Научная статья на тему 'Интегративное педагогическое пространство института повышения квалификации как средство развития специалистов социальной сферы'

Интегративное педагогическое пространство института повышения квалификации как средство развития специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ИНТЕГРАТИВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витвар О. И.

Эффективное решение задач социальной работы требует от специалиста социальной сферы педагогических знаний и умений в личностно-средовом контексте. Создание педагогически организованного интегративного образовательного пространства института повышения квалификации способствует формированию объективно-необходимого сегодня специалисту уровня педагогической компетентности. Методика и результативность работы по решению данной проблемы предлагаются в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витвар О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративное педагогическое пространство института повышения квалификации как средство развития специалистов социальной сферы»

Literature

1. Brechman Y.Y. The beginning of the way // Sovetskaya Rossiya. 1980, 29 May. № 122.

2. Brechman Y.Y. Philosophical and methological aspects of the health of pupil // Voprosi philosofii. 1982. №2.

3. Orechova T.V. The valeological approach to organization of a lesson at present school // Primary school: plus, minus. 2001. №9.

4. Tatarnikova L.G. Valeology teaching. The genesis, the tendency of development. St. Petersburg, 1997.

Бутуханов Валерий Дмитриевич, кандидат биологических наук, доцент, Бурятский государственный университет. Butuhanov Valery Dmitrievich, сand. of biological sci., reader, Buryat State University.

Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

УДК 378.046.4

ББК 74.8 О.И. Витвар

Интегративное педагогическое пространство института повышения квалификации как средство развития специалистов социальной сферы

Эффективное решение задач социальной работы требует от специалиста социальной сферы педагогических знаний и умений в личностно-средовом контексте. Создание педагогически организованного интегративного образовательного пространства института повышения квалификации способствует формированию объективно-необходимого сегодня специалисту уровня педагогической компетентности. Методика и результативность работы по решению данной проблемы предлагаются в данной работе.

Ключевые слова: повышение квалификации, социальная работа, интегративное педагогическое пространство.

O.V. Vitvar

Integrative pedagogical space of the Institute of qualification rising as a means of development of social sphere specialists

Modern specialists of social sphere should possess pedagogical knowledge and skills to solve social work tasks effectively. Development of integrated pedagogical space and their introduction into the system of qualification rising does much to promote formation of pedagogical competence level necessary for specialists nowadays. The given work offers a technique and its effectiveness of solving the problem.

Key words: qualification rising, social work, integrative pedagogical space.

В современных условиях социальных изменений успех преобразований зависит от профессионализма специалистов социальной сферы. Для того чтобы специалисты социальной сферы могли работать по-новому, необходимо создать условия для их профессионального развития, что предопределяет разработку новых технологий и нового содержания дополнительных профессиональных образовательных программ.

Коллектив ученых Института социальной педагогики РАО обращает в своих трудах внимание на то, что базовую основу социальной работы составляет психолого-педагогическая компетентность (а, следовательно, и подготовленность) специалиста социальной сферы в личностно-средовом аспекте [1]. Именно педагогические знания и умения в широком понимании (психолого-педагогические, социально-педагогические, организационно-педагогические, собственно педагогические в области воспитания и др.) позволяют социальным работникам и социальным педагогам оказывать действенную помощь в адаптации и функционировании клиентов социальной работы, привлекать им в помощь силы социума, пробуждать и активизировать их жизненные силы, способность к самостоятельной жизни. Поэтому профессиональное развитие специалиста социальной сферы в настоящее время должно быть непосредственно связано с формированием объективно необходимого сегодня специалисту уровня педагогической компетентности.

Одним из исходных положений профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в настоящей работе рассматривается педагогически целесообразное преобразование и развитие образовательного пространства учреждения дополнительного профессионального образования как средства повышения уровня и качества педагогической подготовленности социальных работников и социальных педагогов - основных специалистов социальной сферы, работающих с человеком на личностном уровне.

