новых тенденций и подходов); второй уровень -«значительная» востребованность (потребность в изучении современных концепций и технологий); третий уровень - знания востребованы в «полной мере» (необходимо

изучение основ теории и практики педагогической деятельности). Данные исследования наглядно представлены на рис. 1.

Опросы показали, что существует острая потребность в приобретении и углублении интегративных педагогических знаний и умений - психолого-педагогических, социально-педагогических, организационно-педагогических, коррекционно-педагогических, собственно педагогических и валеологиче-ских, которые выступают базисом формирования педагогической компетентности специалиста в личностно-средовом контексте как интегральной характеристики его профессионализма, ключевой профессиональной компетентности, обеспечивающей взаимодополняемость функций специалистов различных модификаций профессии «социальная работа».

На основе проведенного исследования нами уточнено содержание понятия «педагогическая компетентность специалиста в личностно-средовом контексте» как совокупности знаний, умений в действии в широком понимании (психолого-педагогических, соци-

ально-педагогических, организационно-педагогических, коррекционно-педагогических,

собственно-педагогических в области воспитания, валеологических и др.) и качеств личности специалиста, которые определяют его готовность принимать педагогически взвешенные решения в реальных условиях социума, педагогически обеспечивать осуществление социальной работы как сферы профессиональной деятельности, давать педагогическую оценку происходящим в ней процессам.

Отметим, что при определении этих понятий мы опирались на мнения российских ученых и руководствовались требованиями к понятийному аппарату педагогики, выдвинутыми на общероссийском семинаре по методологии педагогики (Сочи, март 2009).

Проведенная научная работа обнажила также проблемы технологической подготовки специалистов - выявила острую потребность в формировании умений разработки педагогически обоснованных решений как алгоритма действий, гарантирующих качественный результат.

рс

с

ю

Е-

О

Базовые элементы педагогической компетентности специалистов по социальной работе

□ 1 уровень -"незначительная" потребность в новых знаниях

□ 2 уровень -"значительная" востребованность знаний

□ 3 уровень - знания востребованы "в полной мере

Рис. 1. Оценка потребности в формировании педагогической компетентности специалистов по социальной работе в личностно-средовом контексте, %

Решение (decision) в переводе с латыни означает «вырезание» или «отделение». Когда специалист вырабатывает решение, он отделяет свой способ действий от других возможных, выделяет его как один из лучших путей разрешения сложившейся проблемной ситуации. Решение - это выбор альтернативы. Специалист выбирает то, как планировать и организовывать работу с индивидом и его семьей, как мотивировать субъекта с тем, чтобы активизировались его жизненные силы, как педагогически сопровождать и поэтапно отслеживать полученные результаты.

Развернутую концепцию принятия эффективных решений, содержание процесса их разработки описал А. Саймон (Simon, 1960). Ученый в своей классической работе о науке принятия решений определяет решение как процесс, синонимичный с самим процессом руководства, т. е. мотивационного воздействия на индивида, в нашем случае - на клиента социальной работы. Существует общая для любого процесса принятия решений технология. Она сводится к трем стадиям [3]:

1) подготовка решения;

2) принятие решения;

3) реализация решения.

К основным этапам технологии разработки решения, актуальным для социальнопедагогической практики, на наш взгляд, необходимо отнести следующие:

1. Диагностика социально-педагогической проблемы и постановка задачи по ее решению. Основным элементом процесса принятия решения является проблема. Диагностирование сложной проблемы заключается в осознании и установлении симптомов затруднений и причин их возникновения на основе релевантной1 информации, т. е. данных, касающихся возникшей проблемы, индивида и задач по ее решению. Особенность социально-педагогических решений состоит в том, что они направлены на разрешение конкретных проблем клиента и предполагают постановку совместных целей и задач практической социальной работы с ним. Подопечные специалистов являются как объектами, так одновременно и субъектами социально-педагогической деятельности, поэтому поставленные задачи всегда несут в себе элемент развития как индивида, так и спе-

1 Relevant - относящийся к делу.

циалиста (требуют использования его «инновационного потенциала»).

2. Поиск вариантов или альтернативных решений проблемы. На этом этапе выявляют возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и привести к достижению цели. Проблема всегда связана с совокупностью условий и факторов, которые создают определенную социально-педагогическую ситуацию, оказывающую влияние на функционирование индивида. «Люди и их проблемы рассматриваются не сами по себе, а в контексте их отношений, взаимодействия с различными социальными группами, поколениями, в различных сферах их социума, прежде всего в семье», - пишет видный ученый В.Г. Бочарова [4].

