ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ЯЧНИК Е.А.,
ассистент кафедры,
Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
В данной статье освещаются вопросы стратегического управления инновационной деятельностью организации, представлены результаты мониторинга структуры инновационных отраслей ближайшего экономического окружения, подходы к созданию интеллектуальных ресурсов и возможность определения эффективности деятельности с учетом созданных нематериальных активов, что в целом позволит обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность организации.
Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы; инновационная инфраструктура; объект коммерциализации; регистрация результатов интеллектуальной деятельности; система менеджмента качества; процессный подход.
THE PROBLEM OF INCREASING EFFICIENCY OF INTELLIGENT RESOURCES FOR DEVELOPMENT ORGANIZATION
YACHNIK Y.A.,
Assistant of the department, Rostov State University of Railway Transport, Rostov-on-Don,
e-mail: [email protected]
The offered article is devoted to the issues of strategic innovation management organization, the results of the monitoring structure innovative industries nearest economic environment, approaches to the creation of intellectual resources and the ability to measure performance with the set up of intangible assets, which in general will ensure sustainable development and competitiveness of the organization.
Keywords: intellectual resources; innovation infrastructure; the object of commercialization; record the results of intellectual activity; quality management system; process approach.
JEL classification: R11, R13, R53.
Инновационный потенциал страны основа долгосрочного роста и социального прогресса, в то же время для обеспечения устойчивого инновационного процесса требуется постоянная модификация институциональных, информационных и инновационных систем, обеспечивающая стимулы и благоприятную среду развития интеллектуального потенциала. Отсутствие четких стратегических приоритетов развития науки, крайне ограниченные возможности отечественной экономики порождают негативные тенденции трансформаций всех составляющих интеллектуального потенциала: кадрового, материально-технического, результативного, информационного и организационно-правового. Проблемы капитализации интеллектуальных активов, возникающие при формировании экономики, основанной на знаниях, создают условия, технологии, возможности преодоления которых еще не найдены ни развитыми странами, ни странами с переходной экономикой.
В настоящее время продолжается формирование инновационного общества, основанного на генерации, распространении и использовании знаний, которые в дальнейшем могут выступать в качестве интеллектуального потенциала организации.
© Е.А. Ячник, 2013
Действительно, нематериальные и в том числе интеллектуальные ресурсы организации являются тем капиталом, который сегодня прочно занимает позиции ведущего производственного ресурса. Поэтому деятельность организации по управлению нематериальными ресурсами и созданию интеллектуальной собственности должна определяться целями и задачами инновационной стратегии организации, которая включает такие основные этапы, как постановка целей в области развития инновационной деятельности, создание условий генерации идей, новаций и наличие механизма управления этими процессами. Результаты инновационной деятельности являются одним из важнейших ресурсов, формирующим потенциал и конкурентоспособности организации.
Не вызывает сомнения тезис о том, что эффективное управление ресурсами является одним из условий, обеспечивающих конкурентоспособность организации. С другой стороны, подразделяя ресурсы на человеческие, финансовые, материальные и нематериальные, в нашем случае, будем рассматривать нематериальные активы. В данном конкретном аспекте, мы будем понимать под этим термином интеллектуальные ресурсы образовательной бизнес-структуры или ВУЗа, связанные с обеспечением его основного вида деятельности, а именно образовательного процесса. Действительно, любая организация, которая хочет сохранить и улучшить позиции на рынке в долгосрочном периоде должна ориентироваться в своем развитии на потребителей (как внешних, так и внутренних) и управлять процессами. Л.Е. Скрипко утверждает, и мы согласны, что неэффективные внутренние процессы снижают рентабельность и конкурентоспособность организации, поэтому для организации важно своевременно и адекватно реагировать на изменения внешней среды соответствующими изменениями внутри организации. Сотрудники будут знать, как именно выполнять свою работу. Четкая структура взаимосвязи всех процессов организации позволит повысить «прозрачность» работы (Скрипко, 2011. С. 26).
Эффективное управление научными исследованиями, информационным обеспечением и инновационной инфраструктурой определяются уровнем профессиональной подготовки всех участников инновационной деятельности и результатами мониторинга существующей структуры инновационных отраслей ближайшего экономического окружения.
