тельно, реального эксперимента не было представлено для раскрытия позиции экономического агента по отношению к рисковым выборам. Следовательно, не эмпирическое доказательство было призвано подтвердить аксиому теории ожидаемой полезности, а
только обычный призыв к законам логической и формальной ясности анализа. Неудивительно, но последние признаки были высоко вознаграждены в представлении системы отношений.
ББК У049(2рос)-551
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ О.В.Антипина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены особенности инновационного развития муниципальных образований. Проанализирована система методов и форм управления инновационно-инвестиционной деятельностью территорий. Исследованы способы влияния органов местной власти на инновационные процессы.
Ключевые слова: технологические инновации, социальные инновации, муниципальные образования, инновационно-инвестиционная деятельность, финансовые инвестиции, венчурное инвестирование.
INNOVATION ACTIVITY OF MUNICIPAL FORMATIONS O.V. Antipina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074
The author examines the features of innovation development of municipal formations. She analyses the system of methods and forms of management of innovation and investment activity of territories. The author studies the methods of local authority influence on innovation processes.
Key words: technological innovations, social innovations, municipal formations, innovation and investment activity, finance investments, venture investment.
Переход к инновационному пути развития, формированию интенсивных факторов экономического роста является стратегической целью для экономики России. При этом становление национальной инновационной системы невозможно вне активной роли институтов местного самоуправления.
Современные исследователи под инновацией, как правило, понимают результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, результатом которого является креативный продукт.
Муниципальные образования являются основным звеном территориального хозяйствования, в котором протекают все основные процессы жизнедеятельности населения. При этом необходимость осуществления инноваций на муниципальном уровне обусловлена следующими факторами:
- возрастанием роли инноваций как фактора роста благосостояния и устойчивости социально-экономического развития территорий;
- актуальностью формирования в муниципальном образовании эффективной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на современных технологических укладах;
- отсутствием должных условий для активного вовлечения накопленного научно-технического потенциала муниципальных образований в процессы модернизации производства и развития высокотехнологичного сектора экономики.
Находясь в режиме постоянного технологического, организационного, экономического или управленческого обновления, муниципальное образование может не только выживать, но и достигать более высоких результатов в своей деятельности. При этом эффективность деятельности муниципальных образований зависит от их способности к нововведениям. В свою очередь, критерием эффективности деятельности органов местного самоуправления являются, прежде всего, высокие показатели социально - экономического развития территорий.
Из всего многообразия существующих инноваций, по нашему мнению, применительно к муниципальным образованиям следует выделить технологические и социальные инновации.
Технологические инновации муниципальных образований - это как процесс создания новых или усовершенствованных технологий, так и процесс их использования в деятельности органов местного самоуправления и населения конкретных территорий.
Под социальными инновациями муниципальных образований, по нашему мнению, следует понимать сознательно организуемое нововведение на определенной территории с целью изменения существующих социальных условий для максимального удовлетворения потребностей каждого отдельного человека и общества в целом.
Технологические инновации, безусловно, являются основным источником экономического роста, опре-
1 Антипина Оксана Викторовна, аспирант, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 51-01-25, e-mail: [email protected].
Antipina Oksana Victonovna, a postgraduate, an assistant of the Chain of Finances and Credit, tel.: 51-01-25, e-mail: [email protected].
деляют прибыльность и конкурентоспособность, влияют на рост производительности. По мнению ряда исследователей именно технологические инновации неизбежно порождают социальные инновации. Так, в частности, ещё Н.Д. Кондратьев в своей работе «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения», исследуя волны технологических инноваций, увязывал их с радикальными переменами в других сферах жизни общества: «Периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн» [2, с. 374].
Этой же точки зрения придерживается и С. Кузнец. В его работе установлена взаимосвязь технологических инноваций с нововведениями в других сферах общества: «Постоянное появление технологических нововведений, что характерно для современного экономического роста, и сопутствующие им социальные нововведения, облегчающие необходимую адаптацию, являются главными факторами воздействия на структуру экономики и общества», ведут к «нововведениям в области права, в институциональных структурах и даже в идеологии» [ 3, с. 110].
