Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА'

АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулбоев Акбар Тухтаевич

В данной статье раскрываются результаты исследований, являющихся методологической основой в решении проблем формирования целостной личности в целостном педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Гулбоев А.Т.

Гулбоев Акбар Тухтаевич - кандидат педагогических наук,

доцент, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрываются результаты исследований, являющихся методологической основой в решении проблем формирования целостной личности в целостном педагогическом процессе.

Ключевые слова: личность, теории личности, деятельность, воспитание, формирование, целостный педагогический процесс.

В современной науки для всестороннего понимания и изучения человека в целях полноценного его личностного становления и формирования актуальна проблема интеграции знаний. Большая заслуга в решении данной проблемы принадлежит Б.Г. Ананьеву, который в 60-е гг. XX века выступил с инициативой разработки единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, интегрирующей достижения широкого круга наук о человеке. На основе изученных фундаментальных работ попытаемся раскрыть сущность понятия «целостность личности». Философия рассматривает целостность личности как саморазвивающуюся органическую систему во всей совокупности ее взаимосвязей с миром, как открытую взаимодействующую с действительностью целостность, которая выражается в ее социальности, представляет собой исторически конкретное бытие социальной сущности человека.

Согласно синергетическому подходу, целостной личностью можно назвать человека, достигшего полного

29

развития, владеющего способностью ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, вырабатывать собственные взгляды, оценки, отношения, которые делают этого человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий окружающей среды. Таким образом, личность в целом характеризуется свойствами не отдельных ее компонентов, а целостными качествами, образуемыми в результате взаимодействия ее сторон, компонентов, связей. Целостность личности является сложным, многогранным и системным образованием.

Таким образом, вышеизложенный анализ позволяет судить о том, что сущностные характеристики целостной личности проявляются:

во-первых, как особое качественное состояние личности, отражающее единство ее внешних и внутренних связей;

во-вторых, в единстве развития всех сфер личности: физической, ин-теллектуальной, потребностно-

мотивационной, коммуникативной, эмоционально-волевой;

в-третьих, в многообразии ее качеств, формируемых в системе деятельности, общественных отношений и воспитания.

Таким образом, проведенный нами теоретико-методологический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы показал, что, благодаря исследованиям различных наук о Человеке, создана методологическая база для формирования целостной личности:

- современная наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое и социальное неотделимо; личность есть индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно; личность - это целостная психологическая система, которая выполняет определенные функции, связанные с творческим освоением

общественного опыта и включением человека в систему общественных отношений;

- целостность личности является сложным, многогранным и системным образованием; в науке целостность рассматривается как целостность внутренней структуры личности и целостность индивидуального бытия личности;

- неповторимое своеобразие человека выражается в индивидуальности личности; проявлением индивидуальности является социальная активность личности;

- все стороны личности обнаруживаются в деятельности и общении.

Список литературы

1. Azimova N.E. et al. Youth Is Moving Force of Civil Society // Eastern European Scientific Journal, 2019. № 1.

2. Абдуллаев К.Ф. Мыслители Востока о педагогической профессии // Культура мира и ненасилия подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития, 2020. С. 117-120.

3. Гулбоев А.Т. Гончарное искусство узбеков // Инновационная деятельность в дошкольном образовании, 2016. С. 374-376.

4. Гулбоев А.Т. Формирование профессиональных компетенций экономистов // Вестник науки и образования, 2020. № 5-2 (83).

5. Жураев Б.Т. Вопросы нравственного воспитания в эпоху Саманидов // Наука, техника и образование, 2020. № 3 (67).

6.Жураев Б.Т. Деятельность педагога по гуманизации учебно-воспитательного процесса // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. Форума, 2017. Т. 31.

7. Курбонова У.У. Модульные технологии-современный способ получения высшего образования // Academy, 2019. № 11 (50).

8. Курбонова У.У. Модульные технологии-современный способ получения высшего образования // Academy. 2019. № 11 (50).

9. Олимов Ш.Ш., Сайфуллаева Н.З. Основные принципы развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2015. № 5 (10).

10. Олимов Ш.Ш., Сайфуллаева Н.З. Возможности использования «метода проектов» в процессе обучения // Молодежь и системная модернизация страны, 2020. С. 276.

11. Олимов Ш.Ш., Ходжиева М.Ш. Возможности применения педагогических технологий в образовательном процессе // Молодежь и XXI век-2020, 2020. С. 228-231.

12. Олимов Ш.Ш., Ходжиева М.Ш. Возможности применения педагогических технологий в образовательном процессе // Молодежь и XXI век-2020, 2020. С. 228-231.

13. Рамазонова Ф.Х. Навыки совершенствования педагогической компетентности молодого учителя // Вопросы науки и образования, 2020. №. 36 (120).

14. Умаров Б.Ж. Педагогические основы формирования эстетической культуры у будущих учителей // Вестник науки и образования, 2020. № 5-2 (83).

15. Ходжаев Б.К., Ходжаев Б.Б. Подготовка студентов педагогического факультета к формированию эстетической культуры у школьников // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив, 2016. С. 184-188.

16. Ходжиева М.Ш. Совершенствование аксиологического подхода к педагогической деятельности у будущих учителей // Научный журнал, 2020. № 9 (54).

17. Элибаева Л.С. Повышение активности учащихся начальной школы // Наука, образование и культура, 2020. № 9 (53).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.