Эксперимент и инновации в школе
Реализация ФГОС в школе
№ 6/2015
Ю.Г. Коджаспиров
Как найти золотой ключик к успеху в учебной работе
Аннотация
Автор рассказывает о прикладном применении музыки в целях стимуляции двигательной активности человека. В статье дается обзор роли музыки с древнейших времен до наших дней.
Ключевые слова
физическая культура, отношение к урокам физической культуры, положительные эмоции, античность, использование музыки в различных культурах в разные исторические эпохи
От редакции: Представляем вниманию читателей часть учебно-методического пособия по физической культуре «Секреты успеха уроков физкультуры». Рецензенты: Заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Сысоев; доктор педагогических наук, профессор Е.И. Сухова; учитель физической культуры Е.И. Миронова.
Автор учебно-методического пособия является победителем конкурса «Золотой фонд Российского образования» по теме «Образование для настоящего и будущего»; награжден медалью «Золотой фонд Российского образования» за разработку инновационного проекта «Секреты успеха уроков физкультуры».
Успех желанен каждому, но как его достичь?
Традиционный путь к нему тернист, извилист, долог и зачастую слишком темен. Приходится долго блуждать в сумеречных потемках, прежде чем найдешь правильные ориентиры. На это уходит слишком много сил, времени и нервов. А массовые ошибки, заблуждения и разочарования, в реальной жизни по-прежнему встречаются гораздо чаще неуловимо ускользающего успеха. Где же выход из этого заколдованного круга?
По новому осветить многие учебные препятствия и разумно уклониться от колючих уколов проблемных терниев, в изобилии разбросанных нашим временем на извилистом пути к успеху в учебной работе, вам поможет свет новых знаний, представленных в этой нетрадиционной работе.
Овладевать новыми знаниями лучше всего последовательно продвигаясь от известного к неизвестному, которые нередко теснейшим образом взаимосвязаны и органично вытекают друг из друга.
Итак, начнем наш путь к успеху с поисков заветного ключика к нему. Этот чудесный золотой ключик упрятан в объективных, но, к сожалению, мало известных многим педагогам закономерностях, управляющих желаниями и поведением учащихся. Эти важнейшие для управления людьми закономерности в последние десятилетия были обобщены в потребностно-информационной теории эмоций, которая является буквально палочкой-выручалочкой для всех, стремящихся к успеху в учебной работе специалистов. Кое-что из этих закономерностей нам, хотя бы поверхностно, было известно и ранее, а кое с чем лишь предстоит познакомиться в форме новых технологий обучения и тренировки учащихся [1,2,4,5].
В соответствии с психофизиологическими закономерностями поведения человека, для успешного выполнения учебных заданий, предлагаемых на уроках физической культуры в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах или других образовательных организациях, необходимо, прежде всего, умело и ненавязчиво возбудить у занимающихся положительное отношение к предстоящей работе [3].
А отношение это во многом определяется связанными с данной работой эмоциями. Эти эмоции, в зависимости от своего знака (положительный, отри-
цательный) и модальности (радость, отвращение, негодование, печаль, тревога и т.д.), способствуют или, наоборот, препятствуют проявлению рабочей активности в любой осуществляемой деятельности.
В силу указанной закономерности учащиеся инстинктивно стремятся максимизировать (т.е. усилить, продлить, повторить) учебную работу, связанную с положительными эмоциями, и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) работу, связанную с отрицательными эмоциями.
Таким образом, возникаемые на уроке эмоции выступают в роли внутренних регуляторов поведения учащихся, спонтанно управляющих их учебной активностью. Педагог, не знающий или игнорирующий эти объективные предпосылки, будет частенько попадать впросак, и терпеть обидную неудачу в своих попытках активизировать учащихся командными, волевыми методами.
Специальные наблюдения показывают — чем больше приятных ощущений учащиеся получают во время уроков, тем лучше они выполняют предлагаемые им учебные задания, тем выше привлекательность, активность и результативность проводимых занятий.
Разумеется, хорошо бы всегда заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через «Не хочу-у-у!», стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по волевому принуждению, — вековечная мечта учителей и учеников всех времен и народов.
К сожалению, в теории педагогики и физического воспитания слишком долгое время не обращали серьезного внимания на эту ключевую проблему активизации учебной деятельности и потому не смогли довооружить практиков надежными, научно обоснованными методами учебы с удовольствием. Многочисленные торжественно-декларативные заявления ответственных деятелей о первостепенной роли человеческого фактора, гуманизации и гуманитаризации учебного процесса заслонили, как видно, самого человека, оставив его один на один со многими злободневными проблемами такого рода.
В связи с этим регулярные уроки физкультуры в наших учебных заведениях давно уже не вызывают у учащихся того энтузиазма, на который, казалось бы, можно было рассчитывать.
Фактологические материалы, приводимые в педагогических диссертациях последних десятилетий, удручающе свидетельствуют о том, что, начиная с 3-4 класса общеобразовательной школы, отношение учащихся к физкультурной активности ежегодно ухудшается, становясь почти откровенно негативным в старших классах. По данным Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры более 80% отечественных старшеклассников выразили отрицательное отношение к проводимым у них урокам физкультуры.
В годы обучения в средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди еще больше теряют интерес к занятиям физическими упражнениями и значению физического совершенствования в общей системе жизненных ценностей.
В стихийных поисках хоть какой-нибудь чувственной компенсации эмоциональная неудовлетворенность все чаще и чаще толкает неопытных детей, подростков и юношей в коварные объятия опасных и вредоносных удовольствий и наслаждений — курением, алкоголем, наркотиками и т.д. В результате, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, общий уровень здоровья и физической подготовленности детей и молодежи в Российской Федерации становится недопустимо низким, преждевременно истощаются функциональные резервы взрослеющего организма, неудержимо растет количество нервных заболеваний.
Половина учащихся начальной школы и более 60% старшеклассников страдают различными хроническими заболеваниями. Повышенную общественную тревогу вызывают школьницы, поскольку количество выпускниц, имеющих хронические болезни, достигает 75-80%, причем 20% из них связаны с заболеваниями, пагубно влияющими на будущее материнство и биологическое качество потомства.
За последние 10 лет среди школьников в 4 раза возросло число страдающих остеохондрозом, сколиозом и плоскостопием, в 3 раза — болезнями почек и мочевыводящих путей, в 2 раза — заболеваниями органов пищеварения. Наряду с этим у школьников зарегистрировано существенное снижение зрения и слуха, жизненной емкости легких, мышечной силы, ловкости, выносливости и других физических качеств. Различные нервно-психи-
ческие нарушения, среди которых преобладают пограничные психические расстройства, имеют 79% детей и подростков.
Средства массовой информации нередко стали сообщать о самоубийствах школьников, чего раньше не наблюдалось.
Положение, как видим, складывается чрезвычайное, однако проблема эмоциональной привлекательности занятий физической культурой, призванных укреплять здоровье, продлевать жизнь, повышать умственную и физическую работоспособность человека, по-прежнему остается одной из самых неразработанных в теории и методике физического воспитания.
Массовое неумение педагогов вызывать и целенаправленно поддерживать положительные эмоции в процессе проведения уроков физкультуры становится подлинным бичом нашего времени, беспощадно отбивающим у подрастающего поколения естественный интерес к физическим упражнениям.
