Научная статья на тему 'Совершенствование российского законодательства в сфере культуры'

Совершенствование российского законодательства в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1716
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Создание современного российского законодательства в сфере культуры является одной из важных составляющих государственной политики в решении задач реализации конституционных прав и свобод граждан России, осуществления устойчивого развития страны, сохранения ее территориальной целостности и суверенитета. Как совершенствуется законодательство в настоящее время? Какие приняты новые законы в сфере культуры? На эти и другие вопросы ответил председатель Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации Г.П. Ивлиев. Вел беседу Н.В. ТЕРЕЩУК, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России, председатель Московского отделения, Российского творческого союза работников культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование российского законодательства в сфере культуры»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

21 (78) - 2010

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Создание современного российского законодательства в сфере культуры является одной из важных составляющих государственной политики в решении задач реализации конституционных прав и свобод граждан России, осуществления устойчивого развития страны, сохранения ее территориальной целостности и суверенитета. Как совершенствуется законодательство в настоящее время? Какие приняты новые законы в сфере культуры? На эти и другие вопросы отвечает председатель Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации Г. П. Ивлиев.

— Григорий Петрович, какие главные цели стоят сейчас перед вашим Комитетом?

— Главное — это законодательная база в сфере культуры. Ведь Основы законодательства Российской Федерации о культуре были приняты еще в 1992 г. Они существуют и продолжают действовать. И их историческая роль достаточно высока. Однако с тех пор были приняты три тысячи федеральных законов, касающихся культуры. Конечно же, закон 1992 г. утратил свое значение. И нам нужен новый базовый закон о культуре, соответствующий XXI в. и тем задачам, которые ставятся в настоящее время. Каким он должен быть — обсуждается среди специалистов. Комитет же в ближайшее время будет вносить поправки в другие законодательные акты, чтобы работа над базовым законом не препятствовала текущему законодательству.

Вместе с Правительством РФ, Администрацией Президента РФ, Советом Федерации, Министерством культуры РФ и другими федеральными ведомствами комитет активно участвует в разработке стратегии культурной политики государства. В качестве примера могу назвать утвержденную правительством концепцию развития художественного образования, разработанную нашим комитетом. Другой, не менее важный пример — наши инициативы по реформе библиотечной системы.

При этом главными заботами Госдумы являются развитие законодательства, а также формирование бюджета. Без этих двух инструментов — бюджетных денег и законодательных норм — никакая стратегия работать не смогла бы.

2 -

Комитет профессионально обеспечивает обратную связь между государством и обществом по вопросам культуры. Искусство высших достижений — тоже забота нашего комитета, как и массовое художественное образование для детей, обеспечение доступа всех и каждого к культурной жизни.

— Сегодня культура становится на новый уровень в иерархии тех государственных политических ценностей, которые защищаем мы с вами. Сможет ли в перспективе культура стать основой социально-экономического развития России?

— Сочетание политической стабильности, культурных традиций и основанного на них инновационного развития позволит раскрыть более глубоко потенциал наших людей. В связи с этим в политике государства к числу важнейших относятся два взаимосвязанных направления: это образование в сфере культуры и, что не менее важно, культура в сфере образования. Самое главное — это то, что за последнее время мы начали устранять из практики стереотип остаточного финансирования культуры. Сегодня все российское общество фиксирует необходимость существенной поддержки отечественной культуры. Однако постановка подобных масштабных задач требует и современного законодательства в этой сфере.

— Многие творческие люди недовольны теми средствами, которые выделяются сейчас на культуру. Как же так получается, что богатая страна с великими культурными традициями тратит на сохранение и развитие своей национальной культуры недостаточно средств?

— Родившийся и выросший в стране с великой культурной традицией человек автоматически осознает ее как нечто само собой разумеющееся. Так же, как наличие в государстве огромных лесов и великих рек. И только почувствовав, что ему становится трудно дышать, потому что леса безжалостно вырубаются, а воду противно и опасно пить из-за того, что в реки сбрасываются миллионы тонн промышленных отходов, он начинает понимать необходимость расходов на экологию. Боюсь, что на таком же, практически подсознательном уровне, у

многих наших сограждан сформировано отношение и к культуре. Оглянувшись вокруг и содрогнувшись душой, как некогда говорил классик, он, горестно заламывая руки, начинает восклицать: «Да что же такое стряслось с нами, откуда взялась эта ужасающая бездуховность?». Как принято говорить у юристов: установите простейшую причинно-следственную связь. Сэкономили на культуре — получили то, что получили.

