СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ИСКУССтвО
33. Мыськов Е.П., Лапшин А.С. Памятники эпохи поздней бронзы: Сухая Мечетка IV и Ерзов-ские курганные могильники. Волгоград, 2007.
34. Рау П.Д. Исследование древних культур Нижнего Поволжья // Нижнее Поволжье. 1928. № 10.
35. Рыков П.С. К вопросу о культурах бронзовой эпохи в Нижнем Поволжье // Изв. Краевед. ин-та изучения Южно-Волжской области. Саратов, 1927. Т. 2. С. 79.
36. Рыков П.С. Очерки по истории Нижнего Поволжья (по археологическим материалам). Саратов, 1936. С. 44-46.
37. Саратовский университет (1909-1959). Саратов, 1959.
38. Синицын И.В. Археологические исследования Заволжского отряда (1951-1953 гг.) // Материалы и исследования по археологии СССР. 1959. Т. 1. № 60. С. 39-205.
39. Синицын И.В. Археологические раскопки на территории Нижнего Поволжья. Саратов, 1947.
40. Сухорукова Е.П. Полтавкинская и волгодонская культуры эпохи средней бронзы Нижнего Поволжья и Волго-Донского междуречья (по материалам погребальных памятников): автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2008.
41. Турецкий М.А. Ямная культура ВолгоУральского региона (проблемы исследования погребального обряда) : автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1992.
42. Чернов Ф. Раскопка кургана в гор. Царицыне // Труды Сарат. учен. архивн. комиссии. Саратов, 1908. Вып. 24. С. 14-18.
Investigation of range of problems of the Bronze Age in Volgograd State Social and Pedagogical University
There is considered the investigation history of the range ofproblems of the Bronze Age in Nizhniy Povolzhye. There is suggested the periodization of development of scientific archaeological thinking in the region, traced the processes of establishment of scientific archaeological schools in Nizhniy Povolzhye , oriented at the Bronze Age study.
There are given the main scientific works of teachers, post graduate students and students of Volgograd State Social and Pedagogical University in the area of issues of the Bronze Age of Nizhniy Povolzhye.
Key words: archaeology, the Bronze Age, archaeological scientific school, archaeological culture, settlement, ancient settlement, barrows.
Е.ю. Болотова, о.н. савицкая
(волгоград)
нижнее Поволжье в экономическом, политическом, социокультурном пространстве России XIX-XX вв.: опыт региональных исследований
Анализируются основные направления изучения истории Нижневолжского региона, в рамках которых ведут научно-исследовательскую работу преподаватели кафедры истории России ВГСПУ в 2005 - 2011 гг. Отмечается вклад в развитие исторического регионоведения, дана характеристика разрабатываемых научных проектов.
Ключевые слова: Нижнее Поволжье, историография, историческое регионоведение, историко-культурное наследие.
Проблемы исторического регионоведения находятся в центре внимания ученых Волгоградского государственного социальнопедагогического университета на всем протяжении его 80-летней истории. Однако можно выделить периоды, которые характеризуются планомерной исследовательской деятельностью и существенными ее результатами. Так, в 1970-1980-е гг. проводилась работа, направленная на создание учебно-методических пособий и хрестоматий по истории родного края [16; 19; 22; 28]. В 1990-е гг. активно разрабатывались проблемы истории Донской земли и казачества в ХУ1-Х1Х вв. в контексте общероссийской истории [20; 21; 23; 27]. Двухтысячные годы стали качественно новым этапом в развитии исторического краеведения: при кафедре истории России начала активно развиваться аспирантура по отечественной истории (научные руководители аспирантов - доктора исторических наук, профессора С.И. Рябов, Е.Ю. Болотова, Н.А. Болотов), и приоритетным направлением ее деятельности закономерно стало изучение места, роли Нижневолжского региона в российском историческом процессе. Открытие объединенных региональных диссертационных советов при Астраханском госуниверситете (зам.председателя совета проф. - Н.А. Болотов) и Волгоградском государственном медицинском университете
© Болотова E^., Савицкая О.Н., 2011
(зам. председателя совета - Е.Ю. Болотова), соучредителем которых является и ВГСПУ, активизировало исследования в рамках специальности не только 07.00.02 («Отечественная история»), но и 24.00.01 («Теория и история культуры (исторические науки)»).