Не избалованная весельем и радостями современная жизнь требует от теоретиков изыскать и предоставить людям возможность выполнять необходимые физические нагрузки при сравнительно меньших волевых напряжениях и значительно большей эмоциональной привлекательности проводимых занятий.
Надо найти простые и убедительные принципы приятной активизации учебной деятельности и полезно применять их на уроках физической культуры.
Бурное развитие теории и методики физического воспитания в последние сто лет привело к ощутимому истощению резервов организации и проведения физкультурных занятий, лежащих на «поверхности» наших знаний и существующих представлений. Дальнейшее повышение эффективности этих занятий требует от специалистов кропотливого поиска новых, скрытых от привычных представлений, «глубинных» резервов и нетрадиционных методов.
На наш взгляд, одним из таких затаенных природой резервов, способствующих достижению указанной цели, может явиться функциональная музыка, призванная целенаправленно стимулировать рабочие функции и психические состояния учащихся в процессе урока физической культуры.
В настоящее время музыка в иерархии эмоциональных и эстетических пристрастий молодежи занимает одно из первых мест, что открывает заманчивые возможности ее прикладного использования в качестве желанного стимулятора работоспособности в процессе учебной деятельности.
Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения. Даже не имея особых причин для радости, слушатель музыки, выражающей радостное, приподнятое настроение, невольно
начинает ощущать это настроение в себе самом и связывать его с выполняемой при этом работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательней и менее утомительной, чем обычно.
Обладая огромным потенциалом не прямого, жесткого, директивного, а опосредованного, нежного, ненавязчивого воздействия на человека, функциональная музыка в процессе учебной деятельности, так же как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить: и на повышенную рабочую активность, и на регулярную посещаемость занятий, и на преодоление кажущегося предела своих физических возможностей.
Адекватно подобранная музыка создает улучшение физиологических и психоэмоциональных условий для оптимальной реализации потенциальных сил человека, для защиты его от острых стрессовых воздействий, психосенсорного голода, преждевременной усталости и т.д.
Чтобы толково, выгодно и надежно вооружиться этим методом приятной стимуляции уроков физической культуры, давайте благоразумно вспомним о том, что «Знание — сила!», и внимательно познакомимся с его стержневыми основами, разработанными автором в результате многолетних комплексных теоретических и экспериментальных исследований.
Это поможет раскрыть важнейшие секреты успеха учебной работы, существенно улучшить ее и избавиться от многих массовых ошибок, недостатков и заблуждений, приводящих к печальным социальным последствиям
Под музыку работается легче, лучше и приятнее (Прикосновение к драгоценным знаниям, потерянным в пыли далеких веков)
Одним из таинственных извивов спиралевидного развития человеческой культуры является то обстоятельство, что в глубокой древности об этом знали, пожалуй, лучше нас с вами, хотя осознание этого и задевает наше горделивое, выращенное ХХ! веком самолюбие.
Стремясь получить хотя бы немного удовольствия, забвения забот и облегчения в повседневной будничной работе, идею ее музыкальной стимуляции неугомонные, творчески мыслящие люди упрямо вынашивали многие тысячелетия человеческой эволюции. Углубившись в историческое изучение данного феномена нельзя не отметить, что многим социальным достижениям наших далеких предков в этом направлении, без всякого преувеличения, могло бы позавидовать и современное компьютеризированное поколение, мечтающее работать на фоне удовольствия.
Удивительный опыт неразумно забытого прошлого поистине потрясает. Однако, из-за ограни-
Как найти золотой ключик к успеху в учебной работе
ченности печатного места, прикоснемся лишь к отдельным (наиболее актуальным) историческим фактам, оценить и воспользоваться которыми здравомыслящий читатель волен по собственному разумению.
Не все из интересного опубликовано в нашей стране, заполним хотя бы некоторые пробелы.
Уже при первобытнообщинным и последующем рабовладельческом строе музыка понималась по преимуществу в неразрывной связи с практикой общественно-трудовой жизни. Углубленно изучая историю Древнего мира, невольно обращаешь внимание на тесную, неугасающую взаимосвязь между состоянием производительных сил первобытных народов и их музыкальным искусством.
Когда люди объединялись для какой-нибудь совместной работы, и появлялась необходимость в четких, упорядоченных и равномерных действиях, музыка и пение являлись верным средством приятной и экономной координации рабочих действий. Каждый старался действовать в такт музыки и неорганизованная толпа, словно по волшебству, превращалась в единый, хорошо слаженный и неутомимый организм.
Существуют логично обоснованные научные предположения, что и запел-то первобытный человек впервые за работой, аккомпанируя поющим голосом в такт своим рабочим движениям, а для более четкого и выразительного обозначения такта впоследствии были изобретены простейшие музыкальные инструменты.
Первые объективные сведения об использовании музыки в жизни человека восходят к верхнему палеолиту, к ориньякской культуре (около 30-40 тысяч лет назад). Именно с этого времени в археологических находках вместе с простейшими орудиями труда — костяными и каменными топорами, ножами, иглами начинают попадаться музыкальные инструменты — свистки, флейты, барабаны.
О прикладном применении музыки в целях стимуляции двигательной активности человека этого периода свидетельствуют и изображения в палеолитических пещерах играющих, танцующих и охотящихся под нее людей. Под звуки ритмически размеренных ударов камня о камень много тысячелетий назад первобытные охотники воспроизводили движения диких зверей и отрабатывали методику нападения на них.
Одним из древнейших письменных свидетельств музыкальной стимуляции общественных работ в рамках государственных законоуложений может служить правило древнекитайской «Книги ритуалов Чеу-ли» (XII век до н.э.), которое гласит: «Игрою на као-ки (огромный барабан особого рода — Ю.К.) подстрекают рвение работающих на государственных оброчных работах». К таким работам относились постройки обширных плотин, городских стен, дворцов, дорог, большие императорские охоты на диких зверей и т.п.
Древние китайцы придавали очень большое значение музыкальной стимуляции различных двигательных и трудовых процессов. Об этом сохранились документальные высказывания таких известных представителей общественно-политической и философской мысли как Конфуций (551-479 гг. до н.э.), Мен-Цзы (390-305 гг. до н.э.), Сюнь-Цзы (315-236 гг. до н.э.) и мн. др.
В философских учениях китайских мыслителей музыке отводилась широкая практическая роль. В древнекитайских текстах термин «юэ» (музыка) относится ко всей ритмически организованной деятельности человека, включая различную работу, общие ритуалы, танец, поэзию, живопись, архитектуру и даже сервировку стола.
Музыка в бытовой жизни Конфуция
Во времена Конфуция китайское образование состояло из шести обязательных предметов: церемонии, музыка, стрельба из лука, управление колесницей, письмо и арифметика. Рассуждая о роли музыки в жизни людей, Конфуций рассматривал ее как действенное средство управления их умственной и физической деятельностью, указывал на познавательное и воспитательное значение музыки, призывал расширять масштабы ее прикладного применения в государстве.
В связи с этим утилитарное применение музыки в трудовой и общественной практике буквально пронизывает всю историю Древнего Китая.
В эпоху династии Западная Чжоу (Х1-УШ века до н.э.) многие чиновники императорского двора традиционно посылались в различные районы страны для сбора и расширенного использования народных трудовых песен.
