Научная статья на тему 'Современное состояние и пути развития культурной политики Волгоградской и Астраханской областей'

Современное состояние и пути развития культурной политики Волгоградской и Астраханской областей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
615
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / CULTURE / CULTURE POLITICS / CULTURE HERITAGE / MONUMENTS OF HISTORY AND CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перцева Юлия Ивановна, Наумов Игорь Николаевич, Селезнёва Ирина Геннадьевна

Освещаются проблемы сохранения культурного наследия народов России, приводится анализ региональной политики в некоторых сферах культуры российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Перцева Юлия Ивановна, Наумов Игорь Николаевич, Селезнёва Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и пути развития культурной политики Волгоградской и Астраханской областей»

16. Mandelbaum M. Family Resemblances and Generalization Concerning the Arts // Aesthetics: A Critical Anthology. N.Y., 1977.

17. McEvilley T. Art and Otherness: Crisis in Cultural Identity. N.Y., 1992.

18. Silvers A. The Artwork Discarded // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1979. Vol. 34, №. 4.

19. Weitz M. The Role of Theory in Aesthetics // Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1953. № 62.

American anti-essential philosophy of art

There are analyzed basic issues of contemporary American anti-essential philosophy of art.

The structure and mechanism of art world functioning are researched.

Key words: analytical philosophy of art, family resemblance, anti-essentialism, institutional theory, art world, artistic identification, exemplification.

Ю.И. ПЕРЦЕВА, И.Н. НАУМОВ,

И.Г. СЕЛЕЗНЕВА (Волгоград)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ

Освещаются проблемы сохранения культурного наследия народов России, приводится анализ региональной политики в некоторых сферах культуры российского общества.

Ключевые слова: культура, культурная политика, культурное наследие, памятники истории и культуры.

Смена политической ситуации, процессы реформирования в России за последние почти два десятка лет повлекли за собой не только экономические, социальные, политические, но и культурные изменения. Государство резко снизило ассигнования на культуру и отказалось от монополии в данной сфере. Значительная часть полномочий в области культуры была передана регионам. Однако региональный

бюджет оказался не способным обеспечить нормальную деятельность всех учреждений культуры, а те средства, которые выделяло правительство, покрывали преимущественно расходы на текущие нужды и заработную плату работникам культуры. Так, согласно зарубежным Исследованиям, индекс квоты государственных расходов на культуру не должен опускаться ниже 6%, чтобы не вызвать негативных последствий для общества. Однако «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», представляющими собой правовую базу бюджетного финансирования культуры, минимальная доля бюджетных ассигнований на нужды культуры устанавливается в размере лишь 2% от федерального и 6% от областного бюджетов [1].

В 2007 г. на культуру в федеральном бюджете было выделено 70 млрд 772 млн руб. Это 1,1% от общего федерального бюджета. В 2008 г. финансирование было незначительно увеличено и составило 88 млрд 758 млн руб., или 1,5% от бюджета 2008 г. [2]. В российских регионах культура также финансируется по остаточному принципу. Так, в Волгоградской области удельный вес расходов культуры в общих затратах областного бюджета в 2007 г. составил 1,13%, в 2008 г. - 1%, в 2009 г. по плану-1,26%, в 2010 г. - 1,42% [3]. Для сравнения: в 1990 г. удельный вес культуры в областном бюджете составлял 3,4% [4]. В соседних регионах Юга России этот показатель сегодня колеблется от 3 до 3,5% [3]. Согласно же принятому в начале 1990-х гг. федеральному закону о культуре уровень расходов на эту сферу не должен опускаться ниже 6%.

В Астраханской области сфера культуры финансируется значительно лучше, чем в Волгоградской. Так, областной бюджет Астраханской области в 2007 г. составил 23708382,50 тыс. руб., на культуру было выделено 1116992,10 тыс. руб., что составило 4,7% от областного бюджета (Там же). В 2008 г., согласно Закону Астраханской области №74/2007-03 «Об областном бюджете на 2008 год», областной бюджет составил 25012377,00 тыс. руб. На культуру в нем было выделено 1289316,00 тыс. руб., что составило 5,1% от областного бюджета [4].

