Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бармута К. А.

В статье исследуется проблематика развития инновационной деятельности российского сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в современных условиях, а также обсуждаются возможности и преимущества внедрения инноваций. Проведен анализ инновационной деятельности малых и средних фирм с использованием показателей инновационной активности, выявлены и сгруппированы основные барьеры на пути инновационного развития исследуемого сектора. Представлены ключевые направления действий, необходимых для преодоления идентифицированных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7 (73). № 2. С. 3-12.

УДК 338.2

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И

СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И

БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ

Бармута К. А.

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация E-mail: b_karina@mail.ru

В статье исследуется проблематика развития инновационной деятельности российского сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в современных условиях, а также обсуждаются возможности и преимущества внедрения инноваций. Проведен анализ инновационной деятельности малых и средних фирм с использованием показателей инновационной активности, выявлены и сгруппированы основные барьеры на пути инновационного развития исследуемого сектора. Представлены ключевые направления действий, необходимых для преодоления идентифицированных проблем.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, малое и среднее предпринимательство, конкурентоспособность, государственная поддержка.

ВВЕДЕНИЕ

В современной экономике инновации выступают важным фактором конкурентоспособности предприятий и регионов. Изменения, происходящие в сложной и непредсказуемой среде, вынуждают компании постоянно вырабатывать различные способы достижения конкурентных преимуществ, одним из которых является внедрение инноваций. Соответствующим образом разработанная и эффективно реализованная инновационная стратегия служит источником увеличения стоимости предприятия и его конкурентоспособности. Как известно, инновационная деятельность может охватывать ряд мероприятий научного-исследовательского, технического, организационного, финансового и коммерческого характера, целью которых является разработка и внедрение новых или значительно улучшенных продуктов или процессов [13]. Независимо от масштабов осуществляемой деятельности эффективное управление инновационными процессами является значимым элементом повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития компании в долгосрочной перспективе [2, 3].

Несмотря на множество факторов, ограничивающих внедрение инноваций на малых и средних предприятиях, их коммерциализация необходима, поскольку она позволяет компании развиваться, быстрее и эффективнее адаптироваться к изменениям, проникать на новые рынки и тем самым достигать конкурентных преимуществ. Необходимость соответствовать растущим требованиям потребителей и усиливающейся конкуренции побуждает малые и средние предприятия вносить изменения в различные области своей деятельности, в том числе совершенствовать процессы управления инновациями.

Инновационная активность малого и среднего бизнеса является предметом исследования многих ученых, в особенности в условиях развития цифровизации. В частности, Веселовский М. Я. и Барковская В. Е. рассматривают в своей работе

организационно-экономические аспекты развития малого инновационного бизнеса, Хазем А. и др. исследуют инновационные возможности МСП, Маром С. и др. анализируют зависимость уровня инновационности малых организаций от рисков. Архипова М. Ю. и Архипов К. В. исследуют региональные аспекты российского малого инновационного бизнеса на основе анализа ряда показателей. Следует отметить сложность проведения актуальных исследований инновационной активности российского малого бизнеса в связи с нехваткой информации, которая подчеркивается в работах ряда российских авторов [1, 6]. Цель данной статьи заключается в идентификации основных барьеров, препятствующих эффективному управлению инновационными процессами в российских организациях малого и среднего бизнеса с учетом уровня их развития в современных экономических условиях. Исследование проведено на основе доступной статистической информации, а также научных публикаций российских и зарубежных авторов. Нехватка официальных статистических данных о деятельности малого и среднего инновационного бизнеса за последние годы не дает возможности в настоящем исследовании проанализировать актуальную релевантную количественную информацию по рассматриваемой тематике, однако не препятствует выявлению и анализу основных барьеров для развития инновационной активности МСП. Представленная работа позволит в дальнейшем провести сравнение показателей и оценить изменения инновационной активности малого и среднего бизнеса за 3-5 лет (при условии наличия данных за 2019-2020 гг.).