Китайский император Сяо-у-ди, правивший в 140 - 80гг. до н.э. учредил даже специальную музыкальную палату — Юэфу, в которой в начальный период ее деятельности состояло на службе до шестисот специально подготовленных чиновников. Они собирали, систематизировали и пропагандировали среди населения различные трудовые и ритуальные песни, а также составляли профессионально ориентированные тематические сборники
песен отдельных географических местностей. Так стали известны трудовые песни местностей Дай и Джао, напевы Цинь и Чу. Около 150 собранных ими песен такого рода сохранилось в Пекинской императорской библиотеке и относительно благополучно дошло до наших дней.
В представлении древних индусов песня — испытанный друг трудящихся людей, с нею быстрее преодолеваются большие расстояния, лучше и значительно легче работается. Пространные упоминания об этом содержатся в замечательных творениях индийского национального эпоса V-IV веков до н.э. «Махабхарата» и «Рамаяна».
Облегчающая и координирующая мышечную работу роль музыки была известна и древним египтянам. Рассматривая скульптурные композиции и живописные изображения на древнеегипетских памятниках культуры, можно увидеть многочисленные сцены организованного утилитарного использования музыкального сопровождения на строительстве древнеегипетских пирамид, дворцовых сооружений, дорожных, сельскохозяйственных и других работах.
Однако особого расцвета музыкальная стимуляция трудовых процессов и самых разнообразных физических упражнений достигает в античной Греции, на что современным работникам физической культуры и спорта следует обратить специальное внимание. Прежде всего, из-за весьма ограниченной известности и редчайшей профессиональной ценности многих древнегреческих достижений в этом направлении.
Спорт древних греков Начало начал, У них он родился, Мужал и крепчал.
Чем больше узнаешь О них ты теперь, Тем будешь успешней, Уж в это поверь.
Хоть мир и до них На движениях жил, Но так высоко Их никто не развил.
Животворное журчание вначале едва заметного, но постепенно все более и более расширяющегося ручейка письменных указаний об этом начинается с произведений легендарного Гомера («Илиада», «Одиссея», «Гомеровы гимны»). Созданные около 1Х^Ш веков до н.э., они, несомненно, отражали уклад общественной жизни и более раннего исторического периода.
В это время в трудовой деятельности греков были уже распространены стимулирующие мышечную работу песни, дифференцированные с учетом профессиональных особенностей и условий труда: «Гимайос» — мельничная песня, «Айлинос» —
песня ткачей, «Иулос» — песня прядущих шерсть. «Лютиерсом» называлась песня жнецов. Бытовали особые, облегчающие профессиональную деятельность, песни полевых наемников, банщиков, пастухов, сторожей, красильщиков и т.д.
В «Илиаде» Гомера (Стихи 565-573, пер. с греч. Н.И. Гнедича) приводится даже обстоятельное описание музыкальной стимуляции трудовой деятельности виноградарей:
«... К саду одна пролегала тропинка,
Коей носильщики ходят, когда виноград собирают.
Там и девицы, и юноши, с детской веселостью сердца,
Сладостный плод носили в прекрасно плетеных корзинах.
В кругу несущих отрок по звонко рокочущей лире
Сладко перстами бряцал, припевая голосом тонким:
«Лин мой прекрасный!». Они же, кружась в хороводе, запеву
Пеньем и вскриками в лад и топотом ног отвечали».
В понимании древних составной частью жизни и интерес к ней проявляли почти все греческие философы. В связи с этим те или иные сведения о прикладном использовании музыки в самых разных видах деятельности человека сообщаются также в произведениях Платона, Аристотеля, Геродота, Пиндара, Страбона, Лукиана, Архилоха, Аристофана, Эсхила, Гесиода, Вергилия, Плутарха и др. всемирно известных античных авторов.
Например, знаменитый Аристотель (384-322гг. до н.э.), основатель школы перипатетиков, самый глубокий и всеобъемлющий ум древности, осмысливая эту проблему в философских трактатах, то есть обоснованных научных сочинениях, «Политика», «Поэтика», «Этика», «Риторика», «Метафизика», приходит к заключению, что музыка имеет в обществе очень серьезные научные задачи. Она способна управлять сознанием и поведением людей, повышать их работоспособность в различных видах деятельности, давать чувственное наслаждение, развлечение и отдых, исцелять от болезней, формировать у слушателей необходимые ценностные ориентации, вкусы, интересы, потребности, социальные установки, нормы и идеалы.
греков музыка была философии, поэтому
Аристотель. Античная мраморная скульптура
Музыка использовалась как сильнодействующее внушающее средство. Греческие ораторы и поэты нередко выступали с музыкальным сопровождением. Музыка, ритм которой был тесно связан с метром стиха, делала более привлекательными и отчетливыми интонационные намерения оратора, усиливала мелодические и ритмические акценты, обусловленные речью, повышала эффект и убедительность выступления. Стихи Гомера декламировались под лиру.
Эсхил, Софокл, Еврипид, создавая свои бессмертные трагедии, одновременно сочиняли и музыку к ним, предусмотрительно вводили в трагедию хоры, танцы, музыкальные партии корифея и актеров. Благодаря такому продуманному комплексному воздействию на зрителей хор из «Антигоны» Софокла «<Много на свете дивных сил, но сильней человека нет!» стал даже национальным Афинским гимном.
Музыка в античном театре. Сцена из драмы в честь Диониса.
Роспись на кратере с волютами, г. Руво. V-IV вв. до н.э.
Анализируя влияние музыки на жизнедеятельность человека Аристотель выделяет три типа мелодий: этические (действующие на нравственные качества), практические (стимулирующие активность в разных видах деятельности) и энтузиастические (вызывающие экстаз, разрядку тягостных, неприятных чувств, исцеление от болезней).
Эффективность музыки как средства воспитания Аристотель усматривал в том, что таким способом, внушаемое слушателю прекрасное поведение, сочетается с параллельным наслаждением музыкой и поэтому лучше усваивается. Человеческое счастье, по Аристотелю, во многом состоит именно в гармоническом сочетании прекрасных поступков с чувственным удовольствием от их совершения, в связи с чем музыкальная стимуляция жизнедеятельности людей не только благотворна, но и общественно необходима.
Эти представления, весьма разумно интегрировавшие гуманитарные достижения своего времени, стали на несколько последующих столетий осно-
вополагающими ориентирами для всего античного общества.
Веским подтверждением тому может служить и свидетельство самого известного римского педагога Марка Фабия Квинтилиана (42-118 гг. н.э.), который через 400 лет после Аристотеля, горячо одобряя и поддерживая практику музыкальной стимуляции, в своих «12 книгах риторических наставлений» говорит о музыке: «Сама природа, кажется, дала ее нам, как в дар, для удобнейшего трудов перенесения. Посмотрим на гребцов, как возбуждает их пение; видно это не только в таких трудах, в которых усилие многих, при слышании первого приятного голоса, стремится к одной цели; но и в уединении каждый скуку и труд свой облегчает каким ни есть, хотя бы нескладным напевом».
При таком благожелательном отношении общества к музыкальной стимуляции выполняемой деятельности, было бы в высшей спепени удивительным, если бы ею не воспользовались в физическом воспитании и спорте античного мира.
