Научная статья на тему 'Инновации как фактор развития локальных экономических систем'

Инновации как фактор развития локальных экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЛОКАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / INNOVATIONS / LOCAL ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плуталов Артем Сергеевич

Выявлены и структурированы факторы развития локальных экономических систем (ЛЭС). Рассмотрены инновационные процессы, влияющие на развитие экономики регионов и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation as a factor of development of local economic systems

Factors of development of local economic systems are revealed and structured. The innovative processes, influencing the development of economy of regions and the country as a whole are considered.

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор развития локальных экономических систем»

участие региона в реализации федеральных целевых программ и др.);

- социально-политические (авторитетность региональной и местной власти; уровень коррумпированности структур власти; уровень социальной напряженности; наличие социальных конфликтов; уровень развития социальной сферы и др.).

Нетрудно установить, что названные условия - результат вполне определенных решений и действий региональных органов власти и управления.

Важно при этом учитывать, что эффективность этих действий в существенной мере зависит от тесноты и характера взаимодействия властей и бизнеса, относящегося к реципиентам и инвесторам.

4. Алексеева В.В. Регулирование регионального развития с учетом инвестиционной привлекательности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2004.

5. Ройзман И.И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов // Инвестиции в России. 2006. № 3. С. 3-4.

6. Рябов Ю.П., Дудоров Д.В. Инвестиционная привлекательность региона в условиях мирового хозяйства: тенденции, основные факторы // Проблемы социально-экономического развития России: интеграция в мировое сообщество: материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2006. С. 255.

Поступила в редакцию 3.12.2009 г.

1. Подмолодина И.М. Инвестиционная политика в целях экономического роста. Воронеж, 2006. С. 339.

2. Балбеков А.И. Инвестиционная стратегия предприятия. Воронеж, 2004. С. 118.

3. Мамий Е.А. Инвестиционная политика органов власти - фактор устойчивого развития территорий в условиях глобализации // Ресурсный потенциал национальной экономики в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2008. С. 26-27.

Borzakov I.V. Investment activity in the region as an object of state regulation.

The analysis of existing interpretations of investment activity revealing its content has been performed in this article. Author offers his own methodological approach towards identification of investment activity as an object of economical impact by the state. A list of factors (potentials), identifying capabilities of investment activity in the region was created.

Key words: investment activity; subject of investment activity; conditions and factors of investment activity; state target function in the sphere of investment activity.

УДК 33:001.5

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

© А.С. Плуталов

Выявлены и структурированы факторы развития локальных экономических систем (ЛЭС). Рассмотрены инновационные процессы, влияющие на развитие экономики регионов и страны в целом. Ключевые слова: инновации; локальные экономические системы.

Инновационное развитие является важнейшим компонентом экономического развития, отвечающим глобальным вызовам современности. Необходимо учитывать, что сегодня значительно возрастает не только практическая реализация инновационных технологий и процессов, но и теоретическое осмысление данных тенденций в теоретических исследованиях.

Исследуя природу инновационных процессов и факторов их стимулирования, экономическая наука фокусируется на широкомасштабном процессе генерирования идей и теорий, вопросов приоритетности проблем инноватики и экономико-культурных предпосылок необходимости инновационных идей. В зависимости от предмета исследования и объекта, инновации исследуются как:

- система (Й. Шумпетер [1]);

- изменение (И. Перлаки, Ю. Яковец и др. [2-4]);

- процесс (Б. Твисс [5]);

- результат (Б. Санто [6]).

Рассматривая категорию «инновация»

как экономическое явление, способное не только удовлетворять потребности более эффективными, чем у конкурентов, способами, но и одновременно сохранять и укреплять благополучие потребителей и общества в целом, добиваясь, таким образом, равновесия между тремя целями: прибыль предприятия, удовлетворение нужд потребителей, интересы общества - считаем возможным сформулировать уточненное определение указанной категории. Инновация - это результат трансформации идей, исследований, разработок, новое или усовершенствованное научнотехническое, социально-экономическое, политическое и другое решение, способствующее, в конечном счете, повышению качества и уровня жизни населения, национальной безопасности государства посредством гармонизации экономических интересов субъектов хозяйствования (прибыль фирм), рыночных интересов потребителей (удовлетворение потребностей с наименьшими затратами) и интересов общества (рационализация потребностей, охрана окружающей среды, сокращение безработицы, рост налогооблагаемой базы, повышение средних доходов населения, сокращение их дифференциации, рост интеллектуального потенциала общества, увеличение продолжительности жизни населения, повышение конкурентоспособности регионов, страны и т. п. [1]).

