Научная статья на тему 'Функциональное музыкальное сопровождение как основа режиссуры инновационных уроков физической культуры в общеобразовательном учреждении'

Функциональное музыкальное сопровождение как основа режиссуры инновационных уроков физической культуры в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ УРОК / РЕЖИССУРА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / INNOVATIVE LESSON / DIRECTION OF A LESSON OF PHYSICAL CULTURE / FUNCTIONAL MUSIC / TRAINING / METHOD / EFFICIENCY / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Л.П., Горлова Ю.И.

Статья посвящена практическим аспектам оптимизации процесса физического воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях. В качестве основы режиссуры инновационных уроков физической культуры может использоваться методика функционального музыкального сопровождения уроков физической культуры, разработанная на кафедре теории и методики физического воспитания Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL MUSIC AS THE BASIS OF THE DIRECTION OF INNOVATIVE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE IN EDUCATIONAL INSTITUTION

This article is devoted to the practical aspects of optimization ofprocess ofphysical training ofpupils in educational institutions. Such methods of functional music on lessons can be used as a basis of direction of innovative lessons ofphysical culture. These methods were developed on the department of theory and methods ofphysical culture education of Orel State University named after I.S. Turgenev.

Текст научной работы на тему «Функциональное музыкальное сопровождение как основа режиссуры инновационных уроков физической культуры в общеобразовательном учреждении»

УДК 378.147 К).И. ГОРЛОВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физического воспитания, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail; ulil506@yandex.ru Л.П. КУЗНЕЦОВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физического воспитания, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: larasport@mail.ru

UDC 378.147 U.I. GORLOVA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods of physical culture education, Orel State University named after IS. Turgenev E-mail: ulil506@yandex.ru LP. KUZNETSOVA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods of physical culture education, Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: larasport@mail.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОСНОВА РЕЖИССУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

FUNCTIONAL MUSIC AS THE BASIS OF THE DIRECTION OF INNOVATIVE LESSONS OF PHYSICAL

CULTURE IN EDUCATIONAL INSTITUTION

Статья посвящена практическим аспектам оптимизации процесса физического воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях. В качестве основы режиссуры инновационных уроков физической культуры может использоваться методика (¡функционального музыкального сопровождения уроков физической культуры, разработанная на кафедре теории и методики физического воспитания Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева.

Ключевые слова: инновационный урок, режиссура урока физической культуры, функциональное музыкальное сопровождение, обучение, метод, эффективность, оптимизация.

This article is devoted to the practical aspects of optimization ofprocess ofphysical training ofpupils in educational institutions. Such methods offunctional music on lessons can be used as a basis of direction of innovative lessons ofphysical culture. These methods were developed on the department of theory and methods ofphysical culture education of Orel State University named after I.S. Turgenev.

Keywords: innovative lesson, direction of a lesson of physical culture, functional music, training, method, efficiency, optimization.

Понятие «инновация» (инновационный), то есть «нововведение», рассматривается современной наукой как противоположное понятию «традиция» (традиционный), что предполагает несоответствие рамкам типичных, стандартных, наиболее часто встречающихся методов, приемов и форм обучения. По мнению ряда ученых, в том числе и М.В. Кларина. традиционными можно считать методы, приемы и формы, характерные для репродуктивного обучения, когда обучаемые в основной массе усваивают готовые образцы, эталоны понятий и действия. Исходя из этого, педагогическая наука рассматривает наличие двух направлений современного образования [6].

С одной стороны, современное образование предполагает модернизацию традиционного обучения с целью оптимизации усвоения конкретных заданных образцов и достижения четко заданных эталонов. В рамках этого направления обновление учебного процесса предполагает решение традиционных дидактических задач репродуктивного обучения, основанных на представлении об обучении как о «технологическом», конвейер-

ном процессе с четко фиксированными, ожидаемыми результатами [1].

С другой стороны рассматривается инновационный подход к образовательному процессу, в котором целью образования, обучения и воспитания является развитие у обучаемых стремления осваивать и реализовы-вать какой-либо новый опыт на базе целенаправленного формирования творческого, креативного мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, различных видов конструирования и моделирования.

