Научная статья на тему 'Инновационная культура как духовная обороноспособность нации (интервью с министром культуры российской Федерации Авдеевым А. А. )'

Инновационная культура как духовная обороноспособность нации (интервью с министром культуры российской Федерации Авдеевым А. А. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. Президент России Дмитрий Медведев отметил, что инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни. В интервью рассматривается, какое внимание уделяется развитию культуры в нашем обществе, как уберечь единое культурное пространство страны во всем его многообразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная культура как духовная обороноспособность нации (интервью с министром культуры российской Федерации Авдеевым А. А. )»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

18 (75) - 2010

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ДУХОВНАЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ НАЦИИ

В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009г. Президент России Дмитрий Медведев отметил, что инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни. Именно закрепленные в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом. Какое внимание уделяется развитию культуры в нашем обществе, что необходимо сделать для нормального культурного развития инфраструктурной среды российской провинции, как уберечь единое культурное пространство страны во всем его многообразии и сохранить богатые национальные традиции наших народов — на эти и другие вопросы отвечает министр культуры Российской Федерации А. А. Авдеев.

Е-mail: mfo@mkrf. т

— Александр Алексеевич, какие главные приоритетные задачирешают сегодня Министерство куль -туры РФ и его учреждения?

— Среди задач, которые стоят сегодня перед Министерством культуры Российской Федерации, можно выделить две основополагающие — это формирование взгляда на культуру как важный ресурс общественного развития и формирование системного подхода к решению ее проблем. Есть проблемы в культуре, а есть проблема самой культуры, состоящая в том, что не все понимают, зачем она нужна в стране, строящей гражданское общество и правовое государство. И мы должны общими усилиями убедить людей, что именно культура является критерием процветающего общества. Не может быть великой страны без великой культуры.

Что касается приоритетных направлений деятельности Минкультуры России, то они основаны

на соответствующих положениях Конституции РФ, в которых каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к ее ценностям.

Эти положения, конкретизированные в послании Президента России, и определяют основные приоритеты государственной политики и деятельности Минкультуры России. Наша задача — сохранять и развивать единое культурное и информационное пространство России и многонациональное культурное наследие наших народов, внедрять современные механизмы администрирования и бюджетирования, совершенствовать отечественные системы художественного образования, нормативно-правовую базу, интегрировать в мировой культурный процесс и укреплять положительный образ нашего государства.

Самое главное, определив приоритеты государственной политики в сфере культуры, необходимо сформировать системный подход к их решению, учитывая, что укрепление культурной сферы является делом всего гражданского общества. Забота о ней должна объединить органы государственной власти, работников культуры и искусства, гражданское общество. Мы должны решать проблемы нашей культуры, направляя на это максимум интеллектуальных сил, организационных и финансовых возможностей.

— Позитивной тенденцией последних лет, направленной на укрепление культурного пространства стpаны, можно назвать расширение амплитyды деятельности фестивальных проектов, имеющих национальный статус. Много ли мероприятий проведено под их эгидой?

— В современной России немало городов, не говоря уже о селах, жители которых ни разу не слышали полноценного симфонического оркестра, а дети никогда не были в театрах и на концертах. Это несправедливо по отношению к нашим со-

гражданам. Попытаться ликвидировать этот разрыв можно разными способами, например, активно развивая фестивальную, концертную деятельность наших творческих коллективов.

Ежегодно в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006—2010 годы)» проводится более 30 музыкальных фестивалей, которые стали одной из основных форм творческих обменов, популяризации лучших достижений в области музыкального искусства России, возможностью продвижения молодых талантливых исполнителей и укрепления имиджа современного российского музыкального искусства в мировом культурном пространстве. Реализация Международного фестиваля симфонических оркестров мира в Москве и Международного фестиваля хорового пения в Санкт-Петербурге в рамках праздничных мероприятий, посвященных Дню России, послужила взаимообогащению культур различных стран.

Расширил географию региональных мероприятий и Московский Пасхальный фестиваль. Более 20 российских городов стали площадками для фестивальных концертов. Многие его программы носят благотворительный характер, помогая приобщиться к высоким образцам музыкального искусства слушателям в разных регионах России, в том числе и социально незащищенным группам населения.

В течение пяти лет Московская государственная академическая филармония при поддержке Минкультуры России осуществляет один из самых значимых проектов, направленных на восстановление единого концертного пространства и пропаганду классической музыки в регионах России — «Всероссийские филармонические сезоны». Лучшие музыканты России — Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Денис Мацу-ев, Николай Луганский, лучшие оркестры и творческие коллективы выезжают в провинцию и дают полноценные, прекрасные концерты.

