Научная статья на тему 'Концепция и структура Кадастра объектов интеллектуальной собственности'

Концепция и структура Кадастра объектов интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБОРОТ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / КАДАСТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INNOVATIONS / INTELLECTUAL PROPERTY CADASTRE / CIRCULATION AND TRANSFERRING OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурахов Нуржан Нурланович, Телемтаев Марат Махметович

В данной работе описываются основные проблемы, решение которых позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему и тем самым обеспечит глобальную конкурентоспособность России. В статье также проводится анализ существующих подходов к созданию инновационной системы и предлагается наиболее эффективный способ - Кадастр интеллектуальной собственности - система учета и оборота объектов интеллектуальной собственности. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper author describes the main problems that have to be solved to form an effective national innovation system and thus will ensure the global competitiveness of Russia. Also author analyzed current approaches of creation the innovation system and 35 suggests the most effective method - intellectual property cadastre - the accounting and the transferring system of intellectual property.

Текст научной работы на тему «Концепция и структура Кадастра объектов интеллектуальной собственности»

Концепция и структура Кадастра объектов интеллектуальной собственности

Нурахов Нуржан Нурланович, младший научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт», Институт общей ядерной физики n.nurakhov@ gmail .com Телемтаев Марат Махметович, д.т.н., профессор, РЭУ им. Г.В. Плеханова

Аннотация

В данной работе описываются основные проблемы, решение которых позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему и тем самым обеспечит глобальную конкурентоспособность России.

В статье также проводится анализ существующих подходов к созданию инновационной системы и предлагается наиболее эффективный способ - Кадастр интеллектуальной собственности - система учета и оборота объектов интеллектуальной собственности.

Ключевые слова

Инновации, оборот объектов интеллектуальной собственности, кадастр интеллектуальной собственности

1. Ключевые проблемы формирования рынка объектов прав на объекты интеллектуальной собственности

Необходимость кадастра ИНСО [10]. Ключевым условием обеспечения глобальной конкурентоспособности России является формирование эффективной национальной инновационной системы [5]. Первым из основных направлений деятельности в этой сфере Правительством России определено формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности. Результатами

интеллектуальной деятельности являются, как известно, объекты интеллектуальной собственности (ИНСО) и возникающие в момент их создания права на объекты ИНСО.

Практическое формирование рынка прав на объекты ИНСО связано с решением трех ключевых проблем.

Первая проблема - проблема неучтенного оборота ИНСО. Говоря о рынке прав на объекты ИНСО, необходимо, конечно, с позиций пользователя отразить состояние практики бухгалтерского учета прав на объекты ИНСО. Существенным препятствием формированию рынка прав на объекты ИНСО является существование неучтенного оборота прав на объекты ИНСО, т.е. неучтенная коммерциализация прав на объекты ИНСО. Наиболее наглядно это проявляется в функционировании учреждений образования.

Учреждение образования, по своей сути, на практике осуществляет неучтенную коммерциализацию ИНСО. Так, практически каждое учреждение образования в своей повседневной деятельности использует неучтенные нематериальные активы в виде прав на объекты ИНСО. Такими неучтенными активами являются, например, методологии и методики обучения, права на которые, как на объекты ИНСО, принадлежат преподавателям данного учреждения образования или сотрудникам других учреждений, организаций, предприятий -ВУЗов, НИИ и т.п. Зачастую такие объекты ИНСО (методологии и методики обучения) создаются работниками ВУЗов и НИИ в порядке выполнения служебных заданий и поручений. В этом случае правообладателем созданного объекта ИНСО становится ВУЗ или НИИ, но в бухгалтерском учете данного учреждения этот факт, как правило, не отражается.

Комплексы таких методологий и методик представляют собой виртуальные «информационные машины», преобразующие первоначальные знания, умения, навыки обучаемого в течение всего периода обучения, в совокупность профессиональных компетенций, носителем которых является выпускник учреждения образования.

Совокупность таких виртуальных машин, реализуемых преподавателями с

привлечением различных технических средств - компьютерных сетей и систем, составляет основу образовательной технологии. Педагогический состав учреждения образования создает информационные машины образовательной технологии и обслуживает данные технологии. Амортизация информационных машин в процессе реализации образовательных технологий является фактическим вкладом в стоимость конечного продукта учреждения образования - совокупность профессиональных компетенций, носителем которых является выпускник учреждения образования.

Этот процесс фактически имеющей место коммерциализации объектов ИНСО не учтен в бухгалтерской (финансовой) отчетности в учреждениях образования. Хотя есть вся необходимая нормативная база для полноценного учета оборота прав ИНСО в процессе производства конечного продукта учреждения образования [7].

В то же время в данном случае отсутствует правоприменительная практика. Объясняется это обстоятельство тем, что бухгалтерская отчетность учреждений образования перешла из прошлого периода социалистического планового хозяйства России, при котором не было необходимости использования рыночных методик финансового учета оборота интеллектуальной собственности в деятельности учреждений образования. Первый стандарт бухгалтерского учета нематериальных активов был введен в действие в 1988 г. только для совместных предприятий с иностранным участием, а затем, с 1992 г. - и для отечественных предприятий [6]. Система учета прав на объекты ИНСО имеет не очень длительную историю и за рубежом и вполне логична ее незавершенность на практике. Сейчас, необходимо менять положение.

С позиций повышения эффективности управления инновациями в образовании, необходимо, как минимум, выявление и повышение эффективности коммерциализации объектов ИНСО, фактически проводимой учреждениями образования, необходимо:

1) признать учреждения образования фактически осуществляющими коммерческий оборот интеллектуальной собственности и осуществить необходимые меры для полноценного отражения оборота прав на объекты ИНСО в их

бухгалтерском учете, плановых и иных документах;

2) принять определение единицы конечного продукта учреждения образования, как совокупности компетенций, носителем которой является один выпускник.

Надо отметить, что учреждения образования являются лишь наиболее показательными, в сравнении с другими учреждениями, организациями, предприятиями - научными, экспертными, промышленными, конструкторскими и иными, в смысле состояния учета оборота прав на объекты ИНСО.

По этой причине формирование и улучшение финансовых показателей предприятия (и, в целом, общественного производства), производимое за счет применения объектов ИНСО, не дает оснований для получения соответствующего дохода владельцам прав на объекты ИНСО.

Другими словами, надо принять эти, и все другие, необходимые меры для того чтобы такой вид информации, как ИНСО, на самом деле учитывался как экономическое благо. Необходимо, хотя бы, на первых порах, перевести неучтенный оборот ИНСО в рамки существующего нормативно-правового поля.

О наличии данной проблемы автор судит по собственному опыту и опыту своих коллег-преподавателей, в практике которых нет случаев, когда созданная методика преподавания какого-либо предмета была оценена и зафиксирована в бухгалтерском учете, как объект ИНСО. Кроме того, опыт автора и его коллег по внедрению инноваций показал, что формирование планируемых и отчетных финансовых результатов внедрения научных инноваций не может опираться на данные учета объектов ИНСО ввиду их фактического отсутствия. Такая практика имеет место в отношении всех видов ИНСО - объектов промышленной собственности, авторского права, смежного права.