Эти приоритетные направления и определяют необходимость обучения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта особым, креативным формам и методам решения нестандартных, проблемных ситуаций, которые могут возникать в процессе реализации различных видов деятельности, а именно: умения находить, выделять, анализировать, структурировать и оптимально использовать конкретную, в том числе и абсолютно новую, информацию, эффективно осуществлять коммуникацию в любых видах коллек-

© Ю.И. Горлова, Л.П. Кузнецова © U.I. Gorlova, L.P. Kuznetsova

тивов, способных генерировать, отбирать, оценивать и реализовыватъ новые идеи [2, 3].

Проблемная ситуация - (от греч. - задача, задание; лат. - положение, ситуация), являющаяся основой инновационного обучения (ранее инновационное обучение определялось термином «проблемное обучение»), рассматривается: во-первых, как ситуация, содержащая какое-либо противоречие, не имеющая однозначного решения, как соотношение обстоятельств и условий, в которых осуществляется деятельность; во-вторых - как психологическая модель условий деятельности мышления на базе познавательной потребности, возникающей в конкретной ситуации, то есть как форма связи субъекта с объектом познания.

Успешность решения проблем и проблемных ситуаций всегда обеспечиваются такими психическими процессами, как мышление и воображение, при условии сопровождения их положительным эмоциональным состоянием. Следовательно, на современном этапе развития общества, детей изначально, а затем подростков и юношей, необходимо учить мышлению и продуктивному воображению, учить творчеству, поскольку только в процессе субъективного творчества, то есть в разрешении проблемных ситуаций и проблем (которые уже могут быть решены человечеством в процессе исторического развития, но еще неизвестны обучаемому), он освоит способы решения ситуаций, которые, возможно, возникнут в его последующей реальной профессиональной (а не учебной) деятельности [4, 6].

В соответствии с объективными психофизиологическими закономерностями поведения человека, обобщенными в потребностно-информационной теории эмоций В.П. Симоновым, для успешного выполнения учебных заданий, используемых на уроках физической культуры в средних общеобразовательных учреждениях и других учебных заведениях, необходимо, прежде всего, умело и ненавязчиво возбудить у ребят положительно-эмоциональное отношение к предстоящей работе. Это отношение, в основном, определяется связанными с данной работой эмоциями, которые в зависимости от своего знака (положительный, отрицательный) и модальности (радость, отвращение, негодование, печаль, тревога и т.д.) катализируют или, наоборот, тормозят проявление активности в конкретной деятельности [7, 8, 9].

В силу данной закономерности учащиеся инстинктивно стремятся продлить учебную работу, связанную с положительными эмоциями, и предотвратить (саботировать) работу, которая связана для него с отрицательными эмоциями. Таким образом, эмоции, возникающие у учащихся на уроке физической культуры, выполняют роль своеобразных внутренних регуляторов поведения, влияющих на уровень учебной активности ребят. Педагог, не знающий и/или игнорирующий эти объективные предпосылки, периодически сталкивается с неудачей в своих попытках активизировать учащихся командными, волевыми и авторитарными методами.

Исследования многих авторов показывают: чем больше положительно-эмоциональных ощущений уча-

щиеся получают во время уроков, тем лучше они выполняют предлагаемые им учебные задания, тем выше привлекательность, активность и результативность проводимых уроков, выше показатель обучаемости. Иметь возможность обучать и обучаться только на фоне положительных эмоций, а не по волевому принуждению - это идеальный вариант для педагогов физической культуры и учеников. К сожалению, в теории педагогики и физического воспитания слишком долгое время серьезно не рассматривалась данная проблема активизации учебной деятельности, что обусловливает отсутствие в настоящее время надежных, научно обоснованных методов обучения дисциплине «Физическая культура» на фоне положительного эмоционального состояния обучаемого.

На наш взгляд, одним из перспективных резервов эффективности достижения целей физического воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении является использование функционального музыкального сопровождения в процессе проведения уроков физической культуры, призванного направленно стимулировать рабочие функции и положительные эмоциональные состояния учащихся на фоне возбуждаемого музыкой состояния удовольствия, что и обусловило актуальность исследований.

Объектом исследований, проведенных преподавателями и аспирантами кафедры теории и методики физического воспитания Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева в 2014-2015 гг. на базе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени И. Машкарина» г. Орла, являлся процесс обучения физической культуре в общеобразовательном учреждении. Предметом исследования являлись практические аспекты режиссуры инновационных уроков физической культуры и физкультурно-массовых мероприятий в общеобразовательном учреждении. Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование практических аспектов режиссуры уроков физической культуры и физкультурно-массовых мероприятий в общеобразовательном учреждении с использованием музыкальной стимуляции уроков физической культуры, направленной на повышение двигательной активности учащихся.

