Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №1 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-1
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/74EVN116.pdf
DOI: 10.15862/74EVN116 (http://dx.doi.org/10.15862/74EVN116)
Статья опубликована 28.03.2016.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Томова М.Б., Дедушева Л.А. Инновационное развитие Российской Федерации в сфере образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/74EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/74EVN116
УДК 33
Томова Марьям Багаудиновна1
ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет», Россия, Москва
Аспирант
E-mail: [email protected]
Дедушева Любовь Александровна
ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет», Россия, Москва
Доцент кафедры «Менеджмент организации» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Инновационное развитие Российской Федерации
в сфере образования
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема конкурентоспособности Российской Федерации в вопросах инновационного развития в сфере образования. Исследованы основные структуры образования, существующая концепция, обозначены основные направления в образовании. Изложены очевидные проблемы и недостатки в образовательном развитии, его явное отставание от современных мировых школ. Раскрыта суть современной инновационной школы, а также влияние целых педагогических коллективов и отдельно взятого педагога на модернизацию и инновационный процесс. Подчеркнуты достоинства и недостатки инновационных школ, акцентируя в основном на профессиональное инновационное образование. Также в статье исследована роль государственной политики и государственного бюджетирования в сфере образования. Создание благоприятных условий: постоянный контроль, учет и анализ со стороны контролирующих органов; органов управления образованием, созданием условий для успешной разработки и применения на практике инновационных технологий и педагогических новшеств на уровне руководства школ, колледжей и высших профессиональных учебных заведений; государственная поддержка в виде финансовых инвестиций, грантов, достойной оплаты труда учителей школ и преподавателей разных уровней образования и подобные меры необходимые для повышения мотивации к переходу от традиционной "застойной" методики преподавания к поисковой, новаторской, даст достойный результат на всех уровнях системы образования. Россия должна и может восстановить утраченный высокий статус мирового лидера в образовании и поменять вектор экономики от сырьевой специализации на инновационную социально-ориентированную модель экономического развития.
1 111024, Москва, 2-я Кабельная улица, 4, кв. 27 1
Ключевые слова: инновации; инновационное развитие; инновационные технологии; инновационная школа; педагогическая инноватика; высокотехнологические направления; экономическое развитие; системный подход; конкурентоспособность
Инновационное развитие в сфере образования Российской Федерации на сегодняшний день стоит перед сложным выбором между классической, традиционной педагогической системой, выработанной и вполне эффективно проявлявшей себя многие годы и внедрением инновационных технологий, которых требует современная действительность, для поддержания уровня конкурентоспособности страны на мировом рынке образования.
Для того чтобы российская система образования была способна конкурировать с системами образования передовых стран, необходимо восстановить утраченный высокий мировой статус российского образования, связанный, главным образом, с сильным отставанием инновационных преобразований и модернизацией образования.
Под инновационной деятельностью в сфере образования подразумевается комплекс мер по обеспечению инновационного процесса на разных уровнях образования. Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. По сути инновации должны быть присущи всем образовательным учреждениям, так как даже словарное значение «образование» рассматривается как существительное от глагола «образовывать» в смысле «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое.
Цель этих инноваций - максимизировать качество услуг образовательных учреждений всех уровней.
Как правило инновации возникают закономерно и далеко не на пустом месте, всегда опираются на определенный педагогический опыт, традиции. Хаотичный прорыв в новое, связанный с игнорированием, а иногда и разрушением "старого", не приводит к положительным результатам. Инновации и многолетние традиции это два противоположных понятия в образовании, которые должны стать единым симбиотичным комплексом практически на всех уровнях образования.
Для лучшего представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования, важно понимать, что существуют два типа образовательных учреждений: традиционный и развивающийся (авторский). Если для первых свойственно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка, то для развивающихся систем характерен творческий, поисковый режим.
В отечественных развивающихся образовательных учреждениях инновационные процессы осуществляются в следующих направлениях: создание обновленного содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, формирование новых видов учебных заведений. Изучением подобного рода изменений в отечественной педагогической практике занимается педагогическая инноватика.
Наиболее кратко и понятно определение термину "педагогическая инноватика" дано Юсуфбековой Н.Р. Она трактует её как учение о создании педагогических новшеств, их оценки и освоении педагогическим сообществом, внедрением и распространением. (2)
В законе "Об образовании в Российской Федерации" сказано, что экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений
государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Федеральный закон от 29-12-2012 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" ст.20. (3)
Модернизировать образование - это значит улучшать его, что-либо меняя, привнося новизну и отказываясь от каких-то отживших, малоэффективных технологий, то есть, по сути вводить инновации.
