Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ СУДЕЙСТВА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ'

ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ СУДЕЙСТВА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
танец / танцевальный спорт / соревнования / судейство / dance / dance sport / competition / refereeing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ронь И.Н., Мишина Т.В., Сотников А.С.

В статье рассмотрены возможности повышения объективности судейства танцевального спорта. Описана проблема расстановки пар на месте во время проведения отборочных, полуфинальных и финальных туров, предложены варианты расстановок. Описана система судейства «Скейтинг», ее правила и положительные аспекты применения на спортивных соревнованиях по танцевальному спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ронь И.Н., Мишина Т.В., Сотников А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE OBJECTIVITY OF REFEREEING SPORTS OF THE HIGHEST ACHIEVEMENTS IN DANCE SPORTS

The article discusses the possibilities of increasing the objectivity of refereeing in dance sports. The problem of placing pairs on the spot during the qualifying, semifinal and final rounds is described, variants of the alignments are proposed. The system of refereeing "Skating", its rules and positive aspects of its use in sports competitions in dance sports are described.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ СУДЕЙСТВА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ»

3. Кузнецова Л.П., Горлова Ю.И. Функциональное музыкальное сопровождение как основа режиссуры инновационных уроков физической культуры в общеобразовательном учреждении // Ученые записки Орловского государственного университета, 2016, N 1 (70). - С.159-164.

4. Медведев И.А., Мясникова Н.И., Шабунина Л.И., Гущина В.М. Профильное обучение по физической культуре на старшей ступени общеобразовательной школы //Теория и практика физической культуры, 2007, N 7. - С.59-60.

ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ СУДЕЙСТВА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИИ В

ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ

Ронь И.Н.

Кандидат педагогических наук,

доцент Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

Мишина Т.В. Кандидат философских наук,

доцент Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

Сотников А.С. Магистрант

Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

IMPROVING THE OBJECTIVITY OF REFEREEING SPORTS OF THE HIGHEST ACHIEVEMENTS IN DANCE SPORTS

Ron I.,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Mishina T., PhD in Philosophy,

Associate Professor of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Sotnikov A.

Master student of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Аннотация

В статье рассмотрены возможности повышения объективности судейства танцевального спорта. Описана проблема расстановки пар на месте во время проведения отборочных, полуфинальных и финальных туров, предложены варианты расстановок. Описана система судейства «Скейтинг», ее правила и положительные аспекты применения на спортивных соревнованиях по танцевальному спорту.

Abstract

The article discusses the possibilities of increasing the objectivity of refereeing in dance sports. The problem of placing pairs on the spot during the qualifying, semifinal and final rounds is described, variants of the alignments are proposed. The system of refereeing "Skating", its rules and positive aspects of its use in sports competitions in dance sports are described.

Ключевые слова: танец, танцевальный спорт, соревнования, судейство.

Keywords: dance, dance sport, competition, refereeing.

В танцевальном спорте, как и в других видах спорта важнейшим аспектом активного развития и прогресса, особенно в областях учебно-тренировочного процесса, воспитательной и эстетической стороны является объективное судейство. Только в условиях острого соперничества в полной мере проявляются как положительные, так и отрицательные стороны подготовленности танцоров-спортсменов. Разработка таких правил соревнований и методики судейства, которые обеспечили бы как можно более объективное итоговое распределение танцевальных пар, принимающих участие в соревнованиях разного уровня по местам, является одной из приоритетных задач федераций танцевального спорта.

В танцевальном спорте сочетаются в многообразии различных по характеру танцев европейской и латиноамериканской программ, не только высокое качество технического мастерства исполняемых фигур и элементов, но и высокая пластическая выразительность и артистизм, исполнения конкурсных вариаций.

Судейство в танцевальном спорте, так или иначе, базируется на профессиональном мнении судей, и является субъективным инструментом, вне зависимости от компетентности и справедливости судей. Но, тем не менее, в танцевальном спорте существуют критерии оценок, которыми судьи пользуются при выборе танцевальных дуэтов.

Для подведения промежуточных итогов и выведения конечного результата в соревнованиях по

виду спорта танцевальный спорт используется система оценки и подсчета «Скейтинг». В нее входит одиннадцать правил, которыми диктуется порядок выставления арбитрами оценок в различных турах соревнования и правила обработки и подведения как промежуточных, так и финальных итогов соревнования.

