Научная статья на тему 'Инновационная форма проведения профориентационных мероприятий на примере «Институтской субботы в Политехе»'

Инновационная форма проведения профориентационных мероприятий на примере «Институтской субботы в Политехе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / АБИТУРИЕНТ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROSPECTIVE STUDENT / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник Галина Исааковна, Трунина Ольга Евгеньевна

В статье описывается опыт организации и проведения инновационного профориентационного мероприятия, призванного помочь молодым людям в выборе будущей профессии на основе достоверных и полных данных о специфике профессии, о перспективах трудоустройства и дальнейшего профессионального и карьерного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельник Галина Исааковна, Трунина Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная форма проведения профориентационных мероприятий на примере «Институтской субботы в Политехе»»

Innovative form of professional orientation activities realization through the example of “Institute Saturday in Politech”

Melnik G. , Trunina O. (Russian Federation) Инновационная форма проведения профориентационных мероприятий на примере «Институтской субботы в Политехе» Мельник Г. И.1, Трунина О. Е.2 (Российская Федерация)

Тельник Галина Исааковна /Melnik Galina - кандидат физико-математических наук, доцент;

2Трунина Ольга Евгеньевна / Trunina Olga - кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра физики и прикладной механики,

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Рязанский институт (филиал), г. Рязань

Аннотация: в статье описывается опыт организации и проведения инновационного профориентационного мероприятия, призванного помочь молодым людям в выборе будущей профессии на основе достоверных и полных данных о специфике профессии, о перспективах трудоустройства и дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Abstract: the experience of organization and realization of professional orientation activity which is to help young people in future profession choice according to full and reliable data on profession specifics, employment opportunities and future professional and career growth is described in the present article.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, абитуриент, высшее учебное заведение.

Keywords: professional orientation, prospective student, higher educational establishment.

Залогом успешной и эффективной деятельности учреждения высшего образования является, в том числе, профориентационная работа, которая призвана привлечь в стены вуза будущих абитуриентов. Профориентационные мероприятия в современных условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг активно проводятся на различных площадках и в разнообразной форме. В ходе этих мероприятий у школьников и выпускников профессиональных училищ и колледжей будут сформированы как определенные представления о вузе как гаранте успеха в профессиональной деятельности и в жизни, так и такие личностные качества и компетенции, которые необходимы для осознанного выбора профессии, настроя на получение качественного высшего образования.

Традиционно профориентационная деятельность включает в себя информирование целевой аудитории о самом вузе, о направлениях и специальностях подготовки, о перспективах трудоустройства и т.д., беседы студентов и преподавателей вуза со старшеклассниками и выпускниками колледжей и их родителями на базе соответствующих образовательных учреждений, проведение в вузе Дней открытых дверей и т.д. Кроме того, широко используются современные информационно -коммуникационные технологии, обеспечивающие доступ потенциальным абитуриентам к информационным ресурсам, размещенным на сайте вуза и на соответствующих страницах в социальных сетях.

В современных условиях в профориентационной работе многие вузы используют педагогические инновации, связанные не только с информационно -коммуникационными, но и с личностно-ориентированными технологиями, воспитательными технологиями как неотъемлемой компонентой образовательного процесса, неразрывной связью учебной и научной деятельности, формированием тесного взаимодействия в системе «абитуриент - школа - вуз - работодатель» и

206

т.п. Конкретная реализация инноваций зависит от самого вуза, его имиджа, статуса, традиций.

Система профориентации вуза всегда направлена на активизацию профессионального самоопределения личности, мониторинг профессионального развития и становления, формирование жизненных и профессиональных целей абитуриентов в соответствии, как с их индивидуальных особенностей, так и с учетом потребностей рыка труда. Она призвана помочь молодым людям в выборе будущей профессии, в принятии мотивированного и взвешенного решения о выборе своего жизненного пути на основе достоверных и полных данных о специфике разных профессий, о перспективах трудоустройства и дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Инновационная экономика современной России испытывает острую потребность в квалифицированных кадрах, особенно в специалистах инженерных направлений. В рязанском регионе подготовку инженерных и управленческих кадров высшей квалификации для нужд реального сектора экономики на протяжении 60 лет ведет Рязанский институт Университета машиностроения (Рязанский политехнический институт).

В 2015/2016 учебном году в систему профориентационных мероприятий института впервые была внедрена такая группа мероприятий, как «Институтские субботы в Политехе». В частности, «Институтская суббота», организованная кафедрой физики и прикладной механики института наряду с другими мероприятиями [1, 2], была приурочена ко Дню работника автомобильного транспорта России.

Гостями мероприятия стали школьники города, их родители и учителя. На официальной части перед гостями выступили представители администрации института, рассказав о специфике вуза и подготовки по автомобильному направлению, и один из наиболее знаковых выпускников вуза по данной специальности - заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Рязанской области В. В. Еремин, который ознакомил молодых людей с реальной ситуацией на рынке труда, где требуются грамотные современные специалисты в области автотранспорта и организации автоперевозок.

Затем вниманию гостей были предложены экскурсионная программа с демонстрацией материально-технической базы института и гоночного автомобиля, защищающего честь вуза в автокроссах, и конкурсная программа, подготовленные преподавателями кафедры и студентами очной формы обучения направления 23.03.03 -Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (профиль подготовки «Автомобильный сервис») и специальности 23.05.01 - Наземные транспортнотехнологические комплексы (специализация «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование»). Конкурсы имели профессиональную направленность и носили разнообразный характер. Будущие абитуриенты получили возможность соприкоснуться с реалиями профессий, и показать знание популярных песен профессиональной тематики, и продемонстрировать спортивный талант.

Литература

1. Мельник Г.И., Тинина Е.В., Трунина О.Е. Школа юных физиков как инновационный подход к решению задач профориентационной работы на основе взаимодействия школы и вуза // Сборник научных трудов SWorld. 2011. Т. 12. № 4. С. 81-82.

2. Мельник Г.И., Тинина Е.В., Трунина О.Е. Методы реализации инновационной программы по профессиональной ориентации абитуриентов // «Развитие науки и образования в современном мире»: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Часть VI. - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. С. 18 - 19.

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.