В связи с тем, что в современных учебниках по истории физической культуры об этом нет почти никакой информации, попытаемся синтезировать эти сведения по мелким драгоценным крупицам, рассеянным в других отраслях знаний: общей истории цивилизации, археологии, философии, искусствоведении, этнографии и т.д.
В результате таких многолетних поисков автору удалось установить, что одним из первых государств Древнего мира, узаконивших в масштабах страны прикладное применение музыки в физическом воспитании подрастающего поколения, была Спарта. В нее в 663 году до нашей эры популярный в то время певец и композитор Фалет завез из Крита, выполняемые в ритме гекзаметра песенноо-бразные «гимнопедии», под звуки которых выполнялись всевозможные гимнастические упражнения на учебно-тренировочных занятиях в разных видах спорта.
Здесь следует пояснить, что, в отличие от нас, древние греки называли гимнастикой не один отдельный вид, а всю совокупность физической культуры: бег, прыжки, метания, плавание, различные игры, кулачный бой, борьба и т.д. Борьба была главным упражнением эллинской гимнастики, поэтому ей уделяли особое внимание. (1. Philostratos. Über Gymnastik. - Leipzig und Berlin, 1909. 2. Gardiner, E. Norman. Olympia, its History and Remains. — Oxford, 1925. 3. Pausanias. Beschreibung Griechenlands. — Zürich, 1954).
Учителя гимнастики назывались гимнастами и педотрибами. Первые пользовались сравнительно большим почетом и уважением, так как хорошо знали общую теорию и методику всей гимнастики. Между тем, как педотрибы были ориентированы на узкую специализацию и учили лишь отдельным видам гимнастики.
несколько раз ударить себя ступнями по ягодицам. Результат оценивался по количеству таких ударов, чем больше — тем лучше.
Борцы античного мира. Изображение на амфоре последней четверти VI в. до н.э. Отдел антиков, Берлин — Шарлоттенбург
Прыгун с тренером. Изображение на античной чаше начала V в. до н.э.
Музей изобразительных искусств, Бостон
В своей практической работе античные тренеры не пренебрегали политикой кнута и пряника, и нередко практиковали палочную дисциплину, как показано на этих и многих других рисунках того времени. Если нерадиво занимаешься, в чем-то ошибаешься или проигрываешь — получай чувствительное вспомогательное подстегивание «стимулом» (так они называли тонкую длинную палку типа розги) по попе или другой неправильно действующей части тела.
Наряду с дисциплинами олимпийской программы, которую нельзя было расширять до бесконечности, в античном мире были развиты и активно практиковались многие другие виды спорта и соревновательные упражнения. Например, эстафеты с факелами, упражнения на канате, танцы, гребные состязания, различные виды плавания, ныряния и прыжков в воду (головой и ногами вниз, в положении сидя, винтом и с иными вращениями тела), прыжки с шестом и с трамплина, игры с мячом и обручами разных видов, поднятие тяжестей, стрельба из лука. Или почти совсем неизвестный нашим современникам, так называемый «бибасис» - соревновательное упражнение спартанских девушек в прыжках в длину с разбега, выполняя которое спортсменка должна была во время прыжка
Эстафета с факелом. Изображение на ойнохойе (аттическом кувшине) V в. до н.э. Париж, Лувр
Водный спорт. Пловчихи кролем. Изображение на вазе из мастерской Андокида, VI в. до н.э.
Живя в окружении морей греки обоего пола были прекрасными пловцами и с удовольствием занимались этим видом спорта. Того, кто не умел плавать, они считали необразованным человеком и иронически высмеивали.
Игра в хоккей с мячом. Рельефное основание статуи со стены Фемистокла, ок. 510г. до н.э.
Афины, национальный археологический музей
Игровые занятия всегда находили у них много сторонников. Даже хоккей, как выясняется, не наше изобретение. Древние греки играли в него увлеченно и настойчиво. Игры с мячом, один на один или командные, детские и взрослые, часто изображались в их письменных и иконографических источниках.
Победители игр нередко награждались какими-нибудь призами, а побежденные шутливо наказывались. К примеру, катали победителей верхом
на своей спине, как показано на следующем античном рисунке.
Наказание за проигрыш в игре
Сюжет популярной античной забавы. Выигравший забирался на спину проигравшего, закрывал ему глаза ладонями, а тот должен был достигнуть некоей цели, следуя словесным указаниям наводчика. Скажем, подойти, найти и наступить на нужный камень.
В не олимпийских видах спорта греки имели возможность состязаться под музыку на других спортивных играх, сравнительно меньшего масштаба, проводимых местными властями или учебными заведениями.
По свидетельству античного философа Ате-нея, гимнопедии представляли собой своеобразные специфические песне-пляски, исполняемые обнаженными юношами в гимнастических школах — палестрах, в процессе выполнения различных тренировочных упражнений в едином групповом ритме, управляемым приятным музыкальным сопровождением.
Очевидец этого метода пифагорейский философ Аристоксен описывает учебно-тренировочное занятие в античной палестре следующим образом: «Все мальчики танцуют обнаженными, совершая руками и ногами ритмичные движения и фигуры, поочередно воспроизводящие некие образы и очертания всей (тренировочной программы) палестры и панкратия». Панкратий являлся одним из самых жестких, но популярных в то время видов спорта, представлявший собой захватывающее сочетание борьбы и кулачного боя.
Массовое внедрение музыкальной стимуляции двигательной активности в физическую культуру Спарты ранее других государств принесло ей существенное преимущество и, по-видимому, сыграло не последнюю роль в том, что спартанские атлеты завоевали в VII веке до н.э. большую часть всех разыгранных Олимпийских наград. По сохранившимся спискам победителей Олимпийских игр этого столетия преимущество спартанцев было подавляющим и неоспоримым.
Видя такое завидное преимущество, успешному примеру Спарты начинают следовать другие греческие полисы (города-государства) и границы удачного эксперимента быстро расширяются, причем музыкальная стимуляция выполняемой деятельности довольно активно внедряется не только на учебно-тренировочных занятиях, но и на соревнованиях.
Первоначально на Олимпийских играх состязались только взрослые мужчины, старше 18 лет. С 37-й олимпиады (632г. до н.э.) в них дополнительно включили состязания мальчиков с 12 лет по борьбе и бегу на один стадий (192,27м). С 38-й олимпиады (628г. до н.э.) добавили состязания мальчиков в пентатлоне. С 41-й олимпиады (616г. до н.э.) прибавили состязания мальчиков по кулачному бою, первым победителем которых стал Филет из Сибариса. А вот к самому жесткому состязанию олимпийской программы — панкратию мальчиков стали допускать лишь со 145 Олимпийских игр в 200г. до н.э.
Кулачный бой мальчиков.
Фреска с острова Фера 1550 г. до н.э.
Афины, Археологический музей
Древние греки считали, что будущих атлетов могут рожать только здоровые и крепкие матери, продуманно укрепляемые физическими упражнениями. В связи с этим они стали систематически проводить в Олимпии девичьи состязания, названные Гереями, в честь верховной богини Олимпа Геры, покровительницы браков и рожениц.
