логической завершенностью, направленностью на решение вание содержания магистерской диссертации; В ) оценивание
актуальных научных и практических задач менеджмента по доклада и презентации; С) оценивание защиты (ответов на
выбранной теме исследования. вопросы). Предложены критерии оценивания, а также указаны
4. Разработана система оценивания компетенций в магис- компетенции, которые должны быть выявлены и подтверждены
терской диссертации (по направлению подготовки 080200 — ме- в отдельных частях магистерской диссертации, а также в про-
неджмент), в которой выделены три основных части: А) оцени- цессе ее защиты.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) — «магистр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2009 № 639.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) — «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010 № 544.
3. Баранов И.Н. Стандарты третьего поколения и конкуренция на рынке бизнес-образования // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. — 2010. — Вып.1. — С. 166-183.
4. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.
5. Стрекалова Н.Д. Профессиональная подготовка менеджеров в области бизнес-планирования // Вестник СПбГУ. Сер. Менеджмент. — 2007. — Вып. 4. — С. 183-198.
6. Стрекалова Н.Д. Подготовка и защита магистерской диссертации: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
7. Эффективная Россия: производительность как фундамент роста // Российский журнал менеджмента. — 2009. — Т. 7. — № 4. — С. 109-168.
управление интеллектуальными ресурсами как основа повышения эффективности деятельности организации
С.Н. Кузьмина,
заместитель проректора по науке и инновациям Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент [email protected]
В статье рассматриваются вопросы управления инновационной деятельностью организации, подходы к созданию интеллектуальных ресурсов и возможность определения эффективности деятельности с учетом созданных нематериальных активов, что в целом позволит обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность организации.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, объекты коммерциализации, интеллектуальные ресурсы, регистрация результатов интеллектуальной деятельности, система менеджмента качества, процессный подход
УДК 005.336.34 ББК 65.050-56
Процессы, происходящие сегодня в экономике, предопределяют направления научно-инновационной политики и стратегию развития науки и новаций в России. В настоящее время продолжается формирование инновационного общества, основанного на генерации, распространении и использовании знаний, которые в дальнейшем могут выступать в качестве интеллектуального потенциала организации.
Действительно, нематериальные и в том числе интеллектуальные ресурсы организации являются тем капиталом, который сегодня прочно занимает позиции ведущего производственного ресурса. Поэтому деятельность организации по управлению нематериальными ресурсами и созданию интеллектуальной собственности должна определяться целями и задачами инновационной стратегии организации, которая включает такие основные этапы, как постановка целей в области развития инновационной деятельности, создание условий генерации идей, новаций и наличие механизма управления этими процессами. Результаты инновационной деятельности являются одним из важнейших ресурсов, формирующим потенциал и конкурентоспособность организации.
Не вызывает сомнения тезис о том, что эффективное управление ресурсами является одним из условий, обеспечивающих конкурентоспособность организации. С другой стороны, подразделяя ресурсы на человеческие, финансовые, материальные и нематериальные, в нашем случае, будем рассматривать нематериальные активы. В данном конкретном аспекте, мы будем понимать под этим термином интеллектуальные ресурсы образовательной бизнес-структуры или ВУЗа, связанные с обеспечением его основного вида деятельности, а именно образовательного процесса.
Действительно, любая организация, которая хочет сохранить и улучшить позиции на рынке в долгосрочном периоде должна ориентироваться в своем развитии на потребителей (как внешних, так и внутренних) и управлять процессами. Автор Скрипко Л.Е. утверждает, и мы согласны, что неэффективные внутренние процессы снижают рентабельность и конкурентоспособность организации, поэтому для организации важно своевременно и адекватно реагировать на изменения внешней среды соответствующими изменениями внутри организации. Сотрудники будут знать, как именно выполнять свою работу. Четкая структура
взаимосвязи всех процессов организации позволит повысить «прозрачность» работы [8].