В настоящее время инновационному развитию уделяется все большее внимание на всех уровнях государственного, муниципального и внутрифирменного управления. И это не случайно. По результатам мировой практики до 30 % прироста ВВП (в некоторых источниках этот показатель указывается в пределах 70-80 %) обеспечивается научнотехническим развитием.

Следует заметить, что в современной литературе существует множество трактовок таких понятий, как инновация, инновационная деятельность, различные виды классификации инноваций. Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) понимают «инвестицию в нова-

цию». Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой определенное новшество, которого не было раньше. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.

Примечательно, что сам термин «инновация» как новую экономическую категорию ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J.A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии ХХ в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса. При этом под инновацией ученый подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Согласно Й. Шумпетеру, инновация - это главный источник прибыли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития» [7].

В современной России официальными терминами по инновации являются термины, используемые в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 19982000 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. В данном документе инновация (нововведение) трактуется как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

В рамках экономической теории выделяются разные типы национальных экономических систем в зависимости от того, какой критерий лежит в основе их выделения (аграрная, индустриальная, постиндустриальная или традиционная система, административно-командная, смешанная экономика и другие). Локальная экономическая система

представляет собой систему особого типа, поскольку ее обособление происходит внутри национальной экономики. Основу такого обособления составляют: возможность территориального обособления местных сообществ; возможность относительного обособления и институционального оформления целей социально-экономического развития местных сообществ; обособление процесса воспроизводства местного сообщества, основанное на широком спектре материальных потребностей, которые обслуживают нужды данного сообщества, но не затрагивают общенациональных интересов; наличие и обособление коллективного интереса в качестве одного из наиболее эффективных инструментов удовлетворения потребностей людей, проживающих совместно [8].

Выделение локальной экономической системы в качестве самостоятельной и описание ее основных характеристик стало возможным благодаря наличию наряду с государственной, частной, групповой, муниципальной собственности как собственности особого вида. Муниципальная собственность, в свою очередь, являясь особым видом собственности, образует тот экономический фундамент, на базе которого и формируется особый тип экономических систем - локальных экономических систем.

Процесс выделения локальных экономических систем, действующих на принципах самоуправления, внутри национальных особенно усилился во второй половине ХХ столетия. Это было обусловлено целым рядом причин как экономического, так и политического характера. Если говорить о причинах политического характера, то широкое распространение такого рода систем тесно связано с утверждением институтов демократии, гражданского общества, правового государства и связанных с ними теорий и идей прав и свобод отдельно взятой личности. Согласно этим теориям, главным и единственным источником и носителем власти является народ данной страны. Соответственно, народ вправе установить у себя любые формы власти, которые он сочтет наиболее подходящими для реализации своих интересов.

Экономические причины, способствующие усилению процесса выделения локальных экономических систем в рамках национальных, были обусловлены объективной

необходимостью децентрализации хозяйственной жизни на определенном этапе развития общества, когда существенно расширились экономические функции государства, а сами национальные экономические системы стали представлять собой многоструктурные, многосложные образования, включающие большое количество разнообразных потребностей и интересов, не учитывать которые уже было нельзя.

Вполне очевидно, что в этих условиях формирование локальных экономических систем явилось формой разрешения целого ряда противоречий функционирования национальных экономических систем, когда развитие материально-технической базы производства и усложнение на этой основе экономических взаимосвязей, форм и видов хозяйственной деятельности, способов удовлетворения потребностей граждан стало несовместимо с осуществлением большинства экономических функций по регулированию национальной экономики исключительно центральным правительством.

Заметим, что децентрализация власти сама по себе еще не является достаточным и необходимым условием формирования локальных экономических систем. Куда большее значение имеет введение в научный оборот и раскрытие сущности понятия «локальная экономическая система». Решение данной теоретической проблемы невозможно в рамках уже существующих категорий, таких как «местное самоуправление», «муниципальное образование» или «муниципальное хозяйство».

Локальная экономическая система (ЛЭС) -это более сложное понятие, представляющее собой единство собственно экономических и организационно-управленческих отношений, проявляющееся в особом характере их воспроизводства. Таким образом, локальная экономическая система - это совокупность экономических отношений по поводу совместного владения, пользования и распоряжения средствами производства населением, проживающим на обособленной территории, которая находит свое непосредственное выражение в самоуправлении и коллективном присвоении полученного дохода в целях обеспечения жизнедеятельности и развития локального сообщества и предоставления его жителям социально значимых услуг.