Существование в теории и методике профессионального образования понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство», их содержательная близость обусловили необходимость обращения к специальной литературе и научным трудам с целью уточнения содержания дан-

ных понятий применительно к учреждению дополнительного профессионального образования [2],

[3].

С педагогических позиций понятие среды включает все то, что оказывает влияние на развитие человека и выступает фактором, условием и средством его обучения и воспитания. Центральной идеей педагогического подхода к данной проблеме являются взаимодействие и взаимозависимость между средой и личностью; среда приобретает личностно значимый характер, что является принципиальным для профессиональной деятельности и профессионального развития специалиста социальной сферы, реализующего функции социальной работы.

Поддерживая утверждение ученых о том, что основой создания среды является взаимодействие, позиции личностно-ориентированного подхода, опираясь на гуманистические идеи педагогики, мы можем констатировать, что именно педагогически организованная образовательная среда может представить обучающему в системе дополнительного профессионального образования специалисту социальной сферы достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории и способствовать его профессиональному развитию.

Педагогическое преобразование образовательной среды связано с использованием и развитием ее педагогического потенциала, усилением позитивных факторов, педагогической активностью, направленной на актуализацию социально значимых ценностей и потребностей обучающихся специалистов.

Анализ литературы по проблеме показал, что педагогически организованное образовательное пространство существует в средовом контексте, является частью среды и реализуется, как правило, на институциональном уровне, причем, на наш взгляд, существование этого пространства неизбежно влечет за собой педагогизацию среды. Педагогически целесообразное преобразование и развитие социальной среды связано с актуализацией потенциально существующих в ней ресурсов; создание педагогически организованного образовательного пространства влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов.

Таким образом, содержание понятия «образовательное пространство» характерно и для учреждения дополнительного профессионального образования как открытой социально-педагогической системы, однако его применение требует учета особенностей педагогики и психологии образования взрослых, методик и технологий их обучения.

В настоящее время ученые и практики обращают внимание на необходимость радикального обновления атмосферы и основ педагогического процесса в профессиональной школе, в гуманитаризации преподавания не только «специальных» дисциплин но и, традиционно считающихся «гуманитарными». Чтобы гуманитаризация профессиональной подготовки не стала формальностью, необходимо все компоненты профессионального образования ориентировать на постижение специалистами многогранных проявлений социоприродной сущности человека, на их приобщение к гуманистическому стилю общения и взаимодействия. Иными словами, образовательная среда должна строиться на принципах нового педагогического мышления, отражающих гуманитарную природу образования.

В качестве развивающей образовательной среды с приоритетом гуманистически-нравственных ценностей, обеспечивающей открытость, динамичность и вариативность содержания, форм и методов повышения квалификации специалистов социальной сферы, дифференцированный индивидуальный творческий подход к личности специалиста мы рассматриваем педагогически организованное интегративное пространство учреждения дополнительного профессионального образования.

Мы поддерживаем мнение Е.В. Бондаревской [4, с. 201], что главной характеристикой педагогически организованного образовательного пространства, его систематизирующим компонентом является совместная образовательная деятельность совокупных субъектов образования. Мы считаем, что единство обеспечивается общим пониманием всеми участниками образовательного процесса ценностей, целей и задач социальной работы как профессиональной деятельности, общих принципов обновления ее содержания и технологий, согласованных профессиональных требований к основным специалистам социальной сферы - социальному педагогу и социальному работнику.

Таким образом, наряду с пространственными отношениями в понятие «пространство дополнительного профессионального образования» включается совместная деятельность как системообразующий фактор и единое видение целей и задач этой деятельности.