Исследования, проведенные Ю.Г. Коджаспировым, показали, что прикладное применение функциональной музыки может быть полезно не всегда. Одни виды работ органически сочетаются с музыкальным сопровождением, существенно повышающим их эффективность. В этом случае функциональное музыкальное сопровождение стимулирует учащихся к более успешному выполнению предлагаемых на уроке заданий, создает положительный эмоциональный фон. В процессе других видов работы функциональное музыкальное сопровождение может неоправданно отвлекать на себя внимание учащихся и мешать выполнению заданий. В результате анализа полученных данных было выявлено, что для эффективного использования функциональной

музыки необходимо в первую очередь наличие определенной степени свободного внимания во время работы и его адекватного сочетания с воспринимаемой музыкой [5].

Для решения задач, сформулированных в соответствии с целью исследования, нами использовались следующие методы: анализ научно-исследовательской и методической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование; педагогическое тестирование (предполагавшее: а) оценку функционального состояния нервно-мышечного аппарата; б) тестирование уровня работоспособности); педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Анализ научно-исследовательской и методической литературы позволил составить представление о проблематике темы исследования, зафиксировать установленные факты, накопленный научный опыт по теме исследования, выделить исходную концепцию и подготовить теоретическую базу для реализации методов «педагогическое наблюдение» и «анкетирование». Данный метод предусматривал изучение состояния проблемы результативности уроков физической культуры и поиск путей, средств повышения двигательной активности учащихся. Изучались работы отечественных специалистов. использующие функциональную музыку в режиссуре инновационных уроков в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений. В результате теоретического анализа и обобщения литературных источников были уточнены задачи и определены методы исследования

Педагогическое наблюдение является одним из основных исследовательских методов в педагогике и психологии и представляет собой целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека и особенностей протекания изучаемого процесса и его специфических изменений. Педагогическое наблюдение в рамках исследования было направленно на чувственное восприятие наблюдаемых процессов и привело к психолого-педагогическому осмыслению зафиксированных данных. В соответствии с целью исследования применялось дискретное (прерывное); узкоспециальное, направленное на выявление динамики уровня функционального состояния нервно-мышечного аппарата при использовании функциональной музыки в режиссуре уроков физической культуры (ФК); невключённое (во время присутствия на уроках ФК) и включённое (во время проведения уроков ФК и педагогического тестирования). Применение метода наблюдения завершилось анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения.

Отбор музыкальных произведений осуществлялся на основе анализа анкетного опроса. Всего было опрошено 34 ученика, что позволило подобрать музыкальные произведения с учетом интересов детей и специфики школьных занятий.

Педагогическое тестирование предполагало оценку функционального состояния нервно-мышечного аппарата с помощью тестов «Динамометрия максимально-

го усилия»; «Дифференцирование мышечных усилий» и «Дифференцирование временных характеристик». Кроме того, предполагалось тестирование уровня работоспособности (отжимания в упоре лежа; поднимание туловища из положения «лежа на спине»).

Педагогический эксперимент проводился с целью получения комплексной разносторонней информации о результатах практического использования музыкальной стимуляции в режиссуре уроков физической культуры общеобразовательного учреждения. Первые месяцы данного эксперимента были посвящены поисковым исследованиям по определению наиболее целесообразного варианта музыкальной стимуляции уроков физической культуры с учетом специфики школьных занятий. После определения этого варианта уроки стали проводиться по экспериментальной методике с планомерным чередованием обычных (контрольных) уроков с экспериментальными уроками, на которых использовались адаптированные к ним программы музыки врабатывания, лидирующей музыки и успокаивающей музыки.

Для выявления непосредственного воздействия разработанной нами методики музыкальной стимуляции в процессе урока использовался принцип аналогичного сопоставления исследуемых показателей, зарегистрированных на обычных уроках, с данными аналогичных результатов тестирования, полученных у тех же учащихся на уроках с использованием функциональной музыки.

Для соблюдения идентичности всех прочих условий эксперимента сопоставляемые уроки проводились в одном и том же помещении, одним и тем же учителем, по одному и тому же плану-конспекту, в одно и то же время суток и дней недели с учетом биоритмов организма в суточном и недельном цикле. В 50% исследуемых случаев сначала проводился урок в обычных условиях, а затем сопоставляемый урок с использованием функциональной музыки и в 50% случаев - в обратном порядке.