Известный греческий историк, путешественник и писатель Павсаний, аналитически опираясь на старые источники и собственные наблюдения за повседневной жизнью греков, написал в течение 160-180 гг. н.э. капитальный труд «Описание Эллады» в 10 книгах, являющийся одним из важнейших источников сведений об античности и ее физической культуре. Касаясь Герейских игр, он указывает, что они включали в себя беговые состязания для девушек трех возрастных категорий. Первыми обычно состязались самые молодые девушки. За ними — несколько старше их возрастом. И, наконец — самые старшие из девушек.
Эксперимент и инновации в школе. № 6, 2015
Бегунья Римская копия из мрамора по греческому образцу V в. до н.э.
Рим, Ватиканский музей
Описывая спортивную одежду и внешний вид соревнующихся девушек, Павсаний отмечает, что «волосы у них распущены, хитон немного не доходит до колен, правое плечо открыто до груди. Для их состязаний предоставляется Олимпийский стадион. Но для бега им уменьшают пространство стадиона примерно на одну шестую часть». Победительницам вручали венок из оливковой ветви и часть призовой коровы, которую они приносили в жертву Гере. Им разрешали ставить свои статуи, с написанными на них своими именами. (Pausanias. Beschreibung von Hellas. — München, 1826).
Герейские игры традиционно проводились под музыку, вскоре после завершения очередных Олимпийских игр, в месяце парфении, который считался девичьим месяцем. Организационно Гереи оформлялись по образу и подобию Спартанских праздников в честь богини охоты Артемиды. Первой победительницей Герейских игр стала юная и прекрасная Хлорида, дочь Амфиона, жительница Спарты.
С VI века до н.э. большую роль в развитии музым кальной стимуляции спортивной деятельности начинают играть представители и последователи широко разветвленной в то время пифагорейской школы.
Сам Пифагор (около 580-496гг. до н.э.), будучи ко всем его многочисленным математическим и философским заслугам, еще и победителем Олимпийских игр по кулачному бою, всячески способствовал широкому внедрению музыки в физическое воспитание на научно-теоретической основе.
Кстати сказать, популярный в наши дни термин «теория» впервые на Земле возник в недрах орфического культа, проповедуемого пифагорейцами. Пифагорейцы внесли в дело музыкальной стимуляции дееспособности человека научно обоснованные теоретические положения и логические дефиниции (определения понятий), практическое использование которых значительно повышало эффективность применяемых музыкальных воздействий.
Для усиления музыкального воздействия на психическое состояние и мышечную деятельность человека Пифагор в VI веке до н.э. изобрел гармонический канон (монокорд), которым математически скрупулезно размерил музыкальные интервалы на точные пропорции (Штаффорд Г. История музыки /Пер. с франц. - СПб, 1838).
Пифагорейцы теоретически доказали высокую психофизическую действенность таких музыкальных гармоний как октава 2 : 1; квинта 3 : 2 кварта 4 : 3. В конкретных экспериментальных исследованиях они выявили объективную связь высоты музыкального тона с быстротой движений и количеством колебаний, закономерности диссонанса и консонанса. Представители этой школы Гиппас и Архит заложили основы музыкальной акустики.
Пифагор считал число сущностью вещей, а Вселенную — гармонической системой чисел и их отношений. В математике ему приписывают систематическое введение доказательств в геометрию, изучение целых чисел и пропорций, создание учения о подобии, доказательство теоремы Пифагора и мн. др.
Интересно, что еще за две тысячи лет до Николая Коперника (1473-1543гг.) Пифагор, на основании своих астрономических наблюдений и вычислений, считал Землю шаром, движущимся вокруг Солнца. В связи с этим гелиоцентрическое учение Коперника, даже после него, еще долго называлось осведомленными людьми пифагорейским.
В трактате «О пифагорейской жизни», являющимся весьма любопытным документом из истории раннего пифагорейства, его автор, философ IV века Ямвлих, пишет следующее: «<Пифагор установил воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей.
Он предписывал и устанавливал своим знакомым, так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде — скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, желание, разнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих недостатков при помощи подходящих мелодий, как бы при помощи каких-то спасительных лечебных составов.
И когда его ученики отходили вечером ко сну, он освобождал их от дневной смуты и гула в ушах, очищая взволнованное умственное состояние и приуготовляя в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения. Когда же они утром опять вставали с постели, он отвращал их от ночной сонливости, расслабления и лености тем или другим специальным
пением и мелодическими приемами, получаемыми от лиры или голосами...
Он еще полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. И, действительно, у него было обыкновение пользоваться таким очищением не мимоходом. Этим наименованием он, очевидно, и называл музыкальное врачевание... Существовали те или иные мелодии, созданные против уныния и внутренних язв...
Среди деяний Пифагора упоминается о том, как однажды при помощи спондеической мелодии на флейте он погасил ярость одного нетрезвого тав-роменитского юноши, ворвавшегося ночью к возлюбленной, которая находилась рядом с его соперником, и намеревавшегося поджечь сени. Этот молодой человек был охвачен гневом и воспламенен фригийской игрой на флейте, что Пифагор и укротил, случайно оказавшись здесь в позднюю ночь за астрономическими занятиями. Он предложил флейтисту переменить мелодию на спондеическую, при помощи которой, незамедлительно пришедший в себя юноша, успокоился и скромно отправился домой».
Пифагор. Античный бюст.
Гимн пифагорейцев солнцу.
Картина Ф.Бронникова. 1869г.
Настойчивым поборником систематической музыкальной стимуляции спортивных занятий был широко известный ученик Пифагора, певец, философ, ученый и самый выдающийся борец античного мира Милон Кротонский. Слава о его методах
физического развития и легендарном упорстве гремела далеко за пределами Греции.
Историки рассказывают, что еще будучи мальчиком и обучаясь в гимнасии, Милон Кротонский в целях развития силы и выносливости поднимал на плечи маленького теленка и обегал с ним вокруг всего гимнасия. Причем повторял это силовое упражнение регулярно, каждый день.
«Теленосец» с Афинского Акрополя.
VI в. до н.э. Музей Акрополя
Теленок постепенно подрастал, набирал вес, и одновременно с ним укреплялись и наливались силой мышцы Милона. А через три года он уже обегал вокруг гимнасия, держа на плечах выросшего, большого быка.
Тренировался Милон шутя, играя и забавляясь. К примеру, одна из его расхожих шуток состояла в том, что он предлагал любому желающему отнять у него гранат, зажатый в вытянутой руке. Однако, никто не мог, как ни старался, отделить от зажатого плода, хотя бы один его палец. Причем после этого на гранате не было ни одной вмятины.
Другая известная забава Милона заключалась в том, что он вставал на намазанный оливковым маслом диск и предлагал всякому столкнуть его на землю. Однако никому не удавалось этого добиться ни толчком, ни даже рывком в другую сторону.
Или он, как сообщает Павсаний в «Описании Эллады», плотно завязывал бычью жилу вокруг лба, затем сжимал губы, приостанавливал дыхание и усиленно напрягался, отчего мышцы и кровеносные сосуды головы заметно взбухали, и повязанная жила при этом лопалась.
Никто не мог у него отделить от других пальцев мизинец, когда он вытягивал перед собой руку.
