Научная статья на тему '1. 14. Конституционно-правовое регулирование отношений граждан в сфере культурной жизни в Российской Федерации'

1. 14. Конституционно-правовое регулирование отношений граждан в сфере культурной жизни в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
581
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ / CONSTITUTIONAL RIGHT TO PARTICIPATION IN THE CULTURAL LIFE / FEDERAL LEGISLATION IN THE CULTURAL SPHERE / FEDERAL SPECIAL PURPOSE PROGRAMS IN THE CULTURAL SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубанова Марина Евгеньевна

В статье представлен анализ конституционно-правового регулирования отношений граждан в культурной сфере. Акцент сделан на нормативные правовые акты федерального уровня. В частности, выявлены и проанализированы федеральные законы, регламентирующие те или иные стороны культурной и творческой жизни в Российской Федерации. Рассмотрены подзаконные акты, особое внимание уделяется Федеральным целевым программам как специфическим документам программного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рубанова Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Legal Regulation of the Citizens' Relations in the Cultural Sphere in the Russian Federation

The paper analyzes constitutional legal regulation of citizens' relations in the cultural sphere. A strong emphasis is placed on the regulatory and legal acts at the federal level. In particular, the federal laws regulating different aspects of cultural and creative life in the Russian Federation are revealed and analyzed. Of particular interest is the Federal Special Purpose Programs as peculiar documents on the program level.

Текст научной работы на тему «1. 14. Конституционно-правовое регулирование отношений граждан в сфере культурной жизни в Российской Федерации»

1.14. КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ГРАЖДАН В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рубанова Марина Евгеньевна, аспирант. Место учебы: Российский университет кооперации, Поволжский кооперативный институт, кафедра публичного права. Должность: старший преподаватель. Место работы: ГОВ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова», кафедра права. Email: mariru65@yandex.ru Аннотация: В статье представлен анализ конституционно-правового регулирования отношений граждан в культурной сфере. Акцент сделан на нормативные правовые акты федерального уровня. В частности, выявлены и проанализированы федеральные законы, регламентирующие те или иные стороны культурной и творческой жизни в Российской Федерации. Рассмотрены подзаконные акты, особое внимание уделяется Федеральным целевым программам как специфическим документам программного характера.

Ключевые слова: конституционное право на участие в культурной жизни, федеральное законодательство в сфере культурной жизни, федеральные целевые программы в области культуры.

CONSTITUTIONAL LEGAL REGULATION OF THE CITIZENS’ RELATIONS IN THE CULTURAL SPHERE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Rubanova Marina Yevgenievna, postgraduate student. Place of study: Russian University of Cooperation, Volga Region Cooperative Institute, Public Law Chair. Position: senior lecturer. Place of employment: Law Department, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov. E-mail: mari-ru65@yandex.ru Annotation: The paper analyzes constitutional legal regulation of citizens’ relations in the cultural sphere. A strong emphasis is placed on the regulatory and legal acts at the federal level. In particular, the federal laws regulating different aspects of cultural and creative life in the Russian Federation are revealed and analyzed. Of particular interest is the Federal Special Purpose Programs as peculiar documents on the program level.

Keywords: constitutional right to participation in the cultural life, Federal legislation in the cultural sphere, Federal Special Purpose Programs in the cultural sphere.

Конституционно-правовое регулирование отношений граждан в сфере культуры осуществляется международно-правовыми актами и внутренним национальным законодательством. В рамках настоящей статьи рассмотрим регулирование указанных отношений нормативными правовыми актами федерального уровня.

Конституция Российской Федерации 1993 г. гарантирует каждому право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям1. Конституционные нормы и принципы, будучи выраженными в предельно обобщенной и логически последовательной форме, объективно требуют конкретизации в отраслевом законода-

1 РГ. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.

тельстве2. Прямое действие Конституции РФ не снимает проблему полноты и качества законодательства3. Конкретизация прав, их детальное регулирование неизбежно происходит в отраслевом законодательстве. Закон - наиболее распространенная форма установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов4, - указывают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин.

