Научная статья на тему 'Инвестиционная деятельность в регионе как объект государственного регулирования'

Инвестиционная деятельность в регионе как объект государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2415
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INVESTMENT ACTIVITY / SUBJECT OF INVESTMENT ACTIVITY / CONDITIONS AND FACTORS OF INVESTMENT ACTIVITY / STATE TARGET FUNCTION IN THE SPHERE OF INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзаков Игорь Викторович

В данной статье проведен анализ существующих трактовок инвестиционной деятельности, раскрывающих ее содержание. Предложен авторский методологический подход к идентификации инвестиционной деятельности как объекта управленческого воздействия государства. Разработан состав факторов (потенциалов), определяющих возможности инвестиционной деятельности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment activity in the region as an object of state regulation

The analysis of existing interpretations of investment activity revealing its content has been performed in this article. Author offers his own methodological approach towards identification of investment activity as an object of economical impact by the state. A list of factors (potentials), identifying capabilities of investment activity in the region was created.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная деятельность в регионе как объект государственного регулирования»

УДК 33.332.146

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНЕ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ © И.В. Борзаков

В данной статье проведен анализ существующих трактовок инвестиционной деятельности, раскрывающих ее содержание. Предложен авторский методологический подход к идентификации инвестиционной деятельности как объекта управленческого воздействия государства. Разработан состав факторов (потенциалов), определяющих возможности инвестиционной деятельности в регионе.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность; содержание инвестиционной деятельности; условия и факторы инвестиционной деятельности; целевая функция государства в сфере инвестиционной деятельности.

Выявление роли государства в развитии инвестиционной деятельности в регионе сопряжено с четким определением объекта регулирования, управленческое воздействие на который может обеспечить рост ее масштабов и повышение эффективности.

При решении этой задачи полагаем целесообразным, прежде всего, обратиться к существующим трактовкам инвестиционной деятельности, раскрывающим ее содержание.

И.М. Подмолодина определяет инвестиционную деятельность как совокупность практических действий по реализации инвестиций [1].

Нетрудно заметить, что процессы мобилизации инвестиций выведены ею за пределы сферы инвестиционной деятельности.

Иная точка зрения у А.И. Балбекова, который определяет инвестиционную деятельность как целенаправленно осуществляемую совокупность мер организационного, финансово-экономического и коммерческого характера, которые используются участниками инвестиционного процесса в целях привлечения требуемого объема инвестиционных ресурсов, рационального формирования их структуры, выбора наиболее эффективных объектов для вложения инвестиций, а также разработки и реализации сбалансированной инвестиционной программы [2].

На наш взгляд, она не может быть оценена однозначно. С одной стороны, заслуживает поддержки позиция, раскрывающая инвестиционную деятельность в единстве различных процессов (привлечения инвестиций, формирования их структуры, разработки и реализации инвестиционных проектов). С другой стороны, автор абсолютизирует значение коммерческого успеха, достигаемого

соответствующими мерами. Инвестиции в человеческий капитал, например в систему государственного профессионального образования, изначально не ориентированы на извлечение прибыли.

Некорректна и другая крайность в определении инвестиционной деятельности как объекта государственного воздействия. Так, например, Е.А. Мамий, фиксируя контуры региональной инвестиционной политики, ограничивает сферу использования финансовых ресурсов государства только социальным сектором субъекта РФ [3].

Между тем в створе стратегических интересов государства находятся и другие сектора экономики: оборонно-промышленный, агропромышленный, топливно-энергетический,

выступающие реципиентами государственных инвестиций. В современных условиях они дополняются инновационным комплексом как межотраслевым образованием, в котором, наряду с организациями, реализующими креативный потенциал, функционируют предприятия разных отраслей реального сектора экономики.

Не ставя задачу систематизации множества представленных в литературе точек зрения, раскрывающих содержание инвестиционной деятельности, полагаем возможным предложить авторский методологический подход к ее идентификации как объекта управленческого воздействия государства. Его формируют следующие теоретические положения.

1. Инвестиционная деятельность в рыночной экономике является объектом воздействия разных субъектов: частных лиц (юридических, физических), государственных и местных органов власти и управления,

общественных объединений и организаций (профсоюзов, торгово-промышленных палат, саморегулируемых организаций и др.).