Конечно, целостное решение проблемы неучтенного оборота ИНСО выходит за рамки проводимых исследований и требует проведения дополнительных специальных исследований в формате другой научной специальности, такой как «Бухгалтерский учет, статистика» и в комплексе с исследованиями по другим научным специальностям экономических, юридических и других наук.

Еще одной причиной наличия неучтенного оборота ИНСО является

преобладание в общем объеме ИНСО, используемых в процессах коммерциализации инноваций-результатов, лицензионных продаж таких объектов авторского права, как права на ноу-хау, охраняемые в режиме коммерческой тайны. Они составляют в зарубежных странах, как уже отмечалось, около 70% в общем объеме лицензионных продаж объектов ИНСО [4]. При соответствующем развитии отечественного рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности эта тенденция отразится и в народном хозяйстве России. Поэтому уже при проведении исследований и принятии регламентирующих документов необходимо учитывать все многообразие объектов ИНСО и прав на объекты ИНСО.

В то же время в отечественной научной литературе и практике управления инновациями основное внимание уделяется эффективности использования объектов промышленной собственности. Для отечественных обладателей прав на ноу-хау и другие объекты прав на объекты ИНСО возможности извлечения выгод от рыночного оборота своей ИНСО практически не предусмотрены.

Так, среди индикаторов ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» среди индикаторов и показателей присутствуют:

• «Число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов»;

• «Число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов»;

• «Объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет коммерциализации созданных передовых технологий».

Каких-либо других индикаторов и показателей, прямо отражающих направленность на инновационное развитие России, нет, хотя Правительством России первым из основных направлений деятельности в этой сфере определено формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности [5].

Никак не учтено все разнообразие объектов ИНСО, а также преобладающая

сейчас за рубежом и в недалеком будущем в России роль ноу-хау. В России не все обладатели ноу-хау знают, что они обладатели прав на собственность, с помощью которой они могут получать доход и не все потенциальные приобретали прав на ноу-хау склонны делиться доходом с правообладателем.

Комплексное решение проблемы неучтенного оборота ИНСО будет содействовать формированию рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности и явится существенным вкладом в формирование эффективной национальной инновационной системы, которая обеспечит, по замыслу, глобальную конкурентоспособность России [5].

В рамках проводимых исследований для решения проблемы неучтенного оборота ИНСО предлагается «встречный» комплексный проект создания Кадастра ИНСО.

Выявление неучтенного рынка ИНСО в системе образования и осуществление практики учета и аудита коммерциализации ИНСО в системе образования количественно отразит состояние нынешнего рынка знаний России. Учет и аудит коммерциализации ИНСО в комплексе с функционированием кадастра ИНСО в системе образования сделает возможным количественное описание процессов формирования экономики знаний и высоких технологий.

Под экономикой знаний и высоких технологий, как известно [2], «понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения».

Вторая проблема - проблема непризнания роли институтов регистрации и оценки объектов ИНСО в инновационной системе. Так, элементами структуры управления инновациями являются научная организация, технопарк, бизнес -инкубатор, инновационный кластер, центр трансфера технологий, центр коллективного пользования, старт-компания, территориальные кластеры, венчурные фирмы, фирмы-эксплеренты, фирмы-виоленты, фирмы-коммутанты и другие

инновационно-инвестиционные структуры.

Приведем краткие описания этих структур, как участников инновационной системы:

- научная организация - организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационноправовой формы собственности;

- технопарк - объект инновационной инфраструктуры, представляющий собой форму территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений, и осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития инноваций путем концентрации на единой территории специалистов общего профиля деятельности;

- бизнес - инкубатор - объект инновационной инфраструктуры, созданный для поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения, превращения результатов проекта в коммерческий продукт и вывод его на рынок через создание новых инновационных производств;

- инновационный кластер - это географически сконцентрированная группа взаимосвязанных инновационных организаций - инновационных компаний, поставщиков и связанных организаций (компаний-разработчиков и производственных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом в результате синергетического эффекта, дополнительных выгод от внутрикластерной конкуренции и кооперации,

возникающего в силу специфики взаимодействия фирм ядра кластера с другими вспомогательными организациями, участвующими в кластере посредством вертикальных и горизонтальных связей;

- центр трансфера технологий - структурное подразделение организации, обладающей инновационными разработками либо самостоятельное юридическое лицо, основная задача которого - коммерциализация разработок, создаваемых в материнских организациях (соответственно, в организациях, которым он оказывает услуги);

- центр коллективного пользования - имущественный комплекс (как правило, на базе высших учебных или научно-исследовательских организаций), обеспечивающий режим коллективного пользования высокоточным (прецизионным) дорогостоящим научным и технологическим оборудованием структурными подразделениями базовой организации, а также сторонними пользователями;

- старт-компания (стартап, стартап-компания) - молодая [возможно, ещё не зарегистрированная в качестве юридического лица] быстрорастущая компания, обладающая эффективной стратегией получения прибыли на основе инновации, находящаяся в процессе выхода на рынок и располагающая ограниченным набором ресурсов;

- территориальные кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг;

- технико-внедренческие особые экономические зоны. Особая экономическая зона [11] - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Технико-внедренческие

особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.

- венчурная фирма - фирма, занимающаяся рисковым (венчурным) бизнесом. Может специализироваться на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Создаются учеными-исследователями, инженерами;

- фирма-эксплерент, "пионерская" фирма - фирма, специализирующаяся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка; занимается продвижением новшеств на рынок;

- фирма-виолент - фирма с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийными и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе, о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования;

- фирма-коммутант действует на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.

Из приведенных описаний очевидно, что в существующих инновационных структурах практически не учитываются государственные и неправительственные институты, осуществляющие регистрацию и оценку прав на объекты ИНСО.

Кадастр ИНСО призван надлежащим образом отразить роль институтов регистрации и оценки объектов ИНСО в инновационной системе.

Третья проблема - проблема целостности рынка ИНСО. Для создания рынка прав на объекты ИНСО есть все условия, кроме одного - связующего звена между производителем и потребителем ИНСО.

Так, в системе оборота прав на объекты ИНСО:

- действует обеспеченная нормативно-правовыми актами регистрация прав на объекты ИНСО, как прав на объекты промышленной собственности, так и прав на объекты авторского права и смежного права. Это регистрация факта возникновения прав на объекты ИНСО без отражения их стоимости. Действует также развитая система оценки прав на объекты ИНСО.

- действует правовое обеспечение бухгалтерского учета ИНСО в виде соответствующих нормативных актов, к числу которых относится Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", (приказ Минфина РФ от 27.12.07 N 153н, зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2008 г. N 10975).

