Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ АПК'

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРА ЗНАНИЙ / РЫНОК ИННОВАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ (ИННОВАЦИОННАЯ) ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурая Л.И., Воробьева Н.В.

В статье обозначены роль и значение инновационной инфраструктуры аграрного сектора для его развития. Выделена роль государства в формировании инновационной инфраструктуры как необходимое условие создания инновационной системы аграрного сектора, эффективное функционирование которой определяет его инновационное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ АПК»

Специальный выпуск: «Научно-технологическое развит не АПК _как драйвер экономического роста ЕАЭС»_

импортозамещении: задачи бизнеса и власти». М.: ЦНИ по СЭП АПК ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2016. С. 28-36.

6. Маслова В.В. Особенности формирования финансово-кредитного механизма в АПК на современном этапе /В. Маслова // АПК: экономика, управление. - 2015. - № 10. - С.57-66.

7. Цены в экономическом механизме АПК в современных условиях /

H.A. Борхунов, Э.А. Сагайдак, В.В. Маслова и др. - М.: ВНИИЭСХ, 2013. - 136 с.

References:

I. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 iyulya 2012 g. № 717 «O Gosu-darstvennoj programme razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skoho-zyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody» [EHlektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant». - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru.

2. Sovremennye tendencii i vzglyad v budushchee razvitiya APK Rossii / I.Ushachev, A.Serkov, V. Maslova, V. CHekaiin // APK: ehkonomika, upravlenie. - 2017. - № 3. S. 4-14.

3. CHekaiin, V.S. Gosudarstvennoe regulirovanie konkurentosposobnosti sel'skohozyajst-vennoj produkcii: avtoref. dis. ... kand. ehkonom. nauk: 08.00.05 [tekst] / V.S. CHekaiin. - M„ 2009. - 24 s.

4. EHkonomicheskoe regulirovanie vosproizvodstva v APK / Maslova V.V., Borhunov N.A., Zaruk N.F., Schastlivceva L.V.. Avdeev M.V. // APK: ehkonomika. upravlenie. - 2017. -№ 4,-S.51-60.

5. Avdeev M.V. Ceny i cenovye sootnosheniya v APK Rossii i stran EAEHS / Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii na temu: «Razvitie torgovli i ее rol' v importozameshchenii: zadachi biznesa i vlasti». M.: CNI po SEHP APK FGBNU VN11EHSKH, 2016. S. 28-36.

6. Maslova V.V. Osobennosti formirovaniya tlnansovo-kreditnogo mekhanizma v APK na sovremennom ehtape /V. Maslova // APK: ehkonomika, upravlenie. - 2015. - № 10. - S.57-66.

7. Ceny v ehkonomicheskom mekhanizme APK v sovremennyh usloviyah /

N.A. Borhunov, EH.A. Sagajdak, V.V. Maslova i dr. - M.: VNIIEHSKH, 2013. - 136 s._

УДК 631.16

Инновационная инфраструктура как необходимое условие современного развития АПК

Мурая Л.И.а), Воробьева Н.В.б)

а)

Ф1ЪНУ ФНЦ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства».

K.Ô.H.. ведущий научный сотрудник ФГБНУ ФНЦ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства»,

_старший научный сотрудник_

Аннотации: в статье обозначены роль и значение инновационной инфраструктуры аграрного сектора для его развития. Выделена роль государства в формировании инновационной инфраструктуры как необходимое условие создания инновационной системы аграрного сектора, эффективное функционирование которой определяет его инновационное развитие.

Ключевые слова аграрный сектор, инновационная инфраструктура, инфраструктура знаний, рынок инноваций, государственная научно-техническая (инновационная) политика.

INNOVATIVE INFRASTRUCTURE AS A PREREQUISITE MODERN DEVELOPMENT OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX

Muray L.I.a), Vorobyova N.V.b)

a) FGBNU FNC «АН-Russian Research Institute of Agricultural Economics», Ph.D., Leading Researcher '"Federal FGBNU FNC «АН-Russian Research Institute of Agricultural Economics»,

Senior Research Fellow

Abstract: the article indicated the role and importance of innovation infrastructure of the agricultural sector for its development. Highlighted the role of the state in the formation of an innovation infrastructure as a necessary condition for the creation of innovation system of the agricultural sector, the effective functioning of which determines its innovative development.

