Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
общеобразовательное учреждение / инновационный урок физической культуры / функциональная музыка / специальные пластические упражнения / general educational institution / innovative physical education lesson / functional music / special plastic exercises.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Л.П.

Настоящая статья посвящена теоретическим и практическим аспектам построения инновационных уроков физической культуры с использованием функциональной музыки и специальных пластических упражнений в условиях общеобразовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE ACTIVITIES OF A PHYSICAL CULTURE TEACHER IN THE CONDITIONS OF A GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION

This present article dedicative to the theoretical and practical aspects of the innovative physical education lessons building using functional music and special plastic exercises in a general educational institution

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Кузнецова Л.П.

кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики физической культуры и спорта, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орел

THE INNOVATIVE ACTIVITIES OF A PHYSICAL CULTURE TEACHER IN THE CONDITIONS OF A GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Kuznetsova L.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods ofphysical culture and sport, Orel State University named after I.S. Turgenev», Orel

Аннотация

Настоящая статья посвящена теоретическим и практическим аспектам построения инновационных уроков физической культуры с использованием функциональной музыки и специальных пластических упражнений в условиях общеобразовательного учреждения.

Abstract

This present article dedicative to the theoretical and practical aspects of the innovative physical education lessons building using functional music and special plastic exercises in a general educational institution.

Ключевые слова: общеобразовательное учреждение, инновационный урок физической культуры, функциональная музыка, специальные пластические упражнения.

Keywords: general educational institution, innovative physical education lesson, functional music, special plastic exercises.

Для современной образовательной системы Российской Федерации характерно интенсивное развитие профессиональной конкуренции педагогов. Педагог, участвующий в рынке труда, не только должен в совершенстве владеть общекультурными и профессиональными компетенциями, но и творческим мышлением, способностью реализо-вывать креативные инновационные формы, методы и приемы учебной работы, конструировать новые организационные подходы и режиссировать эффективные учебные и внеучебные мероприятия, способные значительно оптимизировать мотивацию современного школьника к учебной деятельности.

Понятие инновации, как правило, в современной педагогике и психологии характеризуется как противоположность традиционным, типичным методам, формам, средствам и приемам обучения, наиболее часто встречающихся в образовательных учреждениях на протяжении многих десятилетий. Теоретико-методологическая основа данного процесса в области физической культуры и спорта, находится, в настоящее время, практически на «стартовом» уровне. То есть, физическая культура и спорт представляют собой имманентно инновационные явления, в том числе - в условиях общеобразовательных учреждений.

Использование функционального музыкального сопровождения на уроках физической культуры, на сегодняшний день, все еще является одним из инновационных приемов обучения физической культуре в общеобразовательных учреждениях. Ранее проведенные исследования Ю.Г. Коджаспирова

показали, что прикладное применение функциональной музыки полезно и необходимо на уроке. Им были выделены три основных вида функциональной музыки, применяющиеся в различных частях урока: музыка врабатывания; лидирующая музыка и успокаивающая музыка [2, 3].

Однако, помимо использования функциональной музыки, по нашему мнению, важно использовать и нетрадиционные специфические пластические упражнения и приемы, что и обусловило актуальность нашего исследования.

Подготовка инновационных уроков по физической культуре с использованием функциональной музыки и специфических пластических упражнений и приемов, по своей сути, представляет собой процесс режиссуры урока, которая, по мере развития общего образования, становится практически неотъемлемой составляющей планирования и проведения уроков физической культуры в школе [4].

В своем исследовании, для разработки инновационных уроков физической культуры, мы сделали попытку использовать помимо функциональной музыки, специфические пластические упражнения, разработанные на базе концепции «Биомеханического движения» В. Мейерхольда, которая, в свое время, явилась родоначальницей науки «Биомеханики», одной из важнейших дисциплин профессиональной подготовки современного педагога физической культуры и тренера.

