УДК 005.336.34
С.Н. Кузьмина
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
КАК БАЗИС СОЗДАНИЯ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Институциональные изменения в научно-технической и инновационной сфере, а также тенденции и перспективы развития России обусловливают изменения во всех сферах экономики, в том числе и в сфере нематериального производства, к которой относятся учреждения высшего профессионального образования. Изменения в законодательстве, в частности Федеральный закон № 217 от 2 августа 2009 г., диктуют необходимость формирования инновационной инфраструктуры вуза, что в целом определяет конкурентные преимущества и инновационность учреждений ВПО. Результатом всей инновационной деятельности выступают нематериальные активы, которые формируются из интеллектуальных ресурсов организации. Бесспорен тезис о том, что эффективное управление ресурсами является одним из условий, обеспечивающих конкурентоспособность организации. С другой стороны, принято подразделять ресурсы на человеческие, финансовые, материальные и нематериальные. В нашем случае под нематериальными активами мы будем понимать интеллектуальные ресурсы вуза, связанные с обеспечением его основного вида деятельности, а именно образовательного процесса.
Следует остановиться на еще одном допущении, которое важно для дальнейших исследований. В качестве основного вида деятельности образовательной организации будем рассматривать деятельность, непосредственно связанную с оказанием образовательных услуг, а именно образовательную и научно-исследовательскую.
Каждая деятельность - это своеобразный процесс, имеющий входы и выходы, который можно разложить (произвести декомпозицию) на отдельные подпроцессы и операции [1, 2]. Несмотря на выделение двух основных видов деятельности, нельзя не отметить, что между
ними имеется прямая взаимосвязь и определенная взаимозависимость: результаты научной деятельности используются в образовательном процессе, образовательный же процесс может выступать в качестве объекта исследования в научно-исследовательских работах.
На наш взгляд, определение процессов организации достаточно структурированно и логично дается в документации для систем менеджмента качества, тем более что наличие такой системы говорит о принципиально высоком уровне качества менеджмента в целом. Таким образом, основными процессами жизненного цикла продукта в сфере образовательной деятельности вуза с учетом требований нормативных документов к системам менеджмента качества [2] являются:
- планирование процессов деятельности организации;
- процессы, связанные с потребителями продукции образовательной деятельности;
- разработка учебных и учебно-методических материалов с целью учебно-методической и информационной поддержки образовательного процесса;
- обеспечение ресурсами (человеческими, материальными, нематериальными, финансовыми);
- процесс обучения;
- контроль (успеваемости студентов, качества учебного процесса и т. д.).
Список процессов можно продолжать -в каждом конкретном случае состав процессов может быть структурирован в соответствии с особенностями деятельности вуза или организации [3].
Независимо от того как произведена декомпозиция процессов организации, в целом система управления деятельностью организации с позиций системы менеджмента качества долж-
^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПу^
на отвечать как требованиям результативности, так и эффективности.
Например, под эффективностью [4] понимается «связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами». На основании этого можно предположить, что для эффективного управления образовательной деятельностью требуется определение необходимых ресурсов и их дальнейшее распределение с целью осуществления образовательного процесса с учетом нормативных требований.
Результативность определяется стандартами ГОСТ Р ИСО [4] как «степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов». Кроме того, результативностью может считаться приведение в исполнение, достижение (степень законченности действия), выполнение, проведение (степень исполнения) команды, обязанности (долга), назначения (цели), обещания. Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО, эффективность - соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов. Это практически соответствует определению, которое дает современный экономический словарь: «эффективность - относительный эффект (результативность) процесса, определяемый как отношение эффекта (результата) к затратам, обусловившим (обеспечившим) его получение».
Вместе с тем результат деятельности образовательной организации может складываться из суммы нескольких результатов.
Результат может быть рассмотрен как финансовый (определяется в соответствии с полученной прибылью от поступления денежных средств по основным видам деятельности - образовательной, научно-исследовательской, других непрофильных видов деятельности).
Результат как количественный показатель устанавливается по количеству выпущенных специалистов, бакалавров, магистров.
Результат с точки зрения качества подготовки выпускников - например, по такому критерию, как востребованность выпускника на рынке труда.
Результат с точки зрения качества подготовки выпускников - определения полезности для народного хозяйства в целом - например, по
критерию «выпускники, работающие по полученной специальности».