Другими словами, нет целостности системы рыночного оборота в то время, как

уже:

- создатель ИНСО обеспечен системой регистрации и оценки прав на объекты ИНСО;

- потребитель ИНСО обеспечен системой бухгалтерского учета прав на объекты ИНСО.

Для создания целостной системы оборота прав на объекты ИНСО в качестве связующего звена предлагается Кадастр ИНСО.

Кадастр - это, как известно и проверено практикой, наиболее целесообразная инфраструктура для обеспечения рыночного оборота прав собственности.

Кадастр (от др.-греч. katastichun — лист, реестр; фр. и англ. cadastre) — систематизированный, официально составленный на основе периодических или непрерывных наблюдений свод основных сведений об экономических ресурсах страны, государства, составляемый в виде реестра, в котором фиксируются сведения, используемые для исчисления налогов (оценка, средняя доходность и т.п.) с соответствующих объектов (земля, дома, охотничьи угодья, промыслы и т.п.), а также для оценки стоимости и средней доходности объектов при их аренде, залоге, продаже, страховании. Кадастр содержит данные о расположении ресурсных источников и объектов, их величине, качественных характеристиках, содержащих

оценку стоимости и доходности объектов. Наиболее известен земельный Кадастр, но существуют и водный Кадастр, Кадастр подземных вод, ветровой Кадастр, Кадастр солнечный, другие Кадастры [12].

Данные кадастров используются для оценки стоимости объектов при их аренде, залоге, продаже, при установлении налогов, платы за пользование природными ресурсами.

Работы, проводимые с целью учета земель, проводились еще во времена Древнего Египта (3000 г. до н. э.). Первый римский кадастр был введен в VI в. до н. э. Сервием Туллием и назывался «Табулес цензуалес». Собственно термин «кадастр» появился во время правления римского правителя Августа (27 г. до н. э.), как структура учета сбора дани за землю «сари^ит», и система переписи населения «сари^ит registrum». Со временем эти слова слились в одно — «сар^й'ит» и впоследствии в слово «catastrum». В 1760 г. был введен в действие «миланский» кадастр, разработанный Д. Мариони, который затем послужил образцом для разработки в XIX в. кадастров Франции, Бельгии, Австрии, Голландии и Швейцарии, России; другим типом кадастра, сыгравшим особую роль для его развития, считается французский, разработанный под руководством комиссии, созданной в 1801 г. Наполеоном [3].

Сложившаяся в системе коммерческого оборота прав на объекты ИНСО (кратко - оборота ИНСО) ситуация практически совпадает с ситуацией, сложившейся на рынке недвижимости России в начале перехода к рыночной экономике. В отношении недвижимости оказался непригодным предыдущий опыт технической инвентаризации недвижимости с помощью системы бюро технической инвентаризации (БТИ) и был произведен переход к системе кадастрового учета недвижимости.

Также и в отношении учета ИНСО существующая в России и других странах мира система регистрации ИНСО (прав на объекты промышленной собственности, авторских прав и смежных прав) неприемлема уже сейчас, а также и для близкого уже общества знаний. Необходим переход от регистрации ИНСО к рыночной системе кадастрового учета ИНСО.

Определим Кадастр ИНСО, как систематизированный, официально составленный на основе периодических или непрерывных наблюдений свод основных сведений (реестр) об экономических интеллектуальных ресурсах страны, государства. В указанном реестре фиксируются сведения, используемые для оценки стоимости и средней доходности объектов прав на ИНСО при продаже лицензий на объекты ИНСО, залоге, страховании, продаже, а также для исчисления налогов с соответствующих объектов прав на ИНСО. Кадастр ИНСО содержит данные о правообладателях объектов ИНСО и объектах ИНСО, их величине, качественных характеристиках, содержащих оценку стоимости и доходности объектов.

В настоящее время большая часть созданной российскими авторами интеллектуальной собственности (далее ИНСО) не находит практического применения из-за отсутствия рынка ИНСО. В то же время коммерциализация научной и иной ИНСО актуальна и важна для создания инновационной экономики РФ, решения задач полноценного перехода к новому технологическому укладу.

Полноценная коммерциализация ИНСО может быть осуществлена только при создании завершенной системы рыночного оборота ИНСО, содержащей связующее звено между производителем и потребителем ИНСО - рынок ИНСО.

Роль рынка ИНСО, «места встречи» продавца и покупателя ИНСО, должен выполнить далее кадастр ИНСО.

Как Кадастр ИНСО России, так и Кадастры ИНСО, являющиеся его составными частями, должны быть построены на основе единой концепции Кадастра ИНСО.

2. Концепция Кадастра ИНСО

Концепция Кадастра ИНСО описывается как концепция модельного Кадастра ИНСО. Кадастр ИНСО, построенный на основе данной модельной Концепции, может представлять собой Кадастр ИНСО любого инновируемого объекта -муниципального образования, региона России, народного хозяйства России, отдельного предприятия, организации, учреждения, отрасли, сферы. Все указанные Кадастры представят собой единую федеральную сеть Кадастров ИНСО, поэтому в

его структуре предусматриваются соответствующие сетевые решения, а также возможности осуществления ГРИД-вычислений.

Основная проблема, на решение которой направлен Кадастр ИНСО, это недостаточное отечественное потребление отечественных объектов интеллектуальной собственности (ИНСО) для целей инновационного развития.

Другими словами, объемы производства российскими авторами объектов ИНСО превосходят объемы их потребления российскими предприятиями, организациями, учреждениями.

Для решения данной проблемы необходимо стимулировать российское производство объектов ИНСО, а также увеличивать объемы его потребления российскими предприятиями, организациями, учреждениями.

Кроме осуществляемых мер государственной поддержки инновационной деятельности, необходимо создать возможности непосредственного контакта производителей и потребителей объектов ИНСО по типу «каждый с каждым».

В результате возможен переход от «импортозамещению» на наиболее важных сегментах российского рынка объектов ИНСО и инноваций и устранение сложившегося перекоса в сторону привлечения и внедрения зарубежных объектов ИНСО и инноваций.

Концепция содержит следующую систему представлений об обеспечении Кадастром ИНСО взаимодействий производителей и пользователей ИНСО.

Цели создания Кадастра ИНСО:

- создание распределенной Федеральной сети Кадастров ИНСО путем тиражирования создаваемого Кадастра ИНСО по запросам физических и юридических лиц России;

- оценочное, правовое, статистическое и информационное обеспечение полноценного рыночного оборота ИНСО в народном хозяйстве России.

