Научная статья на тему 'Рыночное сопровождение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза'

Рыночное сопровождение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
94
33
Поделиться
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВУЗ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / INTELLECTUAL PROPERTY / UNIVERSITY / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / COMMERCIALIZATION / MARKETING TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Прядко С.Н.

В статье представлены данные, характеризующие коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности ученых вузов Белгородской области в виде малых инновационных предприятий. Для повышения эффективности деятельности данных предприятий предлагается использование структурно логической схема рыночного сопровождения, которая включает анализ рынка, а выбор способа коммерциализации и правовой охраны разработки ученого вуза, а также использование конкретных маркетинговых инструментов для доведения разработки до конечного потребителя инновационного продукта.Resume. The article presents the data describing the commercialization of intellectual property of universities scientists Belgorod region in the form of small innovative enterprises. To improve the efficiency of these enterprises provided the use of structural and logical scheme of market support, which includes analysis of the market and the choice of the method of commercialization and legal protection of scientific developments of the university, as well as the use of specific marketing tools to bring development to the final consumer product innovation.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Прядко С.Н.,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Рыночное сопровождение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза»

52

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015 № 7(204). Выпуск 34/1

УДК 338.001.76

РЫНОЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

MARKET SUPPORT COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL ACTIVITY

OF HIGH SCOOL

С.Н. Прядко S.N. Pryadko

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия,

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod State National Research University, 85, Victory St., Belgorod, 308015,

Russia

E-mail: pryadko_s@bsu.edu.ru

Аннотация: В статье представлены данные, характеризующие коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности ученых вузов Белгородской области в виде малых инновационных предприятий. Для повышения эффективности деятельности данных предприятий предлагается использование структурно-логической схема рыночного сопровождения, которая включает анализ рынка, а выбор способа коммерциализации и правовой охраны разработки ученого вуза, а также использование конкретных маркетинговых инструментов для доведения разработки до конечного потребителя инновационного продукта.

Resume. The article presents the data describing the commercialization of intellectual property of universities scientists Belgorod region in the form of small innovative enterprises. To improve the efficiency of these enterprises provided the use of structural and logical scheme of market support, which includes analysis of the market and the choice of the method of commercialization and legal protection of scientific developments of the university, as well as the use of specific marketing tools to bring development to the final consumer product innovation.

Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности, вуз, малые инновационные предприятия, коммерциализация, маркетинговые инструменты.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Key words: intellectual property, university, small innovative enterprises, commercialization, marketing tools.

Введение

В настоящее время происходит формирование системы институциональной и финансовой поддержки системы модернизации экономики, ее перехода на инновационный путь развития. Ведущую роль в данном процессе начинает играть университеты, которые пытаются совместить свои классические функции (генерирование и передачу знаний) и функции современного инновационного предприятия. Как и любое коммерческое предприятие, реализующее инновационную про-дукцию/услуги, вуз сталкивается с рядом проблем, одной из которых, по мнению российских, является отсутствие эффективного механизма передачи разработок ученых вуза к высокотехнологичному бизнесу [3,4].

Основным «продуктом» вуза являются результаты интеллектуальной деятельности (РИД), то есть права на разработки ученых в независимости от их охраноспособности в соответствии с международным или российским правом, включая права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, звукозаписи, радио и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, программам для электронных вычислительных машин, базам данных, полезным моделям, селекционным достижениям, топологиям интегральных микросхем, секретам производства (ноу-хау), защите от недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Процесс передачи разработки ученого вуза включает в себя организационные системы и процессы, посредством которых РИД (включая знания, технологии, опыт и навыки) передаются от разработчика (вуза) к потребителю (высокотехнологичному бизнесу), приводя к формированию новых рынков, освоения новых зон прибыльности для существующего бизнеса, формирования инновационной экономической системы в целом страны и региона.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015. №7 (204). Выпуск 34/1

53

Результаты исследований

С 2009 года вузы, согласно Федеральному закону № 217 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», имеют возможность коммерциализировать собственные разработки в виде создания хозяйственных обществ - малых инновационных предприятий [1]. В 2013 году такой возможность воспользовалось большинство вузов Белгородской области, которые, помимо МИПов сформировали и инновационную инфраструктуру вуза, включающую центры транстфера технологий, бизнес-инкубаторы, консалтинговые и «упаковочные» компании и пр. (табл.1).