В рамках муниципальных образований мы также полагаем, что именно технологические инновации должны способствовать инновациям социальным. При этом и технологические, и социальные инновации взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что, во - первых, экономический рост на инновационной основе нельзя рассматривать только с технико - экономической стороны. Он будет возможен и экономически эффективен лишь как результат совокупности системных преобразований, охватывающих все сферы общественной жизни, включая науку, политическую и социальную жизнь, культуру, этику, религию. В связи с этим особое внимание должно уделяться социальным инновациям.
В свою очередь, в современном социальном государстве именно социальные инновации формируют инновационную среду, которая способствует научно-техническим, технологическим и информационным нововведениям, обеспечивают их ускорение, повышение эффективности использования новой техники и технологий.
Кроме этого, социальные инновации нацелены на гармоничное, сбалансированное развитие человека и общества в целом; улучшение качества услуг социальной сферы за счет более полного соответствия меняющимся требованиям общества; снижение социального неравноправия путем увеличения доступности оказываемых услуг и т.п.
В регионах слабо развиты инновационные механизмы саморазвития и самоуправления. Органы местного самоуправления не всегда готовы использовать достижения науки и техники. Таким образом, переход на инновационный путь развития необходимо начинать с формирования инновационного общества с помощью управленческих, организационных, экономических механизмов. При этом органы местного самоуправления и население должны быть заинтересованы в использовании технологических инноваций как основного условия сохранения и эффективного разви-
тия муниципального образования.
Выделяют ряд факторов, препятствующих внедрению инноваций.
Факторы психологические - они присутствуют повсеместно и всегда. В сознании и поведении людей сложилось определенное предубеждение к нововведениям федерального уровня, меньше - к начинаниям регионального и местного уровней. Мотивируется оно достаточно распространенной боязнью перемен и каких-либо изменений. У некоторых возрастных категорий к этому добавляются инертность, консерватизм мышления. Не стоит забывать и о бюрократических преградах, связанных с аппаратной психологией, многими формальными условностями.
Факторы социальные - их влияние на торможение инновационных процессов очевидно во всех случаях, где преобладают или существуют хотя бы локально групповые интересы. Любые профессиональные, ведомственные, корпоративные группы заинтересованы в сохранении существующего порядка вещей. Прямо или косвенно они сопротивляются нежелательным для них переменам. Боязнь переучиваться, проходить переквалификацию, неуверенность в будущем делают людей невосприимчивыми к перестройке привычных общественных и производственных структур, преобразованию групповых ценностей.
Факторы экономические - инновации предполагают как затраты, так и определенные результаты. При этом с экономической точки зрения осуществление инноваций может не иметь смысла. В то же время социальный эффект от их внедрения будет более высоким.
Помимо существующих причин торможения инноваций, необходимо также выделить ряд факторов, сдерживающих развитие инновационной деятельности непосредственно в муниципальных образованиях. К таким факторам мы относим следующие:
- незаинтересованность органов местного самоуправления и населения местного самоуправления в использовании инноваций;
- недостаток собственных средств муниципальных образований для осуществления и внедрения инноваций;
- недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
- высокая стоимость нововведений и длительные сроки их окупаемости;
- низкий инновационный потенциал большинства организаций;
- возрастающий дефицит квалифицированного персонала;
- недостаток информации о новых технологиях:
- слабое использование возможностей кооперирования с научными организациями и другими предприятиями.
Основным условием инновационного процесса являются инвестиции. Инвестиционная привлекательность инновационных проектов - основной мотив финансирования инноваций. Успех инновационной деятельности во многом зависит от достаточности ресурсного обеспечения, в том числе и от инвестиционной обеспеченности. Рост инвестиций без инновационного наполнения лишь способствует воспроизвод-
ству устаревших технологий и консервации экономической отсталости.
Взаимодействие инноваций и инвестиций выражается в том, что без одновременного стимулирования инновационной деятельности эффективность инвестиционной деятельности и, следовательно, её вклад в развитие экономики значительно снижается.
