НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-4-39-45
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Е. В. Алтухова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия
Современная система образования должна четко отвечать требованиям времени. Наиболее актуальными сегодня являются вопросы инновационного развития. Возникновение Университетов 3.0 выдвигает особые требования не только к преподавателям, но и к выпускникам, а значит, и к организации самого учебного процесса. В этой связи важно обсуждение вопросов возможности использования результатов интеллектуальной деятельности в учебном процессе. В статье представлен анализ использования научных результатов проведенных научных исследований с учетом необходимости их правовой охраны, а также даны предложения относительно повышения эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности с учетом особенностей их учета и оценки как внутри вуза, так и со стороны регулирующих органов. Важным критерием правовой охраны результата интеллектуальной деятельности является его востребованность, т. е. возможность практического использования. Университет 3.0 должен иметь работающие результаты интеллектуальной деятельности. Причем основная сфера использования научных результатов должна быть именно в учебном процессе. В этой связи в статье предложены подходы к внедрению научных результатов в учебный процесс, где в качестве нового оценочного критерия преподавательского мастерства можно ввести количество научных результатов, приобретающих статус результатов интеллектуальной деятельности после апробации в аудитории, что обеспечит дополнительные бонусы преподавателю и новые знания студенту, а вузу - новый интеллектуальный продукт, готовый к дальнейшему использованию.
Ключевые слова: результат интеллектуальной деятельности, учебный процесс, система образования, инновационное развитие, преподаватель, служебное произведение, объект интеллектуальной собственности, научный результат, научное исследование.
THE USE OF INTELLECTUAL WORK RESULTS IN THE TEACHING PROCESS
Elena V. Altukhova
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
The present day education system should clearly meet the requirements of our time. Issues of innovation development are the most acute today. Arising universities 3.0 advance special requirements not only to lecturers, but to graduates and therefore to organization of the teaching process. In this connection it is important to discuss possibility of using intellectual work results in the teaching process. The article analyzes the use of academic results of research, which was conducted with due regard to their necessary legal protection and gives suggestions concerning the improvement of efficiency in using the results of intellectual work with taking into account the specific features of their registration and estimation both in-university and on the part of regulators. The important criterion of legal protection of the intellectual work result is its being in demand, i.e. the possibility of their practical use. University 3.0 must have working results of intellectual work. The basic field of using academic results should be concentrated in the teaching process, where as a new assessing criterion of the lecturer's skill it is possible to introduce the number of academic results, that can acquire the status of intellectual work results after testing in the classroom, which could provide additional bonuses to the lecturer and new knowledge to the student and a new intellectual product ready for use to the university.
Keywords: intellectual work result, teaching process, education system, innovation development, lecturer, official creation, object of intellectual property, academic result, research.
Инновационная составляющая стала неотъемлемой частью государственной политики и приобрела статус важного элемента приоритетных направлений экономического развития. Все Указы Президента и Постановления Правительства в области экономического развития за редким исключением включают в себя главную цель - внедрение новых технологий, обеспечивающих инновационный путь развития государства. Многие принципы конкуренции в современном мире сегодня включают в себя главным образом инновационную составляющую. Именно поэтому страны соревнуются друг с другом как по уровню развития инноваций, так и по уровню затрат, направленных на исследования и разработки в ВВП страны, а также по доле вложений, направленных на технологические инновации. Эти и многие другие показатели сегодня лежат в основе формирования экономической политики любого государства.
Уровень инновационного развития России, к сожалению, не настолько высок, как в передовых странах мира. Однако есть огромный потенциал его реализации, который в благоприятных условиях способен дать свои плоды и увеличиться в несколько раз. Этот потенциал формируется студентами и аспирантами, которые воплощают в жизнь современные мысли и идеи. И от того, насколько качественно будет подготовлен наш выпускник, зависит качество его достижений в будущем. На самом деле образовательные организации не всегда достаточно глубоко задумываются над тем, насколько серьезный научный задел формируется сегодня в их стенах [4. - С. 1085].
Современная система образования обладает не только огромными рычагами воздействия на сегодняшнюю молодежь, выступает не только источником новых знаний, но и представляет собой серьезный элемент инновационного развития, имеющий огромный потенциал нерастраченной энергии. Таким образом, высшая школа является основой создания человеческого капитала как неотъемлемой части
и движущей силы инновационного развития государства.
Университет сегодня рассматривается как корпоративный субъект экономики знаний. Университет 3.0 - это центр науки, образования и технологического предпринимательства. Современный университет становится генератором стартапов. Для сохранения конкурентоспособности российским университетам необходимо превращаться в корпорации, чей бизнес заключается в производстве нового типа продуктов и ресурсов для новой экономики - талантов, знаний и новых бизнесов1.