«Скейтинг» представляет собой систему судейства, при которой учитываются результаты, основанные на мнение большинства судейского состава.

Первое правило описывает порядок выставления оценок в протоколах судей на отборочных этапах, включая полуфинал.

Правила со второго по четвертое регламентируют занесение в протокол оценок, выставленных судьями в финальном туре соревнований по танцевальному спорту.

Правила с пятого по восьмое, представляют собой обработку судейских оценок, оценивающих уровень танцевального мастерства, для определения счетной комиссией соревнования результатов, полученных конкурсными парами в отдельных танцах европейской и латиноамериканской программах.

Правила с девятого по одиннадцатое, регламентируют обработку результатов судейской оценки выступления спортивных пар по всем танцам для определения счетной комиссией соревнования итоговых мест, занятых парами в финальном туре турнира и подведение итогов [1].

Таким образом, «Скейтинг» система признана наиболее значительным и реальным шагом к объективизации итоговой оценки в соревновательном танцевальном спорте. Но очень важно, что для «развития танцевального спорта, как вида спорта, с учётом требований Международного Олимпийского Комитета по максимальному стремлению к объективности оценки выступления спортсменов на соревнованиях» [2], этого недостаточно. Следовательно, одной из главных задач специалистов в области танцевального спорта является совершенствование системы судейства таким образом, чтобы она максимально повышала объективность подведения итогов соревнований любого статуса и ранга.

В соответствии с правилами проведения соревнований Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла во всех соревнований по танцевальному спорту любого уровня, в отборочных турах судьи выбирают в следующий этап турнира конкурсные пары, согласно заданных критериев, по принципу «за - против». Судейская коллегия оценивает и выводит те спортивные пары, которые должны, по их мнению, соревноваться в следующем туре. Танцевальные пары, дошедшие до финальных состязаний, должны быть расставлены каждым линейным судьей в каждом танце программы по местам в соответствии с уровнем исполнительского мастерства. В финале судьи оценивают танцевальные пары по местам с первого по шестое при условии, если соревнуются шесть пар. Когда количество участвующих пар другое, соответственно с первого места по

последнее - равное количеству пар, принимающих участие в данном финальном туре. По правилам соревнований ФТСАРР максимальное количество пар в финале - это восемь конкурсных пар.

Линейный судья должен оценивать выступление спортсменов на соревнованиях согласно правилам вида спорта. В танцевальном спорте много аспектов и параметров оценки танцевальной пары на соревнованиях. Определены для судейства лишь основные из них, их называют критериями, они же в свою очередь разбиты на определенные подкомпоненты [3]. В танцах не измеряют объем мышц сантиметром, скорость вращений по секундам, артистизм и эмоциональный накал конкурсного танца по специальным приборам. Одним словом, не определяют цифрами, насколько один танцевальный дуэт лучше другого, как это можно сделать в других видах спорта.

Так, например, на площадке одновременно свой танец демонстрирует несколько танцевальных дуэтов, и для того, чтобы судья мог оценить танец каждой из них, ему требуется некоторое количество секунд своего внимания. Таким образом, когда судья наблюдает за финальным туром, у него есть 15 секунд времени на оценивание танцевального дуэта, но когда, речь касается четвертьфинала, то у линейного судьи для оценки уровня исполнения танцевальной вариации и технически грамотного исполнения базовых фигур исполняемого танца, только - 7,5 сек на каждую соревнующуюся спортивную пару.

Можно задать вопрос: «Откуда берется точное время и количество секунд?» Музыкальное сопровождение каждого танца на соревнованиях по танцевальному спорту имеет ограничение по количеству времени. Так, например, по официальным правилам, утвержденным Всероссийской Федерацией Танцевального Спорта и Акробатического Рок-н-ролла, допустимая продолжительность музыкального сопровождения каждого из танцев соревновательной программы: минимум - полторы минуты, максимум - две минуты, а базовое количество пар участвующих в финальном туре равняется шести. Таким образом, мы можем вычислить примерное количество секунд, которое понадобится линейному судье, для того чтобы выбрать ту пару, которая, по его мнению, пройдет в следующий тур соревнований, либо будет фаворитом в борьбе за первое место. Если танец конкурсной пары стабилен по физическим показателям, технической грамотности, эмоциональному наполнению и находится на высоком исполнительском уровне, тогда дуэту не стоит переживать за свою полученную оценку. В обратном случае, никто не гарантирует того, что эти несколько секунд уделенные паре линейным судьей, будут лучшей частью танца данной пары. Ведь судья может обратить внимание на спортсменов, как в начале, так и в конце соревновательной мелодии, для плохо подготовленной физически или эмоционально не стабильной танцевальной пары это имеет огромное значение[1].

