Научная статья на тему 'Об опыте реализации проекта "step to Profession" в Мининском университете'

Об опыте реализации проекта "step to Profession" в Мининском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТ ВУЗА / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УВЕЛИЧЕНИЕ СРЕДНЕГО БАЛЛА ЕГЭ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огородова Марина Викторовна, Курылева Ольга Игоревна, Куль Татьяна Николаевна

В статье рассматривается опыт проектной деятельности Мининского университета по формированию комплексной системы работы с абитуриентами, цель которой привлечение сильных мотивированных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ путем обеспечения профориентации и профессионального самоопределения, обусловливающего эффективное овладение профессией, опережающее трудоустройство и успешную трудовую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Огородова Марина Викторовна, Курылева Ольга Игоревна, Куль Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE PROJECT "STEP TO PROFESSION" IN MININSKY UNIVERSITY

The article discusses the experience of the project activity Mininsky University to build a comprehensive system of work with applicants, whose purpose to attract strong motivated students with high scores CSE by providing career counseling and professional self, determines the effective mastery of the profession, advancing employment and successful career.

Текст научной работы на тему «Об опыте реализации проекта "step to Profession" в Мининском университете»

УДК 378

М.В. ОГОРОДОВА, кандидат экономических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail sfik@bk.ru

О.И. КУРЫЛЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail sfik@bk.ru

Т.Н. КУЛЬ, кандидат экономических наук, доцент, Международный университет «МИТСО», e-mail kamtat@yandex.by

ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «STEP TO PROFESSION» В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

M.V. Ogorodova, O.I.Kuryleva , T.N.Kul

EXPERIENCE PROJECT «STEP TO PROFESSION» IN MININSKY UNIVERSITY

В статье рассматривается опыт проектной деятельности Мининского университета по формированию комплексной системы работы с абитуриентами, цель которой привлечение сильных мотивированных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ путем обеспечения профориентации и профессионального самоопределения, обусловливающего эффективное овладение профессией, опережающее трудоустройство и успешную трудовую деятельность. Ключевые слова: абитуриент вуза, инновационная модель профессиональной ориентации, комплекс мероприятий, проектная деятельность, увеличение среднего балла ЕГЭ, повышение конкурса

The article discusses the experience of the project activity Mininsky University to build a comprehensive system of work with applicants , whose purpose - to attract strong motivated students with high scores CSE by providing career counseling and professional self , determines the effective mastery of the profession , advancing employment and successful career . Keywords: university entrant , the innovative model of professional orientation , a set of activities , the project activity , the increase in the average score of the exam, increase competition

Современные условия рыночной экономики, ситуация на рынке труда и продолжающийся «демографический спад» обусловливают высочайшую конкуренцию на рынке образовательных услуг. В центре рыночной экономики всегда находится потребитель. Для вузов «потребителем» является, в первую очередь, рынок труда, а с другой стороны, потребитель - это абитуриент со своими ожиданиями, потребностями, мотивацией, а также и финансовыми ресурсами.

Повышение требований к выпускникам высших учебных заведений со стороны рынка труда заставляет вузы также ориентироваться на более сильного абитуриента, получившего в учреждениях среднего образования достаточно высокий уровень подготовки.

Большой проблемой сегодня является то, что более половины выпускников высших учебных заведений устраиваются работать не по специальности, вхолостую растрачивая бюджетные средства. А связано это, в первую очередь, с тем, что ожидания выпускников вуза в отношении условий будущей работы по специальности и прочих факторов не оправдались.

Поэтому сегодня особую актуальность для вузов приобретают проблемы поиска и привлечения не только более образованного, сильного абитуриента, но еще и мотивированного к будущей трудовой деятельности, а, в лучшем случае, готового приступить к работе даже еще и не закончив вуз, параллельно с учебой.

Вузу сегодня необходима новая модель профориентации, подбора, отбора и привлечения абитуриентов, которая состоит не в пассивном ожидании подачи документов

абитуриентом с началом приемной кампании, а активная системная работа на протяжении нескольких лет.

