Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА 4.0: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ'

ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА 4.0: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА 4.0

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайдер Мохсин Мохаммед Алькхазаали, Коробов Сергей Александрович

Целью статьи является критический анализ факторов организационной готовности для успешного внедрения концепции Качества 4.0 в управление компанией. В процессе исследования были определены основные причины отказа от внедрения концепции Качества 4.0, определены три основных фактора готовности к успешному внедрению концепции. Улучшение понимания факторов готовности может быть весьма полезным для менеджеров по качеству как в производственных, так и в сервисных компаниях для успешного внедрения концепции Качества 4.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хайдер Мохсин Мохаммед Алькхазаали, Коробов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE CONCEPT OF QUALITY 4.0: ORGANIZATIONAL FEATURES OF IMPLEMENTATION

The purpose of the article is a critical analysis of organizational readiness factors for the successful implementation of the concept of Quality 4.0 in company management. In the course of the study, the main reasons for the refusal to implement the Quality 4.0 concept were identified, and three main factors of readiness for the successful implementation of the concept were identified. A better understanding of readiness factors can be very helpful for quality managers in both manufacturing and service companies to successfully implement the Quality 4.0 concept.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА 4.0: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_5_429 УДК 658.562

Хайдер Мохсин Мохаммед Алькхазаали,

аспирант кафедры менеджмента и маркетинга, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия, e-mail: cint@volsu.ru

Коробов Сергей Александрович,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия, e-mail: korobovfamily@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА 4.0: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ

Целью статьи является критический анализ факторов организационной готовности для успешного внедрения концепции Качества 4.0 в управление компанией. В процессе исследования были определены основные причины отказа от внедрения концепции Качества 4.0, определены три основных фактора готовности к успешному внедрению концепции. Улучшение понимания факторов готовности может быть весьма полезным для менеджеров по качеству как в производственных, так и в сервисных компаниях для успешного внедрения концепции Качества 4.0.

Ключевые слова: конкуренция; управление; эффективность; управление качеством; концепция Качества 4.0.

UDC 658.562

Hyder Mohsin Mohammed Alkhazaali,

Postgraduate Student, Department of Management and Marketing, Volgograd State University, Volgograd, Russia, e-mail: cint@volsu.ru

Korobov Sergey Alexandrovich,

Doctor of Economics, Professor, Department of Management and Marketing, Volgograd State University, Volgograd, Russia, e-mail: korobovfamily@mail.ru

INNOVATIVE CONCEPT OF QUALITY 4.0: ORGANIZATIONAL FEATURES OF IMPLEMENTATION

The purpose of the article is a critical analysis of organizational readiness factors for the successful implementation of the concept of Quality 4.0 in company management. In the course of the study, the main reasons for the refusal to implement the Quality 4.0 concept were identified, and three main factors of readiness for the successful implementation of the concept were identified. A better understanding of readiness factors can be very helpful for quality managers in both manufacturing and service companies to successfully implement the Quality 4.0 concept.

Keywords: competition; control; efficiency; quality control; the concept of Quality 4.0.

Рассмотрим первоначально методологические основы концепции Качества 4.0. Данная концепция возникла в ходе четвертой индустриальной революции как ответ на новые требования по управлению качеством, основанный на применении современных цифро-

вых инструментов. Новые информационные технологии помогают предоставлять клиентам высококачественные продукты и услуги, повышают операционную эффективность организации, производительность и гибкость цепочки поставок. Три аспекта качества - ка-

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 3, том 5, 2022 4 29

чество дизайна, качество соответствия, качество удовлетворения потребностей - все чаще стали обеспечиваться за счет использования новых информационных инструментов, таких как киберфизические системы, Интернет вещей, роботизированная автоматизация бизнес-процессов, большие данные, искусственный интеллект и облачные вычисления.

Рассмотрим поэтапно эволюцию концепций управления качеством. Концепция Качества 1.0 установила основополагающие принципы управления качеством. При данной концепции качество обеспечивалось путем проверки и измерения [1, с. 39]. Концепция Качества 2.0 появилась благодаря промышленной революции, в период, известный как тейлоризм. Отличием концепции Качества 2.0 было соблюдение определенных стандартов, которые использовались для обозначения приемлемого уровня качества [3, с. 428]. Концепция Качества 3.0 была распространена со времен деятельности Тейлора до конца XX в. Данная концепция также известна как аналоговый эквивалент цифровой трансформации. Это было время, когда качество рассматривалось как императив бизнеса, особое внимание уделялось обеспечению удовлетворенности клиентов, применялись постоянные улучшения, повышение производительности за счет эффек-Таблица 1 - Организационные особеннI

тивных процессов, стандартизированной работы и TQM (Total Quality Management).