Задачи Кадастра ИНСО:

• создание полнофункциональной системы рыночного оборота ИНСО;

• сохранность ИНСО, независимо от изменения форм собственности и системы управления страной;

• рыночный учет прав на объекты ИНСО работников системы образования и науки, других систем народного хозяйства, независимо от ведомственной принадлежности;

• более точное отражение вклада работников научных и образовательных учреждений в создание конечного продукта НИИ и ВУЗов;

• создание механизма практического исключения возможности недобросовестного «теневого» использования ИНСО, в т.ч. и плагиата, в материальном, образовательном, научном и других видах производств;

• содействие созданию электронных библиотек научной ИНСО, усилению роли ВУЗов и НИИ в сетевом информационном пространстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В кадастре ИНСО должны отражаться:

- основные характеристики объекта ИНСО, стоимость прав на объект ИНСО;

- все сделки с ИНСО с указанием правообладателей и правопреемников, объем и стоимость уступки прав на ИНСО, т.е. оборот прав на объект ИНСО;

- инновируемые объекты, создаваемые для них инновации-триады в развитии;

- покупка-продажа прав на объекты ИНСО с указанием объема, напр., покупки ограниченных лицензий (подобно, напр., учету аренды недвижимости), цитирование и другое использование ИНСО, другие рыночные операции с ИНСО;

- использования объектов ИНСО при производстве новых объектов ИНСО в виде объектов промышленной собственности, объектов авторского права и смежного права;

- сопровождение объекта ИНСО на всем ее жизненном цикле от регистрации появления объекта ИНСО до вывода объекта ИНСО из сферы хозяйственного оборота.

По каждой инновации-триаде, создаваемой с помощью находящихся в Кадастре ИНСО объектов ИНСО, с помощью Кадастра ИНСО будет формироваться бизнес-процесс сопровождения инновации-триады, соответствующий модели, описанной в разделе 1.1. Весь процесс сопровождения инновации-результата от замысла и идеи - объекта ИНСО, до получения инновации-пользы для инновируемого объекта должен будет отражаться в Кадастре ИНСО.

Кадастр ИНСО России будет представлять собой распределенную систему Кадастров ИНСО инновируемых объектов страны - предприятий, организаций, учреждений, регионов, отраслей и других частей народного хозяйства. В том числе должен быть сформирован Кадастр ИНСО каждого из инновационных высокотехнологичных кластеров России.

Кадастр ИНСО должен поддерживать работу пользователей, находящихся на территориально разобщенных объектах, способствовать формированию единого экономического пространства инноваций.

Кадастр ИНСО России может использовать технологии ГРИД-вычислений, так как явится географически распределённой инфраструктурой, объединяющей множество ресурсов разных типов (процессоры, долговременная и оперативная память, хранилища и базы данных, сети), доступ к которым пользователи Кадастров ИНСО регионов и отраслей, предприятий, организаций, учреждений могут получать из любой точки, независимо от места их расположения. Каждый Кадастр ИНСО может входить в муниципальную, региональную, федеральную сети Кадастров ИНСО, поэтому в его структуре предусматриваются соответствующие сетевые решения.

Данные об объектах ИНСО, предоставляемые пользователям Кадастра ИНСО могут оформляться в виде кадастровой карты ИНСО, предоставляемой по запросам пользователей Кадастра ИНСО.

Что даст кадастр ИНСО:

- явится ключевым узлом взаимодействия всех структур управления инновациями;

- определит место объектов ИНСО в инновациях;

- позволит обеспечить необходимой информацией процессы управления инновациями;

- будет поддерживать создание и деятельность полнофункциональной системы рыночного оборота объектов ИНСО;

- обеспечит организованное взаимодействие всех участников инновационного процесса, включая институты регистрации и оценки объектов ИНСО в

инновационной системе;

- сохранность объекта ИНСО, независимо от изменения форм собственности и системы управления страной. Так, в результате появления разрыва поколений в кадровом составе научных учреждений в последние два десятилетия произошла утеря большого массива научной информации и научных знаний во многих отраслях науки, напр., в физике.

Кроме того, создание кадастра ИНСО приведет:

- к рыночному учету прав на объекты ИНСО работников интеллектуального труда в системе образования и науки, проектно-конструкторских, экспертных, аналитических организаций, управленческих и производственных структур предприятий, учреждений, организаций, независимо от ведомственной принадлежности;

- к более точному отражению вклада работников (особенно, работников научных, образовательных, экспертных, проектных, управленческих организаций и учреждений) в создание конечного продукта, в т.ч. НИИ и ВУЗов;

- практически исключит возможность недобросовестного «теневого» использования ИНСО, в т.ч. и плагиата, при производстве новых интеллектуальных научно-теоретических, научно-практических и научно-методических результатов;

Кадастр ИНСО позволит количественно оценивать превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики и может стать базой для сравнительных исследований.

Реализация Кадастра ИНСО будет содействовать формированию опережающих инновационных проектов, программ и политик, технологий, систем управления и продуктов, а также созданию системы стимулов создания эффективных в смысле инновирования объектов ИНСО.

Предложения, высказанные здесь, конечно, требуют создания и правовой основы для их реализации в виде комплекса соответствующих нормативноправовых актов, позволяющих установить правила создания и эксплуатации кадастра ИНСО, его кадрового обеспечения.

Эта задача не решена в полной мере и в других странах. И если меры будут

приняты оперативно, то это предложение не вернется «к нам из-за рубежа», как иногда бывает с другими и более масштабными идеями, а может распространиться «от нас за рубеж».

Сколько стоит научный (педагогический) работник данного НИИ, ВУЗа, как создатель новых объектов ИНСО? И сколько стоит выпускник данного ВУЗа, как носитель совокупности компетенций, приобретенных в данном ВУЗе? Какова стоимость бренда НИИ, ВУЗа? Насколько рачительно НИИ, ВУЗ, государство относятся к своему интеллектуальному потенциалу? В процессе формирования инновационной экономики скоро многие проблемы станут главными и потребуют количественных ответов [8]. К этим проблемам относятся:

- определение стоимости ВУЗов, НИИ, других учреждений, организаций, предприятий, основные виды деятельности которых основаны на обороте интеллектуальной собственности (назовем их для краткости интеллектуальными предприятиями);

- определение стоимости продукции интеллектуальных предприятий, напр., стоимости выпускника ВУЗа, как носителя интеллектуальной собственности в виде профессиональных компетенций;

- определение стоимости собственной, принадлежащей интеллектуальному предприятию ИНСО, а также стоимости ИНСО, созданной работниками предприятия;

- определение стоимости бренда, гудвилла интеллектуальных предприятий;

- эффективность использования интеллектуальными предприятиями своего интеллектуального потенциала и другие.

Основное содержание ответов на эти вопросы будет основано как на количестве созданных объектов ИНСО, так и на их рыночной стоимости.

А целостный ответ на них с помощью Кадастра ИНСО - основой преобразования прав на объекты ИНСО НИИ, ВУЗа, других интеллектуальных предприятий России, независимо от ведомственной принадлежности от многих выдающихся, несомненно, примеров использования объектов ИНСО в обороне и космосе, в реальное повседневно и рачительно используемое экономическое благо.

Кадастр ИНСО явится одним из ключевых институтов рынка объектов ИНСО, способствующих структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития.