Трудное положение сложилось с культурным наследием, как материальным, так

© Перцева Ю.И., Наумов И.Н., Селезнева И.Г., 2010

и духовным. Происходило постепенное разрушение памятников истории и культуры, музейные и архивные фонды находились в неудовлетворительном состоянии, особенно в муниципальных образованиях, рынок наводнила продукция агрессивной массовой культуры, система патриотического воспитания была предана забвению. Так, на вопрос «Готовы ли вы рисковать жизнью ради целостности страны?» положительно ответили лишь 20% опрошенных, не готовы-43%. Но если страна подвергнется опасности, то к борьбе с внешним врагом готовы вдвое больше россиян -43% [5].

Однако в последние годы число патриотов, готовых рисковать жизнью в случае как внешней, так и внутренней угрозы целостности страны, сокращается. Поэтому в целях возрождения патриотизма была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Целью программы являются совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Астраханская и Волгоградская области не стали исключением при реализации данной программы. Так, в целях пропаганды художественными средствами патриотического подвига народа, воспитания у молодого поколения уважения к воинской славе и памяти его защитников в Астраханской и Волгоградской областях был проведен IV Всероссийский фестиваль «Салют Победы». В Волгоградской области прошли Всероссийская художественная выставка «Победа», Международная научно-практическая конференция «Сталинградская битва. Взгляд через 65 лет», фестиваль героико-патриотических спектаклей, областной фестиваль народного творчества ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, молодежный краеведческий форум «Навеки в памяти народной», кинопраздник «Победоносный Сталинград», кинофестиваль «Салют, Победа!» и др.

В 2009 г. в Астраханской области состоялся областной смотр-конкурс «Служить России», посвященный проводам в армию. Целями и задачами данного конкурса были

повышение духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения; содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, готовящейся служить в армии; формирование патриотических чувств и сознания у молодежи; приобщение призывников к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России; помощь в формировании у молодежи качеств, умений и навыков, необходимых солдату; активизация работы клубных учреждений, использование ими новых форм культурно-досуговой деятельности по данному направлению.

Другими формами развития системы патриотического воспитания являются региональные музеи, которые остаются, пожалуй, единственными учреждениями, которые ведут непрерывную культурнообразовательную и воспитательную деятельность. В последние годы плодотворная патриотическая работа ведется не только в гуманитарных, но и технических вузах Волгограда и области, где в рамках изучения социально-гуманитарных дисциплин большое внимание уделяется истории и культуре страны. Так, например, студенты Волгоградского государственного технического университета познают историю страны и родного края не только в учебных аудиториях. Большое воспитательное значение имеют также комплексные однодневные экскурсии по Волгоградской и приграничным областям (Ростовской, Республике Калмыкии и др.). Студенты знакомятся с легендами и былями старого Царицына, посещают Солдатское поле, государственный историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Са-репта», знакомятся с интересными памятниками церковной архитектуры, в частности Белогорским пещерным монастырем в Ольховском районе.

Сегодня очевидно, что сфера культуры нуждается в поддержке со стороны региональных и муниципальных органов власти. Материально-техническая база отрасли находится в неудовлетворительном состоянии, новые учреждения культуры в городе и области не строятся. Так, из 996 клубных учреждений Волгоградской области 212 требуют капитального ремонта, 232 находятся в неудовлетворительном состоянии, 20-в аварийном, 105 клубных учреждений в течение многих лет в зимний период не отапливаются. Большинство биб-

лиотек не имеют компьютерной техники. Многие годы фонды большинства библиотек Волгоградской области не обновляются. Так, в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО международный стандарт по комплектованию библиотечных фондов предполагает их ежегодное обновление в количестве 220 - 250 книг на одну тысячу жителей. В среднем по России этот показатель равен 186 книгам на тысячу жителей, а в Волгоградской области -49, т.е. почти в 5 раз меньше [6].

В Астраханской области в развитии библиотечного дела также имеют место серьезные проблемы. За последние пять лет снижение общего объема книжного фонда составило 222,6 тыс. единиц. При сокращении фондовых ресурсов на 5% пополнение составило 3%. Показатель обновляемое™ составил 0,1% при ведомственной рекомендации 3,8%. Вместе с тем пополнение библиотечных фондов составляет в среднем 70 - 80 книг на 1000 жителей, что в 1,6 раза больше, чем в Волгоградской области [7].