На сегодняшний момент концепция Качества 4.0 представляет собой шаг вперед по сравнению с концепцией Качества 3.0 за счет включения технологии цифровизации на всех трех этапах управления качеством -качество проектирования, качество соответствия, качество исполнения [7, с. 22]. Качество 4.0 - это эпоха, когда оцифровка используется для настройки процессов, обратной связи по сигналам, адаптивного обучения, систем автоматизированной коррекции. Еще одним аспектом концепции Качества 4.0 является переход от подхода, ориентированного на управление под руководством операторов, к полностью автоматизированному управлению бизнес-процессами в организации.

Концепция Качества 4.0 находится на ранних стадиях разработки, а потому плюсы и минусы ее внедрения пока еще не совсем прогнозируемы. Кроме того, плюсы и минусы от применения концепции Качества 4.0 могут сильно различаться в зависимости от размера организации (малые, средние или крупные предприятия), а также ее отраслевой особенности (производство или услуги).

Определим основные организационные факторы готовности к внедрению концепции Качества 4.0 (см. табл. 1).

ти внедрения концепции Качества 4.0*

Мотивы Барьеры Факторы готовности

1. Достоверная информация. 2. Управление качеством на основе больших данных. 3. Повышение производительности. 4. Экономия затрат и времени в долгосрочной перспективе 1. Высокая стоимость внедрения и плохо прогнозируемая окупаемость инвестиций. 2. Недостаток ресурсов. 3. Низкий уровень организационной культуры. 4. Неясность конкурентного преимущества. 5. Недостаток знаний 1. Поддержка высшего руководства. 2. Лидерство. 3. Клиентоориентиро-ванность. 4. Обучение и награды. 5. Знания и осведомленность. 6. Предвидение и стратегия

* - составлено на основе: [2, с. 180-181; 4, с. 176; 5, с. 40; 6, с. 189; 8, с.104; 10, с. 32; 11, с. 109; 12, с. 98; 13, с. 102-103; 15, с. 79; 16, с. 35; 17, с. 220; 18, с. 222-223].

Цифровые технологии способствуют повышению качества во многих сферах производства. Например, организации могут посредством датчиков мониторинга производственного процесса проводить анализ данных в режиме реального времени и прогнозировать объемы необходимых ресурсов для эксплуатационных и ремонтных нужд [14, с. 59]. Цифровые инструменты помогают

специалистам по качеству выполнять свою работу экономично, эффективно и своевременно. В дополнение к разработкам в области цифровых технологий следует уделять должное внимание организационной трансформации компании. Применение концепции Качества 4.0. повысит операционную эффективность фирмы, улучшит изготовляемый продукт, снизит уровень брака, обе-

спечит более быстрый выход продукции на рынок. Многие организации предполагают, что концепция Качества 4.0 может создать повышенную ценность, но очень немногие реализуют надлежащую стратегию качества на требуемом уровне. Для успеха концепции Качества 4.0 совокупность знаний по управлению качеством (включая модели, системы, методы и инструменты) должна сочетаться с широким применением опыта.

Барьеры на пути организационных изменений в компаниях являются жизненно важными факторами, особенно при цифровой трансформации [9, с. 83]. Нами определены базовые препятствия и барьеры разработки гибкого технологического производства (люди, стратегия, технологии, процессы, лидерство и инновации) по четырем категориям: экономические/финансовые; культурные; технические; отсутствие необходимых компетенций.

Сопротивление изменениям связано с тем, что инновации приносят изменения, а технологии могут устранить ручную работу. Усилия, предпринимаемые организациями для успешного инициирования и реализации трансформационных изменений, в значительной степени зависят от системности принимаемых решений.

Ресурсы знаний являются важными стратегическими элементами организационной деятельности. Лучшее управление знаниями ведет к конкурентному преимуществу. Обучение в организациях - это динамично развивающийся процесс.

Успешность внедрения концепции Качества 4.0 определяется, прежде всего, следующими факторами:

- поддержка высшего руководства;

- стратегическое согласование готовящихся изменений по всем уровням управления компанией;

- организационная культура, учитывающая изменения, вовлеченность и участие сотрудников;

- коммуникации;

- знания об основах Качества 4.0;

- обучение и осведомленность персонала организации об инициативе изменений.