Представленные определения результата с различных точек зрения свидетельствуют о том, что необходимый результат организация может получить при наличии необходимых ресурсов и эффективной системы управления ими.
Обратившись снова к ГОСТ Р ИСО [4], находим, что к ресурсам можно отнести «работников, инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы».
В соответствии с этим к ресурсам образовательного учреждения относятся:
- человеческие ресурсы, основу которых представляет профессорско-преподавательский состав, который в свою очередь может производить нематериальные (интеллектуальные) ресурсы;
- материальные ресурсы (аудиторный, библиотечный фонды, здания, сооружения, оборудование, техническое обеспечение и т. д.);
- финансовые ресурсы;
- нематериальные ресурсы (информационные, виртуальные, интеллектуальные).
Таким образом, говоря об эффективности системы управления, необходимо остановиться прежде всего на эффективности управления ресурсами.
Эффективное управление ресурсами можно осуществлять на основе применения процессной модели деятельности с определением основных и вспомогательных процессов, а также процессов менеджмента (управления) с учетом требований государственных стандартов, использования современных технологий обучения, нормативных национальных и локальных документов [5].
Таким образом, в сфере образовательной деятельности организации нужна комплексная оценка эффективности и результативности деятельности на основе как традиционных подходов, так и принципов системы менеджмента качества, открытого образования, что в дальнейшем позволит образовательной организации использовать эти результаты для наращивания своего материального, нематериального, человеческого, финансового потенциала.
Управление нематериальным потенциалом, а именно управление нематериальными актива-
ми как интеллектуальными ресурсами организации, обеспечивает конкурентоспособность и устойчивость бизнеса за счет используемых технических и технологических решений. На наш взгляд, нематериальные активы в виде интеллектуальных ресурсов организации являются тем самым звеном, которое в целом и обеспечивает синергетический эффект в области конкурентного преимущества, делая организацию успешной и конкурентоспособной [6, 7].
При этом, управляя интеллектуальными ресурсами организации, необходимо помнить о формировании политики, направленной на защиту ее экономических (коммерческих) интересов, разработки системы оценки интеллектуального потенциала организации с учетом факторов, влияющих на стоимость объектов интеллектуальной стоимости, таких как:
- издержки на создание и регистрацию объекта собственности, организацию использования объекта интеллектуальной собственности, страхование рисков, разрешение конфликтов, уплата налогов и сборов;
- срок действия охранного документа (свидетельства) на момент оценки его стоимости;
- срок полезного использования объекта интеллектуальной собственности.
Например, при создании объектов интеллектуальной собственности в виде электронных ресурсов, являющихся результатами проводимых научно-исследовательских работ в рамках исследований для различных циклов дисциплин, наименее короткие сроки использования полученных результатов НИР характерны для циклов специальных дисциплин вследствие достаточно быстрого морального устаревания материалов, знаний, компетенций, что в некоторых случаях требует едва ли не ежегодного обновления данных для электронного ресурса, используемого в качестве учебно-методической поддержки образовательного процесса [8].
В российской системе образования период (лаг) от появления новых знаний до внедрения их в учебный процесс достаточно длительный. В мировом сообществе благодаря быстрому внедрению результатов научных изысканий в процесс обучения этот срок в большинстве случаев не превышает пяти лет. Для России этот пе-
риод в лучшем случае составляет порядка 15 лет. Это еще одна из причин потери эффективности системы образования. В России, когда результаты научно-исследовательской работы в течение достаточно короткого периода времени (учебного года) апробируются и внедряются в учебный процесс, они, в сущности, являются инновационными по своему техническому решению и обеспечению качества образовательного процесса.
Формирование механизма управления интеллектуальными ресурсами и разработка системы управления интеллектуальной собственностью организации - это краеугольный камень комплекса мероприятий, последовательно выстроенных в общей системе управления образовательным учреждением, основа инновационной инфраструктуры организации. При этом основная задача - своевременное закрепление за организацией прав на результаты интеллектуальной деятельности, формирование реестра нематериальных активов, относящихся к результатам научно-исследовательских работ и обеспечивающих в дальнейшем методическую и учебную поддержку образовательной и научной деятельности, базы реестра результатов интеллектуальной деятельности (РИД) организации. Для этого необходимо провести инвентаризацию прав на результаты интеллектуальной деятельности, что, с одной стороны, дает возможность выявить наиболее значимое, доминирующее направление в защите экономических интересов, а с другой -показать новые перспективные направления развития интеллектуальных ресурсов организации [9]. Результаты проведенной инвентаризации могут стать основой системы учета интеллектуальной собственности вуза. Причем если организация до этого не вела учет нематериальных активов, она может провести инвентаризацию в инициативном порядке с целью выявления РИД, а также создания реестра РИД и последующей постановки на бухгалтерский учет.