В Мининском университете с начала 2013 года был разработан и внедрен проект «Steps to Profession», целью которого является привлечение сильных мотивированных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ путем обеспечения профориентации и профессионального самоопределения, обусловливающего эффективное овладение профессией, опережающее трудоустройство и успешную трудовую деятельность

Рабочей группой проекта был проведен SWOT-анализ условий осуществления проекта и условий достижения результатов, определенных в Стратегии развития Мининского университета до 2023 года (таблица 1).

Таблица 1 - SWOT-ANALYSIS OF THE PROJECT

Положительное влияние Отрицательное влияние

Внутренняя среда Strengths (сильные стороны, преимущества) - инновационный вуз; - развитая инфраструктура; - широкий ассортимент программ подготовки; -наличие инновационных и эксклюзивных программ подготовки; - имеется специфический целевой сегмент рынка Weaknesses (слабые стороны) - слабая заинтересованность ППС в профориентационной деятельности и деятельности по привлечению абитуриентов; - низкий уровень использования дистанционного обучения

Внешняя среда Opportunities (Возможности и предложения) - возрастающее внимание государства и общества к сфере образования; - рост оплаты педагогического труда, популяризация профессии; - обязанность получения высшего профильного образования работникам дошкольных учреждений Threats (Угрозы) - ухудшающаяся демографическая ситуация («демографическая яма»); - дальнейшее сокращение количества бюджетных мест (на 10% в 2014 г.); - необходимость выполнения показателей эффективности вуза: средний балл ЕГЭ по вузу не менее 60; - понижение минимального балла ЕГЭ 2014 по сравнению с ранее установленными (на 6 и более баллов); - высокая конкуренция с негосударственными вузами и филиалами московских вузов, выдающими дипломы гос. образца, с платой за обучение в 1,5-2 раза ниже; - недостаточная информированность абитуриентов о специфике будущей профессии; о привлекательности реализуемых образовательных программ; - недостаточное понимание абитуриентами возможных сфер профессиональной деятельности

Исходя из проведенного анализа условий проекта руководителями проекта были поставлены следующие задачи проекта «Steps to Profession»:

• Личностное профессиональное самоопределение абитуриента.

• Обеспечение знакомства с будущей профессиональной деятельностью.

• Повышение заинтересованности абитуриентов в получении профессии.

• Привлечение лучших заинтересованных абитуриентов.

• Повышение привлекательности реализуемых образовательных программ в глазах абитуриента.

• Привлечение абитуриентов на места с оплатой обучения.

• Обеспечение нелинейной траектории входа в профессию (в том числе для выпускников непедагогических вузов).

Для достижения поставленной цели проекта была разработана концептуальная модель профессионального самоопределения и профориентации абитуриентов, которая состоит из 6 этапов (6 Steps) (рисунок 1).

Мининский университет

STEPS ТО

PROFESSION Prepare

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Perform

Engage

Target

Explore

Reflect

Рисунок 1 - Концептуальная модель профессионального самоопределения и профориентации абитуриентов «6 Steps to Profession»

Профессиональное самоопределение и профориентация абитуриентов в Мининском университете содержит 6 этапов (шагов).

STEP 1. REFLECT (ОТРАЖЕНИЕ).

Этап позволяет абитуриенту ответить на следующие вопросы.

Чем Вы увлечены? Ваши личные качества, сильные слабые стороны. Что вы ждете от будущей учебы и работы? Вы заботитесь больше всего о заработной плате или престиже? Возможности управлять людьми? Какой вид деятельности заряжает Вас энергией? Занимаясь каким видом деятельности, Вы теряете счет времени, получаете удовлетворение?

STEP 2. EXPLORE (ИССЛЕДОВАНИЕ).

Этап заключается в знакомстве с профессиями: их особенностями, требованиями, возможностями и предусматривает экскурсии в организации стратегических партнеров-работодателей, знакомстве с условиями труда, рабочим местом.

STEP 3. TARGET (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ).