— Какие сферы культуры требуют сегодня наиболее пристального внимания со стороны государства?

— Это очень сложный вопрос, потому что все сферы требуют и сейчас то, что делается, наиболее актуально — это превращение библиотек в информационно-культурные центры нового поколения. Публичные библиотеки — это те духовные центры, на которых выросли целые поколения российских людей. И нахождение их в трудной ситуации в последние годы — это была наибольшая проблема для нас. И вообще, реализация права на доступ к информации, к источнику информации, к культурным ценностям реализуется, прежде всего, через библиотеки. А это требует учета новых потоков информации и новой организации работы.

— Какие наиболее важные законы были приняты вашим комитетом?

— Законы о библиотечном деле, о музеях, о русском языке и др. Они позволили в ряде сфер культуры стабилизировать ситуацию, создать необходимую основу для деятельности этих учреждений, для сохранения культурных памятников. Но в то же время изменение всех структур законодательства требует от нас другого подхода к культуре. Культура ведь такая вещь, которая присутствует во всех сферах жизни, и в этой связи законодательство о культуре — одна из самых неразвитых отраслей законодательства. Причин много, одна из основных — это то, что базовый закон о культуре был принят в 1992 г., до принятия Конституции...

— А вообще, какие еще наиболее значимые события в законодательной сфере в культуре Вы могли бы отметить за последние годы?

— Еще в 2008 г. совместно с Правительством РФ была проведена работа по подготовке Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 гг. Были внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», направленные на совершенствование системы обязательного экземпляра, уточнение базового понятия «документ». Приняты изменения в ст. 18 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-Ф3

«О библиотечном деле». В итоге президентская библиотека получила статус национальной.

Большое значение в законодательной работе имеет не только принятие специальных отраслевых законов, но и отстаивание интересов культуры при прохождении в Госдуме проектов федеральных законов. Наш Комитет является соисполнителем по многим законопроектам. Особо следует отметить его работу над поправками к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В результате этой работы в принятый закон включены нормы, обеспечивающие сохранность объектов археологии, частично или полностью скрытых под водой.

При нашем активном участии принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 308-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В законе введены нормы в ст. 55 о размещении заказов у единственного поставщика в случае, если рядом учреждений культуры (театром, концертным учреждением, концертным коллективом, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом) осуществляется размещение заказа на создание определенных произведений литературы или искусства у конкретного физического лица или конкретных физических лиц определенных профессий. А также в случае проведения технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов России его авторами.

Очень важное дополнение внесено в ст. 28, позволяющее конкурсной комиссии при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе оценивать деловую репутацию его участника, наличие опыта выполнения работ, необходимых производственных мощностей, технологического оборудования и трудовых, финансовых ресурсов.

В 2009 г. мы уделяли много внимания вопросам кинематографии. Парламентские слушания по проблемам кино стали за последние годы одним из самых главных форумов, где обсуждались его болевые точки. Мы пришли к выводу о необходимости целого ряда законодательных мер: определить критерии в обеспечении благоприятного налогового климата в сфере национального кинематографа, создать систему единого электронного билета, позволяющую добиться четкой информации о поступающих средствах за купленные билеты, стимулировать правоохранительные органы к борьбе с видеопиратством. Но главное здесь то, что мы,

наконец, перешли на новые принципы государственной поддержки кино.

— В 2009г. было принято пять законов в культурной сфере. Что это за законы?

— В их числе Федеральный закон от 17.07.2009 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (принят ГД ФС РФ 24.06.2009). Он направлен на стимулирование ввоза культурных ценностей на территорию России путем разрешения вывоза культурных ценностей, созданных более 100 лет назад. К вывозу заявлены культурные ценности, приобретенные за пределами России и ввезенные на ее территорию юридическими и физическими лицами после вступления этого закона в силу при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством.