Также в числе значимых мероприятий хотелось бы отметить ежегодный Чеховский фестиваль. Традиционно он проходит ярко и зрелищно, вызывая неизменный интерес публики и критики.

— Мне, как журналисту, часто приходится выезжать в различные регионы России. Вижу, что многие памятники находятся в запустении, работники учреждений культуры жалуются на низкие зарплаты. Л ведь регионы России являются источником богатства и многообразия отечественной культуры! Какие меры будут приняты для укрепления их влияния на духовное развитие страны?

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

— Одним из важнейших направлений государственной политики является сохранение устойчивого развития сельских территорий. Для успешного решения этой важной задачи в сфере культуры регионам будет оказываться активная федеральная поддержка. Внесены поправки в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» — за счет средств федерального бюджета увеличено финансирование на строительство и реконструкцию сельских учреждений культуры. Сельские клубы и дома культуры нужны современной России особенно сейчас, когда постепенно выхолащивается понимание того, что такое настоящая культура. Мы всегда должны помнить о том, что новые технологии, новые информационные потоки, рыночная экономика и понятие прибыли не должны заслонять и подменять важность высоких морально-этических норм. Любовь к родному краю, своим обычаям и обрядам вкупе с любовью к классическому искусству начинается с хорошей школы, с умных учителей и хорошего дома культуры. Поэтому одна из наших первостепенных задач — возродить сельские клубы, сделать все, чтобы они стали воспитателями, крайне необходимыми обществу, помогали сохранять преемственность национальных культурных традиций, были стартовой площадкой для талантливой молодежи.

Опираясь на разработки регионов, надо укреплять общенациональную систему художественного образования. В последние годы довольно остро встала проблема комплектования библиотечных фондов, особенно муниципальных. Приобретение литературы общедоступными библиотеками страны в последние 15—20 лет существенно снизилось. Чтобы улучшить ситуацию, мы начали осуществлять целевое выделение федеральных субсидий на комплектование библиотек муниципальных образований. Ведь никакой компьютер или мультимедийная установка никогда не смогут заменить настоящей книги. И я очень рад, что сегодня, несмотря на экономические трудности, появляются новые современные библиотеки, прекрасно оборудованные и оснащенные. Например, на Алтае состоялось торжественное открытие первой очереди Бийской городской библиотеки имени В. Шукшина. Алтайский край — это один из лидеров в стране и по числу библиотек — их больше тысячи, и по комплектованию. Сегодня здесь действуют 1 142 библиотеки, фондами которых пользуются более 1 млн человек. Всего же с 2008 по 2010 г. регионам на комплектование книжных фондов будет выделено 1,9 млрд руб.

„„. - 3

Министерство культуры РФ возрождает советскую практику использования передвижных киноустановок для отдаленных сел. «Киномобиль» разработан в Главном информационно-вычислительном центре Министерства культуры в рамках федеральной целевой программы «Культурное развитие села». По сути этот комплекс представляет собой мобильный многофункциональный культурный центр, размещенный в грузовике марки Ford. Он имеет собственный энергоблок и может работать в любом месте, даже там, где нет электричества. C помощью «киномобиля» можно не только смотреть кино на большом плазменном экране, но и транслировать передачи любого канала спутникового телевидения, обеспечить выступления творческих коллективов. Комплекс уже прошел обкатку в 22 регионах России.

— B былые времена культура в нашей стране финансировалась по остаточному принципу. Но раньше говорили в основном o сохранении культурного наследия и культурных объектов, а в последние годы речь идет уже об их развитии. Насколько верна эта тенденция?

— Действительно, федеральная целевая программа ставит перед нами задачу найти такие решения, которые позволили бы, c одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, a c другой — создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях. И не случайно Минкультуры России стало единственным из всех министерств, которому в прошлом году было увеличено финансирование — впервые c 1991 г. Это свидетельствует, что общество стало понимать — процветание и развитие культуры не менее важно для страны, чем ее экономическое благополучие. И я искренне рад, что в реализации национальных интересов России все отчетливее проявляется тенденция нового понимания культуры, как основы государственности, ресурса социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности.

Российская культура даже в ситуации кризиса должна остаться основой российского общества. Несмотря на экономические трудности, государство принимает меры, чтобы объекты культуры оставались доступными для большинства жителей России. Так, по поручению Президента России Дмитрия Медведева были «заморожены» цены на билеты в федеральные музеи. Кроме того, в адрес губернаторов всех регионов направлены письма c просьбой принять данную меру по отношению к музеям регионального подчинения. При этом

4 -

сохранены все льготы для инвалидов, участников войны, малоимущих и многодетных семей, а также установлено бесплатное посещение музеев для курсантов суворовских и нахимовских училищ...