Использование функциональной музыки при режиссуре уроков физической культуры требует особого сочетания ее с требованиями к постановке пластической части урока. Требования к режиссуре

пластической части урока крайне важны, поскольку в ней должны использоваться особые законы, правила и приемы пластической композиции. По нашему мнению, концепция «Биомеханического движения» В.Мейерхольда может активно применяться не только в сложнокоординационных вида спорта, но и в процессе обучения школьников физической культуре.

Применение приемов «Биомеханического движения» позволяет на уроке физической культуры выстроить целое театральное действие с использованием активной двигательной деятельности, в котором учащиеся участвуют с удовольствием, ощущая себя причастными к выстраиванию собственно процесса занятий на уроке. Кроме того, полученные учащимися знания, умения и навыки на таких уроках, позволяют использовать их в режиссуре школьных физкультурно-спортивных мероприятий. Наиболее эффективными из них, для урока физической культуры, могут быть: «закон контраста», «закон визуального восприятия», приемы повтора и вариации, прием «пластического аккомпанемента», прием «отказного движения» (или бекар), прием фиксации момента действия в позе (тормоз) и др. Варианты использования этих приемов полностью зависят от творческого видения педагога, которое он может сочетать с привлечением творческих потребностей самих учащихся (они с огромным удовольствием подключаются к креативному проектированию своих уроков!).

Для решения задач исследования нами использовались следующие виды тестирования [1]:

- оценка функционального состояния нервно-мышечного аппарата, в рамках которой применялись: динамометрия максимального усилия правой кисти (усилие измерялось с помощью ручного динамометра: испытуемый вытягивает руку в сторону и с силой сжимает динамометр; результаты динамометрии фиксировали в протоколах); дифференцирование мышечных усилий (фиксировалось ручным динамометром: задание выполнялось на уровне 50% от максимально возможного; выполнялись три попытки, учитывался средний результат); дифференцирование временных характеристик (7-секундный интервал времени фиксировался секундомером);

- тестирование уровня работоспособности, в рамках которого использовались: отжимания в упоре лежа (регистрировалось максимальное количество раз); поднимание туловища из положения «лежа на спине» (регистрировалось максимальное количество раз).

В связи со сложившейся ситуацией - введение режима самоизоляции в связи с распространением коронавируса на территории Российской Федерации, занятия с учащимися в период с 6 апреля по 31 мая 2020 года проводилось в дистанционном режиме с использованием опНпе-конференций на платформе 200М. Контрольное тестирование проводилось в октябре 2020 года, то есть мы использовали период реальных учебных занятий с целью восстановления знаний, умений и навыков, полученных в 2019-2020 учебном году.

Эффективность используемой методики определялась в соответствии с принципом сопоставления аналогий, то есть результаты, полученные на стандартных уроках, сравнивались с результатами, полученными на уроках с использованием функциональной музыки и специфических пластических упражнений, у тех же учащихся. Результаты воздействия функциональной музыки и специфических пластических упражнений на уровень работоспособности школьников, определялись с использованием тестовых срезов на двенадцатой (заканчиваем вводную часть) и на тридцатой минутах (заканчиваем основную часть) общепринятого урока, длительностью 45 минут.

Во вводной части урока использовалась музыка врабатывания, что и обусловило увеличение показателя максимального мышечного усилия в среднем на 3,27%. Такие результаты не являются существенными в связи с относительной инертностью данного показателя на фоне кратковременного музыкального воздействия.

Результаты тестирования способности школьников дифференцировать собственные мышечные усилия в условиях использования функциональной музыки и специфических пластических упражнений, оказались более значимыми - зафиксировано повышение точности дифференцирования в среднем на 14,04% при сравнении с традиционным уроком.

В случае тестирования чувства времени (точное воспроизведение временного отрезка величиной в 7 секунд), также было зафиксировано достоверное улучшение этого показателя в среднем на 22,15% по сравнению с традиционным уроком.

