Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНЫЙ УРОВЕНЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидназарова Гулшан Болта Кизи

В статье рассмотрены пути формирования инновационной культуры педагога в системе непрерывного образования; обосновано, что без инновационной культуры педагога невозможно эффективно развивать образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Саидназарова Г.Б.

Саидназарова Гулшан Болта кизи - преподаватель, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены пути формирования инновационной культуры педагога в системе непрерывного образования; обосновано, что без инновационной культуры педагога невозможно эффективно развивать образовательный процесс.

Ключевые слова: инновации в образовании, инновационная культура педагога, исследовательская работа, творческий потенциал, научный уровень учебно-воспитательного процесса, инновационный проект.

Целями инновационной политики являются повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства. Однако без соответствующей системы в подготовке кадров вряд ли можно говорить об инновационной деятельности. Инновации в образовании являются основой повышения качества образования. Все педагоги понимают, что инновации - это целенаправленное изменение, внесение нового в учебно-воспитательный процесс, повышение его эффективности. Но большинство преподавателей (педагогов) работают в соответствии с теми профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые они приобрели во время учебы в вузе или собственной практики. Разрабатывать же что-то новое, внедряя современные идеи, технологии, осваивать и реализовывать все лучшее и передовое, стремятся, к сожалению, совсем немногие педагоги.

В зависимости от предметного содержания выделяются технические (продуктивные, технологические) и социальные (экономические, органи-зационные, культурные,

образовательные) инновации. На практике большинство инноваций включают как технические, так и социальные

компоненты. Комплексный характер имеет и их эффективность. Сущность нововведения составляет инновационная деятельность, то есть деятельность по достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению рутинных компонентов традиционной деятельности. При этом различают радикально новую деятельность и деятельность совершенствующую. Совершенствование хорошо уживается с существующими организационными структурами, вписывается в них, а радикальное нововведение «взрывает» их и поэтому встречает сильное противодействие. Комплексный и противоречивый характер инноваций означает, что для их успеха необходимо проектировать не только технико-экономические, но и социально-организационные и социально-культурные условия, развивать профессиональное управленческое

консультирование относительно инновационных процессов, осуществлять специализированное обучение персонала восприимчивости к нововведению, развитию инновационных способностей и т.п. Основным содержанием деятельности педагога является выполнение нескольких функций -обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской. На подготовительном этапе инновационной деятельности большая нагрузка падает на консультанта, который должен познакомить участников экспериментальной площадки с методологией исследования, ознакомить участников с целями образования и воспитания, проинформировать участь ников проекта с современными авторскими педагогическими технологиями с ведущими направлениями в современном образовании: модернизация, стандартизация и качество образования, взаимосвязь модернизации высшего педагогического образования и переподготовки специалистов образования,

дифференцированные сроки обучения и ступени высшего образования, переход высшего образования на двухступенчатую систему, проблемы качества высшего образования, учебно-методические комплексы нового поколения и вузовское образование, организация

непрерывного образования и др. Педагоги и преподаватели понимают, что происходящие преобразования в обществе обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации образовательного процесса.

Основными направлениями продуктивных психолого-педагогических нововведений являются:

1. Творчество преподавателей и руководителей вуза, их инновационная деятельность разработка и внедрение педагогических новшеств.

2. Усиление гуманитаризации содержания образования.

3. Повышение роли методических служб всех уровней в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности.

4. Диагностика и аутодиагностика имеющихся достижений.

Таким образом, необходимость в инновационной

деятельности, внедрение новшеств в воспитание и обучение должны осознать как можно больше педагогов (преподавателей). На педсоветах образовательных организаций, учёных советах института повышения квалификации, вуза должны звучать установки не только к внедрению определенных отечественных и зарубежных новшеств, но и к поиску собственной экспериментальной программы подготовки высоко квалифицированных кадров. Любой преподаватель, обобщая свой собственный опыт, вносит элементы новизны, креативности в учебно-воспитательный процесс, стимулирует любознательных студентов к исследованию по темам, программам, предлагаемым как преподавателем вуза, так и по собственным проектам в образовательной организации, тем самым формируется инновационная профессиональная культура. Первостепенными становятся качества: творческий и инновационный потенциал, развитые рефлексивные способности; овладение новым содержанием управленческих функций, мотивационная готовность к инновационному процессу.

Список литературы

1. Жураев Б.Т. Гуманизация дидактических отношений между учителем и учащимся в педагогических идеях Востока //VIII Лазаревские чтения" Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: ренессанс базовых ценностей?", 2018. С. 120-122.

2.Жураев Б.Т. Деятельность педагога по гуманизации учебно-воспитательного процесса // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. Форума, 2017. Т. 31.

3. Рамазонова Ф.Х. Навыки совершенствования педагогической компетентности молодого учителя // Вопросы науки и образования, 2020. №. 36 (120).

4. Саидназарова Г.Б. Навык педагогического влияния // Вестник магистратуры, 2019. № 4-3. С. 80.

5. Собирова Д.А., Саидназарова Г. Социальный интеллект как инструмент коммуникативного и организационного взаимодействия //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. № 2.

6. Ходжиева М.Ш. Совершенствование аксиологического подхода к педагогической деятельности у будущих учителей // Научный журнал, 2020. № 9 (54).

7. Олимов Ш.Ш., Ходжиева М.Ш. Возможности применения педагогических технологий в образовательном процессе // Молодежь и XXI век-2020, 2020. С. 228-231.

8. Tuyevich K.B., Shukurovna K.M. Communication and development of pedagogical culture of the future teacher // Вопросы науки и образования, 2020. № 35 (119).

9. Умаров Б.Ж. Педагогические основы формирования эстетической культуры у будущих учителей // Вестник науки и образования, 2020. № 5-2 (83).

10. Ходжаев Б.К., Жураев Б.Т. Школьный музей как средство нравственно-эстетического воспитания школьников // Вестник науки и образования, 2020. № 10-4 (88).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.