Этап заключается в создании условий для постановки цели абитуриентом в сфере своей будущей деятельности, выборе профессии.

Абитуриент должен четко описать цель в одном или двух предложениях. Возможности безграничны, все пути открыты, что затрудняет принятия решения абитуриентом. Необходимо сузить поле возможностей, исходя из потребностей и способностей.

STEP 4. ENGAGE (УЧАСТВОВАТЬ).

Погружение в профессию. Этап предполагает выполнение некоторых несложных видов деятельности по выбранной профессии в Университете, посещение выставок, мастер-классов.

STEP 5. PREPARE (ПОДГОТОВКА).

Этап предполагает выполнение несложных заданий/видов деятельности абитуриентом самостоятельно, усиливающих мотивацию и профессиональное самоопределение.

Признание маленьких побед на этом пути важно для абитуриента.

Участие абитуриента в конкурсах, олимпиадах.

STEP 6. PERFORM (ВЫПОЛНЕНИЕ).

Лучший способ гарантировать будущий успех поступления в Университет на желаемое направление и профиль подготовки - преуспевание нынешней деятельности -учеба.

Консультации к ЕГЭ и вступительным испытаниям, проводимых вузом, пробные ЕГЭ.

Нормативной основой деятельности в рамках проекта «Steps to Professional» стало разработанное руководителями проекта и утвержденное Положение о профориентационной деятельности, Комплекс профориентационного взаимодействия и Методические рекомендации по профориентационной деятельности.

Комплекс профориентационного взаимодействия содержит общие положения о профориентационной деятельности, перечень мероприятий профориентационной деятельности факультетов, кафедр, формы планов и отчетов о профориентационной деятельности факультетов, кафедр. Методические рекомендации предназначены для ответственных за профориентацию на факультетах и кафедрах лиц, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов и других заинтересованных лиц.

Для реализации проекта «Steps to Professional» была сформирована команда и определены исполнители (рисунок 2).

Центр образовательного маркетинга Руководители проекта

Рисунок 2 - Команда проекта «Steps to Professional»

Руководство проектом осуществляет Центр образовательного маркетинга. Для реализации проекта на факультетах и кафедрах были выбраны и назначены ответственные за профориентационную деятельность. В проекте исполнителями являются также лица из числа профессорско-преподавательского состава и студенты.

Механизм реализации проекта «Steps to Professional». Для реализации цели и задач проекта ежегодно разрабатывается и утверждается План профориентационных мероприятий на кафедрах, факультетах и по университету в целом.

В методический рекомендациях, разработанных Центром образовательного маркетинга, содержится перечень рекомендуемых мероприятий для факультетов и кафедр, а также примерная частота их проведения.

По результатам профориентационной работы кафедры составляют отчет, на основе которого формируется факультетский отчет о профориентационной деятельности и отчет по университету в целом.

Так, например, можно представить количественные характеристики проводимых мероприятий в течение 2013-2014 учебного года. На подготовительных курсах Мининского университета по общеобразовательным предметам (по русскому языку, математике, биологии, истории, литературе, обществознанию) и рисунку и живописи прошли подготовку 116 абитуриентов из Нижнего Новгорода и области. В течение учебного года были проведены экскурсии по вузу и по факультетам для более чем 300 школьников. Олимпиады по общеобразовательным предметам, проводимые Мининским университетом, пользуются большой популярностью среди школьников Нижегородского региона. Их участниками в 2013-2014 учебном году стали около 1 тысячи учащихся школ. Сотрудниками Центра образовательного маркетинга в рамках выставок учебных мест были проведены презентации университета и распространены рекламные буклеты.

Анализ отчетов и эффективности проводимых мероприятий дает возможность корректировки действий по реализации проекта, разработки направлений его совершенствования и улучшения его результатов.

Новшеством в рамках реализации проекта «Steps to Professional» в 2013-2014 учебном году стало проведение двух крупных мероприятий, которые приобрели большую популярность среди школьников.

Во-первых, это организация каникулярных школ по разным направлениям и профилям подготовки в дни весенних каникул (рисунок 3).