Основным законом, регулирующим отношения граждан в сфере культурной жизни, являются Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-15. Основы представляют собой важный кодифицированный акт отрасли права или определенной сферы государственного управления, которые издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов6.

В связи с тем, что Основы законодательства РФ о культуре принимались более 15 лет назад, еще до принятия Конституции РФ 1993 г., представляет определенный научный интерес динамика развития этого закона. Проведенное исследование выявило, что за период своего действия Основы законодательства о культуре были полностью переработаны и приняты в новой редакции 6 раз. В настоящее время Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по культуре разрабатывается концепция федерального закона о культуре, который бы включал положения отражающие уровень развития общественных отношений в культурной сфере в настоящее время7.

В 2008 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция развития образования в области культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 гг.8 и План мероприятий по ее реализации, в котором первым пунктом отмечается необходимость совершенствования законодательства о культуре.

Помимо базового закона - Основ законодательства РФ о культуре 1992 г. - практически по всем направлениям культурной и творческой жизни приняты законодательные акты, регулирующие общественные отношения в той или иной области. К ним можно причислить:

2 См. об этом: Кутафин О.Е. Источники конституционного права российской Федерации. М., 2002.

3 См: Колесников Е.В. Развитие и конкретизация российской Конституции как условие законности и эффективного правоприменения // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России): Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. А.И. Демидова, В.Т. Кабышева. Саратов, 2003. С. 67 - 68.

4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. М,: ТК Велби, Изд-во Проспект,

2008. С. 18.

5 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3172; 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 2; № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 1. Ст. 10; 2007. №1 (ч. 1). Ст. 21; 2008. №30 (ч. 2). Ст. 3616.

6 См. Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Высшее образование, 2008. С. 22.

7 План законотворческой работы комитета Государственной

думы Федерального Собрания РФ до 2010 года. //

http://www.duma.gov.ru/ faces/lawsearch/search.jsp

8 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2007. № 49. ст. 6079.

1) Гражданский кодекс Российской Федерации9, которым регулируется оборот объектов культурного наследия, культурных ценностей, порядок создания, реорганизации, ликвидации организаций, осуществляющих культурную деятельность, а также объединений в области культуры.

С 1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г., в которой регламентируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права);

2) Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации10;

3) Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурнонациональной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры11;

4) Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который:

- имеет целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;

- направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них наряду с законодательством Российской Федерации о Государственной границе и таможенным законодательством Российской Федерации;

- призван способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению

9 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300; № 42. Ст. 2319; 1993. № 20. Ст. 300; 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2; 1996. № 22. Ст. 2591; 1996. № 25. Ст. 2965; 1996. № 35. Ст. 300; 1996. № 35. Ст. 4137; 1999. № 2. Ст. 234; Ст. 2965; 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104; 2005. № 50. Ст. 5248; 2006. № 6. Ст. 636. СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232; 2006. № 12. Ст. 1232; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 12. Ст. 1232; 2006. № 12. Ст. 1232; 2005. № 49. Ст. 5124; 2006. № 52. Ст. 5496, 5497; 2007. № 7. Ст. 834; № 27. Ст. 3213, № 41. Ст. 4845, № 50. Ст. 6246; 2008. № 17. Ст. 1756, № 30 (ч. 1). Ст. 3597; 2009. № 1. Ст. 14. № 7. Ст. 775.

10 СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2591; 2003. №2. Ст. 167; 2004. №35. Ст. 3607; 2007. №27. Ст. 3213; 2008. №30 (ч. 2). Ст. 3616.

11 СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 23. Ст. 2203; 2006. № 1. Ст. 10; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21; № 27. Ст. 3213; 2008. № 20, ст. 2251; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616.

народов Российской Федерации и других государств с культурными ценностями друг друга 2;

5) Федеральный закон от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», регулирующий отношения, связанные с культурными ценностями, перемещенными в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящимися на территории Российской Федерации13;

6) Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», определяющий основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и устанавливает порядок государственной поддержки кинематографии14;

7) Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», который является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Этот Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного

права15;

8) Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», закрепляющий политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование, устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение16;

9) Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», регулирующий отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации, поскольку народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации, сохранение, возрождение и развитие которых являются важной государственной задачей;

12 Российская газета. № 92. 1993. 15 мая. № 246. 2004. 5 ноября. № 158. 2008. 15 июля.