Рис. 1. Мониторинг структуры инновационных отраслей экономической системы
Важно отметить еще один аспект, который должен быть учтен при дальнейших исследованиях. Основными видами деятельности образовательной организации будем считать непосредственно деятельность, связанную с оказанием образовательных услуг, а именно образовательную и научно-исследовательскую. Несмотря на выделение этих двух основных видов деятельности, нельзя не отметить, что имеется четкая прямая взаимосвязь и определенная взаимозависимость. Когда, например, результаты научной деятельности используются в образовательном процессе или же образовательный процесс может выступать в качестве объекта исследования в научно-исследовательских работах. Такая деятельность является основой процессов, создающих результат или продукт организации.
Список процессов можно продолжать — в каждом конкретном случае состав процессов может быть структурирован в соответствии с особенностями деятельности ВУЗа или организации. Тем не менее, все вышеизложенное, а именно система управления деятельностью организации должна отвечать как требованиям результативности, так и эффективности. Тем не менее, следует заметить, что результат деятельности образовательной организации может складываться из суммы нескольких результатов. Например, Л.Е. Скрипко отмечает, что согласно рекомендациям ^ по процессному подходу, результативность и эффективность процесса могут определяться путем проведения анали-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
за внутренних и внешних факторов и оцениваться по шкале развития. Такая шкала, как правило, содержит уровни развития от «нет формализованной системы» до «лучшие показатели в классе». Преимущества такого подхода состоят в том, что результаты документируются и отслеживаются через определенное время для достижения целей улучшения. (Скрипко, 2011. С. 107).
Результат деятельности бизнес-структуры может быть рассмотрен как финансовый, он определяется в соответствии с полученной прибылью от поступления денежных средств по основным видам деятельности: образовательной, научно-исследовательской, другим непрофильным видам деятельности.
Результат может быть представлен как количественный показатель — по количеству выпущенных бакалавров, специалистов, магистров.
Результат может быть представлен с точки зрения качества подготовки выпускников, например, по такому критерию, как востребованность выпускника на рынке труда.
Результат может быть представлен с точки зрения качества подготовки выпускников — определение полезности для народного хозяйства в целом, например, по критерию «выпускники, работающие по полученной специальности».
Обратившись снова к ГОСТ Р ИСО для уточнения, видим что к ресурсам можно отнести «работников, инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы» (Скрипко, 2011. С. 86).
В соответствии с вышеизложенным тезисом к ресурсам образовательного учреждения относятся материальные ресурсы, финансовые ресурсы, людские ресурсы, нематериальные ресурсы, к которым можно отнести информационные, виртуальные, интеллектуальные. Таким образом, в сфере образовательной деятельности, которую представляют собой организации бизнес-структур образования, также применима и нужна комплексная оценка эффективности и результативности деятельности на основе как традиционных подходов, так и принципов системы менеджмента качества, открытого образования. Это, по нашему мнению, в дальнейшем позволит образовательной бизнес-структуре использовать эти результаты для наращивания своего материального, нематериального, человеческого, финансового потенциала. Управление нематериальным потенциалом, а именно управление нематериальными активами как интеллектуальными ресурсами организации обеспечивает конкурентоспособность и устойчивость бизнеса за счет используемых технических и технологических решений. При этом, управляя интеллектуальными ресурсами организации, необходимо помнить о формировании политики стратегического управления инновационной активностью, направленной на защиту экономических (коммерческих) интересов организации, разработку системы оценки интеллектуального потенциала организации.
Рис. 2. Градация взаимодействия ресурсного обеспечения в стратегическом управлении инновационной
активностью экономических систем
Следует также заметить, что для российской системы образования в целом характерно прохождение достаточно длительного периода от появления новых знаний до внедрения их в учебный процесс. В мировом сообществе этот срок в ряде случаев не превышает 5 лет, что достигается за счет быстрого внедрения результатов научных изысканий в процесс обучения. Для России этот период в лучшем случае может составлять порядка 15 лет. Это еще одна из причин потери эффективности системы образования. В нашем случае, когда результаты научно-исследовательской работы в течение достаточно короткого периода времени (в течение учебного года) апробируются и внедряются в учебный процесс, они являются инновационными по своему техническому решению и обеспечению качества образовательного процесса.