Научным разработкам на современном этапе присущи широкий тематический и хронологический диапазон исследований, фокусировка внимания как на ключевых, так и на не попадавших ранее в предметное поле исследований проблемах региональной истории, стремление выявить глубинные тенденции общественного развития на основе широкого применения компаративного подхода, предполагающего сопоставление изучаемых процессов в региональном и общероссийском контекстах, и включения в научный оборот ранее не изучаемого документального материала. Объединяющим все исследования является их принадлежность к развиваемой в современной отечественной историографии социальной истории (о содержании этого направления см. [26]).
Среди проблем региональной истории вниманием историков традиционно пользуются проблемы развития и деятельности органов местного самоуправления на разных этапах исторического развития, органов государственной власти и управления, реализации государственной политики в разных сферах общественной жизни. Однако, несмотря на актуальность этих тем и повышенный интерес ученых к ним, их региональный аспект остается малоизученным.
Серьезным вкладом в развитие отечественной историографии стало исследование Н.А. Болотова, посвященное проблемам реализации социальной политики Советского государства в Нижнем Поволжье в 19201930-е гг. [1]. В докторской диссертации и монографии ученого рассматриваются характер и особенности социальной политики в стране и регионе, анализируются истоки и факторы ее эволюции. Социальная политика понимается как связующее звено между задачами хозяйственного освоения региона, создания социальной основы советского государства и господствующей партийной идеологией. Предпринятый в работе анализ разных направлений социальной политики позволил выявить и проследить тенденцию к огосударствлению всех сфер общественной жизни, вовлечению всех социальных слоев в решение экономических задач государства и ликвидацию экономиче-
ского фундамента общественного самоуправления. Важнейшим условием реализации данной задачи стал бдительный контроль государственной власти над уровнем жизни и общественным потреблением. Большое внимание в работе уделяется анализу роли карательноадминистративных мер в механизме реализации стратегических задач социальной политики, которые одинаково применялись ко всем социальным слоям и группам советского общества.
Заметным явлением в развитии исторического регионоведения стало исследование социально-культурной деятельности земских учреждений Саратовской губернии во второй половине XIX - начале XX в., которая представлена в качестве позитивного опыта общественного самоуправления, сумевшего в условиях отсутствия властных полномочий и возможности законодательных инициатив организовать систему действенных мероприятий в области образования, медицины, благотворительности, вести большую культурнопросветительскую работу, устанавливая взаимодействие как между уездными и губернскими земскими учреждениями, так и с городским самоуправлением, губернской администрацией, общественными организациями [10]. Тематически продолжает эту работу исследование деятельности Царицынского городского самоуправления в тот же период, в котором проанализирован весь круг вопросов, решаемых городской думой и управой на протяжении более 40 лет, дана оценка результатов многоплановой деятельности, охарактеризованы формы взаимодействия с органами государственной власти [12]. На примере Астраханской губернии, отличительными особенностями которой являлись многонациональный, поликонфес-сиональный состав населения, многоукладная экономика, проведено исследование процесса формирования органов советской власти и управления и их деятельности на начальном этапе революционных преобразований 19171918 гг., прослежено влияние объективных и субъективных факторов, выявлены этапы и особенности конструирования, структурирования, кадрового обеспечения и финансирования этих органов, дана характеристика основных направлений их деятельности в социальной, экономической, военной сферах [11].