Грудцына Л.Ю., считает, что модернизацией принято обозначать особый способ общественного прогресса, осуществляющийся не самопроизвольно, но целенаправленно и управляемо. В науке отмечается, что модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурированное обновление. (4)
Первоочередная задача инновационного образовательного учреждения - это разработка программы инновационной деятельности, направленной на создание, освоение, закрепление и распространение инноваций.
Важно отметить что, инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. (5)
Нижней ступенью понятийного аппарата "сфера образования" являются дошкольные образовательные учреждения.
Созданием благоприятных условий для дошкольного образования является, во-первых, достаточное количество дошкольных образовательных учреждений, во-вторых, вариативность дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. В нашей стране, вариативных видов дошкольных образовательных учреждений, на сегодняшний день, более 35% от всего количества детских садов. Это такие виды как:
• группа кратковременного пребывания;
• центр игровой поддержки ребенка;
• консультативный пункт;
• служба ранней помощи;
• семейный детский сад;
• лекотека.
В условиях острой нехватки детских садов, увеличивается количество частных детских общеобразовательных учреждений, со своими авторскими инновационными методиками образовательной деятельности. В педагогических коллективах ряда российских образовательных учреждений большой популярностью пользуются, уже ставшие историей педагогической мысли, альтернативные образовательные системы начала ХХ века: Вальдорфская педагогика Р. Штайнера; Технология саморазвития личности М. Монтессори и т.д.
Современные педагогические технологии могут реализовываться только в развивающейся инновационной школе.
По мнению Селевко Г.К. инновационным является учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику.
Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ:
• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
• Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов.
Опыт применения информационно-коммуникативных технологий в школах показал,
что:
а) информационная среда школы открытого типа, с использованием формы дистанционного образования, заметно повышает мотивацию учеников к изучению многих дисциплин, в особенности при использовании метода проектов;
б) информационная среда является для ученика более комфортной тем, что снимается психологическое напряжение от субъективного общения «учитель-ученик», к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель», что повышает эффективность ученического труда, увеличивая долю творческой составляющей работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы;
в) для учителя информатизация преподавания благоприятна тем, что повышается производительность его труда, что соответственно, повышает общую информационную культуру учителя.
Необходимость педагогической инноватики в современных условиях развития общества, культуры и образования продиктована рядом обстоятельств:
• происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.
• усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных программ и предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения, здесь существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
• изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Если раньше учитель был поставлен в жесткие рамки регламента содержания учебно-воспитательного процесса и соответственно, был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ и учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности, то сейчас многое зависит от его понимания, навыков и желания создавать инновационные модели, а главное доносить их до учащихся, поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. То есть, важно обновлять и контролировать педагогические ценности, представляющие собой совокупность концепций, идей, норм и правил регулирующих и направляющих педагогическую деятельность. Обновление педагогических ценностей является условием и результатом инновационно-педагогической деятельности.
• вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, появление новых типов учебных заведений, включая негосударственные и создают здоровую конкуренцию на рынке образования. И, как отмечает Бычков А.В., инновационный проект отличается от всех других проектов ещё и своей коммерческой направленностью. Проектируется объект, характеризующийся как товарная продукция, имеющая цену на рынке товаров и услуг.
Авторами замечено что, образовательный опыт последних десяти лет в школах Российской Федерации после введения Единого Государственного Экзамена и профильных классов дал положительные результаты тем, что система оценивания анонимна и соответственно более объективна, а профильные классы дают возможность углубленного изучения отдельных дисциплин в стенах школы и повышают ориентированность ученика в выборе будущей профессии. Ежегодно в школах проводят многочасовые дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ, также для подготовки к школьным госэкзаменам, растет и пользуется высоким спросом, количество подготовительных курсов при различных ВУЗах и в частном порядке, индивидуальная помощь репетитора, что также свидетельствует в пользу анонимности и, соответственно, беспристрастности системы оценивания знаний учеников.
По мнению Орловой Т.М., потребность в инновационном развитии профессионального образования диктуют в первую очередь системные вызовы, с которыми наше общество сталкивается последние десять лет. Речь идет о несоответствии имеющихся ресурсов масштабам глобальных изменений, а значит и о снижении конкурентоспособности российского образования на мировом рынке; о несоответствии потребностям экономики структуры национального образования и продолжающемся снижении его качества; о неспособности учреждений профессионального образования генерировать инновации и выпускать инноваторов.