13 Российская газета. N 77, 21.04.1998. N 102, 27.05.2000. N 188,

31.08.2004. N 158, 25.07.2008.

14 Российская газета. N 164, 29.08.1996. N 245-246, 28.12.2000, N 256, 31.12.2001, N 244, 28.12.2002, N 262, 30.12.2003, N 188,

31.08.2004, N 297, 31.12.2005, N 141, 04.07.2007, N 164,

31.07.2007, N 267, 31.12.2008.

15 СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 30 (часть II). Ст. 3616; N 44, ст. 4989; 2009. N 23, ст. 2774.

16 Российская газета. 1995. 17 января. 2000. 28 декаб. 2002. 28

декаб. 2003. 30 декаб. 2004. 31 августа. 2005. 7 июня. 2006. 22

декаб. 2008. 29 марта. 25 июля.

10) Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», регулирующий отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от формы собственности на них, а также в сфере управления архивами в интересах граждан, общества и государства1 .

11) Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», определяющий правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития 18,

13) Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», регулирующий отношения в научной сфере как специфической области культурной жизни19.

Особенно следует остановиться на Федеральном законе от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», который определяет права граждан в области использования государственного языка Российской Федерации, а также обязанности должностных лиц на территории Российской Федерации в отношении государственного языка20. Данный Закон позволяет решить главную задачу - консолидировать усилия органов власти в реализации приоритетов государственной языковой политики.

Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

О признании роли русского языка как государственного языка Российской Федерации в деле приумножения и взаимообогащения духовной культуры народов Российской Федерации, в укреплении российской государственности, дружбы и сотрудничества между народами, в развитии отечественной культуры, науки и образования, свидетельствует тот факт, что на основании Указа Президента РФ 2007 год объявлен Годом русского языка21. Вместе с тем вызывают недоумения современные преобразования в области правил использования русского языка. Безграничное усмотрение принижает роль государственного языка Российской Федерации и делает необязательным его грамотное и уважительное использование.

Необходимо отметить, что законотворческий процесс в сфере культурной жизни не останавливается. В настоящее время разработан ряд законопроектов, которые не дошли до завершающей стадии. Так, например, можно назвать такие законопроекты:

17 СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169: 2006. № 50. Ст. 5280; 2007. № 49. Ст. 6079; 2008. № 20. Ст. 2253.

18 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4432; 2004. № 35. Ст. 3607; 2007. № 49. Ст. 6070;

2009. № 7. Ст. 779.

19 Российская газета. № 167, 03.09.1996. № 141, 28.07.1998. №

243, 23.12.1998. № 6, 11.01.2000. № 245-246, 28.12.2000. № 1,

04.01.2001. № 256, 31.12.2001. № 244, 28.12.2002. № 262,

30.12.2003. № 188, 31.08.2004. № 143, 05.07.2005. № 297,

31.12.2005.№ 277, 08.12.2006. № 272, 05.12.200. № 158,

25.07.2008. № 267, 31.12.2008. № 25, 13.02.2009.

20 Российская газета. № 120, 07.06.2005.

21 См.: Указ Президента РФ от 29 декабря 2006 г. «О проведении Года русского языка» // СЗ РФ. 2007. № 1 (часть I). Ст. 207.

1) «О государственной защите нравственного здоровья граждан и об усилении контроля за использованием продукции сексуального характера» - отклонен Президентом РФ22;

2) «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах» отклонен Президентом РФ, а после работы созданной в государственной Думе специальной комиссии, снят с рассмотрения нижней палатой парламента 23;

3) «О Высшем Совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» рекомендован к отклонению на основании заключения Комитета по культуре от 17 декабря 2008 г. № 23-224, отклонен Государственной Думой в январе 2009 г.