Федеральный закон от 03.06.2009 № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле», в соответствии с которым обеспечивается охрана наиболее ценной части библиотечного фонда, отнесенной к национальному библиотечному фонду, определяется статус книжных памятников — рукописных книг или печатных изданий, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования, а также расширены функции межпоселенческих библиотек.

Федеральный закон от 21.12.2009 № З35-Ф3 «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», внесенный Законодательным Собранием Вологодской области. Он устанавливает обязательность учета культурных аспектов во всех государственных программах и проектах экономического, экологического, социального, национального развития и муниципальных программах.

Федеральный закон от 27.12.2009 № 375-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», направлен на совершенствование государственной поддержки национальных фильмов, на введение единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О библиотечном деле», внесенный Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан. Рассматриваемая законодательная инициатива

направлена на изменение возраста с 16 на 14 лет для граждан, которые могут стать пользователями библиотек по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, и, соответственно, получить право на пользование всеми библиотечными услугами.

Предлагаемое в законопроекте изменение на практике позволит расширить круг пользующихся библиотечными услугами лиц за счет привлечения подростков, что обеспечивает реализацию задач культурного и образовательного характера, а также важной социальной задачи — приобщение детей и молодежи к чтению.

— Ни для кого не секрет, что с каждым годом становятся все массированнее и жестче попытки изъятия историко-культурных территорий и объектов культурного наследия, входящих в состав наших музеев-заповедников. Перспектива застроить личными коттеджами земли, овеянные немеркнущей славой отечественной истории, родившие величайшие творения гениев русской культуры, настолько привлекательна для некоторых наших сограждан, что в ход идут любые средства — от использования «дыр» в законодательстве до грубых рейдерских захватов имущества государственных музеев-заповедников. Особо тревожит то, что география этих действий охватывает всю страну и создаетреальную угрозу утраты наиболее ценной части культурного наследия народов России. Создается ли в этом плане действенная правовая защитароссийских музеев-заповедников от их разграбления?

— Естественно, в связи с этим подготовлены проекты ряда законов. Например, «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты России».

Этим законопроектом вводятся требования по ремонту и реставрации памятников истории и культуры, по доступу граждан ко всем объектам культурного наследия. Для всех видов сделок с ними обеспечивается переход установленных требований к каждому новому собственнику или пользователю памятника через внесение их в государственный кадастр недвижимости и в реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, признаются ничтожными сделки, совершенные без заключения договора об исполнении установленных требований. Вводится порядок возмездного прекращения права собственности на объект культурного наследия в случае невыполнения установленных в отношении его обременений. Установлены обязательное страхование за свой счет риска случайной гибели или случайного повреждения объекта культурного наследия, а также налоговые льготы и бюджетные субсидии для их собственников.

Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработаны в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с созданием и функционированием музеев.

Такие музеи получили название «музеев-заповедников» (музеев-усадеб) и помимо целей создания музеев, содержащихся в ст. 27 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», осуществляют комплексное хранение, эффективную охрану и рациональное использование историко-культурного и природного наследия на занимаемых территориях.

— Что конкретно является историко-культурным заповедником?

— В соответствии с законом историко-культурным заповедником является достопримечательное место, представляющее собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания.

В связи с тем, что музеи, расположенные в усадебных комплексах, также осуществляют работу по обеспечению сохранности, изучению и популяризации входящих в их состав памятников истории и культуры и садово-паркового искусства, проектом предлагается отнести к историко-культурным заповедникам также ансамбли, четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений дворцового, жилого, общественного и иного назначения, представляющие собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс.

Данный законопроект повысит эффективность правового регулирования отношений в сфере развития и совершенствования музейной деятельности и охраны культурного наследия.

— В нашей стране еще не в должной мере оказывается помощь народным художественным промыслам и ремеслам. Что конкретно предпринимается депутатами в этом направлении?

— Принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах», в котором предлагается в целях обеспечения эффективности применения мер государственной поддержки промыслов ввести понятие «художественно-стилевые особенности народного художественного промыс-

ла». А также устанавливается запрет на отнесение к изделиям народных художественных промыслов изделий, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности, характерные для определенного места традиционного бытования промысла, но изготовленных на другой территории.

— Какие законопроекты конкретно работают на реализацию Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р и обеспечивающие повышение качества и эффективности подготовки профессиональных кадров в сфере культуры и искусства?