Keywords: the agricultural sector, innovation infrastructure, agricultural knowledge infrastructure, innovation system, the state scientific and technical (innovation) policy.

Формирование эффективной инновационной инфраструктуры аграрного сектора в последние десятилетия рассматривается одним из методов государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, как в развитых, так и развивающихся странах мира, что реализуется через формирование как отдельных новых объектов инфраструктуры, так и совершенствование ранее созданных. Особое внимание к инновационной инфраструктуре как ключевому фактору успеха инновационного развития экономики связано с тем, что она является не только местом превращения результатов научных исследований в инновационный проект, но и привлечения для его реализации необходимых финансовых средств и подготовки квалифицированного персонала. Она создает и поддерживает новые инновационные предприятия - самостоятельных субъектов рынка, является механизмом и инструментом формирования эффективного государственно-частного партнерства в инновационной сфере и трансфера технологий. Инфраструктура также является каналом мобильности специалистов из научного сектора в предпринимательский и обратно, что формирует профессиональное сообщество и обеспечивает квалифицированным персоналом этапы инновационного процесса.

От уровня развития инфраструктуры, качества её функционирования зависят не только скорость, результативность и стоимость осуществления инновационных преобразований в экономике, но и возможность реализации отдельных инновационных проектов. Именно эффективное функционирование инновационной инфраструктуры позволяет говорить о национальной инновационной системе как о системе, в которой результаты научных исследований, выполненных за счет бюджетных средств, приобретают потребительскую стоимость для их поль-

зователей, и которая поставляет на рынок в виде основного товара и услуг новое знание.

Причина выделения инфраструктуры как объекта рассмогрения связана с тем, что в инновационной экономике данный термин используется достаточно широко: говорят об институциональной инфраструктуре, инфраструктуре знаний, инфраструктуре экономики знаний, инфраструктуре рынка и т.д. [1, 2]. При этом не существует однозначного определения самого термина «инфраструктура». который часто используется для описания рамочных условий функционирования, институциональных ограничений деятельности организаций и т.д. В целом, инфраструктуру определяют как совокупность объектов и процессов, призванных обеспечить эффективное функционирование более широкой структуры (системы) [3]. Считается, что именно инфраструктура обеспечивает целостность сложных систем. Применительно к инновационной сфере в качестве такой более широкой структуры может выступать национальная инновационная система, рынок инноваций и т.д.

Ввиду сложности и многообразия инноваций и инновационных систем невозможно определить границы национальной инновационной системы путем идентификации всех ее детерминант. Точно также невозможно описать инфраструктуру национальной инновационной системы путем перечисления её элементов. Среди зарубежных исследователей инновационных систем нет однозначного понимания (трактовки) содержания инфраструктуры национальной инновационной системы. Ряд специалистов говорит о наборе инфраструктур, включая туда институциональную инфраструктуру, они делят ее на ряд составляющих: академическая инфраструктура, иные институты, государственная политика, промышленные исследования. Другие авторы (их значительно больше) разделяют институциональную и инфраструктурную основу национальной

Специальный выпуск: «Научно-технологическоеразвитие ЛПК _как драйвер экономического роста ЕАЭС»_

инновационной системы, признавая важность обеих составляющих. В литературе признается, что размытость и подвижность границ национальных инновационных систем затрудняет типизацию их инфраструктур [3,4]. В этих условиях наиболее очевидной и признаваемой многими исследователями является инфраструктура знаний, что. видимо, связано с особой ролью знаний в экономическом развитии отраслей экономики, поддержании их конкурентоспособности и повышении стандартов жизни населения.

Хотя любое производство или любая другая деятельность основаны на знаниях, но только инновационная деятельность есть процесс преобразования научного знания в инновацию. Соответственно инфраструктура знаний релевантна национальной инновационной системе (НИС). Более того, многие авторы отмечают, что инновационная система должна быть охарактеризована с позиций потенциала создания новых знаний, но не менее важной ее характеристикой является способность поддерживать и улучшать способы распространения и нахождения путей применению знаний.