В 2000-е гг. существенный вклад внесен в разработку проблем политической истории края, в развитие религиоведения. В диссертационном исследовании О.Н. Савицкой
и последующих ее публикациях определены теоретические и идейно-организационные основы православно-монархического движения как составной части правомонархического движения в стране [24; 25]. Региональный срез проблемы предоставил возможность выделить основные особенности православно-монархического движения в Саратовской губернии на общероссийском фоне. С учетом большого значения роли лидеров в православно-монархическом движении особое внимание уделено историко-политическим портретам епископа Гермогена и иеромонаха Илиодора, изучению саратовского периода их жизни и деятельности, который не получил систематического изложения в исторической литературе.
Отличительной особенностью исследований по истории Нижневолжского региона является комплексный подход к рассмотрению провинциальной России как сложного социокультурного образования. На основе такого подхода проведено исследование уездных городов Саратовской губернии конца XIX - начала XX в. [5]. В работе Ю.А. Бухаровой на основе междисциплинарного подхода выявлена зависимость культурно-исторических процессов от социальной среды. Предметом специального рассмотрения стали проблемы социально-культурной деятельности общественных и благотворительных организаций Саратовской губернии, их роли в формировании городской инфраструктуры, организации досуга городского населения. Многоплановое исследование культурной жизни уездных городов, в ходе которого были выявлены культурные запросы различных социальных групп и рассмотрена роль городских сословий в культурном развитии региона, внесло вклад в воссоздание общей картины важнейших сторон провинциальной культуры России.
Неизменный исследовательский интерес вызывает советский период нашего государства. Оказавшиеся в центре не только научных, но и (в большей мере) политических дискуссий, события этого периода требуют всестороннего изучения. Анализ процесса развития средств массовой информации в Нижневолжском регионе предпринят в исследовании И.Л. Гаврилюка [6], в котором рассмотрена динамика развития производственных и районных газет, установлены их организующая функция и роль рабочих и сельских корреспондентов в процессе индустриализации и коллективизации в регионе. Впервые на регио-
нальном материале изучена деятельность органов цензуры, проанализированы формы цензурного контроля над содержанием периодической печати.
Особое место в региональных исследованиях занимают события Великой Отечественной войны и их последствия на территории Сталинградской области и Нижнего Поволжья в целом. Масштаб происходивших на территории региона событий открывает, несмотря на значительную историографию, новые страницы истории. Так, на широкой документальной основе проведено исследование роли железнодорожного транспорта в тыловом обеспечении боевой деятельности Вооруженных Сил СССР, особенностей функционирования железнодорожной сети Нижневолжского региона в системе транспортного обеспечения важнейших стратегических операций Красной Армии [3; 17]. Деятельности Качинской авиационной школы в годы войны посвящена глава в монографии об истории знаменитой летной школы страны [2].
Одной из сложнейших проблем послевоенного периода, которую решало государство и общество, была проблема социальной адаптации детей-сирот. На региональном уровне ее решение после окончания Сталинградской битвы до начала 1950-х гг. рассмотрено в диссертации В.С. Меркурьевой [13]. В работе проанализированы традиции развития законодательства в отношении детей, а также реализация законов в годы войны и после ее окончания, изучен опыт функционирования системы государственных попечительских учреждений, который может использоваться в преодолении детской беспризорности и социального сиротства в современных условиях.
Первым опытом исследования деятельности учреждений культуры Сталинградской области на завершающем этапе войны и в послевоенный период стала диссертация Т.Н. Орешкиной [18]. Обращение к этой теме выводит исследователя на дискуссионные вопросы о сущности советской культуры, месте идеологии в культурной политике современного государства, соотношении парных категорий общественного и государственного, общенационального и регионального в культуре, на проблемы самоидентификации и самоопределения современного социума. В работе произведен подсчет материального ущерба, нанесенного войной учреждениям культуры, определены этапы восстановительного процесса и их специфика, успехи и просчеты в ре-
ализации государственной политики, дана характеристика традиционным и новым формам культурно-просветительской работы учреждений культуры Сталинградской области.
Итоги региональных исследований подводились на межрегиональных научнопрактических конференциях, по результатам которых опубликованы сборники научных трудов [15].
