УДК: 796 (477.75); 652
Замощенко В. А.
заслуженный тренер Украины по тайваньскому боксу, судья международной категории, преподаватель кафедра физического воспитания ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Середин В. Н.
студент 2 курса, кафедра истории ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДОСТИЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ АНТИЧНОГО ХЕРСОНЕСА И БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА
В статье рассматриваются материальные свидетельства, приведенные в работах исследователей античного Херсонеса и Боспорского царства, позволяющие проанализировать состояние развития физической культуры в античных полисах Крымского полуострова.
Ключевые слова: Крым, история спорта, античность, соревнования.
Цель статьи. Проследить истоки спортивных традиций Крымского полуострова. Определить материально-техническую базу, уровень подготовки и спортивные достижения первых атлетов Крымского региона.
Основная часть исследования. Крымский полуостров представляет собой территорию, не только уникальную по своему географическому положению и ландшафту, но и насыщенную историческими событиями. Не менее удивителен этнический состав Крыма: многочисленные народности, представители различных конфессий с давних пор избрали Крым своим домом, называя его «благодатным краем» [4 с. 156]. Начиная с периода античности, и по настоящее время, Крым являлся одним из уникальных центров культуры, как интеллектуально-духовной, так и физической.
Ряд исторических источников, открытых археологами на территории Крыма, позволяют предположить, что первые спортивные сооружения, школы и традиции физического воспитания на территории нашего государства были заложены именно в Крыму. О высоком уровне развития физической культуры свидетельствует факт, что античные атлеты Боспорского царства и Херсонеса не только защищали спортивную честь древней Таврики в Греции — на родине Олимпийских игр, но и являлись победителями в ряде состязаний [6, с. 216].
На территории Боспора археологи неоднократно открывали так называемые панафинейские амфоры — чернофигурную керамику тонкой работы, которая являлась призом победителю в состязаниях — «агонах»1, совершавшихся во время праздника великих Панафиней. Раз в четыре года в столице греческого мира — Афинах устраивался торжественный праздник, посвященный богине, покровительнице города, который сопровождался спортивными, конными и музыкальными состязаниями. В празднике принимали участие и спортсмены с берегов Тавриды [1, с. 242]. Наличие среди крымских находок таких спортивных наград, как панафинейские амфоры, свидетельствует о высокой степени подготовки спортсменов, что невозможно без наличия необходимой тренировочной базы и талантливых педагогов.
1 Агон — борьба, поединок, торжественные игры у греков в честь героев или богов, напр. Олимпийские.
Амфоры изготовлялись только в Аттике, и являлись «призом из Афин», о чем сообщала надпись, сделанная на самой амфоре, также на ней было изображение того вида спорта, победу в котором одержал атлет, на другой стороне изображалась богиня Афина. Всего на территории Боспорского царства обнаружено около десятка панафинейских амфор [6, с. 215].
Спортивное воспитание являлось непременным атрибутом жизни Пантикапея, о чем свидетельствует погребальный склеп второй половины IV в. до н. э., открытый археологами в 1908г. в Керчи. Важным для данного исследования является фриз, на котором изображены предметы, связанные с гимнастическими занятиями: венки из лавровых листьев, алабастры2 и арибаллы3, стригиль4. Инвентарь склепа также свидетельствовал о занятиях погребенных. Помимо набора ритуальной керамики в него входили два железных стригиля, и глиняный алабастр. Склеп являлся семейной усыпальницей, в нем были захоронены пять человек [1, с. 244]. Открытие подобного захоронения дает основания предположить, что уже в IV в. до н. э. на полуострове существовали спортивные династии. Об участии в спортивных состязаниях боспорцев свидетельствует и найденный в Горгиппии (совр. Анапа) агонистический список, высеченный на мраморной плите, перечень победителей датируют первой половиной III в. до н. э. С обеих сторон плиты высечены имена 226 победителей спортивного праздника Гермии. Атлеты состязались: в длинном беге (от 7 до 24 стадиев5) и в «благосостоянии» — оценивалось хорошее состояние тела и здоровья [1, с. 240]. Гермии устраивались в честь бога Гермеса, которые греки считали основателем гимнасия. Павсаний — древнегреческий географ и писатель II века в своем труде «Описание Эллады» дает такое описание гимнасия: «Тут у атлетов происходят упражнения в борьбе, а по окончании борьбы те атлеты, которые больше не будут бороться, состязаются тут же в кулачном бою, но с более мягкими ремнями... Здесь происходят выступления с речами экспромтом и чтение всякого рода литературных произведений» [2].