Инвестирование является стратегическим направлением устойчивого экономического роста и решения социальных проблем, обеспечения местного самоуправления. Цель управления инвестиционной деятельностью муниципального образования - это формирование условий для привлечения и эффективного использования бюджетных средств и средств потенциальных инвесторов.
Особое место в разработке стратегии перехода муниципальных образований на инновационное развитие принадлежит формированию системы эффективного инновационного инвестирования, которая напрямую связана с созданием благоприятного инновационно - инвестиционного климата территорий.
Под инновационно-инвестиционным климатом муниципального образования мы предлагаем понимать создание необходимых условий для инвестирования инновационной сферы муниципального образования. При этом инновационно - инвестиционный климат муниципального образования включает в себя как инновационно-инвестиционную привлекательность, так и инновационно-инвестиционную активность территорий.
Переход муниципального образования на инновационно-инвестиционный путь развития требует управления соответствующей деятельностью. При этом выделяют различные методы управления, которые зависят от трех составляющих процесса управления: субъекта, объекта и цели управления. Субъектом управления инновационно - инвестиционной деятельностью является муниципальное образование в лице органов местного самоуправления и население муниципального образования.
Объектом управления инвестирования в инновации со стороны муниципального образования является инновационно-инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов на его территории.
Целью управления является развитие инновационно - инвестиционной деятельности муниципального образования для комплексного социально-экономического развития такого образования.
Исходя из этого, выделяют следующие методы управления инновационно-инвестиционной деятельностью муниципального образования. По характеру управленческих воздействий выделяют методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование инновационно - инвестиционных процессов, при котором органы местного самоуправления в инициативном порядке осуществляют определенные действия, используя принадлежащие им объекты и ресурсы. Косвенные меры будут направлены на создание благоприятной среды для инвестирования инноваций.
По виду используемых регулирующих инструментов выделяют экономические, организационно-распорядительные, правовые и социально-
психологические методы.
К экономическим методам можно отнести планирование мероприятий по исследованию развития инновационно-инвестиционного потенциала муниципального образования.
К организационно-распорядительным методам относится разработка модели управления инновационно-инвестиционным развитием муниципального образования. Данный метод является в настоящее время чрезвычайно актуальным, так как на уровне муниципального образования должна проводиться активная инновационно-инвестиционная политика.
Правовые методы управления включают развитие нормативно-правовой базы, стимулирующей повышение результативности использования инновационно-инвестиционных ресурсов.
Не менее важными методами управления инновационно - инвестиционной деятельностью муниципального образования являются социально - психологические методы, которые включают использование принципов психологии при реализации инновационных возможностей. Это ориентация творческой активности работников в муниципальном образовании на решение вопросов, связанных с использованием и развитием инновационного потенциала территории; выстраивание экономической политики муниципального образования на условиях консенсуса интересов разных субъектов, разных социальных групп, на их постоянном участии в управлении через процедуры общественного контроля и обратной связи [// Региональная экономика,№2, 2007, с.23].
Таким образом, на уровне муниципального образования существует своя система методов и форм управления инновационно-инвестиционной деятельностью.
Безусловно, что эффективность инновационного развития муниципального образования во многом зависит от деятельности местных органов власти. Они могут обеспечить благоприятные институциональные условия для осуществления предприятиями инновационной деятельности, способствовать созданию тесной связи между предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями и организациями, формирующими инновационную инфраструктуру других муниципальных образований. Это становится особенно актуальным, когда муниципальное образование не обладает необходимым для успешного инновационного развития потенциалом. От действий органов местной власти зависит возможность становления и дальнейшего роста инновационной активности муниципальных образований.
В современных условиях органы местного самоуправления способны не столько вкладывать финансовые средства в инновационное развитие, сколько искать другие источники финансирования, создавать условия для привлечения инвесторов, активизации деятельности инфраструктурных элементов инновационной сферы, решающих эти проблемы.