— B достаточной ли мере внедряются новые технологии в сфере культуры?

— Очевидно, что практически все молодое поколение страны — это пользователи Интернета. И с этим сегодня считаются все — в том числе библиотеки, музеи, филармонии, театры. Процесс внедрения автоматизированных систем и технологий стремительно развивается практически во всех сферах культуры. И это очень важно. Ведь современные технологии позволяют жителям самых отдаленных уголков нашей Родины получить доступ ко всему пласту нашего культурного достояния, включая кино, театры, музеи — словом, практически ко всем областям культуры. Тем самым обеспечивается возможность равного доступа к культурным ценностям, что является нашей первоочередной задачей.

Высокий уровень технической оснащенности у наших федеральных и крупнейших региональных библиотек. Созданы и активно используются специальные автоматизированные библиотечные системы практически во всех библиотеках этого уровня, на основе европейского разработан российский формат обмена библиографическими данными. Продолжается создание Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ. Наиболее активно развиваются следующие направления: Национальная электронная библиотека, Сводный каталог библиотек России, Национальная система форматов RUSMARC для библиографических и авторитетных данных, Российские правила каталогизации, адаптированные к новым форматам.

Комплексный проект «Модельные сельские библиотеки» позволил превратить участвующие в нем сельские библиотеки в современные информационно-просветительские центры, создав эталонные образцы. Проект стимулирует процесс модернизации сельских библиотек. В настоящее время в России насчитывается более 1,5 тыс. модельных библиотек. Почти четверть общедоступных библиотек уже компьютеризированы, около 10 % имеет выход в Интернет, все наиболее крупные библиотеки создают собственные электронные ресурсы.

Сегодня с помощью мультимедийных средств, современных компьютерных технологий наши музеи становятся более динамичными и открытыми

для всех категорий посетителей. Московская филармония начала интернет-трансляции из Концертного зала имени П. И. Чайковского. Благодаря этому многие жители России, и даже ближнего и дальнего зарубежья смогут виртуально, не выходя из дома, посещать концерты филармонии. В рамках празднования 200-летия со дня рождения Н. В. Гоголя была представлена концертная версия оперы М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского.

В настоящее время в Концертном зале имени П. И. Чайковского установлены 3 камеры (всего планируется 6), передающие виды из разных точек зала, и даже за кулисами. Таким образом, выбирая их, зритель может своего рода выбрать виртуальное место в зале. Конечно, интернет-ресурсы не могут заменить живой звук, живое общение, но просветительскую роль вполне могут выполнить.

— Известно, что культуре принадлежит особая роль в реализации внешнеполитической стратегии России, направленной на укрепление ее международных позиций, обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны и формирование пояса добрососедства по периметру границ Российской Федерации. Как у вас в этом плане обстоят дела?

— Создание оптимальных условий для диалога цивилизаций и взаимообогащения культур — всегда были и остаются «ключевыми словами» государственной международной и культурной политики в России. Сегодня можно назвать немало примеров эффективных международных акций в области культуры. Но все же особую значимость приобретают именно те из них, которые помогают выявить общность исторических судеб отдельных народов и культур, человеческой цивилизации в целом. Помогают через диалог культур, через взаимопонимание.

Со странами, бывшими в составе СССР, нас объединяет общая 70-летняя история, и потому сердечное тепло, которое никуда не делось, как раз и является основой взаимного интереса и сотрудничества. Ярким показателем такого интереса является большой конкурс, причем, среди абитуриентов местных национальностей на поступление в российские университеты, открытые в этих странах в постсоветское время.

В отношениях с нашими ближними соседями и друзьями мы пользуемся давно проложенными дорогами и понимаем, насколько важно их расширять и благоустраивать. Россия активно учас-

твует в деятельности Форума славянских культур — международной организации, которая призвана способствовать созданию благоприятных условий для культурного сотрудничества стран, знакомить их жителей с великими произведениями национального искусства, что, несомненно, поможет нашим народам лучше узнать друг друга. Перед участниками форума стоит одна из важнейших задач — поддержать традиционные национальные культуры, чтобы в новых условиях экономической, технологической глобализации сохранить то особенное, что всегда отличало культуру каждого народа и составляло его гордость и достояние.

Следует отметить, что Дни России в Латинской Америке — культурная программа этого первого со времен распада СССР форума российской культуры на Южно-Американском континенте — была органично дополнена мероприятиями Русской Православной Церкви. В результате сложилась яркая, запоминающаяся картина российской культуры, для которой духовность исторически служила непременной основой и продолжает оставаться важным источником вдохновения.