К инфраструктуре НИС относятся звенья, обеспечивающие общие условия протекания инновационных процессов. Первостепенное значение в составе инфраструктуры имеют подсистемы ресурсного обеспечения НИС (например, подготовка научно-технических кадров, инновационных менеджеров), организации взаимодействия участников научно-инновационного цикла (в частности, посредничество между потенциальными разработчиками и потребителями новшеств), доведения инновационной продукции до конечного потребителя (например, лизинг высокотехнологичного оборудования) и др. В литературе отмечается, что инфраструктуру НИС нельзя рассматривать как чисто обслуживающие и вспомогательные виды деятельности. Напротив, степень адекватности развития инфраструктуры часто становится решающим фактором динамики национальной инновационной системы.

Частные организации могут участвовать в создании элементов национальной инфраструктуры знаний, однако обычно это является делом государства. Для формиро-

вания полноценной инновационной инфраструктуры необходима государственная поддержка, в частности программно-целевое ее обеспечение, поскольку одним только рыночным путем создать ее сложно: такие затраты не вполне окупаются, а эффектами действующей инфраструктуры могут пользоваться не только те, кто финансировал ее создание. Именно государство в целом призвано обеспечить выполнение общественно-экономических функций инфраструктуры знаний, в качестве которых выделяют следующие:

- производство и распространение научных и технологических знаний;

- образование, подготовка кадров;

- стандарты, регулирование и правовая защита инновационной деятельности;

- создание условий для появления инновационных фирм;

- доступ к знаниям и их распространение.

Инфраструктура знаний обладает всеми характеристиками национальной инфраструктуры: это общие, неделимые многопользовательские ресурсы общества (знания), которые имеют большое значение с позиций инновационной и экономической деятельности [3].

Применительно к аграрной сфере в зарубежной литературе традиционно использовался термин «инфраструктура знаний», чтобы отразить целостность государственной системы сельскохозяйственных исследовательских, внедренческих и образовательных учреждений, которая сыграла и до сих пор продолжает играть важную роль в формировании высокоэффективного аграрного сектора в развитых странах [5].

С позиций использования системных и сетевых подходов к формированию системы сельскохозяйственных знаний и информации (АК18) ,а в перспективе - сельскохозяйственной инновационной системы рассматривается более широкий состав провайдеров знаний, включающий компании поставщиков средств производства сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Подчеркиваегся также роль пользователей знаний, в ряде случаев они не только получают готовые знания, но и соучаствуют

в создании необходимого знания. В данном случае совместная деятельность является главным условием передачи накопленных знаний и создания нового знания. По мнению Smith (1997), инфраструктуру знаний можно определить как комплекс государственных и частных организаций и институтов, роль которых состоит в производстве, накоплении, распределении, управлении и охране знаний [цит.по 5].

В развитых странах инфраструктура знаний в сельском хозяйстве в последние десятилетия подвергалась реформированию, которое касалось главным образом финансирования, структуры управления, механизмов стимулирования и изменения парадигм в отношении формы и содержания предоставляемых знаниевых услуг их пользователям. По мнению Klerkx L., [5] , на изменение форм поддержки инфраструктуры знаний в сельском хозяйстве, оказывают воздействие такие факторы, как:

1. Изменение структуры сельского хозяйства. которое, как полагают, оказывает большое влияние на содержание, организацию и институционализацию инфраструктуры знаний в сельском хозяйстве и, особенно, на взаимодействие между пользователями и производителями знаний .

2. Приватизация региональных государственных научных организаций (проводящих прикладные исследования) и служб внедрения по сельскому хозяйству - стала важным направлением реформирования их в некоторых развитых странах. В наибольшей степени этот процесс затронул Нидерланды и Великобританию.

В условиях участия частных организаций в создании элементов инфраструктуры знаний некоторыми зарубежными авторами использовался термин «рынок сельскохозяйственных знаний» для того, чтобы описать в общем частных участников, вовлеченных в поддержку сельскохозяйственных инноваций. Данный термин указывал и на то, что речь идет о явных (explicit) знаниях, декон-текстуализированных и охраняемых правами интеллектуальной собственности. Поскольку знания для обеспечения сельскохозяйственной инновационной деятельности обычно встроены в предоставляемые промежуточ-

ные продукты и услуги (научно-технические результаты), некоторые авторы предпочитают говорить соответственно о рынке сельскохозяйственных НИОКР и знаниеинтен-сивных бизнес-услуг (К1В8). К1В8 определяют как предлагаемые научно-технические результаты и услуги, основанные на знаниях, частными компаниями или организациями в специализированных областях знаний (например, знания и экспертиза в конкретной научной дисциплине или функциональной области) [5].