В связи с этим органы местного самоуправления могут:
- оказывать организационную поддержку предприятиям при включении их в федеральные и региональные программы и проекты, систему действующих спе-
циализированных федеральных и региональных фондов технологического развития;
- предоставлять гарантии при получении организациями инновационной сферы кредитов;
- создавать условия для развития венчурного финансирования инновационных проектов социально-экономического развития муниципального образования;
- содействовать развитию и функционированию обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан;
- способствовать развитию прозрачной системы конкурсного отбора инновационных проектов для инвестирования;
- инициировать и подготавливать совместные заявки на получение финансовой помощи из средств зарубежных фондов, которые активно поддерживают деятельность некоммерческих организаций;
- способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях [Наумов// Институт УрО РАН].
Муниципальное образование может выступать заказчиком наукоемкой продукции, необходимой для развития городского или сельского поселения, и инвестировать деятельность инновационно активного предприятия путем формирования муниципального заказа. Финансовую поддержку инновационной деятельности муниципальные органы власти могут осуществлять и в форме финансовых инвестиций, которые предполагают операции с ценными бумагами, выпущенными новаторами с целью привлечения средств для реализации инновационных проектов. Муниципальные финансовые инвестиции играют важную роль в развитии новых производств, а также в период рационализации и модернизации действующих предприятий.
Наибольшее значение в условиях дефицита финансовых ресурсов для инновационного развития предприятий приобретает венчурное инвестирование. Венчурное инвестирование является прежде всего региональным механизмом повышения инновационной активности территории, но для его развития необходима инженерная инфраструктура, которую создают и поддерживают муниципалитеты. Нередко бездеятельность органов местной власти становится тормозом не только в процессе создания венчурных фондов, но и развития всей инновационной инфраструктуры на территории муниципального образования.
Льготное налогообложение является в основном региональным и федеральным механизмом поддержки инновационной активности организаций, однако органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы для налогов, поступающих в местный бюджет.
Важным источником финансовых средств, которые могут использоваться органами местной власти на инвестирование важных инновационных проектов социально-экономического развития, являются: доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, прибыль муниципальных предприятий, часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями
платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов. Органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы инновационно активным предприятиям за использование объектов муниципальной собственности (земельных участков, объектов транспортной инфраструктуры и т.д.). Они могут накладывать и штрафы за превышение норм загрязнения окружающей среды, нерациональное использование водных и других природных ресурсов, связанное с ориентацией на старые технологии, оборудование.
В целях повышения инновационной активности муниципального образования могут использоваться и законодательные механизмы (утверждение целевых инновационных программ и стратегических проектов социально-экономического развития муниципального образования, муниципальной инновационной политики и т.д.). Особую актуальность имеет создание и дальнейшее развитие законодательства, регулирующего вопросы инновационного развития муниципального образования, закрепление полномочий органов местного самоуправления по стимулированию инновационного развития организаций, функционирующих на их территории. Огромную важность имеет совершенствование налогового законодательства (введение стимулирующих инновационную активность организаций налоговых льгот, которые закреплены в федеральных законах, но отсутствуют в налоговом законодательстве).
Важным механизмом стимулирования инновационной активности муниципального образования является информационный механизм - создание информационных баз данных организаций, осуществляющих инновационную и научно-исследовательскую деятельность, нововведений, используемых инноваций и т.д. Муниципальные образования могут объединяться по функциональному признаку в целях информационного сотрудничества, обмена опытом, совместного решения насущных проблем.
Для обеспечения процесса возобновления интеллектуальных ресурсов территории органы местной власти могут использовать и кадровые механизмы (предоставление коммунальных льгот работникам научной и инновационной сферы, помощь инновационно активным организациям и научно-исследовательским учреждениям в решении жилищной проблемы работников, сотрудничество с высшими учебными заведениями в целях повышения квалификации муниципальных служащих и т.д.).
Таким образом, прогрессивное социально-экономическое развитие территорий и повышение их конкурентоспособности сегодня возможно, преимущественно за счет активного использования субъектами муниципальных образований как технологических, так и социальных нововведений.
В инновационном развитии нуждаются все отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля, ЖКХ, здравоохранение, образование и т.д. Кризисное состояние объектов коммунального хозяйства, изношенность инженерных сетей, общественного транспорта и многие другие проблемы значительно повышают актуальность решения проблем инновационного харак-
тера именно на уровне муниципального образования.