К числу действенных примеров диалога цивилизаций можно отнести разностороннее сотрудничество России в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданной в основном для борьбы с международной наркомафией как финансовой опоры терроризма в мире и выходящей сейчас на новый высокий уровень взаимодействия, направленного на сближение народов и культур европейской и азиатской цивилизаций, поддержку межэтнического согласия, взаимопонимания, проявления высших принципов гуманизма...

Обратите внимание — важнейшие политические задачи в современном мире решаются сегодня именно с помощью культуры. И, конечно, «культурная дипломатия» или «мягкая сила», как ее еще определяют некоторые эксперты, это очень важная составляющая российской государственной политики. Нашу страну за рубежом знают, прежде всего, как родину Чехова, Достоевского, Шостаковича, Рихтера, Прокофьева — творческие таланты украшают всю историю русской культуры. По их именам определяют важнейшие этапы развития России. И наша главная задача сегодня — сохранять и развивать лучшие традиции отечественной культуры и искусства. Нельзя забывать о том, что развитие культурных контактов с зарубежными партнерами, создание позитивного образа нашей страны чрезвычайно важно для решения стоящих перед ней внутренних и внешнеполитических задач, для повышения в целом ее политической «ка- 5

питализации». А это ведь во многом сфера именно культурной дипломатии.

— В советские времена система художественного образования была у нас одной из лучших в мире по доступности и высокому качеству, которая позволяла не упускать будущих Ломоносовых. А сейчас, в связи с переходом на рыночную систему, мы многие таланты выявили?

— Вспомним, что писал П. Я. Чаадаев: «На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире». И, действительно, у нас в России сложилась уникальная, не имеющая аналогов в мире система непрерывного, поэтапного художественного образования: «детская школа искусств — училище — вуз». Конечно, не все дети, закончившие школы искусств, становились музыкантами, но все великие музыканты обязательно проходили через эти детские учреждения культуры. Именно в этом трехмерном пространстве рождаются Ростроповичи, Мацуевы и Петровы. Сохранить эту систему и адаптировать ее к новым социально-экономическим условиям — одна из первоочередных задач как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти.

2009 год был объявлен Годом молодежи. Утвержденная правительством Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 гг. предусматривает сохранение в художественном образовании отечественных традиций, приоритетов и национальных особенностей. Включение России в так называемый Болонский процесс не должно вести к отказу от наших достижений в области художественного образования. Разработана система дополнительной государственной поддержки уникальных образовательных учреждений культуры и искусства на 2009—2010 гг. Двенадцать образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в области музыкального, хореографического и изобразительного искусства получили поддержку правительства, шесть ведущих творческих вузов — поддержку Президента РФ. Это позволило повысить качество предоставления образовательных услуг, увеличить заработную плату профессорско-преподавательского состава в среднем на 50 процентов, приостановить отток лучших педагогических кадров из образовательных учреждений страны.

6 -

У нас есть несколько федеральных программ поддержки талантливой молодежи. Одна из них — общероссийский конкурс «Молодые дарования России». Для талантливых детей мы покупаем инструменты, отправляем их на стажировки. В филармонии есть программа — «Звезды XXI века».

— Вы как-то сказали, что Министерство культуры РФ собирается выделить более 70 млн руб. на поддержание творческих союзов, а также на адресную помощь нуждающимся народным артистам СССР, России. И это очень хорошо. Ведь многие творческие союзы объединяют людей талантливых, инициативных...

— Общение с деятелями культуры — это не только большое удовольствие, но и каждодневная необходимость. Ко мне приходят разные люди — известные и уважаемые артисты, художники, писатели, музыканты. Всем надо помочь. Ни денег, ни возможностей не хватает. Несоответствие огромных потребностей, испытываемых нашей культурой, и имеющихся возможностей для их удовлетворения слишком велико. Такая ситуация — реальность, и не только в России — во всех странах. Надо максимально помочь тем, кому мы можем помочь. Нельзя забывать — мы великая страна, потому что у нас есть великие деятели культуры. И я очень рад, что принято решение в День работника культуры вручать ежегодную премию ее выдающимся деятелям. Это только малая толика признания их заслуг. Культура передается через традиции, через школу, через высочайшие стандарты мастерства. И если мы сможем это сделать, останемся великой державой.

— Скажите, пожалуйста, осуществляет ли Министерство культуры поддержку народных художественный; промыслов, многие из которых переживают не лучшие времена?