Однако Боспор — не единственное место на территории Крымского полуострова, которое славилось своими спортивными традициями и достижениями. Античный Херсонес также являлся центром эллинистической культуры и спорта, о чем свидетельствует найденныев городе многочисленные эпиграфические памятники и предметы спортивного быта.
Павел Иванович Сумароков, член Российской академии наук, видный общественные деятель, путешественник XIX в., описывает большой, мраморный камень с надписью «Народ — Агасиклу» обнаруженный на руинах Херсонеса в 1794 г. [10 с. 126-127]. Позже исследовавшие его ученые, осуществили перевод надписи и установили, что это постамент памятника крупному общественному деятелю:
«Народ (поставил статую) Агасикла, сына Ктесия.
Предложившему декрет о гарнизоне и устроившему его.
Размежевавшему виноградник на равнине.
Бывшему стеностроителем.
Устроившему рынок.
Бывшему стратегом6.
Бывшему жрецом.
Бывшему гимнасиархом7.
2Сосуд для благовоний — атрибут древнегреческого атлета, имел продолговатую форму и округлое дно, носился на ремешке.
3Сосуд для ароматических масел небольшого размера округлой формы.
4 Инструмент, которым гимнасты очищали тело после упражнений.
5 Мера длинны, греческий стадий = 178 м.
6 Стратег — главнокомандующий греческим войском.
7Гимнасиарх — руководитель гимнасия. Воспитатель юношей в греческих городах. Отвечал за их физическое развитие, умственное образование и организацию соревнований. Избирался сроком на один год
Бывшему агораномом8.»
Элла Исааковна Соломоник (известный историк древнего мира, эпиграфист) датирует надпись III в. до н.э. [8, с. 17]. Данный исторический источник уникален, опираясь на него, можно предположить, о высоком статусе должности гимнасиарха. Отмечая такие особые заслуги Агасикла перед полисом как: размежевание общественной земли, устройство оборонительных сооружений, должность главнокомандующего, в один ряд с ними поставлена забота о воспитании подрастающего поколения и непосредственно его физического развития.
Говоря о гимнасии, необходимо отметить, что древние греки напрямую связывали физическое здоровье человека с его духовным и эстетическим развитием. После Пелопонесской войны (431-404 гг. до н. э.) в гимнасии к физическому воспитанию добавились элементы школьного обучения, помимо непосредственно палестры9, они включали в себя библиотеки, залы для лекций, позднее здесь стали выступать с докладами философы [7, с. 141]. К концу IV в. до н.э. ученые относят надгробие херсонесита Феофанта, на котором изображены четыре тэнии10 с закругленными краями, стригиль, сосуд с маслом для натирания во время упражнений и сетка. Вероятнее всего, тэнии указывают на четыре победы Феофанта, одержанные им в спортивных состязаниях [6, с. 303].
В 1903 г. археолог, основатель и первый директор Херсонесского музея Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич обнаружил в районе «Храма с ковчегом», фрагмент мраморной плиты с надписью, которую датируют первыми веками н.э.: «Бег — Диокл [...] Двойной бег — Диокл... Длинный бег — Антилох [...] Борьба — Критобул... и Феодосий [...] Кулачный бой — Критобул [...] и Антилох [...]»
Эпиграфическая надпись сообщала о победителях спортивных состязаний. Ниже представлены плохо сохранившиеся строки стихотворения в честь главного победителя состязаний [8]. В своем труде «Каменная летопись Херсонеса» Э. И. Соломоник упоминает находку, сделанную в 1904 г. и датируемую II в. н. э. нижняя часть мраморной плиты бала обнаружена в кладке средневекового времени около Уваровской базилики, и содержала вырезанный в камне гимн в честь вестника богов — Гермеса: «... Вестника бессмертных и владыку земных... Ибо сам он имеет ключи жизни смертных. Поэтому его зовут многополезным, а иные милостивым, дарующим богатство, подателем благ и мудрости. Приди милостивым ко всем тем, которые населяют славный город Дора, никогда не забывая блаженных богов. Сын Феофила, гимнасиарх Демотел поставил сей победный дар. Спаси же изрядно этот город!». Верхняя часть плиты, вероятно, содержала список победителей. Важно отметить, что данная находка также является свидетельством наличия в Херсонесе школы спортивного воспитания, т.к. существует предположение, что гимнасиарх установил эту плиту в память побед своих воспитанников [5, с. 590].