Сегодня активизация инновационной деятельности имеет важное значение как для России в целом, так и для каждого ее региона. Инновационный характер регионального развития проявляется, в первую очередь, в расширении списка субъектов социальноэкономического развития региона, формировании новых источников и механизмов развития, изменении функций и задач органов территориального управления, критериев оценки социально-экономической эффективности преобразований и изменений. Собственно регионализация отечественной экономики как проявление децентрализации экономики, власти и управления представляет собой социально-экономическую инновацию, внедряемую на государственном уровне. На «поверхности» данного процесса -институализация региональных воспроизводственных систем, частичное «замыкание» региональных экономик, усиливающее воздействие на производство комплекса региональных факторов, способствующее становлению конкурентных отношений как по горизонтали, так и по вертикали [9].

Результатом становится обособление территорий со специфическим комплексом воспроизводственных условий и внутренней логикой экономического развития. В современных условиях регионы и города становятся мировыми авторами развития, участниками конкурентной борьбы за привлечение капитала на национальном и мировых рынках. При этом в контексте сказанного выше базовым условием повышения их конкурентоспособности становится развитие и эффективное использование собственного социально-экономического потенциала, в свою очередь, повышающего эффективность жизнедеятельности в пространстве региона.

Процессы глобализации, рост конкуренции, доминирование инновационного пути развития - это те внешние факторы, которые требуют модернизации системы управления региональным развитием, придания ей системного и инновационного характера. Комплексность и системность в подходах к решению означенной проблемы формируют основания для внедрения инновационных технологий в практику социально-экономического развития региона. Так, рост числа и разнообразие субъектов, определяющих вектор и темпы развития, является принципи-

ально новым фактором в жизнедеятельности регионов. В числе основных субъектов выступают местные органы государственной власти, органы МСУ в лице многообразных общественных организаций, структуры бизнеса. Следует отметить, что в большинстве регионов производство двух третей товаров и услуг обеспечивается негосударственным сектором экономики, и при этом отсутствуют рычаги прямого влияния власти на деятельность хозяйствующих субъектов. Население региона и, в первую очередь, его экономически активная часть, его интеллектуальный, социальный, инновационный и инвестиционный потенциал становятся доминантной составляющей социально-экономического

потенциала региона. Активизация потенциала населения требует концентрации внимания и усилий органов управления всех уровней на решении определенного комплекса проблем. В числе первоочередных - реализация в России права на труд в соответствии с концепцией МОТ, т. е. обеспечение продуктивной и эффективной занятости; создание новых современных рабочих мест с высокими социально-экономическими характеристиками (технологический уровень; уровень заработной платы, возможности самореализации); разработка и внедрение механизмов совершенствования социально-трудовых отношений и повышения стоимости рабочей силы; формирование эффективной системы образования, подготовки и переподготовки кадров и создание условий для их реализации (в качестве механизма сдерживания процессов нежелательной миграции и деинвестирования отечественной экономики) и т. д. Решение названных проблем входит в перечень основных направлений повышения уровня и качества жизни населения региона в соответствии с европейскими и мировыми стандартами. Что касается субъектов хозяйственно-экономической деятельности, ключевой задачей региональных органов управления становится формирование в регионе благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, повышение экономической и социально-экономической эффективности предпринимательской и инвестиционной деятельности. Исходя из этого в новом контексте предназначение региональных органов управления состоит в создании мотивационного поля среди населения и

предпринимателей, формировании благоприятной среды, наилучших условий для реализации и развития всех экономически активных субъектов жизнедеятельности региона, согласовании их интересов и координации деятельности в направлении инновационных прорывов в приоритетных направлениях социально-экономического развития региона. Решение, в первую очередь, должно состоять в создании в регионе необходимой инфраструктуры, адекватной социально ориентированной рыночной экономике, ее мягкой (институтов) и жесткой (материальной) составляющих. Так, стимулирование экономической и социальной активности населения требует становления в регионе таких важнейших институтов рыночной экономики, как рынок труда и рынок образовательных услуг (и в целом изменения роли института образования и повышения внимания к его экономической эффективности); внедрения современных форм занятости и мотивации высокопроизводительного труда, института социального партнерства на предприятиях (например, через участие наемных работников в прибылях предприятия, в управлении) и т. д. Повышение эффективности предпринимательской и инвестиционной деятельности предполагает становление в регионе института предпринимательства как такового, института интеллектуальной собственности, формирование инфраструктуры инвестиционного рынка и в его составе рынка инноваций как важнейшего сегмента, обеспечивающего коммерческое использование научно-технического потенциала региона. А также предполагает становление и развитие института социального партнерства на уровне основных авторов инновационного развития региона (как предпосылку роста его социального капитала), реализуемого, в свою очередь, в рамках института стратегического планирования и программирования, организацию Агентств регионального развития, формирование бюджета развития в составе бюджета региона и т. д.