Важно отметить еще один аспект, который должен быть учтен при дальнейших исследованиях. Основными видами деятельности образовательной организации будем рассматривать непосредственно деятельность, связанную с оказанием образовательных услуг, а именно образовательную и научноисследовательскую. Несмотря на выделение этих двух основных видов деятельности, нельзя не отметить, что имеется четкая прямая взаимосвязь и определенная взаимозависимость. Когда, например, результаты научной деятельности используются в образовательном процессе или же образовательный процесс может выступать в качестве объекта исследования в научно-исследовательских работах. Такая деятельность является основой процессов, создающих результат или продукт организации.
Основными процессами жизненного цикла продукта в сфере образовательной деятельности бизнес структур или вузов с учетом требований нормативных документов, в том числе и к системам менеджмента качества [1] являются:
• планирование процессов деятельности организации;
• планирование процессов, связанных с потребителями продукции образовательной деятельности;
• разработка учебных и учебно-методических материалов с целью учебно-методической и информационной поддержки образовательного процесса;
• обеспечение ресурсами (человеческими, материальными, нематериальными, финансовыми);
• организация процесса обучения;
• контроль (успеваемости студентов, качества учебного процесса, имеющихся учебных материалов и т.д.).
Список процессов можно продолжать — в каждом конкретном случае состав процессов может быть структурирован в соответствии с особенностями деятельности ВУЗа или организации. Тем не менее, все вышеизложенное, а именно система управления деятельностью организации должна отвечать как требованиям результативности, так и эффективности. Тем не менее, следует заметить, что результат деятельности образовательной организации может складываться из суммы нескольких результатов.
Например, автор Скрипко Л.Е. отмечает, что согласно рекомендациям ^О по процессному подходу, результативность и эффективность процесса могут определяться путем проведения анализа внутренних и внешних факторов и оцениваться по шкале развития. Такая шкала, как правило, содержит уровни развития от «нет формализованной системы» до «лучшие показатели в классе». Преимущества такого подхода состоят в том, что результаты документируются и отслеживаются через определенное время для достижения целей улучшения. [8]
Результат деятельности бизнес-структуры может быть рассмотрен как финансовый, определяется в соответствии с полученной прибылью от поступления денежных средств по основным видам деятельности: образовательной, научно-исследовательской, других непрофильных видов деятельности.
Результат может быть представлен как количественный показатель — по количеству выпущенных специалистов, бакалавров, магистров.
Результат с точки зрения качества подготовки выпускников, например, по такому критерию, как востребованность выпускника на рынке труда.
Результат с точки зрения качества подготовки выпускников — определение полезности для народного хозяйства в целом, например по критерию «выпускники, работающие по полученной специальности».
Обратившись снова к ГОСТ Р ИСО для уточнения, видим что к ресурсам можно отнести «работников, инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы» [8].
В соответствии с вышеизложенным тезисом к ресурсам образовательного учреждения относятся материальные ресурсы, финансовые ресурсы; людские ресурсы, нематериальные ресурсы, к которым можно отнести информационные, виртуальные, интеллектуальные.
Таким образом, в сфере образовательной деятельности, что представляют собой организации бизнес-структур образования, также применима и нужна комплексная оценка эффективности и результативности деятельности на основе как традиционных
подходов, так и принципов системы менеджмента качества, открытого образования. Это, по нашему мнению, в дальнейшем позволит образовательной бизнес-структуре использовать эти результаты для наращивания своего материального, нематериального, человеческого, финансового потенциала. Управление нематериальным потенциалом, а именно управление нематериальными активами как интеллектуальными ресурсами организации обеспечивает конкурентоспособность и устойчивость бизнеса за счет используемых технических и технологических решений. При этом, управляя интеллектуальными ресурсами организации, необходимо помнить о формировании политики стратегии, направленных на защиту экономических (коммерческих) интересов организации, разработки системы оценки интеллектуального потенциала организации с учетом таких факторов, влияющих на стоимость объектов интеллектуальной стоимости, как:
• учет срока действия охранного документа (свидетельства) на момент оценки его стоимости;
• издержки на создание и регистрацию объекта собственности,
• издержки на организацию использования объекта интеллектуальной собственности,
• издержки на страхование рисков, разрешение конфликтов, уплаты налогов и сборов;
• срок полезного использования объекта интеллектуальной собственности.