— Это законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Предлагается ввести «ассистентуру-стажировку» как форму послевузовской подготовки кадров по исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства, успешно применявшуюся ранее.

Второй законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части среднего профессионального образования в области искусства) направлен на сохранение уникальной системы подготовки творческих кадров для отрасли культуры. В нем предлагается ввести новый тип образовательных учреждений — среднего профессионального образования для детей, проявивших выдающиеся способности в области музыкального, хореографического, изобразительного искусства. Также предусматривается возможность поступления детей в данные образовательные учреждения на основе индивидуального отбора с учетом их способностей в соответствующих областях искусства. Кроме того, предоставляется возможность реализации в данных образовательных учреждениях основных программ общего и среднего общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

— Вы как-то сказали, что многие важные законодательные инициативы подготовлены депутатами вашего комитета в целях оказания действенной помощи представителям творческих союзов, общественных объединений в сфере культуры, деятелями культуры и искусства. И какие же формы государственной поддержки предлагаются им?

— Подготовлен законопроект «О государственной поддержке творческой деятельности и объединениях творческих деятелей», который направлен на определение «творческой деятельности»,

«творческих объединений», «творческих союзов», «профессиональной и любительской творческой деятельности». Согласно нему вводится понятие общественного признания творческой деятельности, принципы формирования социальных условий для творческой деятельности, формы государственной поддержки творческой деятельности — это добровольная аккредитация творческих союзов, содействие признанным творческим деятелям и объединениям в приобретении земельных участков для строительства или приобретении на правах собственности, аренды, безвозмездного пользования художественных мастерских, студий, ателье и других нежилых помещений.

Устанавливаются меры государственной поддержки аккредитованных творческих союзов в виде целевых программ, размещения государственного заказа на творческую продукцию, льготная аренда на условиях, равных с госучреждениями культуры, а также государственный контроль и надзор при осуществлении мер поддержки творческих союзов.

Перед нами стоит задача придать творческим союзам новый статус с тем, чтобы развитие их деятельности все-таки не встречало столько препятствий, сколько существует на его пути в настоящее время.

Законопроект о творческих союзах существует уже в нескольких вариантах, но не находит поддержки правительства и других органов федеральной власти. Нам предстоит найти механизмы их деятельности. Комитет ждет конкретных предложений всех заинтересованных лиц для того, чтобы такой законопроект не только был внесен в очередной раз в Госдуму, но и содержал приемлемые для всего общества механизмы поддержки творческих союзов, определение статуса творческого работника и творческой деятельности как деятельности некоммерческой и необходимые социальные гарантии.

— На нашем телевидении идут сериалы с бесконечными убийствами, с грубой лексикой, чудовищными отношениями между людьми. А ведь все это смотрят дети! Может быть, стоит все-таки не только законодательными методами, но еще как-то вести работу с теми людьми, которые допущены до руководства тем или иным каналом телевидения или к тому или иному печатному изданию?

— Сегодня необходимо активно совершенствовать законодательство, направленное на защиту нравственности, культурных и семейных ценностей, идеалов материнства и детства, любви и уважения. Комитет выступает категорически против пошлости и порнографии на телевизионном экране, против неоправданной демонстрации сцен насилия и жестокости.

Тем не менее мы не видим необходимости в создании специального органа, занимающегося проблемой нравственности. У нас уже есть действующая Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а расходы федерального бюджета на содержание Совета по нравственности оцениваются авторами проекта в 72 млн руб. в год, что повлечет дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета, не обеспеченные реальным финансированием. Кроме того, 12 самых уважаемых, образованных и грамотных членов Совета не могут формировать мнение большинства. Да и неверно ставить надсмотрщиков над СМИ. Соблюдение норм нравственности на радио и ТВ невозможно решить одним законопроектом. Для этого потребуется комплекс мер, закрепленный законодательством. К этому же нас подводит и имеющийся международный опыт.