Кадастр ИНСО покажет фактическую структуру интеллектуального потенциала нации, как совокупности объектов ИНСО, создаст возможности определения объема интеллектуального потенциала России, ее регионов, отраслей, предприятий, организаций, учреждений. В результате возникнет возможность количественного сравнения отечественных и зарубежных объектов ИНСО и возможностей их продвижения на внешние и внутренние рынки. Использование Кадастра ИНСО будет способствовать влиять на закономерности формирования рыночного оборота объектов ИНСО с целью развития инноваций.

Народнохозяйственный эффект от функционирования Кадастра ИНСО выразится в создании инновационных производств, соответствующих современному уровню изобретений, патентов, ноу-хау, других объектов прав на ИНСО, ускорении перехода к новому технологическому укладу народного хозяйства путем создания инновационной России.

Для полноценной реализации ноу-хау «Кадастр ИНСО» необходимо решить следующие научные задачи:

• разработать прикладные структуры целостного сотрМе-подхода к построению полнофункциональной системы рыночного оборота объектов ИНСО для Кадастров ИНСО различных предприятий, организаций, учреждений;

• создать методологию тиражирования Кадастра ИНСО и его частей;

• решить прикладные вопросы теории правового обеспечения оборота прав на объекты ИНСО применительно к построению Кадастра ИНСО;

• решить прикладные вопросы теории оценки и статистики оборота прав на объекты ИНСО применительно к построению Кадастра ИНСО;

• решить прикладные вопросы адекватного отражения вклада работников научных и образовательных учреждений в создание конечного продукта ВУЗов и НИИ;

• разработать основы механизма практического исключения возможности

недобросовестного «теневого» использования ИНСО в материальном, образовательном, научном и других видах производств;

3. Основные предложения по структуре Кадастра ИНСО

3.1. Кадастр ИНСО - ключевая часть инфраструктуры инноваций

Инфраструктура инноваций, по замыслу, это комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности. В российских федеральных и региональных программах развития инфраструктуры инноваций предусматриваются существенные меры поддержки развития частей инфраструктуры инноваций.

Так, обеспечение поддержки и совершенствование регулирования таких важных частей инфраструктуры инноваций, как технико-внедренческих особых экономических зон предусматривается по следующим направлениям [2]:

обеспечение ускоренного развития на территории технико-внедренческих зон объектов инновационной инфраструктура, включая бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговых и консалтинговых услуг, центры коллективного пользования оборудованием (ЦКП) и др.;

предоставление финансовой и имущественной поддержки созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, центры коллективного пользования оборудованием, центры прототипирования и дизайна, региональные венчурные фонды, технологические музеи, ориентированные на молодежь и стимулирующие интерес к техническому образованию;

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года предусматривается реализация существующих благоприятных предпосылок развития территориальных инновационных кластеров, в т.ч. на базе технико-внедренческих ОЭЗ, наукоградов, территорий базирования технопарков, позволяет обеспечить активизацию использования существующего научнотехнического потенциала. Отмечено, что в целом за последние 10 лет в России при поддержке государства созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры -технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, центров

коллективного пользования и т.д.

В частности, общее число ЦКП к концу 2008 года достигло 75, в них сконцентрировано около 2500 единиц оборудования, общая стоимость которого составляет более 11 млрд. рублей. В 2005-2007 годах при государственной поддержке на общую сумму 239 млн. рублей было создано более 100 центров трансфера технологий. В рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства создано 34 инновационных бизнес-инкубатора, при этом общие расходы федерального бюджета составили 863 млн. рублей. Кроме того, действуют более 140 инновационно-технологических центров и технопарков, в рамках государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий выделены средства на создание 9 технопарков.

Начали действовать технико-внедренческие особые экономические зоны. Инновационная инфраструктура сформирована практически в каждом вузе.

Уделяется внимание сбалансированному развитию федеральной и региональной составляющих инновационной инфраструктуры. В регионах будет обеспечена более тесная увязка используемых как федеральным центром, так и самим регионом инструментов стимулирования инноваций, а также мер по развитию инфраструктуры.

Положено начало созданию новой российской «территории инноваций» в подмосковном Сколково, где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов.

В то же время Правительством РФ отмечается, что, эффективность использования инфраструктуры инноваций остается пока на недостаточном уровне, прежде всего она ограничена стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний.

Поэтому в отношении объектов инновационной инфраструктуры будет создана система мониторинга эффективности их использования. В этих целях, в том числе, будет сформирован федеральный реестр объектов инновационной инфраструктуры, созданных с привлечением государственных средств.

3.2. Инфраструктура рыночного оборота интеллектуальной собственности

Анализ мер государственной поддержки инфраструктуры инноваций показывает, что их можно разделить на финансовые, заключающиеся в стимулировании и поддержке инвестиций, и имущественные, преимущественно заключающиеся в наделении частей инфраструктуры инноваций недвижимостью и оборудованием.

В то же время полностью отсутствуют меры, непосредственно направленные на формирование рынка прав на такое имущество, как объекты ИНСО, который способствовал бы инновационному развитию России. В то же время Правительством России, как уже отмечалось, первым из основных направлений деятельности, обеспечивающих инновационное развитие России, определено формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Надо отметить, что эффективность использования инфраструктуры инноваций остается пока на недостаточном уровне не только из-за стагнации спроса на инновации со стороны российских компаний, как отмечено Правительством РФ, но и из-за практического отсутствия рынка интеллектуальной собственности. Хотя очевидно, что только соответствующим образом организованный рынок ИНСО может быть той ключевой частью инфраструктуры инноваций, которая свяжет в целостную совокупность все ее существующие составные части, будет способствовать возникновению интереса российских компаний к инновациям и вовлечению российских компаний в инновационный процесс.

О необходимости организованного рынка ИНСО говорит и уже отмечавшийся факт - около 70% лицензионных продаж объектов ИНСО в зарубежных странах составляют так называемые беспатентные продажи, в основе которых — права на ноу-хау, охраняемые в режиме коммерческой тайны.

В.Н. Лопатиным, директором РНИИИС, одними из учредителей которого являются Счетная Палата РФ и Роспатент, в качестве наглядного примера приведена Китайская Народная Республика (КНР). Например, средняя компания в сфере телекоммуникаций (Сучжоу, КНР) имеет 60 патентов и 1500 ноу-хау (по договорам с работниками, как с авторами, в режиме коммерческой тайны), которые приносят

до 40% ежегодного дохода. В среднем каждый муниципалитет Китая получает в год столько патентов (25 тыс.), сколько патентует изобретений вся Россия в год. В Китае реализуется государственная стратегия «К инновационной экономике через рынок интеллектуальной собственности». Имея 20 лет назад худшие по сравнению с Россией стартовые условия, Китай вышел сегодня на третье место в мире по темпам инновационной активности после США и Японии, обогнав страны ЕС и Россию. Контрольные мероприятия Счетной палаты РФ показали ничтожно малое число предприятий и организаций, которые организовали охрану прав на сведения, содержащиеся в технической документации в режиме коммерческой тайны [4].