Для изучения результатов музыкальных воздействий на различные показатели работоспособности учащихся в процессе стандартного 45-минутного урока были проведены тестовые срезы на 12-й минуте урока (по окончании его вводной части) и на 30-й минуте (во второй половине урока). Полученные экспериментальные данные были обработаны с использованием методов математической статистики.

Результаты экспериментального апробирования методики музыкальной стимуляции уроков физической культуры в общеобразовательном учреждении показали выраженные положительные тенденции к оптимизации процесса физического воспитания учащихся посредством использования функционального музыкального сопровождения.

Анализируя статистические данные, представленные в таблице 1, можно отметить, что под воздействием музыки врабатывания к 12-й минуте урока наблюдается определенное увеличение (в среднем на 4,56%) показателя максимального мышечного усилия на динамометре.

Таблица 1.

Результаты воздействия музыки врабатывания

Тесты А/Б Х+111 а dx+mx-y t Р

Динамометрия максимального усилия правой кисти, кг А 42,06±1,84 13,18

Б 43,98±1,85 13,26 1,92±2,61 4,56% 0,74 >0,05

Дифференцировка половины максимального усилия правой кисти (не видя повернутого внутрь ладони циферблата динамометра), кг А 31,60±1,49 10,68

Б 2(ч IЪ J .28 9,20 5,43±1,96 17,18% 2,77 <0,01

Чувство времени (воспроизведение на секундомере 7-секундного отрезка времени, не видя повернутого внутрь ладони циферблата), с А 4,90±0,17 1,24

Б 6,29±0,14 0,98 1,39±0,22 28,37% 6,32 <0,01

х - среднее арифметическое значение;

иг - стандартная ошибка х;

0 - среднее квадратическое отклонение;

с!ху - разница сопоставляемых средних арифметических;

т - стандартная ошибка с1;

1 - критерий достоверности различий средних арифметических;

Р - уровень значимости достоверности различий средних арифметических.

Тестовый срез по окончании вводной части урока.

А - данные урока, проводимого в обычных условиях.

Б - данные урока, проводимого с использованием функциональной музыки.

Однако эти только наметившиеся положительные сдвиги еще несущественны, что, скорее всего, объясняется относительной инертностью данного показателя и кратковременностью начального сеанса музыкальных воздействий (7,5 мин).

Более выраженное воздействие музыка врабатывания оказывала на способность учащихся дифференцировать силу своих мышечных действий. Так, выполняя задание, требующее произвести мышечное усилие, равное половине максимального, испытуемые демонстрировали повышение точности дифференцировки производимых мышечных усилий в среднем на 17,18%

Результаты воздейст:

по сравнению с аналогичными данными контрольного урока, проводимого в обычных условиях. Разница сопоставляемых показателей статистически существенна.

Еще более выраженное влияние музыки врабатывания зафиксировано в результатах пробы на точность воспроизведения семисекундного отрезка времени, которой измерялось чувство времени испытуемых. Под влиянием музыки врабатывания этот показатель улучшился в среднем на 28,37%, при еще большей статистической достоверности разницы сопоставляемых величин.

Следующее исследование результатов применения музыкальной стимуляции школьных уроков физической культуры было проведено во второй половине основной части урока по окончании сеанса лидирующей музыки. Изучение результатов тестовых упражнений, выполняемых до предела утомления (максимальное количество раз), позволяет обнаружить статистически достоверные различия между контрольными и экспериментальными величинами во всех сопоставляемых показателях. Так, после сеанса лидирующей музыки в основной части урока уровень работоспособности испытуемых, по данным первого теста таблицы 2, повысился у мальчиков в среднем на 12,97%, а у девочек - на 16,67% по сравнению с уроком, проводимым в обычных условиях.

Таблица 2.