Следует также заметить, что для российской системы образования в целом характерен достаточно длительный период (лаг) от появления новых знаний до внедрения их в учебный процесс. В мировом сообществе этот срок в ряде случаев не превышает 5 лет, что достигается за счет быстрого внедрения результатов научных изысканий в процесс обучения. Для России этот период в лучшем случае может составлять порядка 15 лет. Это еще одна из причин потери эффективности системы образования. В нашем случае, когда результаты научно-исследовательской работы в течение достаточно короткого периода времени (в течение учебного года) апробируются и внедряются в учебный процесс — являются инновационными по своему техническому решению и обеспечению качества образовательного процесса.
Таким образом, формирование механизма управления интеллектуальными ресурсами и разработка системы управления интеллектуальной собственностью организации — это краеугольный камень комплекса мероприятий, последовательно выстроенных в общей системе управления образовательным учреждением. Основная задача здесь — это своевременное закрепление за организацией прав на результаты интеллектуальной деятельности, формирование реестра нематериальных активов, относящихся к результатам научно-исследовательских работ и обеспечивающих в дальнейшем методическую и учебную поддержку образовательной и научной деятельности. Это в свою очередь должно опираться на инвентаризацию прав на результаты интеллектуальной деятельности, что, с одной стороны дает возможность выявить наиболее значимое доминирующее направление в защите экономических интересов, а с другой — показать новые перспективные направления развития интеллектуальных ресурсов организации. Результаты проведенной инвентаризации могут стать основой системы учета интеллектуальной собственности ВУЗа.
Инновационная стратегия управления интеллектуальной собственностью не может быть осуществлена без коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, что обеспечивает в дальнейшем получение доходов от их использования. Результаты интеллектуальной деятельности могут быть включены в состав имущественного комплекса организации как нематериальные активы с их последующей оценкой стоимости.
Коммерциализация прав на результаты интеллектуальной деятельности является одним из оснований для постановки на баланс исключительных прав в составе нематериальных активов с последующей амортизацией, что в дальнейшем позволит организации пополнить свой амортизационный фонд; обеспечить получение дополнительных доходов от предоставления прав на использование результатов интеллектуальной деятельности третьим лицам или за счет отчуждения исключительных прав на договорной основе, обеспечить использование результатов
интеллектуальной деятельности в качестве залога наравне с имуществом организации при получении банковских кредитов, влиять на налогооблагаемую базу.
Все вышеперечисленное естественно подразумевает взаимосвязан ную деятельность всех участников данного процесса, а именно непосредственно коллектива авторов, создавшего данный интеллектуальный ресурс, администрацию учебного заведения, финансовые, бухгалтерские и юридические службы в создании и поддержании механизма создания и управления интеллектуальной собственности.
При формировании механизма управления интеллектуальными ресурсами организации необходимо учитывать различия организационно-правовой формы собственности, особенности организации деятельности. Но, в любом случае, основа — это соблюдение нормативного законодательства в сфере управления объектами интеллектуальной собственности.
В современных условиях интеграции России в мировое экономическое пространство все большую роль играют процессы в ключевой сфере научно-технического прогресса — интеллектуальной. Как известно, эта сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу, который, в конечном итоге, определяет судьбу и результат осуществляемых экономических преобразований [3].
Возможность определения и установления стоимости интеллектуального продукта, условий его распространения и реализации объективно позволяет приравнять такой продукт к товару и, следовательно, определить круг лиц, обладающих правами владения, распоряжения и использования этого изобретения,
и, как следствие, продать его.
Сегодня практически любая инновационная технология неразрывно связана с исключительными правами на ее использование — правами интеллектуальной собственности, поэтому понятие «коммерциализация интеллектуальной собственности» неразрывно связана с понятием «коммерциализация технологий», которое является для российского бизнеса относительно новым, но вместе с тем достаточно прочно вошедшим в употребление. Коммерциализация наукоемких предприятий представляет собой коммерческое продвижение результатов интеллектуальной деятельности, сутью которого является их внедрение (использование), а содержанием и специфической собственностью — отношения, складывающиеся между экономическими субъектами (создателями и/или собственниками и потребителями) в процессе рыночного обмена [9].