В России и странах СНГ объем продаж ноу-хау для целей инновирования незначителен. Поэтому «ноу-хау», наряду с другими объектами ИНСО, надо дать возможности открытого «выхода на рынок».

Более 3/4 всех НИОКР России финансируются из государственного бюджета и при этом права на получаемые результаты интеллектуальной деятельности (РИД), как правило, не закрепляются ни открытым способом — через патентование, ни закрытым — через ноу-хау в режиме коммерческой тайны. По данным Роспатента, из 100 процентов охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, полученных при бюджетном финансировании, патентуются только до 10% таких результатов, а в коммерческом обороте находятся 1-2% из указанных 10% [1]. Напр., более 50% госконтрактов в 2009 г. вообще не содержали норм о закреплении прав на создаваемые в ходе исполнения госконтрактов результаты интеллектуальной деятельности. В результате такие результаты являются не интеллектуальной собственностью, а информацией, которая с 1 января 2008 г. согласно ст. 128 ГК РФ выведена из объектов гражданских прав и гражданского оборота [4].

В то же время, большая часть охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, содержатся в отчетной и текущей документации. Следовательно, они не являются интеллектуальной собственностью, а превращаются в информацию. Поэтому права на них не охраняются, и эти результаты не вовлекаются в легальный гражданский оборот. Как правило, они используются в неучтенном обороте (этот факт установлен в главе 1 для образовательных учреждений), чем наносится

серьезный ущерб интересам организаций, предприятий, учреждений и страны.

Поэтому существующая практика содействия коммерциализации ИНСО требует введения новых элементов для формирования рыночного оборота ИНСО, которые учитывали бы как интересы обладателей патентов, так и интересы обладателей прав на ноу-хау.

О существенности ноу-хау говорит и факт появления главы 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)» в части 4 Гражданского кодекса РФ.

Рассмотрим кратко основные особенности ноу-хау, установленные данной главой ГК РФ, важные для организации их рыночного оборота, как объектов ИНСО.

Статьей 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются «сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны».

Обладателю секрета производства принадлежит также исключительное право использования его в соответствии с ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений.

Обладатель ноу-хау может заключать договора об отчуждении исключительного права на ноу-хау, а также лицензионные договора о предоставлении исключительного либо неисключительного права использования ноу-хау. Предусмотрена также ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства.

Другими словами, создана достаточная правовая база для организации полноценной инфраструктуры рыночного оборота всех видов объектов интеллектуальной собственности (ИНСО).

В то же время, надо отметить несколько существенных обстоятельств, мешающих формированию совокупности результатов интеллектуальной деятельности, как объектов ИНСО.

Во-первых, заявки на регистрацию объектов патентного права подаются авторами преимущественно в собственных интересах для оправдания затрат на проведение НИОКР и других работ. Напр., в качестве показателя успешного выполнения задания многих ФЦП устанавливаются количество полученных патентов и поданных заявок. Заявки на изобретения подаются и признаются по формальным признакам, не отражающим возможности использования потенциальных изобретений в создании инноваций.

Во-вторых, в подаваемых заявках на изобретения никак не учитываются интересы потенциальных потребителей результатов интеллектуального труда.

В-третьих, многие изобретения интересны только организациям, проводившим НИОКР и, в большинстве случаев, только для проведенной НИОКР. Для других НИОКР они, как правило, не представляют интереса или требуют дополнительных интеллектуальных результатов для применения.

Другими словами, многие результаты интеллектуального труда не акцентированы на создании инноваций. Такая цель перед работниками интеллектуального труда не ставится.

Влияние этих причин снизится при организации полноценной инфраструктуры рыночного оборота всех видов объектов интеллектуальной собственности и появлении Кадастра ИНСО, предназначенного для обеспечения условий рынка для всех объектов ИНСО, включая ноу-хау, а также акцентированного на рыночный оборот объектов ИНСО, поддерживающий инновации.

3.3. Структура Кадастра ИНСО

В качестве структуры рынка прав на объекты ИНСО - места встречи покупателя и продавца объекта ИНСО, здесь предлагается определенная структура Кадастра ИНСО.

Составные части структуры Кадастра ИНСО направлены на реализацию функций, обеспечивающих его эффективное взаимодействие со всеми

существующими составными частями инфраструктуры инноваций.

Все составные части инфраструктуры инноваций нуждаются в следующих организованных для потребностей инновирования рыночных операциях с объектами ИНСО:

- заключение соглашений с правообладателями на размещение объектов ИНСО в Кадастре ИНСО. Могут заключаться лицензионные договора на приобретение прав на объекты ИНСО у правообладателей;

- предварительная обработка, занесение в базы данных, разработка форм представления объектов ИНСО потребителям, как имеющихся, вновь поступивших и ожидаемых объектов ИНСО с указанием производителя, опыта производителя по поставке объектов ИНСО для инновирования;

- предоставление услуг страхования объектов ИНСО для целей инновирования

- предложение объектов ИНСО потенциальным покупателям, в т.ч. потенциальным инноваторам и инновируемым объектам. Могут использоваться глобальные сети, СМИ, в т.ч. - электронные СМИ; реклама и маркетинг рынка объектов ИНСО;

- правовое, оценочное и статистическое сопровождение объекта ИНСО, в том числе, для целей страхования, залога, внесения в уставные фонды, полной или частичной уступки прав;

- мониторинг производства инноваций с использованием проданных объектов ИНСО;

- мониторинг рынка объектов ИНСО;

- описания возможностей осуществления инноваций с помощью существующих объектов ИНСО для содействия покупателю в выборе определенных объектов ИНСО;

- содействие предварительному выбору возможным покупателем объектов ИНСО для целей инновирования и формированию заказа на детализированное описание их возможностей в смысле инновирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выполнение сравнительного анализа возможностей объектов ИНСО в их определенной совокупности для осуществления определенной инновации;

- взаимодействие с биржами интеллектуальной собственности и с биржами копирайта, содействие в выпуске акций инновационных предприятий и представление их в базе данных и в информационных выпусках Кадастра ИНСО.

Для осуществления указанных функций создаются специализированные подсистемы Кадастра ИНСО, а также привлекаются компании, оказывающие юридические, оценочные, аудиторские, страховые, консалтинговые, исследовательские, аналитические услуги.

Составными частями Кадастра ИНСО являются:

• базовая система автоматизированного учета, мониторинга и управления оборотом прав на объекты ИНСО - подсистема «Базовая ИС кадастра ИНСО»;

• подсистема компьютеризированного правового обеспечения оборота прав на объекты ИНСО в форме консультирования, экспертизы, лицензирования -подсистема «Правовое обеспечение кадастра ИНСО»;

• подсистема компьютеризированного оценочного обеспечения и статистики оборота прав на объекты ИНСО для целей уступки прав, внесения в уставные фонды, страхования, внесения залога, налогообложения и др. - подсистема «Оценочное и статистическое обеспечение кадастра ИНСО»;

• подсистема информирования потребителей и поставщиков интеллектуальной продукции - подсистема «Информационное взаимодействие кадастра ИНСО с внешней средой»;

• подсистема поддержки процессов тиражирования и продаж Кадастра ИНСО -подсистема «Коммерциализация Кадастра ИНСО»;

• подсистема «Коммерциализация Кадастра ИНСО».