В рамках исследования был проведен опрос представителей бизнеса на предмет выявления основных факторов и барьеров внедрения концепции Качества 4.0 в сво-

их организациях. В опросе приняли участие порядка 30 организаций малого, среднего и крупного бизнеса Волгоградской области.

Нехватка ресурсов, таких как технологии, финансы, знания, была признана первым фактором неприменения концепции Качества 4.0. Второй фактор неприменения, по мнению респондентов, заключается в том, что концепция Качества 4.0 не связана с корпоративной стратегией. Это говорит о том, что большинство организаций не включили концепцию Качества 4.0 в качестве корпоративной стратегической инициативы. Третий фактор непринятия заключается в том, что преимущества не ясны, и организациям сложно оценить преимущества внедрения концепции Качества 4.0. Четвертый фактор неприменения связан с первоначальными высокими инвестициями в реализацию концепции Качества 4.0. Пятый фактор заключается в том, что многие организации уже используют другие стратегии и методы управления качеством, и поэтому им трудно внедрить концепцию Качества 4.0.

В заключение можно сказать, что по результатам проведенного опроса обработка больших данных оказалась наиболее важным преимуществом внедрения концепции Качества 4.0, независимо от размера и характера организации. Однако нехватка ресурсов является главным фактором, препятствующим внедрению концепции Качества 4.0. Минусы внедрения концепции Качества 4.0, общие как для производственных, так и для обслуживающих организаций, заключаются в высоких затратах на внедрение, нехватке финансовых ресурсов и отсутствии знаний по внедрению и развитию. Определены три основных фактора готовности к успешному внедрению концепции Качества 4.0: приверженность высшего руководства, лидерство и организационная культура. Самый важный фактор готовности, который имеет решающее значение и прогнозирует успешное внедрение концепции Качества 4.0, - это прежде всего поддержка высшего руководства и наличие в организации сильных лидеров, ратующих за модернизацию компании. Компании должны сделать цифровую трансформацию и концепцию Качества 4.0 неотъемлемыми компонентами своей корпоративной стратегии. Кроме того, лидеры организации должны искренне поддерживать эти программы. Организации

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 3, том 5, 2022 431

должны стимулировать сотрудников обучаться новым навыкам по концепции Качества 4.0. Успех данных трансформационных изменений должен учитывать систему в целом, а не по частям. Это требует целостного понимания всего менеджмента организации.

Список литературы

1. 1. Бабушкина Н.Е., Рудиков Д.А. Всеобщее управление качеством (TQM) и реинжиниринг бизнес-процессов (BPR) // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2020. Т. 27. № 2. С. 38-40.

2. 2. Встреча с простотой / под ред. О.В. Иншакова. Волгоград: ООО «Волгоградское научное издательство», 2006. 595 с.

3. 3. Грачева А.Д. Всеобщее управление качеством на производстве // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. № 2. С. 426-430.

4. 4. Дзедик В.А. Анализ факторов, влияющих на развитие систем менеджмента качества // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1. С. 175-179.

5. 5. Епинин В.С. Генезис концепции публичного управления: фактор качества // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. № 5. С. 33-42.

6. 6. Епинина В.С. Формирование эффективного механизма взаимодействия органов публичной власти и населения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 188-194.

7. 7. Заборовский Д.А. Управление качеством услуг в условиях цифровой экономики // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2019. № 3. С. 20-23.

8. 8. Иванова В.В., Кортунова В.С. Человеческий потенциал в инновационном развитии экономики России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2010. № 8-1. С. 102-105.

9. 9. Молчанова Е.Д., Полынская М.М., Мазитова А.Ю. Менеджмент компетенций - основа качества и безопасности продукции и услуг // Стандарты и качество. 2020. № 5. С. 82-86.

10. 10. Мосейко В.О., Князев С.А. Определение инновационного потенциала предприятия на основе факторного подхода // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2008. № 2. С. 28-34.

11. 11. Мосейко В.О. Коробов С.А., Фомина С.И. Применение кластерной концепции в развитии регионального предпринимательства // Бизнес. Образование. Право. 2014. № 2. С. 108-114.

12. 12. Нугманова Т.З. Управление качеством продукции на предприятии / Т.З. Нугманова // Научный Лидер. 2021. №13. С. 96-100.

13. 13. Сазонов С.П., Косинова Н.Н., Федотова ГВ. Механизм государственно-частного партнерства в реализации инвестиционной стратегии регионов. Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2014. 226 с.