КАНИКУЛЯРНЫЕ ШКОЛЫ МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Факультет гуманитарных наук

«01 истоков до наших дней...1' — для юных любителей русской классики, родного языка и философии

«Вавилонское столпотворени е:

современный взгляд» — для 1СХ, кто учит иностранные языки

Факультет естественно-математических и компьютерных наук

«Мир органической природы» — для тех, кто не представля ет ссбя без микроскопа и пробирок

«Эколог-исследователь» — для начинающих защитников родной планеты

Факультет управления и социально-технических сервисов

«Автомобиль — двигатель прогресса» — для будущих лог истов

«Экономика и управление организацией» — для iex, кто види1 себя экономным руководителем Ol ротной организации

«Сервис в мегаполисе» — для тех, у кого еаь желание навести порядок в юроде

Факультет 1

изящных искусств

и

м ед и атех н о л о ги й

9 h

«Проектная

мастерская» —

для юных

дизайнеров

и просто

креативных

молодых

людей

Факультет психологии и педагогики

Каникулярная школа « Разви1ие»

Рисунок 3 - Каникулярные школы Мининского университета в 2013-2014 учебном году

В результате посещения каникулярных школ абитуриенты смогли познакомиться с ведущими преподавателями Мининского университета, прослушали интересные лекции, поучаствовали в деловых играх, побывали на тематических экскурсиях, провели лабораторные работы. По окончании каникулярных школ всем участникам были выданы сертификаты, которые могут быть включены в портфолио выпускников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, еще одним новшеством стало проведение пробных ЕГЭ по общеобразовательным предметам, таким как Русский язык, Литература, Математика, Биология, История, Обществознание. В мероприятии, проходившем в апреле 2014г., приняли участие 220 учащихся 11 классов Нижегородского региона, в том числе слушатели

подготовительных курсов Мининского университета, а также все желающие. Задания пробного ЕГЭ были разработаны специалистами-экспертами с многолетним опытом участия в проведении ЕГЭ и оценке работ. По результатам все желающие смогли получить консультации для улучшения результатов.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности в рамка реализации проекта «Steps to Professional» сотрудниками Центра образовательного маркетинга была создана интерактивная картографическая база данных «Абитуриент Мининского университета-2013». Данная база содержит информацию об абитуриентах Мининского университета в территориальном разрезе, о количестве подавших документы на бюджет и на платную форму; коэффициентах результативности поступления; соотношения числа «бюджетников» и поступивших на платную форму обучения; ключевые учебные заведения, поставившие наибольшее количество абитуриентов (рисунок 4).

Рисунок 4 - Интерактивная картографическая база данных «Абитуриент Мининского университета»

Интерактивная картографическая база данных «Абитуриент Мининского университета» позволит проанализировать состав абитуриентов и разработать направления совершенствования деятельности по проекту «Steps to Professional».

При изучении процесса профориентационной деятельности в рамках проекта была выявлена группа проблем слабой информированности абитуриента о выборе предметов для сдачи ЕГЭ и поступления на интересующие направления и профили подготовки, о правилах приема в вузы, которые постоянно меняются. Для решения данной группы проблем Центром образовательного маркетинга была разработана модель системы консалтингового сопровождения абитуриента Мининского университета (рисунок 5).

Консалтинговое сопровождение - это услуга, с помощью которой абитуриент получаете не разовые консультации по тем или иным вопросам поступления, а постоянного

консультанта, который будет ежедневно помогать ему решать текущие проблемы в оперативном режиме, начиная с выпускных классов и до момента зачисления в вуз. Сюда могут также входить услуги по подбору бюджетного места в вузе, исходя из интересов абитуриента и набранных баллов ЕГЭ.

СИСТВМ! КОНсатингГвога сопровоВДбНИЯ

Рисунок 5 - Модель системы консалтингового сопровождения абитуриента

Мининского университета

Консультации абитуриентов осуществляются при непосредственном общении, с помощью телефона, сети Интернет (электронной почты, социальных сетей). Так, например, в ВКонтакте - крупнешей в России социальной сети с 1 июня по 1 августа 2014 абитуриентами было задано специалистам Центра образовательного маркетинга вопросов и получено ответов итого чуть менее 4 тысяч, что свидетельствует о высокой эффективности работы в данной социально сети.