Инновационно мыслящий выпускник по окончании вуза должен не только владеть теоретическими знаниями и практическими навыками, но и уметь креативно мыслить, генерируя новые идеи, реализуя их на практике. Для этого необходим весомый научный задел, позволяющий использовать полученные знания, а также формировать на этой базе новые востребованные рынком предложения, способные качественно изменить работу системы в целом. Обеспечить реализацию такой задачи может только шагающий в ногу со временем, динамично развивающийся преподаватель, способный давать знания на качественно ином, новом уровне их восприятия [3. - С. 13].
Формирование новых знаний невозможно без открытия новых истин, познания чего-то нового. Таким образом появляется научный результат, а потом и научное открытие, его правовая охрана, позволяющая использовать данный результат широкой общественностью на определенных условиях.
Научный результат можно получить с помощью научно-методического аппарата. При этом он может быть теоретическим и практическим.
Теоретические результаты требуют дополнительного осмысления и соотнесения с собственным опытом. Они могут быть
1 См.: Инновационный портал Новосибирского государственного университета. - URL: http: / /inno. nsu.ru/facts/2016-05-30.htm
использованы не только в других исследованиях, но и в практической деятельности, однако требуют некоторой доработки самого исследователя или практика.
Таким образом, к теоретическим результатам можно отнести:
- выявление проблемы;
- формулировку идеи;
- выявление предпосылок или противоречий;
- определение тенденций и факторов;
- уточнение формулировки понятия или явления;
- разработку концепции или стратегии;
- представление того или иного явления с описанием смысла, этапов развития, причины появления, теоретического обоснования сущности и описания свойств;
- разработку подхода к изучению проблемы;
- разработку метода;
- выявление закономерности;
- разработку классификации;
- формулировку принципов;
- выявление особенностей;
- разработку модели или механизма;
- установление критериев, показателей, индикаторов, признаков или параметров;
- характеристику процесса;
- описание среды;
- установление структуры;
- обобщение опыта;
- характеристику перспектив исследования;
- построение прогноза развития системы.
Практические результаты не требуют дополнительного осмысления или доработки и готовы к внедрению в практику. К этой группе результатов можно отнести разработку алгоритма, технологии, диагностику, методики, методы подготовки, модели и т. п.
При этом нельзя разделять теоретические и практические результаты, поскольку в любом случае достаточно важным критерием оценки значимости научных
результатов выступает практическая значимость исследований, свидетельствующая о реальных изменениях, которые произошли или могут произойти в результате внедрения результатов исследования на практике.
Грамотная и своевременная апробация новых знаний впоследствии формирует возможность их внедрения на практике, что способствует рождению новых идей, которые впоследствии дадут определенный импульс для решения новых задач. Практическое использование зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности становится сегодня отправной точкой появления того, что мы сегодня называем инновацией.
Инновации в современном понимании представляют собой некое внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост востребованной рынком продукции, технологии или процесса.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 127«О науке и государственной научно-технической политике» инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Таким образом, организация инновационной деятельности не только определяется как категория в законе о науке и государственной научно-технической политике, но и имеет ключевую опору на научную составляющую как базис будущих инноваций. В этой связи следует отдельно выделить особую роль науки в формировании и реализации научных результатов, определяющих инновационное развитие экономики.
Вместе с тем научные результаты сами по себе не сформируют рынок инновационных продуктов и технологий. Для реализации данного механизма необходим развитый рынок интеллектуальной собственности, обеспечивающий достойную защиту прав авторов изобретений и позволяющий одновременно реализовывать государственные задачи в области инновационного развития. Таким образом, возникает необходимость использования правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.
В соответствии с ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности (РИД), которым предоставляется правовая охрана, принято считать:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
Таким образом, РИД представляет собой научные результаты, а также средства индивидуализации, которые могут иметь правовую охрану. Однако данные идеи, прежде чем сформироваться в научный результат и закрепиться как результат интеллектуальной деятельности, должны быть апробированы.
Более того, апробированные и используемые РИД будут уже носить название
объектов интеллектуальной собственности (ОИС), хотя закон в соответствии с ч. 4 ГК РФ определяет ОИС как РИД, которым может быть предоставлена правовая охрана.
Интеллектуальная собственность представляет собой совокупность прав на результаты интеллектуального труда и устанавливает режим охраны нематериальных объектов.