Недавно были приняты изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где была возложена на государство, на органы государства всех уровней, на образовательные организации и учреждения культуры обязанность участвовать в духовно-нравственном воспитании детей. И эту обязанность возлагают и на родителей. И если до сих пор мы эту обязанность как правовую не формулировали, то, наверное, сейчас настало время, когда и государство, и родители должны участвовать в духовно-нравственном воспитании ребенка, а не только в его материальном содержании.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции» является составной частью пакета законопроектов, подготовленных в рамках Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности. Данный законопроект предусматривает комплекс правовых мер, направленных на совершенствование уголовного законодательства в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции, в том числе с использованием детей.

— Что определяет законопроект « Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера»?

— Он определяет правовые основы государственного регулирования деятельности, связанной с оборотом на территории России продукции эротического и порнографического характера, организацией и проведением мероприятий эротического

характера, и устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях обеспечения нормального физического и психического развития и нравственного формирования личности несовершеннолетних, охраны здоровья граждан и защиты общественной нравственности.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера» направлен на внесение изменений в Закон РФ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ) от 27.12.1991 № 2124-1, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», которые обеспечивают реализацию норм о борьбе с оборотом продукции эротического и порнографического характера.

— Работники культуры среди небогатых бюджетников — самая низкооплачиваемая группа. А ведь это в большинстве своем высококвалифицированные специалисты с высшим образованием. Унизительно низкая оплата их труда, кроме всего прочего, резко снижает в глазах народа не только престиж профессии, но и авторитет культурной деятельности как таковой. Выходит, коль скоро государство не готово платить за культуру достойные деньги — значит, она ему попросту не нужна?

— Если говорить о направлениях увеличения финансирования, начинать следует с сельской местности , поскольку за последние десятилетия она оказалась наиболее ущемленной с точки зрения доступа к культурным ценностям и возможностей творческой самореализации. Необходимо возрождать, причем на самом современном уровне, систему культурного досуга. Сейчас разрабатывается большая программа по ремонту и строительству сельских клубов, укомплектованию их квалифицированными кадрами и необходимым оборудованием.

В малых городах, население которых менее 200 тыс. человек, будем создавать сеть цифровых кинотеатров. Для этого необходима качественная и надежная отечественная техника. На уровне региональных центров финансирование следует направлять на создание современной материально-технической базы крупных библиотек. Большинство из них, как, впрочем, и музеев, расположены в исторических, красивых, но сегодня, увы, малоприспособленных

помещениях. Нужно серьезное финансирование строительства оборудованных фондохранилищ.

Серьезной реконструкции требует и большинство провинциальных театров и филармоний. Много говорится о необходимости возобновления гастрольной деятельности, а без реконструированных театрально-филармонических площадок она попросту невозможна. Так что, как видите, речь идет о весьма серьезных финансовых вложениях в культуру, в десятки раз превышающих простое увеличение зарплаты. А средняя зарплата в сфере культуры к 2011 г. должна сравняться со средней по стране.

— Также работников культуры волнует вопрос, связанный с федеральным бюджетом на перспективу...

— Бюджет на текущий и последующий период сохраняет четко выраженную социальную направленность. А по-другому здесь и быть не может. Мы и впредь будем призывать федеральные органы исполнительной власти выходить с проектами, программами — обоснованными, логичными, которые могли бы поддержать развитие культуры. Особенно доступность культуры для детей. Это позволит нам создать поколение, которое способно в XXI в. и обновляться, и созидать, и творить. Без подобного подхода мы не сможем сделать качественный рывок вперед — к достойному уровню жизни, который невозможен без культуры.

— На одном из съездов партии «Единая Россия» был принят новый программный документ, главный тезис которого — «Сохранить и приумножить». Насколько этот тезис приемлем в культуре?

— Естественно, принцип «сохранить и приумножить» относится не только к сфере экономической жизни, но к сфере культуры, где главными задачами становятся сохранение и поддержание интереса к культуре в обществе и сохранение единого культурного пространства в России.

И я глубоко убежден, что для выработки эффективной государственной политики власти важно услышать мнение видных представителей культуры, чтобы понять, как модернизировать сферу культуры, при этом не утратив богатейших российских традиций. Поэтому мы всегда ждем от лидеров общественного мнения предложений, которые могли бы стать партийными проектами либо программами с бюджетным финансированием, для воплощения в жизнь принципа «сохраним и приумножим».

Вел беседу Николай ТЕРЕЩУК, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России, председатель Московского отделения Российского творческого союза работников

культуры

- 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.