Таким образом, в Мининском университете в рамках проекта «Steps to Professional» была создана комплексная система работы с абитуриентами, позволяющая решать поставленные цели и задачи в Стратегии развития Мининского университета до 2023 г.

Эффективность мероприятий, проводимых в рамках проекта «Steps to Professional», а также его результативность можно проследить на примере динамики следующих показателей.

Так, например, почти по всем профилям направления «Педагогическое образование» средний проходной балл вырос на 6-12 пунктов (рисунок 6).

Рисунок 6 - Динамика проходных баллов на педагогическое направление в

Мининском университете

Также вырос и конкурс на бюджетные места (рисунок 7)

25 20 15 10 5 0

5,62 7

о с; о

ш ^ ^ 2 т ^

° X

со ^

ГО

с^

ю

о

ч ф

а

18,5

19,9

13,

-8,4

Х7Г2т

-13,

14,4

15

9,3

"6,8

11,11

6,5 ,5

10

4,55

х го

о о

х ^ т

с;

о ^

3

- Я 5

— С^ со § =

« £ ° СР к

ю

9 ^

ч

ш

а

с! од

° I

о го

5 §

т щ

£

го ф

ю з

о ю

ш

а

го

го

£ -Го го

03 о

3 Ц

9 = ■=1 ш

а

о

о >

о со го

ю о

■=1 ф

а

го >

I-

го

с^ ф

о с;

§ го

X *

г; §

11 го О

¿а *

о

■=1 ф

а

10,8

5,3

,2

ск ск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го ГО

^ ^

о О

ф т ф Т *

^ ^ ш

со го со

е > 1- е оз

т 1— т >

о ц о 1-

со со .0

го го ЕЦ

ю ю

о о

■=1 ■=1

ф ф

а а

□ 2012

□ 2013

□ 2014

3

Рисунок 7 - Динамика конкурса на педагогическое направление в Мининском университете (чел ./место)

В качестве дальнейших направлений развития проекта можно выделить следующие:

- сертификация системы подготовки абитуриента к поступлению в Мининский университет, которая позволит более активно участвовать в конкурсах Минобрнауки РФ и получать дополнительное финансирование;

- создание электронной базы данных «Абитуриент», включающей каталог направлений подготовки, каталог профессий, каталог работодателей, калькулятор ЕГЭ, калькулятор проходного балла, каталог успешных выпускников;

- создание Школы «Абитуриент Мининского университета», включающей каникулярные школы, олимпиады и интернет-олимпиады школьников, НОУ, конкурсы, лектории, мастер-классы, профтестирование, курсы профильной направленности (Юный учитель);

- формирование электронного портфолио абитуриента, представляющее собой базу сведений, отражающих достижения выпускника в разных областях деятельности: результаты участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, дополнительное образование, участие в проектах Школы абитуриента и пр. Портфолио формируется в личном кабинете абитуриента с вложенными документами (диплом, грамота, сертификат, свидетельство и др. документы). Портфолио выполняет роль индивидуальной накопительной оценки в ситуации равных конкурсных баллов и, наряду с результатами ЕГЭ, определяет образовательный рейтинг первокурсников. После зачисления на первый курс студентам, набравшим определенное количество баллов, предоставляются льготы: доплаты к академическим стипендиям, скидки при приобретении платных услуг университета

- формирование базы абитуриентов;

- развитие дистанционных курсов с применением электронного обучения в системе Moodle с целью повышения балла ЕГЭ: по направлениям подготовки, профильным предметам, предметам ЕГЭ, вступительным испытаниям профессиональной направленности, включая лекционные курсы, кейсы, банк открытых заданий, он-лайн-тестирование.

© Огородова М.В., Курылева О.И., Куль Т.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.