В 2009 г. исследовательской работе по историческому краеведению был дан новый импульс. Накопленный опыт научноисследовательской работы, сложившиеся направления научного поиска, а также потенциал сотрудников кафедры стали основой для создания научно-образовательного центра «Нижнее Поволжье в экономическом, политическом, социокультурном развитии России: история, историография, археологические исследования» (рук. - профессор Е.Ю. Болотова). Основными задачами НОц являются проведение комплексных исследований по истории Нижневолжского региона и внедрение их в практику образования; применение в исследовательской работе современных методов исторических исследований; осуществление сотрудничества с центрами науки и учреждениями культуры с целью координации исследовательской деятельности, направленной на изучение истории Нижневолжского региона; создание перспективных, регионально ориентированных моделей системы непрерывного образования; развитие международного сотрудничества в области научных исследований и подготовки, повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров для системы непрерывного образования. Таким образом, акцент делается на разработку программ, соединяющих достижения научного краеведения с образовательным пространством и культурно-просветительскими учреждениями региона.
Показателем именно такого подхода к работе стала организованная кафедрой истории России Всероссийская научно-практическая конференция «Нижнее Поволжье в экономическом, политическом, социокультурном пространстве России: история и современность» (октябрь 2009 г.). В ходе работы конференции в 7 секциях было заслушано 116 докладов по разным проблемам изучения истории региона и преподавания исторического краеведения в вузе и школе [14].
Особую актуальность в рамках работы НОц приобрела тема «Культурное наследие
Нижневолжского региона: проблема защиты, сохранения и использования», которая в настоящее время объединяет научный поиск ученых, аспирантов, магистрантов кафедры, работу студенческих научных кружков, научных обществ учащихся в образовательных учреждениях Волгограда (гимназии № 11, № 13, лицей № 8 «Олимпия»).
Аккумулированное в границах Нижнего Поволжья культурное наследие содержит большой пласт человеческой истории: от памятников древнейших геологических эпох и стоянок первобытного человека до уникальных объектов XX в. Оно воплотило в себе достижения многих народов, для которых земля Нижнего Поволжья стала родным краем. Выросшая в пределах региона многовековая культура запечатлела изменчивые географические, ландшафтные, геополитические, социальные, духовно-коммуникативные и художественнотворческие особенности их развития. Тщательное изучение истоков, оснований, импульсов и характера регионального культуротвор-чества позволяет раскрыть феномен этого места, его самобытность и своеобразие.
Соединение вопросов, связанных с изучением регионального, национального и всемирного наследия в учебных курсах «Археология Нижневолжского региона», «История Нижнего Поволжья», «Историко-культурное наследие Нижнего Поволжья», «Историография исторического краеведения Волгоградской области», «История Донского казачества»; «Этнография России, региона, края», «Исторические поселения Волгоградской области» и др., позволяет через познание диалектики общего, особенного и единичного формировать историческое мышление и национальное самосознание подрастающего поколения; помогает через освоение «старого» культурного наследия «нарастить» новые культурные ценности и смыслы, порожденные современными реалиями; доказывает важность научнопрактического включения наследия в современную социальную и экономическую жизнь как одного из основных принципов государственного и регионального планирования и развития на всех уровнях.
Кафедра истории России является разработчиком ряда научных проектов - «Культурный ландшафт Малой излучины Дона: проблемы изучения, сохранения и использования»; «Культурогенез Малой излучины Дона: к истории возникновения донских казачьих городков»; «Исторические поселения
Волгоградской области как часть ее культурного наследия». Что касается двух первых тем исследования, то их выбор был обусловлен тем, что Малая излучина Дона, на территории которой располагается природный парк «Донской», обладает уникальным потенциалом для изучения и сохранения не только природного, но и культурного наследия народов, населявших эти земли с эпохи энеолита. Здесь располагаются такие уникальные исторические объекты, как древнейший Задоно-Авиловский могильник и три стоянки эпохи энеолита и бронзового века, «Святилище Трехостровское» - культовое место поклонения огню индоиранских племен (II тыс. до н. э.), памятник военнофортификационного строительства 1-й четверти VIII в. Царицынская сторожевая линия, старообрядческие скиты, оборонительные сооружения в районе танковых переправ вермахта, памятные места боев Сталинградской битвы и др. Это место обладает потенциалом для изучения истории ранних казачьих городков и культуры донских казаков. Новизна исследования обусловлена тем, что культурное наследие Малой излучины Дона не рассматривалось как самостоятельная исследовательская проблема, что не позволяет на современном этапе рассматривать эту территорию как единый объект охраны и управления природным и культурным наследием. Мониторинг местности позволит выявить новые объекты археологического культурного наследия, которые еще не стали предметом охраны. Многие из выявленных археологических объектов находятся в непосредственной близости от Дона, на протяжении веков подвергались интенсивному разрушению во время его разливов. Сейчас эта ситуация усугубляется и интенсивными грабительскими раскопками кладоискателей и «черных археологов».