В результате Милон Кротонский научился мастерски сопротивляться и никому не проигрывать в единоборстве. Противостоять его несокрушимому спортивному натиску не мог абсолютно никто. Он выходил неизменным победителем в состязаниях по борьбе на шести (!) Олимпийских играх в течение 540-516гг. до н.э., а также 25 раз первенствовал на других крупнейших межгосударственных
Эксперимент и инновации в школе. № 6, 2015
спортивных состязаниях того периода, в частности, на Пифийских, Истмийских, Немейских играх. Его спортивные достижения до сих пор остаются непревзойденными и не имеют аналогов ни в древнем, ни в современном мире.
Однажды, после очередной своей громкой победы на Олимпийских Играх, Милон Кротонский на радостях поднял на плечи упитанного четырехлетнего призового быка и четыре раза обежал с ним вокруг олимпийской арены под музыку и одобрительные крики многочисленных зрителей. А затем на пире, традиционно следовавшем за состязанием (где в честь олимпиоников обычно пелись торжественные гимны — эпиникии, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вак-хилидом и др.) в течение суток съел всего этого быка с друзьями.
Греческий пир под музыку. Изображение на античной вазе
Являясь очень активным и успешным членом пифагорейской школы, Милон Кротонский собственным примером демонстрировал практическое преимущество спортивной тренировки под музыку и очень огорчался, когда у него по каким-нибудь причинам не оказывалось такой приятной возможности.
Разрабатывая общественные законы для идеального государства, величайший древнегреческий философ, основатель античного и всего европейского мировоззрения Платон, аргументировано указывал, что «У молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями». (Платон. Государство. — 398 d, e). Пропагандируя системную музыкальную стимуляцию физического воспитания, Платон объясняет, что без помощи музыки гимнастика делает людей слишком грубыми и бездушными. А органическое сочетание музыки и гимнастики позволит государству, по мнению Платона, воспитывать идеальных людей, гармонически объединяющих в себе духовное, нравственное и физическое совершенство.
Платон — это само олицетворение античной философии. Причем в диалоге «Федон» он утверждает, что «Музыка — это философия в миниатюре».
Нашим физкультурникам и спортсменам, думаю, интересно будет узнать, что его настоящее имя Ари-
стокл, а Платон — всего лишь псевдоним, который он получил от своего друга и учителя Сократа, благодаря очень широкой груди и мощному, атлетически развитому телу. Слово Платос по-гречески означает широту, полноту, просторность.
Мало кто из наших современников знает о том, что наряду с философией, в молодости Платон активно занимался гимнастикой, особенно любил борьбу, и даже был призером общеэллинских состязаний борцов на Истмийских играх, проводившихся с 582г. до н.э. каждые два или четыре года в честь Посейдона. По общественной значимости и спортивному масштабу эти игры уступали только Олимпийским и проводились на Истме (Коринфском перешейке) у храма Посейдона.
По отцовской линии Платон имел среди своих предков афинского царя Кодра, а его мать гордилась своим родством с известнейшим законодателем Солоном, который в античное время был включен в число Семи величайших мудрецов света.
Платон. Античный мраморный бюст
Заниматься борьбой и другими видами спорта Платон предпочитал под стимулирующую музыку, полагая, что это полезно во всех отношениях, и в своих «Законах» для идеального государства предписывал «Учителям благосклонно преподавать это, а ученикам — с благодарностью воспринимать».
Идеал воспитания древние греки видели в так называемой «калокагатии», под которой понималась неразрывная совокупность прекрасных физических, моральных и духовных качеств. Согласно этому принципу от каждого свободного гражданина требовалась необходимая психофизическая соразмерность, т.е. сильное, хорошо тренированное, красивое тело и одновременно определенное духовное развитие и моральная чистота. И музыке, как основе приятного скрепляющего начала в этом социальном процессе, отводилось весьма важная роль.
Музыка воспитывала, помогала и облегчала жизнь греку во многих житейских ситуациях, она была одним из основных предметов его занятий в палестре и гимнасии, активизировала его деятель-
Как найти золотой ключик к успеху в учебной работе
ность в спортивных тренировках и состязаниях, услаждала его душу на отдыхе и в пиршествах с друзьями.
В своем основательном трактате «Политика» (Кн. VIII, 10) выдающийся греческий философ, восо питатель великого полководца и правителя Древнего мира Александра Македонского, Аристотель констатирует: «Важнейшими предметами обучения являются для греков: грамматика (чтение и письмо), математика, гимнастика, музыка и иногда рисование... Предки наши поместили музыку в число общеобразовательных предметов потому, что сама природа стремится доставить нам возможность не только правильно направлять свою деятельность, но и прекрасно пользоваться нашим досугом».
Как видите, в отличие от нас, для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.
В первом тысячелетии до н.э. музыкальная стимуляция спортивной деятельности все более и более прочно входит в обиход Олимпийских, Ист-мийских, Немейских, Пифийских, Панафинейских, Делосских и других массовых спортивных состязаний античного мира.
Наиболее впечатляющая картина массовой музыкальной стимуляции разворачивалась на главных и самых красочных спортивных состязаниях античного мира — Олимпийских играх.
Наши современники, включая даже дипломированных специалистов физической культуры, привыкли думать, что первые Олимпийские игры Древней Греции были проведены в 776 году до н.э. Однако, это не совсем так, ибо на самом деле они начали проводиться намного раньше.
По античным описаниям Пиндара (Pindar. Olympische Oden /Übersetzt und erläutert von F. Dornt seiff. — Leipzig, 1921), спортивные игры в Олимпии, включавшие в себя борьбу, бег, кулачный бой, скачки и некоторые другие виды, проводились еще в XIII веке до н.э. В те времена их организовывали эпизодически в честь каких-либо важных общественных событий.
Хронография византийского летописца И. Мама-ласа называет Олимпиады, проведенные в период правления упоминаемого в Библии царя Саула (1030-1010гг. до н.э.).
В IX веке до н.э. с образованием греческих городов-государств (полисов) Олимпийские игры приобретают систематизированную, юридически закрепленную, межгосударственную основу. Начало этому процессу положил договор царя Элиды Эфита с правителями Ликургом из Спарты и Клеосфеном из Пиз в 884 году до н.э. По этому межгосударственному договору были установлены правила и порядок проведения Олимпийских игр и провозглашена Экехерия (священный мир), ограждающий данные игры от войн. В договоре Олим-
пия публично объявлялась священным местом, а месяц проведения Олимпийских игр — обязательным периодом мира (Moretti L. Ingrizioni agonistiche Greche. — Roma, 1953).
Договор 884 года до н.э. способствовал спортивно-культурному единению греческих государств более целого тысячелетия. Известный греческий историк и путешественник Павсаний в ходе своего посещения Олимпии в 170 году видел и описал сохранившийся Герайоне красивый медный диск, на котором был выгравирован текст данного договора.
А несколькими веками ранее, как сообщает Плутарх, этот самый диск с научным любопытством осматривал Аристотель.
С 884 года до н.э. Олимпийские игры стали проводиться ежегодно, но по мере роста популярности, в связи с тем, что многие их участники приезжали издалека с большими издержками времени и средств, ежегодные проведения оказались нерациональными. К тому же организаторам захотелось выгодно выделить Олимпийские игры из числа других ежегодных спортивных состязаний и избежать совмещений по времени проведения с некоторыми из них.