Особое значение для реализации интегративного подхода в обучении специалистов социальной сферы в системе дополнительного профессионального образования имеют положения теории интеграции образования и интегральные образовательные пространства, которые выступают не только технологией интеграции обучения специалистов, но и способны оказать существенное влияние на педагогический характер образовательной деятельности. А.Я. Данилюк отмечает, что интегральные образовательные пространства технологизируют концепцию личностно-ориентированного образования, переводя теоретическую идею в состояние педагогической реальности. «Процесс программнометодической разработки может придать импульс созданию личностно-развивающей дидактики и

становлению коллективного субъекта преподавания как субъекта педагогической деятельности, ... наполнить его педагогическим содержанием, ... что является реальным шагом на пути существенного повышения педагогической культуры образования в целом». [5, с. 438].

В нашей работе в создании педагогически организованного интегративного пространства института повышения квалификации мы опираемся на следующие принципы и механизмы:

- принцип междисциплинарной интеграции (реализуется посредством технологии модульного обучения);

- принцип соответствия типа образовательной среды и предмета профессиональной деятельности специалиста (реализуется через разработку системы ДПО программ, формирующей теоретические и практические основы педагогических умений специалистов);

- принцип интегрального моделирования подготовки специалиста (реализуется посредством создания личностно-развивающих педагогических учебных ситуаций как психолого-педагогических механизмов интеграции образования);

- принцип единства образовательного пространства (обеспечивается системой общих педагогических целей и задач);

- принцип целостности интегральной педагогической системы (достигается посредством согласования содержания образования, категориального аппарата, форм и методов организации образовательного процесса).

Создание педагогически организованного интегративного пространства учреждения дополнительного профессионального образования оптимизирует взаимодействие его компонентов, усиливает непосредственное и опосредованное педагогическое влияние этого пространства на специалиста социальной сферы, предъявляя ему нормы и ценности, определяет содержание и формы взаимоотношений с другими людьми и социальными явлениями.

В содержательном отношении педагогически организованное пространство учреждения дополнительного профессионального образования реализуется через разнообразие видов и направлений дополнительного профессионального образования, деятельность факультетов, кафедр, учебных групп, а содержательная нагрузка его субъектов связана с их специальной педагогической подготовкой.

Социальный заказ на обучение и формирование педагогических навыков специалистов социальной сферы сегодня существует на всех уровнях регионального образования. В этом ключе в Норильском межотраслевом институте повышения квалификации специалистов социальной сферы (базовое учреждение дополнительного профессионального образования на территории муниципального образования «город Норильск» и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района) разработана новая система дополнительных профессиональных образовательных программ, основанная на интегративном подходе к обучению социальных педагогов и социальных работников, обеспечивающая подвижность и взаимодополняемость их профессиональных функций с учетом возможной в будущем их взаимной эффективной трансформации и слиянии в качестве единого специалиста социальной сферы. Интегративный подход исходит из того, что при отборе содержания образования учитывается взаимосвязь каждой специальности с группами родственных профессий, специальностей и специализаций, специфика и имеющиеся возможности существующей в регионе системы высшего социально-педагогического образования, а также соблюдаются принципы отраслевой (отрасль социальной сферы) и межотраслевой (вид деятельности) интеграции.

Созданная система образовательных программ предполагает организационно оформленную трехступенчатую систематизацию содержания образования специалистов социальной сферы с учетом его взаимосвязи с исходным уровнем подготовки специалиста, что позволяет реализовать основополагающие принципы обучения - принцип обучения «до результата», принцип вариативности сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, принцип индивидуализации, принцип модульности.

Разработанные дополнительные профессиональные образовательные программы являются той частью теории обучения профессии, которая перерабатывает в ее контексте результаты философии, психологии, педагогики, социальной педагогики и валеологии как базовых наук. Система программ строится на междисциплинарной основе, предусматривает общие цели социальной работы и базовые элементы знаний из различных областей гуманитарных наук (психология, педагогика, культурология, философия, валеология и др.). Целью созданной системы программ является актуализация и повышение уровня педагогической подготовленности специалиста социальной сферы на основе сочетания фундаментальных педагогических базовых знаний, инновационного педагогического мышления и практикоориентированного, социально-педагогического исследовательского подхода к разрешению профессиональных проблем. Система обеспечивает формирование практических педагогических умений и навыков для социальной работы, а также исследовательской деятельности. При изучении программ усваивается педагогическое содержание социальной работы, теоретические решения для

конкретных случаев, общие нормы конструирования эффективной профессиональной деятельности, осуществление объективно необходимых педагогических действий.