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Следует отметить, что инновацию можно трактовать как в достаточно широком, так и в узком смысле, что находит отражение в современной научной литературе. Некоторые ученые рассматривают инновации как новые технические или технологические продукты и процессы; по мнению других, инновациями могут быть действия и процессы, идеи и концепции, стандарты поведения и методы, применяемые в различных сферах [3, 5]. Инновации приводят к изменениям, однако не все изменения несут в себе новизну. Человеческий капитал предприятия играет важнейшую роль в процессе создания и внедрения инноваций, в связи с этим среди факторов, определяющих эффективность внедрения инноваций в организации, можно назвать успешное формирование таких компетенций сотрудников, как креативность, гибкость, целеустремленность, способность приобретать новые знания и делиться ими.

Инновационная деятельность включает процессы разработки, внедрения новых или модернизацию существующих продуктов и услуг, технологических процессов, организационных систем. Управление инновационной деятельностью можно определить как институциональный механизм для создания, развития и продвижения новых идей и решений, предполагающий реализацию инновационной деятельности на постоянной основе, способствующей быстрому и гибкому реагированию на рыночные вызовы и изменения [14]. Инновационный процесс состоит из ряда различных мероприятий, выполняемых в установленном порядке, которые

позволяют реализовать конкретную инновационную идею и трансформировать ее в новые продукты и решения.

Инновации играют важную роль в деятельности малых и средних фирм, позволяя создавать новые продукты и услуг, адаптироваться к условиям и изменениям рынка, поддерживать и усиливать конкурентные позиции, обеспечивать гибкость функционирования в нестабильных условиях и пр. [16]. В управлении инновационной деятельностью одним из решающих факторов является умение организовать инновационный процесс, разработку и реализацию инновационных стратегий, а также постоянный мониторинг осуществляемых проектов. Особое значение для достижения эффективности инновационной деятельности фирмы имеют методы и инструменты управления инновациями, способствующие развитию креативной атмосферы и реализации потенциала сотрудников.

Важно подчеркнуть, что особое влияние на изменение роли современных менеджеров оказывают тенденции к определенной гибкости организационных решений, заключающейся в отходе от формализованных и стабильных систем управления в пользу организации и развития управленческих и исполнительных команд для реализации конкретных проектов или решения задач. Для таких команд характерна высокая взаимозаменяемость, временный характер выполняемых ролей и функций, а также часто неформальное взаимодействие сотрудников. При этом на малых и средних предприятиях, в которых часто наблюдается дефицит финансовых средств и исследовательских ресурсов для разработки и внедрения новых решений, инновационные стратегии формализованы в меньшей степени по сравнению с крупными компаниями [14, 15].

Инновационный потенциал малых и крупных предприятий значительно различается в связи со спецификой и масштабами их функционирования, а также имеющимися у них ресурсами. Малые предприятия часто обладают более высоким потенциалом интеллектуальной активности, гибкости, а также организационным потенциалом. В малых фирмах большинство функций зачастую выполняет владелец или директор (например, маркетинг, управление человеческими ресурсами), а мотивированный персонал является основным источником инноваций, что способствует развитию соответствующей организационной культуры, связанной с меньшей формализацией отношений, чем в крупных компаниях, и высоким уровнем коммуникативности сотрудников. Гибкая организационная структура малых и средних предприятий позволяет легче адаптироваться к изменениям.

В развитых странах предприятия сектора МСП играют важнейшую роль в экономическом развитии, в основном благодаря их значительному количеству, обеспечению занятости населения и вкладу в создание ВВП. На рисунке 1 представлена динамика ВВП РФ и вклада малого и среднего предпринимательства в ВВП за период 2014-2019 гг.

ВВП РФ

Доля МСП в ВВП РФ

120000

100000

80000

60000

40000

20000

0

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Рисунок 1. Динамика ВВП РФ и вклада сектора малого и среднего бизнеса в ВВП РФ за период 2014-2019 гг., млрд руб.