Коммерциализация разработок нацелена на получение коммерческого результата и начинается с момента выявления перспектив коммерческого использования новой разработки (технологии, полученного с ее помощью товара или оказанной услуги) на рынке и получением коммерческого эффекта [4]. В последние годы в деятельности высших учебных заведений коммерциализация интеллектуальной собственности стала занимать одно из важнейших мест, что подтверждается рядом исследователей [6]. Экономическая ценность интеллектуальной собственности как товара и объекта коммерческой реализации требует от вуза как хозяйствующего субъекта квалифицированного управления этой областью деятельности вуза как единого организационного целого. Можно выделить три стратегических направления в сфере управления интеллектуальной деятельности и формирования ИС:
1. активизация инновационной деятельности в вузе;
2. коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и услуг в области интеллектуальной собственности;
3. формирование реестра нематериальных активов как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности вуза.
Так же можно определить цели вуза в сфере формирования инновационной стратегии и управления интеллектуальной собственностью:
1. увеличение инновационного потенциала вуза,
2. повышение конкурентоспособности за счет использование исключительных (монопольных) прав на результаты интеллектуальной деятельности;
3. получение дополнительных финансовых источников от деятельности в сфере охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности;
4. повышение активности научных исследований за счет активации творческой деятельности.
Главной причиной неэффективного управления интеллектуальной собственностью российских высших учебных заведений является отсутствие опыта преобразования научно-технического потенциала в коммерческий результат, т.е. процесс от создания объекта интеллектуальной собственности, его защиты и коммерческого использования [7]. С целью защиты авторских прав и интеллектуальной собственности созданных электронных ресурсов, на протяжении длительного времени сотрудниками Института разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения (ИРВДТиИО) Санкт-Петербургского университета управления и экономики велась тесная работа с Объединенным фондом электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО, г. Москва).
Итогом плодотворной и успешной работой между СПБУУЭ и ОФЭРНиО стало заключение некоммерческого договора на формирование и открытие Регионального отделения при Университете.
Региональное отделение Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» в г. Санкт-Петербурге создано в соответствии с договором о сотрудничестве № 31/10 от 26 января 2010 года между Учреждением Российской академии образования «Институтом научной информации и мониторинга», и Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Санкт-Петербургским университетом управления и экономики (СПбУУЭ), согласно которому Учреждение Российской академии образования «Институт научной информации и мониторинга» поручает СПбУУЭ организацию и ведение Санкт-Петербургского отделения объединённого фонда электронных ресурсов «Наука и образование» с целью популяризации отраслевой и государственной регистрации электронных ресурсов науки и образования вида «неопубликованные документы», способствования обмену передовым педагогическим опытом в области информационных технологий и телекоммуникаций и созданию единого информационного научного и образовательного пространства.
Региональное отделение — Санкт-Петербург Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» предназначено для:
• аккумулирования информации об электронных ресурсах науки и образовании, имеющих вид «неопубликованные документы»;
• стандартизации и унификации слабоструктурированной информации об электронных ресурсах;
• каталогизации электронных ресурсов научного и образовательного назначения;
• обеспечения доступного, полного и прозрачного оповещения научного и педагогического сообщества страны о последних достижениях в области науки и образования.
Функциями Регионального отделения — Санкт-Петербург Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» являются:
• консультирование авторов и организаций разработчиков электронных ресурсов науки и образования по вопросам регистрации электронных ресурсов науки и образования (включая вопросы оформления комплекта документов);
• консультирование по правовым нормам авторского права на интеллектуальную собственность;
• регистрация (учет) электронных ресурсов науки и образования;
• каталогизация электронных ресурсов науки и образования;
• оказание помощи авторам и организациям-разработчи-кам в регистрации электронных ресурсов науки и образования в Национальном информационном фонде неопубликованных документов (ФГНУ «ЦИТиС»).
РО ОФЭРНиО — Санкт-Петербург принимает на регистрацию разработки на основании письменного обращением организации — разработчика, авторов — индивидуалов и авторских коллективов.