Неограниченность интеллектуальных ресурсов определяет специфические характеристики управления ими [1. - С. 49]. Достаточно важным аспектом, определяющим возможность использования РИД, является процедура защиты прав интеллектуальной деятельности. В частности, должна быть отлажена процедура перехода права на РИД, а также закреплен институт служебного произведения. В частности, весьма важным инструментом регулирования отношений автора (работника) и заказчика (работодателя) является договор о выплате вознаграждения за служебное произведение, наличие которого определяется статьей 1295 четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, научный результат прежде, чем он будет тиражироваться в студенческой аудитории, должен иметь правовую охрану.
Весьма активно в вузах используется такая форма регистрации РИД, как электронный ресурс. Как правило, данный РИД весьма активно используется в учебном процессе и регистрируется в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО). Использование ОФЭРНиО в качестве платформы для регистрации РИД является относительно простым способом регистрации. Однако если автор регистрирует электронный ресурс самостоятельно, правообладатель в нем не указывается, что затрудняет в ряде случаев учет данного результата в вузе.
В системе образования широко распространено использование электронных учебно-методических комплексов. Такого
рода результаты интеллектуальной деятельности не регистрируются в Роспатенте, однако их значимость велика. Следует также отметить, что данный вид РИД получает правовую охрану в ОФЭРНиО. Однако не во всех вузах РИД, зарегистрированный в данной системе, принимается к учету и включается в систему рейтингова-ния. При отсутствии возможности включить данный РИД в систему рейтингова-ния нивелируется возможность поощрить автора за созданный РИД.
Таким образом, вузу необходима четко регламентированная система отношений, позволяющая согласовать интересы автора и заказчика. В этой связи важно не только наличие регламентирующих документов, но и своевременное информирование самих авторов о происходящих изменениях в регламентирующих процедурах.
В этих условиях следует использовать полученные научные результаты в учебном процессе не только с целью приращения новых знаний и апробации полученных научных результатов, но и с целью вовлечения молодежи в процесс получения новых знаний с помощью совершенно новых инструментов и методов.
Широко используемыми инструментами формирования нового знания в системе образования являются инновационные методы. С помощью новых подходов к освоению материала студент получает не только новые знания, но и новое видение изучаемого предмета.
К числу активных инновационных методов обучения можно отнести:
- проблемные лекции;
- проблемные семинары;
- тематические дискуссии;
- мозговой штурм;
- круглый стол;
- деловые игры;
- анализ конкретных ситуаций;
- игровое проектирование.
Наиболее приемлемыми и достаточно
эффективными инновационными методами обучения являются проблемная лекция и деловые игры, настраивающие аудито-
рию на постоянную активную мыслительную деятельность, заставляющую не только развивать теоретический компонент, но и подключать практическую реализацию тех или иных решений [6. - С. 18].
Использование инновационных методов в образовании является значимым инструментом апробации результатов интеллектуальной деятельности, которая важна как для преподавателя с точки зрения практического внедрения полученного результата интеллектуальной деятельности, так и для студента, получающего новое знание совершенно новым, удобным для его усвоения способом. В этом случае электронные учебно-методические комплексы могли бы стать серьезной основой внедрения РИД в учебный процесс.
Еще одним возможным рычагом дальнейшего использования РИД в учебном процессе может стать заказ самого вуза на разработку определенного его вида специально созданной комиссией. Необходимость такого предложения продиктована прежде всего тем, что вуз в настоящее время приобретает статус Университета 3.0, где совмещаются образование, наука и инновации. Соответственно, повышается и требование к выпускникам. Специалист, окончивший вуз сегодня, должен не только креативно мыслить и принимать неординарные решения, разрешая сложные, не-решаемые задачи, но и успевать внедрять свои идеи в рабочий процесс. Все это требует и особого уровня подготовки такого рода специалистов, что ставит перед преподавателем весьма сложную задачу не только получать научные результаты, но и уметь их практически использовать, хотя бы на уровне учебного процесса, применяя инновационные методы при апробации РИД [5. - С. 144].
Рассматривая современный вуз как достаточно сложную систему, в рамках которой сосредоточен образовательный, научный и инновационный потенциал, важно отметить и его социальную ответственность перед обществом. Ввиду сложности и значимости выполняемых задач, а также в
целях корректного отражения результатов деятельности вуза в системе образования следует дифференцировать подходы к используемым оценочным показателям, которые не могут быть одинаковыми у различных групп вузов.
В этой связи вузы, основным направлением деятельности которых является образовательная деятельность, не должны отчитываться перед Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с теми же критериями, что и научно-исследовательские вузы, ввиду не только различий в направлениях подготовки специалистов, но и ввиду особенностей финансирования самих вузов. Особенно это касается оценочных показателей инновационной активности в части учитываемых видов результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране.