Каждый из них преследует вполне определенные интересы. Общность (однонаправленность) интересов разных субъектов является объективной основой интеграции их усилий.

В этом контексте очевидно, что необходимым моментом идентификации инвестиционной деятельности как объекта государственного воздействия является установление состава интересов государства, связанных с ее развитием.

2. В рамках сложившейся в России системы разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ государственные органы власти и управления в регионе имеют вполне определенный состав ресурсов (финансовых, кадровых, информационных и др.) и основных задач, решение которых призвано обеспечить активизацию инвестиционной деятельности.

В этой связи выявление целевой функции государства, реализуемой им в сфере инвестиционной деятельности региона, является необходимым моментом содержательной характеристики этой деятельности как объекта управления.

3. Инвестиционная деятельность в регионе является сложной системой, имеющей множество параметров «входа» и «выхода». Аксиоматичны положения, относящие к параметрам «входа» объем и структуру инвестиций, «точки» (сферы, объекты) их приложения, к параметрам «выхода» - приращение объемов производства, повышение качества и рост конкурентоспособности продукции, освоение ее новых видов и др.

Полагаем, что в этом перечне важное место принадлежит также условиям и факторам инвестиционной деятельности, оказывающим существенное влияние как на объем инвестиционных ресурсов, так и на эффективность их использования. В современной рыночной экономике, где государство в основном применяет косвенные методы воздействия на частные предпринимательские структуры, процессы формирования благоприятных условий и факторов инвестиционной деятельности являются ключевым объектом его внимания и действий.

Безусловно, такое утверждение следует рассматривать в системном контексте, учитывающем и прямое воздействие государства на инвестиционную деятельность посредством выделения принадлежащих ему денежных средств, ценных бумаг, имущества, имущественных прав, вкладываемых в значимые для него инвестиционные проекты.

Установление и содержательная характеристика состава этих условий и факторов -необходимый момент идентификации инвестиционной деятельности в регионе как объекта государственного управления.

Реализация предложенного методологического подхода позволит, на наш взгляд, развить, уточнить и дополнить теоретические представления об особенностях инвестиционной деятельности как объекте государственного управления (регулирования).

В соответствии с обоснованными императивами реализуем итерационную технологию исследования, первым этапом которой является установление интересов, реализуемых органами власти и управления субъекта РФ.

Полагаем, что в числе основных интересов государства могут быть выделены: рост валового регионального продукта (ВРП) и улучшение его структуры; рост доходов регионального и местных бюджетов; рост доходов и занятости населения; рост доли региона в общероссийском объеме инвестиций; снижение территориальной социально-экономической асимметрии; повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе развития инноваций; улучшение состояния окружающей среды.

По нашему мнению, «Дерево» целей и задач государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе в современных условиях может быть построено следующим образом.

Основная цель - обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъекта РФ на основе расширения масштабов и повышения эффективности инвестиционной деятельности, ориентированной на инновационное обновление основных фондов, технологий, человеческого капитала, продукции и услуг, механизмов внутрихозяйственного и государственного управления.

На втором уровне состав базовых целей определяется следующим образом:

1.1. Расширение финансовой базы инвестиций, обеспечивающих инновационное развитие перспективных секторов, отраслей, хозяйствующих субъектов социально-экономической системы субъекта РФ.

1.2. Развитие инновационной системы региона, обеспечивающей технологическими, продуктовыми и организационными инновациями субъектов хозяйствования в экономике и социальной сфере.

1.3. Повышение эффективности инвестиционной деятельности.

При декомпозиции этих целей на третьем уровне определяется состав задач государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе, в числе которых следующие:

1.1.1. Активизация частных инвестиций.

1.1.2. Содействие мобилизации средств населения институциональными инвесторами.

1.1.3. Обеспечение роста инвестиционного компонента в бюджетном финансировании предприятий и организаций.

1.2.1. Содействие созданию и развитию экономико-организационных форм, реализующих долговременные связи между организациями, реализующими креативный потенциал (вузами, НИИ, КБ), и субъектами реального сектора экономики.

1.2.2. Создание условий для развития системы консалтинговых услуг и информационных коммуникаций.