— Государственная поддержка традиционной народной культуры, являющейся духовной основой общества, важнейшим условием нейтрализации этнических конфликтов, сохранения социальной стабильности и единства страны — одна из наших приоритетных задач. Экономические и политические реформы становятся эффективными в той мере, в которой они учитывают глубинные пласты национальной ментальности, сущностные характеристики национальной культуры.

В 2008 г. Минкультуры России утвердило Концепцию сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009—2015 гг. В 2007 г. была учреждена

ежегодная премия Правительства РФ «Душа России» за заслуги в развитии народного творчества. Ее получают творческие люди разных поколений из всех регионов России. Те, кто хранит сегодня традиции народной и фольклорной культуры, хранит душу России, душу народа. Песни и танцы, исполняемые ими, народные промыслы, мастерство изготовления которых передается из поколения в поколение, народная музыка — все это основа, на которой держится наша культура.

И сегодня в регионах России принимаются законы и постановления в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры, поддерживаются акции, направленные на сохранение традиций, обрядов и обычаев народов. Здесь своими глазами видишь, как сохраняется и приумножается национальная культура, которая своими корнями уходит в народное творчество.

В то же время нельзя забывать, что народные промыслы — это союз культуры и бизнеса. Мало произвести что-то прекрасное, надо суметь его продать. Там, где это умеют, — промысел процветает.

— В одно время в прессе много было информации о хищениях музейных ценностей как в Москве, так и по всей России. Каковы основные причины утраты музейных предметов и удалось ли изменить ситуацию с учетом сохранности музейных фондов?

— Если говорить о типичных, системных нарушениях — это несоблюдение норм действующего законодательства, требований инструкции по учету и хранению музейных предметов и коллекций. Во-вторых — недостаточная техническая оснащенность и материальная обеспеченность музеев. Как можно всерьез говорить о сохранности музейных коллекций, если наши музеи сегодня не оснащены новым специальным оборудованием. Если в них не установлены современные системы безопасности, охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения.

Одной из наиболее острых музейных проблем остается вопрос хранения фондовых коллекций. Наши музеи буквально задыхаются без новых фондохранилищ, а старые не соответствуют нормам хранения музейных ценностей. И по результатам проверок мы обязательно должны представить программу сохранения музейного фонда России, включающую, в том числе, программу строительства фондохранилищ. Такой программы сегодня нет вообще. Музеи, где фондохранилища расположены в специально построенных для этой цели зданиях, можно пересчитать по пальцам. Именно поэтому в значительной части субъектов Федерации было увеличено финансирование, направленное

на капитальный ремонт и реставрацию зданий и помещений, где расположены музеи, на постройку новых специализированных фондохранилищ. Например, в Московской области введено в строй и оборудовано фондохранилище Государственного дома-музея П. И. Чайковского. Для этих целей было выделено 35 млн руб. Смонтировано оборудование фондохранилища Звенигородского историко-ар-хитектурного и художественного музея, а также ряда муниципальных музеев области. Введены в действие новые здания с оборудованными фондохранилищами в Музее-заповеднике «Дмитровский Кремль», Коломенском и Раменском краеведческом музеях. Проводится модернизация и закупка компьютерной техники и программного обеспечения для ведения автоматизированного учета в музеях. Ведется работа по усовершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы музеев — с целью создания правовой основы их деятельности, системы контроля и регулирования. Осуществляется передача музейных коллекций на ответственное хранение, ведется поиск необнаруженных предметов.

В 2008 г. приняты законы «О музеях и музейном деле в Республике Северная Осетия — Алания», «О музеях в Московской области», «О музеях и музейном деле на территории Рязанской области». В Костромской области результатом деятельности комиссии по проверке стало создание и утверждение «Рекомендаций по вопросам сохранности и безопасности музейных фондов для государственных, муниципальных и ведомственных музеев Костромской области». В республиках Адыгея, Бурятия, Марий Эл, Северная Осетия — Алания, Алтайском, Забайкальском, Красноярском краях, Архангельской, Московской, Самарской и Рязанской областях разрабатываются или утверждены региональные целевые программы по сохранению культурных ценностей и развитию культуры — в том числе музеев, до 2020 г.

К слову о публикациях прессы по поводу хищений музейных экспонатов. Смотрите, что происходит: на 1 августа 2008 г. в музеях страны была выявлена недостача около 106 тыс. музейных предметов, что составляет 0,5 % от всех проверенных музейных предметов. Но уже к 1 октября это количество существенно уменьшилось — теперь недостача составляет 86 тыс., т. е. 0,1 % от всего проверенного имущества. Хотя музеев проверено на 20 % больше. Это говорит о том, что многие экспонаты находятся в других фондах и даже в других музеях.