Применяемый в нашем исследовании средоориентированный подход в профессиональном развитии специалистов социальной сферы опирается на психолого-педагогические концепции, позволяющие использовать деятельность преподавателя в области активного педагогического воздействия на личность слушателя, педагогический потенциал образовательного пространства, в котором происходят его самообучение и саморазвитие, а также позволяет создать качественно новые организационно-педагогические ресурсы, развивающиеся на основе конструктивной совместной деятельности его субъектов.

Так, при организации групповой работы в зависимости от типа, целей и задач занятия на различных его этапах дифференцирование может производиться как на группы, объединяющие слушателей одного исходного уровня педагогической подготовленности, так и на группы, в состав которых входят слушатели различных уровней. На этапе усвоения нового знания целесообразно использовать разбивку на группы с одинаковым исходным уровнем подготовки, так как такое разделение разрешает преподавателю разрабатывать задание посильного уровня сложности для слушателей и всем участникам данной группы получить объективно необходимые для решения поставленной задачи педагогические знания. На этапе применения полученных знаний мы считаем необходимым рассмотреть возможность работы в группах иного состава - всем специалистам целесообразно работать в смешанных группах с различным исходным уровнем педагогической подготовки. Это делается для того, чтобы у каждого слушателя дополнительной профессиональной образовательной программы при общении с другими членами группы развивались наиболее эффективные качества, необходимые для решения предложенных задач социальной работы, способность уважать точку зрения другого, аргументированно обосновывать свою точку зрения. В условиях такой совместной групповой работы социальных работников и социальных педагогов (исходный уровень педагогической подготовки которых, как правило, всегда выше) наблюдается весьма положительный в познавательном отношении синергетический эффект в приросте профессиональных знаний и умений, требующих применения педагогических действий, в способности мыслить на языке педагогических проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной социальной работе.

В ходе формирующего эксперимента мы выявили также, что профессорско-преподавательский состав, институт кураторства как компоненты образовательного пространства являются источником педагогических установок, позиций, которые они стремятся сформировать у слушателей, причем влияют на этот процесс своим гражданским, идейным и нравственным обликом. Личностноориентированная модель преподавателя способствует созданию в учреждении совокупности педагогических условий, которые развивают личность обучающегося специалиста социальной сферы.

Развивающий эффект педагогически организованного интегративного образовательного пространства в процессе исследования неоднократно отмечался членами итоговых аттестационных комиссий. По их мнению, те социальные работники и социальные педагоги, которым не удавалось продемонстрировать на входном собеседовании даже низкий уровень педагогических знаний, сумели на заключительном круглом столе достаточно полно раскрыть теоретические и практические аспекты педагогического сопровождения социальной работы и показать осведомленность в специфике инновационных социально-педагогических процессов.

По итогам обучения «на выходе» заказчики программ также отмечают актуальность педагогических знаний и умений, связь освещенных вопросов с задачами профессиональной социальной работы (86%), востребованность и своевременность предложенных в структуре программ образовательных модулей педагогического содержания (79%). В ходе опросов выявлена также потребность закрепить в дальнейшей практической деятельности отработанные в процессе обучения педагогические умения и навыки (59%). Позитивно работодателями отмечены и качественные изменения в работе на институциональном уровне, в том числе и за счет развития мотивационно-ценностного компонента - присвоения специалистами, прошедшими курсы повышения квалификации, новой педагогической позиции, их руководство гуманистическими принципами во взаимодействии с клиентами и коллегами.