лидирующей музыки

Тесты А/Б х±т а dx-y ±т х-у t Р

Отжимания в упоре лежа, количество

Мальчики А 19,82+1,1 7,88

Б 22.39: 1.01 7,23 2,57±1,11 12,97% 2,32 <0,05

Девочки А 11.10:0.33 2,56

Б 12,95±0,36 2,74 1,85±0,49 16,67% 3,78 <0,01

Поднимание туловища из пстожеты лежа, руки за голову, ноги закреплены, - до касания ладонями пальцев ног, количество

Мальчики А 30,31±1,48 10,58

Б 34,71±1,45 10,34 4,40±2,07 14,51% 2,31 <0,05

Девочки А 22,90±0,77 5,95

Б 25,89±0,82 6,34 2,99±1,12 13,06% 2,67 <0,05

Тестовый срез на 30-й минуте урока.

А - данные урока, проводимого в обычных условиях.

Б - данные урока, проводимого с использованием функциональной музыки.

По данным второго теста, работоспособность испытуемых под влиянием музыки повысилась: у мальчиков в среднем на 14,51%, а у девочек - на 13,06%. Следовательно, результаты исследований, цифровые данные которых представлены в таблице 2, убедительно свидетельствуют о достоверном стимулирующем воздействии функциональной музыки на уровень проявления исследованных физических качеств у школьников обоего пола.

Для выяснения отношения школьников к использованию музыки на уроках физической культуры по окончании учебного года был проведен анонимный анкетный опрос, в котором они должны были оценить ее влияние в ходе урока на различные аспекты своего психического состояния и учебной деятельности. В таблице 3 представлены обобщенные результаты данного опроса 34 учащихся обоего пола из 6-9-х классов.

Анализ результатов, представленных в таблице 3, показывает, что подавляющее большинство испытуемых (от 85,45 до 97,27%) отмечают положительное воздействие применявшейся на их уроках музыки на самые различные аспекты своего психического состояния и учебной деятельности. В частности, от 87,27 до 97,27% опрошенных признаются, что под влиянием данной музыки у них улучшались настроение, отношение к проводимому уроку, координация движений, качество выполнения учебных заданий и самочувствие; 95,45% респондентов ощущают, что музыка облегчает им выполнение упражнений. От 85,45 до 96,36% испытуемых констатируют, что применяемая музыка повышала их удовлетворенность проведенным уроком и уровень работоспособности, причем работоспособность повышалась не только на музыкально стимулированном уроке физкультуры, но и на следующем за ним уроке по другому предмету, которому эстафетой передавался заряд положительных эмоций и повышенной учебной активности.

Влияние музыкальной стимул

В уточняющих беседах с учителем школьники обращали внимание на то обстоятельство, что систематическое применение на учебных занятиях музыки создает в классе необычно теплый психологический климат, сближает коллектив эмоциональным сопереживанием и общим наслаждением, делает их менее обидчивыми и более дружелюбными в общении с учителями и одноклассниками. Под влиянием нравящейся музыки они становятся отзывчивее друг к другу, делаются добрее и общественно-активнее, а повседневная учеба в школе, казавшаяся раньше скучной, наполняется приятным содержанием и обретает совершенно новый притягательный смысл.

При этом многие отмечали, что общее положительное влияние музыкальной стимуляции уроков физкультуры повышало их интерес к музыке в свободное от учебы время, возбуждало внутреннюю потребность больше читать о музыке, интересоваться не только легкой, развлекательной, но и серьезной, классической музыкой, размышлять наедине и в общении с другими людьми о ее духовной, воспитательной и познавательной роли в жизни человека.

Таким образом, в руках инициативного, творчески мыслящего педагога музыка становится действенным средством решения не только частной задачи - оптимизации проводимых им уроков физкультуры, но и педагогической задачи - духовного и физического развития подрастающего поколения на фоне удовольствия и повышенной жизненной активности

Проведенные исследования показали, что практический результат музыкальной стимуляции уроков находится в прямой зависимости от того, насколько глубоко преподаватель физической культуры знает о влиянии музыки на организм человека, его психическое состояние и учебную работоспособность. Функциональная музыка - это не развлечение, а инновационно значимое средство научной организации учебных занятий. Это средство имеет четко выраженное прикладное назначение, помогающее педагогу физической культуры быстрее, легче и успешнее решать общие и специальные задачи проводимого занятия на фоне эмоционально по-

Таблица 3.