Так, в июле прошлого года только в Псковском музее-заповеднике недосчитались около 140 тыс.

- 7

предметов. За прошедший период эти предметы нашлись в других музеях, которые раньше были филиалами этого музея. Реорганизация прошла, вместо филиалов появились самостоятельные музеи, а в учетной документации изменений не было сделано. К сожалению, это достаточно распространенное явление. Поэтому я допускаю, что из тех экспонатов, которые по неустановленным причинам не были предъявлены экспертам, значительная часть будет обнаружена в других хранилищах. И только 0,011 % от проверенных предметов на сегодня считаются украденными, по ним заведены уголовные дела.

— Русская Православная Церковь содержит огромный массив ценнейшего культурного наследия. Сможет ли она хранить его в достойном состоянии ?

— Как известно, сейчас ведется работа по передаче изначально принадлежавшей РПЦ собственности. Вы знаете, что Президент России и Правительство Российской Федерации инициировали и законодательно утвердили это очень важное для восстановления исторической справедливости дело. Работа непростая, сопряженная с определенными трудностями: сохранения памятников архитектуры, иконописи, являющихся шедеврами мировой культуры, сохранения и размещения самих музеев, библиотек, занимающих сейчас церковные помещения, и пр. И, надо сказать, со стороны Церкви мы встречаем редчайшее терпение и понимание. Что касается сохранности нашего богатейшего национального культурного достояния — это наша солидарная ответственность: и церкви, и государства, и каждого из нас.

Например, есть решение о восстановлении Воскресенского собора и Новоиерусалимского монастыря как обители. Оргкомитет по восстановлению монастыря возглавил Президент России Дмитрий Медведев. Известно, что собор в свое время при отступлении взорвали фашисты, с тех пор идет кропотливая научная работа по его реставрации. И сейчас в монастыре работает профессиональный экспертный совет с участием специалистов Министерства культуры РФ, реставрационные работы курируют профессионалы.

— В сентябре прошлого года в Нальчике под Вашим председательством состоялось X заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры РФ. Какие проблемы обсуждались на нем?

— Обсуждались вопросы формирования толерантности в обществе, развития межнационального общения и борьбы с ксенофобией средствами

8 -

культуры, обеспечение сохранности Музейного фонда Российской Федерации в государственных и муниципальных музеях субъектов Федерации, концепция развития театрального дела на период до 2020 г., ход работы над проектом федерального закона «О культуре».

Одной из важнейших задач культуры в традиционно многонациональном российском обществе является воспитание толерантности сознания и среды. Толерантность — важнейший принцип и необходимое условие мира и социально-экономического развития. Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории была и остается многонациональной, многоконфессиональной страной. Это наше богатство, это наш потенциал, еще полностью не используемый и в сфере культуры, и в сфере межнациональных отношений. В свете этого является важным распространение идей толерантности, веротерпимости, бережного отношения к духовному наследию и традициям народов России. Уверен, что Северный Кавказ, где веками бок о бок проживают более ста национальностей, может стать образцом толерантности в межнациональных отношениях для других регионов России. В частности, в Кабардино-Балкарии веками выработаны обычаи добрососедства людей разных культур, вероисповедания. Министерством культуры разработаны методические рекомендации по вопросам толерантности для органов исполнительной власти, а также словарь основных терминов в этой области. И мы просим журналистов не употреблять в криминальных сводках словосочетания «мусульманский» и «исламский экстремизм». Не следует вешать ярлыки, обидные для значительной части населения России.

Участники заседания отметили необходимость при разработке федерального закона «О культуре» найти способ прекратить пропаганду насилия и разврата на телевидении, или хотя бы оградить детей и подростков от травмирующих психику передач. Было предложено в концепции закона «О культуре» прописать понятие «охрана детства», которое поможет справиться с вакханалией пошлости и бескультурья в эфире и печатной продукции. Считаю, что в концепции нужно заложить идею, что СМИ должны стать проводником подлинной культуры без ущерба для свободы слова. К сожалению, телевидение этому порой не способствует.

— Что побудило Вас обратиться к губернатору Московской области Б. В. Громову с просьбой о приеме в областное ведение Дома-музея С. А. Клычкова?

— Это было сделано в связи с письмом деятелей культуры и искусства Беллы Ахмадулиной, Михаила Бутова, Евгения Евтушенко, Татьяны Жилки-ной, Юрия Полякова и других, в котором выражено беспокойство по поводу нынешнего состояния и дальнейшей судьбы Дома-музея С. А. Клычко-ва — филиала Талдомского историко-литературного музея, расположенного в деревне Дубровки Талдомского района Московской области.