Необходимо заметить, что становление института стратегического планирования и внедрение методологии стратегического планирования и программирования в региональную практику управления в России должно не только содействовать концентрации ресурсов на приоритетных проблемах и

программах развития, а кроме того способствовать их эффективному использованию, объединяя единой целью все составляющие политики социально-экономического развития региона: промышленной, технологической, инновационной, инвестиционной, социальной, политики занятости [10].

Стратегический план развития региона становится тем инструментом, который позволит сосредоточить интересы и усилия всех субъектов жизнедеятельности региона на главной цели - достижении европейских стандартов уровня и качества жизни населения. При этом он должен повысить транспарентность (прозрачность) деятельности участников регионального развития, снизить риски хозяйственно-экономической деятельности и уменьшить ее теневой сектор. Важность данного института как одного из элементов инвестиционного климата государства и его регионов подчеркивалась неоднократно. Однако, несмотря на обострение внимания к стратегическому планированию и программированию, многие крупные проекты, как правило, носят декларативный характер, не связаны между собой ни по срокам выполнения, ни по содержанию. При этом они недостаточно обеспечены ресурсами, что в конечном итоге влечет за собой нерациональное использование вложенных интеллектуальных и финансовых ресурсов, неудовлетворительные темпы социально-экономических преобразований. Эффективность внедрения института стратегического планирования территориального развития долгое время в России сдерживалась отсутствием научной проработки целого ряда проблем теоретико-методологического характера, состоящих в определении предмета стратегического планирования, системы факторов, условий и показателей, на которые следует опираться при создании региональных концепций и программ. Таким образом, инновационное развитие региона - комплексная системная проблема, выходящая за рамки сугубо инновационно-промышленной политики, что позволяет сделать следующие выводы: социализация экономики, инвестиций и трудовых отношений становится ведущим направлением повышения социально-экономического потенциала региона; необходимым условием разработки эффективной долгосрочной стратегии развития региона явля-

ется сбалансированное развитие производственного, научно-технического и образовательного потенциала территории; стратегической задачей региональной инвестиционной политики должно стать создание условий для увеличения инвестиций в человеческий капитал; формирование в регионе рынка инновационных технологий и другой инфраструктуры, обеспечивающей процессы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, является сегодня ключевой социально-экономической задачей; эффективность системы регионального управления должна оцениваться направленностью и динамикой реально осуществляемых институциональных преобразований, способствующих росту совокупного регионального потенциала; существенно необходимым в обеспечении целостности и устойчивости системы является поддержка организационных инициатив региональных органов управления экономическими механизмами, позволяющими естественным образом консолидировать интересы и направить активность всех субъектов экономической деятельности на территории региона. Это требует развития и укрепления материальнофинансовой основы органов территориального управления как за счет налоговых, так и неналоговых источников и может найти воплощение, например, в формировании бюджета развития и региональных венчурных фондов.

Таким образом, подводя итоги исследования, следует заметить, что изучение инноваций в развитии локальных экономических систем представляет собой актуальную задачу современной экономической теории, отражает интерес научного сообщества к совокупности экономических отношений по поводу совместного владения, пользования и распоряжения средствами производства населением, проживающим на обособленной территории. Важно учитывать, что данная

концепция находит свое выражение в развитии самоуправления, в т. ч. и при позиционировании собственно жизнедеятельности и локального сообщества, предоставления его жителям социально значимых услуг.

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

2. Перлаки И. Нововведения в организациях. М., 1981.

3. Хожаев И.С. Классификация инноваций и обоснование. иКЬ: http://conf.bstu.ru/articles/ hst/?conf_id=33&page=6&sort=orgamz+desc&. Загл. с экрана.

4. Яковец Ю.В. Научно-технический прогресс (экономика и управление). М., 1998.

5. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М., 1989.

6. Санто Б. Инновации как средство экономического развития. М., 1990.

7. Колесников А.В. Значение инновационного фактора в стратегии развития региона. иКЬ: http://www.evrodol.ru/vladimir/vladimir_14.htm. Загл. с экрана.

8. Локальные самоуправляемые экономические системы: теоретический аспект. М., 2006.

9. Дружинин А.Г., Ионов А. Ч. Регионализация -составляющая модернизации российской экономики // Известия ВУЗов, Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2001. № 4.

10. иКЬ: http://dspace.nbuv. gov.ua:8080/dspace/bits tream/handle/123456789/4392/st_26_16.pdf?seq

Поступила в редакцию 18.12.2009 г.

Plutalov A.S. Innovation as a factor of development of local economic systems.

Factors of development of local economic systems are revealed and structured. The innovative processes, influencing the development of economy of regions and the country as a whole are considered.

Key words: innovations; local economic systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.