Для того чтобы приобретать те или иные знания, потенциальный потребитель должен изначально обладать необходимым уровнем контекстуализированных (т.е. привязанных к местному контексту) знаний. На подобном рынке особенно возросла роль сельскохозяйственного предпринимателя в приобретении знаниевых услуг, а также в поддержке создания инноваций, что вероятно отвечает частным интересам. В последние десятилетия сельскохозяйственный сектор в индустриально развитых странах все более организован по производственным цепочкам, ориентированным на спросы конкурентных глобальных продовольственных рынков. Это требует от производителей выбора соответствующей стратегии бизнеса (например, специализации, диверсификации или увеличения масштаба производства) ■ обеспечения соответствующего качества продукции, безопасности продуктов питания, устойчивости производства и стандартов благополучия здоровья сельскохозяйст венных животных.

Перед лицом этих вызовов ведущие страны целенаправленно формируют нов эффективных участников рынков знан способствующих развитию последних -инновационные центры и другие объ инновационной инфраструктуры, по живают развитие предпринимательства аграрном секторе и активизируют гос\ ственное влияние на инновационную тельность частных предпринимател структур, на формирование спроса на и вации. Такие черты предпринимател как мобильность, восприимчивость к но ствам, конкурентный климат - в наибол

Специальный выпуск: «Научно-технологическоеразвитие АПК _ Н _как драйвер экономического роста ЕАЭС»_

кие ^Н степени соответствуют инновационной дея- Создание объектов инфраструктуры

тга- ^Н тельности. инновационного бизнеса все более становит-

;ль- Н В инфраструктуре знаний также про- ся приоритетной сферой государсгвенно-

ен- исходят изменения, связанные с расширяю- частного партнерства, позволяя преодолеть

¡де- ^Н щимися возможностями использования со- за счет частных инвестиций дефицит бюд-

кие ^Н временных информационно- жетного финансирования инновационных

1ях, ^Н коммуникационных технологий, обеспечи- проектов, повысить их эффективность за

|И в Н вающих условия для интенсивного обмена счет привлечения компетенций и методов

на- ^Н знаний и информации и др. управления из частного сектора, оптимизи-

ной ^Н Изменения коснулись и роли прави- ровать распределение рисков и снижение

ной ^Н тельства - добавилась его роль как коорди- государственных расходов, связанных с га-

натора рынка знаний. Она состоит в том, рантиями инноваций,

или чтобы ускорять инновационные процессы, В общем можно считать, что иннова-

ель ^Н которые рассматриваются ключевыми для ционная инфраструктура сама является сис-

1ым ^В обеспечения жизнеспособности экономики, темой и должна рассматриваться как таковая

ри- ^Н Системную координацию зарубежные авто- при разработке стратегий и программ разви-

На ры считают в числе важных ролей прави- тия аграрного сектора экономики. Совре-

оль ^Н тельства в современной плюралистической менный аграрный сектор России, к сожале-

| в ^Н сельскохозяйственной системе знаний и ин- нию, не располагает развитой и сбалансиро-

е в Н формации [6,7]. В ведущих зарубежных ванной инновационной инфраструктурой.

>ят- Н странах государственная политика в области Переход на инновационный путь развития

ние ^И поддержки инфраструктуры знаний тесно АПК предполагает необходимость форми-

р в Н перекликается с задачами по развитию ин- рования соответствующей современным тре-

лее Н фраструктуры инновационного рынка, кото- бованиям инновационной инфраструктуры,

оч- ^Н рая требует сбалансированности различных Это требует обоснованных управленческих и

ку- Н его подсистем, обеспечивающих реализацию организационно-экономических решений и

1ых Н инновационных возможностей развития призвано обеспечить скоординированность

вы- ^Н АПК. В том числе: формирование единого деятельности институтов различных уров-

еса Н информационного пространства в области ней. Формирование инновационной инфра-

дии Н создания, распространения и использования структуры в то же время не является только

) и Н научно-технических знаний и информации; организационной проблемой, а предполагает

тва Н поддержку инновационных посредников, ко- соответствующее инвестирование и осуще-

|та- Н торые берут на себя функции сведения про- ствляется в условиях неопределенности,

ар- ^Ж давцов и покупателей инновационного про- связанной с колебаниями рыночной конъ-

icT- ^Н дукта, налаживания механизмов их взаимо- юнктуры и коммерческими интересами