Проведение тестового среза на тридцатой минуте урока позволило зафиксировать изменения всех сравниваемых показателей в условиях применения лидирующей музыки и специфических пластических упражнений. В лучшую сторону изменились все, без исключения, показатели: в первом тесте работоспособность школьников достоверно возросла в среднем на 14,93%; а во втором тесте -на 12,74%.

Таким образом, подготовка инновационных уроков по физической культуре с использованием функциональной музыки в общеобразовательном учреждении требует не просто составления качественного профессионального плана-конспекта урока, но и использование нетрадиционных специфических пластических упражнений и приемов, а также определенных режиссерских решений для выстраивания правильного соотношения используемых физических упражнений и функционального музыкального сопровождения.

Список литературы

1. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2002. - 694с.: ил.

2. Коджаспиров Ю.Г. Музыка как психофизиологическое средство организации учебно-тренировочных занятий //Теория и практика физической культуры, 1975, N 3. - С. 53-56.

3. Кузнецова Л.П., Горлова Ю.И. Функциональное музыкальное сопровождение как основа режиссуры инновационных уроков физической культуры в общеобразовательном учреждении // Ученые записки Орловского государственного университета, 2016, N 1 (70). - С.159-164.

4. Медведев И.А., Мясникова Н.И., Шабунина Л.И., Гущина В.М. Профильное обучение по физической культуре на старшей ступени общеобразовательной школы //Теория и практика физической культуры, 2007, N 7. - С.59-60.

ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ СУДЕЙСТВА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИИ В

ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ

Ронь И.Н.

Кандидат педагогических наук,

доцент Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

Мишина Т.В. Кандидат философских наук,

доцент Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

Сотников А.С. Магистрант

Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

IMPROVING THE OBJECTIVITY OF REFEREEING SPORTS OF THE HIGHEST ACHIEVEMENTS IN DANCE SPORTS

Ron I.,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Mishina T., PhD in Philosophy,

Associate Professor of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Sotnikov A.

Master student of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Аннотация

В статье рассмотрены возможности повышения объективности судейства танцевального спорта. Описана проблема расстановки пар на месте во время проведения отборочных, полуфинальных и финальных туров, предложены варианты расстановок. Описана система судейства «Скейтинг», ее правила и положительные аспекты применения на спортивных соревнованиях по танцевальному спорту.

Abstract

The article discusses the possibilities of increasing the objectivity of refereeing in dance sports. The problem of placing pairs on the spot during the qualifying, semifinal and final rounds is described, variants of the alignments are proposed. The system of refereeing "Skating", its rules and positive aspects of its use in sports competitions in dance sports are described.

Ключевые слова: танец, танцевальный спорт, соревнования, судейство.

Keywords: dance, dance sport, competition, refereeing.

В танцевальном спорте, как и в других видах спорта важнейшим аспектом активного развития и прогресса, особенно в областях учебно-тренировочного процесса, воспитательной и эстетической стороны является объективное судейство. Только в условиях острого соперничества в полной мере проявляются как положительные, так и отрицательные стороны подготовленности танцоров-спортсменов. Разработка таких правил соревнований и методики судейства, которые обеспечили бы как можно более объективное итоговое распределение танцевальных пар, принимающих участие в соревнованиях разного уровня по местам, является одной из приоритетных задач федераций танцевального спорта.

В танцевальном спорте сочетаются в многообразии различных по характеру танцев европейской и латиноамериканской программ, не только высокое качество технического мастерства исполняемых фигур и элементов, но и высокая пластическая выразительность и артистизм, исполнения конкурсных вариаций.

Судейство в танцевальном спорте, так или иначе, базируется на профессиональном мнении судей, и является субъективным инструментом, вне зависимости от компетентности и справедливости судей. Но, тем не менее, в танцевальном спорте существуют критерии оценок, которыми судьи пользуются при выборе танцевальных дуэтов.

Для подведения промежуточных итогов и выведения конечного результата в соревнованиях по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.