В результате после некоторого перерыва Олимпийские игры были преобразованы в большой спортивный праздник, проводившийся каждые четыре года. Это произошло в 776 году до н.э., и он стал началом общегреческого летосчисления по Олимпиадам, в котором кроме порядкового номера Олимпиады обозначали и номер года данного четырехлетнего цикла. Например, 757 год до н.э. назывался четвертым годом пятой Олимпиады и т.д.
По свидетельству древнегреческих историков Аристодама и Полибия, с 776 года до н.э. в греческой истории начинают регулярно фиксировать имена победителей Олимпийских игр, на что ранее не обращали должного внимания. Возможно и поэтому отечественная историография глубже 776 г. до н.э. в историю Олимпийских игр не проникает, хотя с научной точки зрения это, конечно, не оправдание.
С первого и до последнего дня Олимпиады на месте состязаний царила музыка. Открывались Олимпийские игры большой торжественной процессией с обязательным музыкальным сопровождением. Согласно традиционному олимпийскому ритуалу во главе процессии «шли глашатаи и трубачи. За ними следовали элланодики (судьи — Ю.К.) в торжественных пурпурных одеждах. Потом шли жрецы и их помощники с животными, предназначавшимися для жертвоприношения, представители власти и официальные посольства разных государств со своими жертвенными дарами из золота и серебра. Затем следовали многочисленные участники состязаний; процессию замыкали кони и колесницы». (Шёбель Г. Олимпия и её игры /Пер. с нем. — Лейпциг: Эдицион, 1967, с. 63).
Поэтические тексты, исполняемых на Олимпийских играх песен, были актуально ориентированы
социальной жизнью и внутренними особенностями выполняемой деятельности. Содержание музыкальной стимуляции процесса самих состязаний на Олимпийских играх дифференцировалось в зависимости от вида спорта и возраста участников.
Так, например, состязания мальчиков с 12 лет в беге и прыжках осуществлялись в сопровождении вдохновляющего пения хора мальчиков. Хоры для этой цели подготавливались и выставлялись различными городами вместе с участниками состязаний в данных видах спорта.
Состязанию взрослых на колесницах аккомпанировали воинственные звуки труб. Для музыкальной стимуляции этого вида спорта существовала также специальная песня колесницевожатых, написанная Олимпом Фригийским в седьмом веке до н.э.
Когда олимпионика — победителя Олимпийских игр в том или ином виде соревновательной программы подводили к трону Зевса для увенчания лавровым венком, звучала церемониальная музыка. Обычно это была «Торжественная песня» Архилоха, под звуки которой глашатаи с художественным пафосом выкрикивали имя, отчество и родной город сильнейшего атлета.
Награждение олимпионика. Марка Греции 1960г.
Известный античный историк Плутарх в трактате «О музыке» обращает внимание на тот факт, что еще за много веков до нашей эры аргосцы применяли музыкальное сопровождение на авлосе (двойная флейта) при состязаниях в борьбе на традиционно проводимых Сфенийских играх, которые первоначально были учреждены в честь Даная, а впоследствии посвящены Зевсу Сфению. В примечаниях поясняется, что, по-видимому, это был еще доэллинский культ.
Далее Плутарх отмечает, что у древних греков существовал обычай, в целях оптимизации выполняемой деятельности, подыгрывать на такой флейте участникам состязаний в пентатлоне (классическое спортивное пятиборье в Древней Греции, в состав которого входили: бег на стадий, прыжки в длину, метание диска, метание копья, борьба). Для этих состязаний музыканты исполняли специально сочиненную Гиераком арию, под общим названием «Набегание» (Epidrome), составные части которой
были органично приспособлены к специфике движений каждого отдельного вида пентатлона.
Такое частное приспособление музыкального сопровождения к специфическим особенностям стимулируемой двигательной деятельности тогда считалось наиболее рациональным, поскольку еще великий Сократ, проводя свои беседы на эту тему даже на Олимпийских играх, куда он приходил пешком из Афин, учил: «Часто то, что прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы — безобразно для бега: потому, что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно плохо приспособлено». (Ксено-фонт Афинский. Сократические сочинения / Пер. с древнегреч. — М.; Л.: Академия, 1935. — С. 117).
И греки еще за 25 веков до нас с вами великолепно пользовались этим мудрым теоретическим положением в практике физической культуры и спорта, хотя многим нашим современникам, даже с высшим физкультурным образованием, оно по неведению кажется порождением лишь нашего времени. Именно поэтому нам сплошь и рядом приходится тратить много сил, средств и времени на изобретение «велосипеда» давно уже известного истории. А ведь без всех этих многочисленных затрат можно великолепно обойтись, если разумно воспользоваться драгоценным опытом далекого прошлого.
Мудрый Сократ В спорт новинки внедрял, Чтобы бегун Все быстрее бежал. Тренироваться Не уставал, Технику бега Умно шлифовал. На трудной дороге Не оступился, Неукротимо к победе Стремился. Радость движений Полней ощущал, С музыкой легче Все совершал. Цель достигал Напряжением сил, Зло отвергал И благо творил.
По записям Павсания, особенно высоким мастерством музыкальной стимуляции состязаний в пентатлоне отличался флейтист Пифокрит из Сикиона. За виртуозное музыкальное сопровождение состязаний в пентатлоне на шести Олимпийских играх ему была установлена в Олимпии специальная мемориальная доска, на которой было выгравировано: «Пифокриту, сыну Каллиника За искусство виртуозной игры на флейте Памятник».
Письменные свидетельства о широком применении музыкальной стимуляции в античном спорте подтверждаются многочисленными археологическими находками памятников культуры той эпохи с изображениями, как обобщенных сцен, так и отдельных фрагментов из различных видов спортивной деятельности в музыкальном сопровождении. Наиболее впечатляющими из них являются работы крупнейших мастеров художественной росписи греческих ваз VI века до н.э. — Эпиктета, Амасиса и Ахелоса.
Так, например, краснофигурное изображение на чаше Эпиктета последней четверти VI века до н.э. средствами изобразительного искусства представляет нам конкретную картину музыкальной стимуляции спортивных занятий дискобола и кулачного бойца.
Место хранения чаши: Отдел антиков, Берлин-Шарлоттенбург
Музыкальная стимуляция метания диска и прыжка в длину с разбега (с гальтерами в руках). Чернофигурное изображение на амфоре Ахелоса второй половины VI в. до н.э. Археологический институт университета г. Вюрцбурга, Музей Мартина фон Вагнера
Чернофигурное изображение на аттической амфоре третьей четверти VI века до н.э. показывает тренировку кулачных бойцов под музыку. Нью-Иорк, музей Метрополитен
Метание копья под музыку. Краснофигурное изображение на аттической чаше 520 года до н.э. Берлинский городской музей
Спортивные занятия под музыку. Античная вазовая роспись 6 в. до н.э. Рим, Ватиканский музей
Занятия пентатлоном под музыку.
Краснофигурное изображение на греческой вазе первой четверти V века до н.э.
Париж, Лувр, коллекция антиков
В VI-IV веках до н.э. физическая культура антича ной Греции достигла такого высокого уровня, к которому не мог даже приблизиться ни один другой народ того времени. Греки успешно практиковали разностороннее начальное физическое обучение, научно обоснованную агонистику, движущим мотивом которой было постоянное стремление к достижению все более и более высоких качественных показателей, развитую систему регулярных состязаний, сеть продуманно оборудованных спортивных комплексов, стадионов, палестр и гимнасий — специальных учебных заведений.