Таблица 1 Table 1

Число организаций, выполняющих исследования и разработки в Белгородской области The number of organizations engaged in research and development in the Belgorod region

1995 2000 2005 2009 2010 2011 2012 2013

Число организаций - всего 35 31 23 19 16 16 14 15

в том числе:

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

научно -исследовательские организации 14 12 15 5 5 4 6 7

конструкторские и технологические организации 7

проектные и проектноизыскательские организации 11 4 2 1 1 1

образовательные учреждения высшего профессионального образования 4 4 4 4 4 4 3 3

прочие 6 4 2 9 6 7 5 5

Источник: составлено по данным Департамента экономического развития Белгородской области (http: //www.derbo.ru/projects/innovation)

Число МИПов, созданных вузами Белгородской области, постоянно увеличивается (рис. 1)

О 10 20 30 40 50 60 70

Источник: составлено по данным Департамента экономического развития Белгородской области (http://www.derbo.ru/projects/innovation)

Рис. 1. Малые инновационные предприятия, созданные с участием вузов Белгородской области Fig. 1. Small innovative enterprises established with the participation of universities Belgorod region

Вместе с тем, оценка эффективности инновационной деятельности организаций Белгородской области показывает неоднозначный рост и снижение отдельных показателей

54

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015 № 7(204). Выпуск 34/1

(табл. 2). Как показывают статистические данные объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг в стоимостном выражении увеличился практически в два раза. Но удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в процентах увеличился только на 0,2 %, а в отдельные периоды времени (в 2010 и 2011 годах) происходило значительно сокращение данного показателя.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таблица 2 Table 2

Основные показатели инновационной деятельности организаций в Белгородской области

Main innovation indicators of organizations in the Belgorod re gion

2009 2010 2011 2012 2013

Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, млн. руб. 1317,8 3097,2 2149,8 1645,1 1114,3

Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг, млн. руб. 10437,5 9391,6 15457,4 21683,4 21246,5

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов 4,1 2,6 3,7 4,0 4,3

Источник: Госкомстат по Белгородской области (www.belg.gks.ru)

По мнению отдельных российских экспертов, тема коммерциализации РИД вузов является досрочно болезненной. При попытке внедрить разработки в промышленность зачастую выясняется, что разработки НИИ либо просто неинтересны бизнесу и промышленности, либо непригодны для внедрения в текущем виде. Это относится, как и к результатам мегапроектов вроде «компьютеров пятого поколения», и к результатам более скромных исследовательских программ [2, 3, 4].Объемы финансирования создания МИПов является достаточно большими, но недостаточными для поддержания их дальнейшего работоспособного состояния.

Одним из возможных выходов в данной ситуации, можно считать более широкое внедрение рыночных маркетинговых инструментов, которые позволяют не только «подстраивать» деятельность бизнес-структуры к потребностям конкретного рынка, но и активно формировать окружающее бизнес-пространство, стимулировать и создавать спрос, управлять поведением потребителей инновационной продукции на рынке.

При выборе конкретных инструментов рыночного сопровождения разработки на рынок необходимо, по нашему мнению, учитывать следующие особенности рынка:

1) использование традиционных маркетинговых инструментов затруднено, так как при продвижении разработки на рынок нарушается основной принцип маркетинга - «Производить, то, что необходимо определенной целевой аудитории», то есть изначально производство должно быть направлено на определенный платежеспособный спрос на конкретном рынке. При продвижении РИД вуза на рынок чаще всего разработка ученых призвана создать несуществующий спрос или показать новые зоны прибыльности для существующего бизнеса. В данном случае смещаются основные смысловые акценты в маркетинговой деятельности вуза в процессе коммерциализации РИД. Происходит проталкивание инновационной разработки на рынок, что напрямую противоречит концепции маркетинга;