1.2.3. Формирование в регионе институтов развития (инвестиционного фонда, венчурных фондов и др.), ориентированных на поддержку наиболее значимых инновационных проектов.

1.3.1. Создание необходимой законодательной базы для надежной защиты вкладываемых средств и снижения инвестиционных рисков.

1.3.2. Обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях-реципиентах.

1.3.3. Создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы хозяйствования.

1.3.4. Упрощение процедур согласования и получения разрешительной документации.

1.3.5. Формирование и развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности.

1.3.6. Содействие внедрению хозяйствующими субъектами эффективных инструментов менеджмента.

1.3.7. Обновление форм, методов и инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью.

В определении состава условий и факторов инвестиционной деятельности целесообразно, на наш взгляд, обратиться к результатам исследований, предметом которых выступает инвестиционный потенциал, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность региона, поскольку во всех случаях в фокусе внимания оказываются те параметры системы «инвестиционная деятельность», воздействуя на которые органы власти субъекта РФ могут оказывать существенное влияние как на масштабы инвестиционной деятельности, так и на ее результаты.

В.В. Алексеева в число факторов инвестиционной привлекательности региона включает производственно-финансовый, социальный, природно-географический потенциалы региона, а также его социально-политическую и экологическую безопасность, декомпозируя их на конкретные социальные, политические, экологические, природно-ре-сурные характеристики, налоговый потенциал и бюджетное состояние, человеческий потенциал, продовольственную безопасность [4].

Полагаем обоснованной позицию, в соответствии с которой к факторам, определяющим состояние и динамику развития инвестиционной деятельности в регионе, относят различного рода потенциалы, присущие конкретному региону. Вместе с тем отметим, что предложенный В.В. Алексеевой состав потенциалов не удовлетворяет критерию необходимого и достаточного разнообразия. Вне поля ее зрения остались такие ключевые потенциалы субъекта РФ, как инновационный и трудовой.

И. Ройзман определяет инвестиционный климат регионов как сложившуюся за ряд лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других объективных условий, формирующих его инвестиционную привлекательность, и определяемый ею масштаб (объем и темп) привлечения инвестиций в основной капитал региона, т. е. инвестиционную активность в нем [5].

Ю. Рябов и Д. Дудоров относят к факторам инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата региона: геополитическое и геоэкономическое расположение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; социально-экономическую ситуацию в области; политическую стабильность; нормативно-правовое поле; эффективность финансовой системы; региональный бюджет; состояние и развитие инфраструктуры регионального рынка; эффективность реализации административной реформы; наличие механизма стимулирования инвестиционного роста; систему льгот инвесторам [6].

На наш взгляд, в этом перечислении смешаны факторы, существование которых не зависит от действий властей, и условия, состав и содержание которых в существенной мере определяются действиями государственных органов власти и управления, отражают содержание социально-экономической политики, проводимой ими в конкретном субъекте РФ.

Государство воздействует и на факторы, способствуя их развитию и продуктивному использованию. Это воздействие может быть прямым и косвенным. В первом случае оно связано, например, с бюджетным финансированием научных исследований в ведущих вузах региона, результаты которых формируют инновационный потенциал территории. Во втором случае оно корректирует (улучшает) условия, в которых осуществляется инвестиционная деятельность. Так, вводя в действие новые правовые акты, регулирующие формирование перспективных форм интеграции вузов, НИИ и бизнеса (например, технопарки), государство способствует снижению длительности цикла «научные исследования - опытно-конструкторские разработки - производство».

Полагаем возможным предложить следующий состав факторов (потенциалов), определяющих возможности инвестиционной деятельности в регионе:

- географическое положение (для инвесторов значимы такие его характеристики, как размеры территории, плотность населения, близость к крупным географическим рынкам сбыта и др.);

- природные ресурсы (для инвесторов значимы такие характеристики, как структу-

ра и объем ресурсов, мощность отдельных месторождений и др.);

- трудовые ресурсы (для инвесторов значимы такие характеристики, как профессиональная и возрастная структура рабочей силы, уровень производительности труда и др.);

- производственный потенциал (для инвесторов значимы такие характеристики, как величина основного капитала, его структура, физический износ и др.);