Таким образом, формирование механизма управления интеллектуальными ресурсами и разработка системы управления интеллектуальной собственностью организации — это краеугольный камень комплекса мероприятий, последовательно выстроенных в общей системе управления образовательным учреждением. Основная задача здесь — это своевременное закрепление за организацией прав на результаты интеллектуальной деятельности, формирование реестра нематериальных активов, относящихся к результатам научно-исследовательских работ и обеспечивающих в дальнейшем методическую и учебную поддержку образовательной и научной деятельности. Это в свою очередь должно опираться на инвентаризацию прав на результаты интеллектуальной деятельности, что, с одной стороны дает возможность выявить наиболее значимое доминирующее направление в защите экономических интересов, а с другой — показать новые перспективные направления развития интеллектуальных ресурсов организации. Результаты проведенной инвентаризации могут стать основой системы учета интеллектуальной собственности ВУЗа. Инновационная стратегия управления интеллектуальной собственностью не может быть осуществлена без коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, что обеспечивает в дальнейшем получение доходов от их использования. Результаты интеллектуальной деятельности могут быть включены в состав имущественного комплекса организации как нематериальные активы с их последующей оценкой стоимости.
Коммерциализация прав на результаты интеллектуальной деятельности является одним из оснований для постановки на баланс исключительных прав в составе нематериальных активов с последующей амортизацией, что в дальнейшем позволит организации пополнить свой амортизационный фонд; обеспечить получение дополнительных доходов от предоставления прав на использование результатов интеллектуальной деятельности третьим лицам или за счет отчуждения исключительных прав на договорной основе, обеспечить использование результатов интеллектуальной деятельности в качестве залога наравне с имуществом организации при получении банковских кредитов, влиять на налогооблагаемую базу.
Все вышеперечисленное, естественно, подразумевает взаимосвязанную деятельность всех участников данного процесса, а именно — непосредственно коллектива авторов, сотворившего данный интеллектуальный ресурс, администрацию учебного заведения, финансовые, бухгалтерские и юридические службы в создании и поддержании механизма управления интеллектуальной собственности.
В современных условиях интеграции России в мировое экономическое пространство все большую роль играют процессы в ключевой сфере научно-технического прогресса — интеллектуальной. Как известно, эта сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу, который, в конечном итоге, определяет судьбу и результат осуществляемых экономических преобразований (Дудкина, 2009. С. 114). Возможность определения и установления стоимости интеллектуального продукта, условий его распространения и реализации объективно позволяет приравнять такой продукт к товару и, следовательно, определить круг лиц, обладающих правами владения, распоряжения и использования этого изобретения, и, как следствие, продать его.
Сегодня практически любая инновационная технология неразрывно связана с исключительными правами на ее использование — правами интеллектуальной собственности, поэтому понятие «коммерциализация интеллектуальной собственности» связана с понятием «коммерциализация технологий», которое является для российского бизнеса относительно новым, но вместе с тем вошедшим в употребление достаточно прочно. Коммерциализация наукоемких предприятий представляет собой коммерческое продвижение результатов интеллектуальной деятельности, сутью которого является их внедрение (использование), а содержанием и специфической собственностью — отношения, складывающиеся между экономическими субъектами (создателями и/или собственниками и потребителями) в процессе рыночного обмена (Свиткин, 2002. С. 141).
Коммерциализация разработок нацелена на получение коммерческого результата и начинается с момента выявления перспектив коммерческого использования новой разработки (технологии, полученного с ее помощью товара или оказанной услуги) на рынке и получения коммерческого эффекта (Костарев, 2009. С. 47). В последние годы в деятельности высших учебных заведений коммерциализация интеллектуальной собственности стала занимать одно из важнейших мест, что подтверждается рядом исследователей (Новосельцев, 2005. С. 36). Экономическая ценность интеллектуальной собственности как товара и объекта коммерческой реализации требует от вуза как хозяйствующего субъекта квалифицированного управления этой областью деятельности вуза как единого организационного целого. Можно выделить три стратегических направления в сфере управления интеллектуальной деятельности и формирования ИС:
• активизация инновационной деятельности в вузе;
• коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и услуг в области интеллектуальной собственности;
• формирование реестра нематериальных активов как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности вуза.
Также можно определить цели вуза в сфере формирования инновационной стратегии и управления интеллектуальной собственностью:
• увеличение инновационного потенциала вуза;
• повышение конкурентоспособности за счет использование исключительных (монопольных) прав на результаты интеллектуальной деятельности;
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
• получение дополнительных финансовых источников от деятельности в сфере охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
• повышение активности научных исследований за счет активации творческой деятельности.