Наиболее значимой проблемой в деятельности сельских учреждений культуры Астраханской области является крайне слабая материально-техническая база (отсутствие необходимого светового и звукоусилительного оборудования, музыкальных инструментов, специального оборудования и оргтехники, транспортных средств, телефонной связи). Из 420 учреждений культуры области 143 требуют капитального ремонта, 32 находятся в аварийном состоянии. В 2006 г. почти в два раза сократилось финансирование расходов на деятельность и укрепление материально-технической базы учреждений культуры (Там же).

Одним из достижений нынешней региональной культурной политики можно считать разработку и принятие ведомственных целевых программ «Компьютеризация библиотек Волгоградской области» на 2009 г., «Сохранение и развитие культуры и искусства Волгоградской области» на 2009-2011 гг., закона Волгоградской области от 14 июля 2008 г. № 1737-ОД «О культуре и искусстве в Волгоградской области». Федеральная целевая программа «Социальное развитие сел Волгоградской области на 2008 г. и до 2012 г.» предусматривает строительство сельского клуба в Урюпинском районе. Готовится законопроект «О социальной подцерж-

ке деятелей культуры, вышедших на пенсию». В проекте предусматривается дополнительная надбавка к пенсии в размере от 6 тыс. руб.

В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 г. №54/2004-03 «О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области», в целях решения приоритетных задач государственной культурной политики правительство области в 2007 г. утвердило концепцию целевой программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008-2010 гг.», в рамках которой осуществляются четыре подпрограммы: «Культура и искусство Астраханской области на 2008 - 2010 годы»; «Строительство, реконструкция и модернизация театральноконцертных учреждений Астраханской области на 2008-2010 годы»; «Развитие культуры села “Живи, глубинка астраханская” на 2008 - 2010 годы»; «Информатизация и расширение информационного пространства сферы культуры в Астраханской области на 2008-2010 годы».

Реализация мероприятий программы позволит осуществлять государственную поддержку развитию национальной культуры, народных художественных промыслов; укреплять материально-техническую базу областных государственных и муниципальных учреждений культуры; обеспечивать условия для творческой деятельности, сохранности историко-культурного наследия и т.д.

В целях сохранения памятников истории и культуры Волгоградской области в 2008 г. создано специализированное подразделение - Управление государственной охраны объектов культурного наследия. На данную организацию возложено обеспечение деятельности по сохранению памятников истории и культуры регионального значения. Этим подразделением была проведена паспортизация 150 объектов культурного наследия [8]. Так, например, в рамках сохранения археологического наследия организованы спасательные раскопки курганов в ряде районов Волгоградской области. В некоторых районах области проводятся ремонтно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры, посвященных Сталинградской битве.

Большим количеством культурных и исторических ценностей обладает и Астра-

ханская область. Наиболее известными и значимыми являются археологические памятники Золотой Орды (Селитренное городище и др.). Однако с начала 1990-х гг. раскопки здесь стали проводиться нерегулярно и в значительно меньших масштабах. Другим, не менее ценным памятником истории и культуры является Астраханский кремль. В рамках подготовки к празднованию 450-летия основания г. Астрахани были подготовлены инвестиционные проекты «Реконструкция и реставрация объектов Астраханского кремля», «Сохранение и воссоздание историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия (реставрация фасадов и исторических зданий памятников) г. Астрахани».

Главной задачей региональных властей и общественных структур является формирование единого российского культурного пространства. Поэтому на территории Волгоградской области с 2001 г. действует Комитет по делам национальностей и казачества. Основными задачами комитета являются участие в разработке комплексных программ социально-культурного развития области в интересах национальнокультурного возрождения народов; создание условий для реализации единой государственной политики возрождения казачества, традиционных форм его самоуправления с учетом исторических традиций и современных потребностей государства.

С 15-го по 17 мая 2009 г. в Волгограде прошел Второй международный съезд православной казачьей молодежи, посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В нем приняли участие представители казачьих молодежных организаций из 12 стран ближнего и дальнего зарубежья - более 600 молодых станичников из Австралии, США, Франции, Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Эстонии, Северной и Южной Осетии, а также ряда регионов России. Главная цель мероприятия - обмен опытом работы казачьих обществ для воспитания в современных условиях подрастающего поколения в духе патриотизма [9].