В научной литературе не однократно подчеркивается, что инновационные подходы к обучению студентов должны быть системными и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы для эффективной подготовки студентов. Остро стоит вопрос о пересмотре теоретических и практических подходов к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, разработке новых технологий и методов обучения. Этими вопросами активно занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи, такие как: Дж. Мартин, Л. Свенсон, И. Лернер, М. Скаткин, В. Беспалько, В. Сластенин, О. Пехота, С. Сысоева и др.
Основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, непременно должен составлять социальный заказ, профессиональные потребности будущих специалистов, учет их индивидуальных, личностных особенностей. Поэтому при подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо грамотно сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров. В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, которые направленны на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества.
Инновационные методы облегчают изучение, запоминание и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию и повышению профессиональных качеств будущего специалиста, способствуют выработке новых, оригинальных подходов к профессиональным ситуациям и к будущей профессии.
Стоит отметить, что государственная поддержка в области инновационного развития экономики Российской Федерации, ежегодно растет, так в 2015 году объем инвестиций составил 6,0 млрд рублей, а к 2018 году увеличится до 25,0 млрд рублей или роста против объема текущего года в 1,85 раза. (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). (13)
Внутренние затраты на исследования и разработки согласно бюджетной политики составили 1,77 процента ВВП, при этом доля высших образовательных учреждений 11,4%.
Общие объемы инвестиций, направленных на инновационное развитие экономики РФ составили 21,6 млрд рублей, в том числе развитие наноиндустрии 5 млрд рублей; национальная технологическая база 9 млрд 553 млн рублей; научные и научно-педагогические кадры инновационной России 23,7 млрд рублей.
В 2011 году Правительство Российской Федерации утвердило основной документ, определяющий траекторию развития инновационной системы на долгосрочную перспективу, - Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
За четыре года реализации Стратегии создана инфраструктура национальной инновационной системы.
В области формирования компетенций инновационной деятельности:
• реализуются практико-ориентированные программы бакалавриата, а также программы дуального образования, ориентированные на подготовку кадров в условиях реального производства с учётом современных профессиональных стандартов;
• осуществляются программы поддержки граждан, обучающихся в ведущих иностранных образовательных организациях;
• реализуются программы поддержки 15 ведущих вузов России, целью которых является вхождение в число лучших мировых университетов («5 - 100»);
• сформирована концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Внутренние затраты на исследования и разработки согласно бюджетной политики составили 1,77 процента ВВП, при этом доля высших образовательных учреждений 11,4%.
Общие объемы инвестиций, направленных на инновационное развитие экономики РФ, составили 21,6 млрд рублей, в том числе развитие наноиндустрии 5 млрд рублей; национальная технологическая база 9 млрд 553 млн рублей; научные и научно-педагогические кадры инновационной России 23,7 млрд рублей.
Хотелось бы отметить, что многие научные школы исчезли в результате изменения в прикладных исследованиях, и тем самым пополнить научный задел, созданный ранее, почти невозможно. В то же время инновационная наука в развитых странах входит в ряд приоритетных задач государства. В результате проведения рыночных реформ государство отошло от решения технических преобразований, в результате это все привело к тому, что изменения происходили стихийно, что привело экономику России к сырьевой специализации.
Как указывает Горина А.П., для современной России характерна потребность в прорыве к инновационному способу развития. Поэтому основным направлением в социально-экономическом развитии является переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. (15)
Более того, на фоне возникших внешнеэкономических вызовов единственным возможным способом обеспечения высокого уровня благосостояния населения, закрепления геополитической роли России, как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку, является перевод экономики нашей страны на инновационную социально-ориентированную модель экономического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бычков А.В. Технологическое и дополнительное образование: единое образовательное пространство. - М.: АБВ-ИЗДАТ, 2015 - 55 с.
2. Горина А.П., Земскова Е.С. Инновационный путь экономического развития как эндогенный фактор восстановления глобальной экономики в посткризисный период // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы / - 2010. - №1. 364 - 367 с.
3. Грудцына Л.Ю. Инновационные процессы в современном Российском образовании. Всероссийский научно-практический журнал // Правовая инициатива / 2013. №10.
4. Дедушева Л.А. Инновационный подход экономического развития Российской Федерации на современном этапе. Интернет-журнал "Науковедение" / 2015 Том 7. №2. 3-5 с.
5. Козлов С.Д. Роль образования в современном обществе // Педагогическая мастерская / 2012. №2 - 37 с.