Поэтому поиск начинается с оценки сложившейся ситуации и предполагает выявление ситуационных факторов, приведших к появлению проблемы, - внутренних (на которые можно воздействовать) и внешних (которые практически неуправляемы со стороны специалиста и к ним необходимо приспосабливаться, учитывать). Полученные в ходе диагностики данные затем используются для выработки набора вариантных решений проблемы. Способы их генерирования разнообразны. Это метод аналогов, коллегиального консультирования, мозговой атаки, а в более сложных ситуациях можно применить методы синтеза решений из структурированных определенным способом составляющих.

3. Сравнительный анализ и оценка имеющихся вариантов. На этом этапе проводится сравнение и оценка имеющихся вариантов с использованием выбранных и соответствующих возможностям методов и критериев. Специалисту предстоит определить достоинства и недостатки каждого из возможных вариантов решения проблемы на основе как можно более полного аргументирования.

4. Выбор. Далее социальный педагог (социальный работник) из ряда возможных вариантов выбирает подходящий образ социально-педагогических действий с наиболее благоприятными общими последствиями, т. е. он принимает решение.

5. Реализация принятого решения на практике. На данном этапе разрабатывается план совместных с клиентом социально-

педагогических действий и разрабатываются мероприятия по его реализации - последовательность, сроки, исполнители. Социальному педагогу здесь необходимо создать условия для реализации принятого решения - принять меры для активизации и координации совместных с клиентом и другими специалистами смежных профессий усилий и в результате решить проблему.

Таким образом, технология принятия педагогически взвешенных решений требует от специалиста как глубоких социально-педагогических знаний, так и навыка владения менеджерскими техниками.

Многолетний опыт обучения в системе повышения квалификации социальных педагогов и социальных работников (основных специалистов профессии «социальная работа») показал, что успешно усвоить технологию принятия решений позволяет метод анализа конкретной ситуации. Метод предполагает работу над проблемой, темой, вопросом, которые должны быть наиболее значимыми и актуальными для большинства участников обучения.

Личностно-развивающая учебная педагогическая ситуация является основным пси-холого-педагогическим механизмом новообразований в личности специалиста (его опыте, знании, поведении); она всегда направлена на развитие его инновационного потенциала - накопление опыта реализации ценностного выбора, критического восприятия, рефлексии и творческого решения волнующих специалиста проблем. Следовательно, она выступает основным средством формирования педагогической компетентности специалиста (ее ценностно-смыслового, когнитивного, личностного, рефлексивного и других аспектов), заставляет осознать, что в области человеческого поведения не бывает ничего безоговорочно верного или неправильного. Главное требование - учебная ситуация должна сохранять все характерные черты социально-педагогической реальности и обеспечивать педагогическое влияние на слушателя.

Руководствуясь положениями концепции учебной ситуации и способов ее разработки, мы пришли к выводу, что теоретическая модель личностно-развивающей социальнопедагогической ситуации должна включать в себя следующие общие критерии [5]:

- предметное содержание деятельности («предметное поле», включающее задачи из социально-педагогической практики, которые должны быть актуальными для большинства участников обучения, а также инструментарий средств ее решения);

- состав и функции участников ситуационного взаимодействия, их организационные и профессиональные роли;

- способы и формы делового межличностного взаимодействия;

- варианты развития, движущие силы и механизмы преобразования ситуации, мотивы и стимулы деятельности ее участников.

Выделенные параметры учебной ситуация явились отправными точками в интегральном моделировании педагогической подготовки социальных педагогов и социальных работников в Норильском институте повышения квалификации. В структуре учебно-методического комплекса дополнительных образовательных программ была разработана технология обучения на основе личностно-развивающей ситуации, направленная на формирование методических умений специалистов по социальной работе в области принятия педагогически взвешенных решений в реальных условиях социума.

Проиллюстрируем отработку специалистами педагогических умений и менеджерских техник в ходе анализа социальнопедагогической учебной ситуации.

Конкретная ситуация «Выбор»

Задачи:

1. Формировать умения анализировать конкретную социально-педагогическую ситуацию, давать ей комплексную оценку.

2. Познакомить специалистов с технологией принятия эффективных социально-педагогических решений.

3. Развивать профессиональные умения, объективно необходимые для рационального решения социально-педагогических проблем.

План-задание для обсуждения в группах:

1. Сформируйте четыре малые группы по профессиональным интересам (4-5 чел.) и распределите организационные роли (генератор идей, организатор, критик, эксперт, делопроизводитель). Организатор фиксирует групповые наработки.

2. Ознакомьтесь с содержанием конкретной ситуации «Выбор»:

«Созданное в городе Н. МУ «Центр реабилитации детей-инвалидов «Преодоление» в 2006 году принял решение о необходимости серьезных инвестиций в подготовку своих специалистов. С трудом изыскав необходимые 100 тыс. рублей, директор направил в один из лучших поствузов-ских университетов России, созданных по европейскому образцу, 30-летнего социального педагога на двухгодичную программу профессиональной переподготовки «Социальный менеджмент и социальная работа».