Ощутимый вклад в сохранение и развитие национальных культур Волгоградской области вносят государственные и муниципальные музеи, такие как Иловлинский музей народной архитектуры и быта дон-

ских казаков, Чернышковский казачий музей истории и этнографии и др. Региональные органы власти поддерживают проведение мероприятий этнокультурного характера, среди которых национальные праздники (День славянской письменности и культуры, армянский Трндез, еврейский Рош-ха-Шона, татарские Сабантуй и На-вруз и др.), литературные чтения, чествование ветеранов Великой Отечественной войны в национальных общинах, концерты национальных ансамблей из республик РФ, ближнего и дальнего зарубежья.

Региональные власти Астраханской области также поддерживают развитие самобытного национального творчества. Пропаганде культуры казахского, татарского, ногайского, еврейского народов способствуют областные смотры, конкурсы детского национального творчества «Шеше-кейлер», «Анче балапандар», «Новые имена», смотр-конкурс татарской песни, юбилеи еврейского общества. Так, совместно с обществом татарской культуры «Дус-лык» был проведен областной праздник Сабантуй. С 1990 г. в Астрахани существует и успешно работает ансамбль еврейской фольклорной музыки «Тхия», который занимается деятельностью по возрождению еврейской музыкальной культуры, участвует в мероприятиях, проводимых в городе и области. Дню рождения ногайского просветителя А.Ш. Джанибекова были посвящены традиционные Джанибековские чтения, прошли Дни славянской письменности и культуры, Дни калмыцкой литературы и др.

Перспективами культурной политики в Астраханской области являются повышение туристической привлекательности; формирование единого культурного и информационного пространства; создание условий для выравнивания доступа к культурным ценностям различных групп граждан; поддержка местных «производителей» культурных благ и их продвижения на мировые рынки; обновление специального оборудования, укрепление материально-технической базы областных учреждений культуры и искусства.

В качестве перспектив культурной политики в Волгоградской области можно выделить следующие направления: дальнейшее развитие материально-технической базы отрасли; выделение земли под строи-

тельство здания для Театра кукол в Волгограде; строительство жилья для работников культуры; дальнейшее ориентирование на федеральные целевые программы в области культуры; совершенствование нормативно-правовой базы отрасли; увеличение расходов на культуру к 2010 г. до 3% из областного бюджета [10]; разработка региональной целевой программы «Развитие туризма в Волгоградской области на 2010-2020 гг.», целью которой являются формирование на территории Волгоградской области конкурентоспособного туристского комплекса, привлечение инвестиций, сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия.

Рассматривая культурную политику Волгоградской и Астраханской областей, можно заключить, что здесь существует много проблем в сфере культуры. Основной проблемой является недостаточное финансирование. Однако органы власти данных областей прикладывают значительные усилия для развития национального творчества, возрождения патриотизма, сохранения культурного наследия. Таким образом, культурная политика регионов России должна быть ориентирована в первую очередь на решение сложных проблем духовной жизни многонационального российского общества, формирование единого социокультурного пространства, а ее основными задачами являются сохранение накопленного культурного потенциала, патриотическая работа, обеспечение преемственности культурных традиций и распространение позитивных духовных ценностей.

Литература

1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 09.10.1992 г., № 3612-1. М., 1992.

2. Добыш Г. Дубина или икона? // Государст-венная дума. 2008. № 11. С. 4.

3. Московский центр Карнеги. 2009. URL : http://monitoring.carnegie.ru.

4. Максюта Н.К. Общая радость — общая забота // Отчий край. 2000. № 3. С. 3.

5. Добрынина Е. Умом Европу не принять // Рос. газ. 2008. 5 марта. С. 10.

6. Сфера культуры нуждается в особой заботе: обращение депутатов Волгоградской областной думы к главе администрации Волгоградской области Н.К. Максюте об объявлении 2009 года Годом культуры в Волгоградской области // Интер. 2008. 10 апр. С. 12.

7. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин. 2009. URL :http:www.jilkin.ru.

8. Кузьмина Т. Ни один одаренный ребенок не затеряется в толпе // Волгогр. правда. 2009. 25 февр. С. 2.

9. Шубина А. Достойны подвига // Вечерний Волгоград. 2009. 22 мая. С. 5.

10. Иванов А. Национальный проект «Культура» отдельно взятой области // Вечерний Волгоград. 2007. 20 апр. С. 7.

Modern state and development ways of culture politics in Volgograd and Astrakhan regions

There are revealed the problems of keeping the culture heritage of Russian peoples. There is done the analysis of regional politics in some culture spheres of Russian society.

Key words: culture, culture politics, culture heritage, monuments of history and culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.