Управление интеллектуальной собственностью не может осуществляться без коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечивающей в дальнейшем получение доходов от их использования. Результаты интеллектуальной деятельности могут быть включены в состав имущественного ком-
Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2011. Экономические науки
плекса организации как нематериальные активы с последующей оценкой их стоимости.
Коммерциализация прав на результаты интеллектуальной деятельности является одним из оснований для постановки на баланс исключительных прав в составе нематериальных активов с последующей амортизацией. В дальнейшем это позволит организации:
- пополнить свой амортизационный фонд;
- обеспечить получение дополнительных доходов от предоставления прав на использование результатов интеллектуальной деятельности третьим лицам или за счет отчуждения исключительных прав на договорной основе;
- обеспечить использование результатов интеллектуальной деятельности в качестве залога наравне с имуществом организации при получении банковских кредитов;
- влиять на налогооблагаемую базу.
Вышеперечисленные возможности, естественно, подразумевают взаимосвязанную деятельность всех участников данного процесса, а именно коллектива авторов, создавшего данный интеллектуальный ресурс, администрации учебного заведения, финансовых, бухгалтерских и юридических служб, в реализации и поддержании механизма создания и управления интеллектуальной собственностью.
При формировании механизма управления интеллектуальными ресурсами организации необходимо учитывать различия в организационно-правовых формах собственности, особенностях организации деятельности. Но в любом случае основа - это соблюдение нормативного законодательства в сфере управления объектами интеллектуальной собственности.
Таким образом, создание объектов интеллектуальной собственности и их коммерциализация невозможны без инновационной инфраструктуры, которая может состоять из различных подразделений, таких как центры исследований научно-образовательных инноваций, трансфера технологий, разработки и коммерциализации электронного контента, информационного обеспечения образовательной и инновационной деятельности. Кроме того, в инфраструктуру могут входить малые инновационные предприятия, действующие на территории учебного заведения, а также лаборатории и исследовательские центры. В целом, инновационная инфраструктура должна обеспечивать эффективное взаимодействие различных служб, структур и подразделений с целью осуществления инновационной деятельности организации, генерации и внедрения новаций как в самой организации, так и их трансфера в заинтересованные структуры общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Процессный подход в управлении качеством [Текст] : учеб. пособие / Л.Е. Скрипко. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
2. Реализация процессного подхода при внедрении системы менеджмента качества в организации [Текст] : практ. пособие ООО «Конфлакс» / сост. М.З. Свиткин. - СПб.: ООО «Конфлакс», 2002.
3. Долгих, А.П. Управление процессами развития предприятий на основе современного экономического механизма [Текст] / А.П. Долгих. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.
4. ГОСТ Р ИСО 9000:2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст].
5. Пименова, А.Л. Актуальные аспекты теории эффективности в контексте жизненных циклов предприятий [Текст] / А.Л. Пименова // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 20.
6. Дудкина, М.Н. Система управления интеллектуальной собственностью наукоемких предприятий [Текст] / М.Н. Дудкина. - Воронеж: Изд-во Воронеж
ского государственного технического ун-та, 2009.
7. Костарев, В.Е Интеллектуальная собственность как неотъемлемая часть национальной экономики [Текст] / В.Е. Костарев // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - № 1 (11).
8. Кузьмина, С.Н. Объекты интеллектуальной собственности как элемент инновационного потенциала современного высшего учебного заведения [Текст] / С.Н. Кузьмина // Экономика и управление. -
2010. - № 5 (55). - С. 82-86.
9. Новосельцев, О.В. Коммерциализация, оценка, учет и аудит интеллектуальной собственности в имуществе предприятия [Текст] / О.В. Новосельцев. -СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2005. - 36 с. - (Инновационная деятельность; Вып. 37).
10. Бабкин, А.В. Проблемы и направления формирования промышленной политики региона (на примере Санкт-Петербурга) [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Кудрявцева, А.В. Бахмуцкая // Известия Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов. -
2011. - № 4 (70) - С. 27-34.