Успешно окончив магистерскую программу, Евгения предпочла работе в родном учреждении карьеру менеджера в местном отделении Российского представительства Детского фонда ООН - ЮНИСЕФ.

Видимо, нет необходимости пересказывать оценки коллег об эффективности инвестиций, сделанных руководителем Центра... Да и сам директор, мягко говоря, был разочарован поступком Евгении.

Прошли годы... В январе 2009 г. Евгения пришла в учреждение, направившее ее на обучение пять лет назад, и написала на имя директора заявление о приеме на работу на освободившуюся штатную должность в качестве руководителя психолого-педагогической службы Центра.

3. Обсудите в группе методом мозгового штурма возможные в сложившейся ситуации варианты решения проблемы.

4. В чем заключается этический аспект проблемы?

5. Следуя основным этапам процедуры рационального решения проблем, примите педагогически взвешенное решение в роли директора. Для этого, обменявшись в группе мнениями, дайте социально-педагогическую оценку одной из возможных альтернатив - директор подписал заявление Евгении и принял ее на штатную должность.

Дифференцированные задания для 1-й и 2-й групп:

6. Для проведения оценки выдвинутой альтернативы выявите как можно больше рисков (негативных последствий, возникших вследствие принятого решения, для внутренней и внешней среды Центра как организации).

Дифференцированные задания для 3-й и 4-й групп:

7. Для проведения оценки выдвинутой альтернативы выявите как можно больше шансов, появившихся вследствие принятого решения (преимуществ, которые получит Центр как учреждение).

S. Представьте свои групповые наработки (доклад делает организатор каждой группы).

9. Взвесьте выявленные в результате работы всех групп «+» и «—» и обоснуйте сделанный вами выбор.

В конце занятия преподаватель подводит итоги работы. Важно, чтобы были отмечены особенности применения педагогических знаний и социально-педагогических умений, где они использовались эффективно, а где неудачно и непродуктивно. Для эффективности учебной работы важно, чтобы:

- была усвоена суть метода анализа конкретной ситуации;

- было достигнуто понимание педагогической сути проблемы;

- была отработана технология принятия эффективного решения и в ее разрезе педагогические приемы и менеджерские техники.

При этом цель преподавателя как организатора деятельности - планируемый и достижимый позитивный психолого-педагоги-ческий результат, а основная его функция -стимулирование развития личности специалиста.

Мониторинг качества образования показал, что более 90 % специалистов социальной работы и социальных педагогов, обучившихся по дополнительной профессиональной образовательной программе «Совершенствование профессиональной компетентности специалиста профессии «социальная работа» и в ее структуре инвариантному модулю «Разработка социально-педагогических решений», успешно прошли аттестационные испытания на своих рабочих местах и повысили квалификационные разряды.

Таким образом, развитие социальногуманитарного образования в России является объективно необходимым условием совершенствования социальной практики в настоящее время.

Интегративный подход в повышении квалификации мы рассматриваем как инновационную технологию профессиональноличностного развития специалистов профессии «социальная работа».

Профессиональное развитие представителей профессии «социальная работа», социальных педагогов и социальных работников, требует формирования как педагогической компетентности специалистов в личностно-средовом контексте, так и их менеджерских

умений и выступает ценностно-целевым приоритетом на современном этапе обновления социально-гуманитарного образования.

1. Социальная педагогика: монография / под ред. В.Г. Бочаровой. М., 2004.

2. Галагузова Ю.Н., Ларионова И.А. Совмещение специальностей социального профиля: интегративно-дифференцированный подход // Педагогика. 2008. № 2. С. 56.

3. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Ростов н/Д, 2000. С. 193.

4. Бочарова В.Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики // Педагогика. 2003. № 9. С. 8.

5. Витвар О.И. Учебная педагогическая ситуация как механизм формирования педагогической компетентности специалиста социальной сферы // Вестник Томского университета. Серия Гуманитарные науки. Томск, 2009. Вып. 326. С. 165.

Поступила в редакцию 19.05.2010 г.

UDC 378.046.4

INNOVATIVE MODEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SOCIAL PEDAGOGUES AND SOCIAL WORKERS

Oksana Ivanovna Vitvar, Norilsk Cross-sectoral Institute of Further Training and Professional Retraining, Norilsk, Russia, Candidate of Education, Associate Professor, Vice Rector for Scientific Work, e-mail: ksysha-a@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Development of integrated technology as the innovative model of social sphere experts learning and its introduction into the system of qualification rising helps to promote formation of professional competence level necessary for specialists nowadays and stand key priorities of professional development of social pedagogues and social workers in improvement of professional skills system.

Key words: professional development of social pedagogues and social workers; key priorities; innovative model; improvement of professional skills system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.