В настоящее время все вузы отчитываются по единой системе и критериям инновационной активности. При этом надо понимать, что патентная активность технических вузов будет на порядок выше, чем в экономических вузах. Более того, следует использовать потенциал экономических вузов и экономического образования в качестве инструмента коммерциализации РИД технических вузов. Данная интеграция может стать более эффектив-
ной для инновационного развития государства.
На основании перечисленных выше моментов, касающихся существенных вопросов и особенностей использования РИД в учебном процессе, можно сделать следующие выводы:
1. Не вызывает сомнений необходимость использования РИД в учебном процессе.
2. Эффективность использования РИД в учебном процессе будет наращиваться с одновременным использованием инновационных методов в образовании.
3. Неотъемлемой составляющей использования РИД в учебном процессе является введение режима его правовой охраны.
4. Важным аспектом развития инновационной активности вуза является четкая регламентация учета и оценки используемых РИД.
5. Необходим дифференцированный подход к оценочным показателям инновационной деятельности вузов со стороны Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Возможно, эти рекомендации послужат основой для целостного эффективного развития информационного общества в экономике будущего.
Список литературы
1. Алтухова Е. В. Проблемы управления интеллектуальной собственностью в вузе // Российско-китайский научный журнал «Содружество». - 2017. - № 16. - С. 47-50.
2. Асалиев А. М. Человеческий капитал в контексте стратегии социально-экономического развития // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 6 (96). - С. 96-105.
3. Бондаренко Т. Г., Исаева Е. А. Стартапы в России: актуальные вопросы развития // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7. - № 5 (30). - С. 13.
4. Гагарина Г. Ю., Губарев Р. В., Дзюба Е. И., Файзуллин Ф. С. Прогнозирование социально-экономического развития российских регионов // Экономика региона. - 2017. - Т. 13. - Вып. 4. - С. 1080-1094.
5. Голосов П. Е., Горелов В. И., Федосеев А. И. Об одной модели в менеджменте образования / / Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента : сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. - Самара, 2015. - С. 142-146.
6. Пятанова В. И. Финансист будущего: новые грани развития // Финансовые стратегии и модели экономического роста России: проблемы и решения : сборник статей. - М. : Аудитор, 2017. - С. 15-21.
References
1. Altuhova E. V. Problemy upravleniya intellektual'noy sobstvennost'yu v vuze [Problems of Intellectual Property Management in the University]. Rossiysko-kitayskiy nauchnyy zhurnal «Sodruzhestvo» [Russian-Chinese scientific journal "Commonwealth"], 2017, No. 16, pp. 47-50. (In Russ.).
2. Asaliev A. M. Chelovecheskiy kapital v kontekste strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya [Human Capital in the Context of Social-Economic Development Strategy]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 6 (96), pp. 96-105. (In Russ.).
3. Bondarenko T. G., Isaeva E. A. Startapy v Rossii: aktual'nye voprosy razvitiya [Startups in Russia: Topical Issues of Development]. Internet-zhurnal «Naukovedenie» [Internet-journal "Naukovedenie"], 2015, Vol. 7, No. 5 (30), pp. 13. (In Russ.).
4. Gagarina G. Yu., Gubarev R. V., Dzyuba E. I., Fajzullin F. S. Prognozirovanie social'no-ekonomicheskogo razvitiya rossiyskih regionov [Forecasting of Social and Economic Development of Russian Regions]. Ekonomika regiona [Economy of the Region], 2017, Vol. 13, Issue 4, pp. 1080-1094. (In Russ.).
5. Golosov P. E., Gorelov V. I., Fedoseev A. I. Ob odnoy modeli v menedzhmente obrazovaniya [About one Model in the Management of Education]. Aktual'nye voprosy ekonomiki i sovremennogo menedzhmenta, sbornik nauchnyh trudov po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Acute Issues of Economics and Present Day management, collection of works based on results of the International Conference]. Samara, 2015, pp. 142-146. (In Russ.).
6. Pyatanova V. I. Finansist budushchego: novye grani razvitiya [Financier of the Future: New Facets of Development]. Finansovye strategii i modeli ekonomicheskogo rosta Rossii: problemy i resheniya, sbornik statey [Finance Strategy and Models of Economic Growth in Russia: Problems and Solutions, collection of articles]. Moscow, Auditor, 2017, pp. 15-21. (In Russ.).
Сведения об авторе
Елена Владимировна Алтухова
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Information about the author
Elena V. Altukhova
PhD, Assistant Professor of the Department for Financial Management of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]