Регистрации подлежат:
• электронные учебники;
• электронные учебно-методические комплексы;
• учебные пособия и другие методические материалы;
• сборники задач, тестов;
• программные модули и системы, поддерживающие документооборот и инфраструктуру образовательных учреждений;
• разработки алгоритмов и программ, применяемых в учебных и научных целях;
• другие электронные ресурсы, имеющие научное и образовательное назначение.
Немаловажным пунктом является то, что работы, зарегистрированные в РО ОФЭРНиО—СПб, учитываются Всероссийской Аттестационной комиссией (ВАК): Инструкция к действующему Положению о присуждении ученых степеней (Приложение 3, пункт б).
В заключении, хотелось бы дополнить, что управление интеллектуальной собственностью позволяет вузу и авторам — создателям получить дополнительные доходы от передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности.
Поэтому документальное подтверждение прав собственности и правильное оформление прав на использование интел-
лектуальной собственности, а так же получение официальных охранных документов позволяет обеспечить реальную возможность контроля соответствующей доли рынка.
По нашему мнению, с целью формирования инновационного потенциала организации, важно осуществлять весь комплекс мероприятий, который может быть представлен повторяющимся циклом «от идеи до коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности».
В данном случае, региональное отделение выступает важным звеном в цепочке управления интеллектуальной деятельностью бизнес-структуры и способствует формированию инновационной стратегии организации, позволяющей коммерциализировать результаты научной деятельности и обеспечивать статус вуза инновационного развития.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. Долгих А.П. Управление процессами развития предприятий на основе современного экономического механизма. — СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.
3. Дудкина М.Н. Система управления интеллектуальной собственностью наукоемких предприятий. — Воронеж: изд-во ГОУ ВПО Воронежский гос. техн. ун-т, 2009.
4. Костарев В.Е Интеллектуальная собственность как неотъемлемая часть национальной экономики // Сервис в России и за рубежом. — 2009. — № 1 (11).
5. Кузьмина С.Н. Объекты интеллектуальной собственности как элемент инновационного потенциала современного высшего учебного заведения // Экономика и управление. — 2010. — № 5 (55). — С. 82-86.
6. Новосельцев О.В. Коммерциализация, оценка, учет и аудит интеллектуальной собственности в имуществе предприятия (серия «Инновационная деятельность». Вып. 37). — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. — 36 с.
7. Пименова А.Л., Нагуманова Р.В. Актуальные аспекты теории эффективности в контексте жизненных циклов предприятий // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 3/4 (19/20).
8. Скрипко Л.Е. Процессный подход в управлении качеством: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
9. Реализация процессного подхода при внедрении системы менеджмента качества в организации: Практ. пособие ООО «Конфлакс» / Сост. М.З. Свиткин. — СПб.: ООО «Конфлакс», 2002.
повышение эффективности приемной
КАМПАНИИ ЗА счет ВНЕдРЕНИЯ
информационных систем управления
ВУЗОМ (НА ПРИМЕРЕ САНКт-ПЕтЕРБУРГСКОГО
электротехнического университета)
Е.А. Вишнякова,
аспирант кафедры прикладной экономики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета
В статье обоснована необходимость создания автоматизированной информационной системы управления вузом в целом и приемной кампанией в частности. Дается анализ влияния процессов информатизации на эффективность приемной кампании вуза.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, автоматизированная система управления, эффективность.
УДК 378 ББК 74
Главная цель высшего учебного заведения — это подготов- мотивированных, целенаправленных и более подготовленных ка востребованных рынком труда, обладающих необходимыми абитуриентов можно считать началом пути к успеху. компетенциями квалифицированных и конкурентоспособных В настоящее время все высшие учебные заведения России
выпускников. Несомненно, для достижения этой цели требует- столкнулись с изменившимися на государственном уровне усло-ся учитывать множество факторов, но, прежде всего, стоит об- виями приема. Среди новых требований Минобрнауки России, ратить внимание на вход «черного ящика» под названием вуз: изложенных в документе «Порядок приема граждан в имеющие
на приемную кампанию. Ведь привлечение на этапе приема государственную аккредитацию образовательные учреждения