• подсистема «Управление развитием Кадастра ИНСО».

Для обеспечения единых принципов функционирования всех составных Кадастра ИНСО, как распределенной системы Кадастров ИНСО во взаимодействии с составными частями инфраструктуры инноваций, должна использоваться базовая совокупность бизнес-процессов кадастра ИНСО.

Кадастр ИНСО выполняет, по сути, роль рынка объектов ИНСО, как сырья и комплектующих для инноваций, роль места встречи «продавца объектов ИНСО» с

«покупателем объектов ИНСО», поддерживая, тем самым, поиск стратегических партнеров по инновированию, а также формирование заказов на создание новых объектов ИНСО для различных инновируемых объектов.

Он взаимодействует с системами регистрации, оценки, статистики прав на объекты ИНСО, системами инновирования для различных инновируемых объектов на основе моделей бизнес-процессов инноваций-триад.

Каждый Кадастр ИНСО призван обеспечить взаимодействие с другими Кадастрами ИНСО в Федеральной сети Кадастров ИНСО.

Перейдем к краткому описанию назначения подсистем Кадастра ИНСО.

1) подсистема «Базовая ИС кадастра ИНСО».

Во-первых, эта подсистема должна обеспечить компьютерную поддержку учета, мониторинга и управления оборотом прав на объекты ИНСО. Функционал компьютерной поддержки может быть разработан с использованием унифицированных для подобных систем процедур целостного сотрМе-подхода [9]. Подсистема ответственна также и за такие конечные документы, как кадастровые карты объектов ИНСО, предоставляемые по запросам пользователей Кадастра ИНСО и содержащие необходимые для целей инновирования данные об объектах ИНСО.

Базовая ИС кадастра ИНСО должна поддерживать функционирование личных кабинетов пользователей Кадастра ИНСО, как владельцев прав на объекты ИНСО, так и представителей инновируемых предприятий.

Во-вторых, эта подсистема должна обеспечить режим ГРИД-вычислений в распределенной системе Кадастров ИНСО, как в географически распределённой инфраструктуре. Кадастр ИНСО крупного инновируемого объекта, напр., предприятия, имеющего филиалы и представительства в разных регионах страны, также как и Кадастр ИНСО муниципального или регионального уровня, может объединять множество ресурсов разных типов (процессоры, долговременная и оперативная память, хранилища и базы данных, сети).

В режиме ГРИД-вычислений доступ к ресурсам (напр., к любым хранилищам и базам данных) пользователи Кадастров ИНСО регионов и отраслей, предприятий,

организаций, учреждений могут получать из любого Кадастра ИНСО, независимо от места его расположения. Каждый Кадастр ИНСО, как уже отмечалось, может входить в муниципальную, региональную, федеральную сети Кадастров ИНСО, поэтому в его структуре предусматриваются соответствующие сетевые решения.

Базовая ИС кадастра ИНСО должна поддерживать демоверсию Кадастра ИНСО, позволяющую различным предприятиям, учреждениям, организациям изучить возможности Кадастра ИНСО применительно к задачам их инновирования.

Базовая ИС кадастра ИНСО будет также содействовать созданию электронных библиотек научной ИНСО, усилению роли ВУЗов и НИИ в сетевом информационном пространстве.

Базовая ИС Кадастра ИНСО будет содействовать формированию методик подготовки профессионалов-инноваторов, в том числе методик формирования целостности мышления и практики, а также формированию системы дистанционного обучения профессионалов-инноваторов.

2) подсистема «Правовое обеспечение кадастра ИНСО».

Эта подсистема должна обеспечить поддержку юридического сопровождения оборота прав на объекты ИНСО, в том числе, поддержку:

- экспертизы нормативных актов, регулирующих оборот прав на объекты ИНСО;

- защиты прав обладателей прав на объекты ИНСО;

- оформления договоров на уступку прав на объекты ИНСО (лицензионных договоров, о платежах и др.);

- подготовки заявок для регистрации прав на объекты ИНСО для подачи в регистрирующие организации России, стран СНГ и дальнего зарубежья;

- консультирования по юридическим вопросам охраны прав на объектов ИНСО и использования объектов ИНСО для инновирования;

3) подсистема «Оценочное и статистическое обеспечение кадастра ИНСО».

Эта подсистема должна обеспечить поддержку оценки и статистики оборота

прав на объекты ИНСО, в том числе, поддержку:

- создания методик оценки и инвентаризации объектов ИНСО;

- оценочной экспертизы объектов ИНСО для целей купли-продажи, частичной уступки прав, внесения в уставные фонды, страхования, внесения залога, налогообложения, постановки на бухгалтерский учет и др.;

- формирования массивов исходных данных для задач статистики оборота прав на объекты ИНСО;

- аудита оборота прав на объекты ИНСО;

- маркетинга в сфере инноваций и оборота прав на объекты ИНСО;

- разработки ТЭО использования прав на объекты ИНСО для инновационных проектов (программ), бизнес-планов, инвестиционных проектов;

- разработки информационно-аналитических и статистических материалов, посвященных обороту прав на объекты ИНСО и его роли в формировании инновационного развития предприятий, организаций и учреждений России, стран СНГ, зарубежных стран;

- определения объема прав на объекты ИНСО отечественных авторов, а также объема отечественного инновационного потенциала;

- подготовки исходных данных при подготовке информационно-аналитических и статистических материалов с применением режима ГРИД-вычислений, что позволит получать актуальную «сегодняшнюю» информацию для аналитики и статистических расчетов.

4) подсистема «Информационное взаимодействие кадастра ИНСО с внешней средой».

Во-первых, эта подсистема обеспечивает информирование потребителей и поставщиков интеллектуальной продукции с помощью электронного СМИ - узкопрофильного информационного mass-media по инновациям, инвестициям и анализу рынка ИНСО в России и мире. Роль такого электронного СМИ, могут выполнять специализированные выпуски электронных научных журналов, подобных журналу «Известия РЭУ им. Г.В. Плеханова».

С помощью данной подсистемы можно получать сведения о стоимости и цене сделки в отношении любого объекта ИНСО. Со временем функционирование данного mass-media приведет к большому, а впоследствии и к массовому потоку

информации о возможных и совершенных сделках с объектами ИНСО.