Танцевальный спорт в настоящее время характеризуется высокой технической сложностью исполняемых элементов, высокой скоростью, а также необходимостью точной координации и максимальной пластической выразительности танца, что затрудняет объективность оценивания судьями уровня танцевального мастерства и спортивной квалификации спортсменов.

Это обстоятельство указывает на то, что современный танцевальный спорт и особенно спорт высших достижений нуждается в достаточно развитой системе судейства и в повсеместном внедрении передовых алгоритмов судейской деятельности на соревнованиях всех уровней, для поднятия мотивации спортсменов и максимально объективной оценки их мастерства.

Судейство в танцевальном спорте - сложный процесс, требующий от каждого судьи хороших знаний, умений и достаточного практического опыта.

Объективная оценка судьи зависит от многих факторов, его профессионального мастерства и спортивной этики, знание основных критериев судейства, которые и помогают ему определить уровень исполняемого танца конкурсных пар участвующих в соревновании [5].

Для повышения объективности оценки каждого соревнования в практике танцевального спорта применяется следующее:

1. Для каждой квалификационной категории соревнования формируется и назначается судейская бригада в количестве от 7 до 13 линейных судей;

2. Оценки конкурсным танцевальным парам выводятся самостоятельно каждым из судей;

3. Обеспечивается присутствие судей в одной судейской бригаде из различных регионов и округов, что повышает непредвзятость при комплектовании судейских бригад;

4. Качество и объективность судейства постоянно контролируется главным судьей соревнований.

Для квалифицированной оценки соревнований спортивный судья должен хорошо знать технику танцевальных движений, разбираться во всех тонкостях правил соревнований вида спорта «танцевальный спорт» и владеть знаниями компонентов и подкомпонентов каждого критерия судейской оценки, быть достаточно организованным, собранным и внимательным. Основы судейства должен знать не только судья, тренер, но и каждый танцор,

так как эти знания способствуют повышению его спортивного мастерства и помогают успешнее выступать на турнирах [4].

Поэтому можно сделать вывод, что чем будет глубже понимание оцениваемых компонентов и подкомпонентов системы оценки соревнований спортивным судьей, тем выше будет объективность их оценивания и эффективнее выполнение возложенных на соревнования основных задач развития вида спорта «танцевальный спорт».

Но при этом, остается противоречие при оценивании уровня исполнительского мастерства конкурсных танцевальных пар. Судья, при принятии решений имеет возможность опереться не только на свой персональный опыт, личные приоритеты, вкус, интеллект, уровень воспитанности и интеллигентности, но и на разработанные основные компоненты и подкомпоненты системы судейства вида спорта «танцевальный спорт».

Системы судейской оценки в соответствии с стремительным развитием с каждым годом спорта высших достижений тоже изменяется и модифицируется. Так, чтобы успевать за тенденциями развития вида спорта и внедряют новые, способствующие повышению объективности подведения результатов соревновательной деятельности танцевальных пар.

Список литературы

1. Главная цель СТС КК - развитие танцевального спорта в Краснодарском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stskk.ru/union/

2. Сингина Н.Ф. Эволюция судейства в танцевальном спорте с точки зрения объективности. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 6. С. 44-46.

3. Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции 9 февраля 2017 г. / под. ред. В.А. Александровой. - М.: РГУФКСМиТ, 2017. - 104 с.

4. Терехова М.А. Судейство в танцевальном спорте. Учебно-методическое пособие / Волгоград, 2016.

5. Федорченко Б.И. Как формировать необходимые профессиональные качества по судейству спортивных танцев. В сборнике: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ. материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 68-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.