14. 14. Салимова Т.А., Ватолкина Н.Ш. Менеджмент качества в условиях перехода к индустрии 4.0 // Стандарты и качество. 2018. № 6. С. 58-62.

15. 15. Федотова ГВ. Специфика построения национальных систем государственного финансового контроля в странах запада и применимость зарубежного опыта в России // Финансы и кредит. 2008. № 10. С. 77-80.

16. 16. Fonseca L.M., Domingues J.P. Leading Quality in the 21st Century: Profiles of Quality and Organizational Excellence Managers, Quality - Access to Success, no. 18, 2017, рр. 34-38.

17. 17. Korobov S.A., Moseiko V.O., Marusinina E.Yu., Novoseltseva E.G., Epinina V.S. The substance of a rational approach to entrepreneurship socio-economic development, Contributions to Economics, 2017, рр. 207223.

18. 18. Negron L.A. Relationship between quality management practices, performance and maturity quality management, a contingency approach, Quality Management Journal, t. 27, no. 4, 2020, рр. 215-228.

References

1. Babushkina N.E., Rudikov D.A. Total quality management (TQM) and business process reengineering (BPR), Innovative technologies in mechanical engineering, education and economics, t. 27, no. 2, 2020, рр. 38-40.

2. Encounter with Simplicity / Ed. O.V. Inshakov. Volgograd: LLC «Volgograd Scientific Publishing House», 2006, 595 p.

3. Gracheva A.D. General quality management in production, Bulletin of the Tula State University. Technical science, no. 2, 2020, рр. 426-430.

4. Dzedik V.A. Analysis of factors influencing the development of quality management systems, Business. Education. Right, no. 1, 2017, рр. 175-179.

5. Epinina V.S. Genesis of the concept of public administration: quality factor, Proceedings of the SouthWestern State University. Series: Economy. Sociology. Management, v. 11, no. 5, 2021, рр. 33-42.

6. Epinina V.S. Formation of an effective mechanism of interaction between public authorities and the population, State and municipal administration. Scientific notes of SKAGS, no. 4, 2012, рр. 188-194.

7. Zaborovsky D.A. Service quality management in a digital economy, Bulletin of Education and Science Development of the Russian Academy of Natural Sciences, no. 3, 2019, рр. 20-23.

8. Ivanova V.V., Kortunova V.S. Human potential in the innovative development of the Russian economy, Bulletin of the Volgograd State University. Series 9: Research by Young Scientists, no. 8-1, 2010, рр. 102-105.

9. Molchanova E.D., Polynskaya M.M., Mazitova A.Yu. Competence management - the basis of quality and safety of products and services, Standards and quality, no. 5, 2020, рр. 82-86.

10. Moseiko V.O., Knyazev S.A. Determining the innovative potential of an enterprise based on a factorial approach, Bulletin of the Volgograd State University. Series 3: Economy. Ecology, no. 2, 2008, рр. 28-34.

11. Moseyko V.O., Korobov S.A., Fomina S.I. Application of the cluster concept in the development of regional entrepreneurship, Business. Education. Right, no. 2, 2014, рр. 108-114.

12. Nugmanova T.Z. Product quality management at the enterprise, Scientific Leader, no. 13, 2021, 96-100 p.

13. Sazonov S.P., Kosinova N.N., Fedotova G.V. The mechanism of public-private partnership in the implementation of the investment strategy of the regions. Volgograd: Publishing House of VolgGTU, 2014, 226 p.

14. Salimova T.A., Vatolkina N.Sh. Quality management in the context of transition to industry 4.0, Standards and quality, no. 6, 2018, 58-62 p.

15. Fedotova G.V. The specifics of building national systems of state financial control in Western countries and the applicability of foreign experience in Russia, Finance and Credit, no. 10, 2008, 77-80 p.

16. Fonseca L.M., Domingues J.P. Leading Quality in the 21st Century: Profiles of Quality and Organizational Excellence Managers, Quality - Access to Success, no. 18, 2017, pp. 34-38.

17. Korobov S.A., Moseiko V.O., Marusinina E.Yu., Novoseltseva E.G., Epinina V.S. The substance of a rational approach to entrepreneurship socio-economic development, Contributions to Economics, 2017, pp. 207223.

18. Negron L.A. Relationship between quality management practices, performance and maturity quality management, a contingency approach, Quality Management Journal, t. 27, no. 4, 2020, 215-228 p.

MHflyCTPI/IAflbHAfl 3KOHOMIIKA* № 3, tom 5, 2022 4 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.