Библиографический список
1. Глазырин М.В. Инновационный социально - производственный комплекс на уровне муниципального образования / М.В.Глазырин - М.: Наука, 2007. - 307 с.
2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения / Н.Д.Кондратьев // Избранные труды. -М.: ЗАО Экономика, 2002. - 767с.
3. Кузнец С. Современный экономический рост: результа-
ты исследований и размышления // Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России; под ред. Ю.В. Яковец. - СПб.: Гуманистика, 2003. - С. 104 - 124.
4. Наумов И.В. Концепция становления и роста инновационной активности муниципальных образований http://www.uiec.ru/files/younqproject2007/part3/Naumov.rar
5. Пузиков А.Е. Социальные инновации и социальная работа // Отечественный журнал социальной работы. -2003. - № 2 . - С. 15 - 25.
ББК У9(2рос) 262.25
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
В.И.Баранов1, Ю.В.Борисова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены существующие методы оценки рисков и неопределенностей инвестирования, сформулированы требования к системе оценки инвестиционных рисков на примере пищевой промышленности и разработан алгоритм построения модели, позволяющей оценить риск инвестиционного проекта.
Ключевые слова: методика, система анализа, эффективность инвестиций, прибыльность, инвестиционный проект.
SOME ASPECTS OF THE PROCEDURE OF ESTIMATION AND FORECASTING OF INVESTMENT RISKS V.I. Baranov, Y.V. Borisova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074
The authors consider the current methods of estimation of risks and investment uncertainties; formulate requirements for the system of investment risk estimation on example of food industry; and work out the algorithm to build a model enabling to estimate the risk of an investment project.
Key words: procedure, an analysis system, investment efficiency, profitability, an investment project.
В настоящее время в мире разработано много методик оценки и прогнозирования рисков инвестирования. Но каждая методика разработана применительно к определенному виду инвестирования, т.е. нет системы расчета рисков, которая бы соединяла преимущества отдельных методов расчета в едином комплексе.
Существующие методы расчета эффективности инвестиций имеют множество недостатков. Один из них не дает никакой информации о степени риска и существенно ограничивает возможности моделировании различных вариантов, так как все сводится к анализу зависимости критериев NPV (IRR, PI и др.) от изменений только одного показателя. Другой метод требует большого объема вычислений и тот факт, что человеку психологически трудно оценивать вероятности не позволяет отнести его к числу оптимальных.
Таким образом, существует реальная необходимость в создании эффективной системы расчета, сочетающей в себе разнообразные методы оценки эффективности инвестирования.
Сформулируем требования к данной системе анализа эффективности инвестиций в пищевую промышленность. Расчет должен учитывать:
1) нормативный коэффициент эффективности инвестиций для пищевой промышленности;
2) минимальный гарантированный выигрыш от инвестирования и гарантированные затраты проекта;
3) риски проекта;
4) ожидаемый доход и риск проекта;
5) поправку на отраслевой коэффициент риска для пищевой промышленности;
6) случайное распределение вероятностей. Используем один из критериев эффективности в
условиях полной неопределенности - минимаксный критерий гарантированных затрат для построения матрицы эффективности по четырем вариантам проекта оптимизации производственно-сбытовой системы ЗАО «Иркутский хладокомбинат «Фабрика мороженого», а именно - запуска новой линии продукции - эскимо «Пломбир №1» на собственном оборудовании, вместо размещения заказа на Новокузнецком хладокомбинате.
С помощью этого метода проект производства эскимо обладает множеством вариантов инвестирования:
К = {К,},I = 1т, где К - переменные параметры проекта, которыми
1 Баранов Владимир Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры теплогазоснабжения, вентиляции и охраны воздушного бассейна.
Baranov Vladimir Ivanovich, a candidate of technical sciences, an associate professor of the Chair of Heat and Gas Supply, Ventilation and Protection of Air Basin.
2Борисова Ю.В., аспирант, тел.: 8-950-1111-494, e-mail: [email protected]. Borisova Y.V., a postgraduate. Tel.8-950-1111-494, e-mail: [email protected].