Некоторые плиты древнего греческого некрополя подверглись вторичному использованию, были разделены на части и использованы для строительства построек более позднего времени, в частности много фрагментов обнаружено в кладке «Башни Зенона» [9, с. 139]. Эпиграфические памятники содержат упоминания о проведении в Херсонесе литературно-музыкальных состязаний и имена победителей в них, в надписях упоминается агонотет — судья спортивных состязаний, организатор и распорядитель празднеств и агонов, что указывает на систематическое проведениетаких мероприятий. Один из фрагментов,
8Агороном — смотритель рынка в древней Греции, выполняли надзирающую функцию, имели право суда по делам их ведомства, могли налагать наказания.
9 Палестра — место, где мальчики 12-16 лет получали физическое воспитание.
10Тения — повязка, надевавшаяся на голову, служила знаком особой божьей милости, победы в спортивных состязаниях
датируемый первой половиной II в. н. э., сообщает о победителе в пятиборье «пентатлон», к сожалению, имя спортсмена неизвестно [9, с. 98-99]. Наличие такого вида состязаний, как пентатлон, свидетельствует о том, насколько всестороннее физическое воспитание получали молодые херсонеситы: бег на короткую дистанцию, прыжок в длину, метание диска, метание копья и борьба. Состязания по циклу пятиборья были включены в программу Олимпийских игр, и требовали долгой и тщательной подготовки.
Исследователи отмечают существование в Херсонесе специфических соревнований, неизвестных в других древнегреческих городах. Примером может служить агон, получивший название — анкиломахия, среди ученых до сих пор нет единого мнения по поводу как самого термина, так и характера состязаний. По предположению В. Д. Блаватского, анкиломахия — это бросание аркана, В. В. Латышев высказывает предположение, что это метание мяча, к которому привязан ремешок — «анкила». Э. Х. Миннз в термине «анкиломахия» выделяет две части, значение первой — «ременная петля», второй — «сражение», «состязание» [3 с. 179-180].
Выводы. Материальные свидетельства неоднократных побед атлетов античного Херсонеса и Боспорского царства в Панафинейских играх, значительное количество эпиграфических памятников спортивной тематики позволяет сделать выводы о достижениях первых атлетов, указывают на существование хорошо отлаженной системы физического воспитания, без которой невозможны столь высокие спортивные достижения.
Литература
1. Гайдукевич, В. Ф. Боспорское царство / В. Ф. Гайдукевич -Москва -Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1949. — 624 с.
2. История Древнего Рима [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1385000623. — Павсаний. Описание Эллады. Книга VI, глава 23. — (Дата обращения: 20.03.2016).
3. Кадеев, В. И. Херсонес Таврический. Быт и культура (I—III вв. н. э.) / В. И. Кадеев
— Харьков: Бизнес информ, 1996. — С. 207.
4. Котляр, Е. Р. Этнокультура и искусство малых народностей Крыма как фактор межнационального взаимодействия в конструктивном развитии региона. / Е. Р. Котляр // Этносоциум и межнациональная культура. Научный и общественно-политический журнал.
— М: Этносоциум, 2015. — №5 (83). — С. 158-162.
5. Романчук, А. И. Исследования Херсонеса — Херсона. Раскопки. Гипотезы. Проблемы: Монография: В 2 т. Т 1: Античный полис. / А. И. Романчук. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. — 720 с., 88 ил.
6. Скржинская, М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье / М. В. Скржинская — С.: Алетейя, 2010. — 464 с., ил.
7. Словарь античности. Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1989. — 704 с., ил.
8. Соломоник, Э. И. Каменная летопись Херсонеса. Греческие надписи античного времени / Э. И. Соломоник. — Симферополь: Таврия, 1990. — 110 с.
9. Соломоник, Э. И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Лапидарные надписи / Э. И. Соломоник. — К. : Наукова думка, 1973. — 282 с.
10. Сумароков, П. И. Путешествие по Крыму и Бессарабии в 1799году. / Предисл. и комм. Т. М. Фадеевой / П. И. Сумароков — Симферополь: Бизнес — Информ, 2012. —208 с., цв. ил.