В учебных заведениях палестрах и гимнасиях имелись специальные залы, в которых ежемесячно собирались умнейшие люди города или данного населенного пункта, философы, ученые, врачи, поэты, музыканты и вместе с учителями обсуждали перспективные планы разносторонней подготовки учащихся, предлагали актуальные идеи и способствовали их осуществлению.
На такие обсуждения порой ходили и выступали Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Теофраст, Аристоксен, Архилох, Пиндар, Тиртей, Лукиан, Филострат, Секст Эмпирик и мн. др. известные деятели античного мира.
Готовясь к Олимпийским играм или другим важным состязаниям, древнегреческие атлеты тренировались по два раза в день, с использованием научно разработанных систем технической, тактической и физической подготовки.
Их тренеры тонко различали типы телосложения, наиболее пригодные для того или иного вида спорта, и соответствующим образом ориентировали атлетов.
Они продуманно применяли психологическую подготовку, регулировали биологические взаимосвязи между диетой и достигнутыми спортивными показателями.
Аккуратно соблюдали правила спортивного массажа, необходимой гигиены и с достаточным комфортом мылись под душем после тренировки, как показано на следующей картине того времени.
Юноши, принимающие душ после тренировки.
Вода льется из водосточного желоба в виде львиной головы.
Чернофигурное изображение на аттической гидрии 520 г. до н.э. Лейден, Национальный музей древностей
Процесс спортивной подготовки у них делился на макроциклы (4 года, согласно олимпийскому циклу) и микроциклы (4 дня). В первый день тетры, т.е. 4-х дневного микроцикла, велись подготовительные занятия, во второй день — применяемая нагрузка возрастала, в третий — несколько снижалась и в четвертый — достигала уровня, необходимого для поддержания организма в требуемой спортивной форме.
Объемы, содержание и интенсивность физической нагрузки, используемой в текущей тетре, теоретически обоснованно вытекали из результатов предыдущей тетры и готовили спортсмена к следующей тетре, с учетом поставленных краткосрочных и долговременных целей и задач.
Уровень их спортивных достижений порой кажется просто фантастическим и опережает наши, даже самые смелые предположения о спортивных рекордах.
В качестве примера, интересно обратить внимание на такой вид пентатлона, как прыжок в длину. Нашим современникам, знакомым с античными
изображениями соревнований по прыжкам в длину, зачастую просто удивительно и непонятно, почему древние греки прыгали в длину с разбега с гирями в руках?!
Попробуем разобраться в этой многовековой загадке с привлечением просвещенных очевидцев того времени.
Вес этих гантелеобразных гирь, так называемых гальтеров, в зависимости от возраста и массы тела прыгуна колебался в пределах от 4 до 9 фунтов, а длина их варьировала от 12 до 29 см.
Гальтеры. Полет прыгуна с гальтерами. Марка Греции 1960г.
Первоначально указанные гальтеры с изготовлялись из камня, свинца или железа. Позднее в качестве гальтеров стали использовать лишь металлические гири полуовальной формы с удобным хватом для пальцев посередине.
Как объясняют очевидцы тех лет — философы и писатели Аристотель, Филострат и Феофраст — эти гири должны были (по античным биомеханическим представлениям) увеличить длину прыжка и помочь прыгуну удержать равновесие при приземлении.
Для этого прыгун после стремительного разбега и отталкивания от земли, взлетал, хотя и без крыльев, но словно птица. Во время полета выбрасывал руки с гирями вперед (в целях увеличения инерционной тяги), а перед приземлением — резко откидывал их назад, как бы отталкиваясь от гирь и получая новый энергетический заряд для ускорения и продолжения полета.
Подобранное соответствующим образом музыкальное сопровождение, помимо активирующего психического воздействия, предназначалось для более эффективной регуляции ритмики движений прыгуна, усиления его толчка и более длинного полета.
Как найти золотой ключик к успеху в учебной работе
Прыгая таким, необычным для нашего времени способом, лакониец Хионис, по свидетельству Юлия Африкана (греческий ученый II-III вв., автор исторической «Хронографии» и списка олимпио-ников) на Олимпийских играх 664 г. до н.э. прыгнул на 52 фута, что в пересчете с олимпийского фута на современные линейные меры составляет 16,66 метра.
Другой античный атлет — Файллос из Кротона, как выбито на одной сохранившейся с тех времен статуе, на Пифийских играх 500 г. до н.э. совершил прыжок в длину на 55 футов, что по бравшемуся там за основу измерения пифийско-дельфийскому футу, составляет 16,28 метра.
Для сравнения — нынешний мировой рекорд по прыжкам в длину с разбега, установленный американским атлетом Майклом Пауэллом на чемпионате мира в Японии 31 августа 1991 года равен 8,95 метра. С тех пор превысить этот рекорд никто из современных спортсменов пока не смог.
Приведенная для сравнительного примера длина прыжков Хиониса и Файллоса зафиксирована в достоверных источниках и не подвергается сомнению современной историографией.
Однако не все могут смириться с таким огромным превосходством (почти в два раза) античных спортивных результатов над современными. Поэтому некоторые комментаторы, не углубляясь в изучение подлинных исторических документов, выдвигают кочующую в нашей печати умозрительную версию о том, что это якобы мог быть не обычный, а тройной прыжок. В этом случае нам вроде бы проще объяснить высокие античные результаты и субъективно согласовать их с нынешними.
Однако на самом деле, тройной прыжок в античном спорте вообще не культивировался, и потому в античных источниках о нем нет абсолютно никаких сведений.
В связи с этим версия тройного прыжка не имеет объективного подтверждения, и современные специалисты до сих пор ломают голову над тайнами этих рекордов.
Таким образом, совокупность письменных и археологических данных неопровержимо доказывает, что родина Олимпийских игр на протяжении
многих столетий являлась уникальным феноменом органического слияния спорта и музыки, возведенного в ранг ортодоксальной государственной политики, где проблемой музыкальной стимуляции двигательной активности человека занимались лучшие умы общества.
С возрождением Олимпийских игр современности после 15-векового перерыва (393-1896 гг.) традиции использования музыки как средства приятной активизации спортивных занятий были, как это ни печально, в значительной мере утрачены, и специалисты физической культуры и спорта о них почти ничего не знали. Видимо, по этой причине уроки физической культуры и спортивные занятия в подавляющем большинстве видов спорта: легкая атлетика, тяжелая атлетика, гребля, скоростное плавание, различные виды борьбы, бокса и других единоборств, разнообразные спортивные игры и т.д.— музыкой уже не стимулировались, не облегчались и эмоционально не скрашивались.
В результате привлекательность и активность современных занятий физкультурой и спортом чаще всего оставляют желать лучшего и не отвечают естественно возрастающим общественным требованиям настоящего времени.
Литература
1. Гурьев С.В. Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.52-58.
2. Даускурдене Л.И. Реализация национально-регионального компонента на уроках физической культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1.С. 70-72.
3. Коджаспиров Ю.Г. Физическая культура: рабочая программа для 1 и 2 классов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 4. С.45-54.
4. Массанова А.А. Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С. 72-74.
5. Сальников В.А., Ревенко Е.М., Бебинов С.Е. Инновационное физическое воспитание: спортивно-ориентированный подход. //Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С.57-52.