Главной причиной неэффективного управления интеллектуальной собственностью российских высших учебных заведений является отсутствие опыта преобразования научно-технического потенциала в коммерческий результат, т.е. процесс от создания объекта интеллектуальной собственности, его защиты и коммерческого использования (Пименова, 2006. С. 89).
В заключение, хотелось бы дополнить, что управление интеллектуальной собственностью позволяет вузу и авторам-создателям получить дополнительные доходы от передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Поэтому документальное подтверждение прав собственности и правильное оформление прав на использование интеллектуальной собственности, а также получение официальных охранных документов позволяет обеспечить реальную возможность контроля соответствующей доли рынка. По нашему мнению, с целью формирования инновационного потенциала организации важно осуществлять весь комплекс мероприятий, который может быть представлен повторяющимся циклом «от идеи до коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности».
В данном случае, региональное отделение выступает важным звеном в цепочке управления интеллектуальной деятельностью бизнес-структуры и способствует формированию инновационной стратегии организации, позволяющей коммерциализировать результаты научной деятельности и обеспечивать статус ВУЗа инновационного развития.
Следует также подчеркнуть, что описанные выше процессы управления ИС характерны как для промышленных предприятий, так и для ВУЗов несмотря на то, что изобретательская деятельность в каждом из указанных типов организаций имеет свою специфику, которая должна находить отражение и в соответствующих бизнес-процессах. Однако существующие различия в основном связаны не с наличием или отсутствием каких-либо специфических функций, а с различиями в способах коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, что свидетельствует о взаимной согласованности процессов управления в системе «ВУЗ-предприятие» и возможности использования при формирования систем управления ИС на промышленном предприятии более богатого в этой сфере практического опыта ВУЗов.
ЛИТЕРАТУРА
ГОСТ Р ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
Долгих А.П. (2009). Управление процессами развития предприятий на основе современного экономического механизма. СПб.: Изд-во СПбАУЭ.
Дудкина М.Н. (2009). Система управления интеллектуальной собственностью наукоемких предприятий. Воронеж: изд-во ГОУ ВПО Воронежский гос. техн. ун-т.
Костарев В.Е. (2009). Интеллектуальная собственность как неотъемлемая часть национальной экономики // Сервис в России и за рубежом, № 1(11).
Кузьмина С.Н. (2010). Объекты интеллектуальной собственности как элемент инновационного потенциала современного высшего учебного заведения// Экономика и управление, № 5(55), с. 82-86.
Новосельцев О.В. (2005). Коммерциализация, оценка, учет и аудит интеллектуальной собственности в имуществе предприятия (серия «Инновационная деятельность». Вып. 37). СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
Пименова А.Л., Нагуманова Р.В. (2006) Актуальные аспекты теории эффективности в контексте жизненных циклов предприятий // Проблемы современной экономики, № 3/4(19/20).
СкрипкоЛ.Е. (2011). Процессный подход в управлении качеством: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ.
Реализация процессного подхода при внедрении системы менеджмента качества в организации (2002). Практ. пособие ООО «Конфлакс» / Сост. М.З. Свиткин. СПб.: ООО «Конфлакс».
REFERENCES
ISO 9000:2008 Quality Management Systems. Fundamentals and vocabulary (In Russian.)
Dolgih A.P. (2009). Process management of enterprises on the basis of modern economic mechanism. St. Petersburg. (In Russian.)
DudkinaM.N. (2009). Intellectual property management system knowledge-based enterprises . Voronezh. (In Russian.)
Kostarev V.E. (2009). Intellectual property as an integral part of the national economy. Service in Russia and abroad, № 1. (In Russian.)
Kuzmina. S.N. (2010). Intellectual property as an element of the innovative potential of modern higher education institution. Economics and Management, № 5. p. 82-86. (In Russian.)
Novoselcev O.V. (2005). Commercialization, valuation, accounting and auditing of intellectual property in the property of the company (a series of "Innovation". Vol. 37). St. Petersburg. (In Russian.)
Pimenov A.L., Nagumanova R.V. (2006). Actual aspects of the theory of efficiency in the context of the life cycles of the enterprises. Problems of the modern economy. № 3/4. (In Russian.)
SkripkoL.E. (2011). The process approach to quality management: the manual. St. Petersburg. (In Russian.)
The implementation of the process approach in the implementation of the quality management system in the organization (2002). A practical guide. Compiler M.Z. Svitkin . St. Petersburg. (In Russian.)