I уроков физической культуры

№ Распределение ответов, %

п/п Оцениваемые признаки С музыкой лучше С музыкой так же, как и без С музыкой хуже

1 Настроение 97,21 2,73 0,00

2 Отношение к проводимому уроку 90,00 8,18 1,82

3 Координация движений 87,27 10,91 1,82

4 Качество выполнения учебных заданий 93,63 4,55 1,82

5 Самочувствие 90,91 С музыкой легче 8,18 0,91 С музыкой тяжелее

6 Легкость выполнения упражнений 95,45 С музыкой выше 4,55 0,00 С музыкой ниже

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Работоспособность на уроке физкультуры 95,45 3,64 0,00

8 Удовлетворенность проведенным уроком 96,36 3,64 0,00

9 Работоспособность на следующем уроке по другому предмету 85,45 11,82 2,73

ложительной и непрямой регуляции психических состояний в двигательной активности учащихся.

Общий объем музыкальной стимуляции тесно связан с содержанием и интенсивностью осуществляемой на уроке деятельности. Чем однообразнее и интенсивнее выполняемая учениками работа, тем в большей доле музыкальной стимуляции она нуждается. На наиболее интенсивных и бедных положительными эмоциями занятиях объем стимулирующих музыкальных воздействий на учащихся закономерно повышается и может достигать допустимого максимума. Музыкально стимулируемые уроки периодически необходимо чередовать с уроками, проводимыми в обычных условиях без музыки. Такой методический прием позволяет легко осуществлять систематическое сопоставление их эффективности как педагогам, так и самим учащимся.

предупреждает труднопреодолимое привыкание к регулярной музыкальной стимуляции учебной работы или, наоборот, наступление искусственно ускоренного пресыщения, вносит в уроки необходимое эмоциональное разнообразие и дает возможность решать в обычных условиях те педагогические задачи, которые, по мнению преподавателя, лучше осуществлять без музыки.

Функциональная музыка опирается на технический прогресс и открываемые им широкие возможности различных способов радиотрансляции необходимых, музыкальных воздействий практически на любое место занятий физическими упражнениями. Но при этом необходимо учитывать, что для обеспечения повышенной работоспособности занимающихся звучание транслируемой музыки должно быть чистым, ясным и неискаженным.

Библиографический список

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.

2. Гайков А.В. Старое и новое как философские категории //Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки специалистов физической культуры: Межвуз. сб. научн. тр. Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 1998. С. 99 - 104.

3. Гайков А.В. Инновационная интерпретация физической культуры и спорта: от проблем к решению//Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки специалистов физической культуры: Межвуз. сб. научн. тр. Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 1998. С. 117-138.

4. Кпарин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) /М.В.Кларин. Рига: НИЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.

5. КоджаспировЮ.Г. Методика музыкальной стимуляции уроков //Физическая культура в школе. 2004. №3. С.35-38.

6. Кузъменко Г.А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет. М.: Советский спорт, 2008. 268 с.

7. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 98 с.

8. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М.: Наука, 1987. С. 105-209.

9. СимоновП.В. Потребностно-информационная теория эмоций//Вопросы психологии. 1982. №6. С. 44-56.

References

t Aseev V. G. Behavior motivation and personality formation. M.: Mysl', 1976. 158 p.

2. Gaykov A.V. "Old" and "new" as philosophical categories // Theoretical and practical aspects of vocational training of experts of physical culture: Interuniversity collection of scientific works. Naberezhnye Chelny: Publishing house of KAMPI, 1998. Pp. 99-104.

3. Gaykov A.V. Innovative interpretation of physical culture and sport: from problems to the decision // Theoretical and practical aspects of vocational training of experts of physical culture: Interuniversity collection of scientific works. Naberezhnye Chelny: Publishing house of KAMPI, 1998. Pp.1 Г-138.

4. Klatin M. V. Innovations in world of pedagogics: training on the basis of research, games and discussions. (Analysis of foreign experience). Riga: NPC "Eksperiment", 1995. P. 176.

5. Sodzhmpiim Yu.G. Methods of musical simulation of lessems #Physiod culture at school. 2004. №3. Pp.35-38.

6. Kuzmenko G. A. Psychology and pedagogical bases of sports training of 9-12 years old children. M.: Sovetskiy Sport, 2008. P. 268.

7. Simonov P. К Lectures about brainwork. Needs and information theory of higher nervous activity. M.: Publishing house "Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences", 1998. P. 98.

8. Simonov Р. К Motivated brain. Higher nervous activity and natural-science fundamentals of the general psychology. M.: Nauka, 1987. Pp. 105-209.

9. Simonov P. К Needs and information theory of emotions //Psychology Questions. 1982. №6. Pp. 44-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.