Три года назад Дом-музей был закрыт для посещения в связи с аварийным состоянием, а его фонды вывезены в запасники Талдомского историко-литературного музея. Минкультуры России предложило этому музею представить заявку в Федеральную целевую программу на реставрацию музейных предметов, входящих в состав государственной части Музейного фонда. Однако в связи с тем, что усадьба Клычковых отнесена к памятникам истории и культуры регионального значения, а здание музея находится в муниципальной собственности, Минкультуры России не может провести финансирование работ по сохранению и реставрации главного усадебного дома посредством вышеуказанной программы. Также невозможно включение Дома-музея С. А. Клычкова в перечень объектов долгосрочной целевой программы Московской области «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области на 2009—2012 годы», поскольку муниципальные районы не наделены полномочиями по вопросам сохранения памятников истории и культуры.

Именно поэтому Минкультуры России обратилось к губернатору Московской области Б. В. Громову с просьбой о приеме Дома-музея С. А. Клычкова в областное ведение, о необходимости создания на его базе музея-усадьбы (или музея-заповедника).

— Было время, когда «толстые» литературные журналы пользовались огромной популярностью среди читателей. В них всегда печатались лучшие произведения писателей. Что необходимо сделать, чтобы возродить интерес читателей к ним?

— Далеко не все сферы человеческой жизни можно запихнуть в прокрустово ложе рыночных отношений и не все сферы творческой жизни — если мы хотим, чтобы они были качественными и чистыми — могут генерировать деньги. И судьба наших «толстых» литературных журналов не может не тревожить общество. Ведь за последний год тираж многих журналов упал на треть. Причем, это

происходит с журналами всех направлений — и «левых», и «правых». Еще один год — и половины таких журналов может не стать.

Именно поэтому премьер-министр России Владимир Путин дал поручение Минфину, Минсвязи, Минкультуры изыскать дополнительные возможности и средства на оказание поддержки литературно-художественных журналов. В 2010 г. Мин-комсвязи увеличит размер выделяемых «толстым» журналам ежегодных субсидий в два раза, средства будут направлены на увеличение тиража, ставок авторских гонораров, улучшение качества печати и художественного исполнения.

Будут выделены дополнительные ресурсы в объеме не менее 50 млн руб. на приобретение «толстых» журналов ведущими местными, районными и городскими библиотеками. Кабинет министров намерен увеличить и количество премий в области культуры и искусства. Предлагается подготовить и выпустить постановление правительства об увеличении количества премий правительства в области культуры и искусства — с 20 до 25. Размер премии составляет 1 млн руб. Хочу напомнить, что в предыдущие годы литераторы в число награждаемых правительственными премиями не входили. Эти дополнительные премии, которые будут рассчитаны именно на писателей, позволят поддержать талантливых литераторов. Кроме того, вдвое — с 20 до 50 млн руб. — будет увеличена грантовая поддержка творческих инициатив в области культуры. В том числе речь идет и о росте финансирования литературных проектов.

Наши лучшие толстые литературные журналы всегда были важной средой интеллектуальной жизни. Они выжили в самые сложные для современной литературы постперестроечные времена. И сегодня они сохраняют лучшие традиции отечественной периодики. В то же время остро встает вопрос о качестве тех произведений, над которыми, столкнувшись с требованиями рынка, работают люди, занимающиеся литературным творчеством. Как заметил Джеймс Баллард: «Любой дурак может написать роман, но продать его — только гений!». Об этом тоже нельзя сегодня забывать.

— В последние годы в современной России активно возрождается меценатство. Помогает ли оно развитию культуры?

— Долгое время сами эти слова «меценат», «благотворитель» были выведены из нашего советского обихода. И сейчас, к сожалению, они вызывают раздражение многих наших сограждан — они не верят, что человек может быть настолько

- 9

бескорыстен. А ведь посмотрите, сколько сделали для российской культуры Щусев, Третьяков, Морозов. Благодаря их трудам в России появлялись музеи, театры, картинные галереи. И не считалось постыдным об этом говорить. Людям, не жалеющим на русскую культуру, ни душевных сил, ни денежных средств, современники воздавали должное при жизни. И сегодня я хотел бы поклониться Владимиру Спивакову, Галине Вишневской, Иветте Вороновой за их подвижническую деятельность во благо российской культуры. Список большой, можно долго перечислять. Я знаю людей, которые бескорыстно восстанавливают наши провинциальные усадьбы и на их основе делают крупные культурные центры, выставочные и концертные залы.