2) зачастую отсутствует взаимосвязь разрабатываемого РИД вуза и запросов конкретного рынка. Зарождение идеи у ученого невозможно спрогнозировать, так как в своей работе большинство ученых руководствуются интересами общественной пользы и научного поиска, что позволяет добиваться более значимых результатов, то есть более крупных открытий. В то время как бизнес нацелен на получение как можно более быстрой финансовой отдачи от изобретений ученых вузов. Однако именно совместная работа науки и промышленности, как показывает зарубежный опыт, дает более эффективную коммерциализацию, сочетая опыт и знания с практическими навыками и ресурсами. Необходима, на наш взгляд, предварительная система оценки, дополнительного отбора РИД которые могут быть коммерциализированы или выступить объектом некоммерческого трансфера РИД вуза;

3) необходимость комплексной маркетинговой поддержки задолго до начала и уже после окончания процесса коммерциализации РИД от вуза к потребителю - высокотехнологичному бизнесу. Процесс коммерциализации РИД должны претворять комплексные маркетинговые исследования.

Структурно-логическая схема рыночного сопровождения коммерциализации РИД вуза представлен на рисунке 2.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015. №7 (204). Выпуск 34/1

55

Комплексные аналитические решения, основанные на результатах проведения и сопровождения исследований рынка (выделение основных трендов развития рынка и характеристика рыночной конъюнктуры, оценка емкости рынка и доли основных игроков, сегментирование, оценка каналов распределения, анализ конкурентного окружения и т.п.)

Л

V

Проведение и сопровождение маркетинговых исследований (социально-демографический портрет целевой аудитории, выявление потребительских предпочтений и исследование потребительского поведения, исследование конкурентных товаров и услуг, поддержка разработки и тестирование товара/услуги т.п.)

Анализ РИД вуза, права на которые в силу положений действующего законодательства или заключенного учреждением договора принадлежат научному или образовательному учреждению в составе нематериальных активов

Выбор способа и правовая охрана РИД вуза

КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР РИД ВУЗА

Создание МИП

__________4_

Лицензирование

МИП,

владею-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

щий

РИД

вуза

Управление ассортиментным портфелем МИП (анализ сбалансированности ассортиментной матрицы, ABC-анализ, XYZ-анализ и т.п.);

Бренд-менеджмент МИП (разработка концепции бренда; разработка и регистрация торговых марок, в т.ч. нэйминг, визуализация и работа с патентными поверенными; разработка и сопровождение программ управления брендом и продвижения на всех этапах жизненного цикла и т.п.);

Продвижение товаров и услуг МИП (комплексные решения по оптимизации сбытовой политики, в т.ч. ценовое позиционирование и разработка системы скидок, расширение клиентской базы и/или каналов сбыта, разработка систем лояльности клиентов; разработка комплексных программ продвижения В2В, В2С, В20 разработка и сопровождение программ стимулирования сбыта и т.п.);

Разработка рекламной стратегии и отдельных элементов комплекса рекламных мероприятий (медиапланирование; разработка и сопровождение рекламных кампаний (ATL, BTL); разработка рекламно-информационных и POS-материалов - буклеты, листовки, каталоги и т.п.; разработка и сопровождение Интернет-проектов - корпоративный сайт, Интернет-продвижение и т.п.).

Рис. 2. Структурно-логическая схема рыночного сопровождения коммерциализации РИД вуза Fig. 2. Structurally-logic market support commercialization of university RID

Процесс рыночного сопровождения разработки ученого вуза должен проходить в течение всего ее жизненного цикла: начиная с анализ потребностей бизнеса в решении какой-то технической, экономической или организационной проблемы, и, заканчивая, продвижение инновационной продук-ции/услуг МИПа на конкретном рынке. На основании комплекса маркетинговых рыночных исследований необходимо выбирать конкретные инструменты, позволяющие реализовать продукцию/услуги МИПа.

Основные маркетинговые инструменты рыночного сопровождения РИД вуза представлены в таблице 3.

56

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015 № 7(204). Выпуск 34/1

Маркетинговые инструменты рыночного сопровождения РИД вуза Marketing tools market support RID university

Таблица 3 Table 3

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Маркетинговые инструменты Содержания маркетинговых инструментов

Комплексные аналитические решения SWOT-анализ, бизнес-планирование (оценка бизнес-идей, разработка бизнес-плана, бизнес-модели МИПа).

Проведение и сопровождение маркетинговых исследований социально-демографический портрет целевой аудитории, выявление потребительских предпочтений и исследование потребительского поведения, исследование конкурентных товаров и услуг, поддержка разработки и тестирование товара/услуги т.п.