6. Мусинова Л.Х. Научное издание / Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования // Материалы научно-практической конференции / Нижний Тагил, 01.2012 /www.arbir.ru/дата обращения 15.02.2016.
7. Орлова Т.М. Инновационное развитие профессионального образования. Научно-аналитический журнал / Горизонты экономики / 2012. №2. 3-4 с.
8. Пацекина М.С. Инновационные технологии в образовании / ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, 2011 / http://school-70.moy.su/Metod_rekom/innovacionnye_tekhnologii_v_obrazovanii.pdf/ дата обращения 12.02.2016.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
10. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. №2. 201—206 с.
11. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании, М., ЦС ПО РСФСР, 1991. 91.
Tomova Mar'yam Bagaudinovna
Moscow State university of mechanical engineering E-mail: [email protected]
Dedusheva Lyubov' Aleksandrovna
Moscow State university of mechanical engineering E-mail: [email protected]
Innovative development of Russian Federation in the field of education
Abstract. This article deals with the problem of competitiveness in Russian Federation concerning innovative development in the field of education. The main educational structures and current conceptions have been investigated, the main educational areas have been studied. Apparent problems and drawbacks in educational development have been discussed, also obvious gap to modern world schools has been outlined. The core of modern innovative school, the influence of the entire teaching staff and a particular teacher on modernization and innovative process are revealed. Advantages and disadvantages of innovative schools are outlined and the emphasis goes mainly to professional innovative education. The role of state policy and state budgeting in the area of education is also studied. The creation of favourable conditions such as regular monitoring, recording and analisis on the part of monitoring institutions and department of education; arrangement of conditions for successful development and transfer into practice innovative technologies and innovative education at the level of school, college and higher professional educational institutions authorities; government support in terms of financial investments, grants; fair wages for school teachers and teachers at different levels of education; and such measures should be implemented to increase motivation in order to go from traditional 'stagnant' to searching and forward-looking methods of teaching, will give worthy result at all educational levels. Russia must and can reconstruct lost high status of world leader in education and change economic vector from raw material specialization to innovative socially orientated model of economic development.
Keywords: innovation; innovative development; innovative technology; innovative school; educational/pedagogic innovation theory; hi tech directions; economic growth; systematic approach; competitiveness
REFERENCES
1. Bychkov A.V. Tekhnologicheskoe i dopolnitel'noe obrazovanie: edinoe obrazovatel'noe prostranstvo. - M.: ABV-IZDAT, 2015 - 55 s.
2. Gorina A.P., Zemskova E.S. Innovatsionnyy put' ekonomicheskogo razvitiya kak endogennyy faktor vosstanovleniya global'noy ekonomiki v postkrizisnyy period // Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy / - 2010. - №1. 364 - 367 s.
3. Grudtsyna L.Yu. Innovatsionnye protsessy v sovremennom Rossiyskom obrazovanii. Vserossiyskiy nauchno-prakticheskiy zhurnal // Pravovaya initsiativa / 2013. №10.
4. Dedusheva L.A. Innovatsionnyy podkhod ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape. Internet-zhurnal "Naukovedenie" / 2015 Tom 7. №2. 3-5 s.
5. Kozlov S.D. Rol' obrazovaniya v sovremennom obshchestve // Pedagogicheskaya masterskaya / 2012. №2 - 37 s.
6. Musinova L.Kh. Nauchnoe izdanie / Podgotovka innovatsionnykh kadrov dlya rynka truda v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya // Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Nizhniy Tagil, 01.2012 /www.arbir.ru/data obrashcheniya 15.02.2016.
7. Orlova T.M. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. Nauchno-analiticheskiy zhurnal / Gorizonty ekonomiki / 2012. №2. 3-4 s.
8. Patsekina M.S. Innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii / FGAOU VPO «Belgorodskiy gosudarstvennyy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet», Belgorod, 2011 / http://school-70.moy.su/Metod_rekom/innovacionnye_tekhnologii_v_obrazovanii.pdf/ data obrashcheniya 12.02.2016.
9. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: Uchebnoe posobie. - M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 s.
10. Simonenko N.N. Upravlenie obrazovatel'nymi uslugami s primeneniem innovatsionnykh metodov obucheniya // Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №2. 201—206 s.
11. Yusufbekova N.R. Obshchie osnovy pedagogicheskoy innovatiki: Opyt razrabotki teorii innovatsionnykh protsessov v obrazovanii, M., TsS PO RSFSR, 1991. 91.