Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в педагогике'

Инновационная деятельность в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2638
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ACMEOLOGY / INNOVATION THEORY / INNOVATION / INNOVATIONAL ACTIVITY / COMPETENCE / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегларян М.Е., Пичкуренко Е.А.

В статье раскрывается содержание инновационной деятельности педагога в современной образовательной среде. Рассмотрены подходы в организации современного обучения и объекты инновационных преобразований в педагогике. Оценены риски общества и ответственность педагога в отношении процесса введения инноваций в обучающий про-цесс, а также определена роль государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегларян М.Е., Пичкуренко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation activity in education science

The article deals with the innovation activity of a teacher in contemporary educational environment. It studies some approaches to the organization of contemporary teaching and the objects of innovative transformations in the education science. The authors evaluate the teacher’s risks and responsibility concerned with the introduction of innovations into the teaching process, as well as the role of the state.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в педагогике»

УДК 378.14

Бегларян Маргарита Евгеньевна

кандидат физико-математических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия

Пичкуренко Елена Андреевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация:

В статье раскрывается содержание инновационной деятельности педагога в современной образовательной среде. Рассмотрены подходы в организации современного обучения и объекты инновационных преобразований в педагогике. Оценены риски общества и ответственность педагога в отношении процесса введения инноваций в обучающий процесс, а также определена роль государства.

Ключевые слова:

акмеология, инноватика, инновация, инновационная деятельность, компетенция, педагогические технологии.

Beglaryan Margarita Evgenievna

PhD in Physics and Mathematics, Professor, Head of Social and Natural Sciences and Humanities Department, North Caucasus branch of Russian State University of Justice

Pichkurenko Elena Andreyevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Social and Natural Sciences and the Humanities Department, North Caucasus branch of Russian State University of Justice

INNOVATION ACTIVITY IN EDUCATION SCIENCE

Summary:

The article deals with the innovation activity of a teacher in contemporary educational environment. It studies some approaches to the organization of contemporary teaching and the objects of innovative transformations in the education science. The authors evaluate the teacher's risks and responsibility concerned with the introduction of innovations into the teaching process, as well as the role of the state.

Keywords:

acmeology, innovation theory, innovation, innovational activity, competence, educational technologies.

Россия находится в центре создания нового мирового устройства и порядка. В этот момент нужно уделять особенное внимание будущему поколению, строить систему образования, ориентированную на конкурентоспособное инновационное пространство в образовании. Существенные изменения должны затронуть педагогическую теорию и практику учебно-воспитательного процесса. Образовательная и педагогическая деятельность должна строиться на новых системах, моделях, подходах, ее основным определяющим признаком должна стать способность управлять и оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию и интеграцию образовательных программ. Это происходит в соответствии с новой формацией социума, его новым качеством жизни - информационным обществом.

Инновационная деятельность педагога в современном образовании и его готовность к инновациям - важнейшая составляющая образовательного процесса.

В педагогике понятие «инновационная деятельность» определяется как такая педагогическая работа, которая включает все достижения современной компьютерной науки, управленческие решения, социологические исследования, цель и задача которой - воспитать нового человека с сохранением традиций и устоев своей Родины. Это творческий процесс реализации педагогических новшеств, направленных не только на повышение качества образования, но и на перспективную мотивацию обучающихся. Перспективная мотивация - это понимание своей роли в будущей профессии и проектирование сегодняшних знаний и навыков в будущее [1; 2].

Большое внимание инновациям уделяют такие ученные, как М.В. Кларин [3], существенный вклад в разработку педагогической инноватики внесли В.И. Загвязинский [4], С.Д. Поляков [5], В.М. Полонский [6], Н.Р. Юсуфбекова [7]. Инновационный потенциал личности требует и подразумевает наличие таких личностных качеств, как творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи; открытость личности новому, возможно отличному или даже чуждому собственным представлениям; культурно-эстетическая развитость, образованность и толерантность; готовность изменить существующую деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность психоэмоциональных сил; развитое инновационное сознание;

умение сформулировать свои идеи, изложить и представить их в социуме, в профессиональной педагогической среде, добиваться и отстаивать их научную новизну и педагогическую ценность.

У педагога, готового к инновационной деятельности, должна быть еще и большая работоспособность, умение выдерживать воздействие сильных внешних раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству, умение работать в команде и, конечно, физическое здоровье. А также специальные или профессиональные качества: знание новых компьютерных и иных технологий, владение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, анализировать и выявлять причины, повлекшие за собой недостатки.

Инновационная деятельность преподавателей предполагает наличие определенного пространства для свободы действий. Общество вынуждено доверять исследователю, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска. Это связано с рисками педагога, эти риски задают планку высокой ответственности перед обществом, которое дает педагогу мандат на воспитание будущего поколения профессионалов и, самое главное, - новых членов общества, созидание человека. Человек формируется под влиянием другого человека, общества и формации. Во всех случаях присутствует влияние педагога.

Условно инновации в образовании можно разделить на:

- общие (глобальные концепции современного образования, разрабатываются государством или от имени государства);

- частные (авторские нововведения) [8].

Самые распространенные и значимые инновации с сегодняшнего момента имеют следующие признаки:

- наличие парадигмы, связанной с активной деятельностью в образовании, внедрением компетентностного подхода;

- введение новелл организации учебного процесса и новых образовательных технологий;

- профориентация и специализация образования, но не утрачиваются междисциплинарные составляющие в некоторых видах образовательной деятельности;

- модернизация управленческой деятельности.

Инновационные процессы бывают методико-ориентированные и проблемно ориентированные.