Источник: составлено автором по данным Росстата [9]

Как показано на рисунке 1, представленные показатели за исследуемый период возросли, однако стоит отметить, что вклад малого и среднего бизнеса в экономику в

2014 г. составлял 19 %, в 2017 г. - 21,9 %, в 2018 г. наблюдается снижение доли МСП в ВВП до 20,2 % с небольшим увеличением до 20,6 % в 2019 г. В связи с последствиями пандемии прогнозируемое значение вклада МСП в ВВП России в 2020 г. составляет примерно 19,8%. Следует отметить, что доля малого и среднего предпринимательства в ВВП развитых стран находится на уровне 50 % (в частности, по данным за 2017 г. в Великобритании доля МСП в ВВП страны равна 52 %, в Германии - 55 %, в Австралии - 57 %, в Польше - 49 %, в Чехии - 34 %)[17]. Важно также упомянуть о том, что Правительство России снизило целевой показатель по численности занятых в малых и средних организациях к 2024 году с 25 млн чел. до 23,5 млн чел. [8], что свидетельствует о недостаточной приоритезации данного важнейшего для развития экономики страны сектора. Данный показатель в процентном соотношении значительно ниже аналогичного индикатора в развитых странах.

Следует отметить, что в России наблюдается нехватка информации о результатах деятельности малого и среднего инновационного бизнеса. С данными о показателях инновационной активности и прочих индикаторах деятельности российского сектора МСП можно ознакомиться в официальных изданиях Федеральной службы государственной статистики, посвященных развитию малого и среднего предпринимательства в России. Данная публикация представлена на официальном сайте Росстата в версиях 2015, 2017 и 2019 гг. Поскольку в сборнике

2015 г. в разделе инновационной деятельности отсутствуют показатели деятельности

средних предприятий, в настоящей статье выбраны данные для анализа за 2015 и 2017 гг., приведенные в сборниках 2017 и 2019 гг. соответственно. В таблице 1 представлены основные экономические показатели деятельности российских малых и средних предприятий за указанный период.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности российских малых и средних предприятий (2015 и 2017 гг.)_

Показатель 2015 год 2017 год

малые фирмы средние фирмы малые фирмы средние фирмы

Число фирм 2222372 19278 2754577 13309

Средняя численность работников, тыс. человек 11331 2178 11986 1567

Оборот предприятий, млрд руб. 44124,3 10362,7 48459,2 7452,2

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млрд руб. 1492,1 292,2 2200,2 242

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % 5,2 5,9 5,9 5,4

Рентабельность активов предприятий, % 1,8 3,3 4,0 2,7

Источник: [11, 12]

В соответствии с показателями, приведенными в таблице 1, следует отметить увеличение числа малых фирм на 24 % и сокращение числа средних предприятий на 31 % в 2017 г. по сравнению с 2015 г. При значимом росте количества малых фирм численность занятых в них сотрудников возросла всего на 5,8 %, следовательно, можно предположить, что увеличение данного показателя в большей степени вызвано появлением новых микропредприятий, трудоустраивающих небольшое число работников. Численность персонала средних фирм снизилась в 2017 г. на 28 %. На 9,8 % за два года увеличился оборот малых предприятий, однако для средних фирм данный показатель снизился на 28 %. Помимо прочего, следует обратить внимание на довольно низкие в целом показатели рентабельности продукции и активов представителей сектора МСП, несмотря на их незначительный прирост для малых фирм в 2017 г.