что касается последней темы исследования, то в ее рамках предполагается исследование и издание учебно-методического пособия об истории и объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) семнадцати исторических поселений Волгоградской области - городов (Волгоград, Дубовка, Камышин, Ленинск, Серафимович, Урюпинск), поселений (р.п. Рудня, ст-ца Романовская и с. Ягодное Ольховского района; ст-ца Перекопская Клетского района; ст-ца Тепикинская Урю-пинского района; ст-ца Филоновская Новоаннинского района; с. Заплавное и с. Царев Ле-
нинского района; с. Усть-Грязнуха Камышинского района; с. Орехово Даниловского района; с. Лопухово Руднянского района).
Доценты кафедры истории России О.В. Галкова и О.Н. Савицкая совместно с этнографами, филологами, искусствоведами и архивистами из различных вузов Волгограда в 2009-2010 гг. принимали участие в исполнении гранта РГНФ и администрации Волгоградской области «Комплексное исследование творческой личности И.И. Машкова (на основе произведений Волгоградского государственного музея изобразительных искусств, архивных и экспедиционных материалов»). Материалы, полученные в ходе исследования, легли в основу подготовленной к изданию монографии, которой предшествовал целый ряд статей, посвященных источниковедческому анализу рукописи известного художника, его эксперименту по превращению родной станицы Михайловской в образцовый городок социалистической культуры, истории самой станицы и др. [7].
Диссертационные исследования, выполняемые сегодня аспирантами и докторантами кафедры, связаны с региональной тематикой изучением материальных или нематериальных видов культурного наследия, историей образовательных учреждений или учреждений культуры, в той или иной мере осуществляющих охрану, изучение и использование объектов культурного наследия. Фундаментальное исследование по теме «Отечественные традиции охраны культурного наследия» подготовлено кандидатом исторических наук доцентом
О.В. Галковой.
Важной формой внедрения в образовательный процесс обширного материала, накопленного в ходе выполнения различных научных программ по изучению историкокультурного наследия региона, стала подготовка магистерской программы по историкокраеведческому образованию, которая успешно прошла процедуру лицензирования и реализуется с 2010/2011 учебного года. Для обучающихся по этой программе было подготовлено учебно-методическое пособие «История культурного наследия Волгоградского региона» [4], в котором рассматривается понятие «культурное наследие», его функции, классификация, структура, а также раскрыта нормативно-правовая база его сохранения и использования, показаны характерные черты и особенности культурного наследия Волгоградской об-
ласти и возможности развития культурнопознавательного туризма как способа его освоения.
В течение нескольких лет на кафедре работает научный студенческий кружок «Наше наследие» (руководители кружка - О.В. Галко-ва и О.Н. Савицкая), который в 2010/11 учебного года был расширен за счет учащихся лицея № 8 «Олимпия». Сегодня уже можно говорить о значительных достижениях участвующих в работе кружка студентов и учащихся: это создание собственной электронной библиотеки, в которую вошли издания, законодательные и нормативные акты, размещенные на сайтах ЮНЕСКО, Донской публичной библиотеки (Ростов-на-Дону), библиотеки Саратовского государственного университета и др., а также публикации разных лет по истории Нижнего Поволжья, отсканированные самими кружковцами из многочисленных региональных изданий; организация экскурсионных маршрутов к объектам культурного наследия Волгоградской области, Астрахани, Элисты, Саратова, Казани и накопление большого фотоматериала, что создает основу для дальнейших исследований.