Сегодня потенциал отечественной благотворительности очень высок, и было бы преступно его не использовать. Однажды Жорес Алферов на встрече с Владимиром Путиным заявил, что он отдал на поддержку молодых талантливых ученых львиную долю своей Нобелевской премии, но эти деньги были обложены таким высоким налогом, что молодым дарованиям достались крохи. Сегодня очевидно, что необходимо формировать систему законов, позволяющих запустить механизм многопрофильного финансирования культуры, открывающих широкие возможности для спонсорства и меценатства, предусматривающих существенные льготы для меценатов.

— До недавнего времени остро стояла проблема сохранения культурных традиций. Но, очевидно, следует вести речь об их инновационном развитии? Есть ли позитивные примеры, достойные активной поддержки?

— 8 июля 2008 г. в календаре у россиян появился новый всероссийский праздник — День семьи, любви и верности. Именно в этот день в дореволюционной России широко отмечался праздник Петра и Февронии Муромских, ставших в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности.

И сегодня семья, которая всегда была и остается основой благополучия, созидания и продолжения рода, — особый приоритет в России. Неслучайно в Год семьи жители Мурома выступили с предложением — возродить историческую традицию празднования Дня Петра и Февронии не только на родине святых, но и во всех уголках России, возродить этот добрый и созидательный праздник как День семьи, любви и верности. Инициатива муромчан нашла живой отклик во многих регионах России и поддержку как Русской Православной Церкви, так

10 -

и других религиозных конфессий, общественных организаций и многих известных россиян.

Идея Дня семьи, любви и верности, основанная на древней легенде, не имеет конфессиональных границ и объединяет людей вокруг главного достояния любого человека — его семьи. Праздник дает каждому хороший повод задуматься, проявить заботу о самых родных людях: жене или муже, детях и родителях, поздравить родных, позвонить, встретиться, поддержать теплыми словами, подарить ромашку — символ праздника.

С поддержкой инициативы проведения всероссийского Дня семьи, любви и верности выступила супруга Президента России Светлана Медведева, которая возглавила Оргкомитет празднования. В этом году она вручила медали «За любовь и верность» семейным парам, отметившим серебряную, золотую и другие «юбилейные свадьбы». В торжественной церемонии, состоявшейся в здании областной администрации, приняли участие 10 муромских семей — супруги разных национальностей и с разным семейным стажем: кто-то прожил в браке около 30 лет, а кто-то — больше 60. Но все они воспитали достойных детей и весьма уважаемы в городе.

Добрый тон в праздничных мероприятиях в Муроме по праву задают Свято-Троицкий и Спа-со-Преображенский монастыри. С этими обителями связаны имена святых. В Свято-Троицком находится рака с мощами Петра и Февронии, а в Спасо-Преображенском провел остаток своих дней Петр. В этом году Божественную литургию в Свято-Троицком монастыре совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, являющийся одним из инициаторов празднования Дня семьи, любви и верности.

Праздник приоткрыл еще одну новую трогательную страницу, рождение новых традиций: в муромском роддоме проходит обряд имянаречения, а новорожденный получает свидетельство о рождении и подарки от губернатора Владимирской области и главы округа Муром. В ЗАГСе первые лица Владимирской области приветствуют молодоженов, которые решили связать себя узами брака в День семьи. Здесь открыта скульптурная композиция «Союз любви — мудрый брак», посвященная княжеской чете.

Новый праздник, начавшись в Муроме, был широко отмечен во многих регионах России: в Краснодарском и Ставропольском краях, Архангельской, Волгоградской и Ростовской областях, Приволжском федеральном округе, республиках Адыгея и Калмыкия, в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Се-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

верной Осетии и Чечне. Жители регионов смогли ощутить на себе всю широту праздника, причем каждый город, поселок, каждая семья праздновали по-своему. Ведь главное, по сути, это открыть себя для добрых и светлых чувств, поделиться ими с близкими.

Отрадно, что на всероссийскую инициативу откликнулись также и в дальнем зарубежье: в Германии, Сирии, Великобритании, Аргентине, Австралии — всего больше сорока стран. Добрые чувства Дня семьи, любви и верности пришлись по душе нашим соотечественникам за рубежом.

Следует отметить, что атмосфера праздника в масштабе всей страны — во многом заслуга Первого

канала: тема Дня семьи, любви и верности красной нитью проходит через все программы крупнейшего телеканала страны 8 июля, завершаясь трансляцией праздничного концерта из Мурома. Сейчас можно смело утверждать, что в России появился новый светлый и радостный праздник, ставший ярким событием в культурной жизни страны.

Вел беседу Николай ТЕРЕЩУК, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России, председатель Московского отделения Российского творческого союза работников культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.