В целом сравнительный анализ результатов оценки на этапах входной и выходной диагностики курсовой подготовки на протяжении четырех лет (2004-2008 гг.) показал, что в зависимости от качества слушателей-субъектов образовательного процесса и уровня их исходной подготовки повышение уровня педагогической компетентности специалистов социальной сферы в личностно-средовом контексте наблюдается в пределах 33 - 62% (12-16% на этапе входной диагностики и 55-78% - по итогам заключительного контроля).

Е.В. Воробьева. Возможности формирования и совершенствования основных речевых навыков и умений будущих учителей иностранного языка на основе использования песенного материала

Таким образом, педагогически организованное интегративное образовательное пространство института повышения квалификации способствует повышению уровня педагогической подготовленности специалистов социальной сферы и тем самым обеспечивает эффективность социальной работы за счет преемственности профессиональных функций социальных работников и социальных педагогов как представителей общей в России профессии «социальная работа».

Литература

1. Социальная педагогика / под ред. В.Г. Бочаровой. М.: Гуманит. изд-й центр ВЛАДОС, 2004. С.47.

2. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности //Новые знания. 2001. № 1. С. 6-7.

3. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М.: ИЦКПС, 2000.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д. 2000. 201 с.

5. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. С. 438-440.

Literature

1. Social pedagogiy / ed. by V.G. Bocharova. M.: VLADOS, 2004. 368 p. P. 47.

2. Kylyutkin Y., Tarasov S. Educational space and development of a person // Noviye znaniya. 2001. № 1. P. 6-7.

3. Belyaev G.Yu. Pedagogical characteristics of educational space in different educational institutions. M.: ICKPS, 2000.

4. Bondarevskaya E.V. Theory and practice of person developing education. Rostov on/D, 2000. 201 p.

5. Danilyuk A.Ya. Theory of integration of education. Rostov n/D., 2000. P. 438-440.

Витвар Оксана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Норильский межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Vitvar Oksana Ivanovna, cand. of pedagogical sci., reader, Norilsk Interdisciplinary Institute for advanced studies and professional training.

663317, Красноярский край, г. Норильск, ул. Ленинградская, 7 «А». Тел. 8(3919)222640, е-mail: ksysha-a@yandex.ru

УДК 378.147

ББК 74р Е.В. Воробьева

Возможности формирования и совершенствования основных речевых навыков и умений будущих учителей иностранного языка на основе использования песенного материала

Статья посвящена вопросу формирования и совершенствования основных речевых умений и навыков у будущих учителей иностранного языка посредством песен. В статье обосновывается положение о том, что работа с аутентичным песенным материалом на иностранном языке способствует формированию и совершенствованию основных речевых навыков и делает процесс изучения иностранного языка более интересным и увлекательным.

Песенные тексты рассматриваются как эффективный учебный материал, способствующий повышению эффективности работы по овладению студентами иностранным языком и знаниями, необходимыми им в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: песни, аудирование, иностранный язык, речевые навыки и умения, будущий учитель, учебный процесс.

E.V. Vorob’yova

The formation and development of the main speaking skills of future foreign language teachers

by means of songs

The article is devoted to the problem of the formation and development of the main speaking skills of future foreign language teachers by means of songs. The statement that the work with authentic foreign songs helps to form and develop the required skills and makes the studying of a foreign language more fascinating is proved in this article. The song texts are considered to be an efficient educational material promoting to make the studying process more effective and helps students to master the foreign language and obtain necessary knowledge, they will use in their future work.

Key words: songs, auding, a foreign language, speaking skills, a future teacher, classes.

На современном этапе развития общества образование меняет свои ведущие ориентиры и, опираясь на интеграцию России в международное образовательное пространство, а также в связи с изменением всех сфер социальной жизни вырабатывает новую педагогическую парадигму. Решающее значение приобретает тот факт, что будущий педагог должен владеть иностранным языком как средством межкультурной коммуникации, что предполагает необходимость формирования у него лингвистической и социокультурной компетентностей, являющихся неотъемлемой частью профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.