Подсистема обеспечит также выпуск информационно-аналитических и статистических материалов по вопросам инновирования и оборота прав на объекты ИНСО

Во-вторых, она обеспечит функции общей информационной площадки для бирж интеллектуальной собственности и бирж копирайта. В России существуют несколько проектов бирж интеллектуальной собственности, некоторые из которых начинают реализовываться. Это:

- проект «Биржа авторских прав». По утверждению автора проекта Алексея Кузьмина от 24.11.2010 она должна начать функционировать в 2011 году;

- электронная биржа интеллектуальной собственности (адрес http://i-birzha.fatal.ru/),

Всероссийская Электронная Биржа Интеллектуальной Собственности (ВЭБИС) (адрес http://www.vebis.ru/)

и Российская биржа интеллектуальной собственности (адрес http://auto-gelezo.ru/) - это биржи, основными задачами которых является правовое сопровождение сделок купли-продажи ИНСО.

Международный Институт Промышленной Собственности (International Institute of Industrial Property) выпускает Журнал «Биржа Интеллектуальной Собственности», целью которого является формирование бирж для такого вида интеллектуальной собственности, как промышленная собственность.

Разработчики электронных бирж ИНСО ставят перед собой задачу по объединению в единый ресурс системы документооборота, электронной площадки купли-продажи объектов ИНСО, полномасштабной базы данных по инновациям предприятий РФ, а также анализа рынка интеллектуальной собственности в России и за рубежом.

В Беларуси планируется создание биржи интеллектуальной собственности, о чем сообщил 25 апреля 2011 г. журналистам председатель Государственного комитета по науке и технологиям РБ Игорь Войтов. По словам руководителя ГКНТ, формирование биржи интеллектуальной собственности станет дополнительным

стимулом для коммерциализации в Беларуси объектов интеллектуальной собственности. Пока биржа работает как информационная площадка (интернет-портал www.belgospatent.by) В дальнейшем предполагается выпуск акций высокотехнологичных предприятий и представление их на бирже, а также выпуск облигаций, которые, возможно, тоже будут интересны для развития высокотехнологичного сектора.

В России существуют более 10-ти известных электронных бирж копирайта (самые известные - textsale.ru, etxt.ru, advego.ru, copylancer.ru, content-market.ru, text exchange.ru, textbroker.ru, neotext.ru, content1.ru), которые представляют собой системы покупки-продажи статей для сайтов, организуют торговлю статьями с проверкой на антиплагиат, оказывают библиографические и другие услуги по предпродажной работе над статьями.

5) подсистема «Коммерциализация Кадастра ИНСО».

Во-первых, эта подсистема поддерживает процессы коммерциализации объектов ИНСО, содержащихся в Кадастре ИНСО.

Во-вторых, эта подсистема поддерживает процессы коммерциализации и тиражирования Кадастра ИНСО, как объекта ИНСО.

В качестве объекта реализации сторонним покупателям и заказчикам выступают:

- Кадастр ИНСО, его части,

- набор услуг по адаптации Кадастра ИНСО под конкретные нужды юридических и физических лиц России, создающих свои Кадастры ИНСО, как части распределенной сети кадастров ИНСО России и стран СНГ,

- набор услуг по обучению специалистов организаций-пользователей Кадастра ИНСО;

- набор услуг по сопровождению Кадастра ИНСО.

6) подсистема «управление развитием Кадастра ИНСО».

Основные задачи данной подсистемы:

- мониторинг и анализ влияния Кадастра ИНСО на уровень инновационного развития объектов, инновируемых с помощью Кадастра ИНСО;

- исследование и выбор направлений развития, модификации и включения новых функциональных задач Кадастра ИНСО;

- разработка заданий на проект развития и выполнение функций представителя Заказчика при проектировании развития Кадастра ИНСО;

- совершенствование взаимодействия с системами регистрации прав на объекты промышленной собственности, авторского права, сменного права, а также с системами оценки бизнеса в целом и оценки интеллектуальной собственности, в соответствии с уровнем их развития;

- анализ необходимости, подготовка предложений для участия в разработке и внедрении национальных стандартов Кадастра ИНСО и стандартов Кадастра ИНСО предприятий.

При разработке Кадастра ИНСО (начальная стадия управления развитием) должна предусматриваться возможность его дальнейшего развития, в том числе и в следующих направлениях:

- развитие взаимодействия со смежными Кадастрами ИНСО в сети Кадастров ИНСО;

- интеграция в Федеральную, региональную, муниципальную системы Кадастров ИНСО;

- совершенствование поддержки работы новых пользователей, находящихся на территориально разобщенных объектах;

- поддержка развития структуры единого пространства инноваций инновируемых объектов России;

- совершенствование реализации принципа открытой архитектуры Кадастра ИНСО, обеспечивающего возможность взаимодействия с другими подобными системами коммерциализации ИНСО, напр., с биржами ИНСО и с биржами копирайта.

- повышение степени приспособляемости Кадастра ИНСО к изменению локальных или глобальных политик в сфере рыночного оборота ИНСО и инновационной деятельности;

- обеспечение возможности модернизации и развития Кадастра ИНСО при

необходимости изменения состава требований к выполняемым функциям и видам обеспечения;

- модернизация и развитие Кадастра ИНСО должны осуществляться в пределах экономически обоснованных затрат и сроков их окупаемости с учетом имеющегося задела и периода морального старения системы.

Библиографический список

1. Зенин И.А. Гражданское право. Учебник. — М.: Юрайт, 2010 г. — 616 с

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

3. Коротеева Л.И. «Земельно-кадастровые работы. Технология и организация. Учебное пособие». Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс. - 2006. - 157 с.

4. Лопатин В.Н. «Экономика знаний» в информационном обществе: показатели и последствия для России// Информационное право. М.:РНИИИС, 2010. №4. - С.3-

11.

5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Распоряжение Правительство РФ от 17 ноября 2008 г., N 1663-р (Д). Раздел 4. Развитие науки и формирование национальной инновационной системы.

6. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина России от 20.03.92 № 10, Пункт 49.

7. Положение о бухгалтерском учете ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", (приказ Минфина РФ от 27.12.07 N 153н, зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2008 г. N 10975).

8. Телемтаев М.М. Системная технология коммерциализации интеллектуальной собственности ВУЗа // Вестник высшей школы «Альма-Матер», 2010, №4, с. 43-46.

9. Телемтаев М.М., Нурахов Н.Н. Информационные системы в экономике (учебное издание). - М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2010 - 100 с.

10. Телемтаев М.М., Нурахов Н.Н. Необходим рыночный кадастр научной интеллектуальной собственности // Вестник образования, изд. Минобрнауки РФ, 2010, №22, С. 78-80

11. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

12. Энциклопедический словарь экономики и права.

http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic economic law/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The concept and structure of the intellectual property cadastre

Nurzhan Nurakhov scientist

NRC “Kurchatov institute” n.nurakhov@ gmail .com Marat Telemtaev Professor

Plekhanov Russian University of Economics

Abstract

In this paper author describes the main problems that have to be solved to form an effective national innovation system and thus will ensure the global competitiveness of Russia.

Also author analyzed current approaches of creation the innovation system and

suggests the most effective method - intellectual property cadastre - the accounting and the transferring system of intellectual property.

Keywords

innovations, intellectual property cadastre, circulation and transferring of intellectual property

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.