Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНЫЙ ТИП ПОВЕДЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА / СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хожиева Матлуба Шукуровна, Хамраев Бахтиёр Туйевич

В статье рассматривается проблема формирования безопасного типа поведения младшего школьника средствами нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

1 2 Хожиева М.Ш. , Хамраев Б.Т.

1Хожиева Матлуба Шукуровна - преподаватель, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет;

2Хамраев Бахтиёр Туйевич - преподаватель, кафедра физической культуры, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования безопасного типа поведения младшего школьника средствами нравственного воспитания. Ключевые слова: безопасный тип поведения, формирование личности безопасного типа, средства нравственного воспитания.

Проблематика применения моральных норм и правил, императивов в обеспечении личной безопасности младшего школьника в различных ситуациях общения, в том числе конфликтных, продолжает оставаться актуальной. Конфликтогенность младшего школьного возраста способствует увеличению угроз, их преодоление средствами нравственного воспитания позволяет личности эффективно преодолеть трудности критических периодов. Государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Однако, образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. Овладение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют детей о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм.

Формирование безопасного типа поведения связано: 1) с созданием безопасной среды в образовательных учреждениях и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в быту, на улице, в природе; 2) с построением образовательного процесса, направленного на формирование у ребенка культуры безопасности, устойчивых нравственных свойств, которые соответствуют личности безопасного типа поведения. Возникает необходимость введения понятия «безопасный тип поведения». Безопасный тип поведения присущ личности, ориентированной на добро и способной к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. Формирование личности безопасного типа поведения тесно связано с ее социализацией и процессом индивидуального развития личности, основанного на усвоении социального и культурного опыта: норм, системы ценностей, знаний, моделей поведения и общения. Понятие "формирование личности безопасного типа" обозначает формирование готовности человека к предупреждению и преодолению ситуаций опасности, угрожающих жизни и здоровью человека. Воспитание культуры безопасности приобретает особую значимость в младшем школьном возрасте. В силу своих возрастных особенностей дети младшего школьного возраста не могут в полной мере обеспечить собственную безопасность. В связи с тем, что именно в данном возрасте активно формируется личность безопасного типа, педагогу очень важно знать, на какие качества ребенка можно опереться. Рассмотрим возрастные характеристики, способствующие присвоению детьми моральных норм: 1) Ребенок младшего школьного возраста является носителем определенной роли и некоторой совокупности правил, владеет элементами поведенческой саморегуляции; попадая в экстремальные ситуации, где происходит столкновение ситуативных стремлений, импульсивных побуждений с требованиями моральных норм, ребенок оказывается способным выбрать второе, соподчиняя мотивы поведения;

2) Выполнение моральных норм и поведенческих правил приобретает признаки устойчивости; 3) Выбор поступка осуществляется на основе установок взрослого, поэтому воспитательные усилия следует концентрировать вокруг развития произвольной устойчивости; 4) В отношениях с учителем нравственный авторитет последнего продолжает играть доминирующую роль: учитель регулирует деятельность и общение, контролирует соблюдение предписанных норм, под его воздействием дети приобретают навыки коллективизма; 5) У детей появляется следующие виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая и неустойчивая (завышенная или заниженная), которые, в свою очередь, определяют становление основ самоконтроля; 6) Формируется чувство долга, которое обеспечивает поведенческую стабильность ребенка; 7) Оформляются предпосылки для возникновения нравственных убеждений: улучшается качественный состав моральных знаний, возрастает их осознанность; основными элементами нравственных убеждений становятся: отзывчивость, доброта, милосердие, стремление к справедливости, склонность к сопереживанию, сочувствию, гуманность; 8) Состав микрогрупп характеризуется стабильностью, складывающиеся групповые нормы если и приводят к противоречию с требованиями правил поведения, то способствуют их решению на основе анализа поступков; 9) Появляется потребность в самовоспитании с основами саморегуляции; 10) Младший школьник соблюдает доступные его пониманию нормы. Предпосылками нравственного поведения становятся складывающиеся в данном возрасте привычки. Значение привычек состоит в том, что при нарушении стереотипов поведения ребенок испытывает чувство тревоги, дискомфорт; 11) Развивается способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Процесс воспитания личности безопасного типа поведения осуществляется в различных формах (для нас представляют значение словесные формы), при помощи разнообразных

методов, воспитательных средств. Наряду с классными мероприятиями, где основными практикуемыми методами работы являются анализ нравственных и безнравственных поступков детей, и тематическими классными часами, актуальны и внеклассные воспитательные мероприятия, направленные на развитие нравственных качеств личности. Таким образом, к периоду окончания начальной школы младший школьник, освоивший компетенции и определенные схемы и модели безопасного поведения в быту, на улице, в природе в результате педагогического воздействия, способен обеспечить собственную безопасность, если нравственное поведение будет осуществлять по следующему алгоритму: жизненная социально значимая ситуация (или искуственносозданная ситуация - игра) - нравственно-чувственное переживание сложившейся обстановки - нравственное осмысление ситуативных обстоятельств и мотивов поведения, выбору принятие решений — волевой стимул — поступок.

Список литературы

1. Жураев Б.Т. Вопросы нравственного воспитания в эпоху Саманидов // Наука, техника и образование, 2020. № 3 (67).

2.Жураев Б.Т. Деятельность педагога по гуманизации учебно-воспитательного процесса // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума, 2017. Т. 31.

3. Избуллаева Г.В. Взгляды на духовно-моральное воспитание в произведении Дж.Руми «Маснави» // Молодой ученый, 2013. № 4. С. 564-566.

4. Курбонова У.У. Модульные технологии-современный способ получения высшего образования // Academy, 2019. № 11 (50).

5. Олимов Ш.Ш., Сайфуллаева Н.З. Влияние социального развития на духовно-нравственное воспитание // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты, 2014. С. 186-188.

6. Олимов Ш.Ш., Сайфуллаева Н.З. Основные принципы развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2015. № 5 (10).

7. Олимов Ш.Ш., Ходжиева М.Ш. Возможности применения педагогических технологий в образовательном процессе // Молодежь и XXI век-2020, 2020. С. 228-231.

8. Рамазонова Ф.Х. Навыки совершенствования педагогической компетентности молодого учителя // Вопросы науки и образования, 2020. № 36 (120).

9. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. институтов / Самарский гос. институт. Самара: СГПИ, 1991. 243 с.

10. Tuyevich K.B., Shukurovna K.M. Communication and development of pedagogical culture of the future teacher // Вопросы науки и образования, 2020. № 35 (119).

11. Умаров Б.Ж. Педагогические основы формирования эстетической культуры у будущих учителей // Вестник науки и образования, 2020. № 5-2 (83).

12. Ходжаев Б.К., Жураев Б.Т. Школьный музей как средство нравственно-эстетического воспитания школьников // Вестник науки и образования, 2020. № 10-4 (88).

13. Ходжаев Б.К., Ходжаев Б.Б. Музыкальное искусство как важное средство патриотического воспитания школьников // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития в социокультурном пространстве, 2020. С. 229-234.

14. Ходжиева М.Ш. Совершенствование аксиологического подхода к педагогической деятельности у будущих учителей // Научный журнал, 2020. № 9 (54).

15. Элибаева Л.С. Повышение активности учащихся начальной школы // Наука, образование и культура, 2020. № 9 (53).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.