В исследуемых данных приведены статистические показатели, касающиеся инновационной деятельности МСП России. Составители сборника концентрируют понятие инновации на технико-технологических аспектах, поскольку в публикации используется термин «технологические инновации» как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности», что не учитывает другие виды инноваций, которые могут генерировать малые и средние фирмы. Кроме того, в сборнике 2017 г. данные представлены для МСП, занятых в добывающей промышленности, обрабатывающем производстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (а также строительных работах и научных исследованиях

для средних предприятий); данные о представителях сферы услуг отсутствуют. В сборнике 2019 г. приведена расширенная версия видов деятельности средних фирм, осуществляющих инновации, в том числе, например, появляется сельское хозяйство или издательская деятельность, однако отсутствует четкое агрегирование видов деятельности, относящихся к сфере услуг или сельскому хозяйству (все виды деятельности, не относящиеся к обрабатывающему производству, представлены простым списком). В таблице 2 приведены показатели инновационной деятельности российских малых и средних предприятий, занятых в обрабатывающем производстве (производство пищевых продуктов, текстильных изделий, бумажных изделий, химических продуктов, лекарственных средств и пр.).

Таблица 2

Показатели инновационной деятельности российских малых и средних _предприятий, занятых в обрабатывающем производстве_

Показатель 2015 2017 Абсолютное Относительное

год год изменение изменение, %

Доля малых фирм, осуществляющих 4,8 5,8 1

технологические инновации, %

Доля средних фирм,

осуществляющих технологические 9,2 9,8 0,6 -

инновации, %

Объем инновационных товаров,

работ и услуг, реализованных 29482,2 35699,4 6217,2 21,09

малыми предприятиями, млн руб.

Объем инновационных товаров,

работ и услуг, реализованных 51263,3 49112,1 -2151,2 95,8

средними предприятиями, млн руб.

Доля инновационных товаров, работ,

услуг, реализованных малыми предприятиями, в общем объеме 1,7 1,8 0,1 -

продукции, %

Доля инновационных товаров, работ,

услуг, реализованных средними предприятиями, в общем объеме 3,9 3,6 -0,3 -

продукции, %

Затраты на технологические

инновации малых предприятий, млн 11414,5 16749,9 5335,4 46,74

руб.

Затраты на технологические

инновации средних предприятий, 12973,2 11329,8 -1643,4 -12,67

млн руб.

Источник: рассчитано автором по данным Росстата [11, 12]

Согласно значениям индикаторов, представленных в таблице 2, несмотря на увеличение доли как малых, так и средних фирм, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве МСП за рассматриваемый период, из 2,75 млн малых фирм только 159 тыс. заняты инновационной деятельностью (1,3 тыс. из 13309

средних компаний) по данным за 2017 год. Согласно данным института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [7], доля малых фирм, занятых в обрабатывающем производстве и осуществляющих инновации, в 2019 г. также составила 5,8 %, что свидетельствует о низком уровне инновационной активности малого бизнеса в России. Наибольшие значения уровня инновационной активности в 2019 г. наблюдаются на предприятиях сектора МСП, занятых в производстве лекарственных средств, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования.

Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме продукции незначительна (составляет менее 2 % для малых фирм и 4 % - для средних). Объем инновационной продукции малых фирм увеличился на 21,09 % за исследуемый период, однако аналогичный показатель для средних предприятий показал снижение на 4,2 %, в том числе в результате сокращения числа представителей среднего бизнеса на рынке за период 2015-2017 гг. более чем на 400 фирм. Затраты на инновационную деятельность средних предприятий в 2017 г. сократились на 12,67 %, затраты на инновации в малых фирмах за данный период возросли на 46,74 %, однако их объем можно охарактеризовать как достаточно низкий по сравнению с западными странами (например, совокупные затраты на инновационную деятельность МСП в Польше составили 10,5 млрд долл. в 2017 г., в России - 481 млн долл. по среднему курсу за год) [17].

На основе анализа развития инновационных МСП в России сформулированы шесть групп основных барьеров, препятствующих достижению конкурентных преимуществ и росту инновационной активности фирм (рисунок 2).