Кроме законов, регулирующих отношения в сфере культуры, стоит отметить законодательные акты, в которых вопросы культуры затрагиваются косвенно. К ним в первую очередь можно отнести кодифицированные законодательные акты. Кодексы - это законодательные акты, отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизирванностью правовых предписаний25.

В сфере культуры действует большое количество подзаконных актов: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов министерств и ведомств. По данным СПСП КонсультантПлюс по состоянию на 1 февраля 2010 г. в сфере участия граждан в культурной жизни действует более 200 правовых актов подзаконного характера.

Значительная роль в регулировании отношений граждан в области культурной жизни принадлежит информационным, разъяснительным и рекомендательным письмам. К числу таких документов принадлежат Письмо государственного таможенного комитета РФ от 20.03.2003 № 01-06/11973 «О таможенном оформлении периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой»2 .

Особый вид регулирования отношений в области культурной жизни осуществляется Федеральными целевыми программами. Первая такая программа в области культуры была утверждена Правительством РФ на 1993 - 1995 гг., а затем пролонгирована на 1996 г27. Программа была направлена на сохранение культурного наследия народов России и сложившейся ранее системы институтов культурной жизни России.

В рамках указанной программы в 1995 году Министерство культуры РФ инициировало разработку Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации, на основе которой было разработано и при-

22 См: Паспорт проекта Федерального закона N 96700079-2

«О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера» // СПС КонсультантПлюс.

23 См: Паспорт проекта Федерального закона № 98092301-2 «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах» // СПС КонсультантПлюс.

24 См.: Заключение комитета по культуре на проект Федерального закона № 90051824-3 «О Высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

25 См. Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Высшее образование, 2009. С. 22.

26 Таможенные ведомости. № 6. 2003.

27 См.: Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 г. № 541 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие культуры и искусства» // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 413.

нято постановление Правительства РФ от 19.06 1996г. № 715. «О федеральной целевой программе развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)» Однако, с течением времени, в сфере культуры выдвигается ряд новых задач, потребовавших корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные акценты переносятся с задач сохранения ранее накопленного культурного потенциала на задачи его дальнейшего развития28. Об исключительной значимости этой программы свидетельствует тот факт, что на основании Указа Президента РФ ей присвоен статус президент-

29

ской программы .

В целом программа была ориентирована на достижение долгосрочных целей государства в области культуры, важнейшими из которых были признаны: формирование идеологических, нравственных основ демократического правового государства на основе уважения свободы творчества и инакомыслия, гражданственности и патриотизма; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; сохранение культурных традиций народов РФ, формирование неискаженного исторического сознания, сохранение единого культурного пространства России.

Однако дефолт 1998 г. и связанный с ним экономический кризис не позволили реализовать многие целевые программы в области государственной культурной политики. Только начиная с 2001 года, когда в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность, государственная политика вновь обратилась к вопросам культурной жизни. Важным шагом стало принятие Федеральной целевой программы «Культура России (2001 - 2005 годы)»30, благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке,увеличения финансирования.

Федеральная целевая программа «Культура России (2001 - 2005 годы)» несколько отличалась от предыдущих программ. Была увеличена доля федерального бюджета в финансировании значимых проектов. В нее включены комплексные целевые проекты, связанные с развитием крупных исторических центров (Валаамский архипелаг, Троице-Сергиева лавра). Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников. Обозначены вопросы правового, научного и информационного обеспечения отрасли в целом. В качестве основной цели в Программе провозглашалось «создание таких социально-культурных условий, которые позволят обеспечить последовательное и относительно быстрое осуществление модернизации всего общества». Важно, что развитие культуры и развитие общества определялись как взаимозависимые.

Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышали возможности государства по их решению. В условиях доминирования финансово-экономических интересов стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан. Отрасль,

28 См.: Аналитика культурологии// http://www.analiculturoloa.ru/ іпЬех.рЬір?тоЬиІе=коп&<гіпс=ргі^раае &рааеііі=59&8соре=аІІ

29 См.: Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3358. 1999. № 39. Ст. 4594. 2001. № 7. Ст. 629.

30 СЗ РФ. 2000. № 52 (Часть II). Ст. 5143. 2001. № 50. Ст. 4740.