К инновационным методико-ориентированным видам можно отнести, например, применение современных компьютерных, информационных технологий, ранжированное (дифференцированное) обучение, применение модульности и т. п.

Рассмотрим существующие методико-ориентированные классификации подходов обучения [9], но учтем современный этап инновационных педагогических технологий:

- личностно ориентированный основан на использовании природных данных студента, его личностного роста. Педагог должен применить стратегии сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

- сущностный состоит в формировании системы навыков и знаний, основанных на междисциплинарных связях, выражается во взаимодействии преподавателей разных направлений;

- операционно-деятельностный нацелен на формирование умения действовать как результирующий критерий, то есть знания усваиваются и дают возможность получения практического результата;

- профессионально ориентированный (компетентностный) выражается в формировании у студентов личностных установок, понимания своей будущей профессиональной карьеры;

- акмеологический предполагает разработку таких инновационных и традиционных средств и методов обучения, которые обеспечат формирование собственного творческого эго;

- креативно-развивающийся формирует у студентов продуктивное и творческое мышление, раскрывает потенциал личности.

Современные образовательные технологии, о которых идет речь, соответствуют требованиям и положениям концепции современного образования в России и в мире.

Инновационные процессы направлены на формирование конкурентоспособной личности, профессионально и проблемно ориентированной. Студенты должны уметь на этапе обучения осознавать свою личную и социальную ответственность, ставить цели и видеть пути их достижения, понимать тактику и стратегию на пути к цели, адекватно воспринимать как свободу, так и риск, владеть приемами «мозгового штурма», управлять эмоциями, концентрировать внимание.

В образовании всегда актуальной задачей являлось воспитание конкурентоспособного и профессионального работника. Это такой новый «профи», который владеет знаниями, навыками, способен к самосовершенствованию, обладает профессиональной лояльностью, заключающейся в постоянном стремлении достичь нового, без комплексов, лояльный к инновациям, способный к переменам, морально готовый к переходу как в престижную область труда, связанную

с повышением социального статуса, так и к решению не столь глобальных задач, без потери интереса и психологического стресса.

В современных условиях только внедрение и включение в образовательный процесс мето-дико-ориентированных инноваций способствует формированию конкурентоспособного специалиста.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

- внедрение новых концепций и стратегий, важных с точки зрения трудоустройства и карьерного роста. Все новые образовательные технологии и концепции должны быть представлены для апробации практикам данной сферы деятельности. Образовательные педагогические инновации должны иметь выход на специализированные конференции и семинары, где обсуждаются вопросы данной отрасли знаний (производство). Практика должны взять под крыло образовательные инновации;

- преемственность приемов обучения необходима, когда классическая модель «педагог -ученик» претерпевает важные трансформации в информационном обществе, поэтому педагоги должны владеть всеми новациями, знаменующими современное общество;

- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом подразумевает использование сетевых и иных технологий, которые модернизируют и делают педагогическую среду доступной, например, для родителей, что способствует большей дисциплинированности учеников (студентов);

- повышение квалификации и модернизация подготовки педагогических кадров с использованием дистанционных технологий, что позволит одновременно обучаться и внедрять полученные знания;

- разработка и проектирование новелл в образовательном процессе, которое включают новые компьютерные модели, сетевые онлайн-проекты, интеграцию классики и технологий;

- обеспечение безопасности учащихся на всех стадиях обучающего процесса, во всех его проявлениях. Ученик не должен получать серьезных психоэмоциональных нагрузок, всегда должен находиться в комфортной среде;

- мониторинг образовательного процесса со стороны государства и общества как заинтересованных заказчиков.

Информационное общество как новая формация требует именно инновационных методов обучения в вузе, которые направлены на формирование духовных ценностей и индивидуальных высоконравственных качеств, основанных на профессиональной этике; умения представлять и отстаивать собственное мнение; способности работать в коллективе для достижения общих благих целей.

Необходимо отметить, что все возможности и желания инновационной деятельности в педагогике в большой степени зависят от правовой базы государства, от принимаемых министерством образования судьбоносных решений. В первую очередь научные разработки должны вписываться в рамки государственного стандарта обучения. Для этого он обязан быть гибким и лояльным к инновациям.

Ссылки:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

2. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.

3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2001. 192 с.

5. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М., 2007. 176 с.

6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004. 512 с.

7. Юсуфбекова Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов в системе образования // Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья. М., 1993 (1994). С. 31-44.

8. Бегларян М.Е., Пичкуренко Е.А. Локальная технология обучения математике «Перфокарта» // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. М., 2015. С. 132-138.

9. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование. 2011. № 10. С. 12-13.

References:

1. Ozhegov, SI & Shvedova, NY 1996, Dictionary of Russian language, Moscow.

2. Rapatsevich, ES (comp.) 2001, Dictionary of Modern pedagogy, Minsk.

3. Klarin, MV 1997, Innovation in education: a metaphor and model: Analysis of foreign experience, Moscow.

4. Zagvyazinsky, VI 2001, Training theory: a modern interpretation: manual, Moscow, 192 p.

5. Polyakov, SD 2007, Educational Innovation: from concept to practice, Moscow, 176 p.

6. Polonsky, V 2004, Dictionary of education and pedagogy, Moscow, 512 p.

7. Yusufbekova, NR 1993 (1994), 'Problems and prospects of development of the theory of innovation processes in the education system', Common educational space of the CIS countries and abroad, Moscow, p. 31-44.

8. Beglaryan, ME & Pichkurenko, EA 2015, 'Local technology teaching mathematics "punch card"', Organization of teaching and educational work at the university, vol. 4, Moscow, p. 132-138.

9. Solodukhina, OA 2011, 'Classification of innovative processes in education', Vocational education, no. 10, p. 12-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.