1 Финансовые * нехватка финансовых ресурсов, сложность их привлечения, отсутствие комплексной программы поддержки малого инновационного бизнеса

Правовые ♦несовершенство правовой сазы, низкий уровень защиты авторских прав и интеллектуальной собственности, высокая степень бюрократизации

Управленческие ♦отсутствие стратегической направленности, применение неэффективных систем мотивации персонала, коммуникационные барьеры и пр.

Кадровые ♦нехватка квалифицированных кадров, необходимых тренингов, недостаточный уровень креативности н пр.

Инфраструктурные ♦нехватка структур поддержки малого инновационного бизнеса (организационной, информационно-консультационной. финансовой!

Рыночные • ♦нехватка или отсутствие требуемой информации с рынке и технологиях, отсутствие спроса на инновационные продукты н услуги МСП

Рисунок 2. Основные барьеры, препятствующие развитию инновационной деятельности в российском секторе МСП

Источник: составлено автором по материалам исследования

Представленные на рисунке 2 группы барьеров включают следующие наиболее распространенные препятствия для реализации инновационной деятельности в секторе МСП:

- нехватка финансовых ресурсов;

- трудности с получением заемных или привлеченных средств на реализацию высокорисковых инновационных проектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокие процентные ставки по кредитам;

- правовые и административные барьеры (несовершенство правовой базы в области интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, низкий уровень защиты авторских прав и интеллектуальной собственности, несовместимые правовые положения и пр.);

- высокая степень бюрократии (сложности подготовки, оформления и сдачи финансовой и прочей документации);

- внутренние и/или внешние (партнерство) коммуникационные проблемы;

- отсутствие учета индивидуальных достижений сотрудников в области разработки и реализации новых решений в системах мотивации компаний;

- неспособность распознавать появляющиеся возможности и оценивать риски;

- нехватка квалифицированных кадров (низкий уровень компетентностного потенциала человеческого капитала, нехватка высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации стратегии управления инновациями);

- недостаточный уровень креативности, открытости, изобретательности и способности к быстрому обучению у персонала фирм;

- нехватка обучения и тренингов для персонала в области реализации инновационной деятельности;

- нехватка структур поддержки малого инновационного бизнеса (организационной, информационно-консультационной, финансовой и пр.), в том числе бизнес-инкубаторов, технопарков и т. д.;

- ограниченный доступ к специализированным консультационным услугам в области внедрения новых технологий и процедур, передачи знаний, управления инновациями;

- нехватка или отсутствие необходимой информации о рынке и технологиях;

- некачественное проведение или отказ от проведения маркетинговых исследований, что может привести к отсутствию спроса на инновационные предложения фирм.

Помимо вышеупомянутых значительными также считаются барьеры, указывающие на необходимость проведения адресной экономической политики компании (особенно производственной, инновационной, инвестиционной), направленной на повышение инновационной активности фирмы [14]. Барьеры, связанные с управлением инновациями в малых и средних компаниях, включают следующие:

- отсутствие стратегической ориентации инновационной деятельности;

- недостаточный уровень профессионализма в управлении инновациями;

- нехватка времени на выявление и использование внешних источников информации;

- фокусирование только на текущих задачах;

- зависимость эффективности проектов от работы отдельных сотрудников.

Важно акцентировать внимание на том, что малые и средние предприятия могут

разрабатывать новые решения на основе тесного контакта с потребителями, креативности персонала и гибкости функционирования. Однако по многим причинам они характеризуются относительно низким уровнем инновационности. Среди ограничений инновационной деятельности наиболее существенными являются финансовые трудности и нехватка инструментов инвестиционной поддержки инноваций [4], возникающие практически на каждом этапе развития, и сопутствующие проблемы, связанные с доступом к капиталу, информации и квалифицированным кадрам. С учетом нехватки финансовых ресурсов на разработку и внедрение капиталоемких инноваций (особенно продуктовых и технологических) представляется, что субъектам сектора МСП необходимо концентрироваться на выработке новых организационных решений, реализации несложных изменений в целях создания климата, способствующего инновационной активности сотрудников, с ориентацией на тесное сотрудничество с существующими и потенциальными потребителями.