2002. № 30. Ст. 3043.

традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Это потребовало разработки принципиально новой программы в отношении развития культуры в современном обществе. Таким документом стала утвержденная Постановлением Правительства РФ Федеральная целевая программа «Культура России (2006 - 2011 годы)»31, в которой установлены новые цели и задачи в реформировании духовно-культурной сферы.

В целом, можно заключить, что массив федерального законодательства в сфере участия граждан в культурной жизни представлен значительным количеством законодательных и подзаконных актов федерального уровня, что обусловило наличие в них противоречий, сложность их применения на практике. Многочисленные изменения Основ законодательства РФ о культуре объективно диктуют необходимость подготовки и принятия нового федерального закона «О культуре в Российской Федерации», который бы устранил недостатки действующего законодательства и адекватно урегулировал весь комплекс отношений в сфере участия граждан в культурной жизни.

Список литературы:

1. Конститция РФ. - РГ. - 1993. - 25 декабря; 2009. -21 января.

2. Кутафин, О.Е. Источники конституционного права российской Федерации. - М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Колесников, Е.В. Развитие и конкретизация российской Конституции как условие законности и эффективного правоприменения // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России): Материалы Международной научнопрактической конференции / Под ред. А.И. Демидова, В.Т. Кабышева. - Саратов, 2003.

4. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

5. Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3172; 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 2; № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 1. Ст. 10; 2007. №1 (ч. 1). Ст. 21; 2008. №30 (ч. 2). Ст. 3616.

6. Колесников, Е.В., Комкова, Г.Н., Кулушева, М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М.: Высшее образование, 2008.

7. План законотворческой работы комитета Государственной думы Федерального Собрания РФ до 2010 года. // http://www.duma.gov.ru/ faces/lawsearch/search.jsp

8. Концепция развития образования в области культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 -2015 гг. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2007. № 49. ст. 6079.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300; № 42. Ст. 2319; 1993. № 20. Ст. 300; 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2; 1996. № 22. Ст. 2591; 1996. № 25. Ст. 2965; 1996. № 35. Ст. 300; 1996. № 35. Ст. 4137; 1999. № 2. Ст. 234; Ст. 2965; 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104; 2005. № 50.

31 СЗ РФ. 2005. № 51. Ст. 5528. 2007. № 25. Ст. 3041. 2008. № 2. Ст. 96. 2009. № 4. Ст. 510.

Ст. 5248; 2006. № 6. Ст. 636. СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232; 2006. № 12. Ст. 1232; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 12. Ст. 1232; 2006. № 12. Ст. 1232; 2005. № 49. Ст. 5124; 2006. № 52. Ст. 5496, 5497; 2007. № 7. Ст. 834; № 27. Ст. 3213, № 41. Ст. 4845, № 50. Ст. 6246; 2008. № 17. Ст. 1756, № 30 (ч. 1). Ст. 3597; 2009. № 1. Ст. 14. № 7. Ст. 775.

10. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2591; 2003. №2. Ст. 167; 2004. №35. Ст. 3607; 2007. №27. Ст. 3213; 2008. №30 (ч. 2). Ст. 3616.

11. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. №

23. Ст. 2203; 2006. № 1. Ст. 10; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21; № 27. Ст. 3213; 2008. № 20, ст. 2251; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616.

12. Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета. № 92. 1993. 15 мая. № 246. 2004. 5 ноября. № 158. 2008. 15 июля.

13. Федеральный закон от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // Российская газета. N 77, 21.04.1998. N 102, 27.05.2000. N 188,

31.08.2004. N 158, 25.07.2008.

14. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О

государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // Российская газета. N 164, 29.08.1996. N 245-246, 28.12.2000, N 256, 31.12.2001, N 244, 28.12.2002, N 262, 30.12.2003, N 188, 31.08.2004, N 297, 31.12.2005, N 141, 04.07.2007, N 164,

31.07.2007, N 267, 31.12.2008.

15.Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 30 (часть II). Ст. 3616; N 44, ст. 4989; 2009. N 23, ст. 2774.

16. Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» // Российская газета. 1995. 17 января. 2000. 28 декаб. 2002. 28 декаб. 2003. 30 декаб. 2004. 31 августа. 2005. 7 июня. 2006. 22 декаб. 2008. 29 марта. 25 июля.

17. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169: 2006. № 50. Ст. 5280; 2007. № 49. Ст. 6079; 2008. № 20. Ст. 2253.

18. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4432; 2004. № 35. Ст. 3607; 2007. № 49. Ст. 6070; 2009. № 7. Ст. 779.

19. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Российская газета. № 167, 03.09.1996. № 141, 28.07.1998. № 243, 23.12.1998. № 6, 11.01.2000. № 245-246, 28.12.2000. № 1, 04.01.2001. № 256, 31.12.2001. № 244, 28.12.2002. № 262, 30.12.2003. № 188, 31.08.2004. № 143, 05.07.2005. № 297,

31.12.2005.№ 277, 08.12.2006. № 272, 05.12.200. № 158, 25.07.2008. № 267, 31.12.2008. № 25, 13.02.2009.

20. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Российская газета. № 120, 07.06.2005.

21. Указ Президента РФ от 29 декабря 2006 г. «О проведении Года русского языка» // СЗ РФ. 2007. № 1 (часть I). Ст. 207.

22. Паспорт проекта Федерального закона N 96700079-2 «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера» // СПС КонсультантПлюс.

23. Паспорт проекта Федерального закона № 98092301-2 «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах» // СПС Консуль-тантПлюс.

24. Заключение комитета по культуре на проект Федерального закона № 90051824-3 «О Высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

25. Колесников, Е.В., Комкова, Г.Н., Кулушева, М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М.: Высшее образование, 2009.

26. Таможенные ведомости. № 6. 2003.

27. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 г. № 541 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие культуры и искусства» // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 413.

28. Аналитика культурологи // І~ійр://апаІісиІШгоІоа.щ /іпсІех.рІір?тосІиІе=коп&1:ипс=рп^раае &радеісІ=59&8соре=аІІ

29. Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3358. 1999. № 39. Ст. 4594. 2001. № 7. Ст. 629.

30. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральной целевой программы «Культура России (2001 - 2005 годы)» // СЗ РФ. 2000. № 52 (Часть

II). Ст. 5143. 2001. № 50. Ст. 4740. 2002. № 30. Ст. 3043.

31. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральной целевой программы «Культура России (2006 - 2011 годы)» // СЗ РФ. 2005. № 51. Ст. 5528. 2007. № 25. Ст. 3041. 2008. № 2. Ст. 96. 2009. №

4. Ст. 510.

Рецензия

на статью аспиранта М.Е. Рубановой на тему:

Консініуиионно-правовос реіу.інрованне отношений граждан в сфере культурной жижи в Российской Фслераиин

Конституция Российской Федерации 1993 г. гарантирует каждому комплекс прав, направленных на реализацию и удовлетворение духовных и культурных потребностей. К числу таких конституционных прав относятся: право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и т.д. В рецензируемой статье анализируется конституционно-правовое регулирование отношений граждан при реализации конституционного права на участие в культурной жизни. Совершенно справедливо автор наряду с федеральными законами выделяет ряд подзаконных нормативных правовых актов, играющих определенную роль в регулировании отношений в сфере культурной жизни.

Заслчжнвает внимания отраженная в статье динамика правового регулирования указанного вида отношений, прогностический характер проведенного исследования. Достаточно цнтересен анализ программного регулирования отношений в области культуры.

В ходе своих рассуждений автор приходит к обоснованному выводу о необходимости принятия в Российской Федерации нового федерального закона «О культуре в Российской Федерации».

В целом представленная статья актуальна, является самостоятельным исследованием, имеет теоретическую и практическую значимость, может представлять интерес для широкого круга специалистов, занимающихся проблемами прав человека. Наччиая статья М.Е. Рубановой рекомендуется к опубликованию.

К.ю.н., доцент кафедры публичного права Поволжского кооперативного инспгтуга Российского университета кооперации

М.А.. Інпчаиская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.