Весь спектр работы по историческому краеведению был представлен на Международном конгрессе-выставке «Образование без границ» в ЦВК «Экспоцентр» (13-15 апреля 2010 г.), где проект «Историко-культурное наследие Волго-Донского региона: изучение и сохранение» был удостоен «серебряного» диплома. Результаты исследований обсуждались на межрегиональной научно-практической конференции (Волгоград, ВГПУ, 22 октября 2010 г.), по итогам которой вышел специальный выпуск электронного научно-образовательного журнала ВГСПУ «Грани познания» [8].
Таким образом, 2000-е гг. стали периодом значительного расширения проблемнотематического поля региональных исследований, что является существенной основой для продолжения научного поиска, создания обобщающих трудов по истории Нижнего Поволжья, подготовки пособий для образовательных учреждений разного уровня, использования исторического опыта в практике работы государственных и общественных структур, при моделировании процессов политического и социокультурного развития страны и региона.
литература
1. Болотов Н.А. Социальная политика в Нижнем Поволжье в 1920-1930-е годы : моногр. Волгоград : Перемена, 2004.
2. Болотов Н.А., Аллахвердянц В.Г. Подготовка авиационных кадров отечественных военновоздушных сил: на примере деятельности Севастопольской (Качинской) летной школы в 19101945 гг. : моногр. Волгоград: Изд-во «Принт», 2010.
3. Болотов Н.А., Опалев М.Н. Железнодорожники Нижнего Поволжья в годы Великой Отечественной войны : моногр. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007.
4. Болотова Е.Ю., Галкова О.В., Савицкая О.Н. История культурного наследия Волгоградского региона. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.
5. Бухарова Ю.А. Социокультурный облик уездных городов Саратовской губернии в конце XIX - начале XX веков : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2006.
6. Гаврилюк И.Л. Развитие периодической печати в Нижнем Поволжье в 1920-1930-е гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2008.
7. Галкова О.В., Малкова О.П., Савицкая О.Н. Художник Илья Машков и наш край // Нижнее Поволжье в экономическом, политическом, социокультурном пространстве России: история и современность : сб. науч. тр. / отв. ред. Е.Ю. Болотова. Волгоград : Изд-во ВГАПК РО, 2010. С. 244-288.
8. Историко-культурное наследие ВолгоДонского региона: изучение и сохранение : спецвыпуск // Грани познания: эл. науч.-образоват. журнал ВГПУ. 2010. № 4 (9). ШЬ : http://grarn.vspu.ru/ jumal/9.
9. История России: на перекрестке мнений : сб. науч. ст. по итогам III межрегион. ист. чтений, посвящ. памяти Б.С. Абалихина / отв. ред. Е.Ю. Болотова. Волгоград: Изд-во «Перемена», 2007.
10. Киценко О.С. Социально-культурная деятельность земских учреждений Саратовской губернии (1866-1917 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2005.
11. Крепкова И.А. Формирование системы органов государственной власти и управления в Астраханской губернии в первой половине 1918 г.: автороф. дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2010.
12. Материкин А.В. Царицынская городская Дума 1870-1914 гг.: опыт функционирования городского общественного управления : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2006.
13. Меркурьева В.С. Реализация государственной политики в отношении детей-сирот в Сталинградской области в 1943-начале 1950-х гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2009.
14. Нижнее Поволжье в экономическом, политическом, социокультурном пространстве России: история и современность : сб. науч. тр. / отв. ред. Е.Ю. Болотова. Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2010.
15. Образование в России и регионе: история, традиции и новации : сб. науч. тр. / отв. ред. Е.Ю. Болотова. Волгоград: Изд-во «Перемена», 2007.