ВЫВОДЫ

В настоящее время инновационная активность составляет наименьшую долю сектора МСП в России, однако в современных условиях развития экономики инновационная деятельность является одним из важнейших факторов конкурентоспособности малого и среднего бизнеса, позволяющих получить и сохранить рыночные позиции. Эффективно реализуемый инновационный потенциал позволяет компании динамично развиваться, проникать на новые рынки, достигать долгосрочных конкурентных преимуществ и пр. Важно отметить, что выделенные в работе барьеры является значимыми препятствиями на пути развития инновационной деятельности в российском секторе МСП, в особенности с учетом сложных текущих экономических условий. В связи с этим, с одной стороны, возрастает необходимость разработки стратегических мер и долгосрочных механизмов государственной поддержки инновационно-инвестиционной активности сектора МСП, обеспечения соответствующей инфраструктуры поддержки малого и среднего инновационного бизнеса, развития инновационных кластеров [10]. С другой стороны, для достижения целей инновационной деятельности МСП особое значение приобретают способности и возможности персонала компаний, что определяет необходимость совершенствования системы управления, организации работы, мотивации и обучения персонала, в том числе представителей руководства малых и средних фирм.

Представляется, что дальнейшие исследования в данной области должны быть направлены на выявление детерминант инновационного развития предприятий сектора МСП, разработки программ расширения инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса, а также проблематике совершенствования методов и инструментов управления инновациями с учетом возможностей малых и средних предприятий в современных условиях реализации экономической деятельности.

Список литературы

1. Архипова М. Ю., Архипов К. В. Российский малый инновационный бизнес: региональный аспект // Статистика и экономика. 2016. Т. 13. № 6. С. 42-48.

2. Бармута К. А. Совершенствование инфраструктурной поддержки инновационного малого и среднего бизнеса в регионе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 4. С. 21-30.

3. Борщ Л. М. Инновации предприятий: теоретико-методологический аспект // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. № 4 (49). С. 45-57.

4. Буркальцева Д. Д., Верников В. А., Гук О. А. Роль институциональных факторов на развитие малого и среднего предпринимательства: инфраструктура обеспечения финансовой безопасности // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. № 4 (49). С. 58-66.

5. Василенок В. Л., Сафронова Ж. С., Бразевич Д. С. Малое предпринимательство как фактор развития инновационной экономики // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 1. С. 98-104.

6. Веселовский М. Я., Барковская В. Е. Организационно-экономические аспекты развития малого инновационного предпринимательства // Вестник НГИЭИ. 2018. № 6 (85). С. 109-119.

7. Официальный сайт Института стратегических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/

8. Официальный сайт Информационного агентства «Финмаркет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.finmarket.ru/.

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/

10. Руденко Л. Г. Механизм инновационной инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства // Вестник университета. 2019. № 1. С. 64-71.

11. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России». 2017. Росстат. М., 2017. 78 с.

12. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России». 2019. Росстат. М., 2019. 87 с.

13. Fitriati T., Purwana D., Buchdad A. The Role of Innovation in Improving Small Medium Enterprise (SME) Performance // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2020. № 11 (2), P. 232250.

14. Hazem A., Yunhong H., Chen A. Innovation Capabilities and Small and Medium Enterprises' Performance: An Exploratory Study // Journal of Asian Finance Economics and Business. 2020. № 7 (10), Р. 959-968.

15. Marom S., Lussier R. N., Sonfield M. Entrepreneurial Strategy: The Relationship between Firm Size and Levels of Innovation and Risk in Small Businesses // Journal of Small Business Strategy. 2019. № 29 (3). Р. 33-45.

16. Pozo H., Akabane G. K., Tachizava T. Innovation and Technology Processes in Micro and Small Business // Cogent Business & Management. 2019. № 6 (1).

17. The World Bank Group Portal [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/home

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.