- инновационный потенциал (для ин-

весторов значимы такие характеристики, как число инновационно-активных организаций, организаций, использующих информационно-коммуникативные технологии, объем

внутренних затрат на исследования и разработки и др.);

- инфраструктурный потенциал (для инвесторов значимы такие характеристики, как наличие производственных площадок с инженерной инфраструктурой, протяженность и качество транспортных коммуникаций, уровень развития банковской сети, системы телекоммуникаций и др.);

- потребительский потенциал (для инвесторов значимы такие характеристики, как уровень дифференциации населения региона по доходам, масштабы бедности, величина и структура потребительских расходов и др.).

В составе условий, значимых для ведения и развития инвестиционной деятельности в регионе, могут быть названы следующие:

- институциональные (для инвесторов значимы такие характеристики, как состояние правовой системы, регулирующей инвестиционные процессы в регионе, наличие правовых механизмов гарантии и защиты инвестиций, уровень бюрократизации процедур, регламентирующих реализацию инвестиционных проектов, условия предоставления инвесторам государственной поддержки и др.);

- экономико-организационные (для инвесторов значимы такие характеристики, как состав применяемых органами власти и управления форм, методов и инструментов стимулирования инвестиционной деятельности);

- финансовые (для инвесторов значимы такие характеристики, как бюджетная обеспеченность населения территории, объем финансовых ресурсов, выделяемых в рамках государственно-частного партнерства,

участие региона в реализации федеральных целевых программ и др.);

- социально-политические (авторитетность региональной и местной власти; уровень коррумпированности структур власти; уровень социальной напряженности; наличие социальных конфликтов; уровень развития социальной сферы и др.).

Нетрудно установить, что названные условия - результат вполне определенных решений и действий региональных органов власти и управления.

Важно при этом учитывать, что эффективность этих действий в существенной мере зависит от тесноты и характера взаимодействия властей и бизнеса, относящегося к реципиентам и инвесторам.

4. Алексеева В.В. Регулирование регионального развития с учетом инвестиционной привлекательности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2004.

5. Ройзман И.И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов // Инвестиции в России. 2006. № 3. С. 3-4.

6. Рябов Ю.П., Дудоров Д.В. Инвестиционная привлекательность региона в условиях мирового хозяйства: тенденции, основные факторы // Проблемы социально-экономического развития России: интеграция в мировое сообщество: материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2006.

С. 255.

Поступила в редакцию 3.12.2009 г.

1. Подмолодина И.М. Инвестиционная политика в целях экономического роста. Воронеж, 2006. С. 339.

2. Балбеков А.И. Инвестиционная стратегия предприятия. Воронеж, 2004. С. 118.

3. Мамий Е.А. Инвестиционная политика органов власти - фактор устойчивого развития территорий в условиях глобализации // Ресурсный потенциал национальной экономики в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2008. С. 26-27.

Borzakov I.V. Investment activity in the region as an object of state regulation.

The analysis of existing interpretations of investment activity revealing its content has been performed in this article. Author offers his own methodological approach towards identification of investment activity as an object of economical impact by the state. A list of factors (potentials), identifying capabilities of investment activity in the region was created.

Key words: investment activity; subject of investment activity; conditions and factors of investment activity; state target function in the sphere of investment activity.

УДК 33:001.5

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

© А.С. Плуталов

Выявлены и структурированы факторы развития локальных экономических систем (ЛЭС). Рассмотрены инновационные процессы, влияющие на развитие экономики регионов и страны в целом. Ключевые слова: инновации; локальные экономические системы.

Инновационное развитие является важнейшим компонентом экономического развития, отвечающим глобальным вызовам современности. Необходимо учитывать, что сегодня значительно возрастает не только практическая реализация инновационных технологий и процессов, но и теоретическое осмысление данных тенденций в теоретических исследованиях.

Исследуя природу инновационных процессов и факторов их стимулирования, экономическая наука фокусируется на широкомасштабном процессе генерирования идей и теорий, вопросов приоритетности проблем инноватики и экономико-культурных предпосылок необходимости инновационных идей. В зависимости от предмета исследования и объекта, инновации исследуются как:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.