действия; создание организационных струк- субъектов хозяйствования, а также с измене-

jue Н тур обеспечения инновационной деятельно- ниями экономического механизма. Учитывая

1ых Н сти; объектов финансово-кредитной под- возрастающе важную роль инфраструктур-

ий, Н держки инновационной деятельности; фор- ного обеспечения инновационного развития

это мирование кластеров высоких технологий и АПК, проблемы его формирования и разви-

сты Н территорий, сетей обмена знаниями и цен- гия в нашей стране до настоящего времени

ер- ^В тров трансфера технологий; инфраструкту- остаются актуальными и требуют усиленно-

i в Ш ры международных связей , других инфра- го внимания к их изучению со стороны

ар- ^Н структурных объектов. исследователей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ея- ^^и

Литература:

1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. но; ■ М„ ИНФРА-М, 2009.623 с.

2. Чернышев A.C. Формирование инновационной инфраструктуры в регионах России // Ин-ие; Ш новации, 2008, №3( 113), с. 83-86

3. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Маркетинг инноваций. Научно-практическое издание, Новосибирск, 2005, 108 с.

4. Баринова В., Еремкин В., Рыбалкин В. Развитие инфраструктуры нововведений: зарубежный опыт и возможности его применения в российской практике. М. 2014. 19 с.

5. Klerkx L.W.A.. Matching Demand and Supply in the Dutch Agricultural Knowledge Infrastructure. The Emergence and Embedding of new Intermediaries in an Agricultural Innovation System in Transition. The Wageningen University, 2008, 239 p.

6. Smits R., Kuhlmann S. The rise of systemic instruments in innovation policy // Int. J. Foresight and Innovation Policy 1 (1/2), 2004. pp. 4-30

7. Rivera W.M. The Changing Nature of Agricultural Information and the Conflictive Global Developments Shaping Extension // J. of Agricultural Education and Extension, 2000, v.7 (1), p. 31-41.

References:

1. lnnovacionnoe razvitie: ehkonomika. intellektual'nye resursy, upravlenie znaniyami, M„ INFRA-M. 2009,623 s.

2. CHemyshev A.S. Formirovanie innovacionnoj infrastruktury v regionah Rossi i // In-novacii. 2008, №3(113). s. 83-86

3. Markova V.D., Kuznecova S.A. Marketing innovacij. Nauchno-prakticheskoe izdanie, Novosibirsk, 2005, 108 s.

4. Barinova V., Eremkin V., Rybalkin V. Razvitie infrastruktury novovvedenij: zarubezh-nyj opyt i vozmozhnosti ego primeneniya v rossijskoj praktike. M. 2014. 19 s.

5. Klerkx L.W.A.. Matching Demand and Supply in the Dutch Agricultural Knowledge Infrastructure. The Emergence and Embedding of new Intermediaries in an Agricultural Innovation System in Transition. The Wageningen University, 2008, 239 p.

6. Smits R., Kuhlmann S. The rise of systemic instruments in innovation policy // Int. J. Foresight and Innovation Policy I (1/2), 2004. pp. 4-30

7. Rivera W.M. The Changing Nature of Agricultural Information and the Conflictive Global Developments Shaping Extension // J. of Agricultural Education and Extension. 2000, v.7 (1). p. 31-4L___

УДК 657:331.16:336.64 (075.8)

Общехозяйственные расходы сельскохозяйственных организаций,

их состав и распределение

Полякова Л.П.

ФГВНУ ФНЦ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства».

_к.э.н., главный научный сотрудник_

Аннотация: в статье приводится состав затрат на производство растениеводческой продукции, относящихся к общехозяйственным расходам. Номенклатура аналитического учета общехозяйственных расходов. Состав затрат включаемых в каждую аналитическую статью отдельно. Методологические основы распределения общехозяйственных расходов.

Ключевые слова: общехозяйственные расходы, состав расходов, понятие расходов, производственная себестоимость, полная себестоимость, распределение общехозяйственных расходов. Накладные и косвенные расходы, выручка, коэффициент распределения общехо-зяйственных расходов, накладные расходы, косвенные расходы._

GENERAL EXPENSES OF THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS, THEIR COMPOSITION AND DISTRIBUTION

Polyakova L.P.

FGBNU FNC «All-Russian Research Institute of Agricultural Economics», Candidate of Economic Sciences, Chief Researcher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.