16. Октябрь в Царицыне : сб. док. Волгоград, 1970.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
НАУКИ и искусство
17. Опалев М.Н. Деятельность железнодорожных войск и формирований народного комиссариата путей сообщения в Нижнем Поволжье в годы Великой Отечественной войны : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2006.
1S. Орешкина Т.Н. Восстановление и развитие учреждений культуры в Сталинградской области (1943-начало 1950-х гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2009.
19. Очерки по истории Волгоградского края / под ред. Б.С. Абалихина. Волгоград, 1974.
20. Рябов С.И. Войско Донское и российское самодержавие (1613-1725 гг.). Волгоград : Перемена, 1993.
21. Рябов С.И. Донская земля в XVII веке. Волгоград : Перемена, 1992.
22. Рябов С.И. История родного края XVI-XIX вв. Волгоград, 19SS.
23. Рябов С.И., Самойлов Г.П., Супрун В.И. Петр I в Царицыне и на Среднем Дону. Волгоград : Перемена, 1994.
24. Савицкая О.Н. Православное духовенство в правомонархическом движении 1905-1914 гг. (по материалам Саратовской губернии) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2001.
25. Савицкая О.Н. Православный клир и политическая борьба начала XX века (на материалах Саратовской епархии) // Историческое образование в современном мире : сб. науч. тр. / отв. ред. E^. Болотова. Волгоград : Принт, 2009. С. 16S-1S3.
26. Соколов А.К. Социальная история: проблемы методологии и источниковедения // Проблемы источниковедения и историографии. М. : РОС-СПЭН, 2000. С. 75-S9.
27. Соловьева С.В. Войско Донское в период Отечественной войны 1S12 года: дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 1995.
2S. Хрестоматия по истории родного края / под ред. И.С. Шепелева. Волгоград, 1974.
Nizhniy Povolzhye in the economic, political, social and cultural space in Russia in the XIX-XX centuries: regional research
There are analyzed the main directions of Nizhniy Povolzhye region history study, which is investigated by the teachers of Russian history department of Volgograd State Social and Pedagogical University in 2005-2011. There is noted the contribution to development of historical region study, characterized the developed scientific projects.
Key words: Nizhniy Povolzhye, historiography, historical region study, historical and cultural heritage.
и.в. арановская
(волгоград)
музыкознание
и музыкальное образование: взаимообусловленность и взаимодействие
Включение музыкального искусства в культурный контекст рассматривается в качестве основной тенденции развития современного музыкознания, что предполагает решение вопроса о взаимосвязи собственных законов развития музыкального искусства с развитием культуры в целом.
С этих позиций анализируются интонационная природа музыкального искусства, основные подходы к разработке педагогических технологий, адекватных интонационному опыту музыкальной культуры.
Ключевые слова: интонационный подход, интонационное мышление педагога-музыканта, контекст культуры, профессиональное развитие педагога-музыканта, диалог в практике подготовки музыканта-исполнителя.
Основной тенденцией развития современного музыкознания является его стремление к охвату все более разнообразных явлений и процессов музыкальной культуры, включению музыкального искусства в культурный контекст.
«Контекст культуры» сегодня - это часто используемый в научном обиходе термин. По убеждению многих современных ученых, музыка (как, разумеется, и любой другой вид искусства) не только допускает, но в интересах полноты научного познания требует осуществления своего изучения на двух уровнях -специфическом и контекстном. Контекст этот имеет два масштаба: широкий общекультурный и более узкий - контекст художественной культуры, причем каждый из них по-своему влияет на музыку. Включение в культурный контекст актуализирует сущностные характеристики музыки, благодаря чему ее физическая и психологическая реальности приобретают ценностно-смысловое содержание.
Обращение к методам и представлениям, разрабатываемым вне музыкознания (в философии, культурологии, психологии, социологии) связано прежде всего с именами Э. Курта и Б.В. Асафьева. В поисках объяснения сущности музыки оба теоретика выступили с критикой идей функциональной школы в музы-
© Арановская И.В., 2011