Проведение и сопровождение исследований рынка выделение основных трендов развития рынка и характеристика рыночной конъюнктуры, оценка емкости рынка и доли основных игроков, сегментирование, оценка каналов распределения, анализ конкурентного окружения и т.п.

Управление ассортиментным портфелем МИПа анализ сбалансированности ассортиментной матрицы, ABC-анализ, XYZ-анализ и т.п.

Бренд-менеджмент МИПа разработка концепции бренда; разработка и регистрация торговых марок, в т.ч. нэйминг, визуализация и работа с патентными поверенными; разработка и сопровождение программ управления брендом и продвижения на всех этапах жизненного цикла и т.п.

Продвижение продуктов и услуг МИПа комплексные решения по оптимизации сбытовой политики, в т.ч. ценовое позиционирование и разработка системы скидок, расширение клиентской базы и/или каналов сбыта, разработка систем лояльности клиентов; разработка комплексных программ продвижения В2В, В2С и B2G, разработка и сопровождение программ стимулирования сбыта и т.п.

Разработка рекламной стратегии и отдельных элементов комплекса рекламных мероприятий МИПа медиапланирование; разработка и сопровождение рекламных кампаний (ATL, BTL); разработка рекламно-информационных и POS-материалов -буклеты, листовки, каталоги и т.п.; разработка и сопровождение Интернет-проектов - корпоративный сайт, Интернет-продвижение и т.п.

Заключение

Передовой отечественный опыт, а также практика наиболее развитых стран показывает, что в настоящее время конкурентная борьба на рынке образовательных услуг идет не только в области формирования перспективного контингента студентов и преподавателей; обладания финансовыми и капитальными ресурсами; но и в области коммерциализации научных разработок ученых вуза. Для продвижения РИД ученых вуза необходимо использование маркетинговых инструментов, которые позволяют адаптировать разработку к потребностям конкретного рынка, и сформировать спрос на инновационную продукцию МИП вузов.

Список литературы References

1. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»

Federal Law of August 2, 2009 № 217 - FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the establishment of budget scientific and educational institutions, business entities with a view to practical application (implementation) of the results of intellectual activity"

2. Прядко С.Н. , Усманов Д.И. Анализ региональных факторов рыночного трансфера результатов интеллектуальной деятельности / С.Н. Прядко, Д.И. Усманов// Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - Белгород, Выпуск № 5, 2014. - С. 72-84

Pryadko S.N., Usmanov D.I. An analysis of regional factors of market transfer of intellectual property / SN Pryadko, DI Usmanov // Herald of BSTU. VG Shukhov Belgorod - Issue number 5, 2014. - P. 72-84.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Ломовцева О.А. Регион в контексте общественного развития и эволюции экономической мысли /

О.А. Ломовцева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 8-1 (151): 20-27.

Lomovtseva, O.A., 2013. Region in the context of social development and the evolution of economic thought. Belgorod State University Scientific Bulletin. History Political science Economics Information technologies, 8-1 (151): 20-27.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015. №7 (204). Выпуск 34/1

57

4. Круглый стол «Государственная политика в области коммерциализации интеллектуальной собственности как ключевого фактора модернизации ученого сектора»

http: //forum.boinc.ru/default.aspx?g=posts&t=l205#post45l07

Round table "State policy in the field of commercialization of intellectual property as a key factor in modernizing the academic sector" http://forum.boinc.ru/default.aspx?g=posts&t=1205#post45107

5. Davood, Tanha, Aidin, Salamzadeh, Zahra, Allahian, Yashar Salamzadeh, 2011. Commercialization of

University Research and Innovations in Iran: Obstacles and Solutions. Journal of Knowledge Management, Economics and Information Technology. http://www.scientificpapers.org/ wpcon-

tent/files/1208_Aidin_Salamzadeh_Commercialization_of_University_Researches_and_Innovations_in_I

Давуд, Танха, Айдин, Саламзадех, Захра, Аллахиан, Саламзаден,2011. Коммерциализация университетских исследований и инноваций в Иране: вызовы и решения. Журнал управления знаниями, экономики и информационных технологий. http://www.scientificpapers.org/ wpcon-

tent/files/1208_Aidin_Salamzadeh_Commercialization_of_University_Researches_and_Innovations_in_I